Дознание статьи

Достойна признания служба дознания

Дознание статьи

Официально же созданная в 1992 году специализированная служба МОБ по производству дознания уже успешно преодолела первоначальный этап своего становления, получила признание и в настоящее время способна решать поставленные перед ней задачи на высоком профессиональном уровне. В октябре 2017 года эта служба отпраздновала свой 25-летний юбилей.

В настоящее время к компетенции органов дознания относится расследование преступных посягательств средней или небольшой тяжести. Преступления, причиняющие охраняемым законом общественным интересам хотя и меньший вред, чем тяжкие, затрагивают большее число граждан. В значительной мере именно по их раскрытию и расследованию люди судят о работе полиции в целом.

«В представлении рядовых граждан при упоминании о дознавателе нередко складывается ошибочное мнение о специфике его работы. Дознание — это форма предварительного расследования.

Основная обязанность дознавателя — провести полное и объективное расследование по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести в более сжатые, чем это предусмотрено для органов следствия, сроки, – рассказывает Лилия Владимировна Денисова, начальник службы дознания ОМВД России по Енотаевскому району.

— Дознание, как форма предварительного расследования, для этого и была создана, чтобы как можно оперативнее раскрыть преступления небольшой и средней тяжести».

Спектр преступлений, которые расследуют дознаватели, довольно широк. К их компетенции отнесено более 90 составов, наказание за которые не превышает 5 лет лишения свободы.

В основном сотрудниками расследуются побои, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, угрозы убийством, хулиганство, кражи, угоны транспортных средств, мошенничество, незаконный оборот оружия и боеприпасов, наркотики, нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым ранее административному наказанию за вождение автомобиля в нетрезвом виде и др. Если речь идет о совместном расследовании следователем и дознавателем одного уголовного дела, то законом это не предусмотрено. Однако в своей работе дознаватели нередко сталкиваются с ситуациями, когда по уголовному делу выявляются дополнительные эпизоды преступной деятельности, и уложиться в установленные сроки не представляется возможным, или расследуемое преступление переквалифицируется на более тяжкое. В таких случаях уголовные дела могут быть переданы для дальнейшего расследования следователю.

Получив сообщение о преступлении, на место его совершения незамедлительно направляется следственно-оперативная группа. Дознаватель в составе следственно-оперативной группы является ее руководителем и на него возложена организующая роль раскрытия преступления по «горячим следам».

«В первую очередь мы осуществляем сбор первоначального материала: опрос пострадавших от преступных посягательств лиц, установление свидетелей и очевидцев преступления, производство осмотра места происшествия, поиск улик, назначение необходимых экспертных исследований, — рассказывает Лилия Владимировна.

– В случае возбуждения уголовного дела дознавателем проводится первоначальный комплекс следственных и процессуальных действий.

Таких, как допросы потерпевших, свидетелей, подозреваемых, назначение судебных экспертиз, проведение очных ставок и осмотров вещественных доказательств, а в случае необходимости – обысков как с санкции суда, так и обысков, не терпящих отлагательств, и многое другое».

Зачастую в производстве у дознавателя единовременно уголовных дел бывает намного больше, чем у следователя. При этом для качественного и объективного расследования приходится выполнять тот же, что и следователем, объем работы, да и сроки расследования короче – нужно уложиться в 30-дневный срок.

В этом и заключается сложность расследования преступлений в форме дознания. «В настоящее время у каждого дознавателя райотдела в производстве находится одновременно до 15 дел. Плюс к этому по 9-10 суточных дежурств в месяц, – делится Лилия Владимировна.

— В итоге, чтобы проделать огромную работу в установленные сроки, девчонкам, а коллектив у нас сугубо женский: майоры полиции Анна Александровна Матько, Юлия Викторовна Челебекова, старший лейтенант Сабина Булатовна Айжарова и лейтенант Оксана Сергеевна Храмова, не удается уйти домой раньше 8-9 часов вечера.

При этом бывает всего 3, в лучшем случае 4 выходных дня в месяц. За месяц, который определен для производства дела, нужно успеть проделать большую следственную работу: провести различные экспертизы, допросить потерпевших и подозреваемых. Работа психологически интересная. Люди все разные, к каждому нужно найти подход.

Бывает, свидетели не хотят говорить. Надо их убедить или разговорить. Бывает такое, когда свидетель говорит: «Я вообще ничего не помню». Тогда начинаешь с ним беседовать, выяснять, в какой обстановке происходило, при каких обстоятельствах, и постепенно человек начинает вспоминать детали, подробности.

Подозреваемые – тоже люди разные, но это – особая категория. Всегда приходится находить пути взаимодействия с человеком».

В беседе Лилия Владимировна отмечает, что напористость и твёрдость характера, настойчивость и коммуникабельность должны быть отличительными чертами дознавателя. Ведь подозреваемые в совершении уголовного преступления – контингент особенный. И потому только уверенность в себе, умение найти общий язык смогут расположить к себе собеседника и вызвать его на откровенный разговор.

У Ю.В. Челебековой в милиции служили дед, дядя и брат, и потому свой профессиональный выбор она сделала легко и осознанно. Все остальные дознаватели пришли работать в правоохранительные органы по зову души.

«Скажу за весь свой небольшой женский коллектив: нам нравится строгая форма, дисциплина, а самое главное – служение России!» – откровенно говорит Лилия Владимировна. – За время несения службы мы привыкли уже и к ночным тревогам, и к усиленному режиму. Когда все вместе работаем сутками бок о бок – это сплачивает нас.

Да, работа не из лёгких, и в наших семьях это понимают. Но по-другому уже никак. В другой профессии себя и не представляем».

За многолетний добросовестный труд Л.В. Денисова в юбилейный 2017-ый год была отмечена Грамотой Губернатора, а в личной копилке наград имеются 2 медали «За службу» II и III степеней.

Медалями III степени награждены А.А. Матько и Ю.В. Челебекова.

Ежегодно дознаватели енотаевского райотдела за высокие показатели в оперативно-служебной деятельности имеют несколько поощрений и благодарностей от руководства.

Стоит отметить, что раскрываемость в службе дознания составляет порядка 90%.

Причины нераскрытых преступлений – отсутствие полного и своевременного взаимодействия со Сбербанком при выявлении Интернет-мошенничества (а этот вид преступлений становится в последнее время всё более популярным), а также утеря следов преступления из-за позднего обращения потерпевших с заявлением в ОМВД, когда вещественных доказательств уже мало и нет возможности провести экспертизу и другие следственные действия.

Кстати, за 10 месяцев этого года ни одно дело, направленное в суд службой дознания, не было возвращено для производства дополнительного дознания, а это один из главных показателей профессионализма сотрудников.

Значит, дознаватели хорошо расследовали дело: вина была доказана, права подозреваемого и потерпевшего не были нарушены, материальный ущерб последнему был возмещён.

К слову говоря, законодательство меняется очень часто, изменения в федеральные законы депутатами Госдумы вносятся практически ежемесячно, требования со стороны прокуратуры и суда с каждым годом становятся всё жестче по отношению к сотрудникам правоохранительных органов, документооборот растёт.

«Если 20 лет назад одно дело включало в себя 20-30 листов, то сейчас оно насчитывает порядка 100-150, — говорит Лилия Владимировна. – При этом приходится внимательно следить за всеми законодательными изменениями, чтобы законность была соблюдена на всём этапе работы дознавателя.

Пользуясь случаем, хочу от лица руководства сердечно поблагодарить весь коллектив ОМВД России по Енотаевскому району за отличную слаженную работу и, поздравляя с профессиональным праздником, пожелать здоровья, крепкого семейного тыла, продвижения по службе, больше звёзд на погонах! С праздником!»

164 уголовных дела было направлено службой дознания ОМВД России по Енотаевскому району за 10 месяцев 2017 г. (АППГ – 160 уголовных дел).

Источник: http://enotvst.ru/articles/media/2017/11/17/dostojna-priznaniya-sluzhba-doznaniya/

Об отличиях #1. Юридическое. Разница между дознавателем и следователем

Дознание статьи

Я решил открыть еще одну ветку повествований “Об отличиях” из разных сфер жизни и категорий (наверно для любопытных и тех, кому интересно расширить свой кругозор и узнать что то новое).

Не только люди, далёкие от права, но даже молодые юристы часто путают следователей и дознавателей.

А ведь даже на этапе подачи заявления в правоохранительные органы очень важно правильно определиться с подследственностью, чтобы ускорить процесс.

В общем случае, дознавательэто должностное лицо, проводящее широкий круг вопросов по сообщениям о преступлениях, указанных в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ.

А именно, дознание производится (чтобы вы не гуглили):

1) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 116.1, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 128.1, 150 частью первой, 151 частью первой, 151.1, 153 – 157, 158 частью первой, 158.1, 159 частью первой, 159.1 частью первой, 159.2 частью первой, 159.3 частью первой, 159.

5 частью первой, 159.6 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частью первой, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 170, 170.2, 171 частью первой, 171.1 частями первой, третьей и пятой, 171.4, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 191.1 частями первой и второй, 194 частями первой и второй, 200.

1 частью первой, 200.3 частью первой, 203, 204.2, 207 частью первой, 213 частью первой, 214, 215.3 частью первой, 215.4 частью первой, 218, 219 частью первой, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 222.1 частью первой, 223 частью первой и четвертой, 224, 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 230.1 частями первой и второй, 230.

2 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 234.1 частью первой, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243 частью первой, 243.1, 243.2 частями первой и второй, 243.3 частью первой, 244, 245 частью первой, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 253, 254 частью первой, 256 – 258, 258.1 частями первой и первой.

1, 260 частью первой, 261 частями первой и второй, 262, 264.1, 266 частью первой, 268 частью первой, 291.2, 294 частью первой, 297, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 314.1, 315, 319, 322 частями первой и второй, 322.1 частью первой, 322.2, 322.3, 323 частью первой, 324, 325, 325.1 частью первой, 326, 327 частями первой и третьей, 327.

1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;

По всем остальным делам, а также при наличии указания прокурора, производится предварительное следствие.

Дознаватель это должностное лицо, которое относится к органу дознания. Большую их часть составляют сотрудники органов внутренних дел (полиция).

К дознавателям также относятся работники: пограничной службы, пожарного надзора, ФСБ, налоговой полиции, командиры ВЧ и т.д.

Как правило, проверки данных должностных лиц проводятся по сообщениям о правонарушениях, общественная опасность которых сравнительно невелика.

Следователь это сотрудник правоохранительных органов (следственный комитет, прокуратура), который производит предварительное следствие по возбужденному уголовному делу.

У данного должностного лица есть широкий спектр полномочий – значительно шире, чем у дознавателя.

Так, следователь может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, направить по подследственности (территориальности), провести следственные (процессуальные) мероприятия, давать органу дознания письменные поручения по ОРМ (оперативно-розыскным мероприятиям), обязательные для исполнения.

Таким образом, следователи осуществляют производство по более сложным уголовным делам, а дознаватели, по сути, призваны избавить их от различной «мелочёвки».

Речь идёт не только о престиже профессии, но и специальной подготовке.

К компетенции дознавателей относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой.

Дознавателями в полиции в большинстве случаев являются оперуполномоченные и участковые инспекторы, которые делают наиболее «грязную» работу.

Следователь может давать поручения дознавателю, а также иным структурным подразделениям правоохранительных органов – в пределах своей компетенции.

Дознаватель всё делает самостоятельно, от получения заявления для рассмотрения до направления уголовного дела в суд.

Как следователи, так и дознаватели могут проводить проверочные мероприятия, включая сбор доказательств, назначение экспертиз, проведение неотложных следственных мероприятий.

Заключение.

Итого, что мы имеем:

1. Подследственность. Дознаватели и следователи расследуют разные уголовные дела, что закреплено в ст.150 и 151 УПК РФ. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе.

2. Процессуальная самостоятельность. Многие действия дознавателя требуют фактического разрешения начальника органа дознания (возбуждение уголовного дела).

Следователь же выносит обвинительное заключение самостоятельно, и оно приобретает должную правовую силу в момент его вынесения.

Кроме того, следователь может остановить или возобновить предварительное расследование, обжаловать различные решения прокуратуры (например, об отмене решения о возбуждении уголовного дела), а дознаватель – нет.

3. Представительство в различных структурах. Дознаватели не представлены в Следственном комитете России, в то время как в ФССП нет следователей.

P.S. Если я что то упустил или где то допустил ошибку, существенные комментарии экспертов приветствуются!)

Спасибо за внимание. Пока ВСЁ!)

Продолжение следует…

Отличия Юриспруденция Следователь Дознаватель Вопрос Длиннопост Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Источник: https://pikabu.ru/story/ob_otlichiyakh_1_yuridicheskoe_raznitsa_mezhdu_doznavatelem_i_sledovatelem_6122050

Статья 223 УПК РФ. Порядок и сроки дознания

Дознание статьи

1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса .

3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток .

3.1. Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 настоящего Кодекса .

3.2.

Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет начальнику органа дознания. При этом в случае истечения срока дознания прокурор устанавливает срок дополнительного дознания не более 10 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

3.3.

Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу необоснованным, начальник подразделения дознания выносит мотивированное постановление о его отмене и возобновлении производства дознания, а в случае возникновения оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 211 настоящего Кодекса, – о его возобновлении. При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором до 10 суток на основании ходатайства начальника подразделения дознания. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев .

5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев .

6.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей – пятой настоящей статьи .

1. Комментируемая статья закрепляет особенности производства предварительного расследования в форме дознания (ст. 150 УПК РФ). Вне этих особенностей дознание осуществляется по тем же правилам, что и предварительное следствие (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи указано, что перечень статей, по которым предварительное расследование производится в форме дознания, закреплен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Указанные в данном перечне преступления, как показывает практика, не вызывают особых сложностей в доказывании, в связи с чем представляется возможность применения дознания как более простой формы досудебного производства.

3. Дознание производится по уголовным делам, возбужденным как в отношении конкретных лиц, так и по факту совершения преступления.

Во втором случае при наличии достаточных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, лицо приобретает статус подозреваемого путем его уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ).

В ходе дознания лицо становится подозреваемым и при наличии иных предусмотренных законом оснований (п. 2 ч. 1 ст. 46 – задержание по подозрению в совершении преступления, п. 3 ч. 1 ст. 46 УПК РФ – применение меры пресечения до предъявления обвинения).

4. В ч. 3 комментируемой статьи установлен общий порядок дознания, который составляет 30 суток и при необходимости может быть продлен прокурором еще на такой же срок.

Эта необходимость должна подтверждаться конкретными обстоятельствами, сложившимися по уголовному делу (необходимость допроса большого числа свидетелей, истребование документов, производство ряда следственных действий, требующих подготовки, и т.п.). О продлении срока дознания прокурор выносит постановление.

5. В ч. 4 комментируемой статьи установлено исключение из общих сроков дознания.

В необходимых случаях срок дознания может быть продлен прокурором района и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 6 месяцев.

Прежде всего это касается ситуаций, когда по уголовному делу производятся судебные экспертизы, требующие больших затрат времени. Вместе с тем возможны и иные обстоятельства, при которых требуется продление дознания на этот срок.

6.

Часть 5 комментируемой статьи содержит положение о том, что в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев. Это означает, что исключительный случай может быть вызван лишь направлением запроса о правовой помощи, причем при наличии оснований для такого запроса.

Поскольку в комментируемой норме указано, что срок продлевается в связи с направлением запроса о правовой помощи, вопрос о продлении срока возникает лишь в случаях, когда запрос уже направлен.

В отличие от правила, закрепленного в ч. 4 комментируемой статьи, в данном случае полномочиями по продлению срока дознания наделен лишь прокурор субъекта РФ или приравненный к нему военный прокурор, но не их заместители.

Заместитель прокурора субъекта РФ может продлять срок дознания лишь в случаях, когда на него в официальном порядке возложено исполнение обязанностей прокурора субъекта РФ (например, в связи с уходом последнего в отпуск).

7. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что порядок возобновления ранее приостановленного дознания и продления его срока, закрепленный в ч. 3–5, распространяется и на случаи, когда дознание осуществляется следователем Следственного комитета РФ.

Такое дознание имеет место в случаях, когда расследуются деяния, которые в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ относятся к подследственности дознавателей, если имеются доказательство того, что они были совершены одним или несколькими субъектами из числа указанных в п. «б» и «в» ч. 2 ст.

151 УПК РФ (например, должностными лицами правоохранительных органов).

Если у вас остались вопросы по статье 223 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: http://oupkrf.ru/st223

По каким статьям работает дознаватель мвд

Дознание статьи

  • Дознаватель: определение, функции и обязанности
  • Как провести служебное расследование
  • Как составить служебное расследование

Кто такой дознаватель?

В настоящее время закон называет дознавателем должностное лицо, проходящее службу в органе дознания и правомочное вести предварительное расследование дел в форме дознания. В этой роли выступает сотрудник, который ведет деятельность по сообщениям о преступлениях, прописанных в п.1 ч.3 ст.

150 Уголовно-процессуального кодекса. Все прочие подобные составы преступлений относятся к компетенции следователя. Таково общее правило, хотя в отдельных случаях дознание может проводить иное лицо по указанию прокурора.

Дознавателем также выступает служащий, которого начальник органа уполномочил провести предварительные мероприятия, направленные на выяснение обстоятельств конкретного преступления. Полномочия дознавателя устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством.

Не может выполнять обязанности дознавателя то лицо, которое проводило оперативно-розыскные мероприятия по означенному делу.

Как правило, дознание ведет штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий необходимой квалификацией, имеющий юридическое образование и профессиональные навыки, которых требует расследование дел той или иной категории.

Некоторые правоведы отстаивают идею о необходимости более широкого участия сотрудников органов правопорядка в деятельности по линии дознания. В целом же указанные выше функции делегируются либо штатному сотруднику органа дознания, либо передаются любому иному сотруднику.

Главное требование – чтобы это должностное лицо одновременно не проводило по делу оперативные и розыскные мероприятия. На практике обязанности дознавателя нередко выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Функции дознавателя

Сотрудник, выполняющий функции дознавателя, рассматривает сообщения и заявления о совершенных преступлениях и ведет по ним проверку. По результатам этих действий он принимает одно из двух решений: возбудить производство или отказать в его возбуждении.

Начиная служебные мероприятия, сотрудник органа дознания направляет прокурору соответствующее постановление. Получив этот документ, прокурор соглашается с решением или выносит постановление об отказе. Прокурор вправе вернуть материалы дознавателю для дополнительной проверки.

Если по делу вынесено положительное решение, оно принимается к производству.

Основные функции дознавателя:

  • возбуждение уголовного дела;
  • проведение дознания по делу;
  • производство неотложных следственных действий в рамках ведения дела;
  • направление дела руководителю органа для производства предварительного следствия;
  • составление обвинительного акта.

Полномочия дознавателя

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
  • принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
  • приостановление дознания;
  • направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.

Права дознавателя

Дознаватель имеет право выполнять неотложные действия, находящиеся в компетенции следователя. Речь здесь может идти о тех мероприятиях, которые в случае промедления неизбежно приведут к потере улик, информации, следов, свидетельствующих о совершении преступления.

Дознаватель может вести полное расследование в виде дознания в границах своих полномочий. Проводя мероприятия, дознаватель имеет право принимать ответственные процессуальные решения самостоятельно. К исключениям здесь относятся те случаи, когда по закону для принятия решений требуется согласование с начальником органа дознания, санкция прокурора либо решение суда.

Полномочия дознавателя дают ему право вызывать граждан для допроса, приглашать компетентных специалистов, проводить осмотр, освидетельствование, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Дознаватель имеет право производить выемку документации и предметов. Если есть необходимость, дознаватель может назначить экспертизу по делу.

Среди иных полномочий, которыми обладает дознаватель, – обеспечение возмещения материального вреда, если он нанесен преступлением. Дознаватель имеет право признать гражданина потерпевшим, истцом либо гражданским ответчиком.

Лица, участвующие в производстве по конкретному делу, имеют право заявить отвод дознавателю, а также обжаловать его действия или принятые им решения. Это, впрочем, не ведет автоматически к прекращению выполнения им своих обязанностей в рамках производства.

Дознаватель руководствуется в своей деятельности указаниями прокурора, которые обязательны для выполнения. Если сотрудник органа дознания не согласен с такими указаниями, он может их оспорить, направив прокурору обоснованные возражения в письменном виде.

В отдельных случаях дознаватель имеет право добровольно отказаться от ведения конкретного дела.

Источник: https://prokuror-sledovatel.ru/trudoustrojstvo/po-kakim-statyam-rabotaet-doznavatel-mvd

Статья 40 УПК РФ. Орган дознания

Дознание статьи

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

См. все связанные документы >>>

1. Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которые можно разделить на две группы:

а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности – ОРД (п. 1 ч. 1 ст. 40);

б) должностные лица определенных государственных органов и формирований (главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы); государственных учреждений (начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ), а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий и зимовок).

Полномочиями по осуществлению ОРД обладают оперативные подразделения: ОВД РФ; органов ФСБ ; федеральных органов государственной охраны ; таможенных органов РФ; федеральной службы исполнения наказаний ; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органа внешней разведки Министерства обороны РФ, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других названных органов .

——————————–

См.: ФЗ от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ “О федеральной службе безопасности”.

См.: ФЗ от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ “О государственной охране”.

См.: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 “Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний”, утвердивший Положение о Федеральной службе исполнения наказаний // РГ. 2004. 19 окт.

См.: ФЗ от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ “О внешней разведке”.

2. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (служба внешней разведки РФ) проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеперечисленных органов (ст. 13 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”).

3.

Расследование в форме дознания производят дознаватели ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. В соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают ОВД, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, другие должностные лица, которые на основании ст. 40 УПК РФ имеют полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

Вместе с тем следует сказать, что вопрос о полномочиях органов дознания еще не нашел достаточного разрешения ни в теории, ни в нормативном регулировании.

В то время как права и обязанности отдельных органов дознания достаточно четко определены законом, положениями и ведомственными инструкциями, вопрос о полномочиях ряда других органов дознания остается нерешенным либо ввиду сохранения существенных пробелов в правовом регулировании их статуса (так, в нормативных актах о федеральных органах государственной охраны, органе внешней разведки Министерства обороны РФ среди их полномочий вообще не упоминается проведение дознания), либо также потому, что положения уголовно-процессуального закона, регулирующие порядок производства дознания, ipso facto могут относиться к ним лишь частично (начальники зимовок, геолого-разведочных партий).

4. Поскольку в отличие от УПК РСФСР (п. 1 ст. 117) в УПК РФ в числе органов дознания названа не милиция, а органы внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст.

40), требует ответа вопрос, не следует ли считать начальником органа дознания только начальника ОВД и не утратили ли эти полномочия начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности (такие их полномочия были в свое время подтверждены письмом Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета МВД России от 9 сентября 1993 г.

N 25/15-1-1993 “О процессуальных полномочиях органов внутренних дел”) . Следует, однако, обратить внимание, что согласно уже приводившемуся выше определению, данному в п. 17 ст.

5, начальником органа дознания может считаться не только руководитель, но и “должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом”.

Под это определение подпадает не только сам начальник ОВД, но и начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности и их заместители, а также начальники подразделений дознания (ст. 40.1), т.е.

должностные лица органа дознания, возглавляющие соответствующие специализированные подразделения, которые осуществляют предварительное расследование в форме дознания, а также их заместители (п. 17.1 ст. 5). Согласно Приказу министра внутренних дел от 12 августа 1998 г.

N 493 руководители специализированных подразделений дознания в системе милиции общественной безопасности одновременно являются заместителями начальника милиции общественной безопасности.

В литературе высказана точка зрения, что “если начальник милиции общественной безопасности области считает целесообразным, чтобы полномочиями органа дознания наряду с ним обладали, например, начальник управления главной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) и командир специализированного подразделения дорожно-патрульной службы (ДПС), он вправе установить такой порядок, поскольку это решение находится в его компетенции… Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ, рассматривая 10 ноября 1992 г. спорную ситуацию по аналогичному вопросу (дело по обвинению Дороша), в частности, признала постановление о возбуждении уголовного дела, утвержденное заместителем начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД, соответствующим ст. 117 УПК (ныне ст. 157 УПК РФ. – А.С.)” .

——————————–

Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие. М.: Спарк, 1996.

Марфицин П.Г., Овсянников Ю.В. Субъекты принятия решений в стадии возбуждения уголовного дела // http://lawtech.agava.ru/pub/bstat65.htm. См. также: Марфицин П.Г. Некоторые правовые и организационные проблемы осуществления дознания милицией // Проблемы предварительного следствия и дознания. М., 1995. С. 22 – 25.

Источник: https://RuLaws.ru/upk-rf/CHAST-PERVAYA/Razdel-II/Glava-6/Statya-40/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.