В чем особенность экологического правонарушения

Понятие и особенности экологического правонарушения. критерии разграничения экологического преступления и административного правонарушения

В чем особенность экологического правонарушения

Экологическое правонарушение– это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Особенности:Действующим законодательством экологические правонарушения фактически рассматриваются как посягательство на права собственников природных ресурсов, как нарушение общественного правопорядка и т.

д Однако все они объединяются одной существенно важным признаком – отрицательным воздействием на состояние природной среды, то есть имеют экологическую направленность.

Именно в этом и заключается особенность экологических правонарушений.

Разграничение:Субъект: Адм правонар – юр и физ лица. Уголовная – физ лица.

Субъективная сторона: Особенности вины у юр лиц: Юр лицо признается виновным в совершении адм правонаруш, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена адм ответ-сть, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективная сторона: В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и адм проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

В частности, разграничение уголовно-наказуемой добычи водных животных и растений (ст.

256 УК РФ) и аналогичного адм проступка необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).

Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст.

258 УК РФ), и административного проступка – нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также, если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

При рассмотрении дел о незаконной порубке деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ) следует иметь в виду, что разграничение с административным правонарушением, проводится по предмету: состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст.

260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значитель-ном размере.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РФ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

Законы и иные НПА субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить ФЗ.

НПА принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах РФ это – конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

При характеристике источников права окружающей среды, важно упомянуть соглашения о взаимной передаче части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и ФЗ. Они служат не только средством достижения целей оптимального решения экологических задач с учетом национальных и региональных условий, но и обеспечения политической стабильности в стране.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПОРЯДКИ СОЗДАНИЯ.

Национальный парк – особая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена (или запрещена) деятельность человека.

Признаки НП:

· одна или несколько экосистем существенно не изменены вмешательством человека или его хозяйственной деятельностью;

· растительный и животный мир отличается особенностями, а сама территория представляет научный интерес и подлежит сохранению и изучению;

· посещение разрешается только в познавательных, научных, образовательных и культурных целях.

Порядок создания:учреждаются пост Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов гос власти субъектов РФ и фед органа исп власти в области охраны окружающей среды.

Природные парки –природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ.

Их территории (акватории) включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставляемых им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях ­на землях иных пользователей землей.

Признаки ПП:

· юридические лица, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ.

· пользуются налоговыми льготами на основании закон-ва РФ и ее субъектов

· на них возлагаются такие задачи, как сохранение уникальных эталонных природных комплексов

· создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природной обстановке

· разработка и внедрение научных мето­дов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования природы.

Порядок создания:Решение об образовании природных парков принимают органы гос власти субъектов РФ по представлению фед органов исп власти в области охраны окружающей среды.

Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исп власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Экологическое страхование является одним из элементов экономического механизма охраны окружающей среды.

Виды:

1)Добровольное – страховые организации самостоятельно разрабатывают свои программы и правила страхования.

2)Обязательное – осуществляется в отношении предприятий создающих повышенную опасность.

Объект страхования – риск гражданской ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий физ или юр лицами в соответствии с нормами гражд законод-ва о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна. УСЛОВИЯ определяются государством. В соотв.

с ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” организация эксплуатирующая опасный производственный объект обязана страховать за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

К категории опасных объектов относятся объекты на которых используются, получаются, перерабатываются, хранятся и уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые), используемое оборудование работающее под давлением более 0,07 МПаскаль и t более 115 градусов. Использование стационарных грузоподъемных механизмов, эскалаторы, где получают сплавы черных и цветных металлов, где ведутся горные работы по обогащению полезных ископаемых, а также в подземных работах.

………………………………………………………………………………………………

Основным документом в области добровольного экологического страхования является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Минприроды России и Российской государственной страховой компанией соответственно 3 декабря и 20 ноября 1992 г.

(далее – Типовое положение).

На основании этого Типового положения страховая организация (страховщик) предоставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды на территории России.

Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым событием (случаем) служит внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

В Типовом положении определены страховые события, по которым страховщик не несет ответственности. Это события:

• прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, внутренних беспорядков, боевых действий;

• вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;

• связанные с умышленными действиями страхователя при условии, что он знал вредные последствия этой деятельности;

• вызванные нарушением законов и других нормативных актов;

• связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это или просрочившим время инструктажа, переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность;

• некоторые другие страховые события.

Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Такой договор заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей его реквизиты.

На основании предъявленных данных решается вопрос о приеме на страхование и рассчитываютсястраховые платежи. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия.

На основании данных об уплате платежей страхователю выдается страховое свидетельство (полис). С этого момента договор экологического страхования вступает в силу. Он заключается сроком на один год с последующей пролонгацией.

При заключении договора экологического страхования страховщик производит непосредственный осмотр предприятия.

Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза). Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску, по серии исков, вытекающих из одного страхового случая.

Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя:

• компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

• сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;

• расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика;

• расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем;

• связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на эти расходы дано предварительное согласие страховщика. Типовое положение определяет конкретные убытки, которые страховщиком не возмещаются. Это убытки:

• связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды;

• причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе);

• связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора;

• штрафы, неустойки и т.п.;

• ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или под контролем страхователя.

В целом институт экологического страхования пока не получил развития в России.

Перспективным для России направлением экологического страхования является обязательное страхование гражданско-правовой ответственности высокорисковых экологически опасных объектов. К таким объектам должны относиться предприятия и иные объекты, на которых производятся или хранятся химические вещества определенных классов опасности и определенного количества.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s7681t2.html

Понятие и особенности экологических правонарушений. Виды и структура экологических правонарушений

В чем особенность экологического правонарушения

В общесоциологическом смысле юридическую ответственность как один из видов социальной ответственности принято различать как позитивную (проспективную) (Мельникова в нее не верит) и негативную (ретроспективную).

Позитивная ответственность характеризует отношение лица к совершаемым им поступкам, подразумевает ответственность за будущее поведение. Ретроспективная предусматривает ответственность за уже совершенное правонарушение. Соответственно, ретроспективная ответственность связана с правонарушением.

Правонарушение как юридический факт порождает правоотношение между государством и правонарушителем в целях реализации обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия, связанные с фактом совершения им правонарушения, его воспитанием и предупреждением правонарушений в дальнейшем.

Юридическая ответственность выражается в применении к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения личного, организационного или имущественного характера.

Ретроспективная юридическая ответственность – ей посвящена статья закона «Об охране окружающей среды».

Она выполняет несколько функций:

1. Восстановительная.

2. Карательная.

3. Воспитательная.

4. Превентивная.

5. Организующая – организовывает соблюдение требований.

***Э. ответственность – отношение между государством в лице специальных органов, уполномоченных в области ООС, правоохр орг, иными уполномоченными субъектами и совершившим Э. правонарушение лицом (ф.л, д.л., ю.л.), на которое возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения личного, организационного или имущественного характера.

***Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние, совершаемое праводееспособным субъектом, результатом которого является причинение или угроза причинения вреда окружающей среде, экологической безопасности либо нарушение прав субъектов экологического права.

Виды ЭПН: Мельникова делит на экологические преступления и экологические проступки

а) административные

б) дисциплинарные экологические проступки,

в) гражданско-правовые нарушения, причинившие вред окружающей среде, ее компонентам, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц.

Состав экологического правонарушения включает в себя 4 элемента:

· Объект – совокупность общественных отношений по поводу охраны окружающей среды в целом и отдельных ее компонентов, а также по поводу обеспечения экологической безопасности. (поведение лиц) Сама окружающая среда и ее компоненты – это предмет правонарушения.

· Объективная сторона – деяние, последствия и причинно-следственная связь (для материального состава), а также место, способ, время, орудия. Эти признаки служат критерием разграничения уголовной и административной ответственности.

· Субъекты – физические лица, д.л, юридические лица (кроме уголовной и дисциплинарной ответственности). Это могут быть и иностранные граждане или лица без гражданства. Возраст сказать ответственности (Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений для применения дисциплинарных вызсканий)

· Субъективная сторона – отношение нарушителя к совершенному деянию – вина (мотивы и цели, эмоции).

Вина является условием наступления эколого-правовой ответственности.

Вред, принесенный деятельностью повышенной опасности, компенсируется независимо от вины владельца источника повышенной опасности.

Так, например ГК предусматривает безвиновное причинение вреда объектом повышенной опасности (взрыв на атомной электростанции – имущественная (гражданско-правовая) ответственность в любом случае наступит).

характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии.

Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность.

Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте).

Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их.

Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/11545.html

100.Понятие и виды экологических преступлений. Нарушение правил охраны окружающей среды при производ

В чем особенность экологического правонарушения

100.     Понятие и виды экологических преступлений. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.

Экологические преступления – предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения по сохранению окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, экологический порядок и экологическую безопасность, как населения, так и природной среды.

Предметами экологических преступлений являются природная среда в целом и конкретные компоненты (ресурсы) окружающей природной среды, находящиеся в их естественном состоянии (вода, земля, леса, животный мир и пр.).

Объективная сторона экологических преступлений в подавляющем большинстве заключается в несоблюдении или нарушении специальных правил, установленных в целях обеспечения экологического порядка и экологической безопасности, а также предупреждения экологических преступлений.

С субъективной стороны экологические преступления совершаются как умышленно, так и по неосторожности.

Субъект экологических преступлений, как правило, общий – лицо, достигшее возраста 16 лет.

Виды экологических преступлений в зависимости от непосредственного объекта:

1) общие (ст. 246–248, 262 УК РФ);

2) специальные (ст. 249–261 УК РФ) – посягательства:

– на водную и воздушную среду (ст. 250–252 УК РФ);

– на землю и ее недра (ст. 253–255 УК РФ);

– на животный мир – фауну (ч. 1 ст. 249, 256–259

УК РФ);

– на растительный мир – флору (ч. 2 ст. 249, 260,

261 УК РФ).

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ)

Непосредственным объектом преступления является право каждого на благоприятную окружающую среду, т. е. окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Объективная сторона выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Уголовно наказуемым нарушение правил охраны окружающей среды будет в случае, если такое нарушение повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Субъективная сторона может характеризоваться как умышленной формой вины, так и неосторожной.

Субъект преступления – специальный – лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

 Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, –

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/100-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B9-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4/

Понятие и особенности экологических правонарушений. Виды и состав экологического правонарушения

В чем особенность экологического правонарушения

⇐ Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒

Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями.

За экологические правонарушения наступает дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Законом РСФСР “Об охране окружающей природной среды” предусматривалась также материальная ответственность за экологические правонарушения.

Однако новым Федеральным законом “Об охране окружающей среды” она была обоснованно исключена.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста.

В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным.

Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии.

Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность.

Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте).

Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их.

Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

⇐ Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 1377 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-22378.html

Административные экологические правонарушения

В чем особенность экологического правонарушения

Анализ эколого-административных правонарушений как особого межотраслевого вида правовых нарушений.

Ирина Нестерова ✔ 11.11.2016

Нестерова И.А. Административные экологические правонарушения // Энциклопедия Нестеровых

С каждым годом в мире накапливаются проблемы связанные с охраной окружающей среды. В России борьба с нарушениями в сфере экологии стали очень важным аспектом административного и иных отраслей права.

В данном свете большой интерес представляет вопрос о применении норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в области охраны окружающей среды и природопользования.

В современном российском праве за экологические преступления несется административная ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ.

За административные экологические правонарушения отвечает глава 8 КоАП РФ “Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования”[2]. В неё включены 42 статьи, которые объединяют 70 самостоятельных составов административных правонарушений.

Если внимательно изучить составы представленные в КоАП РФ то возникают вопросы, связанные с тем к чему относятся преступления. Относятся ли они к области охраны окружающей среды или же к области природопользования.

Нарушение правовых норм в области экологии приводит к экологическим правонарушениям. Это еще одна разновидность противоправного поведения людей или их объединений.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное действие или бездействие, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок и причиняющее вред окружающей природной среде либо реально создающее угрозу такого причинения [8].

Отличительным элементом состава эколого-административного правонарушения от экологического преступления является то, что его субъектами могут быть как физические, так и юридические лица, включая хозяйствующих субъектов различных форм собственности и подчиненности, а также иностранные организации и граждане.

Действующее законодательство регламентирует возраст привлечения к административной ответственности за экологические преступления.

Возраст, с которого лицо может привлекаться к административной ответственности за экологические правонарушения, при условии физического здоровья и вменяемости, – это 16 лет.

Ст.9 ФЗ РФ “Об охране окружающей среды” гласит: “Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме”[4].

Административные экологические правонарушения имеют объективную и субъективную сторону. Субъективная сторона характеризует психическое отношение физического лица к совершенному деянию и его последствиям и имеет определенную специфику.

Д.Ю. Гладышев характеризует субъективную сторону эколого-правового нарушения как психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии[5].

Умысел административного экологического правонарушения бывает умышленным либо по неосторожности.

В процессе изучения особенностей административных экологических правонарушений была установлена разница между эколого-административным правонарушением и другими видами эколого-правовых нарушений. Различия состоят не только в субъекте и субъективной стороне, а также в уровне общественной опасности.

Виды административных экологических правонарушений

Административная ответственность установлена за нарушение правил охраны и использования отдельных природных ресурсов и природных комплексов

Виды административной ответственности за экологические правонарушения:

  • ответственность за нарушение правил охраны и использования земель установлена за порчу земель;
  • ответственность за нарушение правил охраны и использования недр предусмотрена за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов;
  • ответственность за нарушение правил охраны и использования вод урегулирована за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
  • ответственность за нарушение правил охраны и использования ресурсов природных комплексов установлена за нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ правил (стандартов, норм) или условий лицензии;
  • ответственность за нарушение нормативных требований охраны атмосферного воздуха предусмотрена за нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение правил охраны и использования лесных ресурсов установлена за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд, нарушение правил лесопользования, нарушение правил осуществления побочного лесопользования, нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
  • ответственность за нарушение правил охраны и использования животного мира предусмотрена за уничтожение мест обитания животных;
  • ответственность за нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы [6].

Интересной является точка зрения И.Б. Калинина[7], который предложил классификацию представленную на рисунке ниже.

https://www.youtube.com/watch?v=cPDRFmi1ock

По мнению И.Б. Калинина, “в основе данной классификации лежит система общественных отношений, возникающих в процессе ресурсопользования”[7].

Существенным недостатком данной концепции является то, что опираясь на столь важный объект эколого-правовых отношений как природопользование, она не затрагивает такие объекты правонарушения как окружающую среду в целом и ее отдельные элементы.

Для более полного исследования видов эколого-административных правонарушений необходимо исходить из следующей классификации, подразделяющей административные экологические нарушения на две основные группы:

Источник: http://odiplom.ru/lab/administrativnye-ekologicheskie-pravonarusheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.