Деятельность дознания

Нормативно-правовая основа деятельности дознания

Деятельность дознания

Правовое регулирование – форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.

Современная уголовно-процессуальная политика России направлена на гуманизацию уголовно-процессуального законодательства и практики его применения; демократизацию уголовно-процессуальных мер борьбы с преступностью; обеспечение законности и тотальной справедливости при применении уголовно-процессуального закона; укрепление судебной власти, повышение независимости, авторитета и роли органов расследования и прокуратуры; использование общечеловеческих ценностей и достижений мировой цивилизации в уголовном процессе. Указанные выше направления обусловили потребность правоохранительной системы государства в действенной концепции развития досудебного производства, предусматривающей его оптимизацию в современных условиях, позволяющую наряду с решением задач уголовного судопроизводства обеспечить гарантии прав и законных интересов всех субъектов уголовного процесса. Оптимизация уголовного досудебного производства невозможна без изучения соотношения уголовно-процессуальной деятельности и взаимодействия участников уголовного судопроизводства, одним из которых является орган дознания, выполняющий функцию уголовного преследования в процессе производства дознания и расследования по уголовным делам.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их 8 структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

При расследовании преступлений и производстве неотложных следственных действий органы дознания прежде всего руководствуются уголовным и уголовно-процессуальным законом; при оперативно-розыскном обеспечении процесса раскрытия и расследования преступлений — Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»[3].

Нормативные правовые акты, являющиеся правовой основой и регламентирующие деятельность органов дознания:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации[4].

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации[5].

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»[6].

5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

6. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202—1 «О прокуратуре Российской Федерации»[7].

7. Международные нормативно-правовые акты и многие другие.

К правовой основе деятельности органов дознания законодатель относит, прежде всего, Конституцию Российской Федерации, так как она является источником всей правовой системы государства, имеет высшую  юридическую силу и прямое действие своих норм.

В нормах Конституции заложены важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью.

 К таким принципам относятся: признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2);

соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17);

равенство граждан перед законом (ст. 19);

обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23);

на неприкосновенность жилища (ст. 25);

гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46);

установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав и свобод в целях достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие.

Ряд норм Конституции Российской Федерации напрямую регламентирует условия проведения процессуальных и следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан.

В частности, ч. 2 ст. 22 Конституции РФ предписывает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Часть 2 ст.

23 Конституции РФ предписывает обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а ст.

25 гласит, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Уголовное право стоит на страже свободы личности и прав человека, свободы предпринимательства и институтов гражданского общества, обеспечивая диктатуру Закона. Оно должно адекватно отражать социально-экономические реалии общества, быть максимально справедливым, чтобы защитить общество, государство и его граждан от преступных посягательств.

Важнейшее значение для формирования государственно-правовой политики в сфере борьбы с преступностью имеют конституционные положения о приоритетах правовой защиты, в состав которых входят: Основы конституционного строя, целостность Российской Федерации, безопасность государства, права и свободы человека и гражданина, право собственности, важнейшие права и гарантии прав личности в сфере уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст. 41 УПК РФ в уголовном судопроизводстве введен новый субъект — дознаватель.

В соответствии со ст. 40.1 УПК РФ в уголовном судопроизводстве введен новый субъект — начальник подразделения дознания.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации в ст. 5 впервые сформулированы и нормативно закреплены основные понятия, обеспечивающие единообразие механизма правового регулирования при производстве дознания по конкретным уголовным делам:

 — дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;

— дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;

— начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действиях, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;

 — начальник подразделения дознания

— должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель;

— органы дознания

— государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Реформа уголовного судопроизводства, в основу которой положено обеспечение состязательности и равноправия сторон, существенно отразилась на процессуальном положении прокурора и органов предварительного расследования.

Не только прокурор, но и следователь, дознаватель, а вместе с ними — также и начальник следственного отдела и орган дознания в соответствии со ст. 21 УПК РФ отнесены к стороне, осуществляющей функцию 12 уголовного преследования. Соответственно их процессуальное положение регламентируется главой 6 УПК РФ, посвященной участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Авторы

Анализ норм УПК РФ, регламентирующих деятельность органов дознания, дает основание сделать вывод, что к основным функциям органов дознания относятся: уголовное преследование (обвинение); прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях; выявление, раскрытие и расследование преступлений; производство розыска; осуществление оперативно-розыскной деятельности; возмещение материального ущерба, причиненного преступной деятельностью; профилактика преступлений, их предотвращение и пресечение.

К обеспечивающим функциям органов дознания в уголовном процессе относятся: содействие следственным органам и органам правосудия в эффективном осуществлении уголовного судопроизводства; обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства; охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности в процессе уголовного судопроизводства.

Предварительное расследование в форме дознания проводится по уголовным делам, подследственность которых определена Уголовно-процессуальным кодексом. Дознание, в соответствии с ч. 3 ст. 223 УПК РФ, проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела.

При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев (ч.

4 ст. 223 УПК РФ).

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса О правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев (ч. 5 ст. 223 УПК РФ). В первоначальной редакции УПК РФ 2001 г.

производство дознания осуществлялось по уголовным делам, возбуждаемым только в отношении конкретных лиц. Срок дознания со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору был равен 15 суткам.

Предусматривалась возможность продления этого срока прокурором, но не более чем на 10 суток. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ начальный срок дознания был увеличен до 20 суток с правом продления его прокурором на 10 суток.

Дознание не может производиться в сокращенной форме в следующих случаях:

1) подозреваемый является несовершеннолетним;

2) имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера в порядке, установленном гл. 51 УПК РФ;

3) подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный гл. 52 УПК РФ;

4) лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям подследственности дознания;

5) подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;

 6) потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме. Если вышеперечисленные обстоятельства становятся известны или возникают после принятия решения о производстве дознания в сокращенной форме, но до направления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного постановления, лицо, в производстве которого находится уголовное дело, выносит постановление.

 О производстве дознания в общем порядке.

Если они становятся известны или возникают после поступления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного постановления и до направления уголовного дела в суд, прокурор принимает решение о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке.

Если данные обстоятельства становятся известны или возникают в ходе судебного производства до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, судья возвращает уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке.

Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или его представитель вправе заявить ходатайство о прекращении производства дознания в сокращенной форме и о продолжении производства дознания в общем порядке в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Введение новой формы дознания обусловлено целями совершенствования правоохранительной деятельности, создания оптимальных условий для скорейшего расследования преступлений и передачи дела в суд, учитывая тот факт, что значительная часть уголовных дел, расследуемых в порядке дознания, не представляют особой процессуальной сложности. Правовую основу деятельности органов дознания, кроме законодательных, составляют также подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, которые принимаются не только для упорядочения определенных общественных отношений, но и для создания механизма реализации уже принятых законов.

Таким образом, правовую основу органов дознания составляет система законов и подзаконных нормативных актов, определяющих организацию, порядок и тактику проведения органами дознания процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на решение задач уголовного судопроизводства.

Источник: https://megaobuchalka.ru/17/49920.html

Дознаватель: это кто в полиции?

Деятельность дознания

В правоохранительных органах РФ немало должностей напрямую связано с розыском преступников и расследованием нарушений закона. К перечню таких профессий относятся не только следователи и оперуполномоченные, но и дознаватели. Поэтому следует разобраться в главных обязанностях этих сотрудников.

Дознаватель: кто это такой?

Согласно уголовно-процессуального кодекса России дознаватель – это должностное лицо органа дознания, который работает в следственном или ином подразделении по итогу своей деятельности.

Он составляет стандартный судебный акт, но при этом к ответственности подозреваемого лично не привлекает, зато имеет право осуществлять предварительное расследование в виде дознания, а также исполнять смежные полномочия, предусмотренные законом.

Поэтому дознаватель – это лицо, которое имеет право обжаловать действия менее компетентного субъекта и автоматически параллельно обжаловать его поступки: руководителя органа дознания или начальника подразделения.

Обычно в данной роли выступает опытный работник, самостоятельно контролирующий деятельность при помощи сообщений о преступлениях, прописанных в п.1 ч.3 ст.150 уголовно-процессуального кодекса.

Все другие аналогичные составы рассматриваемых преступлений относятся уже к компетенции других профессионалов. Хотя в отдельных ситуациях процесс дознания может совершать иное лицо (но только по личному указанию прокурора).

Центральное условие – чтобы в качестве дознавателя не выступало лицо, которое ранее проводило оперативно-розыскные мероприятия по упомянутому делу.

Поэтому обычно, дознание ведёт специально назначенный штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий требуемой квалификацией и имеющий высшее юридическое образование, а также профессиональные навыки (согласно определённой категории преступления). На практике роль дознавателя часто выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Главные функции профессии

Суть работы дознавателя сводится к процессу проведения полной проверки по поступившему заявлению. После изучения дела он принимает одно из двух решений: возбудить производство (осмотр места преступления, допрос, обыск) или отказать.

При необходимости можно дополнительно назначать телефонное прослушивание. Заодно именно дознаватель решает вопрос о заключении подозреваемой особы под стражу.

Собственные профессионалы имеются во многих силовых структурах России:

  • следственные органы ФСБ;
  • МВД;
  • таможенная служба;
  • федеральная служба судебных приставов;
  • пожарная охрана.

Как только любые служебные мероприятия берут старт, сотрудник органа дознания лично направляет прокурору соответствующее постановление. Получив этот документ, коллега также имеет право согласиться с выводами, вынести постановление об отзыве и даже вернуть материалы сотруднику для вторичной проверки. В случае, когда по делу вынесено положительное решение, оно принимается к производству.

Каковы полномочия?

Основные полномочия дознавателя указаны в должностных инструкциях. Подобная бумага обычно составляется индивидуально для каждого руководителя и сотрудника органа. Нередко документ представлен в форме таблицы, где указаны обязанности по должности и сроки их выполнения:

  • Рассмотрение заявлений и сообщений о правонарушениях.
  • Принятие решения по итогам проверки.
  • Возбуждение уголовных дел.
  • Производство процессуальных действий.
  • Приостановление преследования, если имеются основания.
  • Прекращения процесса дознания.
  • Отправка материалов по подследственности или прокурору.

Вся деятельность дознавателя целиком регламентируется законом РФ. Среди главных ограничений отмечают полное подчинение начальству и вышестоящим органам, поскольку деятельность сотрудника обязана осуществляться только по принципам отечественного судопроизводства. А из плюсов – возможность применять меры принуждения без контроля сверху.

Основные права

По факту работать дознавателем – большая ответственность, ведь в правоохранительных органах это довольно значимая должность. Пускай они часто разбираются лишь с элементарными преступлениями, без них было бы гораздо сложнее рассматривать поток заявлений-жалоб. Чтобы максимально упростить процедуру, права дознавателей расширены до следующих границ:

  • выполнение вопросов, которые не требуют отлагательств;
  • проведение полноценного расследования;
  • обеспечение компенсации за испорченное имущество (если пострадавший испытал материальные потери во время преступления);
  • контроль сути заявлений или смежных заявлений о нарушениях;
  • инициатива при возбуждении уголовных дел;
  • производство процессуальных действий;
  • временное прекращение преследования;
  • окончательное приостановление начатого дознания.

Как правило, дознаватель имеет возможность и официально уполномочен самостоятельно реализовывать любые следственные процедуры и принимать финальные решения, за исключением ситуаций, когда (в соответствии с УПК РФ) на это требуется дополнительное согласие начальника органа дознания, прокурора или судебное решение.

Главные отличия дознавателя от следователя

Дознаватель – сотрудник органов дознания, который, подобно следователю, уполномочен проводить следствие по уголовному делу, а затем перенаправлять его в суд для дальнейшего рассмотрения.

Но стоит помнить, что дознаватель имеет все полномочия расследовать лишь преступления легкой и средней тяжести – около 68 составов (включая мелкие кражи, причинение вреда здоровью и пр.).

Заодно такой сотрудник изучает детали большинства административных дел: именно в этом и заключается его главное отличие от следователя.

Основные особенности деятельности

Если рассматривать лучшие черты этой профессии, то стоит выделить компетенции должности, к которой относятся очень простые составы преступлений, а общественный риск – невысокий.

Одновременно с этим следователь имеет право принять к производству только «дознавательский» материал, а дознаватель со своей стороны – «следовательский» принять не имеет возможности.

Поэтому понять, кто именно для подозреваемого и обвиняемого хуже, сказать трудно.

По умолчанию дознаватель несёт ответственность за собственные решения и действия. Поэтому он должен работать согласно закону РФ и выполнять отведённые ему обязанности. По факту должностные лица органа дознания считаются субъектами производства следственных действий, чья главная цель – проверка сообщений о преступлении и сбор доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела.

Для того чтобы стать дознавателем, необходимо получить высшее юридическое образование. Но для соблюдения полного перечня требований работники полиции должны соответствовать следующим параметрам:

  • Возраст от 18 лет (но с учётом обучения в ВУЗе, старт карьеры придётся на 21-22 года).
  • Стаж (после окончания обучения, работу можно найти и без стажа, но для конкретных должностей может потребоваться опыт минимум от 3-х лет).
  • Отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья и хорошая физическая подготовка.
  • Морально-психологическая устойчивость.

Вдобавок каждый дознаватель должен быть отличным психологом и изначально уметь располагать к себе людей.

Его обычная работа отличается большой ответственностью: за итоги расследований и следователи, и дознаватели отвечают перед начальством лично.

Поэтому сотрудника могут принудительно отстранить от дел, в которых он каким-либо образом заинтересован в положительном исходе дела (прямо или косвенно).

Какая проводится профилактическая работа в деятельности?

Исполняя стандартные процессуальные функции, дознаватель обязан своевременно применять на деле неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их возникновению.

Параллельно такой сотрудник правоохранительных органов имеет право направлять компетентным службам информацию, нужную для розыска тех граждан, которые уклоняются от дознания или находятся под подозрением в совершении преступления.

Выполняя дознание на практике, каждый сотрудник обращает внимание на условия, которые стали первопричиной преступных поступков.

Согласно результатам контроля, дознаватель имеет право вносить обобщенные предположения в органы, учреждения, организации, которые должны принимать должные меры к устранению данных деталей.

Когда руководители филиалов не выполняют подобные предписания, дознаватель обязан направить соответствующую информацию в прокуратуру.

Часто дознаватель вынужден вести профилактическую работу и среди жертв, если они подверглись посягательству из-за виктимного поведения. Обычно типичным методом такой работы становится разъяснительная беседа. Поэтому, исследуя на практике уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель вынужден по долгу службы периодически:

  • проводить обзорные лекции;
  • выступать перед населением;
  • делать доклады на предприятиях.

Главной задачей таких мероприятий является информирование граждан и трудовых коллективов в доступном виде о способах предупреждения правонарушений в будущем. Самыми эффективными каналами для подобного общения сейчас становятся радио, TV и Интернет.

Ради накопления практических навыков по расследованию преступных деяний дознаватели специально действуют по плану, составленному надзирающим военным прокурором и начальником военного следственного отдела при прокуратуре, а также участвуют в учебных сборах и каждый год проходят обязательную стажировку сроком 10 рабочих дней.

Сама профессия дознавателя всегда будет оставаться востребованной должностью, ведь такая работа нуждается в опытных кадрах, с настойчивым и упорным характером. По статистике, в России чаще всего эту должность занимают именно мужчины.

А средняя заработная плата дознавателей варьируется в границах 20-30 тыс. руб.

Хотя сюда также стоит добавить постоянные надбавки за стаж, премии за удачно раскрытые уголовные дела и другие бонусы в денежном эквиваленте в качестве поощрения.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/doznavatel-eto-kto-v-policii-5da374f474f1bc00b03e5c34

Процессуальная деятельность органов дознания в уголовном судопроизводстве. Дознаватель

Деятельность дознания

Значительную роль в расследовании преступлений и выполнении процессуальной функции обвинения играют органы дознания.

К ним законодатель относит различные органы исполнительной власти и ряд должностных лиц, для которых уголовно-процессуальная деятельность не является их единственной и основной функцией, как, например, для следователя.

Они вступают в уголовный процесс только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Иные полномочия, возлагаемые на органы дознания федеральным законодательством, могут быть связаны с уголовным процессом (например, административная, оперативно-розыскная, охранная деятельность), но осуществляются ими вне уголовного процесса. Следовательно, участниками уголовного процесса органы дознания являются лишь в той части своих полномочий, которые прямо предписаны процессуальным законом.

К органам дознания относятся прежде всего органы исполнительной власти, которые наделены в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК).

Такими полномочиями в настоящее время наделены органы внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний и некоторые другие.

Кроме того, к органам дознания относится ряд должностных лиц, системы судебных приставов: Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ и их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ (п. 2 ч. 1 ст. 49 УПК).

К органам дознания законодатель относит и командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК). И еще одну группу составляют органы государственного пожарного надзора противопожарной службы (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК).

На органы дознания уголовно-процессуальный закон возлагает три вида процессуальной деятельности:

1) перечисленные органы дознания в пределах своих полномочий правомочны осуществлять дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия.

Органы дознания проводят расследование уголовных дел в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК. Это, как правило, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, прямо перечисленные в ч. 3 ст. 150 УПК. Дела распределяются между органами дознания с учетом основных функций, которые они выполняют, о чем свидетельствуют предписания ч. 2 ст. 157 УПК.

Например, командиры воинских частей осуществляют дознание по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, если преступление совершено военнослужащим;

2) органы дознания могут осуществлять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК).

Выполняя свои основные функции, органы дознания могут первыми обнаруживать совершенное или готовящееся преступление и принимать меры к его пресечению.

В таких ситуациях важно принять необходимые процессуальные меры к сохранению и закреплению имеющихся доказательств, независимо от того, кому будет в дальнейшем подследственно дело о данном преступлении. Поэтому орган дознания и наделяется правом, в пределах полномочий ч.

2 ст. 157 УПК, возбудить уголовное дело и произвести те следственные действия, без которых доказательства могут быть утрачены, после чего в установленном законом порядке передает дело следователю (ст. 157 УПК);

3) органы дознания участвуют в осуществлении уголовнопроцессуальной деятельности еще и в случаях, когда следователь в порядке, предусмотренном УПК, дает им соответствующие поручения.

Например, по письменному поручению следователя орган дознания может выполнять отдельные следственные действия по делу, расследуемому следователем. Этот вид процессуальной деятельности органов дознания прямо не указан в ст.

40 УПК, но он предусмотрен применительно к полномочиям следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и обязателен для исполнения органами дознания.

Кроме перечисленных органов дознания в определенных ситуациях некоторые процессуальные полномочия могут приобретать и иные должностные лица, которые также названы законодателем в ст. 40 УПК.

К их числу отнесены: 1) капитаныморских и речных судов, находящихся в дальнем плавании — по делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения иных органов дознания — по делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 3 ст. 40 УПК). Перечисленные должностные лица, так же как и органы дознания, вправе возбуждать уголовное дело и выполнять неотложные следственные действия, но производить дознание в полном объеме они не могут.

Дознаватель. Дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные процессуальные полномочия (п. 7 ст. 5 УПК).

Лицом, правомочным осуществлять уголовно-процессуальную деятельность, являются дознаватели, включенные в состав соответствующего подразделения дознания.

Кроме того, начальник органа дознания вправе возложить полномочия дознавателя и на любое иное должностное лицо, входящее в оперативный состав органа дознания (ч. 1 ст. 41 УПК).

При этом уголовно-процессуальный закон устанавливает очень важное ограничение: полномочия по проведению дознания не могут быть возложены на то лицо, которое проводило или продолжает проводить оперативно-розыскные мероприятия по данному уголовному делу (ч. 2 ст. 41 УПК).

Как субъект уголовного процесса дознаватель наделяется процессуальными полномочиями, указанными в ч. 3 ст. 41УПК, а также в гл. 32 УПК.

При производстве дознания дознаватель вправе, в пределах и порядке, установленных процессуальным законом, осуществлять необходимые следственные и иные процессуальные действия по уголовному делу, принимать процессуальные решения, осуществлять иные полномочия.

Однако его решения в случаях, предусмотренных в законе, требуют согласия начальника органа дознания или прокурора, а также судебного решения.

При этом и указания прокурора, и указания начальника органа дознания обязательны для исполнения дознавателем. Его несогласие с ними позволяет обжаловать их. но не приостанавливает их исполнения. Поэтому дознаватель в своей процессуальной деятельности не обладает такой процессуальной самостоятельностью, которая есть у следователя.



Источник: https://infopedia.su/21x6325.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.