Активное поведение это

Классификация видов поведения

Активное поведение это
Правомерное поведение может быть классифицировано по многим признакам и основаниям, таким как, субъект, субъективная и объективная сторона, юридические последствия и др.

Наиболее распространенная классификация правомерного поведения производится в зависимости от степени активности и его мотивов, которые отражают субъективную сторону правомерного поведения.

По степени активности выделяют тривида правомерного поведения.

1. Активное правомерное поведение. Это целенаправленная инициативная законная деятельность граждан, должностных лиц, связанная с дополнительными затратами времени, энергии, а иногда и материальных средств. Социально-активное поведение выражается в высокой степени ответственности субъекта. Он действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности. Правовая активность может проявляться в различных сферах общественной жизни. Социально-активное поведение отличается инициативой, дисциплинированностью. В этом случае субъект действует не из-за поощрения или страха перед наказанием, а на основе высокоразвитого правосознания и правовой культуры.

Для того чтобы защитить себя, обеспечить нормальные условия существования и развития, быть свободной в законных пределах, влиять на разработку и принятие законов, иметь в лице государства защитника, личность должна быть активной в экономическом, политическом, правовом, нравственном и иных отношениях.

Правовая активность личности – требование времени. Формы проявления правовой активности весьма многообразны.

Это и добросовестная служебная деятельность, и участие в формировании и работе партий, общественных объединений, и предметное обсуждение законопроектов, и сотрудничество с различными государственными структурами и т.д.

Социально активное поведение включает в себя следующие обобщающие компоненты:

активность в государственно-организованных формах деятельности в сфере правотворчества и правореализации;

активность в деятельности добровольных организаций;

активность в создании и деятельности общественных и общественно-государственных структур;

самостоятельную активность личности в сфере права.

2. Обычное правомерное поведение. В отличие от активного, оно не связано с дополнительными затратами и усилиями. Это повседневная служебная, бытовая и иная жизнь человека, соответствующая правовым нормам.

В рамках этого вида поведения граждане выполняют свои правовые обязанности, совершают те или иные юридически значимые действия. Но их активность здесь не превышает уровень правовых требований. Она обычна и необходима для нормальной жизнедеятельности человека в семье, государстве, обществе.

Правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку. Соблюдение норм закона становится внутренней потребностью человека. Человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим.

Это, хоть и привычное, но не бессознательное поведение. Именно таким образом удовлетворяются материальные, духовные и иные потребности человека[5].

3. Пассивное правомерное поведение. Оно проявляется в том случае, когда граждане намеренно не используют принадлежащие им права и свободы. Пассивно, например, ведет себя гражданин, не вступающий в брак, не приобретающий имущества, не участвующий в выборах.

Урон в этом случае наступает для самого гражданина, не использовавшего право для удовлетворения своих интересов.

Однако ущерб терпит и общество в целом, ибо пассивная позиция граждан в политической и правовой сфере открывает двери волюнтаризму в государственных делах, выводит государственные структуры из-под влияния и контроля народа.

По степени социальной значимости правовое поведение подразделяется на:

1. Объективно необходимые – это защита Родины, исполнение трудовых обязанностей, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил дорожного движения и т.д. Варианты такого поведения закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей. Выполнение их обеспечивается (помимо организационной деятельности государства) угрозой государственного принуждения.

2. Желательные для общества – (участие в выборах, вступление в брак, обжалование неправомерных действий должностных лиц и т.д.). Указанное поведение закрепляется не как обязанность, а как право, характер реализации которого во многом зависит от воли и интересов самого управомоченного. Многие варианты подобного поведения закреплены в диспозитивных нормах.

3. Социально допустимое поведение – таковы, например, развод, частые смены работы, забастовка. Государство не заинтересовано в их распространенности. Однако эти действия правомерные, дозволенные законом, а потому возможность их совершения обеспечивается государством.

4. Социально вредное, нежелательное для общества поведение нормативно закрепляется в виде запретов.

По мотиву выделают 4 вида правомерного поведения:

Мотив того или иного вида правомерного поведения означает причину выбора (осмысленного, либо бессознательного, в силу психологических, моральных, физических и других особенностей субъектов социального правомерного поведения).

1. Конформистское поведение – низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремясь приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все».

Данный вид правомерного поведения в значительной степени подвержен влиянию окружающих, зависит от «чужого мнения» и поэтому, как правило, оказывается конъюнктурным, несамостоятельным, приспособленческим. Слово «конформизм» в переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Поступаю «как все» – вот суть конформистского поведения.

Это в основном ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая, возможно, у субъекта еще не сформировалась. Мотивация простая: нежелание слыть «белой вороной», поступать так «как поступают другие»[6]. боязнь утратить доверие близких, друзей, знакомых или, напротив, стремление заслужить их одобрение, похвалу.

Немаловажное значение имеет фактор подражания.

2. Маргинальное поведение – в силу низкой ответственности, субъект находится как бы на грани антиобщественного, неправомерного.

Маргиналы – это люди, выбившиеся из нормальной колеи жизни, оказавшиеся на ее обочине или даже на дне (бомжи, бездомные бродяги, нищие, хронические алкоголики и наркоманы; не нашедшие себе места под солнцем бывшие заключенные; беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица, так называемые «группа риска» и другие слои населения). Их поведение чаще всего бывает на грани правомерного и неправомерного. Маргинальность в переводе с латинского языка как раз и означает край, граница, промежуточность. Это тип правомерного поведения, построенного на мотивах страха перед ответственностью, личных расчетов, боязни осуждения со стороны окружающих, диктуется особым «пограничным» состоянием личности, не преступающей границ дозволенного и запрещенного, но обладающей предрасположенностью к совершению противоправных действий.[7]

Такое поведение не становится неправомерным из-за страха перед наказанием, или в силу каких либо корыстных мотивов. Субъекты подчиняются закону, но не признают, не уважают его.

Маргинальная личность, лишившись привычных условий существования, не может сразу адаптироваться к новой социальной обстановке и проявляет в этой связи неудовлетворенность, агрессивность, апатию и неуверенность в завтрашнем дне. Оторванные от социальных корней, с изломанной судьбой, эти люди готовы на все.

В целях выживания способны пойти на различные правонарушения и преступления. Сама потенциально криминальная среда определяет их отношение к праву, морали, другим ценностям; их мир замкнут только на себя.

3. Нигилистическое поведение. Нигилизм означает отрицательное отношение к определенным правилам, нормам, принципам, взглядам, законам, образу жизни. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения индивида. Поведение нигилистически настроенных людей имеет свои особенности (скептицизм, сомнения, протест, экстремизм, радикализм).

При этом сами нигилисты, как правило, никаких позитивных программ и методов их осуществления не выдвигают. Их действия чаще всего балансируют на грани дозволенного и недозволенного. Нередко они считают, что уважать и соблюдать закон это «старомодно», склонны к максимализму, завышенным требованиям.

Однако их поведение не приводит к конфликтам с законом, к правонарушениям.

4. Законопослушное поведение – ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованием закона. Правомерные предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания. Такое поведение наиболее часто встречается в обществе. Правомерное поведение поддерживается государством, потому что оно является для него наилучшим.

Государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарования.

Признание поведения правомерным, означает возможность его защиты со стороны государственных органов. Некоторые из них специализируются на охране прав субъектов и поэтому носят название правоохранительных. Другие осуществляют защиту прав граждан в процессе выполнения своих управленческих функции и производственных задач.

Возможно выделение и других правомерных форм поведения, однако необходимым условием должна быть мотивация правомерного поведения, то есть система побудительных факторов личности, ее убеждений, ценностных ориентаций, и иных внутренних характеристик. Лишь деятельность людей, их активные правомерные поступки способны ответить, насколько глубоко они затронули общество.

Запрещая, обязывая или управомачивая, нормы права направляют поведение людей в русло социально-полезной деятельности. Знание и понимание норм права, их целей и назначения населением являются одним из средств воздействия права на поведение людей.

Правовая информированность человека обеспечивает правильный выбор целей и средств их достижения, ориентирует на социально полезные действия, дает верные представления о возможных правовых последствиях их совершения.

Знание и понимание права, формирование правосознания – необходимые составные части общей и правовой культуры члена общества, определяющие его уважительное отношение к праву, стремление к сознательному правомерному поведению, важнейшая предпосылка его социальной, гражданской активности.

Источник: https://studopedia.ru/10_292019_klassifikatsiya-vidov-povedeniya.html

Активное поведение

Активное поведение это

⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 35Следующая ⇒

Под этим имеется в виду участие в интерактивных играх. Наряду с получением и анализом нового опыта важно дальнейшее терпеливое усовершенствование нового поведения. Каждому человеку нужно время, чтобы закрепить новые способы реагирования.

При этом надо тщательно учитывать изменяющиеся обстоятельства времени и места, чтобы получить гибкий расширенный поведенческий репертуар, который затем можно конструктивно интегрировать в собственный жизненный стиль.

При этом очень важны терпение, осознание своих перспектив и умение сбалансировать собственные и чужие интересы.

Некоторые люди после группы начинают вести себя более спонтанно, чем раньше. Большинство участников чаще и откровеннее говорят с другими людьми. Ониоткрыто сообщают о своих чувствах и опыте.

Многие участники изменяют свое поведение, так как сами замечают, что новое для них предпочтительнее. Изменения, особенно в области межличностных отношений, настолько ощутимы, что люди чувствуют себя более удовлетворенными. Во многом это относится к личной, семейной сфере, частично также и к профессиональной области.

С другой стороны, к сожалению, всегда есть участники, которые испытывают трудности с присвоением нового поведения. Чаще всего это касается профессиональной жизни.

Окружение не дает позитивного подкрепления, и при отсутствии поддержки от партнера по взаимодействию групповой опыт быстро отступает на задний план и забывается.

Для многих участников повседневное окружение, в которое они возвращаются, остается холодным, индифферентным и неподвижным, так что они снова легко прячутся в свою «раковину».

Осознанное планирование

Часто участники занимают сознательную позицию — они продумывают, что им надо делать, чтобы потом, после окончания группы, не вернуться снова к старым образцам поведения.

Некоторые из них начинают осознанно планировать свое личностное и профессиональное развитие, например дальнейшее образование, посещение интерактивных семинаров и т. п.

Чтобы помочь им в этом, можно использовать специальные интерактивные игры. Пример такого рода игры:

«Что я приобрел?»Инструкция:

«Чтобы, вам было легче оценить результаты своей работы в нашей группе, я предлагаю сейчас сосредоточиться на том, что вы здесь приобрели.

Подумайте пару минут над следующим вопросом: “В чем состоит наиболее важный опыт, который я приобрел в этой группе и который поможет мне справляться с трудностями повседневной жизни?” Закройте глаза и не открывайте их до тех пор, пока не найдете ответ на этот вопрос, а затем запишите его на листе бумаги. Мне хотелось бы, чтобы каждый сейчас поделился с нами тем, что он осознал».

В целом можно сказать, что те участники, для которых работа в психологической группе полезна, уже в группе более активны, чем остальные. Они чаще экспериментируют с собой. Затем в повседневной жизни они пытаются применять и совершенствовать новые способы поведения и видят в этом вознаграждаемый, хотя и трудный процесс, который требует от них готовности все время принимать решения.

Ни благие намерения и абстрактное мудрствование, ни слепая активность не ведут к успешному преодолению жизненных трудностей. Ведущий группы должен обсудить с участниками, что они могут и хотят сделать, чтобы закрепить свои успехи после окончания группы.

Важно дать понять членам группы, что никто из них автоматически не станет придерживаться новых моделей поведения.

Этот процесс требует усилий, поэтому если участник хочет изменений в своей реальной жизни, он должен осознанно продолжать экспериментировать, совершенствовать свое поведение, обдумывать последствия нового поведения и т. п. Ведь чудес не бывает — ив психологических группах тоже.

49 Организация группового занятия (встречи).

Если сформулировать важнейшие организационные аспекты груп­пового тренинга, то можно выделить следующее:

а) соответствующий поставленным целям и задачам уровень квалификации тренера, т. е. его подготовленность к ведению данных тренинговых занятий;

б) соответствующее всем нормам и условиям (санитарным, техническим и т. п.) помещение;

в) сформированная определенным образом группа(ы) людей, желающих принять участие в подобной работе;

г) тщательно разработанная программа тренинга.

Одной из важных сторон организации группового тренинга является то, что в школе называют «расписанием занятий». Здесь нет единства мнений, так как многое зависит от конкрет­ных условий, требований заказчика и др. В качестве примера приведем точку зрения, касающуюся решения этого вопроса в условиях работы практического психолога образования.

Рассматривая проблему организационных условий проведения тренинга для учителей, Ясвин В. А. использует понятие «режим» и считает, что для социально-психологического тренинга наибо­лее подходит ежедневная форма 6-часовых занятий продолжи­тельностью в одну неделю (30 или 36 часов).

Здесь он обращает внимание на то, что чаще всего учителя проходят тренинг во вре­мя школьных каникул. Практику проведения тренингов с учи­телями «после работы» он считает неэффективной, более того, дискредитирующей саму идею тренинга. Он также считает, что в работе с учителями возможно проведение тренинга-марафо­на.

В этом случае используются два или три выходных, в которые занятия продолжаются по 10 часов в день.

С его точки зрения, более эффективной организацией занятий является проведение недельного 30-часового тренинга, а затем для участников данной группы организуются «группы встреч», которые могут проводиться раз в месяц (Ясвин В. Б., 2001).

Не считая требований к тренеру и его квалификации, так как о них мы поговорим чуть позже, вкратце остановимся на каждом из выделенных выше организационных условий.

Материально-техническое оснащение

Санитарно-гигиенические нормы, психологические требования и технические условия предусматривают следующее:

1) помещение для занятий должно быть просторным и доста­точно вентилируемым, звукоизолированным и располагать­ся в месте, обеспечивающем отсутствие случайного посто­роннего вмешательства и помех работе. Желательно, чтобы на каждого участника приходилось не менее 5 м2;

2) не рекомендуется проводить тренинг в том же помещении, где у участников проходят другие мероприятия;

3) 10-15-минутные перерывы в работе делаются в среднем че­рез полтора-два часа. Конкретное время прерывания рабо­ты, как правило, зависит от уровня завершенности выпол­нения того или иного блока программы, возраста и других возможностей участников.

Например, рассматривая данную проблему в контексте занятий с детьми, можно пользоваться следующими рекомендациями.

Помещение, пригодное для групповых игр и имеющее мягкое, ковровое покрытие.

Трансформируемая мебель (свободно передвигающиеся учеб­ные столы и стулья).

Минимум оборудования:

♦ стол и стул на каждого участника;

♦ доска (стенд для вывешивания плакатов или флип-чарт);

♦ цветные карандаши (или фломастеры), краски и кисточки на каждого участника;

♦ листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата A4 и A3);

♦ картонные карточки (размером 9 ч 12 см или чуть меньше);

♦ маты или поролоновые матрацы;

♦ набор разнообразных игрушек.

Желательны:

♦ телевизор;

♦ видео- и аудиомагнитофоны;

♦ компьютер;

♦ зеркала на стенах, скрываемые шторками. Время занятий (зависит от возраста):

♦ продолжительность каждого занятия: от 35-45 минут (для детей от 6 до 10 лет) до 3-4 часов (для детей от 11 до 16 лет) с одним 10-минутным перерывом;

♦ частота: рекомендуется не реже одного раза в неделю; для детей 14-16 лет возможно проведение тренинга-марафона в выходные дни (по 6 часов в день).

Требования к группе

Организационные условия предполагают не только определен­ные требования к среде, в которой проводится тренинг, но и к группе. В частности, важным условием работы является объем группы.

Специалисты отмечают, что это зависит от целей и задач работы, но в большинстве случаев речь идет о таких оптимальных параметрах, как: не менее 3-4 и не более 30 участников.

В частно­сти, группы личностного роста обычно включают 8-15 человек.

Следует также учесть, что здесь действует такой закон: чем дальше от этих границ, тем менее эффективным становится тре­нинг для каждого участника, тем менее эффективным становится тренер. Но из всякого правила есть исключения.

Мы уже отмети­ли, что объем сформированной для занятий группы зависит от цели, которая может позволять вести занятия и с гораздо боль­шим количеством участников. Здесь начинает действовать та­кое правило: чем больше размер группы, тем большее количе­ство специалистов включаются в подготовку и проведение такой работы.

Как правило, с группой, превышающей но объему 30 че­ловек, работает уже не один тренер.

Другой аспект, связанный с группой, — требования к участни­кам. Здесь речь идет, прежде всего, об их личностной готовности и характере мотивации.

В первую очередь, основным требовани­ем к участнику группового тренинга является его психическое здоровье: членом тренинговой группы может стать любой психи­чески здоровый человек, чья психологическая защита низка, а спо­собность к научению достаточно высока.

Успеха может добиться каждый человек, если он личностно готов к такой форме самопо­мощи, находится на определенном уровне проработанности сво­их проблем, готов принимать предъявляемые данной формой ра­боты требования и выполнять их.

Добровольность участия является необходимым профессио­нально-этическим требованием.

Поэтому, приглашая на тренинг потенциальных участников, психолог должен доступно объяс­нить цели такой работы и ее формы и сформировать у них моти­вацию к этой деятельности. Не нужно требовать от людей обя­зательной явки на тренинговые занятия.

При этом не следует забывать о юридической ответственности за людей. В частности, для детей, не достигших 14 лет, необходимо разрешение родите­лей на участие в тренинге.

Другой, не менее важный аспект требований к группе — ее со­став. В зависимости от поставленных целей группа может быть гомогенной или гетерогенной. Например, если цель — помочь понять что-то, то группа может быть гетерогенной. Если же цель — психологическая поддержка в ситуации потери близкого человека, то эффективна гомогенная группа.

Кондратенко В. Т., Донской Д. И., рассматривая вопрос о фор­мировании группы, отмечают следующее: «В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы реше­ния конфликтов — более естественными. Однако гетерогенность может способствовать изоляции отдельных членов группы, что, естественно, не способствует улучшению психотерапевтическо­го воздействия. Пожилой интеллигентный человек, попавший в группу совре­менной, не очень деликатной молодежи, в лучшем случае будет чувствовать себя неуютно, в худшем — может стать предметом насмешек.

Гомогенные группы более сплочены, менее конфликтны, члены ее более, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В то же время гомогенная группа является плохой ареной

В частности, описывая своеобразие проведения различных тре­нингов, специалисты отмечают определенные критерии форми­рования состава группы.

В поведенческом тренинге, используемом в психотерапии, от­бор участников группы может проводиться по следующим кри­териям:

1) эффективное прохождение основного курса психотерапии;

2) наличие показаний для проведения поведенческого тре­нинга;

3) необходимый уровень мотивации для участия в группе по­веденческого тренинга.

Лидере А. Г., основываясь на представлении о трех модусах групповой работы, отмечает следующее:

♦ в случае когда речь идет о групповой психотерапии, един­ственный принцип отбора — назначение врача;

Ц при групповом психологическом обучении единственный принцип отбора — решение другого человека (начальника, специалиста и т. п.);

♦ при личностном тренинге — добровольное решение участ­ника (Лидере А. Г., 2001, с. 45-46).

При отборе участников межкультурного тренинга учитывает­ся следующее:

1) сформированность определенного уровня этнической толе­рантности — наличия исходно благоприятных установок на контакт с «иноверцами»;

2) высокий социометрический статус (влиятельности) подро­стка в своем классе — для того, чтобы приобретенные на­выки межэтнического взаимодействия и нормы взаимной толерантности могли быть перенесены им в свою школу (Лебедева З. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., 2004, с. 114).

50 Построение содержание группового занятия, его структура

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 14; Нарушение авторских прав

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

Источник: https://lektsii.com/2-34333.html

newinspire

Активное поведение это

Ключевые слова: состав, элементы, классификации, мотивы, правомерного, поведения

В состав правомерного поведения входят следующие элементы: 1) субъект (праводееспособное лицо); 2) объект (общественно полезный результат); 3) объективная сторона (действия либо бездействие, не противоречащее праву); 4) субъективная сторона (позитивные цели, мотивы, установки).

В теории права достаточно подробно освещены различные аспекты правомерного поведения, его признаки, характеристики, особенности. Конечно, юристы имеют дело прежде всего с противоправными поступками людей, но им необходимо также знать, какими мотивами руководствуются те, кто соблюдает законы, каков эталон нормального поведения, что считать отклонением от него.

Важно понять психологию и технологию как правомерного, так и неправомерного поведения, их механизмы и побудительные причины, внутренние и внешние факторы.

В специальной литературе выделяются следующие виды и мотивы правомерного поведения.

Социально активное поведение. Это глубоко осознанное, целеустремленное инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности, стабильности, защиту интересов государства, общества, других граждан.

Субъект нередко предпринимает решительные действия по пресечению правонарушений, содействует правоохранительным органам в их борьбе с преступностью.

Нормы права воспринимаются индивидом как объективно необходимые, целесообразные, выражающие его собственные взгляды, потребности, устремления. Перед нами повышенная степень самосознания личности, развитое чувство ее позитивной ответственности.

Социально пассивное поведение. Субъекты в основном воздерживаются от совершения противоправных действий; без особой активности, равнодушно соблюдают законы, хотя нередко внутренне с ними не согласны. Фактически это принудительное или вынужденное поведение.

Научные исследования показывают, что примерно 20% россиян не идут на совершение уголовных деяний при благоприятных условиях, иначе говоря, преодолевают криминальный соблазн, искушение из-за угрозы наказания, разоблачения. Выходит, эта часть граждан соблюдает право не за совесть, а за страх.

Только это, т.е. боязнь ответственности, удерживает их от рокового шага. Истина старая. Еще Гегель в “Критике философии права” заметил: “Очень часто право не нарушают только из-за страха перед наказанием или перед другими неприятностями, например, утратить свое доброе имя, честь, репутацию, дискредитировать себя в глазах друзей, знакомых, родных”.

Но это все же правомерное поведение, как бы оно ни обеспечивалось – подчинение закону налицо, цели законодателя достигаются.

Привычное поведение. Согласно социологическим опросам примерно одна треть российских граждан соблюдают правовые нормы по привычке, не задумываясь над тем, почему именно так поступают.

Они обычно затрудняются даже внятно объяснить мотивы своего законопослушания. Как правило, отвечают: “так надо”, “так приучены”, “так воспитаны”, “иначе нельзя”.

Для них правомерное поведение является естественным, само собой разумеющимся образом жизни.

Такое поведение формируется под влиянием многих факторов – традиций, семейного и иного воспитания, здорового консерватизма, сложившихся устоев, правил, стереотипов; стремления к порядку, спокойствию и справедливости; понимания того, что это выгодно, удобно, комфортно, что только таким путем можно добиться поставленных целей, желаний, успеха.

Оправдывается известная сентенция о том, что привычка – вторая натура. Все это соответствует общему благу, интересам личности, общества и государства.

Конформистское поведение. Данный вид правомерного поведения – менее ценный, чем описанный выше, поскольку в значительной степени подвержен влиянию окружающих, зависит от “чужого мнения” и поэтому, как правило, оказывается конъюнктурным, несамостоятельным, приспособленческим.

Слово “конформизм” в переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Поступаю “как все”, “как многие”, “как другие” или даже “как он” – вот суть конформистского поведения. Это в основном ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая, возможно, у субъекта еще не сформировалась.

Мотивация простая: нежелание слыть “белой вороной”, выбиваться из “общего ряда”, боязнь утратить доверие близких, друзей, знакомых или, напротив, стремление заслужить их одобрение, похвалу. Немаловажное значение имеет фактор подражания.

Следует признать, что конформистское поведение, будучи в целом приемлемым для общества, не является все же для него желаемым, поскольку представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следование праву без активного отношения к нему на основании собственных оценок.

Маргинальное поведение. Маргиналы – это люди, выбившиеся из нормальной колеи жизни, оказавшиеся на ее обочине или даже на дне (бомжи, бездомные бродяги, нищие, хронические алкоголики и наркоманы; не нашедшие себе места под солнцем бывшие заключенные; беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица, так называемые “группы риска” и другие слои населения).

Их поведение чаще всего бывает на грани правомерного и неправомерного. Маргинальность в переводе с латинского как раз и означает край, граница, промежуточность.

Психика указанного “спецконтингента” неустойчива (беспокойство, неуверенность в завтрашнем дне, отчаяние, чрезмерная чувствительность, агрессивность). Оторванные от социальных корней, с изломанной судьбой, эти люди готовы на все. В целях выживания легко идут на различные правонарушения, преступления.

Сама потенциально криминальная среда определяет их отношение к праву, морали, другим ценностям; их мир замкнут только на себя. К сожалению, в современной России армия маргиналов растет, и государство, общество не в состоянии в ближайшее время радикально решить эту проблему.

Нигилистическое поведение. Нигилизм означает отрицательное отношение к определенным правилам, нормам, принципам, взглядам, законам, образу жизни. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения индивида.

Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и другим, в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и общественной практики идет речь – культуре, науке, этике, политике, праве.

Поведение нигилистически настроенных людей имеет свои особенности (скептицизм, сомнения, протест, экстремизм, радикализм). При этом сами нигилисты, как правило, никаких позитивных программ и методов их осуществления не выдвигают. Их действия чаще всего балансируют на грани дозволенного и недозволенного.

Нередко они считают, что уважать и соблюдать закон “старомодно”, склонны к максимализму, завышенным требованиям. Юридическая наука должна учитывать подобный тип поведения.

В.Н. Кудрявцев дает несколько иную классификацию правомерного поведения, подчеркивая некоторую ее условность:

1) материальные действия (осуществление прав, исполнение обязанностей);

2) инструментальные действия (приобретение прав и обязанностей, защита прав и законных интересов).

Он также выделяет правомерное поведение гражданина, коллектива и должностного лица, что само собой разумеется. … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/510-sostav-elementy-klassifikatsii-i-motivy-pravomernogo-povedeniya.html

Социально-активное поведение как одна из важных видов правомерного поведения

Активное поведение это

Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере.

Это, прежде всего инициативное поведение, которое может стать и нередко становится существенным фактором изменений в самой правовой системе.

Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении.

Такое поведение включает в себя следующие обобщающие компоненты:

а) активность в деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов и организаций, добровольных обществ, фондов, ассоциаций и других общественных объединений), возникших на основе

общности интересов социальных групп, идейного и группового выбора личности. Эта активность ставит целью воздействовать на поддержку, функционирование или изменение государственно-правовых структур, осуществление реформ, защиту гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами;

б) активность в государственно-организованных формах деятельности в сфере правотворчества и правореализации (участие в обсуждении и принятии законопроектов, иных общегосударственных и общественно значимых решений; участие в выборах представительных органов власти и контроле за деятельностью депутатов всех уровней; участие в реализации правовых установлении и охране правопорядка);

в) активность в создании и деятельности альтернативных или параллельных общественных и общественно-государственных структур (комитеты или советы общественного самоуправления по месту жительства; экспертные общественные советы, временные проблемные комиссии, региональные и местные фонды — по градостроительству окружающей среде, охране памятников и др.; группы самопомощи и обеспечения порядка, правозащитные ассоциации, группы “общественного давления” и т.п.);

г) самодеятельную активность личности в сфере права (ание определенным образом во время выборов и референдумов; инициативные предложения по политико-правовым вопросам, направляемые в государственные органы и средства массовой информации; самостоятельное противодействие нарушениям законности и общественной морали и т.п.).

Заключение

Таким образом, в целом правомерное поведение можно охарактеризовать следующим образом:

Правомерное поведение – это осознанная форма деятельности субъектов права, со образующаяся с предписаниями юридических норм.

Правомерное поведение – долг и обязанность субъектов права.

Правомерное поведение – типичная форма юридически значимых поступков субъектов права. Оно предписывается государством, ибо отвечает интересам общества. В сущности, правомерное поведение означает подчинение индивидуальной воли лица общей воле.

Правомерное поведение – это следование праву в целях достижения социально-полезного результата, это соответствие поведения предписаниям норм права, т.е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.

Правомерное поведение представляет собой форму деятельности субъекта права, направленную на удовлетворение определенных интересов, сообразующихся с предписанием норм права.

В своей работе я попыталась рассмотреть правомерное поведение и его отношения к праву, то есть юридический аспект.

Правомерное поведение — правовая категория, которая широко освещается в научной литературе. Однако необходимо заметить, что правомерному поведению уделяется внимания недостаточно, хотя роль правомерного поведения в обществе чрезвычайно высока.

Именно правомерное поведение способствует упорядочению общественных отношений, необходимых для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается правопорядок. Будет неправильно говорить, что социальная роль правомерного поведения сводится к удовлетворению общественных нужд.

Не следует забывать об интересах самих субъектов правовых действий.

Неправильно также считать, что, говоря о правомерном поведении, мы имеем ввиду конкретного гражданина или коллектив. Это относится и к обществу и к государству – и то и другое должны поощрять и стимулировать правомерное поведение, пресекать деяния субъектов, препятствующих совершению правомерных действий.

Для нормального развития общества необходима не только высокая правовая культура личности – “это знание и понимание права, действия в соответствии с ним”, а также и гарантированность осуществления своих прав и свобод со стороны государства. Без взаимной ответственности личности и государства невозможно избежать противоречий, невозможно построение правового государства.

Конституция Российской Федерации, ее статьи являются основным гарантом осуществления прав и свобод. Статья вторая Конституции Российской Федерации говорит о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Это означает, что человек является самым важным элементом всего государства и общества, а все действия государства и права должны быть направлены на обеспечение его достойного существования. Тем не менее, в нашем государстве нередки случаи, когда гражданам создаются не равные условия для осуществления своих прав.

Источник: https://megaobuchalka.ru/16/33634.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.