Амнистия в уголовном праве рф

Амнистия в уголовном праве

Амнистия в уголовном праве рф

Амнистия выступает очень важной категорией уголовного права, поскольку ее применение непосредственно связано с положительным влиянием на правовой статус осужденных к уголовной ответственности за совершение общественно-опасных деяний. При этом в наиболее общем виде, рассматриваемая категория может быть определена следующим образом:

Определение 1

Амнистия – это государственно-властная мера, принимаемая в установленном порядке по решению уполномоченного органа государственной власти к лицам, осужденным за совершение преступлений, сущность которой состоит в частичном или полном освобождении соответствующих лиц от уголовного наказания, замене соответствующего наказания на более мягкое или в полном прекращении уголовного преследования.

С амнистией, как мерой освобождения или смягчения уголовного наказания тесно связана категория помилования. Различие между ними состоит в том, что помилование применяется по отношению к отдельным, индивидуально-определенным лицам, в отношении которых вынесено решение о помиловании, в свою очередь, под сферу реализации амнистии всегда попадает определенная группа осужденных:

  • несовершеннолетние,
  • осужденные за преступления небольшой тяжести, и т.д.

Замечание 1

Как правило, в качестве причины и значения объявления амнистии признается достижение гуманистических целей, однако, возможно ее применение и из исключительно практических соображений: снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, достижение определенных политических задач и т.д.

Поводами для объявления амнистии во многих странах (в том числе в Российской Федерации) зачастую являются памятные даты, национальные праздники, юбилейные события и т.д.

Амнистия в уголовном праве иностранных государств

В настоящее время институт амнистии широко применяется по всему миру и известен действующему уголовному законодательству многих стран.

Пример 1

Так, например, осуществление амнистии предусмотрено в настоящее время уголовным законодательством стран СНГ, Австрии, Португалии, Турции, Франции и многих других стран.

Однако, несмотря на широкую распространенность, в разных странах может отличаться сфера применения амнистии: в одних государствах амнистии объявляются достаточно часто и охватывают значительные количества преступников, в других – напротив, амнистии применяются только в исключительных случаях и касаются небольшой определенной группы преступников. К примеру, подобная выборочность характерна для стран Латинской Америки, амнистия в которых, как правило, затрагивает только, так называемых, «политических» преступников.

Также необходимо обратить внимание на то, что амнистия, несмотря на отмеченную выше широкую распространенность в уголовном законодательстве различных стран, применяется в настоящее время не во всех странах.

В частности, институт амнистии отсутствует в уголовном праве стран англо-саксонской правовой семьи, а также в Германии, Испании, Эстонии, Норвегии и других странах.

Более того, например, в Польше применение любого рода амнистий признано противоречащим действующей конституции, а следовательно – запрещено к применению.

Отсутствие рассматриваемого института в названных странах обосновывается по-разному: ряд исследователей связывает это с постоянным совершенствованием уголовно-правового регулирования, гармоничностью целей и мер уголовного наказания, следовательно, институт «амнистии», как инструмент освобождения от уголовного наказания утрачивает свою актуальность. Другими исследователями в качестве соответствующих причин называются исторические обстоятельства, связанные с тем, что монархи многих государств (в том числе во Франции), чрезмерно широко пользовались правом амнистии и помилования, что приводило к фактической безнаказанности преступников, обладавших связями с первыми лицами государства.

Институт амнистии в российском праве

В Российской Федерации, правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением амнистии регулируется в первую очередь, Конституцией РФ, нормами которой объявление амнистии отнесено к исключительной компетенции Государственной думы РФ, а также положениями Уголовного кодекса РФ, в которые непосредственно раскрывается содержание рассматриваемого института. В отечественной юридической науке вопрос о правовой природе института амнистии однозначно не решен и выделяется три основные точки зрения на этот счет:

  • Амнистия – институт уголовного права, поскольку именно нормами уголовного законодательства раскрывается соответствующее понятие, происходит правовое регулирование отношений, связанных с освобождение от уголовной ответственности в результате амнистии и т.д.;
  • Амнистия – институт государственного права, поскольку ее объявление выступает одним из полномочий высшего законодательного органа Российской Федерации – Государственной Думы;
  • Амнистия – это смешанный государственно-правовой и уголовно-правовой институт, то есть правовая природа рассматриваемого института двойственна.

Необходимо также обратить внимание на то, что в отечественном уголовном законодательстве установлены правила о том, что несмотря на возможность освобождения от уголовной ответственности в результате амнистии, в результате ее осуществления не ставятся под сомнение преступность деяний, совершенных лицами, подпадающими под соответствующий акт амнистии, кроме того, амнистия не связывается с сомнениями в обоснованности и законности действий и решения органов предварительного расследования и суда, а также не выступает основанием для реабилитации лица, привлеченного к уголовной ответственности – таким образом, соответствующее лицо продолжает считаться обоснованное привлеченным к уголовной ответственности и виновным в совершении общественно-опасного деяния.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovnoe_pravo/amnistiya_v_ugolovnom_prave/

Амнистия, помилование и судимость

Амнистия в уголовном праве рф

Амнистия представляет собой акт законодательного органа власти, освобождающий индивидуально неопределенный круг лиц, совершивших преступление, от уголовной ответственности или от наказания, а с лиц, отбывших наказание за совершенное преступление, снимающий судимость.

Объявление амнистии относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. «о» ст. 71, п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК РФ) и реализуется в форме принятия постановления Государственной Думы об объявлении амнистии, которому сопутствует разъясняющее его постановление о порядке применения амнистии (см., напр.

: постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. № 2172-Ш «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» и от 30 ноября 2001г. №2173-111 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин”» // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4694, 4696).

Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц путем перечисления ряда обозначенных по полу, возрасту, социальному положению, назначенному наказанию и другим признакам лиц, на которых распространяется действие акта об амнистии.

В акте об амнистии также содержится указание на те категории лиц, в отношении которых амнистия не применяется (это, как правило, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденные, вновь совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы; лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, и т. д.).

Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ акт об амнистии может содержать следующие предписания:

    1. об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Согласно процессуальному законодательству, актом об амнистии освобождаются от уголовной ответственности лица в случае, если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства уголовного дела в их отношении по существу (ч. 1 ст. 239, ч. 8 ст. 302 УПК). Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу и в случае постановления обвинительного приговора при наличии оснований для применения акта об амнистии освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК);
    2. об освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания наказания в целом или от дальнейшего его отбывания;
    3. о сокращении размера (срока) назначенного наказания лицам, осужденным за совершение преступления. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
    4. о замене лицу, осужденному за совершение преступления, назначенного наказания любым более мягким видом наказания. Такая замена возможна с учетом ст. 44 УК РФ и положений Общей части УК РФ о пределах конкретных видов наказаний;
    5. о полном или частичном освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания назначенного им дополнительного вида наказания;
    6. о снятии с лиц, отбывших наказание, судимости.

Акт об амнистии распространяется только на те преступления, которые совершены до его вступления в силу, хотя в дальнейшем возможно и продление ее действия во времени.

Как разновидность освобождения от уголовной ответственности и от наказания, амнистия является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения исполняющего ее органа) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения.

Помилование

Помилование представляет собой акт главы государства, частично или полностью освобождающий индивидуально определенное лицо, осужденное за совершение преступления, от отбывания наказания, назначенного по приговору суда, или снимающий с индивидуально определенного лица, отбывшего наказание, судимость.

Осуществление помилования относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Президента РФ (п. «о» ст. 71, п. «в» ст. 89 Конституции РФ, ч. 1 ст. 85 УК РФ), и реализуется им это полномочие в форме издания указа Президента РФ.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ утвержден в 2001 г. (см.: Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №53.Ст. 5149).

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного (конкретного) лица, осужденного за совершение преступления (т. е.

в отношении которого имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда и который реально отбывает назначенное по приговору наказание), и связано, как правило, с наличием данных, свидетельствующих об исправлении осужденного до полного отбытия назначенного наказания либо с какими-то иными исключительными обстоятельствами, при которых целесообразно помиловать осужденного.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования можно:

  1. освободить лицо, осужденное за совершение преступления, от дальнейшего отбывания наказания;
  2. сократить лицу, осужденному за совершение преступления, размер (срок) назначенного наказания. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
  3. заменить лицу, осужденному за совершение преступления, назначенное наказание любым более мягким видом наказания. При замене в порядке помилования назначенного лицу наказания в виде смертной казни свобода усмотрения Президента РФ сужена: смертная казнь в порядке помилования может быть заменена только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ);
  4. снять с лица, отбывшего наказание, судимость.

Как разновидность освобождения от наказания, помилование является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения органа, исполняющего указ о помиловании) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения. Исполняется указ о помиловании в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Судимость

Судимость представляет собой особое правовое состояние, возникающее вследствие осуждения, назначения наказания и его реального отбывания.

Оно характеризуется временным ущемлением общегражданских прав и свобод лица и является основанием в случае совершения лицом до погашения (снятия) судимости нового преступления применения к нему более строгих мер уголовно-правового характера (что предусматривается, в частности, ст. 18, 58, 68, 75, 76, 79 и др. УК РФ).

Судимость является временным правовым состоянием. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. При этом в ряде случаев закон предусматривает, что судимость не возникает.

Например, судимость не возникает:

    1. в ситуации осуждения с полным и безусловным освобождением лица от наказания по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 72, ст. 801, ч. 1 ст. 83, ст. 84 и ст. 92 УК РФ, а также
    2. в ситуации освобождения лица от уголовной ответственности, поскольку освобождение от уголовной ответственности с необходимостью предполагает освобождение от наказания.

В соответствии с уголовным законом судимость прекращается вследствие ее погашения или снятия (ч. 1 ст. 86 УК РФ).

ВАЖНО! Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью (ч.6 ст. 86 УК РФ).

Подробнее о погашении судимости

Погашение судимости означает безусловную автоматическую (т. е. происходящую в силу закона и не требующую специального решения суда) утрату судимостью правового значения по истечении некоторого периода времени, определяемого согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Началом течения срока погашения судимости следует считать:

    • применительно к пп. «б» – «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ – день освобождения от отбывания или день исполнения назначенного лицу основного вида наказания;
    • при назначении дополнительного вида наказания, отбытого или исполненного позднее основного вида наказания, – день освобождения от отбывания или день исполнения дополнительного вида наказания.

Особенности исчисления срока погашения судимости при условно-досрочном освобождении лица от отбывания наказания и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания:

  • в таком случае срок погашения судимости начинает течь с момента условно-досрочного освобождения и с момента освобождения после фактического отбытия более мягкого вида наказания соответственно (ч. 4 ст. 86 УК РФ). При этом при замене лишения свободы более мягким видом наказания срок погашения судимости определяется по правилам, установленным пп. «в»-«д» ч. 3 ст. 86 УК РФ. При осуждении лица за несколько преступлений (ст. 69, 70 УК РФ) срок погашения судимости исчисляется по каждому преступлению самостоятельно после отбытия окончательного наказания.

Подробнее о снятии судимости

Снятие судимости означает утрату судимостью правового значения до истечения срока ее погашения. Судимость может быть снята:

    • актом об амнистии (ч. 2 ст. 84 УК РФ),
    • актом помилования (ч. 2 ст. 85 УК РФ) либо
    • судом (ч. 5 ст. 86 УК РФ, ст. 400 УПК).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/amnistiya-pomilovanie-i-sudimost

Амнистия 2020 уголовная

Амнистия в уголовном праве рф

О перспективах амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Правовая природа института амнистии в уголовном праве. Основные положения нового акта об амнистии: категории осужденных, которым подлежит применение амнистия, а также категория лиц, в отношении которых амнистия не распространяется.

Как практикующему адвокату по уголовным делам, мне часто приходится отвечать на вопросы о возможной амнистии.Такими вопросами озадачены как уже осуждённые граждане и их родственники, так и лица, в отношении которых уголовные дела только расследуются.

Однако, долгое время приходилось огорчать вопрошающих. Последний раз амнистия объявлялась в 2015 году. С того времени амнистий в стране не проводилось. Хотя сведения о соответствующих инициативах периодически появляются в средствах массовой информации и курсируют в исправительных учреждениях.

Сейчас рано говорить о том, что желанное многими событие свершилось. Амнистия в 2020 году еще не объявлена. Однако, сейчас есть все предпосылки к тому, что амнистия в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне все же состоится.

В новейшей российской истории с 1991 года амнистия объявлялась двадцать раз. При этом в пяти случаях амнистия объявлялась в связи с празднованием юбилейной годовщины 9 мая. Это амнистии 1995, 2000, 2005, 2010 и 2015 годов.

Кроме того, на высокую вероятность амнистии в 2020 году указывает активная работа законодателей в этом направлении. На сегодня существует два проекта амнистии.

Один проект, предложенный Советом по правам человека, рассматривается в администрации президента Российской Федерации. Другой проект постановления об амнистии 13 января 2020 года внесен депутатом Ивановым С.В.

и находится в производстве соответствующего Комитета Государственной Думы Российской Федерации.

Такие обстоятельства, позволяют утверждать, что 75-я годовщина Победы также будет отмечена соответствующей амнистией и объявлено об этом будет в конце апреля 2020 года.

Что такое амнистия?

Амнистия – в переводе с греческого означает забвение, прощение и представляет собой правовую форму государственного прощения лиц, совершивших преступления.

По действующему законодательству объявление амнистии находится в исключительной компетенции Государственной Думы Российской Федерации. Амнистия объявляется путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии.

Амнистия применяется на разных стадиях уголовного судопроизводства, а именно:- в ходе проверки, предшествующей решению о возбуждении уголовного дела;- на стадии расследования дела;- в ходе судебного разбирательства;

– при исполнении назначенного наказания.

Амнистия предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления, это:- освобождение от уголовной ответственности;- освобождение от наказания;- сокращение неотбытой части наказания;

– снятие судимости и др.

К кому будет применен акт амнистии?

Амнистия применяется к индивидуально неопределенному кругу лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, с учетом особенностей социально-возрастных критериев и необходимости облегчения положения осужденных, рисковавших своим здоровьем и жизнью в интересах страны.

По аналогии с ранее объявленными амнистиями, а также согласно содержанию проектов можно с определенной долей уверенности предполагать, что амнистии 2020 года будут подлежать следующие категории лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести:- лица, принимавшие участие в боевых действиях;- лица, награжденных государственными наградами;- несовершеннолетние;- лица, принимавшиеся воздействию радиации вследствие техногенных катастроф и аварий;- женщины и одинокие мужчины, имеющие несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов;- мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет;- инвалиды I или II группы, а также больные активной формой туберкулеза или онкологическими заболеваниями;- лица, совершившие преступления по неосторожности;- лица, осуждённые условно, а также осуждённые к наказанию, не связанному с лишением свободы;

– лица, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения акта об амнистии составит менее одного года.

На кого не будет распространяется действие амнистии?

Действие амнистии не будет распространено на осуждённых, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

К таковым относятся наиболее общественно опасные преступления против жизни и здоровья, половой свободы и неприкосновенности личности, террористические преступления, экстремистские преступления, коррупционные преступления, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, против мира и безопасности человечества и пр.

Необходимо отметить, что при наличии совокупности преступлений, возможность амнистии будет разрешаться по самому тяжкому преступлению.

Не будет применятся амнистия к лицам, имеющим судимость либо судимость которых снята или погашена, ранее освобождавшимся от наказания в порядке помилования или амнистии, злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания.

Срок применения амнистии

Амнистия не применяется к преступлениям, совершенным после вступления ее в законную силу. Напротив, подлежат прекращению находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу постановления об амнистии.

Постановлением о порядке применения амнистии может быть предусмотрен срок, в течение которого она подлежит исполнению. Вместе с тем срок действия акта об амнистии не является пресекательным. Если инкриминируемое преступление совершено до вступления акта об амнистии в силу и лицо подпадает под действие акта об амнистии, тогда препятствий для применения амнистии к конкретному лицу не имеется.

Целесообразность амнистии

Как уже было сказано, в истории постсоветской России насчитывается уже 20 амнистий. В результате сотни тысяч человек были освобождены от уголовной ответственности и наказания. Казалось бы, такое положение дел отвечает началам гуманизма и милосердия со стороны государства к лицам, привлеченным к уголовной ответственности.

Однако, не все так прозрачно. При объявлении очередной амнистии основное внимание уделяется правам и интересам подследственных, подсудимых и осуждённых. Соответственно, объяснима заинтересованность таких лиц и их родственников.

При этом необходимо понимать, что применением акта амнистии ущемляются права и свободы потерпевшей стороны, нивелируется принцип неотвратимости наказания.

Например, случай из практики. В сентябре 2013 года гражданин Т., испытывая неприязненные отношения к бывшей супруге Ш., напал на нее и избил. Причинил закрытую черепно-мозговую травму, ссадины и синяки.

Согласно заключению судебно-медицинского освидетельствования телесные повреждения оценены как легкий вред здоровью. В ноябре 2013 года мировой судья по заявлению Ш. возбудил уголовное дело в отношении гражданина Т. по ст. 115 ч. УК РФ.

Судебное разбирательство окончилось прекращением уголовного дела в отношении Т. в связи с применением акта амнистии. Несмотря на нереабилитирующие основания, гражданин Т.

избежал не только уголовного наказания, он был освобожден от компенсации морального вреда потерпевшей и понесенных ею судебных расходов. Сложно назвать такое решение справедливым, а наказание неотвратимым – не правда ли?

Можно привести еще массу аналогичных примеров, в том числе с гораздо более тяжкими последствиями для общества. Например, освобождение по амнистии лидера дагестанского бандподполья Вагабова.

Таковы издержки применения амнистии к индивидуально неопределенному кругу лиц.

В большинстве случаев частые амнистии, в отсутствие веских причин – это признак нестабильной политической ситуации, несовершенной правовой системы и несправедливого общественного устройства.

Показательно в связи с этим, что в странах Латинской Америки амнистии касаются, как правило, лишь политических преступников. В странах англосаксонской правовой семьи, а также в ряде стран романо-германской правовой семьи (Германия, Нидерланды, Швеция и др.) институт амнистии вовсе отсутствует.

В современном отечественном праве существуют институты досрочного освобождения от наказания и помилования, которые предполагают индивидуальный подход. Соответственно, в целях исключения указанных недостатков, более широко должны применяться именно эти институты. Но и в этом случае есть оборотная сторона – индивидуальный подход в современных реалиях влечет коррупционную составляющую.

Выход из сложившейся ситуации лишь один. Это совершенствование правовой системы и стабилизация политической ситуации.

Если Вам нужна юридическая помощь – обращайтесь. Переходите по ссылкам в описании, задавайте вопросы по телефону.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/manatskov/amnistiia-2020-ugolovnaia-5e6a22a047da7b549123d0ca

Амнистия и помилование; судимость в уголовном праве

Амнистия в уголовном праве рф

Амнистия и помилование представляют собой две разновидности полного или частичного аннулирования юридических последствий совершенного преступления, осуществляемого в несудебном порядке.

Амнистия (ст. 84 УК РФ) – это акт высшего законодательного органа власти в отношении индивидуально не определенного круга лиц, в соответствии с которым указанные в нем лица освобождаются от уголовной ответственности или от наказания, назначенное им наказание смягчается или заменяется более мягким, а с лиц, отбывших наказание, досрочно снимается судимость.

Правовые последствия амнистии:

По Конституции РФ амнистии издаются в виде постановления ГД. Постановления приурочиваются к знаменательным. В постановлении об амнистии устанавливаются категории лиц, к которым она применяется, и указывается, какие виды смягчения участи осужденных или обвиняемых касаются тех или иных категорий.

Изданием акта об амнистии могут преследоваться разные цели:

  • облегчение участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т. п.; 
  • идеологические (социально-политические) цели; 
  • цели национального примирения (мира и согласие);
  • социально-экономические цели; 
  • решение проблемы перенаселения мест лишения свободы и др.

Амнистия распространяется на индивидуально-неопределенный круг лиц (напр., на всех женщин, на всех мужчин в возрасте старше 60 лет или на лиц, осужденных к лишению свободы за неосторожные преступления на срок до 5 лет, и т. д.).

Освобождение от уголовной ответственности по амнистии: 

  • может касаться только тех лиц, которые совершили преступления до вступления постановления в законную силу.;
  • означает, что уголовные дела еще не рассмотренные судами, подлежат прекращению;
  • в отношении которых были вынесены соответствующие приговоры судов до момента вступления в силу постановления.

Последние амнистии были в 2010 (65 лет победы), 2013 (июль-эконом.прест., декабрь 20 лет констит.), 2015 (70 лет победы) годах.

Помилование (ст.

85 УК РФ) – это акт высшего должностного лица РФ, полностью или частично освобождающий осужденного от назначенного ему наказания, либо сокращающий это наказание, либо заменяющие его более мягким видом наказания, либо снимающий судимость. Это индивидуальный акт. Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица. Акт о помиловании является правоприменительным актом.

Актом о помиловании лицо: 

  • может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
  • назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания; 
  • может быть снята судимость.

Помилование применяется в отношении лиц:

  • осужденных судами РФ и отбывающих наказание на территории РФ;
  • осужденных судами ИГ и отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с ее международными договорами;
  • отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

С ходатайством о помиловании к Президенту РФ может обратиться осужденный через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в любое время после начала отбывания наказания.

При рассмотрении ходатайства о помиловании должны приниматься во внимание:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания наказания;
  • срок отбытого наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или УДО от наказания; – возмещение материального ущерба;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

  • совершивших умышленное преступление в период испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или по амнистии;
  • освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена наказания более мягким наказанием.

!!! Разграничения помилования и амнистии:

· по органам, издающих эти акты (амнистия – ГД ФС РФ, а помилование – Президент РФ);

· акт амнистии распространяется на индивидуально-неопределенный круг лиц, а акт помилования распространяется на конкретных лиц;

· актом амнистии может освободить лицо от уголовной ответственности, а актом помилования это сделать нельзя.

Судимость (ст. 86 УК РФ) – правовое состояние гражданина, который был признан судом виновным в совершении преступления, и к которому было применено наказание и иные меры уголовно-правового характера.

Лицо считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости. Наличие у лица судимости принимается во внимание при рецидиве преступлений и при назначении наказания (ст. 86 УК РФ).

Судимость необходима для повышения эффективности уголовного наказания, предупреждения новых преступлений лицом, имеющим судимость.

Возможны два варианта прекращения судимости:

1. Погашение:

  • судимость автоматически прекращается по истечении установленных законом сроков;
  • если назначено наказание более мягкое чем лишение свободы, то срок погашения – 1 год;
  • 3 года при осуждении за преступления небольшой и средней тяжести;
  • 8 лет при осуждении за тяжкие преступления;
  • 10 лет при осуждении за особо тяжкие преступления.

Судимость погашается по истечении определенных сроков после отбытия наказания (как основного, так и дополнительного). В срок погашения судимости засчитывается время на протяжении которого приговор не приводился в исполнение и течение давности его исполнения не приостанавливалось.

2. Снятие судимости означает аннулирование правовых последствий, связанных с наличием судимости, до истечения установленных законом сроков погашения судимости.

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Судимость может быть снята судом и органами государственной власти (напр., актом амнистии).

Погашение судимости является обязательным, а снятие ее – факультативным, но в обоих случаях – окончательным, безусловным.

Источник: https://studopedia.ru/19_9611_amnistiya-i-pomilovanie-sudimost-v-ugolovnom-prave.html

Амнистия и помилование в уголовном праве Российской Федерации

Амнистия в уголовном праве рф


В статье рассматривается необходимость выработки в России единого нормативного акта, регламентирующего критерии определения преступлений, за совершение которых возможно амнистирование и помилование преступников.

Ключевые слова: амнистия, помилование, исполнение наказания, правовой статус, пробел, нормативный акт.

The article deals with the need to develop in Russia a single normative act regulating criteria for the definition of crimes for which Amnesty and pardon of criminals are possible.

Key words: amnesty, pardon, execution of punishment, legal status, gap, conflict, normative act.

Ключевое направление развития уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РФ на сегодняшний день заключается в его гуманизации.

Об этом, в частности, свидетельствует декриминализация некоторых деяний, смягчение уголовной ответственности для преступления небольшой тяжести и замена реального лишения свободы более мягким наказанием, таким как штраф (в большей степени это относится к экономическим преступлениям, которых в последнее десятилетие ставится все больше).

Одними из инструментов такой гуманизации уголовной политики России являются амнистия и помилование лиц, совершивших уголовно-наказуемое деяние.

Характер этих уголовно-правовых институтов можно с уверенностью назвать многоаспектным. Во-первых, они несут в себе колоссальную превентивную нагрузку, которая в наибольшей степени эффективна среди лиц, впервые совершивших преступление, несовершеннолетних, а также лиц, совершивших преступления по неосторожности.

Во-вторых, стимулирование правопослушного поведения амнистированных и помилованных лиц. Как справедливо замечает Р. А.

Ромашов, прощение со стороны государства лиц, совершивших преступление и приговоренных к наказанию по решению суда, является актом гуманизма, который свидетельствует о том, что общество (как минимум в лице правительства) готово принять человека, виновного в преступных действиях, но раскаявшегося в содеянном и стремящегося вновь стать полноправным и законопослушным гражданином [3, С.4].

В-третьих, экономическая выгода, заключающаяся в значительной финансовой экономии бюджетных средств за счет освобождения лиц, отбывающих наказания, и лиц, в отношении которых осуществляется расследование, находящихся на полном государственном обеспечении.

В-четвертых, возможность наилучшей и своевременной социальной реабилитации таких лиц.

Сегодня, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации не содержат дефиниций «амнистии» и «помилования» [5], а статья 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говорит лишь о том, что «порядок применения амнистии определяется органом, издавшим акт об амнистии» [6].

Главным отличительным свойством амнистии от помилования является ее неперсонифицированный характер, а также отличие органа, издающего соответствующий акт. Если помилование, является актом единоличного органа власти в лице Президента Российской Федерации, то амнистия объявляется, как правило, законодательным органом власти.

Нельзя не согласиться с мнением А. П. Фокова, о том, что «до настоящего времени законодатель не разработал общего механизма применения государственного акта амнистии, не разработаны правовые нормы, признаки и категории лиц, подлежащих амнистированию» [7, С. 2–3].

Выработка государственной политики в отношении амнистии и помилования является важным моментом в установлении тактики и стратегии государства в вопросе освобождения от отбывания наказания и уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступления [4, С. 20].

Подобное нормативное игнорирование важных уголовно-правовых и уголовно-исполнительных институтов порождает массу проблем на этапе правоприменительной деятельности.

Так, в частности, кроме того, что российском законодательстве не выработано понятия такой категории, как «амнистия», также не разработаны нормы, которые содержали бы признаки, которым должны соответствовать категории преступлений и группы лиц, которые амнистируются.

Подобный пробел требует от законодателя необходимость повсеместного анализа положений данного института, изучения детерминантов, оказывающих влияние на возможность реализации ее в конкретном случае и к конкретной категории противоправных деяний. Так, И. В.

Паханов отметил, что «опрос практических работников и анализ уголовных дел, прекращенных на основании актов об амнистии, показал, что недостатки в регламентации деятельности органов, осуществляющих применение амнистии, являются существенным препятствием на пути к успешному ее применению» [2, С. 1097].

Нельзя допустить того, чтобы амнистия, являясь своего рода «исключением из правил» приобретала массовый и систематический характер, применялась к лицам, морально и этически не достойным подобного акта гуманизма и тем более, нельзя допустить заинтересованности и лоббизма в процессе подготовки и осуществления амнистии.

Помилование, в отличие от амнистии носит индивидуальный, персонифицированный характер, но, тем не менее, и этот институт уголовного права не лишен проблем нормативного и прикладного характера.

Так, ряд ученых и юристов-практиков отмечают несколько процессуальных проблем, возникающих в процессе помилования.

Как показывает практика, осужденный, подающий прошение о помиловании, не имеет иного выхода, как признать свою вину в совершенном деянии, в противном случае его ходатайство не будет рассмотрено.

Такая позиция не дает осужденному возможности претендовать на перспективу обращения за реабилитацией и восстановлением своей репутации, тем самым нарушая его конституционные права на защиту чести и достоинства.

Кроме того, существует еще одна важная проблема в вопросе реализации прав граждан на помилование.

Зачастую осужденные не обращаются с прошением о помиловании, так как после принятия решения региональными комиссиями по вопросам помилования сроки дальнейшего прохождения документов о помиловании нормативно не определены.

В таком случае, для лиц, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, теряет свой смысл, так как «срок отбытия наказания для получения права на условно-досрочное освобождение или даже срок полного отбытия назначенного наказания может наступить раньше, чем будет принято окончательное решение по ходатайству о помиловании» [1, С.51]. Другими словами, существует острая необходимость правовой регламентации сроков прохождения этапов рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании как на региональном, так и на федеральном уровне.

В существующий на сегодняшний день нормативной регламентации помилование есть еще одна острая проблема, заключающаяся в правовой коллизии.

Так, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести и ранее освобожденный от отбывания наказания условно-досрочно или актом помилования, при повторном преступлении небольшой тяжести (совершенном по неосторожности) не имеет шансов на помилование согласно действующему Положению о порядке рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании, когда как в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, за совершение особо опасных преступлений, подобных положений не предусмотрено.

Представляется целесообразным установить право на обращение с прошением о помиловании лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве после фактического отбытия закрепленного на нормативном уровне минимального срока.

Таким образом, делая вывод, следует сказать о том, что, несмотря на тенденцию России к гуманизации уголовной политики и внедрения в нее амнистии и помилования, данные институты еще находятся в процессе становления и совершенствования, требуют значительной нормативной доработки в соответствии с существующими пробелами, возникающими в процессе их применения. Так, в вопросах реализации положений о помиловании осужденных назрела необходимость нормативной регламентации сроков прохождения ходатайств (прошений о помиловании) на региональном и федеральном уровне, а также анализ действующего положения на предмет справедливости применения данного института в отношении категорий осужденных отбывающих наказание за преступления небольшой, средней тяжести и лиц, осужденных к пожизненному лишению свободу за совершение особо опасных деяний.

Таким образом, отсутствие нормативно-правового императивного акта, регламентирующего порядок амнистии и помилования, а устанавливающего критериев установления необходимости осуществления амнистии или помилования в отношении тех или иных категорий преступлений или лиц, совершивших преступления, порождает вероятность низкой эффективности данных институтов на практике. Другими словами, амнистирование или помилование преступников без должного анализа характера и опасности совершенных ими деяний, перспектив рецидива среди тех или иных категорий нарушителей обуславливает нивелирование положительных свойств и, собственно, сущности данных уголовно-правовых мер.

Литература:

  1. Базаров Р. А. Помилование: проблемы правовой регламентации// Вестник Волгоградской Академии МВД России.- 2012.-№ 2 (21). — С.51–55
  2. Паханов И. В. Об актуальности исследования института амнистии и помилования // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1097–1098
  3. Ромашов Р. А. Амнистия и помилование как виды государственного прощения вины // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2012. — № 20. — С. 4–7
  4. Скуратов Ю. И., Чурилов С. Н., Грудинин Н. С. Государственная политика в сфере амнистии и помилования в Российской Федерации: тенденции и противоречия // Всероссийский криминологический журнал. — 2015. — № 1. — С.20–27
  5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. — Режим доступа: http:// base.garant.ru

Источник: https://moluch.ru/archive/286/64655/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.