Виды наказаний за совершение экологических преступлений

Уголовная ответственность за экологические преступления

Виды наказаний за совершение экологических преступлений

В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

От чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы в значительной степени зависит состояние здоровья человека, являющегося в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью.

Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три группы:

  1. специальные экологические составы;
  2. смежные;
  3. дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе “Экологические преступления” (гл. 26). Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • загрязнение вод (ст. 250);
  • загрязнение атмосферы (ст. 251);
  • загрязнение морской среды (ст. 252);
  • порчу земли (ст. 254);
  • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
  • незаконную охоту (ст. 258);
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
  • другие преступления.

К специальным экологическим составам также относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка:

  • отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);
  • регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);
  • терроризм (ст. 205);
  • нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216);
  • нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); и др.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды.

К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • служебный подлог (ст. 292);
  • халатность (ст. 293).

Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

Виды наказаний за совершение экологических преступлений:

Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа – 40 тыс. рублей, максимальный – 500 тыс. рублей.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 240 часов).

Исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Такое наказание установлено, примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 2 лет); за загрязнение атмосферы (до 1 года); за порчу земли (до 2 лет); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет).

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 2 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет).

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев).

Лишение свободы на определенный срок предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (до 5 лет); загрязнение вод (до 5 лет); загрязнение атмосферы (до 5 лет); порчу земли (до 5 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); уничтожение или повреждение лесов (до 7 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

Субъективная сторона составов экологического преступления выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Общее число зарегистрированных в стране преступлений сократилось в 2000 г. на 1,6%, но экологических – возросло на 19,4%.

В результате их удельный вес в общей структуре преступности увеличился с 0,3% в 1999 г. до 0,5 в 2000 г.

По-прежнему преобладает незаконная порубка деревьев (50,7%), незаконная добыча водных животных и растений (42,7%), незаконная охота (4,9%), которые в совокупности составляют 98,3% от числе всех экологических преступлений (в 1999 г. – 97,7%).

Экологические правонарушения относятся в России к категории наиболее распространенных. Но при этом латентность экологических преступлений достигает 95-99%.

По оценкам Директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, “в России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного контроля и управления, при росте числа правонарушений и злоупотреблений просматривается линия на затухание судебно-правового реагирования”.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ugolovnaya-otvetstvennost-za-ekologicheskie-prestupleniya

Уголовное наказание за экологические преступления

Виды наказаний за совершение экологических преступлений

Уголовным кодексом РФ предусматриваются за совершение экологических преступлений (как в главе «Экологические преступления», так и в других главах) различные виды наказаний: от штрафа до лишения свободы.

Ответственность за экологические преступления разнообразна и использует почти всю палитру возможных видов уголовного наказания.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает

следующие виды наказаний:

– штраф, то есть «денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период». Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда.

– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

«Данный вид наказания используется в виде основного или дополнительного в тех случаях, когда совершение преступления связано с должностным положением осужденного либо характером его профессиональной деятельности».

Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания.

– обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4-х часов в день. Данный вид наказания установлен, в частности, за незаконную порубку деревьев и кустарников.

– исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет).

– ограничение свободы.

Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет).

– арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой

изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской воды (до 4 месяцев).

– лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания

предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет);  за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, то есть массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Применение уголовного наказания характеризуется особыми уголовно-процессуальными процедурами – дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела. Субъектами уголовного наказания за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16- летнего возраста.

Уголовное наказание применяется только судом за совершение преступления и объявляется в тех случаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление и перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства предполагает применение более строгих уголовных санкций.

Уголовный кодекс РФ значительно усилил ответственность за преступления против окружающей среды: норм о ней стало почти в три раза больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует об изменении взглядов на степень общественной опасности вторжения человека в окружающую среду, о критической оценке современного состояния окружающей среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на ее спасение, иначе может оказаться поздно.

Заключение.

Из ранее изложенного в данной работе можно сделать следующие выводы:

Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, а также на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на них) как социальной ценности, приводящее к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды.

Специальные экологические составы (их 17) сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл.26), которая помещается в раздел IX «Преступления против общественной безопасности».  

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах             Уголовного кодекса:

– нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215);

– сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237);

– жестокое обращение с животными (ст.245);

– экоцид (ст.358).

Уголовным кодексом РФ предусматриваются за совершение экологических преступлений (как в главе «Экологические преступления», так и в других главах) различные виды наказаний: от штрафа до лишения свободы.

Ответственность за экологические преступления разнообразна и использует почти всю палитру возможных видов уголовного наказания.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает

следующие виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок

Применение уголовного наказания характеризуется особыми уголовно-процессуальными процедурами – дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела. Субъектами уголовного наказания за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16- летнего возраста.

Уголовное наказание применяется только судом за совершение преступления и объявляется в тех случаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление и перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства предполагает применение более строгих уголовных санкций.

В заключении хотел бы отметить, что не смотря на ранее сказанное, обращают на себя внимание незначительные цифры привлечения к уголовной ответственности. Причина этого кроется не только в недостатках правоохранительных органов, но и гораздо глубже.

По мнению большинства криминологов, декриминализация некоторых

экологических преступлений может способствовать усилению борьбы с ними, так как создает условия для быстрой и неотвратимой ответственности за них.

Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение наказания само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает преступности. Более того, необоснованное усиление наказаний, равно как и неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность.

Экологические проблемы, тесно связанные с экономическими, трудно

решить с помощью лишь уголовной репрессии: вековой опыт показывает, что ключ к их решению лежит в плоскости концептуального, политического, воспитательного, нравственного характера, а уже потом – юридического, уголовного. Установление в законе и применение на практике уголовной ответственности способствует их предупреждению, когда иные, более мягкие меры воздействия оказываются недостаточными, нерезультативными.

Источник: https://studopedia.ru/21_30084_ugolovnoe-nakazanie-za-ekologicheskie-prestupleniya.html

Общая характеристика экологических правонарушений согласно Уголовному кодексу

Виды наказаний за совершение экологических преступлений

Экологическое законодательство действует на всей территории Российской Федерации. Цель создания заключается в охране окружающей среды.

Юриспруденция призывает людей не только соблюдать законы в этой сфере, но и беречь природу в любом проявлении. Ведь нарушителям грозит серьёзное наказание.

И кроме этого, каждый человек должен понимать, что последствия экологических преступлений тяжело исправить, они глобальны.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Экологическое право – безусловно, важный элемент законодательства страны.

Для регулирования вопросов в экологической сфере существуют различные источники права данной отрасли. В соответствии с закономправовые акты должны иметь определённую объективную форму, для того, чтобы считаться таковыми. Принимаются нормы органом, имеющим на это полномочия.

Согласно Конституции России, для вступления в силуакты должны публиковаться официально.

Особенностью экологического законодательства является то, что нормы, регулирующие данную отрасль, содержатся во многих смежных правовых ресурсах.

Источниками экологического права являются:

  1. Конституция. Содержит основные принципы экологического права. Так, статья вторая гласит, что высшей ценностью является человек, а также его свобода и права. А статья 42-я определяет право человека на благоприятную экологию, верную информацию о состоянии окружающей среды и на компенсацию вреда, нанесённого экологическим преступлением его ценностям или здоровью.. Согласно статье 9-й, природа в России охраняется, причём экологические объекты могут быть в любой форме собственности. Порядок и условия использования земли регламентированы законом РФ. Статья 72-я Конституции определяет, что пользование экологическими объектами, охрана экологии, безопасность в этой сфере регулируется Российской федерацией и её субъектами.
  2. Федеративные договоры. Они играют важную роль в разграничении полномочий, к примеру, между федеральными органами власти РФ и органами субъектов федерации.
  3. Международное законодательство. Договоры, принципы и нормы. В статье 15-й Конституции РФ установлено, что международные нормы приоритетны.
  4. Федеральные законы. Один из основных законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» принят в 2002 году. Также экологические отношения регулируются кодексами: Лесным, Земельным, Водным и законами «О недрах», «О животном мире».В Уголовном кодексе глава 26-я посвящена экологическим преступлениям.
  5. Акты Президента РФ имеют влияние на проблемы экологии. К примеру, указы «О природных ресурсах», «О реализации конституционных прав граждан на землю» и т.д.
  6. Акты Правительства выполняют исполнительную функцию, разрабатывают целевые программы по обращению с радиоактивными отходами и их уничтожению, по предотвращению климатических отрицательных изменений и т.п.
  7. Нормативные акты министерств и ведомств.Особое место занимают Акты Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Министерств сельского хозяйства и продовольствия, природных ресурсов.
  8. Акты, законы и конституции субъектов федерации. Например, Земельный кодекс Татарстана.
  9. Нормы местных органов самоуправления регулируют природоохранную функцию.
  10. Локальные акты принимаются на некоторых производствах и в организациях с целью охраны природы.
  11. Судебная практика. В частности, постановления Арбитражного, Конституционного судов.

Количество актов, охраняющих природу, свидетельствует, что экологическому праву законодательство уделяет большое внимание. Ведь от экологии зависит здоровье населения. Совершая преступление против экологии, человек покушается на жизнь и здоровье других людей через окружающую среду, нарушает их Конституционные права.

Субъектом, на который распространяется уголовная ответственность за экологические правонарушения, может быть нарушитель старше шестнадцати лет, причём наказанию подлежит как физическое частное лицо, так и должностное.

Как утверждает Уголовный кодекс, экологические преступления могут быть выражены не только в форме действия, но и бездействия.

Предмет экологического преступления

Вопрос предмета экологических преступлений пока не нашёл чёткого отображения в законодательстве, юриспруденция охватывает его очень кратко. Данная проблема является популярной темой для презентаций, докладов и дипломных работ.

Источник: https://ugolovnoe.com/otvetstvennost/za-ekologicheskie-prestupleniya

Экологические преступления: административная и уголовная ответственность по статьям 8.8, 8.2, 8.1, 8.25, 8.28, 8.37 КОАП РФ и главе 26 УК РФ

Виды наказаний за совершение экологических преступлений

Одной из разновидностей преступных посягательств являются экологические преступления. Они направлены против безопасности окружающей природной среды, которая является условием и средством выживания живых организмов. За экологические преступления предусмотрена административная и уголовная ответственность в зависимости от степени тяжести деяния.

Общая характеристика экологических преступлений как объекта УК

Уголовный кодекс прямо указывает, что помимо охраны прав и свобод граждан, их собственности и общественного правопорядка одной из задач человека является охрана окружающей среды.  Важность обеспечения экологической безопасности связана с тем, что во многом от чистоты почвы, воздуха и качества продуктов питания зависит здоровье граждан.

Все составы преступлений, которые перечислены в Уголовном кодексе в качестве экологических преступлений, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды, можно разделить на три основные категории:

  • специальные составы;
  • смежные;
  • дополнительные.

Также можно различить два вида экологических преступлений: которые посягают на правопорядок в целом и на отдельные природные ресурсы.

Под смежными составами преступлений в области охраны окружающей среды понимаются деяния, которые имеют экологический состав лишь при определенных обстоятельствах.

Они приобретают экологическое значение, лишь если при совершении противоправных действий нарушаются правила природопользования. Это, например, терроризм (ст. 205 УК РФ), нарушение правил противопожарной безопасности (ст.

219 УК РФ), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356), хищение радиоактивных материалов (ст. 221).

Субъектами уголовной ответственности за экологические преступления могут стать граждане в возрасте от 16 лет.

Объект экологических преступлений – общественные отношения по вопросам использования природных ресурсов, обеспечения правопорядка при воздействии на окружающую среду, экологической безопасности населения, сохранения качества окружающей среды и ее компонентов.

Предмет экологических преступлений – окружающая среда и ее компоненты, продукты человеческой деятельности, воздействующие на природу.

Объективная сторона преступления может иметь форму действия или бездействия. Субъективная сторона может иметь форму умышленной или неосторожной вины (причинение вреда по неосторожности).

Уголовная ответственность за экологические преступления

Специальные экологические составы преступлений содержатся в Главе 26 УК РФ из 9 раздела «Преступления против общественной безопасности и правопорядка».

Указанные здесь правонарушения могут грозить нарушителю штрафом, ограничением свободы, исправительными работами, арестом, лишением свободы или права занимать определенные должности.

26 Глава УК РФ содержит следующие составы преступления:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), законодательства РФ о континентальном шельфе (ст. 253 УК), охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ), охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ);
  • загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);
  • загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ);
  • порча земли (ст. 254 УК РФ);
  • незаконная охота (ст. 258 УК РФ);
  • добыча и оборот животных и рыб из Красной книги (ст. 258.1 УК РФ);
  • незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ);
  • незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ);
  • уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов (ст. 262 УК РФ);
  • уничтожение критических местообитаний организмов из Красной книги (ст. 259 УК РФ).

Ответственность за экологические преступления по УК зависит от статьи и может предусматривать:

  • штраф в размере 200-700 МРОТ (такая мера наказания предусмотрена практически по всем статьям);
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, по ст. 257 УК “Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов” такое наказание установлено в пределах 3 лет);
  • обязательные работы, которые предполагают выполнение осужденным определенных работ в свободное время (например, по ст. 260 УК РФ за незаконную вырубку леса такое наказание устанавливается в пределах 240 часов);
  • исправительные работы, которые отбываются по месту работы лица, при этом из его зарплаты удерживается ежемесячно определенная денежная сумма в пользу государства (5-20%) – данная мера наказания применяется к осужденным за загрязнение атмосферы по ст. 251 УК РФ (на срок до 2 лет), порчу земли по ст. 254 УК РФ (до 2 лет) или нарушение режима пользования особо охраняемых территорий по ст. 261 УК РФ (также до 2 лет);
  • ограничение свободы, предполагающее нахождение заключенного в специальном учреждении под надзором без изоляции от общества – например, за порчу земли по ст. 254 УК РФ (до 3 лет);
  • арест, который заключается в содержании осужденного в строгой изоляции – например, за загрязнение атмосферы или вод – до 3 месяцев;
  • лишение свободы на определенный срок – например, по ст. 258 УК РФ “Незаконная охота” лицо могут приговорить к сроку до 2 лет лишения свободы.

Помимо Уголовной ответственности, за экологические преступления может наступать и административная. Признаками отнесения преступления к уголовному является его повторное совершение (по ст. 260 УК РФ), наличие в действиях лица умысла, причинение крупного ущерба (например, по ст. 248-249 УК РФ) и др.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения наступает в соответствии с КоАП. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования посвящена Глава 8 указанного документа.

По нормам административного производства к лицу могут применяться такие меры наказания, как предупреждение, штраф, изъятие или конфискация орудия преступления, лишение спецправа, предоставленного ранее лицу (например, на пользование определенными природными ресурсами или занятием предпринимательской деятельностью в указанной сфере). При этом выплата штрафа не освобождает виновных от устранения последствий нарушения.

Законодательство не содержит четкого определения административного правонарушения (в частности, в ФЗ-7 “Об охране окружающей среды” оно отсутствует). Но в экологическом праве уже сложилось свое понятие данного термина за годы правоприменительной практики.

Административный экологический проступок – посягающее на экологический порядок противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрена административная ответственность.

Основаниями для привлечения лица к административной ответственности являются наличие в его действиях экологического проступка, вина субъекта, наличие правовой нормы, которая устанавливает санкции за нарушения.

Административная ответственность наступает только за определенные экологические правонарушения. Ее субъектами могут быть любые физические или юридические лица. При назначении ответственности учитываются следующие правила:

  • она применяется строго в компетенции спецоргана или должностного лица;
  • предусмотрен строгий процессуальный порядок, подразумевающий сбор доказательной базы, составление протокола и рассмотрения дела и пр.;
  • применяются только взыскания по нормам КоАП;
  • допускается освобождение от ответственности при его малозначительности;
  • ответственность дифференцирована в зависимости от должности;
  • наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных от возмещения вреда и пр.

Важным отличительным признаком административной ответственности является наложение штрафных санкций, зависящих от характера правонарушения.

Административная ответственность за экологические преступления наступает по следующим основаниям:

  • несоблюдение общих экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (по ст. 8.1 КоАП);
  • за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в процессе сбора, накопления, обезвреживания, транспортирования отходов производства и иных опасных веществ (по ст. 8.2 КоАП);
  • вред, причиняемый недрам, землям и водам за порчу земель (по ст. 8.6 КоАП);
  • нецелевое использование земель (по ст. 8.8 КоАП);
  • несоблюдение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (по ст. 8.9 КоАП);
  • нерациональное использование недр (по ст. 8.10 КоАП);
  • нарушение специального режима осуществления хозяйственной деятельности на прибрежной зоне (по ст. 8.42 КоАП);
  • посягательства на воздух, лес и животный мир (по ст. 8.21 КоАП);
  • нарушение правил использования лесов (по ст. 8.25 КоАП);
  • уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 8.35 КоАП).

Например, за выброс мусора в лесу по ст. 8.1 КоАП придется заплатить штраф до 5 тыс. р. для физлиц, до 30 тыс. р. для должностных лиц и до 200 тыс. р. для фирм и предприятий. При этом нарушителей могут привлечь к уборке леса.

Рассмотрим также пример, как разграничиваются уголовные и административные наказания за одно и то же преступление на примере браконьерства и незаконной охоты. При нарушении установленных правил охоты применяется административная ответственность по ст. 8.37. Она влечет наложение штрафа в размере 500-4000 руб.  либо лишение права осуществлять охоту на срок до 2 лет.

Штраф за браконьерство по ч. 2 ст. 8.17 КоАП влечет штраф для граждан в размере 2-5 тыс. р. с конфискацией судна, должностных лиц – 20-30 тыс. р., юрлиц – 100-200 тыс. р.

Если незаконная охота привела к причинению крупного ущерба, осуществлялась с применением механических ТС или воздушных судов; была направлена против зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена, либо производилась на особо охраняемой территории, то применяются нормы УК ст. 258. Такое деяние наказывается:

  • штрафом до 200 тыс. р.;
  • обязательными работами на срок до 480 часов;
  • исправительными работами на срок до 2 лет;
  • арестом на срок до 6 месяцев.

Таким образом, экологические преступления – это широкий спектр правонарушений против окружающей среды, которые прямо влияют на жизнь и здоровье людей. За указанные деяния в зависимости от их масштаба и тяжести общественных последствий предусмотрена административная или уголовная ответственность.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/ekologiceskie-prestuplenia.html

Виды наказаний за экологические преступления

Виды наказаний за совершение экологических преступлений

Эколого-правоваяответственность выступает важным звеномправового обеспечения рациональногоприродопользования и охраны окружающейсреды.

В юридической литературе признано,что ответственность проявляется как”обязанность выполнять соответствующиенормы поведения и обязанность нестинеблагоприятные последствия за ихнарушение”.

При этом для экологическихправоотношений представляется важнымрассмотрение юридической ответственностине только в традиционном (ретроспективном),но и в перспективном смысле. В последнемслучае под ответственностью понимаетсяобязанность соблюдения требований вобласти охраны окружающей среды.

Вслучае нарушения законодательстваэколого-правовая ответственностьзаключается в применении к нарушителяммер государственного принуждения ипредусматривает возложение обязанностипретерпевать неблагоприятные последствия,вызванные совершением экологическогоправонарушения.

Привлечение лиц кответственности за нарушение экологическогозаконодательства не освобождает их отвозмещения вреда, причиненного врезультате вредного воздействия наокружающую среду (гражданско-правовойответственности).

Таким образом, различаютследующие виды юридической ответственностиза нарушение экологическогозаконодательства:

•административную;

•уголовную;

•гражданско-правовую;

•дисциплинарную.

Вуголовном праве понятие “экологическоепреступление” начали употреблять вначале 80-х годов XX века. Так, Ю.И.

Ляпуновк преступным деяниям в области охраныокружающей среды относит “предусмотренноеуголовным законом общественно опасноевоздействие на естественный ресурс,выразившееся в его захвате, уничтожении(истреблении), повреждении (порче)”.В.В.

Петров определяет экологическоепреступление как общественно опасноедеяние, нарушающее экологическийправопорядок и причиняющее вредокружающей среде.

Спринятием УК Республики Беларусь 1999года в законодательство было введенопонятие преступления против экологическойбезопасности и природной среды, подкоторым понимается совершенное умышленноили по неосторожности общественноопасное деяние, причинившее или могущеепричинить вред земле, водам, недрам,лесам, животному и растительному миру,атмосфере и другим природным объектам,отнесенным к таковым законодательствомоб охране окружающей среды, независимоот форм собственности.

Общественнаяопасность уголовно наказуемого деянияопределяется характером наступившихпоследствий:

•совершение нарушенийв течение года после наложенияадминистративного взыскания за такиеже нарушения (например, ч. 1 ст. 282 УК);

•смерть либозаболевания людей (например, ч. 3 ст. 272УК);

•причинение ущербав крупном либо особо крупном размере(например, ст. 264, ст. 276 УК);

•гибель растительностиили животных, заведомо для виновногозанесенных в Красную книгу РеспубликиБеларусь ( например, ч. 2 ст. 281 УК) и т. п.

Составыпреступлений в области окружающей средыопределены в Главе 26 УК “Преступленияпротив экологической безопасности иприродной среды” (ст. 263—283 УК). Рядсоставов преступлений в областиокружающей среды находится в иныхглавах.

Например, в Главе 17 “Преступленияпротив мира и безопасности человечества”установлена уголовная ответственностьза экоцид, т. е. умышленное массовоеуничтожение растительного или животногомира, либо отравление атмосферы иливодных ресурсов, либо совершение иныхумышленных действий, способных вызватьэкологическую катастрофу (ст.

131 УК); вглаве 33 “Преступления против порядкауправления” – за самовольное занятиеземельного участка (ст. 386 УК) и т. д.

Сучетом объекта посягательства можновыделить две группы экологическихпреступлений. Во-первых, преступления,которые посягают на экологическийправопорядок в целом.

Объектом такихпосягательств являются общественныеотношения по поводу окружающей средыкак интегрированного объекта правовогорегулирования, например, нарушениеправил безопасности при обращении сэкологически опасными веществами иотходами (ст.

278 УК), сокрытие либоумышленное искажение сведений озагрязнении окружающей среды (ст. 279УК), прием в эксплуатацию экологическиопасных объектов (ст. 266 УК) и т. д.

Вторую,наиболее многочисленную группуэкологических преступлений составляютте, в которых в качестве объекта выступаетпорядок использования и охраны отдельныхкомпонентов природной среды или природныхобъектов:

•порча земель –ст. 269 УК;

•нарушение правилохраны недр – 271 УК;

•загрязнение либозасорение вод — ст. 272 УК;

•загрязнениеатмосферы — ст. 274;

•загрязнение леса– 275 УК;

•незаконная порубкадеревьев и кустарников — ст. 277 УК;

•незаконная добычарыбы и водных животных – 281 УК;

•незаконная охота— ст. 282 УК и др.

Следуетотметить, что по общему правилу (примечание2 к Главе 26 УК) крупным признается размерущерба на сумму, в 250 и более раз превышающуюразмер базовой величины, а особо крупным– размер ущерба на сумму, в 1000 и болеераз превышающую размер базовой величины,установленный на день совершенияпреступления.

Отмечая экологическуюценность таких компонентов природнойсреды, как растительный и животный мир,законодатель установил более высокиетребования при применении мер уголовнойответственности за нарушениезаконодательства об охране и использованииназванных объектов.

Так, крупным размеромущерба при загрязнении леса и незаконнойпорубке деревьев и кустарников признаетсяущерб на сумму, в 80 и более раз превышающуюразмер базовой величины, установленныйна день совершения преступления.

Особокрупным размером ущерба при уничтожениилибо повреждении леса в результатенеосторожного обращения с огнем,несоблюдении правил производствавзрывных работ, нарушении правилэксплуатации других источников повышеннойопасности, нарушении порядка заготовкии вывозки древесины, а также незаконнойпорубке деревьев и кустарников признаетсяразмер ущерба на сумму, в 250 и более разпревышающую размер базовой величины,установленный на день совершенияпреступления. При нарушении законодательствао животном мире согласно примечанию кст. 281–282 УК крупным и особо крупнымпризнается соответственно ущерб вразмере 40 и более, 100 и более базовыхвеличин, установленных на день совершенияпреступления.

Обсудивпрактику рассмотрения судами дел обответственности за правонарушенияпротив экологической безопасности иприродной среды, Пленум Верховного СудаРеспублики Беларусь в постановленииот 18 декабря 2003 г.

№ 13 обратил вниманиесудов на то, что строгое соблюдениезаконодательства об охране окружающейсреды является условием обеспеченияэкологической безопасности и рациональногоиспользования природных ресурсов.

Всилу этого при рассмотрении дел онарушении законодательства в даннойобласти следует обеспечивать всестороннееи полное исследование обстоятельствпротивоправного деяния, учитыватьхарактер наступивших последствий, недопускать необоснованного освобождениявиновных от ответственности, а такжеот возмещения ущерба, причиненноговредным воздействием на окружающуюприродную среду. Судам надлежит иметьв виду, что особенностью правовых норм,устанавливающих ответственность занарушение законодательства об охранеокружающей среды, является их отсылочныйи бланкетный характер. Поэтому при ихприменении необходимо обращаться кнормативным правовым актам и международнымдоговорам Республики Беларусь,регулирующим отношения в области охраныи рационального использования природныхобъектов, а также порядок возмещенияпричиненного вреда. Было отмечено, чтосудам необходимо устанавливать причиннуюсвязь между совершенными действиями(бездействием) и наступившими вреднымипоследствиями либо между деянием ивозникновением угрозы причиненияфизического или экологического вредаи выяснять, не вызваны ли эти последствияиными факторами и не наступили ли онивне зависимости от установленногонарушения, а равно и то, не совершены лидействия в состоянии крайней необходимости.Устранение виновными лицами последствийнарушения и приведение природногообъекта в первоначальное состояние неявляется основанием для освобожденияих от ответственности за допущенноеправонарушение. Если причиненный вредне был устранен или возмещен дорассмотрения дела, суд должен принятьмеры по его возмещению. Судам надлежитиметь в виду, что основанием уголовнойответственности за преступления спризнаками административной преюдицииявляется умышленное совершение виновнымзапрещенного уголовным законом деяния.Совершение в таких случаях деяния понеосторожности в течение года посленаложения административного взысканияза такое же нарушение, при отсутствиипоследствий в виде заболевания людей,смерти или причинения ущерба в крупномразмере, влечет административнуюответственность.

Источник: https://studfile.net/preview/5363386/page:3/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.