Безопасность уис это

Безопасность в уголовно-исполнительной системе: правовой и исторический аспект

Безопасность уис это

Куприков А.С.1, Тюриков В.И.2, Елизаров А.В.3

1Старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и организации режима в УИС, 2ORCID: 0000-0001-8345-0266, Курсант 5 курса, Псковский филиал Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 3Инспетор филиала по Кирово-Чепецкому району, Федеральное казенное учреждение Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области

Безопасность в уголовно-исполнительной системе: правовой и исторический аспект

Аннотация

В данной статье авторами рассмотрена проблематика обеспечения безопасности в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации; проанализирован современный и исторический опыт по данной теме исследования, а также произведено сравнение законодательства Российской Федерации с законодательством Российской империи конца XIX начала XX века; рассмотрена проблема несовершенства современного законодательства в данной области и сформированы предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: исправительное учреждение, безопасность, личная безопасность, отдел безопасности, отдел охраны, караул.

Kuprikov A.S.1, Turikov V.I.2, Elizarov A.V.3

1Senior lecturer in the operational-search activity and mode of organization at UIS, 2ORCID: 0000-0001-8345-0266, a student of the 5th course, Pskov branch of Academy of law and administration of Federal service of execution of punishments, 3Inspector branch in Kirovo-Chepetskiy district, Federal state institution of Criminal-Executive inspection of management of Federal service of execution of punishments in the Kirov region

SECURITY IN THE PENAL SYSTEM: THE LEGAL AND HISTORICAL ASPECT

Abstract

In this article, the authors consider the problem of security in the organs and institutions of the penal system of the Russian Federation; analyzes the current and historical experience on the topic of the study, and a comparison of the Russian legislation with the legislation of the Russian Empire of late XIX-early XX century, considered the problem of imperfection of modern legislation in this area and proposals to improve the regulatory framework.

Keywords: correctional institution, security, personal security, security Department, security Department, guard.

Сегодня в современном обществе продолжает оставаться актуальной проблема безопасности в любом своем аспекте. Проблема безопасности человека, гражданина или какой-либо организации в настоящее время рассматривается как на государственном, так и на международном уровне.

Самое простое определение понятия безопасности в общем понимании – это обеспечение состояния защищенности личности, государства и общества в целом и их жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз[1 ст. 1].

Необходимо так же отметить, что на сегодняшний день имеется, множество разновидностей понятия безопасности: личная, собственная, государственная, общественная и др.

Уголовно-исполнительная система в одной из своих функций предусматривает обеспечение исполнения законодательства и установленного порядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, и обеспечение безопасности лиц, которые находятся на их территории[2, ст. 12].

Кроме того ФСИН России обязана обеспечить безопасность объектов, находящихся в ее ведении и управлении. Вместе с тем обращает на себя внимание на то, что в современных условиях законодательно закрепленного понятия «безопасность в уголовно-исполнительной системе» не существует.

На наш взгляд, наиболее уместным было бы использовать следующее определение безопасности в уголовно-исполнительной системе: – это комплекс мер, направленных, на обеспечение состояния защищенности законных прав и интересов уголовно-исполнительной системы в области исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей лиц, пребывающих на территории исправительных учреждений и других объектов, находящихся в ведении ФСИН России, его сотрудников, гражданского персонала и спецконтингента, а также качественной защиты объектов и средств связи, которые обеспечивают их стабильное функционирование.

В данном случае под защищенностью понимается качественное противодействие неправомерному или иному преступному вмешательству в деятельность уголовно-исполнительной системы.

Обеспечение безопасности лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, является одной из основных задач, возлагаемых на
ФСИН России.

В рамках законодательства об исполнении уголовных наказаний более детально охарактеризовано право на личную безопасность.

Наиболее полно данное право раскрывается намст.

13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации,

(УИК РФ), в которой отмечается, что осужденные имеют право на личную безопасность, а при возникновении какой-либо угрозы осужденный вправе обратиться к любому должностному лицу исправительного учреждения. После получения такого обращения начальник исправительного учреждения принимает все законные меры, которые устранят угрозу личной безопасности осужденного, или переводит его в безопасное место.

Статья 86 УИК РФ определяет эти меры, а также основания для их применения. Согласно, ч.1 ст. 86. УИК РФ в целях пресечения противоправных действий осужденных, а также вреда окружающим в отношении спецконтингента нарушившего законодательство Российской Федерации, могут быть применены физическая сила, специальные средства и оружие.

Право на личную безопасность, а так же перевод в безопасное место спецконтингента закреплен в ведомственных приказах Минюста России.

Под безопасным местом следует понимать помещение, которое путем изоляции осужденного обеспечивает его безопасность.

В этих целях могут использоваться ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ. Данный перевод может быть осуществлен на срок не более 90 суток.[6, п 172-175] Обеспечением безопасности в современном исправительном учреждении заняты все сотрудники, отделы и службы. Безопасность достигается путем взаимодействия указанных субъектов между собой.

Следует отметить, что грамотно поставленное взаимодействие отделов безопасности и охраны с другими службами и отделами качественно способствует укреплению законности и правопорядка в исправительном учреждении.

Однако основную роль в данном случае как сейчас, как и столетие назад выполняют сотрудники отделов безопасности (режима) и охраны.

Для обеспечения личной безопасности осужденных и сотрудников, исполняющих свои должностные обязанности, сегодня предусмотрен целый комплекс ИТСОН (инженерно-технических средств охраны и надзора).

В состав ИТСОН сегодня входят, инженерные сооружения, купольная система видеонаблюдения, носимые радиостанции, фото – видео регистраторы типа «Дозор» и др. Данные технические и инженерные средства сегодня существенно облегчают обеспечение безопасности на территории исправительного учреждение.

Однако следует отметить, что даже самые совершенные технические средства не в состоянии заменить человека.

Человек в отличие от технических систем действует исходя из сложившейся обстановки и самое главное оригинально, что не позволяет правонарушителям точно и полностью просчитать все варианты своих действий.

Но для правильного использования всего выше перечисленного, сотрудник должен обладать соответствующими личными и деловыми качествами.

Главным качеством сотрудника ФСИН России даже при использовании самой современной системы охраны и надзора остается бдительность. Бдительное несение службы является гарантом безопасности учреждения.

Столетие назад, несмотря на рутинность работы, надзирателю следовало постоянно, день за днем, сохранять бдительность. Согласно ст. 652 Уложения 1903 г. уголовной ответственности подвергались надзиратели, стражи и иные служащие, вследствие небрежности которых по осуществлению надзора за арестантами был допущен побег из-под стражи или из места заключения [3].

Сегодня отделы охраны главным образом, служат как для недопущения побега осуждённых, тем самым обеспечивая безопасность законопослушных граждан, так и для отражения внешнего нападения на исправительное учреждение, что гарантирует безопасность осужденных. Вооруженным подразделением, заступающим, как правило, на 24 часа, в исправительном учреждении является караул, который вправе в определенных случаях применять огнестрельное оружие [2, ст.31].

Появление в тюрьмах профессиональной охраны регламентировано в законе от 3 мая 1865 года «О замене военных караульных постов в тюрьмах вольнонаемными надзирателями». Данный нормативный акт предусматривал введение должностей младших и старших надзирателей. Последние выполняли роль начальников смен.

В отличие от военных надзирателей, вольнонаемные надзиратели всецело подчинялись смотрителю тюрьмы. На должность надзирателей предписывалось набирать в первую очередь благонадежных отставных нижних чинов, и лишь при их недостатке – лиц другого звания. За военной охраной осталась лишь обязанность несения караула на внешних постах[4, № 42055].

В начале XX века отечественная пенитенциарная система переживала сложный процесс реформирования, обусловленный, как и в наши дни, модернизацией российского общества. Цели, которые предстояло достичь отечественной пенитенциарной системе в то время, вполне сопоставимы с теми, которые необходимо достичь на современном этапе.

При становлении Главного тюремного управления перечень оснований, разрешавших применение огнестрельного оружия, почти не отличался от современного. Тогда порядок использования оружия надзирателями долгое время был определен правилами, изложенными в ст. 48 и 153 Воинского устава о гарнизонной службе [5, № 4930].

В соответствии с требованиями Устава тюремный надзиратель мог применить оружие для защиты охраняемого лица или поста, самозащиты и против арестанта, совершающего побег.

При этом он должен был применительно к ситуации определить целесообразность использования огнестрельного оружия, либо шашки [5, № 4930]. Инструкция по охране мест заключения, утвержденная министром юстиции 17 октября 1906 г.

, определила порядок и условия применения оружия в случае:

  1. нападения на охраняемый объект;
  2. защиты охраняемых лиц или постов;
  3. возникновения беспорядков среди заключенных;
  4. сопротивления заключенных тюремной администрации и страже;
  5. воспрепятствования побегу из-под стражи.

Исходя из приведенного выше перечня, мы можем установить, что в современном законодательстве произошли незначительные изменения, которые в основном касаются лишь современной техники и оснащения правонарушителей, имеющих своим главным умыслом подвергнуть опасности лиц, находящихся как на территории исправительного учреждения, так и за его пределами.

Сегодня в условиях динамичного развития юридической науки требуется законодательно закрепить понятие безопасности в
уголовно-исполнительной системе, разработать соответствующие законодательные акты, которые бы четко определили механизм действий аттестованных сотрудников ФСИН России по обеспечению безопасности в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, а также при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы.

Эти нововведения, по нашему мнению, будут способствовать укреплению безопасности, законности как в условиях
уголовно-исполнительной системы, так и общества в целом.

Список литературы / References

  1. Российская Федерация. Законы. О безопасности: федер. закон : [принят Гос. Думой 7 декабря 2010 г. : одобр. Советом Федерации 15 декабря 2010 г.].
  2. Российская Федерация. Законы. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон : [принят 21июля 1993 г.  N 5473-1.].
  3. Уголовное Уложение 1903 г. (Свод законов, Т. 15, Издание 1885 г. по прод. 1906, 1908 и 1909 гг. с позднейшими узаконениями по 1 сентября 1911 г. Издание второе). – СПб., 1911.
  4. Полное собрание законов Российской империи II. Т.XL . 2-е изд. СПб., 1830. № 42055.
  5. Полное собрание законов Российской империи III. Т.VII . 3-е изд. СПб., 1881-1916. № 4930.
  6. Российская Федерация. Приказы. Приказ Минюста России от 3 ноября 2005 года № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Rossijskaja Federacija. Zakony. O bezopasnosti. [Of The Russian Federation. Laws. About: Feder. the law : [adopted by the State. Duma 7 December 2010 : approve. The Federation Council on December 15, 2010] : official text.
  2. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob uchreschdeniax I organax, ispolnjayucshix ugolovnje nakazanja v vide lischenija svobodji. [Of The Russian Federation. Laws. On institutions and bodies executing criminal punishment in form of imprisonment: the law : [adopted on July 21, 1993 N 5473-1.]. : official text.
  3. Ugolovnoe ulochenie 1903 g.(Svod zakonov,T 15, izdanie 1885 g. po prod. 1906? 1908 I 1909 gg. s posledjutschimi uzakonenijami po 1 sentebrja 1911 g. Izdanie vtoroe).[ Criminal Ulozhenie 1903 (a Set of laws, Vol. 15, Edition of 1885, at prod. 1906, 1908 and 1909, with the latest legalisations on September 1, 1911 second Edition)]. – SPb., 1911. : official text.
  4. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoy imperii II T. XL2-e izd. [Complete collection of laws of the Russian Empire, II. T. XL. 2-e izd.].: SPb., 1830. No. 42055.
  5. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoy imperii III T. VII 3-e izd. [Complete collection of laws of the Russian Empire, III. T. VII . 3-e Izd].: SPb., 1881-1916. 4930.
  6. Rossijskaja Federacija .Prikazy. Prikaz Minyusta Rossii ot 3 nojabrja 2005 goda № 205 «Ob utvercshdenii Pravil vnutrennego rasporjadka ispravitelnjix uchrecshdenji» [ Of The Russian Federation. Orders. Order of the Ministry of justice of 3 November 2005, No. 205 «On approving the internal Regulations of correctional institutions»] : official text.

Источник: https://research-journal.org/law/bezopasnost-v-ugolovno-ispolnitelnoj-sisteme-pravovoj-i-istoricheskij-aspekt/

Безопасность в УИС и средства ее обеспечения

Безопасность уис это

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………..……………………………….3

    1. Понятие безопасности в УИС и средства ее обеспечения…………..5
    1. Безопасность осужденных в УИС……………………………………16
    1. Обеспечение безопасной деятельности персонала исправительных учреждений…………………………………………………………….22

Заключение……..………………………………………………………………..36

Список использованной литературы……………………………………………….39

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность моей темы заключается в том, что в последнее время резко обострилась проблема обеспечения законности и правопорядка во всех сферах жизни общества. Возросшая активность и агрессивность преступного мира проявляются и в местах лишения свободы, где сконцентрированы наиболее опасные преступники.

В связи с этим известны факты нападений осужденных на работников исправительных учреждений,  групповых неповиновений, отказов от работы, голодовок, захватов заложников, массовых беспорядков.

  Все это затрудняет решение проблемы обеспечения безопасности осужденных, а так же лиц, работающих в исправительных учреждениях, особенно учитывая то, что такие преступные посягательства не всегда своевременно выявляются и пресекаются.

Обеспечение безопасности осужденных и  работников исправительных учреждений важно не только в плане защиты их жизни и здоровья.

Достижение целей уголовно-исполнительного законодательства РФ – исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами исправительных учреждений.

Иначе говоря,  эффективное осуществление исправительного процесса невозможно без решения проблемы обеспечения безопасности осужденных и персонала исправительных учреждений.

Несмотря на актуальность, проблема обеспечения безопасности работников исправительных учреждений и осужденных полностью не решена, поэтому представляет интерес изучения правового регулирования, основных элементов обеспечения безопасности в исправительных учреждениях.

Различные аспекты, относящиеся к правовому регулированию и организации деятельности по обеспечению безопасности осужденных и персонала исправительных учреждений на различных этапах развития и реформирования пенитенциарной системы России, нашли отражение в работах ученых и авторов: И.В. Брызгалова, Ц.А. Голумба, М.А. Громова, М.Г. Деткова, М.А. Дудова, А.И. Зубкова, К.Е. Игошева, Б.Б. Казака, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лазарева, П.П. Осипова, П.Г. Пономарева, Л.М. Розина, К.Ш. Садреева, А.Н. Сухова, Г.А. Туманова, И.В. Шмарова и др.

Объектом исследования выступает комплекс проблем, связанных с безопасностью осужденных и персонала исправительных учреждений

Предмет исследования – теоретические, организационные и правовые основы безопасности осужденных и персонала исправительных учреждений в период реформирования уголовно-исполнительной системы.

Целью исследования является разработка теоретических, организационных и правовых основ совершенствования безопасности осужденных и персонала исправительных учреждений в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.

Для достижения этой цели решены следующие задачи теоретического характера:

  1. Определение термина «обеспечение безопасности в УИС».
  2. Анализ основных условий и средств обеспечения безопасности осужденных и персонала исправительных учреждений.

  3. Изучение проблем обеспечения безопасности осужденных и  персонала исправительных учреждений и предложение мер по совершенствованию данного направления деятельности уголовно-исполнительной системы.
      1. Понятие безопасности в УИС и средства ее обеспечения.

Безопасность в исправительных учреждениях представляет собой составную часть общественной безопасности как состояния, обусловленного определенным строем общественных отношений и обеспечивающего отсутствие опасности.

Более точно общественную безопасность можно определить как «систему общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных отношений и общественных организаций»1.

Несмотря на то, что целью отношений общественной безопасности является обеспечение нормальной жизнедеятельности личности и функционирования государственных и общественных институтов, отличительной чертой рассматриваемых отношений является то, что они возникают в связи с использованием объектов, представляющих повышенную опасность для общества или наступлением стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств2. Именно в этих случаях возникают отношения общественной безопасности, регулируемые юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения или устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде. Соответственно, исходя из возможности возникновения чрезвычайных обстоятельств и стихийных бедствий, выделяют государственную, международную, политическую, экономическую, экологическую, военную, ядерную, транспортную, технологическую, личную и другие виды безопасности.

Особый вид отношений общественной безопасности – это отношения, связанные с защитой общества от преступных посягательств.

Общественное спокойствие, неприкосновенность жизни и здоровья людей, нормальный труд и отдых граждан, а также нормальную деятельность государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий затрагивает в той или иной степени каждое преступление, совершаемое в обществе, так как любое из них является общественно опасным. Общественная безопасность, с точки зрения Н.Ф. Кузнецовой и В.А. Куринова, связана не только с соблюдением технических норм и правил, но и с такой системой поведения граждан в обществе, при которой устраняется угроза жизни и телесной неприкосновенности большего или меньшего числа людей3. И здесь можно говорить в целом о таком направлении общественной безопасности, как защита общества от преступных посягательств или как еще ее называют – социальной безопасности в обществе.

Как отмечается в юридической литературе, рассмотрение отношений в сфере общественной безопасности возможно не только исходя из их содержания, но и источников, объектов и других признаков. Поэтому, на наш взгляд, можно анализировать специфику предмета и процесса обеспечения общественной безопасности в каких-либо социально обособленных системах.

В данном случае – в исправительных учреждениях, исполняющего уголовное наказание в виде лишения свободы, в отношении лиц, представляющих повышенную общественную опасность.

При этом представляется вполне оправданным рассмотрение сотрудников и вольнонаемных рабочих и служащих  исправительных учреждений, в качестве основного субъекта отношений общественной безопасности при исполнении наказания в виде лишения свободы, поскольку, как об этом свидетельствуют статистические данные ФСИН России,  зачастую против них направлены преступные действия осужденных.

Проблема безопасности лиц, работающих в исправительных учреждениях, носит комплексный характер.

Она не исчерпывается только защитой от преступных посягательств со стороны осужденных и включает в себя защиту персонала от действий опасных технических, медицинских и других неблагоприятных факторов, связанных с профессиональной деятельностью сотрудников, рабочих и служащих исправительных учреждений.

Недостаточно высокий уровень техники безопасности при организации производства,  распространенность среди осужденных социально опасных инфекционных заболеваний, недостатки в их медицинском обслуживании, нередко усугубляемые нежеланием осужденных проходить лечение, в совокупности с возросшей их криминогенной опасностью создают серьезные проблемы нарушения безопасности и работников исправительных учреждений. Это является своеобразным «фоном», влияющим на общий уровень обеспечения безопасности лиц, работающих с осужденными.

Исходя из изложенного, представляется, что анализ безопасности персонала исправительных учреждений должен быть ограничен отношениями:

– по своему содержанию – связанными с защитой их от преступных и иных общественно опасных действий осужденных;

– по объекту – вызванными посягательствами на жизнь и здоровье работников исправительных учреждений;

– по источнику – порождаемыми действиями лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

– по масштабам – имеющими место в обособленной социальной системе – исправительных учреждениях.

Однако недостаточно выделить отношения, гарантирующие безопасность работников исправительных учреждений. Необходимо также проследить, из чего складывается  процесс ее обеспечения. Для этого, в первую очередь, необходимо указать на режим – порядок исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы (ч. 2 ст.

9 УИК РФ). Без преувеличения можно сказать, что режим, являясь определенным порядком исполнения и отбывания в исправительном учреждении, служит основой обеспечения безопасности персонала.

Правила режима обязательны как для администрации учреждения, так для осужденных и иных лиц и ориентированы на укрепление правопорядка и законности в местах лишения свободы. Их соблюдение способствует созданию безопасного порядка исполнения и отбывания лишения свободы.

Поэтому безопасность персонала исправительных учреждений – это один из наиболее важных результатов детального нормативного правового регулирования режима и эффективной реализации его на практике.

Обеспечение безопасности персонала исправительных учреждений – это одно из средств обеспечения режима, не единственное, поскольку порядок исполнения и отбывания наказания также нацелен на соблюдение требований изоляции, надзора, охраны и др. (ч. 1 ст. 82 УИК РФ), но достаточно важное, ориентированное на профилактику преступлений, нарушений и злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания (ч. 1  ст. 1,  ст. 82, 84, 116  УИК  РФ).

Поскольку основой безопасности персонала исправительных учреждений является строгое соблюдение режима, то соответственно – близкие и основные средства обеспечения безопасности и режима, хотя по своему содержанию они полностью не совпадают.

Во-первых, режим зачастую в рамках одного и того же средства обеспечивается с помощью более широкого комплекса мер правового и организационного характера. Например, в рамках уголовно-правовых мер обеспечения режима отбывания наказания в виде лишения свободы предусматривается ответственность за побег из мест заключения (ч. 1 ст.

313 уголовного кодекса (далее: УК) РФ, по своей целевой направленности непосредственно обеспечивающая режим отбывания наказания и лишь косвенно – безопасность работников исправительных учреждений. Меры безопасности, применяемые к осужденным (ст.

86 УИК РФ), являясь важнейшим средством обеспечения режима в исправительных учреждениях, на обеспечение безопасности персонала учреждения «работают» лишь отчасти, в тех случаях, когда объектом защиты с помощью средств безопасности является кто-либо из работников исправительного учреждения.

Однако это может служить основанием для исключения их либо других мер из средств обеспечения безопасности персонала исправительного учреждения.

С учетом высказанных предварительных положений представляется, что в числе основных средств обеспечения безопасности персонала исправительных учреждений должны быть названы уголовно-правовые меры и, прежде всего,  закрепление в качестве преступлений тех общественно опасных деяний, которые направлены на причинение вреда жизни и здоровью работников пенитенциарной системы.

В числе основных средств обеспечения безопасности работников исправительных учреждений следует назвать меры исправительного характера, которые в единстве правовых и организационных аспектов существенно дополняют уголовно-правовые меры. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает применение к осужденным мер безопасности. Традиционно эти меры относятся также к средствам обеспечения режима.

Такая двойственность целевой направленности мер безопасности вполне оправдана: с одной стороны, они обеспечивают режим, а с другой, призваны предотвратить причинение вреда осужденными как окружающим (в том числе и персоналу исправительного учреждения), так и самим себе. В законе (ст. 13 УИК РФ, §25 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений) определяются основания, условия и цели их применения.

Надзор за поведением осужденных является одним из важнейших средств обеспечения режима поскольку регулируется уголовно-исполнительным законодательством РФ и нормативными правовыми актами Минюста России.

Надзор – это система мер наблюдения и постоянного контроля за поведением осужденных, осуществляемая сотрудниками отделов безопасности (режима) исправительного учреждения, направленная на обеспечение требований изоляции, соблюдение прав, свобод и законных интересов и контроль за выполнением возможных обязанностей.

В науке уголовно-исполнительного права понятие и цели надзора трактуются несколько шире. Выделяют, например, цели предупреждения преступлений, нарушений порядка отбывания наказания, оказание психолого-педагогического (специально-предупредительного) воздействия на осужденных4.

Поэтому надзор как средство предупреждения преступлений, в том числе и направленных против персонала исправительных учреждений  (далее: ИУ), рассматривается  в качестве одного из важнейших средств обеспечения безопасности работников ИУ.

Возможно, именно упущения в организации надзора являются одним из условий совершения преступлений против работников ИУ.

И это не удивительно, так как надзор за поведением осужденных имеет первостепенное значение в обеспечении неуклонного соблюдения осужденными правил поведения, в выявлении и пресечении преступлений и иных правонарушений, в создании необходимых условий для организации всего процесса исправления осужденных.

Более полное привлечение к участию в надзоре за осужденными сил администрации ИУ, самодеятельных организаций осужденных, широкое использование технических средств надзора и контроля (ст. 83 УИК РФ) является непременным условием эффективного решения стоящих задач, в том числе и по обеспечению безопасности лиц, работающих  в ИУ.

Источник: https://www.turboreferat.ru/criminal-procedure/bezopasnost-v-uis-i-sredstva/275350-1863686-page1.html

Уголовно-исполнительная система и проблемы обеспечения ее безопасности

Безопасность уис это


На нормальное функционирование деятельности различных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают влияние различные факторы, которые могут быть как внутренними, так и внешними.

На режим и безопасность функционирования указанных органов может повлиять возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, обострение криминогенной и социальной обстановки в районе расположения того или иного органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, а также существенные недостатки в деятельности сами учреждений и органов. В настоящей статье предпринята попытка освятить основные проблемы обеспечения безопасности современной уголовно-исполнительной системы в России.

Ключевые слова: исправительное учреждение, безопасность, личная безопасность, обеспечение безопасности, внутренние и внешние угрозы безопасности, чрезвычайные обстоятельства, уголовно-исполнительная система.

The normal functioning of the activities of various bodies and institutions of the penal system is influenced by various factors, which can be either internal or external.

The mode and safety of the functioning of these bodies can be affected by emergencies of a man-made and natural nature, aggravation of the criminal and social situation in the area of the location of a particular body or institution of the penal system, as well as significant shortcomings in the activities of the institutions and bodies themselves. This article attempts to illuminate the main problems of ensuring the security of the modern penal system in Russia.

Keywords: correctional institution, security, personal security, security, internal and external security threats, emergency, criminal justice system

Проблема безопасности появилась еще в глубокой древности и выражалась в особом общественном явлении, которое росло, укреплялось и расширялось по мере того, как для граждан возрастали опасности и угрозы со стороны внешних и внутренних врагов. Таким образом, обеспечение безопасности становится со временем одной из самых важных задач государства, общества и личности.

Как отмечает Демидов А. В., безопасность представляет собой одну их базовых потребностей и главную цель не только каждого человека в отдельности, но также и всего общества в целом. [3, с. 134]

Правоотношения, связанные с обеспечением безопасности возникают при наличии какой-либо опасности либо угрозы ее появления. При этом речь идет о таких угрозах, которые могут причинить вред объектам, находящимся под охраной. Угрозы безопасности действующей уголовно-исполнительной системы можно классифицировать на внешние угрозы и внутренние в зависимости от характера и места возникновения.

Под обеспечением безопасности действующей уголовно-исполнительной системы от различных внешних угроз принято понимать реализацию правовых норм, которые регулируют вопросы, связанные с защитой от разнообразных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всевозможных диверсий, эпидемий, нападений на органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, воздействий преступных сообществ, которые соей целью имеют дезорганизовать процесс исполнения уголовных наказаний и другие. В подобном случае безопасность уголовно-исполнительной системы осуществляется при помощи реализации норм различных отраслей отечественного права.
Как верно подчёркивает А. Г. Упоров, порядок возмещения вреда, причиненного при защите от различных внешних угроз, регулируется нормами гражданского права.

Нормы административного права, в свою очередь, регулируют деятельность администрации органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в России.

Что касается норм уголовного права, то они направлены, главным образом, на обеспечение безопасности действующей уголовно-исполнительной системы при помощи установления уголовной ответственности за совершение преступлений против подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, против личности самих работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, а также за отдельные действия, которые на какое-то время могут дезорганизовать деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. [6, с. 17]

При решении вопросов обеспечения внешней безопасности уголовно-исполнительной системы необходимо принимать во внимание, что данная система собой представляет специфический государственный механизм, в котором отражаются все происходящие в обществе процессы.

Итак, мы рассмотрении внешнюю безопасность уголовно- исполнительной системы. Что касается внутренней безопасности данной системы, то необходимо помнить, что она состоит в обеспечении защиты от угроз и опасностей, которые возникают в сами органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Правовое регулирование процесса обеспечения внутренней безопасности уголовно-исполнительной системы России осуществляется, главным образом, нормами уголовно-исполнительного и уголовного законодательства Российской Федерации.

Правовое регулирование процесса обеспечения внутренней безопасности уголовно-исполнительной системы России направлено на:

– предупреждение и устранение опасностей, которые были вызваны чрезвычайными обстоятельствами, возникшими на территории исправительных учреждений (например, произошедшим захватом заложников, групповыми неповиновениями или массовыми беспорядками и т. п.);

– нарушений работниками уголовно-исполнительной системы законности при исполнении наказаний;

– нарушений осужденными гражданами порядка и условий отбывания наказаний, которые были установлены в соответствующем органе или учреждении;

– пресечение противоправной деятельности лидеров преступных группировок осужденных. [6, с. 18]

Как подчеркивает А. И.

Одинцов, в процессе исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы возникают общественные отношения различного плана, включая административно-правовые отношения, которые являются для государственного управления принято считать базовыми отношениями. В литературе встречается точка зрения (которую выражает, в частности, А. И. Одинцов), в соответствии с которой исполнение уголовных наказаний не следует смешивать с управлением. [5, с. 14]

Авторы, разделяющие данную позицию, считают, что административно-правовые отношения в деятельности исправительных органов и учреждений имеют место только при организации функционирования исправительных учреждений, а также в процессе прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

По мнению А. Г. Упорова, уголовно-исполнительная система современной России представляет собой структурный элемент исполнительной власти. В связи с этой особенностью для уголовно-исполнительной системы характерны специфические функции, которые реализуются в форме и посредством государственного управления.

В связи с этим, качественно своеобразным является только содержание уголовно-исполнительных отношений, а формально анализируемые отношения реализуются в рамках государственного управления.

В практике деятельности уголовно-исполнительной системы наглядно отражен факт, что закон не может быть реализован вне деятельности властных структур, применяющих его. [6, с. 17]

В связи с этим режим в исправительных учреждениях, который предусмотрен статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, [1] можно рассматривать в качестве административно-правового режима, включающего в себя следующие основные составляющие:

– во-первых, назначение режима исправительного учреждения, функции и требования данного режима;

– во-вторых, распределение полномочий между сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

– в-третьих, система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также особенности их взаимодействия и порядок функционирования указанных органов и учреждений;

– в-четвертых, специальные полномочия сотрудников учреждения, на территории которого действует режим исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, в части нормативного регулирования, осуществления надзора и контроля за мероприятиями и мерами, составляющими данный режим;

– в-пятых, определение специального статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы, являющихся непосредственными исполнителями рассматриваемого режима, издание соответствующих нормативных правовых актов;

– в-шестых, особенности и порядок финансирования режимных учреждений.

По мнению Л. В. Ложкиной и А. В.

Чугунова, для того, чтобы устранить факторы, отрицательным образом воздействующие на обеспечение безопасности в исправительных органах и учреждениях, на современном этапе следует принять комплекс мер, направленных на совершенствование уголовно-исполнительной политики.

Помимо этого, необходим также принять комплекс организационно-практических мер, направленных на укрепление режима исполнения и отбывания наказания в данных учреждениях и органах как основного механизма в деятельности по обеспечению безопасности. [4, с. 167]

Таким образом, проведенное исследование безопасности как объекта управления в уголовно-исполнительной системе позволило сделать следующие выводы.

Под обеспечением безопасности действующей уголовно-исполнительной системы от различных внешних угроз принято понимать реализацию правовых норм, которые регулируют вопросы, связанные с защитой от разнообразных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всевозможных диверсий, эпидемий, нападений на органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, воздействий преступных сообществ, которые соей целью имеют дезорганизовать процесс исполнения уголовных наказаний и другие. В подобном случае безопасность уголовно-исполнительной системы осуществляется при помощи реализации норм различных отраслей отечественного права.

Для того, чтобы устранить факторы, отрицательным образом воздействующие на обеспечение безопасности в исправительных органах и учреждениях, на современном этапе следует принять комплекс мер, направленных на совершенствование уголовно-исполнительной политики. Помимо этого, необходим также принять комплекс организационно-практических мер, направленных на укрепление режима исполнения и отбывания наказания в данных учреждениях и органах как основного механизма в деятельности по обеспечению безопасности

Литература:

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ. — 1997. — № 2. — Ст. 198.
  2. Гагулькин С. С., Пестряков А. В., Свиненков С. А. Проблемы обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — № 19. — С. 277–279.
  3. Демидов А. В. Сущность понятия «национальная безопасность», механизм его реализации (теоретико-правовой аспект) / А. В. Демидов // Экономические стратегии. 2013. -Т. 15. — № 6 (114). — С. 134–138.
  4. Ложкина Л. В., Чугунов А. В. Безопасность в исправительных учреждениях и факторы, негативно влияющие на ее состояние // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2013. — № 3. — С. 161–167.
  5. Одинцов А. И. Правовые и организационные основы информационного обеспечения управления в Федеральной службе исполнения наказаний. Рязань, 2008. — 226 с.
  6. Упоров А. Г. Безопасность как объект управления в уголовно — исполнительной системе / А. Г. Упоров // Уголовно-исполнительное право. 2015. — № 4 (22). — С. 17–25.

Основные термины(генерируются автоматически): уголовно-исполнительная система, обеспечение безопасности, учреждение, орган, действующая уголовно-исполнительная система, вид лишения свободы, внутренняя безопасность, государственное управление, природный характер, Российская Федерация.

Источник: https://moluch.ru/archive/292/66094/

Обеспечение безопасности сотрудников УИС

Безопасность уис это

 В настоящее время в уголовно-исполнительной системе уделяется значительное внимание вопросам обеспечения личной безопасности сотрудников. Улучшается положение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, что снижает их эмоциональное напряжение.

Улучшается техническое оснащение учреждений видеокамерами, комплексами наблюдения, охраны и надзора. Проводится работа психологических служб по повышению устойчивости сотрудников в стрессовых ситуациях, воспитательных служб по соблюдению дисциплины.

По сравнению с началом 2000-х годов сократились примерно на 20% гибель сотрудников на службе  и вне её, также сократились случаи суицидов и незаконных связей.

Вместе с тем, нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на снижение количественных показателей, проблема требует поиска путей улучшения ситуации.

В последние годы (2008-2010)  в учреждениях УИС ежегодно гибнет до 80 сотрудников, примерно половина из них на службе[1]. Незаконные связи составляют примерно около 50% от всех видов нарушений законности; за три последних года сотрудниками совершено 104 суицида[2].

В связи с этим следует заметить, что безопасность категория серьезная и включает в себя элементы защищенности. Чем качественнее защищенность, тем выше безопасность. Существуют следующие виды защищенности:   

Экономическая защищенность – соответствие материального обеспечения сотрудников его объективным материальным и иным потребностям.

Правовая защищенность – соответствие правовой нормативной базы деятельности правоохранительных органов объективным условиям и задачам этой деятельности. Она определяет уровень правового обеспечения профессиональной деятельности сотрудника и возможности его правовой защиты при решении им профессиональных задач или личных проблем, связанных с данной деятельностью.

          Материально-техническая защищенность – соответствие материально-технического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ее объективным условиям и задачам.

         Социальная защищенность – соответствие социального статуса правоохранительных органов в государстве и социального статуса сотрудников правоохранительных органов значимости тех государственных задач, которые они выполняют.

          Социально-психологическая защищенность – соответствие общественного мнения о деятельности правоохранительных органов  реальным профессиональным и личностным качествам сотрудников. Особым аспектом социально-психологической защищенности является стабильный положительный эмоционально-психологический климат в коллективах сотрудников.

          Кадровая защищенность – соответствие уровня профессиональной надежности личного состава (т.е. нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств сотрудников и их профессиональной компетентности)  требованиям, предъявляемым к личности сотрудника системой и ее задачами.

          Информационная защищенность – соответствие возможностей получения информации, необходимой для эффективной профессиональной деятельности (в том числе научных и практических знаний, умений и навыков), реальной необходимости  иметь такие знания для решения профессиональных задач и обеспечения профессиональной защищенности и личной безопасности. Специальным компонентом информационной защищенности сотрудника является пресечение утечки информации о его профессиональной деятельности или личной жизни, которая могла бы препятствовать решению профессиональных задач или повышать степень личного риска для него и его близких.

          Специальная защищенность – эффективность специальных мер оперативно-розыскного, контрразведывательного и иного характера, действий подразделений собственной безопасности по защите правоохранительных органов от деструктивных воздействий преступных элементов.

          Психологическая защищенность – соответствие специальных мер,  направленных на профилактику и предотвращение психологической деформации личности сотрудника, степени реального воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью.

         Физическая защищенность – соответствие комплекса правовых, материально-технических, управленческих и иных мер, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья сотрудников при решении (или в связи с решением) ими профессиональных задач, реальным возможностям снизить этот риск до объективного предела[3].

Конечно, все эти меры значительны и необходимы, но они не зависят от самого сотрудника, и будут малоэффективны без собственной сознательной и профессионально грамотной деятельности сотрудника по обеспечению личной безопасности. Другими словами, сотруднику необходимо создать условия для мотивации службы вообще, и обеспечения личной безопасности в частности.

В практике профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов ряда зарубежных стран, в частности США, «педагогика личной безопасности» уже достаточно давно является самостоятельным направлением их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В США практически каждый сотрудник ФБР и других правоохранительных органов при первоначальном профессиональном обучении, а потом регулярно в ходе службы проходит подготовку по специальным программам «Воля к выживанию», «Выживание на улице»[4].

Отношение к вопросу обеспечения личной безопасности в США приносит свои плоды: при населении в 320 млн. человек сотрудников всех правоохранительных органов погибающих на службе составляет количественно около 70 в год.

Одной из причин такого положения является достаточно серьезный подход к обучению сотрудников правоохранительных органов.

А именно: обучение начинается с формирования профессионально-психологической установки на обеспечение личной безопасности при решении профессиональных задач[5].

Другими словами, сотруднику создают мотивацию к профессиональной подготовке, к обеспечению личной безопасности, «государство помнит о тебе и делает всё возможное для твоей службы, но и ты позаботься о себе».

Программа «Воля к выживанию», «Выживание на улице» составляет 80 часов подготовки, в ходе которой сотруднику прививается одна мысль: «опасность существует, но ты можешь её избежать, если будешь совершенствоваться и обеспечивать свою личную безопасность».

Исходя из вышесказанного, хотелось бы сделать некоторые предложения по совершенствованию подготовки сотрудников УИС:

1.                Создать мотивацию для службы в системе, следовательно, интерес к ней.

2.                Создать специальную программу в системе начальной профессиональной подготовки и повышения квалификации по совершенствованию и обеспечению личной безопасности сотрудников УИС.

3.                Первой задачей в данной программе определить формирование профессионально-психологической установки на обеспечение личной безопасности при решении профессиональных задач.           

[1] Телеграмма ФСИН России от 25.06.2009.

Источник: https://www.b17.ru/article/20952/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.