Виды исполнения наказания

Понятие и содержание исполнения наказания

Виды исполнения наказания

Ст. 7 УИК РФ устанавливает, что основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, составная часть которого представляет собой назначенное осужденному наказание, обязателен для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению.

Сущностью наказания является особая форма государственного принуждения (кара).

Исполнение наказания – урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок примене­ния мер государственного принуждения, выра­жающийся в комплексе ограничений прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2) для обозначения реализации мер принуждения наряду с термином «исполне­ние» употребляет термин «отбывание» наказа­ния. Указанные термины отражают единый процесс осуществления принудительного воз­действия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных правоотношений.

Термин «исполнение» наказания обращен к предусмотренным в законе учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечивать осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда.

Термин «отбывание» наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодатель­ством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от дей­ствий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.

исполнения наказания

Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем приме­няемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномо­чия администрации учреждений по их осуществлению реализуются в режи­ме, который согласно ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 82 УИК РФ рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания, и который в общем случае включает:

    1. изоляцию от общества;
    2. карательное воздействие.

Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Он

    1. выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9),
    2. создает одновременно усло­вия для применения других средств их исправления (ч. 2 ст. 82).

Применительно к наказанию определенного вида режим приобретает конкретное содержание, которое определяется его спецификой.

Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются при исполнении наказа­ний, связанных с изоляцией от общества: в арестных домах, дисциплинарных воинских частях, исправительных учреждениях.

Они регламентируют весь образ жизни осужденных как в нерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности, охватывают все сферы их жизнедеятельности, которые нахо­дятся под контролем администрации органов, исполняющих эти наказания.

Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализует­ся путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, уста­новленных условиями отбывания конкретного наказания.

Применение этих правоограничений – не самоцель, их назначение со­стоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответ­ствии с его целями, установленными уголовным законодательством. Указан­ные правоограничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на осужденного с целью его исправления и предупреж­дения совершения им новых преступлений.

Реализация мер принуждения, ограничения прав присуща исполнению всех видов наказания, но их объем зависит от конкретного вида наказания.

Лишение гражданина одного из основных субъективных прав – свободы влечет за собой ограничение совокупности наиболее значимых для него со­циальных ценностей и благ – свободы передвижения, свободы общения, ог­раничения социальных связей, возможности распоряжаться многими важ­ными для него субъективными правами. Поэтому изоляцию от общества необходимо рассматривать как комплекс правоограничений, поскольку ли­шение или сужение объема прав обусловлено именно изоляцией.

При исполнении исправительных работ карательное воздействие выра­жается в ограничении определенного объема трудовых и иных прав осуж­денного и удержании заработка в размере, установленном приговором суда (ст. 40 УИК РФ).

При осужде­нии к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью карательное воздействие состоит в увольне­нии осужденного с должности и лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенными видами профессиональной дея­тельности – врачебной, педагогической и т. д. (ст. 34 УИК РФ).

Посредством режима реализуется функция социального контроля, кото­рый осуществляется путем регламентации поведения осужденных, организа­ции надзора за ними и оценки поведения на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже вид наказания, назначенного осужденному, тем интенсивнее реализуется в режи­ме социально-контрольная функция. При осуществлении этой функции пре­дупреждается противоправное поведение осужденных.

Карательное воздействие на осужденных, система установленных для них правоограничений обусловливают необходимость исчерпывающей регламен­тации нормами права всего комплекса вопросов, связанных с реализацией режима.

Нормы права одновременно тщательно регламентируют полномочия органов, исполняющих наказания, должностных лиц, общественных объеди­нений по отношению к осужденным, процедуру принятия ими решений по отношению к осужденным, устанавливают правила взаимоотношений с осужденными, поведение граждан, находящихся в исправительных учрежде­ниях и на других его объектах. Такая детальная регламентация правил режи­ма объективизируется необходимостью создания правовых предпосылок, ко­торые обеспечивали бы соблюдение законности в сфере применения наиболее острых форм принуждения — исполнения уголовного наказания.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-soderzhanie-ispolneniya-nakazaniya

Уголовно-исполнительное право: конспект лекций

Виды исполнения наказания

Исполнение уголовных наказаний признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные учреждения и органы. При этом основополагающим является положение, зафиксированное в ст.

43 УК РФ, – наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Структура учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в России всегда была тесно увязана с действующей системой уголовных наказаний, закрепленной в уголовном законодательстве.

Введенный в действие с 1 января 1997 г. УК РФ изменил систему наказаний. В настоящее время в соответствии со ст.

44 к лицам, совершившим преступления, могут применяться: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.

Установив новую систему наказаний, УК РФ предопределил тем самым виды учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (табл. 2). В ст. 16 УИК РФ нашли закрепление не только все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, но и определены органы и учреждения, их исполняющие.

Таблица 2.

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания.

Исполнение наказания в виде штрафа согласно ч. 1 ст. 16 УИК РФ и ст. 103 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возлагается на судебных приставов-исполнителей Федеральной службы судебных приставов.

На суды, вынесшие приговор, возложено исполнение уголовного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В настоящее время большинство уголовных наказаний исполняют учреждения УИС, которая с 1 сентября 1998 г. функционирует в составе Минюста России.

В нее входят: уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие такие виды наказаний, как исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляющие контроль за условно осужденными; исправительные центры реализуют ограничение свободы; арестные дома исполняют наказание в виде ареста; исправительные учреждения исполняют уголовные наказания в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы.

Лишение свободы на определенный срок осуществляют колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого, особого режима, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, специальные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных органов, следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, исполняют пожизненное лишение свободы.

Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями УИС. До введения моратория на смертную казнь этот вид наказания исполнялся в строго установленных следственных изоляторах и тюрьмах.

Кроме перечисленных видов уголовных наказаний исправительные учреждения, исправительные центры и арестные дома осуществляют применение принудительных мер медицинского характера к определенным законодательством категориям осужденных.

Учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в отношении военнослужащих, являются: дисциплинарные воинские части (содержание в дисциплинарной воинской части); гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт (арест); командование воинских частей (ограничение по военной службе).

Перечисленные учреждения представляют собой, как правило, специальные государственные структуры, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией. Уголовно-исполнительное законодательство четко регламентирует их деятельность и полномочия при исполнении отдельных видов уголовных наказаний. Кроме того, ч.

2 и 3 ст. 16 УИК РФ предусматривают существование иных учреждений и органов, непосредственно реализующих требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

К ним относятся администрации организаций, в которых работают осужденные, и органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности (ч.

2), а также должностные лица, ранее присвоившие осужденным звание, классный чин или наградившие государственной наградой, либо соответствующие органы РФ.

На сегодняшний день три вида уголовных наказаний (ограничение свободы, арест, смертная казнь) не исполняются. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8 января 1997 г.

№ 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» положения УИК РФ о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде ограничения свободы – не позднее 2005 г., о наказании в виде ареста – не позднее 2006 г. Однако социально-экономическая обстановка в стране не позволила ввести эти уголовные наказания в указанные сроки. В настоящее время в Государственную Думу внесены законопроекты об исключении из действующего законодательства положений об аресте как виде уголовного наказания, а также об изменении содержания и порядка исполнения ограничения свободы.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.

№ 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года „О порядке введения в действие Закона РФ „О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях““ в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» устанавливается, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может не только исполняться, но и назначаться судами. Согласно ст. 8 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ (в ред. от 27.12.2006) «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» суды присяжных с 1 января 2004 г. функционируют во всех субъектах России, за исключением Чеченской Республики, где они вводятся с 1 января 2010 г.

Источник: https://ur-consul.ru/Bibli/Ugolovno-ispolnityeljjnoye-pravo-konspyekt-lyektsiyi.23.html

Виды и порядок исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества

Виды исполнения наказания
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 13Следующая ⇒

Статья 25. Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ

1. Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно – исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно – исполнительными инспекциями.

2. Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно – исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3.

Уголовно – исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени и контролируют своевременное перечисление в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными работы.

Статья 31. Порядок исполнения наказания в виде штрафа

1. Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

2. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года.

3.

В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного, указанное в части первой статьи 63 настоящего Кодекса, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

4. Взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда.

Статья 33. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно – исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

2. Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно – исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

3.

Уголовно – исполнительные инспекции ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; организуют проведение с осужденными воспитательной работы.

4. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

5. В случаях призыва или поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу уголовно – исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту службы осужденных копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы.

Статья 39. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

1. Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного.

2. Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно – исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3.

Уголовно – исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; контролируют поведение осужденных, при необходимости направляют их в органы службы занятости для трудоустройства; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно; применяют меры поощрения и взыскания, а также устанавливают обязанности и запреты, предусмотренные статьей 41 настоящего Кодекса; выдают разрешение на увольнение осужденных с работы по собственному желанию в период отбывания наказания.

Статья 50. Порядок отбывания ограничения свободы

1. Орган местного самоуправления по представлению территориального органа уголовно – исполнительной системы, согласованному с органом внутренних дел, определяет границы территории исправительного центра и устанавливает правила поведения населения на этой территории.

2. В исправительных центрах действуют Правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

3.

Осужденные к ограничению свободы находятся под надзором и обязаны:

а) выполнять Правила внутреннего распорядка исправительных центров;

б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;

в) постоянно находиться в пределах исправительного центра, не покидать ее без разрешения администрации.

Осужденным, которым ограничение свободы назначено в порядке замены более мягким видом наказания, в необходимых случаях администрация исправительного центра может разрешить выезд на срок до пяти суток за его пределы непосредственно после постановки осужденного на учет, если такой выезд не был разрешен администрацией исправительного учреждения после освобождения;

г) проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях и не покидать их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра;

д) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;

е) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.

4. Осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены более мягким видом наказания, и осужденные к ограничению свободы по приговору суда, как правило, не могут содержаться в одном исправительном центре.

5. Осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы и имеющие судимость, содержатся отдельно от иных осужденных; осужденные за преступление, совершенное в соучастии, отбывают наказание раздельно.

6. Осужденным запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров.

В случае обнаружения таких предметов у осужденных они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение, либо уничтожаются, либо реализуются. Средства от реализации изъятых предметов зачисляются в соответствующий бюджет.

В том же порядке передаются на хранение или уничтожаются изъятые вещества.

7. Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру.

8.

Осужденным, не допускающим нарушений Правил внутреннего распорядкаисправительных центров и имеющим семью, по постановлению начальника исправительного центра может быть разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади. Эти осужденные обязаны являться для регистрации до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника исправительного центра.

9. Осужденным к ограничению свободы разрешается заочно обучаться в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x41e9.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.