Дознание производится дознавателями

Основания производства дознания

Дознание производится дознавателями

Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

Подследственность органов дознания определяется ч. 3 ст. 150 УПК. Это – преступления небольшой и средней тяжести.

Расследование в форме дознания по таким делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и, руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде на общих основаниях.

Обязательными условиями производства расследования в форме дознания являются, во-первых, ограниченный круг преступлений – около 100 составов, предусмотренных уголовным законом. Во-вторых, производство дознания допускается, если к моменту возбуждения уголовного дела установлено лицо, совершившее преступление, – это так называемые «очевидные» уголовные дела.

Характерными чертами дознания, отличающие его от другой формы предварительного расследования – следствия, являются: а) сокращенный срок расследования; б) упрощенная процедура дознания; в) отсутствие фигуры обвиняемого; г) применение ареста в исключительных ситуациях; д) окончание дознания составлением обвинительного акта.

В соответствии со ст. 150 УПК преступления небольшой и средней тяжести, указанные в ч. 3 названной статьи (например, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), побои (ст. 116 УК), истязание (ст. 117 УК) и др.), расследуются в форме дознания. Другие преступления небольшой и средней тяжести, не указанные в ч.

3 ст. 150 УПК, расследуются в форме дознания по прямому указанию прокурора в письменной форме. Тяжкие и особо тяжкие преступления в форме дознания расследованы быть не могут, если происходит ошибочное принятие к своему производству уголовного дела по названным категориям тяжести, то дознаватель обязан сообщить об этом прокурору и отправить материалы дела для определения подследственности.

Из содержания ч. 3 ст. 151 УПК РФ следует, что основной объем работы по дознанию приходится на дознавателей органов внутренних дел. Кроме того, дознание производится:

1) по уголовным делам о нарушении законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне (ст. 253 УК), о незаконной добыче водных животных и растений (ст.

256 УК), о незаконном пересечении Государственной границы РФ (ст. 322 УК), о противозаконном изменении Государственной границы РФ (ст. 323 УК) и о контрабанде (ч. 1 ст.

188 УК) – дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ;

2) по делам о некоторых преступлениях против правосудия (например, воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК), неуважение к суду (ст. 297 УК), и др. – дознавателями органов службы судебных приставов;

3) по делам о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК) – дознавателями таможенных органов;

4) по делам о неосторожном уничтожении или повреждении имущества путем неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности либо повлекшие тяжкие последствия (ч. 2 ст. 168 УК), нарушении правил пожарной безопасности (ч.

1 ст. 219 УК) и уничтожении или повреждении лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст.

261 УК) дознание производится дознавателями органов Государственной противопожарной службы;

5) по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 1 и 5 ст. 228, ч. 1 ст. 230, ч.

1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233 и ч. 1 и ч. 4 ст. 234 УК) дознание производится дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Рассмотрим порядок производства и сроки дознания.

Дознание производится по общим правилам, установленным для предварительного следствия, с исключениями, специально оговоренными в 32 главе УПК.

Дознаватель вправе проводить все следственные действия кроме тех, в которых участвует обвиняемый.

Срок дознания составляет 20 суток с момента возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 дней. Максимальный срок дознания составляет 30 суток и не подлежит дальнейшему продлению (ч. 2 ст. 223 УПК). Дознание проводится, на что следует обратить внимание, только по делам, возбужденным в отношении конкретных лиц.

Важно обратить также внимание на то, что предварительное расследование в форме дознания проводится исключительно в зависимости от порядка возбуждения уголовного дела и от избрания меры пресечения.

Уголовное дело возбуждается в отношении конкретных лиц, и подозреваемый появляется с момента возбуждения уголовного дела. После чего проводятся в установленный срок следственные действия, реализуется право на защиту.

После этого без предъявления обвинения происходит ознакомление с материалами уголовного дела, которое вместе с обвинительным актом (а не обвинительным заключением) направляется прокурору.

Если в течение 10 суток производство по уголовному делу не завершено, то подозреваемому предъявляется обвинение и дознание осуществляется в установленной УПК форме.

В соответствии со ст. 224 УПК дознаватель вправе решать все процессуальные вопросы, связанные с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу.

Особенность заключается в том, что если такая мера пресечения избрана, то обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения под стражу, а если этого не представляется возможным сделать в установленный срок, то подозреваемому на общих основаниях и в общем порядке должно быть предъявлено обвинение с соблюдением правил, установленных для предварительного следствия, либо данная мера отменяется.

Защитник участвует в деле с момента задержания или заключения под стражу.

Дознаватель составляет обвинительный акт.

Обвинительный акт (ст. 225 УПК) – документ, который составляется дознавателем по итогам дознания, когда производство предварительного следствия необязательно.

Его реквизиты и содержание во многом аналогичны обвинительному заключению и детально перечислены в ч. 1 ст. 225 УПК.

Он утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору, играя и в дальнейшем роль аналога обвинительного заключения и определяя рамки судебного разбирательства.

Обвинительный акт должен содержать следующее:

1) дату и место его составления;

2) должность, фамилию, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

5) формулировку обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, что и для обвиняемого и его защитника.

После поступления к прокурору материалов уголовного дела с обвинительным актом, он вправе принять одно из следующих решений в порядке ст.

226 УПК: 1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям, изложенным в ст. 225 УПК со своими письменными указаниями.

При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток для производства дополнительного дознания и не более чем на 3 суток для пересоставления обвинительного акта;

3) о прекращении уголовного дела;

4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему.

Прокурорские действия и решения, связанные и с обвинительным заключением, и с обвинительным актом, аналогичны.

Различия выражаются лишь в сроках рассмотрения прокурором уголовного дела (материалы дознания рассматриваются в течение 2 суток, а не 5), а также в том, что уголовное дело, поступившее с обвинительным актом органа дознания, может быть направлено для производства предварительного следствия (п. 4 ч. 1 ст.

256 УПК), а также в случае возвращения уголовного дела для производства дополнительного дознания или пересоставления обвинительного акта установлены жесткие сроки – 10 и 3 суток соответственно.

План

1. Основания производства дознания.

2. Порядок производства и сроки дознания.

3. Особенности избрания мер пресечения.

4. Обвинительный акт. Решения прокурора при производстве дознания.

Дополнительная литература

1. Горобец В. Принятие судьей решений о заключении под стражу: [Текст] // Российская юстиция. – 2002. – № 6.

2. Мизулина Е. Новый порядок ареста и задержания соответствует Конституции РФ и международным правовым стандартам: [Текст] // Российская юстиция – 2002. – № 6.

3. Назаренко В. Предварительное расследование в современном уголовном процессе: [Текст] // Законность. – 2002. – № 8.

4. Синельщиков Ю. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК: [Текст] // Законность. – 2002. – № 3.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается производство дознания от предварительного следствия?

2. Кто вручает обвинительный акт и кому?

Источник: https://studopedia.ru/9_145810_osnovaniya-proizvodstva-doznaniya.html

Производство дознания следователем: проблемы правового регулирования *

Дознание производится дознавателями
Museibov U.A. Proceeding of inquiry by investigator: problems of legal regulation.

Мусеибов Ульви Абдулаевич, аспирант Московского института государственного управления и права.

В статье на основе системного анализа норм уголовно-процессуального права, определяющих правовой статус следователя, раскрываются проблемы правового регулирования производства дознания следователем. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в части определения перечня субъектов производства дознания.

Ключевые слова: дознание, предварительное расследование, следователь, дознаватель, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания.

In article on the basis of system analysis of criminal procedural law defining the legal status of the investigator, revealed problems of legal regulation of the inquiry by the investigator. The proposals to improve legislation on the definition of the list of subjects of the inquiry.

Key words: inquiry, preliminary investigation, investigator, chief of the preliminary investigator, chief of division of inquiry.

Предварительное расследование в форме дознания в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК РФ производится следователями и дознавателями.

Следователь определяется в п. 41 ст. 5 УПК РФ как должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а в ч. 1 ст.

38 УПК РФ – как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Первое определение не исключает возможность производства следователем предварительного расследования в форме дознания, второе, напротив, исключает такую возможность.

Производство дознания следователем предусмотрено законом только по определенным категориям уголовных дел и включено в компетенцию только следователей Следственного комитета Российской Федерации и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с ч. 3 ст.

151 УПК РФ, дознание производится следователями Следственного комитета Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных должностными лицами правоохранительных органов и военнослужащими в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей и лицами, в отношении которых в соответствии со ст. 447 УПК РФ применяется особый порядок производства по уголовным делам, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной или профессиональной деятельностью.

Дознание по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может производиться, согласно с ч. 3 ст. 151 УПК РФ, как дознавателями, так и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, но в каких случаях – законом не определено.

В то же время, согласно ч. 4 ст. 150 УПК РФ, уголовные дела, по которым законом предусмотрено производство предварительного расследования в форме дознания, по письменному указанию прокурора могут быть переданы для производства предварительного следствия, а не для дознания.

Таким образом, производство дознания следователем – это не специфичный для следователя вид процессуальной деятельности. Основное назначение следователя, как явствует из его законодательного определения, заключается в осуществлении им предварительного следствия.

Производство дознания следователями Следственного комитета Российской Федерации имеет под собой некоторые основания, связанные с особым должностным или социальным положением отдельных категорий лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование в связи с совершением преступления, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Несмотря на это, расследование по уголовным делам таких лиц следовало бы предусмотреть в форме предварительного следствия, что обеспечило бы им большую степень правовой защиты. Однако производство дознания следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ никаких фактических оснований под собой не имеет.

Высокая нагрузка дознавателей данных органов, не позволяющая в ряде случаев строго выполнять требования закона о разумных сроках уголовного преследования, и иные организационные проблемы данных органов не могут служить такими основаниями. Это вытекает, в частности, из содержания ч. 4 ст. 6.

1 УПК РФ, согласно которой обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства.

Кроме того, процессуальные правила, определяющие отношения, складывающиеся при производстве дознания между прокурором, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания и дознавателем, на следователя, производящего расследование в форме дознания и руководителя следственного органа, распространены быть не могут в связи с процессуальной самостоятельностью следователя и процессуальным статусом руководителя следственного органа. В связи с этим мы поддерживаем предложение об исключении следователя из числа лиц, правомочных производить расследование в форме дознания, высказанное в литературе рядом авторов , и предлагаем внести в ст. 151 УПК РФ следующие изменения: 1) в ч. 3 п. 7 – исключить; 2) в п. 8 после слова “дознаватель” слова “(следователь)” – исключить; 3) в ч. 2 в п. “в” слова “за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи” – исключить. Внесение указанных изменений позволит усилить гарантии процессуальной независимости следователя.

См.: Осипов А.А. О субъектах, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по действующему уголовно-процессуальному законодательству РФ // Российский следователь. 2009. N 11; Францифоров Ю.В. Актуальные проблемы производства предварительного расследования в форме дознания // Уголовное судопроизводство. 2010. N 2.

Несмотря на то что следователь наделен правом и обязанностью производства в определенных случаях дознания, он не является должностным лицом органа дознания и при производстве дознания не подчиняется его должностным лицам, в том числе начальнику органа дознания и начальнику подразделения дознания.

Процессуальная независимость следователя от органов дознания и их должностных лиц вытекает из содержания многих норм уголовно-процессуального закона, в частности, нормы, предусмотренной п. 11 ч. 2 ст.

37 УПК РФ, согласно которой прокурор вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, нормы, предусмотренной п. 4 ч. 2 ст.

38 УПК РФ, согласно которой следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения, норм, предусмотренных ст.

39 УПК РФ, согласно которым единственным процессуальным руководителем следователя, уполномоченным поручать ему производство предварительного следствия, отстранять его от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона, отменять незаконные или необоснованные его постановления, давать ему обязательные для исполнения письменные указания и осуществлять в отношении него иные полномочия, является руководитель следственного органа. Последний определяется в п. 38.1 ст. 5 УПК РФ как должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Следователь является должностным лицом следственного подразделения, как это вытекает из содержания ч. 2 ст.

151 УПК РФ, одного из перечисленных в данной статье федеральных органов исполнительной власти: Следственного комитета Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, входящих в их состав территориальных и линейных управлений, отделов и отделений, возглавляемых соответствующим руководителем следственного органа.

При этом органы внутренних дел Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, наряду с иными определенными законом органами, одновременно являются, как это вытекает из ст. ст. 40 и 151 УПК РФ, органами дознания.

Однако руководители (начальники) этих органов не наделены какими бы то ни было процессуальными полномочиями в отношении следователя, в том числе и производящего предварительное расследование в форме дознания, хотя это прямо и не выражено в правовом определении ни начальника органа дознания, ни начальника подразделения дознания.

Так, согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальник органа дознания – это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

При этом должностные лица, которым могут быть адресованы указанные поручения, в данном определении не обозначены. Формально данное определение не содержит запрета давать поручения начальником органа дознания следователю о производстве дознания в случаях, когда следователь полномочен на производство дознания.

Однако из содержания уголовно-процессуальных норм, определяющих полномочия начальника органа дознания, в частности, закрепленных в ст. ст.

40, 41, 223 – 225 УПК РФ, а также права и обязанности следователя, вытекает, что поручения о производстве дознания начальник органа дознания вправе давать только должностным лицам соответствующего органа дознания, к числу которых следователь, как явствует из его правового определения, не относится.

В то же время в ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ, в которой определены полномочия начальника подразделения дознания, прямо указано, что начальник подразделения дознания уполномочен осуществлять предоставленные ему законом полномочия только по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям.

Таким образом, уголовно-процессуальные нормы о производстве дознания следователем противоречивы и нуждаются в совершенствовании. Исходя из анализа этих норм, следует признать, что оптимальным было бы законодательное исключение из обязанностей следователя производства дознания.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/69538-proizvodstvo-doznaniya-sledovatelem-problemy-pravovogo-regulirovaniya

Адвокат Соков А.В

Дознание производится дознавателями

 ДОЗНАНИЕ. ПОРЯДОК И СРОКИ ДОЗНАНИЯ.

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 – 29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

  Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 УПК РФ.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

 Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 УПК РФ.

 Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет начальнику органа дознания. При этом в случае истечения срока дознания прокурор устанавливает срок дополнительного дознания не более 10 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу необоснованным, начальник подразделения дознания выносит мотивированное постановление о его отмене и возобновлении производства дознания, а в случае возникновения оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 211 УПК РФ, – о его возобновлении. При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором до 10 суток на основании ходатайства начальника подразделения дознания. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

 В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

 В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

 Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей – пятой .

  Уведомление о подозрении в совершении преступления.

 В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные статьей 46 УПК РФ, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения.

  В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

 Дата и место его составления;

Фамилия, инициалы лица, его составившего;

Фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;

 Описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с пунктами 1 и 4 части первой статьи 73 УПК РФ;

Пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление.

  При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона.

  При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них.

 Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.

  Производство дознания группой дознавателей.

  Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

  Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания.

В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей.

К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому.

  Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт.

  Руководитель группы дознавателей принимает решения о:

 Выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153 – 155 УПК РФ;

 Прекращении уголовного дела полностью или частично;

 Приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;

 Письменном уведомлении о подозрении в совершении преступления;

Привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;

Направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 УПК РФ;

Возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания;

 Возбуждении с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 УПК РФ

  Руководитель и члены группы дознавателей вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими дознавателями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ.

 Особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

  В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном статьей 108 УПК РФ.

  Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.

  При невозможности составить обвинительный акт в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, установленном главой 23 УПК РФ, после чего производство дознания продолжается в порядке, установленном настоящей главой, либо данная мера пресечения отменяется.

 При невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей статьи 108 УПК РФ, по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора на срок до 6 месяцев.

  Обвинительный акт.

  По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются:

 Дата и место его составления;

 Должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

 Данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

 Место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

 Формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;

 Перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания;

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

 Данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

 Список лиц, подлежащих вызову в суд.

 Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

 Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, который установлен частью второй настоящей статьи для обвиняемого и его защитника.

 К обвинительному акту прилагается справка о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению исполнения наказания в виде штрафа, по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев – о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела.

 Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

  Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом.

  Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

 Об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

 О возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 УПК РФ со своими письменными указаниями.

При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта – не более 3 суток.

Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены частями третьей – пятой статьи 223 УПК РФ;

О прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24 – 28 настоящего Кодекса;

 О направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

  При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

  Установив, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных частью третьей статьи 227 УПК РФ, прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей.

 Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 УПК РФ.

 Постановление прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта может быть обжаловано дознавателем с согласия начальника органа дознания вышестоящему прокурору в течение 48 часов с момента поступления к дознавателю уголовного дела. Вышестоящий прокурор в течение 3 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:

Об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя;

Об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.

 Обжалование указанного в пункте 2 части первой  решения прокурора в порядке, установленном частью четвертой , приостанавливает его исполнение, а также исполнение указаний прокурора, связанных с данным решением.

помощь адвоката

         тел. 8 908 590 52 56.

Источник: http://sokov-av.ru/doznanie-poryadok-i-sroki-doznaniya

Предварительное расследование — что нужно знать

Дознание производится дознавателями

Каждое уголовное преступление расследуется уполномоченными структурами правоохранительных органов в виде дознания или следственных действий, целью которых является поиск виновных лиц и сбор доказательной базы.

Как показывает практика, во время проведения подобных мероприятий высока вероятность нарушения прав граждан, подозреваемых в противоправных действиях.

Хороший уголовный адвокат поможет предупредить их возникновение и свести к минимуму возможные негативные последствия.

Особенности проведения предварительного расследования

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Цели следствия на предварительной стадии

Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:

  • составление полноценной доказательной базы;
  • предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
  • применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
  • прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.

Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:

  • акт обвинения;
  • постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
  • обвинительное заключение.

Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.

Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.

Этап предварительного расследования

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу.

Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий.

Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Дознание

Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:

  • когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
  • когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).

Дознание имеет следующие особенности:

  • ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
  • срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
  • отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.

Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.

Правоохранительные структуры, уполномоченные проводить предварительное следствие

Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.

Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу.

За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу.

Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца.

В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Порядок продления срока расследования

Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.

В ходатайстве указываются:

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования.

В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому).

При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.

Вывод

Правила и нормы действующего законодательства обязаны соблюдать не только причастные к уголовному преступлению лица, но и правоохранительные структуры, ответственные за проведение следственных действий и привлечение виновных к ответственности. Их действия жестко контролируются вышестоящими структурами и прокуратурой, а хороший уголовный адвокат сможет не допустить необоснованного обвинения лиц, непричастных к уголовному преступлению.
 

Источник: https://sstumanov.ru/predvaritelnoe-rassledovanie-chto-nuzhno-znat/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.