Вид санкции которая предусматривает несколько видов наказаний

Вопрос №3. Понятие и виды санкций

Вид санкции которая предусматривает несколько видов наказаний
Вопрос 3
Санкция — это часть нормы права, указывающая на форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате чего субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается, т.е. санкция – элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Признаки санкций:

1.     Является правовым средством воздействия на интересы лиц;

2.     Для нее установлена определенная процедура применения;

3.     Для ее применения необходимо наличие вины;

4.     Обеспечивается мерами государственной защиты;

5.     Связана с благом, ценностью (т.е. ее лишением);

6.     Это средство защиты общества от правонарушений;

7.     Это мера осуждения;

8.     В ней заложены силы подтягивающие поведение личности до нормы.

1.                По характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всегоправовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаютсяправовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

2.                В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды:

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).

Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав.

Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

3.                По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные.

          Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст.

166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Применение таких санкций способствует реализации принципа индивидуализации юридической ответственности.

4.                По своему составу: простые и сложные.

Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 КоАП РФ — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда). 

Сложная. Сложные санкции могут бытькумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбиратьодну из названных в законе мер государственного принуждения (или штраф, или увольнение с должности).

Кумулятивные санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер (лишение свободы с конфискацией имущества).

5.  Моральные, материальные и организационные.

Основными целями применения санкций являются:

– воспитание правонарушителя;

– предупреждение совершения им новых правонарушений, т.е. боязнь быть вновь подвергнутым наказанию удерживает его от повторного совершения правонарушения. Это чувство усиливается тем обстоятельством, что повторность рассматривается как обстоятельство отягчающее ответственность.

– предупреждение  правонарушений на его примере, для этого информацию о применяемых санкциях публикуются в средствах массовой информации и в средствах наглядной агитации.

Санкции должны быть эффективными. Эффективность определяется фактически достигнутым результатом применения санкции, который  определяется в количественных показателях. Эти показатели должны быть объективными, достоверными и способными количественно отражать поведение  субъектов.

Важное значение для эффективности санкций имеет соблюдение определенных условий их результативности, т.е.

1.       наличие систематизированного и стабильного законодательства, регулирующего ответственность; 

2.       информированность субъектов права о существующих правовых запретах и санкциях, установленных за их нарушение;

3.       оперативность производства привлечения к ответственности;

4.       реальность исполнения санкций;

5.       стабильность практики применения санкций;

6.       законность и справедливость применяемых санкций;

7.       информированность субъектов о применяемых санкциях;

8.       авторитет правоприменительного органа и др.

“,”author”:”Автор: arslanbekova4.blogspot.com”,”date_published”:”2020-11-13T18:30:00.000Z”,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://arslanbekova4.blogspot.com/2016/09/3.html”,”domain”:”arslanbekova4.blogspot.com”,”excerpt”:”Вопрос 3 Санкция — это часть нормы права, указывающая на форму и меру юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного пове…”,”word_count”:704,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://arslanbekova4.blogspot.com/2016/09/3.html

47. Виды санкции

Вид санкции которая предусматривает несколько видов наказаний

Санкция– элемент нормы права, предусматривающийопределение последствия для субъекта,реализующего диспозицию.

По характерупоследствий – на позитивные и негативные.

Позитивныесанкциипредусматривают прежде всего правовыепоощрения, под которыми можно пониматьформу и меру юридического одобрениязаслуженного правомерного поведения,в результате которого субъект чем-товознаграждается.

Негативнымисанкциями- правовые наказания, под которыми можнопонимать форму и меру юридическогоосуждения (порицания) виновного,противоправного поведения, в результатекоторого кт в чем-то обязательноограничивается, чего-то лишается.

Абсолютноопределенной– санкция, которая имеет точно фиксированноевыражение и не может быть измененагос-ным органом, ее применяющим. Санкциигражд. права, требующие, как правило,полного возмещения убытков, санкцииадминистр. права, устанавливающие точнуювеличину штрафа.

Альтернативныесанкцииобъединяют несколько видов различныхсанкций, а право выбора одной из нихпринадлежит тому государственномуоргану, который ее применяет. Напр. в УК«лишением свободы на срок до трех лет,или исправительными работами на срокдо одного года».

Кумулятивныминазываютсясанкции, включающие в себя несколькосанкций различного рода, и государственныйорган, их применяющий, вправе их соединитьпри назначении наказания правонарушителю.Типичным примером кумулятивной санкциислужит санкция ст.

209 УК, устанавливающей,что бандитизм наказываются лишениемсвободы на срок от двенадцати до двадцатилет со штрафом в размере до одногомиллиона рублей.

Встречаются кумулятивныесанкции и в гражданском (например,взыскание штрафной неустойки сверхсуммы возмещения убытков), в административноми в других отраслях права.

48. Классификация правовых норм

Классификацияправовых норм позволяет:

1.определить местокаждого вида юр. норм в системе действующегов гос-ве права; 2.лучше уяснить функцииправ-х норм и их роль в механизме прав-горегулир-я; 3.точнее определить пределыи возможн-и регулир-го воздействия правана обществ-е отнош-я, пути повышенияэффектив-и правовых норм; 4. совершен-ьправотворч-ю и правоприменит-ю деятельностьгос. органов.

По функциональнойроли:

Исходные(отправные, учредительные) нормыопределяют основы правового регулированияобщественных отношений, его цели, задачи,принципы, пределы, направления, закрепляютправовые категории и понятия.

-нормыначала-конституционнозакрепляющие основы экономики и политики,гражданского общества и гос-го строя,взаимоотношений гос-ва и личности, прави свобод граждан;

-нормы-принципы-выражаютпринципы права;

-определительно-установочныенормы-формулируют цели и задачи отраслейправа и правовых институтов, предмет,формы и средства правового регулирования;

-н-ы-дефиниции-содержатопредел-я прав-х понятий и катег-й.

-нормы-правилаповедения.

Специальныенормыотносятся к отдельным институтам тойили иной отрасли права и регул-т какойлибо определенный вид родовых общ-хотношений с учетом присущих имособенностей, специфики, конкретныхусловий. Специализ-е нормы детализируютобщие, корректируют времен-е и пространств-еусловия их реализации, способы прав-говоздействия на поведение личности.

По предметуправового регулирования(по отраслевой принадлежности) юр. нормыподразделяются на нормы гос-го(конституционного), админ., финанс.,земел. права и иных отраслей.

Отраслевые нормыделятся на:

– материальные-отвечают на вопрос «что регул-ют н-ыправа»;

– процессуальные-«как?».

По методу правовогорегулирования нормы права классиф:

По юр. силе,т.е. зависимости от субъекта правотворчества:

Федеральныезаконодательные нормы-подразделяютсяна нормы содержащиеся: в КРФ,ФКЗ,ФЗ;

Региональныезаконодательные нормыделятся на нормы, содержащиеся: вконстит-х и уставах, законах субъектовРФ.

Федеральныеподзаконные нормыподразделенные на нормы, выраженные: внормативных указах Президента РФ,постановлениях Прав. РФ, приказах иинструкциях фед. министерств.

По сфере действияюр. нормы разграничиваются на:

Нормы общегодействия непредусматривают спец. условий и каких-л.ограничений их действия – федеральныеправовые нормы: исходные, констит. и др.нормы, выражен-е в нормативных актахфед. органов законод. и исполнительнойвласти РФ.

Нормы ограниченногодействия-этообщие предписания, пределы реализациикот-х связыв-ся с определен-мипространственными, субъектными,временными и ситуационными факторами.

Локальныенормы-действуютв пределах отдельной гос-ой, кооперативнойорганизации или их структурныхподразделений, выражают характер, целии специфику деятельности конкретноготрудового коллектива.

По социальномуназначению и роли в правовой системе:

1.Учредительные– отражают исходные начала прав-гоположения чел-ка, пределов действиягос-ва, закреп-т права, свободы и обязан-игр-н (констит. нормы, и в основах законод-ва,кодексах).

2.Регулятивные– направлены на регул-е фактическихотношений, возник-х между различнымисубъектами, путем предоставления имправ и возложения на них обязанностей.Различают:

– управомочивающие(предоставляют право на совершениеположительных действий);

– обязывающие(обязывают к совершению определенныхположительных действий);

– запрещающие(запрещают совершение действий ипоступков, которые определены закономкак правонарушения).

3.Охранительные– фиксируют меры гос-го принуждения,которые применяются за нарушениеправовых запретов. Также определяютусловия и порядок освобождения отнаказания.

4.Обеспечительные– содержат предписания, гарант-е осущ-есубъект-х прав и обязанностей в процессеправ-го регулирования.

5.Декларативные– включают положения программногохарактера, определяют задачи правовогорегулирования отдельных видов обществ-хотношений, содержат нормативныеобъявления.

6.Дефинитивные–формулируютопределения тех или иных правовыхявлений и категорий (понятие преступленияв Уг.зак-ве).

7.Оперативные– устанавливают даты вступлениянормативного акта в силу, прекращенияего действия.

8.Коллизионные– призваны устранять возникающиепротиворечия между правовыми предписаниями.

По предметуправового регулирования– нормы констит-о, гражд., уг., админ.,труд. и ин. отр-й права. Подразделятьсяна материальные (правила поведениясуб-в) и процессуальные (содержатпредписания, устанав-е процедуру примен-яэтих правил).

По методу правовогорегулирования:

1. Императивныенормы имеютстрогий, властно-категоричный характер,не допускающий отклонений в регулируемомповедении (нормы административногоправа).

2. Диспозитивные- имеют автономный характер, позволяющийсторонам самим договориться по вопросамобъема, процесса реализации прав иобязанностей (в гражд.-правовыхотношениях).

3. Рекомендательные- адресуются негос-м предприятиям,устанавливают варианты желательногодля государства поведения.

Позитивные,поощрительные и наказательные.

По времени:постоянные и временные.

По кругу лиц:распростр-ся на всех, кто подпадает подих действие, либо на четко обозначен-югруппу субъектов (военносл-е).

Источник: https://studfile.net/preview/2905758/page:32/

Классификация и виды санкций

Вид санкции которая предусматривает несколько видов наказаний

Санкция – элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы), так и позитивными — меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные.Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда).

Сложная – несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) — клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами).

Сложные санкции могут бытькумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) иальтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Рис. 1. Виды санкций

Санкции правовых нормпо характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всегоправовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения.

Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаютсяправовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимостиот характера мер государственного воздействиясанкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).

Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав.

Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания.

Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст.

1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбиратьодну из названных в законе мер государственного принуждения.

Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст.

203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

В теории права и на практике часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов и как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов).

Отметим, что какого-ли- бо обязательного порядка расположения частей правовой нормы не существует, поскольку это не имеет принципиального значения. Поэтому законодатель или иной субъект правотворчества обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид.

В связи с этим нормы права излагаются в нормативных актах различными способами.

В некоторых случаях все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения называетсяпрямой.

Примером такого прямого способа является норма российского избирательного законодательства, в соответствии с которой граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать: лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь являются два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет. При наличии этих условий лицо имеет право избирать в орган власти.

Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения, — участие в выборах, в ании. Санкция предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке.

Следует отметить, что прямой способ изложения норм права встречается редко. В большинстве случаев части правовой нормы находятся в разных статьях и даже в разных нормативных актах. В таких случаях действуютотсылочные либобланкетные способы изложения правовых норм в нормативных актах.

Отсылочный способ

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть.

В качестве одного из примеров отсылочного способа можно привести ст. 313 Уголовного кодекса Франции, предусматривающую вынесение дополнительных наказаний за мошенничество.

Она гласит, что физические лица, виновные в совершении противоправных деяний, «предусмотренных в статьях 3131, 3132, 3134 и 3136», подвергаются дополнительным наказаниям: временному лишению политических, гражданских и семейных прав, запрещению заниматься профессиональной или иной общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой были совершены эти деяния, и др. В данной статье даны дополнительные санкции. Что же касается диспозиции, то она содержится в статьях 3131, 3132, 3134 и 3136, к которым законодатель отсылает правоприменителя.

В УК РФ часто в одной части статьи нормативного правового акта делается ссылка на другую часть этой же статьи. Например, в ч. 1 ст. 227 УК РФ «Пиратство» описываются признаки этого преступного деяния (нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения). В ч.

2 этой статьи говорится о том же деянии, но совершенном неоднократно либо с применением оружия. Третья же часть данной статьи отсылает правоприменителя к ч. 1 и 2, если пиратство совершено организованной группой либо повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Таким образом, развернутую диспозицию статьи мы можем определить с помощью отсылочного способа.

Часто в статье нормативного правового акта не дается ссылка на текст другой статьи, где содержится недостающий «элемент» нормы права. В таком случае правоприменитель логическим путем «находит» этот недостающий «элемент» в соответствующей статье того же нормативного правового акта.

Бланкетный способ

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права.

Так, за нарушение правил техники безопасности, правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов предусматривается юридическая ответственность.

Соответственно, в УК РФ, или Кодексе РФ об административных правонарушениях, или других нормативных актах говорится об ответственности граждан за нарушение правил и ГОСТов и об условиях, при которых она наступает, т. е в них находится гипотеза и санкция.

Диспозиция же (правила должного поведения) находится в специальных нормативных актах (в правилах дорожного движения, правилах техники безопасности, в ГОСТах и др.). В связи с этим правоприменителю необходимо обращаться данных правил.

Источник: https://poisk-ru.ru/s59486t9.html

Что такое санкции простыми словами: виды и примеры санкций

Вид санкции которая предусматривает несколько видов наказаний

Нарушение законодательных или общепринятых норм влечет для субъекта применение наказания. Меры воздействия на нарушителя принято называть санкциями. Они могут применяться и как показательные мероприятия, направленные на пресечение нарушений со стороны остальных субъектов правоотношений. Толкование термина «санкции» простыми словами — только на сервисе Brobank.ru.

Что означает термин «санкции»

Дословный перевод с латинского звучит как строжайшее постановление (sanctio). Санкция — это составная часть правовой нормы, применяемая к лицу, нарушившего установленное данной нормой правило. Юридическая природа санкций заключается в их карательном характере. Их вполне можно рассматривать как наказание определенного рода, которое применяется в отношении нарушителя.

При этом наказание должно иметь юридически обоснованный механизм. О виде санкций, степени их строгости и особенностях применения, в правовом или ином акте должна указываться полная информация. Если подобной информации нет, то применение санкций рассматривается как отдельное правонарушение.

Незнание нарушителя о возможности применения санкций, не освобождает его от ответственности. Санкции должны иметь законный характер, с применением только в соразмерном допущенному правонарушению виде.

Каких видов бывают санкции

Учитывая, что санкции обязательно должны иметь только законный характер, целесообразно называть их юридическим инструментом. В мировой практике санкции по праву считаются наиболее эффективным средством по пресечению правонарушений. Ничто так не останавливает потенциального нарушителя, как неотвратимость возможного наказания. Виды санкций:

  • Уголовно-правовые — лишение свободы, смертная казнь (с 1996 года в РФ на применение смертной казни наложен мораторий).
  • Административно-правовые — штраф, арест, выдворение за пределы государства, и прочие.
  • Дисциплинарно-правовые — применяются в корпоративной практике.
  • Имущественно-правовые — штраф, пеня, неустойка, взыскание имущества.
  • Международно-правовые — применяются к государству или группе государств мировым сообществом за нарушение международных договоров и соглашений.

Еще один смысл понятия «санкция» заключается в предоставлении прав на проведение определенных мероприятий.

К примеру, в уголовном процессе распространен термин «судебная санкция», дающий следователю право на применение в отношении подозреваемого мер уголовного преследования.

Но в законодательных актах применяется словосочетание «постановление о разрешении» на проведение тех или иных мероприятий.

Уголовно-правовые санкции

В уголовном процессе санкции применяются а виде синонима термина «наказание». В большей степени они носят карательный характер. После доказанного факта совершения преступления, к обвиняемому применяются санкции — приговор суда, определяющий применение к обвиняемому наказания, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ.

Лишение свободы — пример наиболее суровой санкции по действующему законодательству РФ. С точки зрения теории уголовного права, норма права имеет следующую структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Их значения:

  • Гипотеза — предписания, согласно которым необходимо следовать определенным правилам.
  • Диспозиция — само правило, которому необходимо следовать.
  • Санкция — последствия несоблюдения норм, указанных в диспозиции.

Для примера можно взять одну из самых «распространенных» статей Уголовного Кодекса РФ — кража (ст. 158 УК РФ). Гипотезой в данном случае является условие, в соответствии с которым ответственность за кражу наступает с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ). Диспозиция — вменяемым лицам, достигшим 14-летнего возраста, запрещено совершать кражу. Санкция — наказание в виде 2 лет лишения свободы.

В отличие от некоторых других отраслей, в уголовном праве гипотеза, диспозиция и санкция идут отдельно друг от друга. Гипотеза с диспозицией прописываются в общей части УК РФ, санкция — в особенной части.

Административно-правовые санкции

Наряду с уголовным правом, в РФ действует еще одна правовая отрасль — административное право, которое предусматривает систему санкций за допущенное субъектом правонарушение. В отличие от уголовного права, в административном праве не используется термин «преступление». Здесь его принято заменять на понятие «правонарушение».

Наиболее распространенным видом санкций в административном праве является штраф — денежная выплата, поступающая в бюджет Российской Федерации. Исчерпывающий перечень санкций указан в ст. 3.2 КоАП РФ. В их числе:

  • Предупреждение.
  • Административный штраф.
  • Изъятие предмета, при помощи которого было совершено административное правонарушение.
  • Лишение специального права.
  • Принудительное выдворение за пределы РФ — применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • Дисквалификация и приостановление деятельности.
  • Административный арест.
  • Запрет на посещение мест проведения спортивных мероприятий — санкция введена в преддверии проведения Чемпионата Мира по футболу в России летом 2018 года.

В большей степени перечисленные виды наказаний распространяются на физических лиц. Также в статье указаны санкции, применяемые в отношении и юридических лиц. Пункты 3-11 указанной статьи предусматриваются только КоАП РФ.

Дисциплинарно-правовые санкции

Система наказаний предусматривается в корпоративной практике. В трудовом праве нарушение дисциплины принято называть проступком. Под данный термин подпадают нарушения как норм трудового кодекса, так и условий трудового договора между работником и работодателем. Санкции, применяемые в отношении нарушителя называются дисциплинарными взысканиями. Они бывают следующих видов:

  • Замечание.
  • Выговор.
  • Увольнение в связи с соответствующими основаниями.

Как и в остальных отраслях права, в трудовом законодательстве обязательным условием применения дисциплинарного взыскания является его соразмерность с допущенным проступком.

Если закон указывает на замечание или выговор по определенным основаниям, то более суровая санкция в виде увольнения применяться не должна.

В противном случае работодатель может быть подвергнут административному наказанию.

Имущественно-правовые санкции

Данный вид санкций применяется в договорных отношениях. Если одна сторона соглашения не выполняет или нарушает указанные в нем условия, то вторая сторона получает правовые основания на применение в отношении контрагента санкций. Классическим примером применения санкций по договору является несоблюдение заемщиком условий кредитного договора. Как правило, наблюдается следующая схема:

  1. Клиент нарушает график внесения платежей по кредиту.
  2. Руководствуясь условиями договора, кредитная организация начисляет на сумму основного долга штрафные проценты.

В данном случае санкцией признается начисление штрафных процентов. Тем самым, банк наказывает заемщика за неисполнение условий кредитного договора.

Все остальные меры, такие как пеня, привлечение третьих лиц (коллекторских агентств), взыскание долга через суд, подпадают под систему санкций в отношении заемщика.

Соответственно, и здесь термин предполагает для субъекта наступление негативных последствий.

Международно-правовые санкции

Термин приобрел большую «популярность» благодаря тому, что в марте 2014 года Российская Федерация, вразрез с международными нормами, присоединила к своей территории бОльшую часть Крымского полуострова.

Действия РФ на территории суверенной Украины были признаны мировым сообществом аннексией — военным (насильственным) присоединением одним государством части другого независимого государства. По этой причине в отношении России был применен ряд экономических санкций.

В международном праве под экономическими санкциями понимается система мер запретительного характера, блокирующих выход государства на определенные части мирового рынка. В другой интерпретации данные меры можно называть разновидностью экономической блокады со стороны группы государств, ведущих активную внешнюю политику.

Применяться они могут как к одной стране, так и сразу к нескольким. При этом, санкциям подвергается не только страна-нарушитель, но и государства, признающие ее действия законными и не противоречащими нормам международного права. По этой причине действия РФ не поддерживаются ни одним развитым государством.

Источники информации:

  • Информация из свободной энциклопедии — ссылка.

Об авторе

Анатолий Дарчиев – высшее экономическое образование по специальности “Финансы и кредит” и высшее юридическое образование по направлению “Уголовное право и криминология” в Российском Государственном Социальном Университете (РГСУ).

Более 7 лет проработал в Сбербанке России и Кредит Европа Банке. Является финансовым советником крупных финансовых и консалтинговых организаций. Занимается повышением финансовой грамотности посетителей сервиса Бробанк.

Аналитик и эксперт по банковской деятельности. darchiev@brobank.ru

Эта статья полезная?

Источник: https://brobank.ru/chto-takoe-sankcii/

Виды санкций правовой нормы

Вид санкции которая предусматривает несколько видов наказаний

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

1. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (сти­мулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).

Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недей­ствительными (санкции ничтожности).

Карательные меры в литературе иногда называют полными санк­циями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

2. По степени определенности и вариантности выделяют несколько видов санкций: абсолютно-определенные, от­носительно определенные, альтернативные, кумулятивные и ком­бинированные:

– абсолютно-определенная санкция содержит указание на точно зафиксированное последствие, например, смертная казнь;

– относительно-определенная санкция содержит указание на ниж­ний и верхний пределы наказания, например, в случае лишения свободы — от 2 до 5 лет, от 8 до 15 лет;

– альтернативная санкция содержит указание на несколько видов возможных наказаний и тем самым предоставляет пра­воохранительным органам право выбора, например, за ряд пре­ступлений могут быть применены лишение свободы или испра­вительные работы;

– кумулятивная санкция предусматривает возможность сложе­ния нескольких видов наказаний. К примеру, смертная казнь мо­жет сочетаться с конфискацией имущества, а лишение свободы — с лишением определенного права;

– комбинированная санкция представляет собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

Итоги:

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если-то-иначе». «Если» – это условие действия нормы права, «то» – само правило поведения, «иначе» – это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.

Виды норм права

Классификация норм права проводится по различным основа­ниям:

1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, разли­чаются государственно-правовые (конституционные), администра­тивные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уго­ловно-правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования от­раслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, “что делать”.

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, “как делать”.

3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества.

Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц.

К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.

4. По характеру содержания выделяют нормы-декла­рации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и за­дачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уго­ловного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм – определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия.

Социальный смысл управомочивающих норм – предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц.

К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Императивные (категорические) нормы содержат категорические предписания, которые могут быть изменены по усмотрению субъектов права.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях.

В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения.

Диспозитивные нормы характерны для гра­жданского права, которое предусматривает равноправие субъек­тов, их автономность и возможность соглашения сторон.

7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).

Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.

8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и закон­ных интересов от нарушений.

9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они на­ходятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).

10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

Замечание:

Любая классификация имеет условный характер, но помогает профессионально точно и грамотно осуществлять правовое регулирование.

Предыдущая36373839404142434445464748495051Следующая

Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 3620; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-65286.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.