Государственно принудительные меры

Государственно-принудительные меры правоохранительного характера

Государственно принудительные меры

Возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой права – важнейший элемент содержания принадлежа- щего управомоченному лицу права на защиту.

И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государствен- ного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного при- нуждения – важное условие реальности и гарантированности прав граждан и юридических лиц.

К мерам правоохранительного характера, применяемым к нарушителям гражданских прав компетентными государственными органами, относятся те способы защиты гражданских прав, которые реализуют- ся в юрисдикционной форме – в судебном или административном по- рядке.

Эти меры можно разделить на две группы:а) государственно-принудительные публичные меры защиты граж- данских прав;

б) собственно гражданско-правовые государственно-принудительные меры защиты гражданских прав, не обладающие признаками граж- данско-правовой ответственности.

К данной группе мер можно отнести следующие способы защиты гражданских прав:

а) признание недействительным (недействующим) нормативного акта го- сударственного органа, органа местного самоуправления (ст. 13 ГК);

б) признание недействительным ненормативного акта органа госу- дарственной власти, органа местного самоуправления (ст. 13 ГК);в) выдача предписаний внесудебными административными органа- ми, обладающими правоприменительными (юрисдикционными) полномочиями;г) иные публичные меры защиты гражданских прав.

Федеральные законы, нормативные акты1 Президента РФ, Сове- та Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ могут быть признаны не соответствующими Конституции РФ только Конституци- онным Судом Российской Федерации в порядке, определенном Фе- деральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ

«О Конституционном Суде Российской Федерации». При этом соот- ветствующий правовой акт утрачивает силу (перестает действовать) полностью или в части, что является весьма эффективной мерой за- щиты гражданских прав. Так, благодаря постановлению КС РФ от 14 мая 1999 г.2 № 8-П «По делу о проверке конституционности поло- жений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса РФ3» и его расширительному толкованию в определении от 27 ноября 2001 г. об официальном разъяснении постановления КС РФ от 14 мая 1999 г. № 8-П4 была прекращена практика, при которой приобретенные по договорам купли-продажи транспортные средства, в отношении которых таможенное оформление не было завершено, подлежали конфискации даже у добросовестных приобретателей.

Кроме того, нормативные акты Президента и Правительства РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления  и должностных лиц при их несоответствии федеральным законам при- знаются недействующими судами общей юрисдикции и арбитражными судами в порядке, предусмотренном нормами гл. 24 ГПК и гл. 23 АПК5. Так, в частности, Верховный Суд РФ рассматривает дела об ос

паривании нормативных актов Президента и Правительства РФ при условии, что не затрагивается вопрос об их конституционности или о конституционности федерального закона, на котором они основаны1; Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных актов Президента и Правительства РФ, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом оспаривания в указанных случаях являются подзаконные нормативные акты. Граждане и юридические лица вправе обра- титься в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом мест- ного самоуправления, должностным лицом, если полагают:

  • что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его по- ложения не соответствуют закону или иному нормативному право- вому акту, обладающему большей юридической силой, и нарушают их гражданские свободы, права и законные интересы;
  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности (п. 1 ст. 251 ГПК, п. 1 ст. 192 АПК).

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативно- му правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд при- знает нормативный правовой акт недействующим (не подлежащим применению) полностью или в части (п. 2 ст. 253 ГПК, подп. 2 п. 2 ст.

195 АПК).

Признание недействующим (недействительным) нормативно-пра- вового акта играет двоякую роль. С одной стороны, пресекаются имею- щиеся нарушения прав и свобод, с другой стороны, превентивно ис- ключается их совершение в будущем.

Например, при признании судом недействительным нормативного акта о ценах на продукцию (услуги) 

естественных монополий пресекаются злоупотребления доминирую- щим положением на рынке со стороны такой монополии и одновре- менно исключается нарушение прав потребителей их продукции (ус- луг) в будущем.

Согласно ст.

13 ГК ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняе- мые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Следовательно, по букваль- ному тексту ст. 13 ГК объектом обжалования является ненормативный акт.

Указанные формы актов являются административно-правовыми, вытекают из отношений власти и подчинения, но зачастую служат воз- никновению, изменению или прекращению гражданских прав и обя- занностей. Поэтому их оспаривание в суде также есть мера защиты гра- жданских прав и свобод.

Например, субъект права постоянного (бес- срочного) пользования земельным участком, оспаривая акт об отводе другому субъекту для строительства земельного участка из земель, на- ходящихся в государственной собственности, по причине нарушения границ его участка, защищает свое ограниченное вещное право.

Основанием оспаривания ненормативных актов государственного органа или органа местного самоуправления является их несоответ- ствие закону, в силу которого они нарушают гражданские свободы, права и законные интересы граждан и юридических лиц, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности (п. 1 ст. 254 ГПК, п. 1 ст. 198 АПК). При признании недействительным не- нормативного акта нарушенные гражданские права подлежат восста- новлению способами, предусмотренными в ст. 12 ГК.

Третьим видом из группы рассматриваемых мер защиты граждан- ских прав являются предписания, выдаваемые внесудебными админи- стративными органами, обладающими правоприменительными (юрис- дикционными) полномочиями, в случаях, указанных в законе.

Так, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы по результатам рассмотрения дел о нарушении субъекта- ми предпринимательской деятельности запретов на злоупотребление доминирующим положением и правил добросовестной конкуренции в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции впра- ве выдать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию согла- шений; о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом 

доминирующего положения на рынке; о прекращении недобросовестной конкуренции; о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров, условия которых противоре- чат нормам законодательства о защите конкуренции, и др.

Исполне- ние перечисленных предписаний обеспечивается штрафными санк- циями, установленными антимонопольным законодательством, за- конодательством об административных правонарушениях, а также возможностью судебного принуждения. Несомненно, что реализа- ция подобных предписаний служит защите гражданских прав и сво- бод граждан и юридических лиц.

В составе иных публичных мер по защите гражданских прав в первую очередь необходимо выделить конфискационные санкции, в силу ко- торых имущество может быть изъято у собственника по решению су- да за совершенное правонарушение (п. 1 ст. 243 ГК).

Такие санкции предусмотрены, например, по отношению к лицам, совершившим не- действительные сделки с использованием обмана, насилия, угрозы по отношению к контрагенту по сделке (ст. 179 ГК).

К числу иных публичных мер по защите гражданских прав также относится такая мера, как признание судом контрафактными матери- альных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, с последующим изъя- тием их из оборота и уничтожением.

Она применяется, если изготов- ление, распространение, иное использование, а также импорт, пере- возка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуа- лизации, приводят к нарушению исключительного права на такой ре- зультат или на такое средство (п. 4 ст. 1252 ГК).

К таким мерам защиты можно отнести:

  • признание права;
  • негаторный и виндикационный иски;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение пос- ледствий ее недействительности;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  • применение последствий ничтожной сделки;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • истребование неосновательного обогащения;
  • иски об освобождении имущества от ареста (исключение из описи);
  • истребование имущества собственником, явившимся после объяв- ления его умершим;
  • отказ в защите права при совершении злоупотребления правом;
  • иные меры, предусмотренные законом.

Данные меры являются собственно гражданско-правовыми, пото- му что они, во-первых, применяются судом только к участникам граж- данских правоотношений, в которых правонарушитель и потерпевший находятся в отношениях равенства, а не субординации, и, во-вторых, их применение по общему правилу возможно только по инициативе субъекта, права и законные интересы которого нарушаются или мо- гут быть нарушены.

Признание права как самостоятельный способ обычно используется для защиты исключительных прав (ст. 1250–1252 ГК). Если, например, автор сталкивается с плагиатом (литературным воровством), в резуль- тате которого произведение, созданное им и переданное для прочтения другому лицу, оказывается опубликованным за именем последнего, он может требовать в суде признания своего авторского права.

Управомоченное лицо может использовать признание права как са- мостоятельный способ защиты права лишь при условии, что требова- ние адресуется конкретномунарушителюегоправа.

Поэтому суд не может признать право собственности по требованию лица, которое добросовестно, открыто и непрерывно владело как своим собственным недви- жимым имуществом в течение 15 лет (п. 1 ст. 234 ГК), если его владе- ние никем не оспаривается.

В данном случае при отсутствии спора доб- росовестный давностный владелец в соответствии со ст. 218 АПК и со ст.

264 ГПК должен обратиться в суд с требованием об установлении факта, имеющего юридическое значение, – факта владения и пользова- ния недвижимым имуществом как своим собственным, который и явит- ся основанием для регистрации права собственности на это имущество в государственном реестре.

Признание права может быть как самостоятельным способом защиты, так и необходимым составнымэлементом других способов защиты.

Так, при решении вопроса о виндикации вещи суд в первую очередь должен признать право собственности истца на эту вещь и уже потом решать вопрос о наличии или отсутствии условий для ее виндикации (ст. 301 ГК).

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, как способ защиты права может быть использован за счет реализации 

различных мер защиты. Для защиты прав участников корпоративных правоотношений может применяться такая мера, как признание недействительными юридически значимых действий органов корпора- тивных юридических лиц.

Решения общих собраний хозяйственных обществ как юридически значимые действия гражданско-правового характера могут быть признаны судом незаконными (недействитель- ными). При признании судом недействительным решения общего собрания участников корпоративного юридического лица восстанав- ливается положение, существовавшее до его принятия.

Так, если не- действительным признается решение общего собрания акционеров о реорганизации общества, то исполнительный орган общества перестает быть обязанным совершать сделку по реорганизации, кредиторы общества теряют право на досрочное исполнение обязательств и т.п.

Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты гражданских прав реализуется судом за счет применения мер, направлен- ных на устранение разногласий между участниками гражданских пра- воотношений, возникших при определенных обстоятельствах. К ним
относятся, в частности:

  • определение судом долей в праве общей собственности на строение или иное имущество либо реальный раздел имущества, если этого требуют стороны и имущество может быть разделено без ущерба его прямому назначению;
  • установление судом справедливого объема цены за оказанные услуги;
  • определение судом объема содержания гражданину по договору пожизненного содержания с иждивением;
  • расторжение судом договора при его существенном нарушении какой-либо из сторон и т.п.

Такие гражданско-правовые меры государственно-принудительного характера, как негаторный и виндикационный иски; призна- ние оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение последствий ничтожной сделки; присуждение к исполнению обязанности в натуре; истребование неосновательного обогащения и иные, рассматриваются в других главах настоящего учебника.

Гражданско-правовые меры государственно-принудительного ха- рактера весьма разнообразны по содержанию и основаниям примене- ния, но все они используются для пресечения нарушения права, уст- ранения неясности в правовом положении субъектов, для восстановления положения, существовавшего до правонарушения.

Источник: https://pravobez.ru/articles/gosudarstvenno-prinuditelnye-mery-pravoohranitelnogo-haraktera.html

Меры государственного принуждения: понятие и виды

Государственно принудительные меры

Юридическая ответственность — это прежде всего принуждение. Но юридическая ответственность не принуждение «вообще», а государственное принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами.

Другая особенность этого принуждения — его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение.

Правовой характер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях.

Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.

Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности.

Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют.

Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.

К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного.

К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл.

19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.

Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90,91 У К РФ).

Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера — принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар — ст.

99 УК РФ).

Специфическая мера государственного принуждения — реквизиция — изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).

Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

Меры государственного принуждения – это меры принудительного характера, применяемые уполномоченными на то государственными органами для защиты прав граждан и юридических лиц.

К числу таких органов относятся суд, арбитражный суд, третейский суд, в некоторых случаях – административные органы.

Меры государственного принуждения можно разделить на три труп- пы: 1) меры предупредительного характера; 2) меры регулятивного характера; 3) меры гражданско-правовой ответственности.

Меры предупредительного характера применяются государственными органами с целью не допустить возможных правонарушений либо для предупреждения наступления последствий противоправных деяний.

К мерам предупредительного характера относятся:

1) предупреждение о необходимости прекращения допускаемых нарушений законодательства;

2) признание права, принадлежащего лицу, у которого отсутствуют доказательства наличия у него данного права. Признание права устраняет возможность возникновения спора по данному праву в будущем;

3) признание факта, имеющего юридическое значение, что служит основанием для возникновения у данного лица определенного права;

4) внешнее управление юридическим лицом, назначаемое судом для оздоровления имущественного состояния предприятия, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве;

5) признание ничтожности договора устранит возможность наступления неправомерных последствий исполнения такого договора.

Меры регулятивного характера применяются государственными органами для разрешения споров, возникающих между сторонами гражданского правоотношения в случае, когда они сами не в состоянии решить данный спор. Применение этих мер не связано с правонарушениями, поэтому здесь не идет речь о применении гражданско-правовых санкций, они лишь направлены на восстановление нормального положения. К ним относятся:

1) меры, направленные на урегулирование разногласий между участниками гражданских правоотношений (например, в случае, когда лица, имеющие дом на праве общей собственности, не могут договориться о доле каждого в праве собственности, это поможет им сделать суд);

2) меры, направленные на восстановление имущественной сферы лица. Так, суд может помочь в этом лицу, у которого без достаточного основания было изъято имущество или которому мешают пользоваться его имуществом без лишения его владения;

Правовая культура.

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирется на него.

Правовая культура — совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:

1.Правовая культура общества-Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др.

Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

ФУНКЦИИ: Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.

Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Ценностно-нормативная функция.

Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

2. Правовая культура личности- Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез); 2.

превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез); 3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е.

поступать правомерно – в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов.

Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное – активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

3.Правовая культура группы- В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры — правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права.

Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/13890.html

Государственно-принудительные меры

Государственно принудительные меры



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

https://www.youtube.com/watch?v=En4LbdnKg6c

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Подразумевает юридическую ответственность, иные меры не обладают признаками такой ответственности.

Меры:

1) Воспитательного характера. (меры государственного принуждения, применяемые к лицу, не достигшему 14-летнего возраста, нарушившему нормы уголовного права. Лицо не является субъектом права, его деяния не содержат состава правонарушения. Применяются не меру уголовной ответственности, а принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90, 91 УК РФ)).

2) Принудительные меры медицинского характера. (меры государственного принуждения к лицу, совершившему уголовно наказуемое деяния в состоянии невменяемости. В его действиях нет состава правонарушения (субъективной стороны), к нему не применяются меры юридической ответственности. Такое лицо направляется на принудительное лечение в психиатрическом стационаре (ст. 99 УК РФ)).

Меры защиты.

1) Меры государственного принуждения в целях восстановления и защиты нарушенных прав.

Например, принудительное взыскание алиментов, изъятие у должника и передача взыскателю определенных объектов задолженности. Здесь цель принуждения состоит в обеспечении субъективных прав, в частности прав притязаний.

2) Меры пресечения. Меры государственного принуждения в целях предупреждения и пресечения возможных правонарушений. Например, гл. 27 КоАП РФ предусматривает ряд подобных принудительных мер: доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов и т.д. В данном случае отсутствуют принудительные меры, которые все же могут возникнуть в результате выявления правонарушения.

Реквезиция. Принудительное возмездное изъятие имущества собственника в обстоятельствах, имеющих чрезвычайный характер: стихийные бедствия, аварии, эпидемии и др. (ст. 242 ГК РФ).

Все указанные меры осуществляются в рамках правоприменительного процесса, на основе соответствующей компетенции и соответствующих норм права.

Основание юридической ответственности:

Юр. ответственность осуществляется не по субъективному желанию должностного лица, органа. Она имеет определенные основания. Таких оснований три:

1) Должна быть норма права, запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него – нормативное основание

2) Правонарушение как юридический факт – фактическое основание.

3) Правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения – конкретное основание. Формой его является, например, приговор суда, административное правонарушение и др.

Право знает и обстоятельства, допускающие освобождение от ответственности и освобождение от наказания.

Функции юридической ответственности.

Обусловлены целями, ряд которых она осуществляет. Как социальное явление, юридическая ответственность имеет характер самозащиты общества от посягательств на его устои.

Функции:

1) Карательная (штрафная). Имеет цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя. Должна быть адекватной

2) Правовосстановительная (компенсационная). Призвана восстановить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением.

3) Предупредительная (превентивная). Нацелена на предупреждение совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны окружения (общая превенция).

4) Воспитательная. Достигается цель не только наказать правонарушителя, но и перевоспитать его. Так, ст. 43 УК РФ говорит об этом.

5) Охранительная. Охрана прав и свобод и иных интересов граждан, охрана собственности и порядка.

6) Регулятивная. Поскольку юридическая ответственность органически входит в процесс правового регулирования.

Принципы юридической ответственности:

1. Принцип законности (ответственность осуществляется компетентными органами, на определенных законом основаниях, в определенном законом порядке и в соответствии с санкцией юридических норм).

2. Принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуманными. Не должны унижать достоинства, иметь характер истязания, влечь физические муки наказуемого.

3. Принцип ответственности за вину. К ответственности может быть привлечено только лицо, виновное в правонарушении. Законодательство знает случаи безвиновной ответственности, но они все четко закреплены в законе.

4. Принцип справедливости. Более тяжелое деяние должно повлечь и более строгое наказание.

5. Принцип равенства пред законом. Все лица равны пред законом, не зависимо от пола, должностного положения и т.д.

6. Принцип целесообразности. Нужно при назначении наказания учитывать цели наказания в конкретном случае. Например, за одно и то же деяние мера ответственности к лицу, впервые совершившему преступление, и к рецидивисту мера наказания может быть различной.

7. Принцип недопустимости удвоения наказания.

8. Принцип неотвратимости наказания. Любое правонарушение неизбежно должно повлечь ответственность.

9. Принцип индивидуализации наказания. Наказанию должно быть подвергнуто конкретное лицо, совершившее правонарушение, а не его друзья, родственники и т.д. Исключения строго зафиксированы в законах.

10. Принцип оперативности. Лицо должно быть своевременно привлечено к ответственности, а не спустя какое-то время.

Классификация видов юридической ответственности:

1) По отраслевому признаку:

1. Уголовная ответственность. Только судом, на основе уголовного кодекса.

2. Административная ответственность. За административный проступок, налагается различными органами, преимущественно в виде штрафа.

3. Гражданско-правовая ответственность. Следствие совершения гражданско-правового деликта. Она имеет преимущественно восстановительный характер, но предполагает и определенные лишения штрафного, имущественного порядка.

4. Трудовая (дисциплинарная) ответственность. Ответственность работника и работодателя, предусмотренная ТрК РФ

5. Конституционная ответственность. Предусмотрена Конституцией РФ и имеет в большей степени организационно-дисциплинарный характер.

2) В зависимости от вида ответственности:

1. Личная ответственность. Связана с ограничением личных прав и свобод человека и гражданина.

2. Материальная ответственность. Используется в основных отраслях права.

3. Дисциплинарная ответственность.

Позитивная юридическая ответственность.

Юридическая ответственность – разновидность социальной ответственности. Находясь в общественных отношениях, мы должны знать, что мы можем и что не можем. Контролирующей инстанцией выступает само общество, оценивающее поведение человека.

Социальная ответственность выступает в двух аспектах: как проспективная, проявляющаяся как чувство ответственности, долга. Или как ретроспективная (в прошлое). Как позитивная (гордости за совершенное деяние) или как негативная (выражается в негативных последствиях для нарушителя)

Выводы.

Мы имеем дело с правовым поведением. Реализация норм права осуществляется в действии людей, в их правовом поведении. Поведение бывает правомерное и неправомерное.

Источник: https://megapredmet.su/1-53613.html

Меры государственного принуждения

Государственно принудительные меры

Принуждение —это психическое, физическое или иное воздействие уполномоченных на то органов государства, должностных лиц на сознание и поведение субъектов путем применения или угрозы применения к ним в установленном процессуальном порядке принудительных мер, указанных в санкциях правовых норм и связанных с наступлением отрицательных ограничений личного, имущественного, организационного порядка в целях борьбы с правонарушениями и предупреждения наступления вредных для членов общества последствий, охраны общественной безопасности и правопорядка.

Признаки:

1.Государственное принуждение – форма правоприменительной деятельности специально уполномоченных на то органов государства, должностных лиц.

2.Принуждение представляет собой внешнее физическое и психическое воздействие на сознание и поведение субъектов.

3.Принуждение всегда сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, имеют для него отрицательный характер.

4.Фактическим основанием применения мер принуждения является совершение правонарушений, а также возникновение иных нежелательных для общества и государства правовых аномалий.(кроме принудительных мер медицинского характера)

5.Применение мер принуждения осуществляется в определенной, предусмотренной законом процессуальной форме.

6.Под целью государственного принуждения понимается конечный результат, который государство стремится достигнуть при помощи применения его мер.

Виды принуждения.

Под формой или видом государственного принуждения следует понимать объединенные общностью целей, оснований, правовых последствий процедуры применения специфически обособленные группы мер принуждения, которые можно отграничивать друг от друга и классифицировать. Любому виду государственного принуждения присущи свои конкретные меры принудительного воздействия, которые в рамках своей обособленности внешне могут быть самыми разнообразными.

Виды государственного принуждения по российскому законодательству различны, что отражается в отдельных критериях его классификаци

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение.

Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).

I. По предмету правового регулирования:

– конституционно правовое принуждение.

– административно-правовое принуждение.

– гражданско-правовое принуждение и так далее.

II. По органам (субъектам) применения:

– применяемые в судебном порядке.

– применяемые во внесудебном административном порядке.

III. Способы обеспечения общественного порядка и правовые последствия:

предупреждение (превенция).

Предупреждение (превенция) — это самостоятельных вид государственного принуждения, в основном присущ административному праву, и данные меры применяются компетентными органами и должностными лицами в целях обеспечения правопорядка, охраны общественных отношений, общественной безопасности и прав личности.

– пресечение.

Суть этой меры — прекратить налично возникшее или длящееся противоправное действие. В процессе пресечения могут прекращаться не только проступки, но и преступления.

– правовосстановление (меры защиты субъективных прав и обязанностей).

Социально-правовое назначение правовосстановительных мер состоит в том, чтобы возместить ущерб, причиненный правонарушением или иными действиями законным интересам или правам личности либо нейтрализовать эти последствия. Главное назначение этой меры принуждения — защита права, принадлежащего управомоченному лицу, восстановление его имущественных и других интересов.

юридическая ответственность.

Юридическая ответственность — это центральное явление права и законодательства.

Понятие и виды юридической ответственности

Юридической ответственностью называется применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Различаются два вида юридической ответственности, каждый из которых соответствует характеру правонарушения и содержанию санкций за его совершение.

Штрафная, карательная ответственность применяется за преступления либо административные или дисциплинарные проступки. Возникновение и движение этой ответственности протекает только в процессуальной форме и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими правомочиями.

Этот вид ответственности включает следующие стадии:

1) обвинение управомоченными государственными органами или должностными лицами определенного лица в совершении конкретного преступления или проступка;

2) исследование обстоятельств дела о правонарушении;

3) принятие решения о применении или неприменении санкции, выбор в ее пределах конкретной меры наказания или взыскания;

4) исполнение взыскания или наказания, назначенного правонарушителю;

5) своеобразным последствием применения штрафной, карательной санкции является “состояние наказанности” (судимость – в уголовном праве, наличие взыскания – в трудовом и административном), влекущее некоторые правоограничения и более строгую ответственность при рецидиве.

К штрафной, карательной ответственности относятся уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.

Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности.

Особенность этого вида ответственности в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные права, прекратить противоправное состояние.

На этом основаны дополнительные санкции, применяемые к правонарушителю в процессе осуществления этих отношений ответственности (пени, штрафы, другие меры понуждения).

Правовосстановительная ответственность возникает с момента правонарушения и завершается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка. Процессуальные нормы регулируют реализацию этого вида ответственности в случае спора (в суде, в арбитраже) или отказа правонарушителя восстанавливать нарушенный правопорядок (исполнительное производство).

В процессе осуществления ответственности могут применяться предусмотренные законодательством принудительные меры, обеспечивающие производство по делу о правонарушении – меры обеспечения доказательств (обыски, выемки и др.) или исполнения решения (опись имущества или его изъятие и др.

), а также меры пресечения (отстранение от работы, задержание, содержание под стражей и др.).

Эти принудительные меры носят вспомогательный характер: их применение зависит от тяжести правонарушения, но не содержит его итоговой правовой оценки (их применением не исчерпывается и не решается вопрос об ответственности за правонарушение); при применении санкции они поглощаются назначенным наказанием, взысканием, принудительным исполнением.

Если общественно опасное деяние совершено в состоянии невменяемости или лицо, его совершившее, заболело душевной болезнью, лишающей возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, суд может применить принудительные меры медицинского характера, не являющиеся ответственностью (помещение в психиатрическую больницу общего или специального типа).

Правовая конфликтология

Наличие различного рода коллизий и разработка согласительных процедур положили начало формированию нового направления в правовой науке – юридической конфликтологии, которая изучает правовые нормы, принципы, институты под углом зрения их использования для предупреждения и разрешения юридических конфликтов.

Как известно, любое общество богато разнообразными конфликтами, в том числе между не только отдельными индивидами, но и индивидом и государством, индивидом и обществом. Конфликт присущ и самому праву.

Чаще всего юридическая конфликтология трактуется как комплексное, межотраслевое, междисциплинарное научное направление правовой мысли. При этом выделяются конфликты, возникающие:

· на основе противоречий в правовых нормах и актах;

· вне правовой сферы, но приобретающие впоследствии юридические признаки.

Таким образом, предмет юридической конфликтологии носит двойственный характер, т.е. она имеет дело с двумя видами конфликтов, указанных выше.

Различаются юридические конфликты в узком и в широком смыслах.

Юридический конфликт в узком смысле представляет собой противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникающее в связи с применением, изменением, нарушением или толкованием права. Юридический конфликт в широком смысле – это социальный конфликт, который завершается юридическим способом, т.е. юридизируется.

Юридическому конфликту присущи две главные функции:

1. отражение правовой действительности, в том числе ее деформации: недостатки правовой системы, несовершенство законодательства, судебной практики и т.д. (информационная функция);

2. влияние на изменения правовой действительности (динамическая функция).

Принято выделять четыре группы факторов, воздействующих на возникновение и развитие юридических конфликтов:

1. глобальные, т.е. факторы мирового общественного развития, включающие в себя сочетание общих, экологических и иных факторов;

2. общесоциологические, правовые, социально-экономические и др., которые определяются характером, типом и особенностями организации данного общества и государства;

3. локальные, которые зависят от конкретного проявления различных факторов на уровне определенной территории или организации;

4. синергетические, или случайные, определяемые случайным стечением обстоятельств.

В настоящее время не существует единой типологии юридических конфликтов. Ее возможно осуществлять по разным основаниям: по отраслям права, в которых протекает конфликт; по структуре нормы, относящейся к конфликту; по виду правоприменительного учреждения, участвующего в юридическом конфликте или разрешающего конфликт; по формам реализации права; по характеру конфликтных действий и т.д.

Наибольшую научную разработку получила динамика юридического конфликта – его возникновение, развитие и разрешение.

Соответственно выделяют три стадии: предконфликтную; конфликтную; постконфликтную.

В каждой из стадий выделяют определенные этапы. Например, в предконфликтной стадии различают два этапа: возникновение конфликтной ситуации; возникновение конфликтного юридического отношения. При этом субъекты конфликта должны осознавать сложившуюся ситуацию именно как конфликтную.

Собственно конфликтная ситуация связана с определением структуры юридического конфликта, т.е. появлением прежде всего противоборствующих субъектов – основных участников конфликта. Субъектами могут быть отдельные физические лица и коллективные субъекты – государственные и негосударственные организации. В качестве специфических субъектов выступают государство и муниципальные образования.

В структуре юридического конфликта выделяют также объект, т.е. на что направлено противоборство субъектов. Потенциальными объектами могут быть общественные отношения, подпадающие под правовое регулирование. Но объектами могут выступать и реальные ценности, ресурсы, действия, их результаты и др.

Выделяют субъективную и объективную стороны юридического конфликта.

Субъективная сторона представляет собой внутреннюю, психологическую его часть, в том числе мотивационный процесс в конфликте, который формируется на базе актуальной потребности, интереса, постановки цели, проявления воли субъектов конфликта и т.д.

Объективная сторона юридического конфликта предполагает различные поведенческие формы противоборства – юридически значимые действия, юридически нейтральные, сочетание тех и других.

Одну из центральных частей юридической конфликтологии составляют управление конфликтами, способы их разрешения, юридические процедуры и механизмы правового разрешения и т.д. Инструментарий, используемый по управлению и разрешению юридических конфликтов, достаточно многообразен. Он включает:

· локализацию конфликтов с целью их раннего предупреждения и распространения;

· перевод конфликтного состояния из деструктивной формы в позитивную;

· создание посреднических и арбитражных государственных и общественных органов;

· юридизацию неюридических конфликтов;

· неформальные способы разрешения конфликтов, в частности переговорный процесс в целях достижения согласия и договоренности (например, коллективные переговоры на производстве), достижение консенсуса, принятие альтернативных решений и др.

Большую роль в предупреждении и блокировании юридических конфликтов играет их прогнозирование.

Под юридическим прогнозированием понимается систематическое, непрерывно ведущееся исследование будущего состояния государственно-правовой действительности и процессов, проводимое специальными научными учреждениями и коллективами.

Такого рода прогнозы предполагают установление вероятного возникновения конфликтного юридического отношения. Это позволяет организовать эффективную профилактику юридического конфликта.

Особое значение приобретает выявление и устранение крупных экономических, политических, социальных конфликтов, которые дезорганизуют общественную и государственную жизнь.

На юридическом уровне наиболее существенно предупреждение конфликтов.

Среди факторов, способствующих решению этой проблемы, чаще всего называют:

· совершенствование законодательства;

· укрепление правопорядка и законности;

· повышение уважения к закону и праву в целом;

· повышение престижа правовых ценностей в обществе;

· развитие общественного, группового и индивидуального правосознания, повышение правовой культуры.



Источник: https://infopedia.su/8x110c3.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.