Действия сотрудников полиции при обнаружении признаков преступления

Содержание

Действия сотрудников органов внутренних дел при обнаружении и пресечении правонарушения

Действия сотрудников полиции при обнаружении признаков преступления

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

6

Размещено на http://www.allbest.ru

Действия сотрудников органов внутренних дел при обнаружении и пресечении правонарушения

1. Действия сотрудников органов внутренних дел при обнаружении правонарушения

Нахождение наряда органов внутренних дел на улице, площади, оживленном перекрестке, вокзале, около магазина, зрелищного учреждения, в общественном транспорте служит предупреждению нарушений общественного порядка, сдерживает отдельных лиц от совершения правонарушений, дисциплинирует граждан, создает среди населения атмосферу спокойствия и уверенности.

Одной из основных задач сотрудников ОВД, при пресечении противоправного поведения лиц, находящихся в общественных местах, является создание положительного отношения окружающих к своим действиям.

Подойдя к правонарушителю (за исключением случаев нахождения последнего в сильной степени алкогольного или наркотического опьянения либо совершения им преступления), сотрудник ОВД обязан:

– представиться (назвать свою должность, звание и фамилию);

– кратко объяснить нарушителю, какие противоправные действия он совершил.

Не следует вступать в пререкания, доказывать свою правоту. В разговоре нельзя допускать шутливые, ироничные или двусмысленные выражения, которые могут быть неправильно поняты, вызвать нежелательную реакцию, а иногда и послужить поводом для инцидента.

Не нужно также проявлять суетливость, брать граждан за руки, делать угрожающие движения и т.п. Учитывая, что правонарушители могут вести себя вызывающе, допускать грубость и бестактность, не нужно обострять с ними отношений.

Достаточно продолжить разговор спокойным тоном.

Замечания и предупреждения нарушителю следует делать так, чтобы не унизить его достоинства. Если он продолжает вести себя противоправно, нужно обоснованно, без угроз обратить его внимание на это и разъяснить возможные последствия.

Требование к правонарушителю о предъявлении документов должно высказываться в вежливой и тактичной форме. При проверке необходимо обращаться с документами аккуратно, не мять и не загибать страницы, беречь от дождя, снега. Если в них вложены деньги, какие-либо записи и иные бумаги, необходимо предложить владельцу лично изъять их оттуда.

В ходе изучения документа целесообразно задать проверяемому вопросы, сверяя ответы с данными предъявленного документа.

При проверке документов необходимо принимать меры предосторожности от внезапного нападения, а также быть готовым к задержанию правонарушителя, если он попытается скрыться.

Для этого необходимо правильно выбрать место своего расположения (справа или слева от проверяемого), в зависимости от того, какой рукой он будет доставать документы, и стоять вполоборота, на расстоянии одного шага; если наряд состоит из двух сотрудников ОВД, то второй должен в это время наблюдать за гражданином, у которого проверяют документы, стараясь не упустить из поля зрения ни одного его движения.

Разбор проступка на месте не должен занимать много времени. В целях пресечения правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия, допускается:

– административное задержание правонарушителя (физического лица);

– личный обыск задержанного;

– изъятие вещей и документов;

– задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства;

– отстранение от управления транспортным средством.

Действия сотрудника ОВД должны быть понятными для окружающих и убеждать граждан, что он поступает со знанием дела, исходя только из интересов охраны общественного порядка.

Это, в свою очередь, находится в прямой зависимости от знания законов, их неукоснительного и четкого исполнения, от учета особенностей правонарушений и личности правонарушителя.

Не следует проявлять чрезмерную строгость при малозначительных правонарушениях.

Большую осмотрительность, находчивость и выдержку следует проявлять при обнаружении группы нарушителей. Приняв решение об ее задержании, необходимо:

§ не прекращая наблюдения, по радиостанции или телефону попросить подкрепление у дежурного по ОВД и ближайших нарядов органов внутренних дел;

§ если помощь задерживается, а правонарушение осуществляется в оживленном месте, то можно действовать и самостоятельно;

§ приблизиться к нарушителям и потребовать прекратить противоправные действия;

§ предложить правонарушителям следовать в ОВД или иное место для разбирательства.

Если нарушители не подчиняются, ведут себя вызывающе, отказываются предъявить документы, нужно, соблюдая меры предосторожности, постараться убедить их в неправомерности поведения, не допуская при этом действий, могущих вызвать обострение обстановки. Тем самым выигрывается время для прибытия помощи. В первую очередь задерживают наиболее активных правонарушителей.

Задержание нарушителей в местах скопления граждан, особенно если там концентрируется большое количество лиц в нетрезвом состоянии, является сложным и ответственным мероприятием. В этих условиях первостепенное значение имеет быстрая оценка настроения присутствующих, их реакция на действия сотрудников органов внутренних дел.

Медлительность и нерешительность могут вызвать негативные проявления у людей и отрицательные последствия.

Приступая к активным действиям по задержанию нарушителя в присутствии граждан, сотрудник органов внутренних дел обязан громко и четко объявить, в чем заключается допущенное нарушение и на каком основании производится задержание, чтобы это разъяснение мог слышать не только задерживаемый, но и окружающие.

Наиболее благоприятная обстановка для осуществления задержания складывается, когда присутствующие открыто возмущаются поведением нарушителя и требуют принятия к нему мер воздействия. При таких обстоятельствах, следует быстро и решительно пресечь правонарушение и произвести задержание нарушителя при помощи и поддержке окружающих.

Когда обстановка не благоприятствует задержанию, а попытки разъяснить присутствующим общественную опасность действий нарушителя и привлечь их на свою сторону не достигают успеха, целесообразно предоставить ему возможность покинуть это место и провести задержание на малолюдной улице или в другом подходящем месте.

Если провести задержание невозможно и таким способом, то следует попытаться путем проверки документов, опроса очевидцев установить личность нарушителя, место жительства и работы, а также другие данные.

Определенные особенности имеют действия при выявлении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. С подростками нужно обращаться так же вежливо, как и с взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.

Потому, как несовершеннолетние будут реагировать на замечания и отвечать на вопросы сотрудника органов внутренних дел, по поведению отдельных из них, можно установить их лидера. В процессе беседы необходимо установить личности и места жительства подростков.

Если подростки проявляют чрезмерную агрессивность или с их стороны можно ожидать совершения других правонарушений, необходимо задержать и доставить подростков в ОВД.

Необходимо помнить, что при пресечении противоправных действий сотрудники органов внутренних дел применяют физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных Законом «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».

2. Тактика осуществления личного обыска

Принимая такое решение, следует учитывать:

­ личность правонарушителя и возможные последствия в случае, если он не будет задержан;

Приступая к задержанию, особое внимание должно быть обращено на наличие огнестрельного или холодного оружия у задержанного и обеспечение мер личной безопасности.

Именно в этот момент нужно произвести досмотр одежды и вещей правонарушителя, с целью обнаружения и изъятия огнестрельного или холодного оружия, так как в противном случае задержанный при доставлении может им воспользоваться либо незаметно выбросить его.

При осуществлении личного обыска задерживаемых за преступление необходимо применять такие тактические приемы, как обыск “задержанный в положении на коленях”, “задержанный в положении стоя”, “задержанный в положении лежа”, “задержанный в положении стоя с упором рук в стену” и т.п

Доставление правонарушителей в ОВД осуществляется на специальном транспорте органов внутренних дел, а при его отсутствии – на автомобилях, принадлежащих организациям и отдельным гражданам.

Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, (но если нет другого выхода, то нужно встать так, чтобы задержанный оказался между сотрудниками), автомобилей специального назначения – пожарных, инкассаторских, скорой помощи (кроме случаев, когда необходимо оказание медицинской помощи), а так же транспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям.

При пешем доставлении необходимо исключить возможность побега. Один из сотрудников обязан находиться впереди, а второй — сзади. В случае доставления одним сотрудником одного правонарушителя, ему лучше идти сзади в двух-трех шагах, подавая команды, либо следовать с правой стороны, придерживая задержанного за правую руку, оставляя свою правую руку свободной. Если сотрудник левша, то идти нужно слева.

Сотрудник органов внутренних дел, задержавший правонарушителя, докладывает об этом рапортом на имя начальника органа внутренних дел. В рапорте указываются:

· фамилия, имя, отчество, домашний адрес правонарушителя;

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/law/00202155_0.html

Рапорт об обнаружении признаков преступления

Действия сотрудников полиции при обнаружении признаков преступления

Преступления происходят не только на гражданке, но и в сфере военной службы.

Однако, если обычный гражданин может пройти мимо преступления и никак не отреагировать на него, то обязанность военнослужащего если не пресечь, то доложить о имеющем место правонарушении.

В таком случае составляется особый документ, который именуется рапортом. Это документ, который рассказывает о готовящемся преступлении, или уже совершенном.

Рапорт может идти как в форме описания деяния, так и раскрывать источники, из которых стало известно о возможных преступлениях.

Иными источниками могут стать сведения, которые были получены из средств массовой информации, а также у других представителей военной сферы.

Что же такое рапорт, как его составить в случае необходимости, а главное, какова структура такого документа? Эти положения и ответы на вопросы должен знать каждый представитель военной службы Российской Федерации.

Форма рапорта об обнаружении признаков преступления

Рапорт это официальный документ, который подают в отношении командования конкретной роты или части. Именно поэтому, данный документ имеет унифицированную форму. Несмотря на то, что единого бланка и образца на сегодняшний день не существует, всё же, в документе должна найти отражение следующая информация.

  • В отношении кого составлен документ.
  • Дата и место составления.
  • Кем составлен документа.
  • Излагается причина написания рапорта.
  • Указывается дата, ставится подпись.

В некоторых частях действует свои особые образцы, которые называют локальными нормативными правовыми актами, так как свое действие они распространяют только на конкретную военную часть.

Несмотря на то, что единого образца нет, всё же, военный очень дотошно относится к данному документу. Ведь в случае, если возможное правонарушение подтвердится, вероятнее всего, данный рапорт будет приобщен к делу, а значит, с ним будут знакомиться различные военнослужащие.

Нельзя, чтобы такой документ был составлен неправомерно.

Рапорт излагается на листе формата А4. Он должен быть абсолютно белым, без лишних посторонних записей. Оформление возможно о руки, используя чёрную или синюю пасту. Но в таком случае информация должна быть изложена понятным почерком.

Также, возможна компьютерная печать стандартным шрифтом.

В самом документе не допускается орфографических ошибок.

Какие должны быть основания для сообщений о признаках преступления

В каких ситуациях военнослужащий может пойти написать рапорт? Возможно, молодому человеку показалось, что те или иные лица замышляют противоправное деяние. Какие есть признаки, которые позволяют иди писать рапорт в отношении командования?

  • Во-первых, военнослужащий должен получить информацию из достоверных источников. Достоверными источниками считаются средства массовой информации, другие военнослужащие из части, знакомые люди, обращение в письменной или устной форме по телефону или посредством других видов связи. То есть, информация о готовящемся правонарушении должна быть не надуманной, перефразированной из начальных слов, а чётко воспринята на слух или вид.
  • Гражданин видит, как осуществляется подготовка к преступлению, у него есть доказательства этих действий.
  • Гражданин знает участников преступления, владеет информацией об их деяниях.
  • Гражданин видел, как осуществляется противоправное деяние.

Только при наличии этих признаков, можно идти писать рапорт. Но иногда, военнослужащие проявляют излишнюю внимательность. В результате этого они получают не самый приятный результат. А именно, ставят под удар других, ни в чём неповинных людей, и к ним начинают испытывать меньше доверия.

Чтобы такого не случилось, необходимо четко осознавать все свои действия, иметь представление о том, как действовать в том или ином случае.

Также, не последнее значение имеет умение анализировать. Так, гражданин должен понимать, какие последствия могут быть у его ложного доноса.

Рапорт об обнаружении преступления по сообщениям граждан

Иногда военнослужащий не сам становится свидетелем преступления. Иногда, ему об этом сообщают граждане, которые обращаются непосредственно для того, чтобы сообщить детали преступления. При этом гражданами могут выступать как другие военнослужащие, так и гражданские лица. Как военнослужащий должен реагировать на сообщение о преступлении?

Военнослужащий, который принял присягу о защите своего отечества, должен принять информацию, и постараться ее проверить. А если ресурсов и возможностей для личной проверки нет, то сообщить о готовящемся или произошедшем преступлении нужно командованию. В любом случае, оставлять обращения граждан без внимания нельзя.

Задача военнослужащего, это найти детали преступления и доведение их до самого командования. Именно поэтому составляется рапорт, главная цель которого оповестить вышестоящие должности о том, что произошло в правонарушении.

Сообщение от правоохранителей об обнаружении преступления

Иногда информацию об обнаружении преступления сообщают правоохранительные органы. Тогда она становится доступна только конкретным военнослужащим, которые в силу тех или иных обстоятельств оказались свидетелями ситуации.

Военнослужащий не должен держать в тайне произошедшие. Он должен в форме рапорта оповестить начальство о том, какое правонарушение произошло, где именно, а также, какое участие в нём принял сам военнослужащий.

Например, на его глазах произошло преступление, и теперь служивый является свидетелем по делу.

В такой ситуации, молчание имеет место только в том случае, если правоохранители настаивают на молчании для того, чтобы в итоге получить благоприятный исход дела.

Рапорт по результатам оперативных мероприятий

Если военнослужащий видел какое-либо преступление, то проводят оперативные мероприятия с целью найти факт совершения преступления. Как правило, в таких мероприятиях участвуют не только военные дознаватели и следователи, но и рядовые служащие.

По факту участия в мероприятиях должен быть составлен рапорт от каждого участника действия.

Если следователь и дознаватель составляют специальный рапорт, который приобщается к делу, то рядовой военнослужащий должен составить рапорт на имя своего руководства там, где они были в конкретное время, какие действия осуществляли, и факт какого преступления проверяли.

Чем больше в рапорте будет деталей и описаний, тем лучше.

Каждое действие военного должно быть зафиксировано. Это помогает поддерживать дисциплину, а также учит военнослужащих четкости и правильности взаимодействия в данной сфере. Поэтому рапорт, который свидетельствует об участии в военных мероприятиях обязателен.

Преступление которое было выявлено в ходе его расследования

Не только следователи и дознаватели, но и военные люди иных должностей помогают при ведении расследований того или иного дела.

Если в ходе расследования был выявлен факт того или иного преступления, составляется рапорт, и стоит предупредить начальство о том, какие действия произошли на территории конкретной части, или при попустительстве того или иного военного состава. Это действие обязательно, и позволяет донести до высших должностей факт наличия преступления.

По факту составление рапорта, не только следователь и дознаватель, но команда части будет решать, привлекать ли гражданина к ответственности. Рассмотрев доказательственную базу, при необходимости, назначается военный суд, результатом которого станет приговор.

Рапорт о преступлении, которое было выявлено в ходе расследования – это не единственный документ. Помимо рапорта приобщаются другие бумаги, которые по сути являются доказательствами того или иного злодеяния. Игнорировать это правило нельзя.

Иногда преступление, которое было выявлено во время расследования не может быть обнародовано в виду того, что это может помешать ходу дела. Что же делать таком случае? Как проинформировать командование?

На самом деле, в такой ситуации необходимо всё изложил командованию, однако в самом рапорте указать, почему нельзя рассказывать общественности о данном преступлении, и какие могут быть итоги у такого действия.

Чем больше будет поясняющей информации, тем вероятнее будет результат. Ослушавшись, военнослужащий может подвести не только командование, но также, он подведет следствие, которое сможет разобраться в уголовном деянии.

Просто,прежде чем сообщать полезную информацию командованию, обязательно уточните у следственных органов, что именно вам можно указать в рапорте, от чего лучше воздержаться.

Пример рапорта

Возьмите белый чистый лист формата А4.

В верхней правой части указывается наименование должности и звание военнослужащего, которые ответственнее за данный документ.

Внизу указывается орган, номер части, куда подаются документы.

В середине обозначается наименование документа. А именно, рапорт об обнаружении признаков преступления.

Далее следует изложение фактов, которые дали военнослужащему право на составление рапорта. По возможности, нужно ссылаться на действующее российское законодательство.

Описывать нужно как можно более подробно, однако, лучше воздержаться от эмоциональных высказываний.

В левой части указывается должность военнослужащего, который составляет рапорт.

В правой части его имя, отчество, фамилия и подпись. В самом низу ставится дата.

Так выглядит самый простой пример рапорта, который распространён в рядах вооруженных сил. Однако, не стоит думать, что это единственный способ составить рапорт. Во многих военных частях действуют совсем иные правила, которые позволяют составлять рапорт с опорой на тот или иной образец. Некоторые военные части требуют предоставления дополнительных данных.

Вне зависимости от того, какой именно рапорт вы составляете, главное, чтобы он рассказывал о реально готовящемся или произошедшем преступлении. Только в таком случае можно говорить о том, что военнослужащий выполнил свой долг, и оповестил не только командование, но и других людей о возможном вмешательстве.

Хочется верить, что все указанные действия по составлению рапорта не остались без внимания, и будут применены в действии.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/raport-ob-obnarujenii-priznakov-prestupleniia-5caf51eaec592a00b3d02f45

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.