Виды мер принуждения их характеристика

Общая характеристика мер процессуального принуждения, их виды

Виды мер принуждения их характеристика

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения. Они могут носить гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер.

Меры государственного принуждения, применяемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, судов, называются мерами процессуального принуждения.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий; применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствие для успешного хода уголовного судопроизводства; имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; применяются при наличии предусмотренных законом оснований, условий и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность; имеют особые содержание и характер.

В УПК предусмотрен раздел IV, регламентирующий меры процессуального принуждения, содержание которого позволяет включать в эту категорию следующие виды мер процессуального принуждения.

1. Задержание подозреваемого(гл. 12 УПК).

2. Меры пресечения(гл. 13 УПК):

подписка о невыезде и надлежащем поведении;

личное поручительство;

наблюдение командования воинской части;

присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

залог;

домашний арест;

заключение под стражу.

3. Иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК):

обязательство о явке;

привод;

временное отстранение от должности;

наложение ареста на имущество;

денежное взыскание.

Меры уголовно-процессуального принуждения неодинаковы по своему характеру и преследуют разные цели.

Одни из них направлены на пресечение возможного продолжения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности).

Другие связаны с необходимостью доставления или обеспечения явки лиц в органы расследования или в суд (привод, обязательство о явке). Третьи служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество).

Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения могут быть разделены на средства пресечения, предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения.

Таким образом, в уголовном судопроизводстве мерами процессуального принуждения являются предусмотренные уголовно-процессуальным законом принудительные средства, применяемые уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами при наличии к тому достаточных оснований и в порядке, установленном законом, в отношении подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а также других участвующих в деле лиц в целях пресечения и предупреждения противоправных действий этих лиц, устранения препятствий для производства по уголовному делу и обеспечения надлежащего исполнения приговора.

Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого (гл. 12 УПК) является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего назначение наказания в виде лишения свободы.

Задержать лицо в качестве подозреваемого по уголовному делу можно только в случае подозрения в совершении конкретного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и при наличии одного из следующих оснований:

1) когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Закон наделяет орган дознания, дознавателя, следователя правом осуществлять задержание и при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, но лишь в случаях, когда лицо: 1) пыталось скрыться; 2) не имеет постоянного места жительства; 3) не установлена его личность. Кроме того, задержание допускается, когда в суд направлено ходатайство об избрании лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 2 ст. 91 УПК).

УПК требует, чтобы после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю в срок не более 3 часов был составлен протокол задержания (ч. 1 ст.

92 УПК), а в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого орган дознания, дознаватель и следователь должны в письменном виде сообщить прокурору о произведенном задержании (ч. 3 ст. 92 УПК). Подозреваемый должен быть допрошен (ч. 4 ст. 92 УПК); он может быть подвергнут личному обыску (ст. 93 УПК).

Для проведения личного обыска при задержании лица или заключении его под стражу не требуется вынесения специального постановления и судебного решения на его производство.

Часть 1 ст.

96 УПК содержит требование обязательного уведомления не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого кого-либо из близких родственников (при их отсутствии – других родственников), а также предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.

Вместе с тем при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК).

Лицо, задержанное в качестве подозреваемого, подлежит немедленному освобождению по постановлению следователя и дознавателя в случаях, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания для применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) задержание было произведено с нарушением требований закона (ст. 91 УПК); 4) по истечении 48 часов с момента его задержания в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; 5) суд не продлил срок задержания подозреваемого в порядке, установленном в п. 3ч. 7 ст. 108 УПК.

Понятие и виды мер пресечения.

Меры пресечения – это меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при наличии оснований и в порядке, установленном законом, уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исключительных случаях – к подозреваемому, с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать производству по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

Будучи разновидностью уголовно-процессуального принуждения, меры пресечения направлены на предупреждение противоправных действий(поступков) обвиняемых (подозреваемых), на принуждение их к выполнению необходимых в интересах производства по уголовному делу действий (поступков). Меры пресечения – принудительные, они применяются вопреки воле обвиняемых (подозреваемых), принуждают их либо воздерживаться от совершения деяний, запрещенных УПК, либо, напротив, обязывают, принуждают совершать предусмотренные УПК действия (являться по вызовам, не уклоняться от явки, надлежащим образом вести себя). По своему содержанию меры пресечения оказывают на обвиняемого (подозреваемого) психологическое, физическое, нравственное воздействие(принуждение), могут ограничивать его имущественные права и интересы.

Субъектами,уполномоченными законом применять меры пресечения, являются: дознаватель, следователь, судья, суд, в производстве которых находится уголовное дело.

Мера пресечения избирается в отношении обвиняемого и в исключительных случаях – подозреваемого.

При этом обвинение подозреваемому должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения данной меры, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента его фактического задержания, а не после принятия постановления о заключении под стражу. В ином случае мера пресечения немедленно отменяется, а заключенный освобождается.

Основания для применения мер пресечения– наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

1 )скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Из установленных в законе мер пресечения к конкретному обвиняемому (подозреваемому) может быть применена лишь одна мера пресечения – та, которая является необходимой и достаточной по данному делу.

При разрешении вопроса о применении меры пресечения следует учитывать обстоятельства, указанные в ст.

99 УПК: тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

Виды мер пресечения:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ);

2) личное поручительство (ст. 103 УПК РФ);

3) наблюдение командования воинской части(ст. 104 УПК РФ);

4) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ);

5) залог (ст. 106 УПК РФ);

6) домашний арест (ст. 107 УПК РФ);

7) заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ).

Заключение под стражу, порядок продления срока содержания под стражей.

Заключение под стражуприменяется по судебному решениюв отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух летпри невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.

При исключительных обстоятельствах эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если: а) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; б) его личность не установлена: в) им нарушена ранее избранная мера пресечения; г) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

В постановлении о возбуждении ходатайства не только излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу, но и обосновывается невозможность избрания иной меры пресечения.

Указанное ходатайство рассматривается единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника.

Сущность этой меры пресечения состоит в лишении обвиняемого (подозреваемого) свободы и содержании в местах предварительного заключения до начала фактического исполнения обвинительного приговора к лишению свободы, если мера пресечения не будет отменена либо изменена.

под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца (ч. 1 ст. 109 УПК).

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК, на срок до 6 месяцев.

Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту РФ или дознавателя с согласия прокурора субъекта, до 12 месяцев.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда субъекта РФ уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия Председателя следственного комитета при прокуратуре РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК.



Источник: https://infopedia.su/8xb03.html

Государственное и административное принуждение: понятие, признаки, виды

Виды мер принуждения их характеристика

Определение 1

Государственное принуждение – одна из разновидностей социального принуждения, представляющая собой меры психического, физического, материального или организационного влияния, применяемые уполномоченными на это субъектами в установленном законодательством порядке независимо от воли субъекта с целью обеспечения общественного порядка и безопасности.

К признакам государственного принуждения следует отнести такие характерные особенности:

  • Разновидность социального принуждения;
  • На основании психомотивационной природе устанавливается конфликтом между государственной волей, выражаемой нормами законодательства и индивидуальной волей лица, нарушившего правовые предписания;
  • Правовая опосредованность, носит правовой характер;
  • Является актом психического, физического, материального или организационного воздействия на субъект;
  • Оказывает влияние на сознание, волю и поведение лица;
  • Предусматривается конфликтом между волей государства, которая выражается законодательными нормами и субъекта;
  • Реализация в рамках правовых отношений охранительного типа.

Видовая дифференциация подразумевает собой следующее:

  • Административное принуждение;
  • Уголовное принуждение;
  • Принуждение гражданско-правового характера;
  • Дисциплинарное принуждение.

Административное принуждение как один из основных видов государственного управления

Определение 2

Административное принуждение – способ государственного управления, который основывается на административно-правовых нормах, и представляют собой совокупность психических, физических или иных средств воздействия, которые используются уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Характерными чертами административного принуждения являются:

  • Основано на нормах административного права;
  • Применение как физическими лицами, так и юридическими;
  • Применение в сфере общественных отношений, которые регулируются как административно-правовыми нормами, так и нормами других правовых отраслей;
  • Регламентирование законными и подзаконными нормативно-правовыми актами;
  • Возможно применение широким кругом уполномоченных на это субъектов;
  • Разносторонность системы мер административного принуждения (широкий спектр воздействия);
  • Зачастую применение в административном, то не в судебном, порядке;
  • Порядок применения мер устанавливается нормами административно-процессуального кодекса, который формирует более упрощенную процедуру.

Опиши задание

Классификация мер административного принуждения

Классификация административного принуждения разнообразна и представлена ниже.

К признакам, по которым можно классифицировать принуждения административного характера, относятся:

  • Характер и специфика воздействия;
  • Субъект применения;
  • Нормативные основания;
  • Сфере влияния;
  • Способ обеспечения общественного порядка и целевому предназначению.

По характеру и специфике воздействия различают меры психического воздействия, физического воздействия, имущественного воздействия и организационного воздействия.

В зависимости от субъекта применения различают меры, которые принимаются индивидуальными субъектами и меры, которыми субъектами коллективного типа.

Нормативные основания подразумевают собой меры, основанные на законодательных актах и подзаконных правовых нормах.

По сфере влияния административное принуждение делится на внутриорганизационные и внешние властные меры.

Меры административного предупреждения, пресечения, административно-процессуального обеспечения, а также защитные меры (правовосстановительные) и меры наказания относятся к такой категории, как способ обеспечения общественного порядка и целевого предназначения.

Меры административного принуждения, исходя от широкого спектра влияния, также классифицируются по своим целям.

Целевая категория включает в себя следующие составляющие:

  • Предотвращение правонарушений и наступления неблагоприятных последствий, не имеющих непосредственного отношения к правонарушению;
  • Предупреждение правовых нарушений;
  • Восстановление нарушенного состояния;
  • Обеспечение, имеющее процессуальный характер;
  • Возложение ответственности на правонарушителя за совершенное деяние.

Замечание 1

Административное принуждение также основываются как на правонарушениях, так и фактах, аномальных от правового содержания.

Поскольку процесс применения мер административного принуждения является довольно сложным, то его подразделяют на соответствующие стадии.

Стадиями меры принуждения являются:

  • Проведение анализа возникшей ситуации;
  • Выбор конкретной меры принуждения, исходя из обстоятельств;
  • Вынесение решения по принятию мер административного принуждения;
  • Применение меры административного принуждения на практике;
  • Проведение анализа в отношении эффективности применения мер;
  • Внесение корректировок в дальнейшую правоприменительную деятельность.

Вывод 1

Для правильного и эффективного применения мер, необходимо определить какой правовой отраслью законодательства эти нормы были установлены.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/gosudarstvennoe-i-administrativnoe-prinuzhdenie/

2.4. Виды мер административного принуждения, их правовая характеристика, цели и основания применения

Виды мер принуждения их характеристика

Меры административногопринуждения весьма разнообразны. Ониразличаются по целям, основаниям ипорядку применения, что создаетобъективные предпосылки для ихклассификации.

В зависимости отцелей и способа обеспечения правопорядка,определяемых объективным характеромобщественных отношений и противоправныхпосягательств на эти отношения, всемеры административного принужденияможно подразделить на три группы:

1)административно-предупредительныемеры;

2) меры административногопресечения;

3) меры, обеспечивающиепроизводство по делам об административныхправонарушениях.

Административныемеры предупредительного характераприменяютсяс целью предупреждения возможныхправонарушений в сфере государственногоуправления, предотвращения иных, вредныхдля режима общественной опасности,явлений.

Административно-предупредительныемеры не связаны с совершениемправонарушений. Они их предотвращают,и в этом смысле, предшествуют применениюиных мер принуждения, направленныхпротив виновных в совершенииадминистративных правонарушений.

Следовательно,основанием для примененияадминистративно-предупредительных мерявляется неправонарушение, а наступление особых,установленных законодательствомобстоятельств как связанных, так и несвязанных с действиями человека.

Дляих применения не требуется фактанарушения правовой нормы, а необходимонаступление, как правило, особых условий,предусмотренных гипотезой нормы.

Этомогут быть пожары, наводнения, эпидемии,эпизоотии, аварии, розыск преступника,несчастные случаи и т.п.

Административно-предупредительныммерам присуща ярко выраженнаяпрофилактическая направленность.

Например, наиболее типичными из нихявляются: (проверка документов,удостоверяющих личность; административноезадержание; контроль и надзорныепроверки; досмотр вещей и личный досмотр(таможенный, в аэропорту); введениекарантина; временное ограничение изапрещение движения транспорта ипешеходов на улицах и дорогах и т.п.)

Мерыадминистративного пресечениясвоим назначением имеют прекращениепротивоправных действий и предотвращениеих вредных последствий. Они применяются,когда правонарушение непосредственнонаходится в стадии совершения и с помощьюэтих мер оно пересекается.

К их числу, например,относятся: непосредственное физическоевоздействие; временное отстранение отработы инфекционных больных; примененииспециальных средств (резиновые палки,слезоточивый газ); применение оружия(остановка транспортного средства путемего повреждения); административноедоставление для составления протоколаоб административном правонарушении ит.п.

Суть подобных мер,несмотря на их многообразие, состоит впринудительном прекращении противоправныхдействий (деятельности) граждан,должностных лиц, организаций, нарушающихустановленный порядок.

Основаниямиприменения мер административногопресеченияявляются: во-первых, совершениеправонарушения и, во-вторых, совершениеобъективно противоправных деяний илинаступление представляющих опасностьпротивоправных состояний или событий.

При таких обстоятельствах применениемер пресечения обусловливаетсянеобходимостью быстрого и эффективногопрекращения различного рода посягательствна личную безопасность, права и свободыграждан, интересы государственных,общественных организаций.

После пресеченияправонарушения необходимо установитьвсе обстоятельства правонарушения,необходимые для привлечения виновногок ответственности.13Дляэтого законом предусмотрена возможностьприменения мер административногопринуждения. В главе 27 КоАП РФ эти мерыназываются мерамиобеспечения производства по делу обадминистративном правонарушении.

Цель примененияназванных мер административногопринуждения указана в их названии:обеспечить производства по делу обадминистративном правонарушении Онивключают в свой состав: 1) меры,обеспечивающие участие обязанных лицв производстве по делу об административномправонарушении; 2) меры, направленныена получение доказательств; 3) меры,обеспечивающие исполнение вынесенногопо делу решения.14

К первой группемер обеспечения относятся: доставление,административное задержание, привод.Основания для применения указанных мерзаконодательно закреплено в соответствующихстатьях КоАП РФ.

Для сборадоказательств применяются следующиемеры: личный досмотр, досмотр вещей,находящихся при физическом лице, досмотртранспортного средства, осмотрпринадлежащих юридическому лицу илииндивидуальному предпринимателюпомещений, территорий и находящихсятам вещей и документов, направление намедицинское освидетельствование насостояние опьянения, освидетельствованиена состояние алкогольного опьянения,арест товаров, транспортных средств ииных вещей. Основания примененияуказанной группы мер обеспечения такжезаконодательно закреплено в соответствующихстатьях КоАП РФ.

К принудительныммерам,обеспечивающим исполнение вынесенногопо делу решения,относятся следующие установленныеглавой 32 КоАП РФ меры, обеспечивающиеисполнение отдельных видов административныхнаказаний: исполнение постановления олишении права управления транспортнымсредством путем изъятия водительскогоудостоверения (ч.1 ст. 32.5, ч.1.ст.32.6);исполнение постановления о возмездномизъятии или конфискации оружия илибоевых припасов (ч.1 ст. 32.4); исполнениепостановления об административномвыдворении за пределы РоссийскойФедерации иностранных граждан и лицбез гражданства (п.2 ст. 32.9).

Относительновопроса о мерах административногопринуждения, применяемые органамивнутренних дел, следует пояснить, чтовсе рассмотренные нами виды мерадминистративного принуждения применяютсяуполномоченными субъектами ОВД, приэтом отличительной его особенностьюявляется наличие в арсенале милициитаких мер принуждения, как применениефизической силы, специальных средств,применение и использования огнестрельногооружия.

Предложенной намиклассификацией мер административногопринуждения мы не рассмотрели такойего вид, как меры административнойответственности. Согласно КоАП РФ, ккомпетенции органов внутренних делотнесено назначение таких видовадминистративных наказаний, какпредупреждение и административныйштраф.

Источник: https://studfile.net/preview/5269496/page:7/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.