Дознания

Органы дознания: понятие, виды, содержание процессуальной деятельности

Дознания

Арестова Е.Н., доцент кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России, к.ю.н., доцент, полковник милиции.

Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

В данном контексте слово “орган” в русском языке означает государственное или общественное учреждение, организация . Организация – это “общественное объединение или государственное учреждение” , а учреждение – “организация, ведающая каким-нибудь направлением работы” . Как видим, слова “организация” и “учреждение” являются синонимами.

Для удобства изложения далее мы будем пользоваться термином “организация”. Итак, орган – это организация, ведающая каким-либо направлением работы. Поскольку речь идет об органе дознания, то, как следует из определения, таким направлением является уголовно-процессуальная деятельность, в том числе дознание.

В русском языке под словом “дознание” понимается “предварительное административное расследование” , что имеет исторические корни, и на протяжении многих лет основывалось на уголовно-процессуальном законодательстве России.

Однако на сегодняшний день данная трактовка термина “дознание” применительно к действующему уголовно-процессуальному законодательству является устаревшей и не отражает его современного правового содержания.

В современном уголовном судопроизводстве дознание выступает уже не как административное расследование, а как уголовно-процессуальный институт, одна из форм предварительного расследования уголовных дел, по которым производство предварительного следствия необязательно. Таким образом, понятие “орган дознания” с позиций русского языка уже не следует толковать буквально.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20 изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. С. 368. Там же. С. 368. Там же. С. 691.

Там же. С. 139.

Итак, получается, что под органом дознания следует понимать организацию, осуществляющую уголовно-процессуальную деятельность, в том числе дознание. Однако, как прямо следует из законодательного определения, приведенного в п. 24 ст. 5 УПК РФ, органами дознания являются также и должностные лица.

Легальное толкование понятия должностного лица приведено в примечании 1 к ст.

285 УК РФ, согласно которому таковыми признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Однако какие бы функции не выполнялись бы должностным лицом, очевидно, что таковым может являться только физическое лицо, гражданин, но никак не организация. Таким образом, законодательное определение понятия “орган дознания” изначально содержит в себе внутренние противоречия, существенно затрудняющие его интерпретацию.

На данное несоответствие ранее обращали внимание и другие авторы. Так, например, С.И. Гирько справедливо полагает, что законодательное определение понятия “орган дознания”, по сути, не содержит в себе никакого определения. По его обоснованному мнению, определять “органы” через органы – тавтология, гносеологическая ошибка.

С этимологической точки зрения орган дознания означает “учреждение расследования”, поскольку “орган” суть государственное или общественное учреждение, организация, “дознание” – форма предварительного расследования преступления. Должностное лицо не учреждение, а потому оно не может рассматриваться в качестве органа дознания .

Гирько С.И. Деятельность милиции в уголовном процессе. М.: Экзамен, 2006. С. 149.

Следует отметить, что многие авторы и ранее, и сейчас в своих научных работах в части, касающейся рассматриваемой проблематики, избегали и продолжают избегать теоретических формулировок понятия “орган дознания”, ограничиваясь их перечислением с использованием положений ст. 117 УПК РСФСР либо ст. 40 УПК РФ .

См., например: Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М.: Высшее образование, 2006. С. 91; Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. С. 62, 63; Справочник дознавателя. Часть 1 / Под ред. С.И. Гирько. М.: Объединенная редакция МВД России, 2006. С. 10, 11; Курс советского уголовного процесса. Общая часть / Под ред. А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца. М.: Юридическая литература, 1989. С. 456; Советский уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М.: Юридическая литература, 1990. С. 49; Советский уголовный процесс: Учебник / Под ред. С.В. Бородкина. М.: Академия МВД СССР. С. 75; Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Зерцало, 2007. С. 358; Основы уголовного судопроизводства: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.П. Химичевой. М.: МосУ МВД России, 2005. С. 48, 49; Вандышев В.В. Уголовный процесс: Конспект лекций. СПб., 2002. С. 42; Уголовный процесс: Учебник / Под ред. Б.А. Викторова. М.: Юридическая литература, 1970. С. 60; Тетерин Б.С., Трошкин Е.З. Возбуждение и расследование уголовных дел. М., 1997. С. 8; Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Проспект, 2002. С. 40, 41; Петуховский А.А. Уголовный процесс: Учебное пособие. М.: Бизнес Ченел интернешнл, 1998. С. 26, 27; Савицкий В.М., Ларин А.М. Уголовный процесс: Словарь-справочник. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 39.

В то же время отсутствие законодательного определения понятия “орган дознания” в УПК РСФСР и неудачная законодательная конструкция соответствующей нормы в УПК РФ побудили ряд авторов самостоятельно сформулировать определения данного понятия. На сегодняшний день в юридической литературе представлены разнообразные точки зрения по данному дискуссионному вопросу, анализ которых, по нашему мнению, представляет теоретический интерес.

Так, по мнению А.А. Чувилева, органы дознания – это органы предварительного расследования, уполномоченные, как и следователи, осуществлять процессуальную деятельность в связи с поступающей к ним информацией о совершении преступлений, возбуждать и расследовать уголовные дела .
Дознание в органах внутренних дел: Учеб. пос. М.: МВШМ МВД СССР, 1986. С. 7.

Как полагает А.П. Рыжаков, органы дознания представляют собой учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления .

Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 360.

М.Ю. Болотов считает, что орган дознания – это специально уполномоченный на производство дознания федеральный орган исполнительной власти или руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, имеющий своей непосредственной задачей организацию производства дознания .

Болотов М.Ю. Дознание по делам, отнесенным к подследственности пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 20.02.03. М., 2004. С. 68.

По мнению О.В. Мичуриной, органами дознания могут называться государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с законом осуществлять процессуальные и иные полномочия, т.е. полномочия по реализации оперативно-розыскной деятельности .

Мичурина О.В. Концепция дознания в уголовном процессе Российской Федерации и проблемы ее реализации в органах внутренних дел: Монография. М.: МосУ МВД России, 2008. С. 94.

Не отрицая теоретической ценности вышеприведенных определений, отметим, что при определенных дифферентах данные авторы, формулируя определение понятия “орган дознания”, используют ту же самую словарную конструкцию, что и законодатель в п. 24 ст. 5 УПК РФ.

Иной более оригинальный и в большей мере отражающий сущностное содержание рассматриваемого понятия подход использует А.С.

Есина, которая под органом дознания предлагает понимать процессуальный статус участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, которым наделяются государственные учреждения и должностные лица, указанные в ч. 1 ст.

40 УПК РФ, уполномоченные в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом осуществлять дознание и другие уголовно-процессуальные полномочия .

Дознание в органах внутренних дел: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.С. Есиной. М.: Проспект, 2005. С. 11, 12.Мы полагаем такой подход к определению понятия “орган дознания” концептуально верным, но вместе с тем, как представляется, он может быть несколько реконструирован. В определении, предложенном А.С.

Есиной, термин “статус” поставлен на первое место, а термин “участник уголовного судопроизводства” – на второе.

Однако слово “статус” в русском языке означает правовое положение , которое не может существовать само по себе, вне конкретного участника уголовного судопроизводства (субъекта уголовного процесса в терминологии УПК РСФСР), которому оно присуще.

Традиционно в юридической литературе под процессуальным статусом субъекта принято понимать совокупность прав и обязанностей субъекта уголовного процесса, его законных интересов, процессуальных гарантий, правовой ответственности за неисполнение обязанностей, а также место и роль в отношениях с другими субъектами уголовного процесса .

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20 изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. С. 624.
Словарь основных терминов по уголовному процессу / Под ред. В.К. Боброва. М.: Щит-М, 2001. С. 58, 59.

Таким образом, представляется целесообразным, взяв за основу определение органа дознания, предложенное А.С.

Есиной, поменять в нем акценты, поставив на первое место участника уголовного судопроизводства, а на второе – его статус, т.е.

определить орган дознания не как процессуальный статус участника уголовного судопроизводства, а, собственно, как участника уголовного судопроизводства, которому, в свою очередь, присущ определенный процессуальный статус.

Обращает на себя внимание и еще одно обстоятельство, напрямую связанное с определением понятия “орган дознания”. Согласно законодательному определению понятия “орган дознания” (п. 24 ст. 5 УПК РФ) “органы дознания – государственные органы должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия”.

Попытаемся разобраться с вопросом о том, насколько правомерно использование слова “уполномоченные” применительно к органам дознания. Определяя понятие дознавателя (п. 7 ст.

5 УПК РФ), законодатель использует два разных термина “уполномоченный” и “правомочный”.

Так, дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Как видим, понятия “правомочный” и “уполномоченный” разделены на законодательном уровне. Не являются они синонимами и в словарях русского языка. Так, правомочный означает обладающий законным правом, полномочием .

В словаре не конкретизировано, кто именно может быть правомочен осуществлять те или иные действия – государственный орган или должностное лицо.

Следовательно, как представляется, нет препятствий для использования данного термина применительно к органам дознания.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20 изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. С. 468.

Ситуация же в отношении понятия “уполномоченный” иная, оно подлежит более узкому пониманию, поскольку таковым является только “официальное лицо, действующее на основании каких-нибудь полномочий” . Соответственно, понятие “уполномоченный” может быть применено к должностному лицу (дознавателю), но не к государственному органу, учреждению, организации (один из видов органов дознания).

Там же. С. 682.

В свою очередь, “уполномочие” в русском языке означает “по доверенности” . Доверенность всегда подписывается конкретным лицом, имеющим на то законное право, она может быть выдана только человеком человеку. Не случайно в п. 7 ст.

5 УПК РФ конкретизировано, что должностным лицом, наделенным правом уполномочивания дознавателя на осуществление уголовно-процессуальной деятельности, является начальник органа дознания. Однако не ясно, какое именно должностное лицо может уполномочить орган дознания на реализацию его процессуального статуса. Как представляется, такого лица нет и в принципе быть не может.

Право на осуществление уголовно-процессуальной деятельности присуще органу дознания изначально, на основании закона и не может зависеть от волеизъявления каких-либо должностных лиц.

Там же. С. 682.

Следует отметить, что в период действия УПК РСФСР в юридической литературе достаточно широкое распространение получила точка зрения, согласно которой органы дознания могут осуществлять разные виды деятельности – уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную. При чем уголовно-процессуальная деятельность не только сочетается с иными направлениями деятельности органа дознания, но и носит по отношению к ним вторичный характер.

Так, в одной из работ А.И. Сергеева сказано, что “расследование преступлений является для органов дознания не основной функцией, а вытекает из других выполняемых ими функций” . М.П. Поляков писал, что “процессуальная деятельность не составляет основу функционирования органа дознания” . Нельзя сказать, что такие выводы были лишены правовых оснований.

Некоторые нормы УПК РСФСР содержали прямые указания на то, что уголовно-процессуальная деятельность лишь одна из функций органов дознания. Так, например, ст.

118 УПК РСФСР гласила, что “на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших”.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/37497-organy-doznaniya-ponyatie-vidy-soderzhanie-processualnoj-deyatelnosti

Понятие и виды дознания. Процессуальные полномочия дознавателя

Дознания

Дознание– форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно.

К органам дознания относятся:

1) ОВД, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в полномочиями по осуществлению ОРД

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно

Существует два видадознания:

1) по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

2) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно,орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

Неотложные следственные действия производят:

1 органы дознания;

2 органы федеральной службы безопасности;

3 таможенные органы;

4 командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уго-ловного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору.

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

При наличии повода и основания орган дознания или дознаватель с согласия прокурора возбуждает уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Постановление дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, – соответствующие протоколы и постановления.

Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Органы дознания имеют право производить неотложные следственные действия для установления и закрепления следов преступления, например осуществлять осмотр места происшествия, обыск и выемку, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей.

Орган дознания или дознаватель вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы

Отличия дознания от предварительного следствия

1. Предварительное следствие проводится следователями, то есть специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия.

Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска.

3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы.

Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства.

Органов предварительного следствия четыре – прокуратура гражданская и военная, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и органы налоговой полиции.

4. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму.

По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела.

Продление этого срока законом не предусмотрено. По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток

Источник: https://studopedia.ru/14_130735_ponyatie-i-vidi-doznaniya-protsessualnie-polnomochiya-doznavatelya.html

Отличия между следователем и дознавателем – что нужно знать

Дознания

Многие граждане Российской Федерации не знают, в чём существенная разница между дознавателем и следователем. Они используют оба этих термина вне зависимости от того, о ком именно они говорят.

А разбираться в таких отличиях — важно для любого гражданина, проживающего на территории РФ. Дело в том, что от того, кто займется делом, дознаватель или следователь, зависит и то, насколько серьезно правоохранительные органы оценивают этот проступок.

В чем разница между следователем, дознавателем и связанными с ними мероприятиями?

1. Дознаватель, его основные функции 2. Следователь и его права и обязанности 3. Дознание и следствия — в чем разница

Первое, что нужно знать о дознавателе — он является должностным лицом и входит в штат сотрудников органов дознания. Основная их часть находится в подчинении у Министерства внутренних дел, основными представителями какового являются работники таких правоохранительных органов, как полиция.

Также работать на должности дознавателя могут сотрудники, относящиеся к таким службам, как органы таможенного контроля или ФСБ. Также эту должность можно встретить в налоговой службе или органах, занимающихся пожарным надзором.

Дознаватели участвуют в расследованиях и разбирательствах, которые касаются мелких уголовных дел. Также их часто назначают на разбор административных нарушений. В общем, в их компетенцию входят дела, которые не могут повлечь за собой общественный резонанс и не создают высокой опасности для социума в целом.

Важно

Когда дознаватель проводит расследование, то он имеет право вызывать на разговор людей, причастных к рассматриваемому делу. Но подозреваемый, если он есть, выступает там как один из свидетелей, а не как обвиняемый. Также у дознавателей нет возможности делать обвинительное заключение. В его компетенцию входит только составление документа под названием обвинительный акт.

Если просуммировать, то можно сказать, что дознаватель — должностное лицо, занимающееся расследованием мелких правонарушений. Они могут быть связаны с любой частью законодательства. Так, в их ведении будет находиться дело о небольшом поджоге, например, или о незначительных махинациях со стороны служителей таможенного контроля.

Следователь и его права и обязанности

Следователь же, в отличие от рассмотренного выше дознавателя, относится к другим органам исполнительной власти. Они являются частью таких организаций, как прокуратура или могут быть сотрудниками следственного комитета. Они являются частью исполнительной системы и входят в штат правоохранительных органов.

В отличие от дознавателя, у следователя круг полномочий и возможностей намного шире. Это положение вещей зафиксировано в законодательных и правовых актах, что выражено в соответствующих федеральных законах. Если свести полномочия следователя в одну таблицу, то получится следующее.

  • У следователя есть возможность, при наличии оснований, открывать уголовные дела.
  • Следователь может принять уголовное дело для того, чтобы заниматься им лично.
  • У следователя есть право организовывать и проводить разнообразные мероприятия, касающиеся процесса следствия.
  • Следователь может делегировать дознавателям особые документы — письменные поручения. И последние должны их выполнить в обязательном порядке.

Обратите внимание

Из всего, что написано выше, можно сделать вывод, что дознаватель является более низкой ступенью на карьерной лестнице и находится в полном подчинении у следователя. Это так только отчасти.

Учитывая, что у следователя намного более широкий список полномочий, у него и список обязанностей тоже больше.

А для того, чтобы он мог заниматься только тяжелыми делами и была создана такая должность, как дознаватель.

Её основная задача — разгрузить следователей, чтобы у тех было достаточно времени проводить расследования тяжких преступлений, в то время, как дознаватели проводят следственные мероприятия по мелким и легким нарушениям.

А те письменные поручения, которые обязательны для последних, не являются признаком прямого подчинения. У следователя много возможностей подключать к расследованию не только эти должности, но и совершенно другие структуры, органы.

В остальное время дознаватель имеет право действовать и принимать решения самостоятельно.

Дознание и следствия — в чем разница

Для того, чтобы разобраться в различиях между этими двумя следственными мероприятиями, нужно обратиться к их определениям.

Дознание, организуемое дознавателем, может расследовать только мелкие правонарушения и преступления, не требующие присутствия следователя. Это понятно из названия и того определения, которое дано должности «дознаватель» в законодательстве Российской Федерации.

Следствие — форма расследования и разбирательства дел, которые перечисляются в Уголовно-процессуальном Кодексе России. А именно в статье 151 УПК.

Обычно это преступления, которые характеризуются законом, как тяжкие или особо тяжкие. И они проводятся в том случае, если сразу подозреваемого установить нет никакой возможности.

После того, как следователь проводит это мероприятие, он имеет право выписать обвинительное заключение.

Таким образом можно сделать один верный вывод. Самое главное различие между дознанием и следствием лежит в той же области, что и разница между следователем и дознавателем. Это — состав дела, которое будет расследоваться.

Если оно является мелким правонарушением или административной тяжбой, то попадает под сферу влияния дознаний. Если это — тяжкое, уголовное преступление, то за работу берется следователь. Ещё одно отличие лежит в наличии лица, которого можно назвать виновным или подозреваемым.

Дознание может проводиться по преступлениям, указанным в части 3, которая относится к статье, указанной выше.

У дознания есть свои сроки, во время которых нужно выявить подозреваемого или виновного. Это — двадцать суток.

После того, как они истекают, дознаватель имеет право продлить сроки следственного мероприятия, если на то есть веские основания. Таким образом, дознание можно продлить на десять лишних дней.

И если после того, как все выделенное время закончилось, а виновного всё ещё нет, то за работу берется следователь. Тогда у него есть право начать следствие по этому делу.

(9 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/otlichiya-doznavatelya-i-sledovatelya-sledstviya-i-doznaniya/

Особенности производства дознания. Виды дознания

Дознания

Дознание – это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме.

В отличие от предварительного следствия дознание, производимое в общем порядке (гл. 32 УПК), обладает особенностями, которые можно объединить в три группы.

1. Условием для производства дознания является небольшая общественная опасность преступления1 (как правило, небольшая или средняя тяжесть преступлений – ч. 3 ст. 150 УПК);

2. Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание – это:

* Дознаватели ОВД, пограничной службы, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151 УПК). Производство дознания возможно и группой дознавателей (ст. 223.2);

* Следователи следственного комитета РФ (проводят дознание в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (проводят дознание по указанию прокурора).

3. Порядок производства дознания такой же, как и предварительного следствия, за исключением некоторых следующих изъятий, установленных главой 32 УПК:

* Сокращенные сроки дознания – 30 суток с возможностью продления на 30 суток. Дальнейшее продление срока допускается прокурором районного уровня до 6 месяцев.

Продление срока дознания до 12 месяцев как исключение возможно лишь прокурором уровня субъекта Российской Федерации при необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, для чего дознаватель вправе направить запрос о правовой помощи.

* Особенности применения некоторых институтов предварительного расследования.

При производстве дознания, как правило, отсутствует: а) процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания – после вынесения обвинительного акта; в) возможность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве; г) не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен в течение 10 суток с момента фактического задержания подозреваемого. При невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу, она либо отменяется, либо выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявляется обвинение.

* Применение уведомления о подозрении в совершении преступлении (ст. 223.

1 УПК), когда уголовное дело было возбуждено по факту преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления.

Копия письменного уведомления о подозрении направляется прокурору и вручается подозреваемому, о чем составляется протокол, и в течение 3 суток подозреваемый допрашивается по существу подозрения.

* Упрощенный порядок окончания дознания с обвинительным актом.

Обвинительный акт – это процессуальный документ, оформляющий итоговое для дознания решение, в котором описаны его ход, результаты и сформулировано обвинение, подлежащее рассмотрению в суде.

После ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дознания обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами дела направляется прокурору, который в течение 2 суток принимает одно из четырех решений:

1) об утверждении обвинительного акта и направлении дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания (сроком до 10 суток) или пересоставления обвинительного акта (сроком до 3 суток);

3) о прекращении уголовного дела,

4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

Дознание в сокращенной формеэто такая разновидность дознания (т.е.

ускоренного и упрощенного предварительного расследования), которая по своей юридической природе является сделкой о сокращении как досудебного, так и судебного судопроизводства.

В соответствии с этой сделкой подозреваемый заявляет ходатайство о проведении сокращенного дознания, полностью признает свою вину, а назначаемое ему наказание не может превышать половины от максимально возможного.

Сокращенное дознание производится по общим правилам дознания, но с изъятиями, установленными главой 32.1 УПК.

Основанием для сокращенного дознания является ходатайство подозреваемого, заявляемое в порядке, предусмотренном ст. 226.4, а условиями:

1) очевидность совершенного преступления невысокой общественной опасности (при возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица по тем преступлениям, каждое из которых указано в п.1 ч. 3 ст. 150 УПК);

2) полное согласие подозреваемого с выдвинутым подозрением (признание вины, причиненного ущерба, юридической оценки деяния);

3) отсутствие ряда усложняющих расследование обстоятельств: особого социального статуса подозреваемого (несовершеннолетнего возраста, невменяемости, незнания языка, наличия юридического иммунитета), возражений потерпевшего (ч. 2 ст. 226.1 и ст. 226.2).

Особенности процедуры сокращенного дознания состоят в следующем:

– исчисление и сокращение срока дознания (ст. 226.6). Срок исчисляется с момента удовлетворения ходатайства подозреваемого о сокращенном дознании (а не с момента возбуждения дела) и до направления дела прокурору, составляя не более 15 суток.

При этом обвинительное постановление должно быть составлено не позднее 10 суток, т.е. 5 суток остаются для ознакомления сторон с материалами оконченного дознания. Если этого времени оказывается недостаточно, то срок дознания продлевается до 20 суток (т.е.

еще на 5 суток) для производства дополнительных процессуальных действий при ознакомлении сторон с материалами оконченного дознания (ч. 9 ст. 226.7);

– сокращение предмета и пределов доказывания (ст. 226.5). Доказательства собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера вреда, а также виновности лица.

Объем следственных действий ограничивается неотложными (т.е. теми, задержка в проведении которых повлечет невосполнимую утрату доказательств).

При этом в качестве судебных доказательств широко используются материалы предварительной проверки сообщений о преступлениях;

– обязательное участие в деле защитника (п. 8 ч. 1 ст. 51);

– окончание дознания с обвинительным постановлением (ст. 226.7). Обвинительное постановление – это итоговый документ сокращенного дознания, описывающий его ход, результаты и формулирующий обвинение, подлежащее рассмотрению в суде.

Обвинительное постановление составляется не позднее 10 суток с момента удовлетворения ходатайства подозреваемого о проведении дознания в сокращенной форме. Не позднее 3 суток происходит ознакомление сторон с материалами дознания, в необходимых случаях продление срока ознакомления на 5 суток.

Прокурор утверждает согласованное с начальником органа дознания обвинительное постановление в течении 3 суток (ст. 226.8.);

– судебное производство по делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, осуществляется в особом порядке с назначением наказания, не превышающим половины от максимального, предусмотренного за данное преступление (ст. 226.9).

Основной гарантией при производстве сокращенного дознания обеспечения прав участников процесса, достижения истины и в целом справедливости процесса, служит возможность направления уголовного дела для производства дознания в обычном порядке в любой момент производства по делу вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 3 ст. 226.3, ч. 9 ст. 226.7, п. 3 ч.1 ст. 226.8, ч. 4 ст. 226.9). Такое направление обязательно по ходатайству подозреваемого, потерпевшего, а также возможно по инициативе дознавателя, начальника органа дознания, прокурора, суда.

1 Ранее закон прямо предусматривал второе условие для производства дознания – небольшую сложность расследования, выраженное в том, что дознание проводилось по делам, возбуждаемым в отношении конкретных подозреваемых, что означало «очевидность» преступления (ч. 2 ст. 223 УПК в ред. до Федерального закона от 06.06.2007 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации”, которым данная норма отменена).

⇐ Предыдущая13141516171819202122

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x3d37.html

Дознание: история возникновения и развития

Дознания

Слово «дознание» происходит от широко распространенных русских слов «дознать», «дознаться», то есть точно разузнать, удостовериться в чем – нибудь.

История развития отечественного уголовно – процессуального законодательства свидетельствуют о том, что понятие дознания в уголовном судопроизводстве России трактовалось неоднозначно.

Под ним понимали и процессуальную деятельность уполномоченных на то государственных органов; и деятельность, не регламентированную нормами уголовного процесса; и деятельность, осуществляемую оперативными мерами. Характеризуя дознание в русском уголовном процессе до 1917 г., И.Я.

Фоиницкий писал: «…оно не имеет дело с судебными формами и обрядами и представляет собой деятельность несудебную.

Профессор Розин отмечал в отношении понятия и природы дознания в русском уголовном процессе: «Под дознанием разумеются меры, принимаемые указанными законе органами, для установления по горячим следам события преступного деяния, его намечающихся юридических черт и предполагаемого его виновника»

На практике дознание фактически функционировало как особый вид производства, отдельный от следствия. Под ним подразумевалось собрание сведений о преступлении о виновности известного лица.

Обычно эти сведения собирались чиновниками, направленными на место события административными властями. Дознаватели определяли правильность действий должностных лиц.

Цель проводимого дознания состояла в проверке обоснованности поступившей жалобы, и результат дознания сводился к разрешению вопроса о необходимости проводить формальное следствие или доказать в удовлетворении жалобы. Дознание проводилось секретно.

Но определенного понятия дознания не было ни в законе, ни на практике. Оно смешивалось со следствием. Происходила путаница в правах и обязанностях полиции, при этом нарушалась законность, утрачивалось доверие общества к властям. [6, С. 6]

Судебная реформа 1864 г. Законодательно оформила в России следственно – обвинительный процесс.

Правовые основы дознания, деятельности полиции характеризовались тем, что по делам, не грозящим обвиняемым лишением или ограничением прав, уголовное преследование возбуждалось непосредственно перед судом без предварительного следствия.

Такой вид расследования преступлений напоминал протокольную форму досудебной подготовки материалов по малозначительным преступлениям, существовавшую до начала действия УПК РФ 2001 г.

Характеризуя развитие института дознания досоветского периода российского общества, можно отметить, что оно представляло собой двоякую деятельность полиции по расследованию:

· преступлений на начальном этапе в случаях, указанных в законе;

· малозначительных преступлений, входящих в компетенцию мировых судей.

Результатом Октябрьской революции 1917 г. в России прошли изменения в общественном строе, а следовательно, и в законодательстве, не могли не коснуться и института дознания.

Созданное в годы диктатуры пролетариата предварительное производство характеризовалось упрощенным порядком, сокращенными сроками расследования, ограничением прав обвиняемого.

Предварительное производство состояло из дознания и предварительного следствия.

Только в 1922 г. была создана более или менее отлаженная судебная система, прокуратура, адвокатура. В этом же году на 3-й сессии ВЦИК был принят первый УПК РСФСР, содержавший специальную главу 8 «О дознании».

УПК устанавливал определенное различие между дознанием как деятельностью милиции и следствием, проводимых следователем. Дознание рассматривалось как первичное простейшее расследование, первоначальные розыскные действия. Оно осуществлялось по неотложным, простейшим делам.

По более серьезным преступлениям дознание ограничивалось лишь производством неотложных следственных действий.

С принятием в 2002 г. Уголовно – процессуального кодекса РФ институт дознания подвергся существенным изменениям и получил заметное развитие.

Так, был расширен круг органов дознания, впервые законодателем были определены понятия «орган дознания», «начальник органа дознания» и «дознаватель», производство дознания в полном объеме было предусмотрено только в отношении конкретных лиц, значительно были сокращены сроки дознания. Однако практика производства предварительного расследования в форме дознания в дальнейшем показала несостоятельность некоторых положений УПК РФ 2002 г. относительно производства дознания. В связи с чем в 2007 г. были внесены изменения в порядок производства, сроки дознания, появился новый участник уголовного судопроизводства – «начальник подразделения дознания» [6, С.12]

Таким образом, институт дознания условно можно выделить следующие этапы:

· зарождение института дознания;

· развитие после судебной реформы 1864 г.;

· советский период с 1917 до 1991 года;

· ранний постсоветский период (1991 – 2002);

· новейший этап после принятия УПК РФ 2001 г.

Глава 2. Деятельность органа дознания по уголовным делам

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/42459.html

Тема 1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

Дознания

МВД России

Санкт-Петербургский университет

Т. В. Валькова, Е. А. Гордеева, Г. М. Левко,

Е. Н. Макарова, И. А. Суровенко, О. А. Чабукиани

ДОЗНАНИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Санкт-Петербург

2016

МВД России

Санкт-Петербургский университет

Т. В. Валькова, Е. А. Гордеева, Г. М. Левко,

Е. Н. Макарова, И. А. Суровенко, О. А. Чабукиани,

ДОЗНАНИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Учебное наглядное пособие

Санкт-Петербург

2016

План 2016, поз. 43

УДК 343.13

ББК  67.73

Авторский коллектив:

Валькова Т.В. – введ., т. 1, 2, 5, заключ.; Гордеева Е.А. – т. 3, 5; Левко Г.М. – т. 3, 4; Макарова Е.Н. – т. 7; Суровенко И.А. – т. 6; Чабукиани О.А. – т. 4.

В 16 Дознание в органах внутренних дел: Учебное наглядное пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. – 100 с.

Учебное наглядное пособие подготовлено авторским коллективом кафедры предварительного расследования Санкт-Петербургского университета МВД России.

В нем учтены изменения действующего уголовно-процессуального законодательства, отражен современный уровень применения предмета и обучения учебной дисциплине «Дознание в органах внутренних дел» курсантов, слушателей, студентов образовательных организаций МВД России, а также требования ФГОС ВО третьего поколения.

Предназначен для  курсантов и слушателей, обучающихся по направлениям подготовки 40.05.01 (030901) – Правовое обеспечение национальной безопасности; 40.05.02 (031001) – Правоохранительная деятельность; 40.05.03 (031003) – Судебная экспертиза; 10.05.

05 – Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере; 40.02.02 – Правоохранительная деятельность; 40.03.01 (030900) – Юриспруденция; 44.05.

01 (050407) – Педагогика и психология девиантного поведения, а также педагогическим работникам, ведущим этот предмет и практическим сотрудникам органов дознания МВД России.

УДК 343.13

ББК 67.73

Рецензенты:

Петухов Н. А., кандидат юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации

(Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России);

Чакиев М.А., начальник отделения 3 отдела СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России

по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

СОДЕРЖАНИЕ:

    ВВЕДЕНИЕ     5
  Тема 1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   7
  Тема 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ НА ЭТАПЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА   20
  Тема 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, ПОДСЛЕДСТВЕННЫМ ОРГАНАМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ СО СЛЕДОВАТЕЛЕМ.     27
  Тема 4. ДОЗНАНИЕ – ФОРМА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ   35
  Тема 5. ДОЗНАВАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ   48
  Тема 6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ДОЗНАНИИ   64
  Тема 7. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЗНАВАТЕЛЯ НА ЭТАПЕ ОКОНЧАНИЯ ДОЗНАНИЯ   88
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ   93
  СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   94

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Дознание в органах внутренних дел», преподаваемая в образовательных организациях системы МВД России предназначена для профессиональной подготовки специалистов ‑ сотрудников органа дознания органов внутренних дел, которые, приступая к практической деятельности, смогут самостоятельно выполнять и решать практические задачи при минимальной адаптации в должности.

Специфика дисциплины заключается в ее прикладной направленности, позволяющей не только закрепить ранее изученные теоретические положения уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, но и научиться применять их при решении практических задач, для которых требуется синтез знаний и умений, полученных курсантами и слушателями в процессе обучения.

В период реформирования судебной системы и уголовно-процессуального законодательства остается важной проблемой концептуальная модель построения досудебного производства, особое место в которой занимает дознание ‑ одна из форм досудебное производства, за которым следуют судебные стадии. м дознания является деятельность дознавателя по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления и подготовке материалов уголовного дела для судебного разбирательства преступлений небольшой и средней тяжести.

Указанная деятельность дознавателя должна отвечать назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), проходить в условиях законности (ст. 7 УПК РФ), охраны прав и свобод человека и гражданина (ст. 11 УПК РФ), а также основываться на других принципах уголовного судопроизводства.

В последнее время предварительное расследование и, особенно институт дознания, подверглись существенным изменениям и получили заметное развитие: дополнены полномочия начальника органа дознания, введено дознание в сокращенной форме, с реформированием Министерства внутренних дел изменилась и структура органов дознания органов внутренних дел и т.д.

В настоящее время широко обсуждаются вопросы о расширении полномочий начальника органа дознания, о реформировании стадии возбуждения уголовного дела, о статусе следователя и другие, направленные на совершенствование предварительного расследования с учетом исторического опыта Российской Федерации и зарубежного законодательства.

Обновленное уголовно-процессуальное законодательство и судебная практика Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации обуславливают необходимость исследования особенностей введенных им правовых институтов с позиции теоретического анализа и практики применения. В пособии учтены изменения, внесенные в УПК РФ в 2015 году.

Учебное наглядное пособие предназначено курсантам и слушателям образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации и может быть использовано при изучении ими дисциплины «Дознание в органах внутренних дел», а также может быть полезным и для сотрудников подразделений дознания органов внутренних дел и использовано в научно-исследовательской работе преподавателями, адъюнктами и слушателями юридических вузов МВД России.

Тема 1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции
органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности
органы Федеральной службы судебных приставов
начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов
органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы

подразделения по организации дознания
подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения
подразделения собственной безопасности
оперативные подразделения уголовного розыска, подразделения по противодействию экстремизму, экономической безопасности и противодействия коррупции
подразделения по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ
по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите
Производство дознания по уголовным делам; является основным направлением деятельности полиции (ст. 2 ФЗ «О полиции») К ПОЛИЦИИ ОТНОСЯТСЯ:
подразделения по организации лицензионно-разрешительной работы и другие

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОЗНАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (принята 29 ноября 1986 г.) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и др.
ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник: https://studopedia.net/11_8130_tema--organi-doznaniya-v-sisteme-mvd-rossii-pravovie-i-organizatsionnie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.