Демократические основы правосудия их понятие и значение

Понятие и значение демократических принципов (основ) правосудия

Демократические основы правосудия их понятие и значение

Нормативные акты:

КРФ,

Закон о судебной системе

Правосудие – функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц.

Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Например, правосудие по конкретному уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами с соблюдением требований закона, всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства и т.д.

Демократические основы (принципы) правосудия – это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.

Такие исходные идеи, положения являются основополагающими для решения всех вопросов организации и осуществления правосудия, определения его роли и места в государственном механизме и политической системе общества.

В отличии от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов.

Призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере.

В частности, в сфере организации и деятельности правосудия.

Принципы также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества.

Существенной особенностью принципов является их относительная стабильность. Стабильность правовых положений. Именуемых принципами правосудия, – один из факторов, придающих устойчивость этому направлению правоохранительной деятельности и ограждающих его от случайных и не продуманных глубоко «нововведений».

Понятие правосудия, его отличительные признаки.

Нормативные акты:

Закон о судебной системе

Правосудие является одним из направлений правоохранительной деятельности. Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти.

Роль и значение обусловлены рядом факторов – отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов гос-х и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания.

Судебные решения – акты правосудия – наделяются особыми свойствами. Одно из низ – общеобязательность.

Специфические признаки правосудия:

– этот вид гос. деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению лиц.

Правосудие должно осуществляться путем:

o рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

o рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных;

Данное положение означает, что правосудие – это разбирательство двух категорий дел: гражданских и уголовных.

Последнее время сюда в качестве третье категории включают дела об административных правонарушениях, отнесенных законом к ведению судов.

– данный вид гос. деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры). Рассмотрение дел должно происходить в судебных заседаниях.

правосудие может осуществляться только особым органом – судом (судьей).

С учетом этих признаков правосудие можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Источник: https://poisk-ru.ru/s31511t3.html

Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система

Демократические основы правосудия их понятие и значение

Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система

Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).

1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности.

Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).

Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение.

2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е.

 они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.).

В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.

3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.

4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других.

Принципы организации и осуществления правосудия:

принцип законности правосудия;

принцип осуществления правосудия только судом;

принцип доступности судебной защиты;

принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

принцип участия граждан в осуществлении правосудия;

принцип состязательности и равноправия сторон;

принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;

принцип презумпции невиновности;

принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;

принцип открытого разбирательства дел во всех судах;

национальный язык судопроизводства.\

Правосудие и его демократические основы (принципы)

Введение.

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы – основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство.

Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти.

И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Целью данной контрольной работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, анализ его демократических основ.

Отличительные признаки и понятие правосудия.

Его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций.

Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия, а равно при реабилитации тех, кто незаконно и необоснованно привлекался к ответственности.

Такое же слово принадлежит ему и при определении правовых последствий, вытекающих из рассмотрения споров между гражданами, связанных с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав, предоставленных им.

Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д. ) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них общеобязательность.

Она означает, в частности, что вступивший в силу приговор, определение или постановление, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединении, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически.

Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия.

Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст.

315 УК злостное неисполнение государственным или иным служащим решения, приговора, определения или постановления суда либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, начиная от штрафа в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда и кончая лишением свободы до двух лет.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройстве однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем:

— рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

— рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Другим отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях.

А это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении гражданского процессуального, арбитражного процессуального или уголовно-процессуального законодательства.

Предписания эти регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п. ). Все процессуальные предписания в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудия его можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешение гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающие законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Демократические основы (принципы) правосудия, их понятие, истоки и значение

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие.

Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, — Конституции РФ, конституционных и других федеральных законах.

Они также берут свои истоки и в таких высокоавторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране.

Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.

Для общей характеристики демократических основ (принципов) правосудия существенным является то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно активно идет этот провес в последние годы. Заметное содействие этому процессу призвано оказать стремление реализовать пользующийся широким признанием замысел преобразовать наше государство в правовое и по-настоящему демократическое.

Полная реализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, демократизации правоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как и другие ветви государственной власти — исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать стимулом для благоприятной корректировки содержания принципов правосудия.

Законность

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими ч должностными лицами, гражданами.

Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: “Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы”.

К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ.

Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.

Источник: https://www.stud24.ru/criminal-law/demokraticheskie-osnovy-principy-pravosudiya-ih/344023-1038599-page1.html

Вопрос 33. Демократические основы (принципы) правосудия в РФ. Понятие, отличительные признаки, система

Демократические основы правосудия их понятие и значение

Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).

1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер.

Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности.

Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).

Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение.

2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е.

они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.).

В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.

3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.

4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других.

Демократические основы (принципы) правосудия – это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида гос.

деятельности, которые закреплены в действующем законодательстве, и в первую очередь в Конституции РФ, это основные начала, руководящие положения, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность судов, называемая правосудием.

== В Конституции РФ принципы правосудия в основном закрепляются в Главе 1. Основы конституционного строя; Главе 2. Права и свободы человека и гражданина; Главе 7. Судебная власть.

== Обязательны не только для граждан, должн.лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов.

== (=истоки) Рождены практикой развития и совершенствования правосудия в РФ. Они также учитывают положительный опыт других стран, а также опыт международного сотрудничества.

== Относительно стабильны.

1. Принцип законности (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Законность – это соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми гос. и негос. учреждениями и организациями, их служащими и должн.

лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории РФ. Это универсальный, самый общий из принципов правосудия. Речь идет о действиях суда и о решениях суда.

Нарушение любого другого принципа правосудия автоматически влечет за собой и нарушение принципа законности.

2. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия (ст. 2 Конституции РФ).

Речь идет о неприкосновенности личности (жизнь, здоровье, произвольный арест), частной жизни, жилища.

3. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ)

4. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда (ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123 Конституции РФ)

Средства, обеспечивающие эти свойства, объединяются в три группы правил:

– правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая требования к кандидатам на эти должности,

– правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное дело (подведомственности), а также его состава (подсудимости),

– правила, соблюдения которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

5. Принцип независимости судей и заседателей и подчинения их только закону (ст. 120 Конституции РФ)

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ. Суд должен иметь реальную возможность принимать решения без вмешательства извне, только на основе ФЗ. Независимым должен быть как сам гос.

орган – суд, так и судьи, которые наделяются конкретными полномочиями по осуществлению правосудия.

Независимость судьи должна гарантироваться на всех уровнях: в отношениях с коллегами – судьями, в отношении судьи с участниками судебного процесса, в отношении с другими органами власти и управления, в отношении со всеми юр.ии физ. лицами. Предусматривается ряд гарантий независимости судей:

– специальная процедура осуществления правосудия, установленная законом; – запрет вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия под угрозой юридической ответственности; – определенный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; – неприкосновенность судьи; – право судьи на отставку; – система органов судейского сообщества;

– особый порядок предоставления материального и социального обеспечения и пр.

6. Равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).

– вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств.

Не должно существовать никаких привилегий отдельным гражданам и ущемлений прав по каким-либо критериям. Однако по отношению к отдельным категориям должностных лиц в РФ законодательством устанавливаются дополнительные гарантии осуществления ими своей деятельности.

Это Президент РФ, кандидаты в депутаты и депутаты законодательных органов, судьи, прокурорские работники и некоторые другие должностные лица.

7. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту (ст. 45 и 48 Конституции РФ)

Лицам привлекаемые к уголовной ответственности за совершение преступления гарантируется право на защиту от подозрения или обвинения: – осуществлять свою защиту самостоятельно способами, не запрещенными законом, прибегнуть к квалифицированной юридической помощи – пользоваться помощью специалиста – защитника.

– обязанность предоставить защитника возлагается на лиц ведущих расследование преступления, прокурора и суд, хотя выбрать и пригласить защитника обвиняемые и подозреваемые могут самостоятельно.

– могут отказаться от защитника, но в некоторых случаях их отказ может не учитываться, например в делах по обвинению несовершеннолетнего, лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, а также некоторые др.случаи, установленные в УПК РСФСР.

8. Принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ).

Лица, участвующие в судебном разбирательстве имеют равные права и возможности для защиты своих интересов. Если принцип состязательности осуществляется в своей классической форме и в полной мере – то суд должен играть роль арбитра.

То есть суд, не принимая ничью сторону, беспристрастно оценивает доказательства, предъявляемые каждой из сторон. Сам он доказательства разыскивать не должен.

Значение этого принципа весьма велико, его полная реализация традиционно считается признаком сильной судебной власти, демократичности государства (ведь в первую очередь при осуществлении этого признака защищаются права граждан).

9. Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ).

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Обязанность доказывания возлагается на лиц, осуществляющих предварительное расследование и прокурора. Это основное начало правосудия по уголовным делам.

Оно обеспечивает права и свободы человека.

10. Принцип открытого разбирательства дел в суде (ст. 123 Конституции)

На судебном заседании могут присутствовать все желающие, даже если они не являются участниками процесса. В зал судебного разбирательства допускаются представители СМИ. Не допускаются только граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, если они не являются участниками процесса.

ФЗ предусматривает случаи, когда дело слушается в закрытом заседании: – во всех случаях, когда возможно разглашение государственной тайны, – в иных случаях, закрытое заседание проводится по усмотрению суда при условии, что возможность проведения закрытого заседания в данном случае предусмотрена в законе.

Такие правила, например, установлены в УПК РСФСР для случаев, когда подсудимые не достигли 16 лет, по половым преступлениям, по преступлениям, когда возможно разглашение интимной тайны граждан, когда необходимо обеспечение защиты свидетелей и потерпевших.

В любом случае провозглашение итогового судебного акта (приговора, решения, постановления или определения) производится открыто.

11. Обеспечение возможности пользования в суде родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции)

12. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции).

Проявляется в выполнении обязанностей присяжного заседателя или арбитражного заседателя.

Вопрос 34. Министерство юстиции РФ. Его структура, задачи. (Положение о Министерстве юстиции РФ от 12.05.2008)

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В структуру Минюста входят:

  • Центральный аппарат
    • 11 департаментов по основным направлениям деятельности
      • Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов
      • Департамент организации и контроля
      • Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов
      • Департамент государственной службы и кадров
      • Департамент международного права и сотрудничества
      • Департамент конституционного законодательства
      • Департамент гражданского и социального законодательства
      • Департамент управления делами
      • Департамент по делам некоммерческих организаций
      • Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
      • Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения
    • Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра и его аппарат
      • Отдел рассмотрения жалоб по уголовно-правовым вопросам
      • Отдел рассмотрения жалоб по гражданско-правовым вопросам
      • Отдел анализа прецедентной практики, организации и контроля исполнения решений
      • Отдел делопроизводства
  • Научный центр правовой информации
  • государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»
  • Российская правовая академия
  • Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро»
  • Судебно-экспертные учреждения
  • Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации

Основными задачами Минюста России являются: 1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; 2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности; 3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации

5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния

Источник: https://cyberpedia.su/13xd34b.html

§2. Демократические основы (принципы) правосудия; их понятие, истоки и значение

Демократические основы правосудия их понятие и значение

Демократическиеосновы (принципы) правосудия — это общиеруководящие, исходные положения,определяющие наиболее существенныестороны данного вида государственнойдеятельности. Такие положения являютсяосновополагающими для решения всехвопросов организаций и осуществленияправосудия, определения его роли и местав государственном механизме и политическойсистеме общества.

Всовокупности принципы образуют тоткаркас, который слу­жит опорой длявсех конкретных правовых предписаний,регулирую­щих правосудие.

Предписаниятакого рода не могут противоречитьпринципам, поскольку последние вбольшинстве своем закреплены в законах,имеющих достаточновысокую юридическую силу,— Конституции РФ, конституционных идругих федеральных законах.

Они такжеберут свои истоки в таких авторитетныхактах, как Декла­рация о государственномсуверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.,Декларация прав и свобод человека игражданина от 22 ноября 1991 г.

Вотличие от конкретных законодательныхпредписаний специ­фика положений,именуемых принципами (основами), состоиттак­же в том,чтосодержащиеся в них правила являютсяобязательнымине только для граждан, должностных лиц,органов, призванных соблюдать и исполнятьзаконы, но и для законодательных орга­нов,которые, создавая новые законы иликорректируя их, должны считаться ссуществующими демократическимитребованиями или традициями в той илииной сфере, в частности, в сфереорганиза­ции и деятельности правосудия.

Этитребования рождены прежде всего практикойразвития и совершенствования правосудияу нас в стране.

Онитакже учиты­вают в разумных пределахположительный опыт другихстран, аравно опыт международного сотрудничества,отраженный, к примеру, в таких международныхдокументах, как Всеобщая дек­ларацияправ человека и Международный пакт огражданских и политических правах, вкоторых можно найти немало прогрессив­ныхположений по вопросам организации иосуществления право­судия. Этидокументы признаны большим числомгосударств, в том числе, Российскойфедерацией, в силу чего являютсяобязательны­ми к исполнению.

Существеннойособенностью принципов является ихотноситель­ная стабильность.Они подвержены конъюнктурным, сиюминутнымвеяниям в меньшей мере, чем конкретныеправовые предписания, в том числеустановленные законами.

Объясняетсяэто тем, что прин­ципы формулируются,как отмечено выше, преимущественно вта­ких правовых актах, как КонституцияРФ и международные дого­воры.

А актыэтой категории изменить, дополнить, иликак-то иначе откорректировать значительносложнее, чем федеральные законы, в томчисле конституционные, и тем более актыПрезидента РФ, Правительства РФ либоведомственные инструкции, приказы ит.д.

Стабильностьправовых положений, именуемых принципамиправосудия, — основной фактор, придающийустойчивость этому направлениюправоохранительной деятельности, вопределенной мере ограждает его отслучайных и глубоко непродуманных”нововведений”.

§ 3. Законность

Внаши дни законностью принято считатьсоблюдениеи исполнение предписаний КонституцииРФ,законов и соответствующих им иныхправовыхактов всеми государственнымиучреждениямии. организациями, их служащими идолжностными лицами, гражданами.

Основныеположения данного принципа закрепленыв ч. 2 ст.15 КонституцииРФ, где сказано: “Органы государственнойвласти, органы местного самоуправления,должностные лица, граждане и их объединенияобязаны соблюдать Конституцию РоссийскойФедерации и законы”. К законамотносятся,.

Как отмечено выше (см. § 3 гл.II),федеральные законы и федеральныеконституционные законы, а такжепринимаемые в субъектах Федерацииконституции и уставы, другие законодательныеакты. Все они должны соответствоватьпредписаниям Конституции РФ.

Акты,которые противоречат Конституции РФили закону, применяться не могут.

Федеральныезаконы обязательны к исполнению на всейтерритории Российской Федерации.Соответственно законодательные акты, издаваемые органами субъекта Федерации,действуют на территории данногосубъекта.

Если суд при разбирательствеконкретного дела установит, что какой-тоиз таких актов или любой иной правовойакт, в том числе изданный федеральныморганом, противоречит закону, то онвправе принять решение, руководствуясьне этим актом, а законом.

Особенностьюсовременного понимания принципазаконности является то, что оно допускаетпри определенных условиях возможностьнеприменения судами также федеральныхзаконов.

Пределы такого неприменения сформулированыв постановлении Пленума ВерховногоСуда РФ “О некоторых вопросах применениясудами Конституции Российской Федерациипри осуществлении правосудия” от 31октября 1995 г.№8 (СППВС, с.

11—19), где дается разъяснение(см. п. 2)

“Согласноч. 1 ст. 15 Конституции Российской ФедерацииКонституция имеет высшую юридическуюсилу, прямое действие и применяется навсей территории Российской федерации.

В соответствии с этим конституционнымположением судам при рассмотрении делследует оценивать содержание законаили иного нормативного правового акта,регулирующего рассматриваемые судомправоотношения, и во всех необходимыхслучаях применять Конституцию РоссийскойФедерации в качества акта прямогодействия.

Суд,разрешая дело, применяет непосредственноКонституцию, в частности:

а)когда закрепленные нормой Конституцииположения, исхо­дя из ее смысла, нетребуют дополнительной регламентациии не со­держат указания на возможностьее применения при условии при­нятияфедерального закона, регулирующегоправа, свободы, обязан­ности человекаи гражданина и другие положения;

б)когда суд придет к выводу, что федеральныйзакон, действо­вавший на территорииРоссийской Федерации до вступления всилу Конституции Российской Федерации,противоречит ей;

в)когда суд придет к убеждению, чтофедеральный закон, при­нятый послевступления в силу Конституции РоссийскойФедера­ции, находится в противоречиис соответствующими положениямиКонституции;

г)когда закон либо иной нормативныйправовой акт, принятый субъектомРоссийской Федерации по предметамсовместного ведения Российской Федерациии субъектов Российской Федерациипротиворечит Конституции РоссийскойФедерации, а федеральный за­кон,который должен регулировать рассматриваемыесудом право­отношения, отсутствует…

Нормативныеуказы Президента Российской Федерациикак главы государства подлежат применениюсудами при разрешении конкретныхсудебных дел, если они не противоречатКонституции Российской федерации ифедеральным законам (ч. 3 ст. 90 Консти­туцииРоссийской Федерации)”.

Другимисловами, в соответствии с даннымразъяснением суды не всегда обязаныбезоговорочно следовать предписаниямзаконов и указов. Прежде чем применятьакты даже столь высокого уров­ня, онидолжны проверять, насколько онисоответствуют Конститу­ции РФ.

Всовременных условиях понятие законностикак правового принципа приобрелосвоеобразие еще и в связи с тем, чтоКонституция РФ (см. ч. 4 ст. 15) призналаособуюроль в российской правовой системемеждународных договоров РоссийскойФедерации.

При определенных условиях законы,противоречащие таким договорам, тоже могутне применяться судами. И осуществлениеданного кон­ституционного положения— уже реальность.

Об этом свидетельству­еттот факт, что суды начали напрямуюприменять положения меж­дународногодоговора, если какой-то российский законпротиворе­чит ему или не согласуетсяс ним.

Конституционныеновеллы, однако, не следует пониматькак какой-то шаг к умалению роли изначения принципа законности.

Как ипрежде, он по праву считается одним изнаиболее важных и уни­версальных,имеющих существенное значение для всехотраслей пра­ва правовых принципов.

Его последовательное проведение вжизнь— непременное условие нормальногофункционирования всего государ­ственногомеханизма.

Дляправосудия данный принцип имеет особоезначение в силу того,что этот вид государственной деятельности,как отмечено выше при определении егопонятия, тесно связан с неуклоннымсоблюдением требований закона иустановленного им порядка разбирательстваконкретных судебных дел. Там, где нетсоблюдения закона, нельзя говорить оправосудии. Это, скорее, будет произвол.Такое ” правосудие” не в состояниивыполнять свою социальную функцию.

Источник: https://studfile.net/preview/6707418/page:18/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.