Год образования уис

Уголовно-исполнительной системе России – 140 лет – МК Владимир

Год образования уис

140 лет назад российский император Александр II подписал Указ о создании в составе Министерства внутренних дел Главного тюремного управления (ГТУ), что положило начало созданию в России единой централизованной государственной системы управления учреждениями, исполняющими наказания.

Воля, стойкость, смелость

12 марта в России отмечают день работника уголовно-исполнительной системы. Эта дата приурочена к созданию в 1879 году Главного тюремного управления в составе Министерства внутренних дел.

140-летие – это знаменательное событие не только для сотрудников и ветеранов ведомства, но и для всех, кто стоит на страже законности и правопорядка в нашей стране.

Без преувеличения можно сказать, что большинство сотрудников уголовно-исполнительной системы России – настоящие герои, совершающие свой подвиг практически ежедневно. Ведь им приходится взаимодействовать с далеко не самой законопослушной частью нашего общества.

Работа со спецконтингентом требует большой силы воли, стойкости, смелости и, вместе с тем, человечности.

Изоляция от общества осужденных к лишению свободы, в том числе и особо опасных преступников, их конвоирование, оперативная работа в стенах СИЗО и тюрем, и все, что связано с жизнеобеспечением учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также надзор за осужденными к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы – все это входит в зону ответственности уголовно-исполнительной системы.  Начальник УФСИН России генерал-майор внутренней службы А.Л. Виноградов. Начальник ВЮИ ФСИН России генерал-майор внутренней службы С.В. Бабурин.

Развитие и модернизация

За 140-лет своего существования уголовно-исполнительной системы прошла нелегкий путь своего развития и становления.

В 1998 году уголовно-исполнительная система перешла из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.

В марте 2004 года на основании Указа Президента Российской Федерации была создана Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) с территориальными органами и подведомственными ей образовательными организациями.

Одним из крупных территориальных органов уголовно-исполнительной системы в Центральном Федеральном округе является Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области.

задача, на выполнение которой нацелен личный состав всех подразделений УФСИН России по Владимирской области – повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня международных стандартов.

Модернизация коснулась практически всех сторон деятельности уголовно-исполнительной системы. Учреждения оборудуются новейшими комплексными системами безопасности и видеонаблюдения.

Сотрудники заступают на службу с нагрудными видеорегистраторами, фиксирующими как действия самого сотрудника, так и поведение осужденных и подследственных.

Чтобы предотвратить влияние криминально настроенных осужденных на тех, кто впервые попал в места лишения свободы, эти категории содержатся строго раздельно.

В колониях и тюрьмах созданы Центры трудовой адаптации и производственные мастерские.

Осужденные работают на швейном производстве, дерево- и металлообработке, производстве изделий из пластмасс, электротехнических изделий, спортинвентаря, строительных материалов, занимаются выпуском сельхозпродукции.

Уголовно-исполнительная система в последние годы меняет не только облик, но и содержание, становится более открытой. Ведется активное взаимодействие с институтами гражданского общества, чьи представители входят в Общественный совет при УФСИН России по Владимирской области.

Ну а благодаря наличию в регионе высшего учебного заведения по подготовке и переподготовке сотрудников УИС в УФСИН России по Владимирской области нет острой проблемы нехватки кадров. 

Справка МК

В состав уголовно-исполнительной системы Владимирской области входят 2 тюрьмы, 2 следственных изолятора, 10 исправительных колоний (в том числе 2 женских, 1 лечебно-исправительная, 1 колония-поселение). За исполнение наказаний без лишения свободы отвечают уголовно-исполнительные инспекции во всех районных центрах области
и в г. Владимире. 

В колониях, тюрьмах и СИЗО Владимирского региона содержится около 7,5 тысяч человек, еще 8,5 тысяч осужденных проходят по учетам уголовно-исполнительных инспекций. Число осужденных, чье наказание не связано с лишением свободы ежегодно увеличивается, а число осужденных в исправительных учреждениях, наоборот, уменьшается.

Источник: https://vladimir.mk.ru/social/2019/03/06/ugolovnoispolnitelnoy-sisteme-rossii-140-let.html

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН): структура, функции, история

Год образования уис

  1. Общая информация
  2. Структура ведомства
  3. Основные задачи ведомства
  4. Форма, звания и награды
  5. История пенитенциарный службы в России
  6. За что критикуют ФСИН

Россия входит в число мировых лидеров по количеству заключенных и граждан, находящихся под стражей

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся», – так учит народная мудрость. И если с «сумой» все обстроит сложно и неоднозначно, то попасть в места лишения свободы в нашей стране можно запросто.

По состоянию на начало марта 2020 года общее число заключенных в России составило 518 тыс. человек, из которых более 400 тыс. сидит в исправительных колониях, еще 97 тыс. – в следственных изоляторах.

Всем этим огромным «хозяйством» заведует ФСИН – Федеральная служба исполнения наказаний.

Чтобы лучше понять, что такое ФСИН и оценить его масштабы, нужно привести несколько цифр.

В структуру данной организации входит 707 колоний, 212 СИЗО, 8 тюрем и 23 колонии, где содержаться несовершеннолетние.

В 2019 году Россия занимала четвертое место в мире по общему количеству заключенных. Также в подчинении ведомства находятся десятки государственных предприятий с многомиллиардными оборотами.

Общая информация

ФСИН РФ – орган центральной исполнительной власти, который осуществляет проведение государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Данное ведомство находится в прямом подчинении Минюста РФ. Оно было создано в 2004 году, 12 марта сотрудники ФСИН отмечают свой профессиональный праздник.

Эмблема Федеральной службы исполнения наказаний

В 2018 году общее число сотрудников ФСИН России превышает 295 тыс. человек. Нынешним начальником ведомства является Александр Калашников, получивший эту должность в октябре 2019 года. Центральный офис организации находится в Москве, по адресу: ул. Житная, д. 14. Официальный сайт ФСИН – fsin.su.

Эмблема ФСИН представляет собой золотого державного двуглавого орла с фигурным щитом крапового цвета на груди. На нем изображен так называемый столб закона. В лапах орел держит меч и ликторский пучок. Флаг службы – синее полотнище, в крыже которого размещен российский государственный флаг, а в нижнем углу – эмблема ФСИН.

Структура ведомства

В структуру службы входит Центральный аппарат, территориальные управления и специальная инспекция. Во главе ведомства находится директор, которого назначает на должность и отправляет в отставку президент страны. В подчинении директора ФСИН находится шесть заместителей, которые также назначаются главой державы.

В состав Центрального аппарата входит 18 управлений (ГУФСИН и УФСИН РФ), каждое из которых занимается своим направлением работы. Например, есть управление по следственным изоляторам, тылового обеспечения и организации производственной деятельности.

Кроме того, в составе службы есть несколько учебных заведений, три подведомственных санатория, НИИ, базы снабжения и редакция, которая занимается выпуском нескольких печатных изданий. Самым известным из них является журнал «Преступление и наказание».

У ФСИН есть собственный спецназ, главной задача которого является пресечение беспорядков в колониях и тюрьмах

Территориальным управлениям (УФСИН) подчиняются учебные центры, отделы охраны, подразделения технического и инженерного обеспечения, строительства, медицинские части.

В состав всех местных управлений входят подразделения спецназа. Например, отряд ГУФСИН России по Ростовской области называется «Мангуст», а отряд УФСИН России по Владимирской области – «Мономах». Их задачи – задержание особо преступников, пресечение беспорядков в колониях и тюрьмах, освобождение заложников, борьба с террористами.

Основные задачи ведомства

На службу возложено выполнение следующих функций:

  1. граждан, осужденных за уголовные преступления, в местах лишения свободы;
  2. в заключении лиц, которые подозреваются в совершении преступлений или находятся под судом;
  3. Контроль над поведением граждан, осуждённых к наказаниям, которые не сопровождаются изоляцией от общества;
  4. Обеспечение интересов, свобод и прав граждан, которые находятся под стражей или в заключении;
  5. Обеспечение надлежащего порядка в колониях, тюрьмах и СИЗО, а также на других объектах, входящих в систему ФСИН;
  6. Охрана и конвоирование российских граждан, находящихся под стражей, и осужденных, а также иностранцев при их экстрадиции;
  7. Обеспечение осужденным, обвиняемым и подсудимым надлежащих условий содержания, соответствующим положениям российских законов и нормам международного права;
  8. Работа по адаптации осужденных после их выхода на волю;
  9. Управление подчиненными учреждениями и подразделениями.

Для выполнения вышеперечисленных задач ФСИН располагает серьезными ресурсами и полномочиями. В 2019 на финансирование ведомства в государственном бюджете было заложено 281,5 млрд рублей. Сотрудники службы имеют в своем распоряжении огнестрельное оружие и специальные средства, могут заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

Форма, звания и награды

Сотрудникам службы присваивают специальные звания, которые в целом совпадают со званиями, принятыми в вооруженных силах. К каждому из них добавляется специальная приставка: «внутренней службы». Например, «капитан внутренней службы».

У уголовно-исполнительной службы есть собственные ведомственные награды. К ним относятся: «За доблесть в службе», «За отличия в службе», «Ветеран уголовно-исполнительной системы России».

История пенитенциарный службы в России

Первые своды уголовного законодательства появились на русских землях практически сразу после образования на них государственности.

«Русская правда», которая действовала здесь на в период с X по XV столетие, содержала целый перечень наказаний со совершения тех или иных преступлений.

Главным образом это были денежные штрафы или телесные экзекуции, но за многие проступки предполагалась смертная казнь. Лишения воли тогда еще не было, так как тюрем в современном понимании этого слова не существовало.

Лишение свободы начали использовать в Московском государстве примерно в начале XVI века. В это же время система наказаний начала приобретать более суровый вид – денежные штрафы заменяют суровыми экзекуциями и жестокими казнями.

Любопытно, что в тюрьму и на каторгу отправляли до особого распоряжения. Понятно, что подобные формулировки способствовали развитию судебного произвола.

В XVII веке получил распространение новый вид наказания – ссылка в отдаленные местности государства, монастыри, остроги, дальние поселения.

Российские заключенные зачастую содержатся в очень тяжелых условиях

Навести порядок в нормах уголовного права попытался первый российский император Петр I – в 1715 году появился так называемый Артикул воинский. В этом документе перечень наказаний был расширен, а их жесткость возросла еще больше. Появилась и быстро получила широкое распространение ссылка на галеры. Она могла быть временной или бессрочной.

Несколько смягчить строгость российской карательной системы попыталась Екатерина II. Во время ее правления государство впервые обратило внимание обитателей тюрем и озаботилось условиями их содержания.

Императрица внесла проект по переустройству мест лишения свободы, в котором предписывалось отдельно держать осужденных и обвиняемых, мужчин и женщин, содержать в камерах не боле двух-трех человек.

Данный документ значительно опередил свое время и, к сожалению, так и не был реализован.

В 1802 году в Российской империи появилось Министерство внутренних дел, на которое были возложены функции управление тюрьмами и другими пенитенциарными заведениями.

В 1819 году в столице было создано общество, которое занималось содействием исправлению заключенных и улучшением условий их содержания.

Так впервые в России появилась идея о том, что тюрьма – это не только способ наказания преступников, но и место их возможного исправления.

В 1831 году Кабинет министров принял Инструкцию, регламентирующую режим, размещение и труд заключенных, а через год появился Свод, который уточнял и дополнял положения данной инструкции.

Вторая половина XIX века ознаменовалась значительным смягчением жестокости наказаний. Сначала были отменены экзекуции для женщин, затем они попали под запрет в российской армии. В 1879 году появилось Главное тюремное управление, которому передали функции по надзору над всеми пенитенциарными заведениями.

В состав этого ведомства входила особая инспекция, занимавшаяся проверкой состояния тюрем и других мест лишения свободы – уникальное учреждение для своего времени. Помимо этого, был создан специальный Совет, занимавшийся тюрьмами – в его в состав вошли высшие руководители различных государственных ведомств.

В 1895 году ГТУ вошло в состав Министерства юстиции и находилось в нем вплоть до 1922 года.

На рубеже столетий в России появились первые исправительные учреждения для несовершеннолетних, что было очень прогрессивно для этого времени.

В структуру ФСИН входит более семисот колоний

Большевики сразу после прихода к власти взяли курс на ужесточение системы наказаний – перевоспитание заключенных интересовало их в последнюю очередь.

Уже в 1918 году в стране появились концлагеря, часть из них предназначалась для особо опасных противников новой власти – режим содержания в них был особенно жесток. В 1920 году был открыт знаменитый лагерь на Соловках.

В 1922 году все лагеря перешли в подчинение недавно созданного органа – НКВД.

В 1924 году был принят новый Кодекс для пенитенциарных учреждений СССР. Большое внимание в нем было уделено перевоспитанию и исправлению заключенных. В 1930 году увидело свет распоряжение об исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) – этот момент можно назвать рождением знаменитого ГУЛАГа.

В 1935 году для борьбы с беспризорными появились специальные приемники-распределители. В 1939 году было отменено досрочное освобождение и издана новая инструкция по содержанию арестантов в ИТЛ.

В 1948 году для арестантов, отбывающих срок по политическим статьям, были образованы особые лагеря с более строгим режим содержания.

«Гайки закручивались» вплоть до самой смерти Сталина, после чего началась постепенная оттепель. Лагеря и тюрьмы перешли в состав Минюста, началась широкая амнистия.

В 1960 году все объекты пенитенциарной системы перешли в состав нового ведомства – Главного управления исполнения наказаний. После распада СССР его российская составляющая стала ГУИН МВД РФ. В 1998 году ведомство вошло в состав Министерства юстиции. В 1999 и 2000 годах было проведено две массовые амнистии, в ходе которых свободу получили более 200 тыс. осужденных.

В 2004 году ГУИН в ходе административной реформы преобразовали в ФСИН. В 2010 году была принята концепция развития пенитенциарной системы до 2020 года.

За что критикуют ФСИН

Российская пенитенциарная система – одно из самых критикуемых ведомств в стране.

Сотрудников ФСИН, как и МВД, чаще всего обвиняют в избиениях подследственных и осужденных, а также в применениях к ним пыток.

Правозащитники называют современную российскую УИС наследницей сталинского ГУЛАГа, заявляя о систематических нарушениях прав заключенных и регулярно требуют провести кардинальную реорганизацию ФСИН.

Судя по рассказам бывших «сидельцев» и видеоматериалам, периодически попадающим в Сеть, жестокое обращение с арестантами – это, действительно, распространенная практика в российской пенитенциарной системе. Так, например, в 2018 году в электронных СМИ появилось видео о массовом избиении заключенного в ярославской колонии. После громкого скандала ее руководство было отстранено от должности.

Несовершеннолетние граждане содержатся в отдельных колониях

Еще одной проблемой ФСИН являются неудовлетворительные условия, в которых содержатся заключенные. В 2015 году на одного осужденного выделялось примерно 400 тыс. рублей в год. Проблема в том, что значительная часть этой суммы не доходит до своего адресата, и решать вопросы содержания заключенного приходится его родственникам.

Главным поводом для критики отечественной пенитенциарной системы является высокий уровень коррупции. Коррупционные схемы используются не только при проведении госзакупок, но и в деятельности многочисленных предприятий, находящихся в структуре ФСИН. Работа УИС традиционно является закрытой сферой, что очень удобно для сокрытия казнокрадства и воровства.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/230939809

История развития Российской уголовно-исполнительной системы

Год образования уис

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Не обращаясь к прошлому, нельзя увидеть будущее. Понимание этого проникает и в структуры уголовно-исполнительной системы России.

Подтверждением тому стали новые музеи, открытые при учреждениях и управлениях, вышедшие в ряде регионов альбомы и книги, представляющие собой мемуары или исторические обзоры возникновения, развития и современного состояния отечественной уголовно-исполнительной системы.

Проблемы, связанные с историей отечественной системы пенитенциарной системы рассматривались в работах российских историков права. Это научные труды М.Н. Гернета, В.А. Алексеева, Л.Ю. Грудцыной, М.Г. Деткова, А.П. Печникова, В.А. Рогова, Ю.А. Реента, И.В. Упорова, других ученых.

Историографические исследования отечественной уголовно-исполнительной системы представлены в публикациях по довольно широкой тематике: история ГУЛАГа1, особенности пенитенциарной практики на Европейском Севере России2, подготовка тюремного персонала3 и многие другие.

Процессам реформирования УИС посвящены работы Ю.М.Алферова, Д.И. Городецкого, С. М. Зубарева, В.М. Ковалева, Г. А. Перегудова, Г.А. Туманова и др.

В данной работе представлены наиболее важные события и факты, сыгравшие существенную роль в становлении, развитии и совершенствовании деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в России.

1 Уголовно-исполнительная система дореволюционной России

Основы государственной уголовно-исполнительной системы стали закладываться в процессе централизации русской государственности, в связи с развитием сословно-представительной монархии.

В российском праве тюремное заключение как наказание впервые появилось в Судебнике 1550г.4 Тюремное заключение предусматривалось в статьях о взятках, лжесвидетельстве и фиктивных показаниях, фальсификации следственных документов со стороны дьяков, разъездных и пр. (ст.ст. 4, 47, 53, 54, 67, 71).

Основным делением тюрем на виды, было деление на губные (разбойные и татины) и опальные, в которых содержались обвиняемые по «исковым делам». В одни те же тюрьмы запрещалось заточение различных тюремных сидельцев, по делам разных категорий.

Так, в соответствии с Указом от 18.09.1637 г. запрещалось сажать в тюрьмы вместе с уголовными преступниками лиц, привлекаемых к суду по гражданским искам.

В связи с отсутствием государственного содержания тюремные сидельцы кормились за счет приношений родственников и возможности просить милостыню на строго определенных для этого местах5. В подавляющем числе статей Судебника сроки заключения не определяются. Только в ст.ст.

52 и 56 предусмотрено пожизненное пребывание в тюрьме «лихих людей», признавшихся в первом злодеянии, но отрицавших повторное преступление.

Тюремное заключение как вид наказания применялся, прежде всего, к представителям привилегированных сословий, поскольку содержание в тюрьмах преступников из простонародья было невыгодно. Для народа существовали преимущественно телесные наказания.

По мнению В.А. Рогова, тюремное заключение развивалось под влиянием трех факторов – роста уголовной преступности, политических потребностей короны и Ливонской войны. В период опричнины именно политические мотивы и факторы были определяющими в развитии данного вида наказаний6.

Таким образом, в судебнике 1550г. впервые обнаруживается общегосударственное значение тюремного заключения как средства изоляции неугодного лица от общественной жизни. Одновременно тюрьма становится постоянным атрибутом уголовной репрессии. И только с середины XVII века в России начинают выделяться специальные органы, ведающие исполнением наказаний, связанных с лишением свободы.

Принятие Соборного уложения 1649 г. явилось новым этапом развития системы уголовных наказаний и их исполнения. В начале XVIII в. управление тюремными учреждениями было децентрализованным и находилось в ведомстве различных приказов – Стрелецкого, Земского, Разбойного и др. на местах тюрьмами заведовали губные старосты и воеводы.

Тюремная администрация состояла из целовальников и сторожей. Тюрьмы были постоянные и временные7. Соборное уложение определяло источники получения средств на строительство тюрем и содержание тюремной администрации. Закон четко определял цели тюремного заключения, обеспечение изоляции осужденных.

Условия и порядок содержания заключенных законом не определялись и зависели от произвола местного начальства.

Следующий этап развития уголовно-исполнительной системы связан с периодом царствования Петра I. Законодательной деятельности данного периода характерно усиление карательной политики в обеспечении защиты интересов господствующего класса. Особенно ярким подтверждением этого является принятие Артикула воинского 1715 г. и иных нормативных актах того времени.

Артикул предусматривал цель мести преступнику и устрашение населения. При Петре I пенитенциарная система получает новый импульс развития.

Наряду с тюремным наказанием предусматривался новый вид наказания, связанный с лишением свободы – поселение на каторгу.

Начинает активнее использоваться такой вид наказания, как лишение свободы в виде содержания в тюрьме либо заключения в специальные места в военных лагерях (ст.ст. 12, 48 Воинского артикула).

Заметный вклад в идеологию создания уголовно-исполнительного права внесла Екатерина II, которая составила проект «Об устройстве тюрем». В нем предусматривалось разделение заключенных по полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых тюрем для различных категорий осужденных.

Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания принудительно-воспитательных заведений и предпринявших попытку регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является утверждение 7.11.1775г. «Учреждений об управлении губерниями».

Смертная казнь стала применятся намного реже, она заменялась вечной ссылкой в каторжные работы, что обуславливалось освоением новых территорий.

Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию Петербургской тюрьмы, принятую в 1799г., которая предусматривала классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного преступления8.

В 1819 г. был принят Устав общества Попечительских тюрем.

Его положения к средствам нравственного исправления относили: 1) постоянный надзор за заключенными; 2) размещение их по роду преступлений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на этом основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся или буйствующих в уединенное место.

Тюремная инструкция 1831г. регулировала условия приема, размещения, режима, труда и быта заключенных. Она была важным шагом к созданию Тюремного кодекса России.

Свод учреждений и установлений о содержащихся под стражей и ссыльных 1831 г. являлся первым систематизированным актом об исполнении лишения свободы9.

При Николае I была проведена систематизация уголовного права, которая закончилась в 1845г. с принятием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, который явился первым уголовным кодексом России.

Деятельность Общества попечительного о тюрьмах положила начало новому направлению в тюремной политике. Помимо активной религиозной пропаганды оно предпринимает попытки существенно улучшить положение заключенных.

Таким образом, отличительной особенностью мест заключения в России на тот момент было разнообразие видов учреждений, их различная ведомственная принадлежность, отсутствие единого центрального органа управления тюремной системой, организация исполнения наказания на основе сословных привилегий и недостаточная правовая урегулированность порядка и условий исполнения наказаний.

В 1864г. принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Устав получил высокую оценку со стороны современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Принятие Устава является одним из этапов развития отечественной пенитенциарной системы.

Кризис феодально-крепостнического строя отразился на государственном аппарате империи. Проведение вслед за крестьянской реформой судебной, земской, городской и военной реформ преследовало цель адаптации государственно-правового механизма к условиям бурно развивающегося капитализма10.

Законом от 27.02.1879 г. учреждается Главное тюремное управление. Первой его крупной акцией стало преобразование в 1864г. управления столичными местами заключения и учреждение ранее не существовавших контрольных органов за их деятельностью – наблюдательных комиссий.

Параллельно с этим ГТУ постоянно увеличивало объем своих функций путем присоединения различных органов тюремного управления. В 1883г. ему были подчинены места заключения Кавказа, в 1894 г. в составе ГТУ образуется статистическая часть, в 1902г.

– новое делопроизводство по организации арестантских работ, в том же году – бухгалтерия. В 1904г. упраздняется Тюменский приказ о ссыльных и его функции переходят к ГТУ.

Значительно сужается сфера деятельности Общества попечительного и часть его функций перераспределяется в пользу Главного управления.

Важным шагом в совершенствовании управления тюремной системой на губернском уровне становится введение в ряде местностей законом от 31.03.1890г. губернских тюремных инспекций. Предпринимается ряд мер по организации подготовки и обучения специалистов для тюремного ведомства на вновь открываемых курсах.

Источник: https://infourok.ru/istoriya-razvitiya-rossijskoj-ugolovno-ispolnitelnoj-sistemy-4392469.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.