Действия следователя после приостановления предварительного следствия

Действия следователя (дознавателя) после приостановления предварительного расследования

Действия следователя после приостановления предварительного следствия

Приостановление предварительного расследования – это не только перерыв в процессуальной деятельности, но и принятие мер по устранению препятствий для движения дела. В зависимости от этих препятствий (оснований приостановления) производство по приостановленному делу ведется в целях получения информации:

– о лице, подлежащем привлечению в качестве обвиняемого;

– о месте пребывания обвиняемого или подозреваемого;

– о появлении реальной возможности участия в деле обвиняемого или подозреваемого;

– о принятии Конституционным Судом РФ решения по вопросу о конституционности закона, который применен или подлежит применению в данном деле.

Часть 2 статьи 209 УПК РФ предусматривает действияследователя (дознавателя) после приостановления предварительного расследования, направленные на устранение причин, послуживших принятию такого решения.

В случае приостановления предварительного расследования по пункту 1 части первой ст. 208 УПК РФ следователь (дознаватель) принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого.

В случае приостановления предварительного расследования по пункту 2 части первой ст. 208 УПК РФ следователь (дознаватель) устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.

Здесь необходимо заметить, что законодатель не указывает, как именно должен поступать следователь (дознаватель) после приостановления предварительного расследования по основаниям, предусмотренным п.п. 3 или 4 ч.1 ст. 208 УПК РФ.

Однако, надо понимать, что следователь (дознаватель) в любом случае обязан возобновить предварительное расследование в случае, когда отпадает основания его приостановления.

Отсюда вытекает обязанность следователя (дознавателя) контролировать существование обстоятельств, препятствующих продолжению производства по уголовному делу, а так же принимать меры по их скорейшему устранению. Думается, что целесообразнее было бы отразить это положение в законе прямо, аналогично тому, как это сделано в ч. 2 ст.209 УПК РФ.

Необходимо обратить внимание, что деятельность следователя (дознавателя) после приостановления предварительного расследования «должна быть направлена в первую очередь на устранение обстоятельств, препятствующих продолжению следствия, и носить активный, но при этом непроцессуальный характер.

Возложение на следователя обязанности осуществлять иные меры противоречило бы его роли и назначению в уголовном процессе.

Значит, он должен в своей деятельности максимально использовать специфические (негласные) возможности органов дознания по производству оперативно–розыскных мероприятий, вместе с тем не привлекая их к выполнению не свойственных для них видов деятельности»[73].

В большинстве случаев производство по приостановленному делу состоит из действий по установлению лица, совершившего преступление, или места пребывания обвиняемого (подозреваемого).

Здесь нельзя не отметить, что «одной из основных причин уклонения от следствия лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, является избрание меры пресечения, не связанной с лишением свободы.

Причинами, способствующими уклонению обвиняемых, подозреваемых от следствия, являются недостатки в организации взаимодействия служб органов внутренних дел при сборе доказательств виновности лиц, установленных за совершение преступления, на первоначальном этапе расследования.

Также причиной того, что подозреваемые (обвиняемые) скрываются от следствия после предъявления обвинения, является неприменение должным образом мер превентивного характера, направленных на предотвращение возможности обвиняемых скрыться от органов предварительного следствия. Недостаточно полно изучаются личности обвиняемых, не всегда своевременно направляются уведомления в военкомат, паспортно–визовую службу, участковому уполномоченному милиции по месту жительства с сообщением о том, что лицо привлечено к уголовной ответственности»[74].

До приостановления производства по уголовному делу в целях установления преступника или розыска обвиняемого проводятся различные следственные действия: обыски, допросы свидетелей, контроль и запись переговоров, наложение ареста на почтово–телеграфную корреспонденцию и др.

В тоже время, после приостановления уголовного дела закон запрещает проводить какие–либо следственные действия (ч. 3 ст. 209 УПК РФ).

Это объясняется тем, что следственные действия, как правило, сопровождаются возможностью применения процессуального принуждения, которое в целях обеспечения прав граждан должно иметь срочный характер, т.е.

осуществляться лишь в течение установленных сроков расследования.

По смыслу закона запрет на проведение следственных действий означает и невозможность применения других мер процессуального принуждения. При необходимости производства следственных действий или применения принудительных процессуальных мер приостановленное предварительное расследование должно быть возобновлено.

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1791; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-23665.html

Вопрос. Действия следователя по приостановленному уголовному делу

Действия следователя после приостановления предварительного следствия

После приостановления предварительного следствия следователь должен уведомить об этом потерпевшего, его представителей, а также обвиняемого и его защитника. Обвиняемому, его защитнику и законному представителю уведомление о приостановлении предварительного следствия направляется только в случае приостановления следствия по основаниям, предусмотренным п.

3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК. Уголовно-процессуальный закон возлагает также на следователя обязанность разъяснить указанным лицам порядок обжалования своего решения о приостановлении предварительного следствия (ч.4 ст.208 УПК).

Постановление о приостановлении предварительного следствия может быть обжаловано прокурору или в суд по месту проведения предварительного следствия.

Кроме того, после приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается (ч. 3 ст. 209 УПК). Из этого запрещения следует, что все следственные действия, носящие длительный характер, например, производство судебных экспертиз, контроль и запись телефонных и иных переговоров должны быть закончены до приостановления предварительного следствия.

По истечении установленного законом срока расследования (ч. 1 ст. 162, ч. 2 ст.

223 УПК), если предпринятые следователем и органом дознания меры по установлению такого лица не дали результата, производство по делу приостанавливается, а органу, имеющему право производить оперативно-розыскные мероприятия, направляется письменное поручение об установлении такого лица.

Сам следователь (дознаватель) также не устраняется от производства по данному делу и до устранения причин, вызвавших его приостановление, реализует весь комплекс необходимых розыскных, оперативно-розыскных и иных не следственных мероприятий по возможному установлению такого лица (ч. 2 ст. 209, ст. 210 УПК).

Розыск обвиняемого – направление уголовно-процессуальной деятельности, заключается в реализации комплекса предусмотренных УПК следственных и иных процессуальных действий в целях отыскания лица, обвиняемого в совершении преступления.

Вместе с тем, розыск обвиняемого является разновидностью (частным случаем) розыскной деятельности – комплексного вида предусмотренной федеральным законом юридической деятельности по обнаружения живых лиц и трупов, а также имущества (включая животных и т.п.) посредством совершения розыскных действий (как уголовно-процессуального, так и иного свойства).

В свою очередь розыск, предусмотренный УПК, можно систематизировать в зависимости от ряда критериев.

Так, по тому, кто дает поручение (указание) о проведении розыска различают участие в розыске: следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38) и судьи (ч. 2 ст. 238 и ч. 3 ст. 253).

В зависимости от процессуального положения разыскиваемого лица различают розыск: лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ст.5), лица, совершившего преступление (ч. 4 ст. 158), «разыскиваемого лица» или трупа (ч. 16 ст. 182) обвиняемого (подозреваемого) (ч. 5 ст. 208, п. 2 ч. 2 ст. 209, ст.210) и подсудимого (ч.3 ст. 253).

По тому, кто разыскивает (обеспечивает розыск), различают розыск, осуществляемый: следователем (ч. 1 ст. 152, ч.5 ст. 208), дознавателем (ч.2 ст. 41) органом дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40, ч.2 ст. 95 и ч.4 ст. 157), прокурором (ч.2 ст. 238), оперативно-розыскным органом (ч. 2 ст.163 и ч. 7 ст. 164).

Следует, однако, иметь в виду, что проведение розыска обвиняемого или лица, подлежащего привлечению в таком качестве, после приостановления предварительного следствия не может осуществляться путем проведения следственных действий.

Осуществляя розыск обвиняемого, следователь поручает проведение розыскных мероприятий органам дознания (прежде всего органам внутренних дел). Проведение в целях розыска обвиняемого следственных действий возможно лишь в тех случаях, если следствие не приостанавливалось.

При необходимости производства следственных действий по делу, предварительное следствие, по которому приостановлено, следователь выносит постановление о возобновлении следствия и только после этого может приступить к следственным действиям.

Поручая проведение розыска обвиняемого органам дознания, следователь должен направить им копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого и о розыске обвиняемого, об избирании в отношении обвиняемого меры пресечения или о его приводе (если обвиняемый не подлежит аресту), а справку о личности обвиняемого. В справке об обвиняемом должны быть указаны все известные следствию сведения о разыскиваемом: фамилия, имя и отчество (если их несколько, следует указать все), дата и место рождения, образование, профессия, последнее и ему предшествующее место жительства, работы и учебы, отношение к воинской службе, данные о судимости, наличие у него транспортных средств и оружия и т.п. В справке указываются также особые приметы обвиняемого, имеющиеся у него хронические заболевания и места лечения, его привычки и наклонности, связи. Следователю надлежит также привести имеющиеся данные о родственниках обвиняемого и других близких ему лицах, о лицах, вместе с которыми обвиняемый ранее отбывал наказание, а также любую иную информацию, которая может помочь в розыске. При наличии у следствия фотокарточки обвиняемого, его дактилокарты или отпечатков пальцев – их копии должны быть переданы органу дознания.

В тех случаях, когда по уголовному делу, приостановленному в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, органом дознания проводились неотложные следственные действия, на нем лежит обязанность продолжить розыск этого лица независимо от того, было ли на этот счет следователем вынесено специальное постановление или нет.

Органами дознания розыск может проводится на местном, региональном и федеральном уровнях. Федеральный розыск, как правило, объявляется по делам о преступлениях, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы, в тех случаях, когда в течение двух месяцев местный розыск не дал результатов.

Кроме того, в соответствии с российским законодательством и международными договорами розыск обвиняемого может проводится с привлечением сил соответствующих правоохранительных структур стран, а также системы Интерпола.

Вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого, объявленного в розыск, решается в соответствии с правилами, установленными гл. 13 УПК.

Понятие розыска следует отличать от понятия розыскных мер, предусмотренных УПК. Под последним следует понимать меры, применяемые дознавателем, следователем, а так же органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ст. 5).

Законодатель установил ограничительные условия для осуществления розыска обвиняемого, чье место нахождения неизвестно. Этот розыск уполномочены осуществлять только органы дознания, получив об этом поручение от следователя. Причем следователь в своем поручении не должен определять вид розыска, условия его осуществления, организацию и тактику.

Вывод по вопросу.Напоминаем, что после приостановления предварительного расследования производство следственных действий не допускается. По истечении установленного законом срока расследования (ч. 1 ст. 162, ч. 2 ст.

223 УПК), если предпринятые следователем и органом дознания меры по установлению такого лица не дали результата, про­изводство по делу приостанавливается, а органу, имеющему право про­изводить оперативно-розыскные мероприятия, направляется письмен­ное поручение об установлении такого лица. Сам следователь (дозна­ватель) также не устраняется от производства по данному делу и до устранения причин, вызвавших его приостановление, реализует весь комплекс необходимых розыскных, оперативно-розыскных и иных не следственных мероприятий по возможному установлению такого лица (ч. 2 ст. 209, ст. 210 УПК).

Что касается именно действий следователя (дознавателя), то к ним относятся:

1) уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения;

2) принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого (обвиняемого);

3) устанавливает место нахождения подозреваемого (обвиняемого), а если он скрылся, то принимает меры по розыску.

При этом в соответствии с ведомственным приказом №280 от 26 марта 2008 года следователь должен осуществлять взаимодействие с органами дознания путем обмена информацией, имеющей значение для уголовного дела, а также путем совместного планирования действий и мероприятий.

Источник: https://studopedia.ru/12_177206_vopros-deystviya-sledovatelya-po-priostanovlennomu-ugolovnomu-delu.html

Действия следователя после приостановления предварительного расследования | Студент-Сервис

Действия следователя после приостановления предварительного следствия

Поскольку следственные действия по приостановленному уголовному делу производиться не могут, деятельность субъекта расследования на данном этапе может носить розыскной и (или) организационный характер.

Если предварительное расследование приостановлено ввиду неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), то должны приниматься меры к установлению данного лица.

Орган дознания (сотрудники оперативных подразделений) по уголовным делам данной категории обязан и без поручений следователя (дознавателя) принимать оперативно-розыскные меры по установлению лица, совершившего преступление (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Вместе с тем, наличие такой обязанности у органа дознания не исключает право субъекта расследования давать письменное поручение об установлении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Это поручение должно содержать необходимую информацию, позволяющую предпринимать меры к установлению лица, совершившего преступление.

Несмотря на данное им поручение и меры, принимаемые органом дознания по розыску, следователь сам должен продолжить деятельность по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

В этих целях он может изучать материалы уголовного дела, анализировать состоятельность выдвигавшихся версий и полноту их проверки, выявлять пробелы и намечать план конкретных действий. При необходимости проведения следственных действий, расследование по делу может быть им возобновлено.

Формы взаимодействия субъекта расследования и сотрудников оперативных подразделений могут быть различными:

  • изучение, совместное обсуждение имеющихся материалов уголовного дела;
  • обмен доказательственной и оперативно-розыскной информацией по данному уголовному делу;
  •  совместное исследование приостановленных дел по способу совершения преступлений, объектам преступного посягательства и иным признакам и фактическим обстоятельствам совершения преступлений;
  • согласованное по месту и времени производство оперативно-розыскных и процессуальных действий;
  • выработка новых версий, согласование планов их проверки. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК РФ, если неизвестно место нахождения подозреваемого или обвиняемого, следователь (дознаватель) принимает меры к его розыску.

Этим определяется основное содержание деятельности следователя (дознавателя) по уголовному делу, приостановленному на основании п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

Такая деятельность носит, как правило, проверочный характер.

Меры к обнаружению подозреваемого или обвиняемого следователь (дознаватель) принимает лично или через орган дознания посредством направления соответствующих поручений. Розыск может быть:

  • местным;
  • федеральным;
  • международным.

Следователь не решает вопрос о характере объявляемого им розыска – это является компетенцией органов дознания, которые руководствуются при этом ведомственными нормативными актами. Как правило, вначале проводится местный розыск. Если он не дает положительного результата, то органом дознания объявляется всероссийский (федеральный) розыск.

Розыск подозреваемого или обвиняемого может быть объявлен как во время предварительного расследования, так и одновременно с его приостановлением. Розыск объявляется постановлением следователя и поручается органу дознания.

Данное постановление передается через отдел делопроизводства (канцелярию) вместе с копиями постановления о возбуждении уголовного дела, задержании, приводе, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения и справки о личности подозреваемого (обвиняемого). Если вопрос об объявлении розыска решается одновременно с приостановлением предварительного следствия, то это оформляется единым постановлением. Один его экземпляр подшивается в уголовное дело, а второй направляется в орган дознания. Это постановление является правовым основанием для организации и осуществления розыска.

К справке о личности обвиняемого прилагается его фотография, а при ее отсутствии дается подробное описание внешности разыскиваемого. В справке отражаются все установленные по делу сведения, необходимые для осуществления эффективного розыска:

  • фамилия, имя и отчество;
  • число, месяц и год рождения подозреваемого или обвиняемого;
  • последнее его место жительства и работы;
  • профессия и специальность;
  • отношение к воинской обязанности и данные о состоянии на воинском учете;
  • сведения о судимости.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Если разыскиваемый менял место жительства и работы, это тоже должно быть отражено в справке с указанием прошлых мест жительства и работы.

Кроме того, в справке целесообразно привести сведения о месте проживания близких родственников и друзей, с кем он может поддерживать связи, приметы, а также сведения о его привычках, склонностях, наличии при нем документов, оружия.

В справке может содержаться и иная информация, полезная для организации розыска. Розыскная деятельность следователя (дознавателя) осуществляется как до объявления розыска, так и после.

После приостановления предварительного следствия и объявления розыска следователь лично, продолжая осуществлять розыск, изучает связи, окружение подозреваемого или обвиняемого, делает запросы в различные учреждения, направляет органам дознания других районов и городов поручения о производстве розыскных мероприятий. Производя розыск следователь (дознаватель):

  • наводит справки о возможном месте нахождения обвиняемого по месту его жительства и работы в адресном бюро, по месту жительства родственников подозреваемого или обвиняемого;
  • устанавливает, не содержится ли обвиняемый под стражей в связи с совершением другого преступления или в лечебном учреждении;
  • проверяет в организациях, осуществляющих трудоустройство граждан, не заключал ли обвиняемый договор о работе с выездом в какой-либо населенный пункт страны;
  • выясняет через военкоматы, не находится ли обвиняемый на постоянной или временной военной службе;
  • удостоверяется, нет ли трупа обвиняемого в морге или среди неопознанных трупов.

Кроме того, субъект расследования осуществляет розыск путем:

  • направления запросов в органы внутренних дел по месту возможного нахождения разыскиваемого обвиняемого;
  • направления запросов в исправительные учреждения, где данное лицо может отбывать наказание за совершение другого преступления;
  • привлечения общественности по месту прежнего жительства и работы скрывшегося от предварительного расследования лица;
  • использования возможностей средств массовой информации;
  • использования сведений, полученных при расследовании иных уголовных дел и т.д.

Если в процессе розыскной работы возникнет необходимость в производстве следственных действий, то субъект расследования в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 211 УПК РФ должен возобновить предварительное следствие (дознание).

Например, если появится информация о том, что обвиняемый поддерживает или может поддерживать письменную и (или) телефонную связь со своими родственниками, то после возобновления предварительного расследования может быть наложен арест на корреспонденцию этих родственников, осуществлено прослушивание телефонных переговоров.

В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке ст. 91 УПК РФ. Следует иметь в виду, что избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу происходит лишь по судебному решению. В отсутствие обвиняемого, согласно ч. 5 ст.

108 УПК РФ, это допускается лишь в случае объявления обвиняемого в международный розыск.

Однако, это не означает, что следователь вправе объявлять такой розыск без наличия достаточных оснований, исключительно для того, чтобы в отношении обвиняемого была избрана данная мера пресечения.

Уголовно-процессуальное законодательство не содержит каких-либо норм, регламентирующих деятельность субъекта расследования по уголовному делу, приостановленному по основанию, содержащемуся в п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ (место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует).

Однако следственная практика показывает, что в данном случае следователь (дознаватель) должен регулярно проверять, не появилась ли соответствующая возможность.

Для этого он направляет запросы в федеральную миграционную службу, лечебные и другие учреждения, выясняет информацию об обстоятельствах, послуживших препятствием для проведения предварительного расследования.

По уголовному делу, приостановленному в связи с временным тяжелым заболеванием обвиняемого (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), деятельность следователя (дознавателя) также не регламентирована уголовно-процессуальным законом. При этом следственная практика показывает, что содержанием такой деятельности являются:

  • организация ( в необходимых случаях) лечения заболевшего обвиняемого;
  • пресечение (предотвращение) возможных попыток со стороны обвиняемого затянуть болезненное состояние или уклониться от лечения;
  • принятие необходимых организационных мер в период лечения обвиняемого для пресечения его попыток скрыться от органов предварительного расследования;
  • поддержание постоянного контакта с лечащим врачом, чтобы следить за ходом и результатом лечения, чтобы своевременно возобновить производство по уголовному делу и т.п.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/dejstviya-sledovatelya-posle-priostanovleniya-predvaritelnogo-rassledovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.