Виды источников уголовно процессуального права

Тема 3. Источники уголовно-процессуального права

Виды источников уголовно процессуального права

Вопрос и в теории, и на практике является достаточно сложным.

Под источником УПП понимается внешняя форма выражения нормативно-правовых актов, регулирующих полномочия, права, обязанности участников уголовно-процессуальных отношении.

Источники УПП могут быть разделены на 3 группы:

1. непосредственные источники – т.е. законодательно закреплённые в ст. 1 УПК (Конституция РФ; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры).

В соответствии со ст. 7 УПК суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять закон, противоречащий УПК РФ.

Суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие ФЗ или иного нормативно-правового акта УПК РФ, принимает решение в соответствии с требованиями УПК РФ.

Однако, если другим ФЗ предусмотрено больше прав человека, то должен приниматься этот закон.

Если посмотреть на ст. 1 и ст. 7 УПК, то можно обратить внимание, что перечня источников как таковых нет, нет и их четкой иерархии.

Поэтому источники уголовно-процессуального законодательства подлежат анализу с учётом положений Конституции РФ, а также постановлений и определений Конституционного Суда РФ. В соответствии со ст.

1 УПК общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью, регулирующей уголовное судопроизводство. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены УПК РФ, то применяются правила международного договора.

Аналогичное правило, но применительно к правовой системе в целом, содержится в ст. 15 Конституции РФ. Включение общепризнанных принципов и норм международного права и договоров в правовую систему предполагает их непосредственное применение и действие для регулирования порядка уголовного судопроизводства.

Непосредственное применение возможно в следующих формах:

1) если внутреннее законодательство РФ противоречит международным нормам;

2) совместное применение норм международного права и внутреннего права , если они дополняют друг друга;

3) самостоятельное применение норм международного права, если во внутреннем законодательстве обнаруживается пробел.

Между тем, до сих пор, не смотря на разъяснение Пленума Верховного Суда РФ, остаётся недостаточно ясным, что входит в систему общепризнанных принципов и норм международного права.

Ещё более формальный характер имеет определение “международный договор РФ”. У нас существует ФЗ “О международных договорах РФ”, который предусматривает необходимость ратификации договоров, устанавливающих иные правила, чем предусмотрено законодательством РФ. В числе международных договоров, которые должны быть реализованы в уголовном судопроизводства можно в частности назвать

1) Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.;

2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

3) Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 г., а имеет значение для РФ с 05.05.1998 г.

Особого значения здесь заслуживает Европейская Конвенция, в отличие от иных международных норм, не только закрепляет и перечисляет права и свободы, но и рассматривает создание и деятельность специальных органов, обеспечивающих защиту прав и основных свобод.

К числу таких органов относится Европейский суд по правам человека; этот суд уполномочен рассматривать жалобы граждан государств, которые ратифицировали Конвенцию, на нарушение их прав. Нормы Европейской Конвенции подлежат применению на территории РФ в том значении, которое придают им решения Европейского суда по правам человека.

При этом, Европейский Суд не создаёт правовых норм, а даёт официальное и обязательное к применению толкование норм Конвенции.

По общему правилу нормы уголовно-процессуального права не могут содержаться ни в Указах Президента РФ, ни Постановления Правительства РФ, ни в ведомственных нормативных актах, кроме случаев, когда сам УПК содержит специальные отсылки к подзаконным актам.

2. Нормативно-правовые акты, которые не закреплены в УПК; но оказывающие существенное влияние на процесс правопонимания и правоприменения в сфере уголовного судопроизводства.

К таким НПА относятся: ФЗ “О судебной системе РФ”, ФЗ “О статусе судей РФ”, ФЗ “О прокуратуре РФ”. ФЗ “Об адвокатской деятельности, об адвокатуре”

3. Нормативно-правовые акты, не содержащие нормы права, но важные для правопонимания и правоприменения.

К ним относятся определения и постановления Конституционного Суда РФ; Постановления Пленума Верховного Суда РФ. К этой же группе относятся и непосредственно решения Европейского Суда по правам человека, создающие прецедентную практику в уголовном судопроизводстве. Поэтому правоприменитель не может не учитывать прецедентную практику.

Источник: https://studopedia.ru/2_24709_tema--istochniki-ugolovno-protsessualnogo-prava.html

Источники уголовно-процессуального права

Виды источников уголовно процессуального права

Источники уголовно-процессуального права — это содержащие уголовно-процессуальные нормы акты, образующие систему уголовно-процессуального права, обусловленную предметом его регулирования.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство

Согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции РФ.

В самом законе названы всего лишь два нормативных источника уголовно-процессуального права — Конституция РФ и УПК РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В действительности же круг нормативных законодательных источников уголовно-процессуального права гораздо шире. К их числу относятся:

а) Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу,прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст. 15 Конституции РФ).

В Конституции РФ закреплены основные начала уголовного судопроизводства и гарантии прав личности в уголовном процессе, которые находят свою конкретизацию в нормах других уголовно-процессуальных законов. Среди них — принципы законности (ст. 15), осуществления правосудия только судом (ст.

118), равенства перед законом и судом (ст. 19), уважения достоинства личности (ст. 21), неприкосновенности личности (ст. 22), презумпция невиновности (ст. 49) и др.

б) Федеральные конституционные законы, регламентирующиесудопроизводство по уголовным делам в Российской Федерации.

Это — федеральные конституционные законы «О КонституционномСуде РФ», «О судебной системе»1, «О чрезвычайном положении»,«О военном положении», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»3, в которых содержатся отдельные нормы уголовно-процессуального характера.

В частности, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»устанавливает порядок привлечения данного должностного лица куголовной ответственности и раскрывает содержание его иммунитета в сфере уголовного судопроизводства.

в) Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый 18 декабря2001 г. и введенный в действие с 1 июля 2002 г., за исключением положений, для которых Федеральным законом от 18 декабря 2001 г.

№ 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» установлены иные сроки и порядок введения в действие.

УПК РФ является главным источникомуголовно-процессуального права, поскольку именно он детально регламентирует порядок уголовного судопроизводства на территории РФ.

г) Иные федеральные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы. Это, например, федеральные законы от 12 июня 2002 г.

№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от, от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 12 февраля 2001 г.

№ 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» и другие.

д) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК РФ ониявляются составной частью законодательства России, регулирующего уголовное судопроизводство.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г.

№ 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что под общепризнанными принципами международного праваследует понимать основополагающие императивные нормы международного права, признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо, а общепризнанная норма международного права — это правило поведения,принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного

Стоят отдельного упоминания следующие редкие источники:

е) Указы Президента РФ. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ обязательны для исполнения навсей территории РФ, но они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В 90-е годы прошлого века Президент РФ неоднократно принимал указы, которые регламентировалии вопросы уголовного судопроизводства. Некоторые из них противоречили и Конституции, и федеральным законам, но тем не менеереально действовали и исполнялись.

Это, в частности, Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который применялся в течение 3 лет, а затем был отменен.

В настоящее время указы Президента РФ не содержат норм уголовно-процессуального права, но нельзя исключить их появления в будущем.

ж) Законы СССР. Некоторые законодательные акты СССР продолжают действовать на территории РФ, если они не противоречатКонституции России и российскому уголовно-процессуальному законодательству.

Это, к, примеру, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г.

«О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», который до сих пор регулирует многие вопросы реабилитации невиновных.

Значение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ, указаний Генерального прокурора РФ и пр

Внимание! Это спорный вопрос.

Помимо законодательства, существует и целый ряд других источников, которые также содержат нормы, регулирующие отношения в уголовном судопроизводстве, однако общеобязательность их исполнения неоднозначна.

С одной стороны, их можно именовать источниками уголовно-процессуального права, так как в подавляющем большинстве случаев данные акты все таки исполняются. С другой, они формально не относятся к нормативным актам. Выделим три момента:

а) Признание норм (или их смысла) неконституционными обязательно для всех. Есть мнение, что это полноценный источник права. Сюда относятся Постановления и определения Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ определяет, соответствуют ли те или иныеположения уголовно-процессуального закона Конституции РФ, атакже выявляет конституционно-правовой смысл норм уголовно-процессуального права.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Как показалапрактика, решения Конституционного Суда РФ нередко приводилик настоящему реформированию уголовно-процессуального законодательства, вызывая отмену или изменение соответствующих нормуголовно-процессуального закона. Это касается и УПК РФ, многиенормы и положения которого уже стали предметом конституционного контроля.

б) Толкование закона желательно, но не обязательно для всех. Сюда относятся Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Издавать акты официального толкования уголовно-процессуального закона в Россиивправе два органа судебной власти: Пленум Верховного Суда РФ иКонституционный Суд РФ.

Однако акты толкования названных судебных органов носят совершенно разный характер, поскольку цели,стоящие перед этими судами, неодинаковы. Так, согласно ст. 126Конституции РФ, ч. 5 ст.

19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснения судам по вопросам применениязаконодательства РФ.

Принятые Пленумом Верховного Суда РФакты толкования уголовно-процессуального закона содержат важные для правильного понимания и применения норм действующегоуголовно-процессуального законодательства указания, основанныена многолетнем изучении судебной практики. Разъяснения Верховного Суда России широко используются всеми правоохранительными органами для разрешения правовых вопросов в ходе уголовногосудопроизводства.

в) Обязательны для органов, в структуре которых они изданы. Сюда относятся подзаконные нормативные акты. Данные нормативные актыиграют лишь вспомогательную, но далеко не последнюю роль в регламентации некоторых аспектов уголовного судопроизводства.

Правом на их принятие обладает ограниченный круг субъектов —Правительство РФ, Генеральная прокуратура, МВД России, ФСБ России, Минюст России, которые издают подзаконные нормативные акты, касающиеся такихвопросов, как принятие заявлений и расследование некоторых категорий преступлений, взаимодействие правоохранительных органовпри расследовании преступлений, производство судебных экспертиз, изъятие и хранение вещественных доказательств и т.д. Так, приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 утверждена Инструкция опорядке осуществления привода2, который отнесен законом (ст. 113УПК РФ) к иным мерам процессуального принуждения.Право на принятие подзаконного нормативного акта иногда прямо предоставляется органам исполнительной власти самим законодателем (так называемое делегированное законодательство). Например, во исполнение предписаний ст. 82 УПК РФ, в соответствии скоторой условия хранения, учета и передачи отдельных категорийвещественных доказательств устанавливаются Правительством РФ,было принято постановление от 20 августа 2002 г. № 620 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихсявещественными доказательствами, хранение которых до окончанияуголовного дела или при уголовном деле затруднительно»3.В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовно-процессуальное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что субъекты РФ немогут регулировать никакие вопросы уголовного судопроизводствана своей территории, хотя в недавнем прошлом такие попытки предпринимались неоднократно.

Источник: https://crimlib.info/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.