Дача взятки состав преступления

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

Дача взятки состав преступления

ДАЧА ВЗЯТКИ – преступление против государственной власти, интересов государственной (муниципальной) службы, предусмотренное ст. 291 УК РФ. Общий состав данного преступления заключается в Д.в.

должностному лицу лично или через посредника за совершение им действий, не выходящих за рамки закона, квалифицированный – в Д.в. должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) или неоднократно.

Лицо освобождается от уголовной ответственности, если взятку у него вымогали или если оно добровольно сообщило о Д.в. органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Уголовная ответственность за дачу взятки наступает с 16-летнего возраста. Субъектом может быть гражданин России, иностранец и лицо без гражданства. В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки.

Субъективная сторона. Дача взятки совершается с прямым умыслом. Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований передачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерности, состав дачи взятки отсутствует.

Дача взятки отнесена к числу преступлений средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 291) – к тяжким преступлениям.

В примечании к ст. 291 предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:

1) если в отношении него со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки;

2) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности.

Вымогательство взятки как основание, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной ответственности, понимается точно так же, как и вымогательство, являющееся квалифицирующим признаком получения взятки.

Норма об освобождении взяткодателей от уголовной ответственности в случае их добровольного сообщения о преступлении по своей направленности является стимулирующей, побуждая виновного к деятельному раскаянию, к заглаживанию вреда, к разоблачению взяткополучателя.

Квалифицированным видом преступления (ч. 2 ст. 291) является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Для вменения взяткодателю данного квалифицирующего признака необходимо доказать знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия).

Если взяткодатель ошибочно полагал, что действия (бездействие) должностного лица, за которые дается взятка, являются законными, входят в служебные полномочия взяткополучателя, в связи с допущенной фактической ошибкой он несет ответственность по ч. 1 ст. 291.

Объект преступления – общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Предмет преступления – деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Объективная сторона заключается в даче взятки должностному лицу лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1) или за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное комментируемой статьей.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

https://www.youtube.com/watch?v=ULj7X6uxEXI

Не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки высказанное намерение лица дать деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

Должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части статьи 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, – как соучастник дачи взятки (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”).

Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект преступления общий.

В примечании устанавливаются основания освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки: лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Вымогательство означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его охраняемых законом интересов.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.

N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”, решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки должностному лицу, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.

Источник: https://studopedia.ru/5_93965_dacha-vzyatki-st--uk-rf.html

Дача взятки должностному лицу при исполнении: состав преступления и уголовная ответственность по статье 291 УК РФ

Дача взятки состав преступления

Злоупотребление должностным лицом своим положением приводит к коррупции. Одной из главных составляющих этого неправомерного явления является дача взятки. Взяточничество подрывает власть и ее авторитет у населения.

Законодательство

Вопросы, связанные с дачей взятки, рассмотрены в УК (ст. 290, 291, 291.1 ), в КоАП и в Постановлении Президиума ВС РФ № 6.

Связь дачи взятки с коррупцией определены в ст.1 Антикоррупционного закона № 273-ФЗ. В этой статье говорится, что взяточничество – это деяние, относящиеся к коррупции.

Определение

Согласно УК РФ дачей взятки считается дача должностному лицу каких-либо предметов, услуг или выгод за действие (или бездействие) этого лица в интересах взяткодателя.

То есть взяткой наряду с денежными средствами, акциями или другим имуществом могут быть безвозмездные выгоды или услуги, которые для обычных граждан подлежат оплате. Это могут быть путевки в санаторий, в туристическое путешествие, ремонт или строительство дома.

Сюда же можно отнести выгоды, получаемые при занижении стоимости передаваемого или приватизируемого имущества, уменьшении арендной платы.

Правовая характеристика

Рассмотрим основные элементы, характеризующие преступление.

Объект преступления

В качестве объекта преступления могут выступать различные ценности, отношения в обществе, которым причиняется вред.

При даче взятки такой объект – это общественные отношения в части обеспечения работы органов государственной или муниципальной власти.

Общественная опасность взятки состоит в том, что это явление ухудшает или ликвидирует эти общественные отношения и, таким образом, вредит обществу в целом.

Объективная сторона

Это противоправное посягательство на законные интересы, связанное с незаконным действием или бездействием и наступлением незаконных результатов. В данном случае оно состоит в передаче взяткополучателю предмета взятки или обеспечению выгод за выполнение (или невыполнение) им действий с учетом служебного положения взяткодателя.

Деяние считается совершенным, если должностное лицо получило хотя бы часть предметов взятки. Если в качестве взятки используется предоставление услуги, то преступление считается состоявшимся с момента начала его выполнения (например, с момента возврата долговой расписки).

Если передача взятки не произошла по независящим от участников преступления причинам, то такое действие считается покушением на дачу взятки.

Субъект преступления

Это совершившее деяние лицо, и по закону им может стать гражданин, возраст которого достиг 16 лет. Таким субъектом может быть и должностное лицо.

Если такое лицо поручило передать взятку своему подчиненному, то такое лицо будет считаться взяткодателем, а передавший взятку будет привлекаться к суду как посредник.

Привлечение к суду физических лиц за дачу взятки не освобождает от ответственности юридическое лицо, в пользу которого физические лица давали взятку (КоАп).

Субъективная сторона дачи взятки

Субъективная сторона дачи взятки представляет собой прямой умысел, если лицо, дающее взятку, действует по собственной воле.

Умысел предполагает, что взамен на незаконное вознаграждение (или материальную выгоду) должностное лицо совершает (или не совершает) в пределах своих служебных полномочий действие в пользу лиц, дающих взятку.

К таким действиям относятся, например, ускорение рассмотрения дел взяткодателя или принятие благоприятного для дающего взятку решения. Эти действия могут быть совершены в пользу не только самого взяткодателя, но и его родственников, знакомых или организаций, к которым он имеет отношение.

Наказание

За дачу и получение взятки УК предусмотрены различные наказания. Эти наказания, в частности, зависят от величины взятки. В зависимости от размеров взятки делятся на 4 группы – обычная (до 25000 руб.

), значительная (25000-150000 руб.), крупная (150000-1000000 рублей), особо крупная (свыше 1000000 рублей).

При этом в УК наказания в виде штрафов приводятся как в виде фиксированных сумм в рублях, так и в виде сумм, кратных размеру даваемой взятки.

Для получателей взятки:

  1. Получатель взятки обычного размера наказывается штрафами в 1000000 руб. или в 10-50 сумм взятки. Или тюремным заключением до 3-х лет и штрафом.
  2. Получатель взятки значительного размера может получить штрафы от 200 тысяч до 1500000 руб. или 30-60- кратный штраф. Или срок заключения до 6 лет и штраф.
  3. Получение взятки за заведомо неправомерные действия наказывается штрафами в 500 тысяч – 2 млн. руб. или в 40-70 сумм взятки. Или лишением свободы от 3 до 8 лет и штрафом в 40 размеров взятки.
  4. Совершение государственным чиновником или главой местной администрации действий по вышеприведенным пунктам наказывается штрафами в 1-3 млн. руб. или в 60-80 сумм взятки. Или тюрьмой на 5-10 лет и штрафом.
  5. Действия по пунктам 1,3,4 в случаях, если они произведены группой лиц, при наличии крупной взятки наказываются штрафами в 2-4 млн. руб. или в 70-90 сумм взятки. Или тюрьмой на 7-12 лет и штрафом.
  6. Соответствующие 1,3,4,5 пунктам деяния при наличии особо крупной взятки наказываются штрафами в 3-5 млн. руб. или в 80-100 сумм взятки. Или тюрьмой на 8-15 лет и штрафом.

Взяткодателям:

  1. Дача взятки обычного размера наказывается штрафом в 500 тысяч руб. Или штрафом в 5-30 сумм взятки. Или тюрьмой до 2-х лет и 5-10-кратным штрафом.
  2. Дача взятки значительного размера наказывается штрафом в 1 млн. руб. Или 10-40- кратным штрафом. Или тюрьмой до 5 лет и 5-15-кратным штрафом.
  3. Дача взятки за заведомо неправомерные действия наказывается штрафами в 1 млн. 500 тысяч руб. или в 30-60 сумм взятки. Или тюрьмой до 8 лет и штрафом.
  4. Действия по пунктам 1-3 в случаях, если они произведены группой лиц, при наличии крупной взятки наказываются штрафами в 1-3 млн. руб. или в 60-80 сумм взятки. Или тюрьмой на 7-12 лет и штрафом.
  5. Соответствующие 1-4 пунктам деяния при наличии особо крупной взятки наказываются штрафами в 3-4 млн. руб. или в 70- 90 сумм взятки. Или тюрьмой на 8-15 лет и штрафом.

Освобождение от ответственности

Лицо, давшее взятку, может уголовно не преследоваться в следующих случаях:

  • взяткодатель активно участвовал в расследовании этого преступления;
  • дача взятки происходила ввиду вымогательства со стороны чиновника;
  • взяткодатель добровольно сообщил о даче взятки компетентным органам.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/protiv-sobstvennosti/ekonomicheskie/vzyatka-i-podkup/dacha.html

Дача взятки – анализ состава преступления

Дача взятки состав преступления

Дача взятки означает передачу должностному лицу взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества; передачу имуще ственных прав или оказание ему услуг (выполнение работ) иму- щественного характера; либо совершение любых иных действий, направленных на улучшение материального благосостояния взят- кодателя либо избавление его от имущественных затрат за опре- деленное служебное поведение должностного лица в интересах взяткодателя.

Взятка может передаваться должностному лицу лично или че- рез посредника. При даче взятки через посредника взяткодатель может не знать, какому именно должностному лицу будет вруче- на взятка за совершение действий (бездействия) в его интересах

Для квалификации дачи взятки не имеет значения, в какой форме будет осуществлен акт служебного поведения должност- ного лица: путем использования должностных полномочий; пу- тем использования должностного положения; в виде покрови- тельства или попустительства.

Но в процессуальных документах должно найти отражение, какие интересы преследовал взяткода- тель и какого служебного поведения за взятку он ожидал от должностного лица. Не влияет на квалификацию дачи взятки и то обстоятельство, когда передавалась взятка: до совершения какого-либо действия (бездействия) должностным лицом в интересах взяткодателя либо после. Часть 1 ст.

291 УК РФ предусматривает ответственность за дачу взятки должностному лицу за совершение им в интересах взяткодателя законных действий.

Дача взятки считается оконченным преступлением в момент принятия взятки должностным лицом. Момент окончания пре- ступлений дачи и получения взятки совпадают.

Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, в том числе и другое должностное лицо.

В тех случаях, когда одно должностное лицо получает взятку за совершение каких-либо действий (бездействия) в интересах взяткодателя, а затем, действуя в интересах взяткодателя, переда- ет часть полученной взятки другому должностному лицу, оно привлекается к ответственности не только за получение взятки, но и за дачу взятки.

Если руководитель какого-либо органа, коммерческой или не- коммерческой организации дает указание своему подчиненному о даче взятки должностному лицу в интересах этого органа или ор- ганизации, то ответственность за дачу взятки несет руководитель, а подчиненный отвечает за посредничество в даче взятки.

С субъективной стороны дача взятки характеризуется п р я – м ы м умыслом. Взяткодатель осознает, что дает взятку долж- ностному лицу за определенное служебное поведение в его инте- ресах и желает совершить такое действие.

Для квалификации дачи взятки не имеет значения, передается взятка одному должностному лицу или группе должностных лиц, действующих по предварительному сговору. Однако в таких слу- чаях необходимо отграничивать единое преступление от сово- купности преступлений.

Если взяткодатель передает определен- ную сумму денег одному должностному лицу за совершение дей- ствий (бездействия) в его интересах и просит часть суммы пере- дать другому должностному лицу, без участия которого невоз- можно решить вопрос, то он дважды совершает преступление дачу взятки, действуя во втором случае через посредника.

Не образует совокупности преступлений систематическая пе- редача ценностей должностному лицу за общее покровительство или попустительство по службе, если эти действия изначально охватывались единым умыслом взяткодателя.

Совокупность преступлений будет иметь место, если взятко- датель дает взятку должностному лицу в разное время за совер- шение в его интересах различных действий, но если взятка дается единовременно за совершение различных действий, то совокуп- ности преступлений не будет.

Единовременная дача взятки одним взяткодателем двум долж- ностным лицам, каждое из которых должно совершить в интере- сах взяткодателя самостоятельное действие, образует совокуп- ность преступлений. Размер взятки на квалификацию дачи взятки не влияет.

Посредничество во взяточничестве – анализ состава преступления.

Основания освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки и посредничество во взяточничестве.

Предмет служебного подлога

Предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ, является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей.

К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля».

(По Пленуму)

Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки документа как предмета служебного подлога: 1) официальность документа; 2) удостоверяющее значение документа; 3) факты, которые он удостоверяет, влекут юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей.

Признак официальности документа в Постановлении не определяется. В теории уголовного права он является дискуссионным. Бесспорно отнесение к официальным документов, которые исходят от государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

Споры возникают в отношении документов, имеющих иное происхождение, но вместе с тем попадающих в документооборот государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

Правильным видится подход, в соответствии с которым официальным признается документ, за которым государство в лице государственных органов или органов местного самоуправления в установленном законом или иным нормативным актом порядке признает юридическое значение

Таким образом, официальный документ в качестве предмета служебного подлога можно определить как документированную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе, выдаваемую (исходящую) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, а равно документированную информацию, выдаваемую частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящуюся в ведении государственных и муниципальных органов и учреждений, для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. В связи с этим официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия. Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью.

Источник: https://cyberpedia.su/10x5e09.html

Статья 291. Дача взятки

Дача взятки состав преступления

Новая редакция Ст. 291 УК РФ

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) –

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере –

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) –

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой – четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Источник: http://UKodeksRF.ru/ch-2/rzd-10/gl-30/st-291-uk-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.