Виды норм уголовно исполнительного права

Стр. 4 | § 4. Основные виды норм уголовно-исполнительного законодательства, их структура, содержание и общий порядок применения | Глава 3. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ | ОБЩАЯ ЧАСТЬ |

Виды норм уголовно исполнительного права

СТАТЬИ АРБИР

26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

В соответствии с общепринятой юридической классификацией нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные и процессуальные (процедурные).

Материальные нормы устанавливают содержание правил поведения.

Процедурные нормы регулируют порядок и условия реализации материальных норм. Наиболее четко взаимодействие материальных и процедурных норм выражено в ст. 113 – 118 УИК РФ:

1) “Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы” (ст. 113);

2) “Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы” (ст. 114);

3) “Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы” (ст. 115);

4) “Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы” (ст. 116);

5) “Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы” (ст. 117);

6) “Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа” (ст. 118).

При этом в ст. 113 и 115 УИК РФ сформулированы и закреплены материальные нормы, а в ст. 114, 117, 118 УИК РФ определена процедура их применения.

В системе уголовно-исполнительного права можно выделить организационно-технические нормы, которые схожи с процессуальными нормами, но в то же время отличаются от них в силу того, что не предусматривают дополнительных обязанностей и прав участников правоотношений. Нормы такого рода сосредоточены в основном в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Особенностью норм уголовно-исполнительного права является то обстоятельство, что некоторые из них заимствованы из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующим:

1) труд осужденных к лишению свободы (гл. 14 УИК РФ);

2) пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности во время отбывания наказания (ст. 98 УИК РФ);

3) профессиональное обучение (ст. 108 УИК РФ);

4) материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст. 99 – 101 УИК РФ).

Как и во многих других отраслях права, не все нормы уголовно-исполнительного законодательства содержат модель должного поведения.

Существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции).

В теории права они рассматриваются как нетипичные нормативные предписания или специальные нормы.

В уголовно-исполнительном праве специальные нормы реализуются в форме нормо-задач, нормо-принципов и нормо-дефиниций.

К нормо-задачам относятся, в частности, ст. 1 УИК РФ, которая определяет цели и задачи отраслевого законодательства, ч. 5 ст. 103 УИК РФ, устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных.

К нормо-принципам можно отнести ст. 14 УИК РФ, которая гарантирует осужденным свободу совести и свободу вероисповедания.

К нормо-дефинициям, например, относятся ст. 109 – 110 УИК РФ, которые раскрывают содержание воспитательного воздействия как основного средства исправления осужденных.

Совокупность специальных норм следует рассматривать в качестве связующего звена между политикой в сфере исполнения наказаний и уголовно-исполнительным законодательством, поскольку они закрепляют цели, принципы и стратегию деятельности государства в указанной области, в них также отражается взаимосвязь отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010

Количество показов: 4280

Источник: http://arbir.ru/articles/a_43230.htm

Уголовно-исполнительное право в вопросах и ответах

Виды норм уголовно исполнительного права

Норма является основной структурной единицей права, элементарной «клеточкой» правовой материи. В норме права содержится правило (модель) поведения участников правоотношения.

По характеру правила поведения уголовно-исполнительные нормы классифицируются на запрещающие, обязывающие и управомочивающие.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение какого-либо действия (бездействия). Например, запрет на проведение медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу жизнь и здоровье осужденных (ч. 3 ст. 12 УИК РФ).

Обязывающие нормы содержат требование (предписывают) совершить определенные действия. Например, администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания (ч. 2 ст. 75 УИК РФ).

Управомочивающие нормы предоставляют субъекту выбор варианта действия. Например, осужденному к лишению свободы предоставлено право воспользоваться длительным свиданием или заменить его краткосрочным (ч. 3 ст. 89 УИК РФ).

Вышеприведенные виды норм называются регулятивными.

В зависимости от характера социально-правовой функции уголовно-исполнительные нормы можно подразделить на поощрительные и охранительные.

Поощрительные нормы направлены на стимулирование правопослушного (социально полезного) поведения осужденных, развитие их социальной активности и устанавливают поощрения за одобряемое поведение. В поощрительных нормах реализуется функция государственного убеждения.

Поощрительные уголовно-исполнительные нормы достаточно разнообразны, и к ним относятся не только нормы, устанавливающие меры поощрения для осужденных (ст. 57, 71, 113, 134,153,167 УИК РФ).

К поощрительным относятся также нормы о возможности проживания с семьей осужденных к ограничению свободы (ч. 8 ст. 50 УИК РФ), о переводе из тюрьмы в исправительную колонию, а из исправительной колонии в колонию-поселение (ч. 2 ст.

78 УИК РФ), о переводе со строгих условий отбывания наказания в обычные, а из обычных условий в облегченные (ст. 120, 122, 124 УИК РФ) и т. д.

Поощрительная норма призывает к определенному одобряемому поведению и устанавливает характер и объем поощрения (устранение некоторого обременения или предоставление какого-либо блага) для лиц, которые последуют этому призыву.

Таким образом, поощрительная норма имеет два адресата: осужденного (чье поведение поощряется) и администрацию учреждения (кто поощряет).

Поощрительные нормы не принуждают, а призывают к определенному поведению, осужденный вправе последовать этому призыву или проигнорировать его, т. е. это его правомочие.

Применение поощрения является правомочием, а не обязанностью администрации: именно она решает, соответствует ли поведение осужденного указанному в поощрительной норме, т. е.

следует ли применять норму и какую конкретную меру поощрения применить. Осужденный не вправе требовать ни самого поощрения, ни выбирать его вид.

Следовательно, поощрительные нормы являются особой разновидностью управомочивающих норм.

Не всякая норма, устраняющая обременение или представляющая благо, относится к поощрительным. Обязательным признаком поощрительной нормы является указание на поведение осужденного, которое одобряется (поощряется) этой нормой.

Поэтому не являются поощрительными нормы об освобождении от наказания в связи с психическим расстройством или иной тяжелой болезнью осужденного (ч. 5 и 6 ст. 175 УИК РФ), об отсрочке отбывания наказания осужденным беременным женщинам (ст. 177 УИК РФ).

Уголовно-исполнительные нормы не связывают поощрение ни с наступлением болезней, ни с фактом беременности.

Не являются поощрительными и нормы, предоставляющие льготы отдельным категориям осужденных. Например, осужденные женщины и лица, содержащиеся в воспитательных колониях, имеют право получать посылки, передачи и бандероли без ограничения (п. «а» ч. 1 ст.

90 УИК РФ); осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно (ч. 5 ст. 99 УИК РФ) и т.

д.

Льготы — это какие-либо преимущества, предоставляемые отдельным категориям граждан, в силу прошлых заслуг (например, ветераны войны, лица, награжденные орденами и медалями) или в целях социальной поддержки (например, инвалиды). По объективному содержанию льгота может ничем не отличаться от поощрения — это тоже устранение обременения или предоставление блага.

Принципиальное же отличие состоит в том, что, во-первых, предоставление льгот никак не связано с поведением субъекта.

Во-вторых, льготы предоставляются законом, а не постановлением начальника учреждения, и осужденного льгот лишить нельзя. Иными словами, льгота — это субъективное право осужденного, и он вправе требовать ее предоставления.

Где есть субъективное право, там нет поощрения; где есть поощрение, там нет субъективного права, а есть законный интерес.

Другим обязательным признаком поощрительной нормы является то обстоятельство, что в ней предусмотрено определенное поощрение за одобряемое поведение. Поэтому вряд ли можно считать поощрительной норму ч. 2 ст.

111 УИК РФ, где говорится о том, что участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления (и аналогичные нормы ч. 3 ст. 108 УИК РФ, ч. 2 ст. 109 УИК РФ). Скорее, это норма- декларация, которая не может быть применена самостоятельно. Она находит свое конкретное воплощение в поощрительной норме ч.

1 ст. 113 УИК РФ — «за активное участие в работе самодеятельных организаций к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры поощрения».

Охранительные нормы направлены на охрану прав и законных интересов субъектов правоотношений, обеспечение реализации других норм и устанавливают меры ответственности за их нарушения. В охранительных нормах реализуется функция государственного принуждения.

В санкциях уголовно-исполнительных норм охранительного характера могут предусматриваться разные виды ответственности. Это может быть материальная ответственность.

Так, осужденный к лишению свободы должен возмещать затраты, связанные с пресечением его побега, а также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью (ч. 2 ст. 102 УИК РФ).

Это дисциплинарная ответственность за нарушение установленного порядка отбывания наказания: для осужденных к ограничению свободы (ст. 58 УИК РФ); осужденных к аресту (ст. 71 и 153 УИК РФ); осужденных в дисциплинарной воинской части (ст. 168 УИК РФ); осужденных к лишению свободы (ст. 115 и 136 УИК РФ).

Это административная ответственность: условно осужденных, уклоняющихся от исполнения возложенных судом обязанностей (ст. 190 УИК РФ, ст. 19.24 КоАП РФ). Это уголовная ответственность за уклонение от отбывания лишения свободы — ст. 314 УК РФ.

Другие субъекты за нарушение требований уголовно-исполнительных норм несут дисциплинарную ответственность (персонал учреждений и органов, исполняющих наказания) или административную ответственность (к примеру, граждане, прибывшие на свидание с осужденными к лишению свободы, несут административную ответственность за пронос запрещенных предметов по ст. 19.12 КоАП РФ).

Охранительные нормы могут быть: запрещающими — осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию (ч. 2 ст.

12 УИК РФ); обязывающими — должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося к нему осужденного (ч. 2 ст.

13 УИК РФ); управомочивающими — телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом исправительных учреждений (ч. 5 ст. 92 УИК РФ).

По правовой природе различают нормы материальные (например, ст. 113, 115 УИК РФ) и процессуальные (например, ст. 117, 137 УИК РФ). В первых закрепляется содержание, сущность правоотношений (так, в ст.

113 УИК РФ определяются основания и виды мер поощрения, применяемых к осужденным к лишению свободы), вторыми регулируется процесс, механизм реализации материальных норм. Например, в ст.

114 УИК РФ установлен порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы.

В зависимости от способа выражения (формулирования) нормы в нормативном правовом акте различают нормы прямого действия, бланкетные и отсылочные.

Для восприятия и реализации удобнее всего прямой способ изложения, но иногда, с точки зрения юридической техники, предпочтительнее использовать бланкетные и отсылочные нормы.

Они дают экономию нормативного материала и облегчают в некоторых случаях правоприменение.

В бланкетной норме не раскрывается содержание диспозиции (гипотезы, санкции), а дается отсылка к нормам соответствующей отрасли законодательства. Так, в ч. 1 ст. 52 УИК РФ установлено, что лечебно- профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к ограничению свободы оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья.

Отсылочные нормы требуют обращения к нормам (статьям), изложенным в этом же нормативном акте, что позволяет избежать дублирования: ч. 3 ст. 87 УИК РФ; ч. 2 ст. 88 УИК РФ; ч. 3 ст. 113 УИК РФ и др.

Источник: https://isfic.info/samet/funt06.htm

Уголовно-исполнительное право: понятие, предмет, метод и связь с другими отраслями права

Виды норм уголовно исполнительного права

Главными формами реализации уголовно-исполнительной политики считаются: директивная, которая должна быть закреплена в документах директивного характера; нормативно-правовая, как выражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве, а также прочих нормативных правовых актах.

Нормативно-правовая форма реализации политики в области исполнения наказаний уголовного характера считается главенствующей, она охватывается понятием уголовно исполнительного права.

Понятие УИП (уголовно-исполнительного права)

Определение 1

Уголовно-исполнительное право (определено понятием уголовно-исполнительного права)  – это самостоятельная сфера права РФ, которая представляет собой некую систему юридических норм, занимающихся регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера и применения прочих мер уголовно-правового воздействия.

Самостоятельность этой сферы права определена наличием у нее собственного предмета правового регулирования, а также точно соответствующего ему метода правового регулирования и обособленной системы норм.

Предмет УИП

Определение 2

Предметом уголовно-исполнительного права считаются общественные отношения, которые появляются во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера, а также применения и других мер уголовно-правового воздействия (к примеру, условного осуждения).

Предмет данного права составляют разные группы общественных отношений. Во-первых, это общественные отношения, которые появляются между учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и осужденными.

Основная роль данных взаимоотношений обуславливается тем, что с того момента, как приговор вступил в свою законную силу, и до наступления момента отбытия уголовного наказания администрация учреждения, которое ответственно за исполнение наказания, и сам осужденный находятся в прямом контакте, взаимодействуя друг с другом.

Так, представитель администрации выступает в роли организатора жизнедеятельности, отдыха, труда, быта осужденных, и в этом состоит его руководящая роль.

Замечание 1

Конечно, чтобы минимизировать во время исполнения наказания ущемление прав и свобод осужденных, обеспечить их нормальное поведение, нужна строгая правовая регламентация порядка, а также всех условий отбывания наказаний уголовного характера, а также отношений между осужденными и администрацией.

В условиях формирования демократического правового государства усиливается внимание государства и социума к области исполнения наказаний уголовного характера.

Из-за этого к самому предмету УИП причисляются общественные отношения, которые складываются между органами абсолютно всех ветвей государственной власти, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и непосредственно осужденными.

Формирование институтов гражданского общества справедливо стимулировало включенность в предмет права конкретной сферы права общественных отношений, появляющихся между структурами общества, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, при осуществлении общественного контроля и оказании им всестороннего содействия, и самими осужденными.

Опиши задание

Реализация большей части наказаний уголовного характера (это исправительные и обязательные работы, лишение свободы) напрямую связано с привлечением осужденных индивидов к общественно полезной деятельности.

Из-за этого предмет УИП охватывает также общественные отношения, которые складываются между администрациями предприятий и организаций, где трудятся осужденные, а также учреждением, которое исполняет наказание, и самими осужденными индивидами.

Специфика предмета данной правовой сферы заключается в том, что в него вошли общественные отношения, проявляющиеся между учреждениями и органами, которые занимаются исполнением наказаний, а также родственниками, близкими для осужденных людьми, и прочими индивидами касательно исполнения (отбывания) уголовного наказания, к примеру, во время посещения исправительных учреждений, при предоставлении свиданий, приеме передач и проч.

Методы УИП

Из-за того, что непосредственно само уголовное наказание является самой жесткой мерой государственного принуждения, основным методом уголовно исполнительного права (правового регулирования) называют императивный, то есть предполагающий неравенство субъектов правоотношений.

Он основан на использовании властных юридических предписаний, не допускающих никаких отступлении от точно установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений имеют право совершать исключительно те действия, которые разрешаются.

Главными средствами воздействия на общественные отношения в этом случае считаются запреты, наказания, обязанности, а также другие правовые ограничения.

Вместе с этим это не исключает применение в процессе регулирования общественных отношений в области исполнения (отбывания) наказаний уголовного характера диспозитивного метода, который базируется на дозволениях и равноправии сторон, который дает возможность субъектам лично осуществлять выбор своего поведения.

Замечание 2

При этом осужденный и прочие индивиды могут обратиться в судебные органы с жалобой на действия администрации учреждения либо органа, который исполняете уголовное наказание.

Самостоятельность данной сферы права определяется также и имеющейся системой норм, которые закреплены в УИК РФ, а также прочих ФЗ (федеральных законах) и других нормативных актах правового характера.

УИП напрямую связано с прочими правовыми сферами, и, во-первых, с уголовным, а также уголовно-процессуальным правом, акт как все они объединены совместной целью (это борьба с преступностью), общими принципами, а также методами правового регулирования. Их нормы с различных позиций занимаются регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу назначения, исполнения (отбывания), а также освобождения от наказания уголовного характера.

Замечание 3

При этом уголовное право по отношению к уголовно-исполнительному считается базовым из-за того, что имея родственные с ним институты, оно и определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.

Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие УИП почти со всеми прочими сферами системы права РФ.

Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных индивидов, с гражданским – из-за осуществления осужденными индивидами собственных имущественных прав, с трудовым – регламентацией трудовой деятельности лиц, которые отбывают уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных индивидов и т.д.

УИП напрямую связано с административным правом. Нормы этой сферы права направлены на регулирование управленческих отношений в области исполнения уголовных наказаний, которые связаны с работой учреждений и органов, занимающихся исполнением наказаний, прохождением службы сотрудниками данных органов, осуществлением контроля за их работой.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo/predmet-i-metod-ugolovno-ispolnitelnogo-prava/

Нормы уголовно-исполнительного права делятся на виды. Существует несколько таких делений в зависимости от поставленных задач и избранных оснований

Виды норм уголовно исполнительного права

Структура уголовно-исполнительного права

Структура уголовно-исполнительного права представляет собой устойчивую связь, взаимодействие различных норм и институтов данной отрасли права, которые в совокупности выражают содержание и социальное назначение уголовно-исполнительного права в обществе и государстве.

Норма уголовно-исполнительного права представляет собой правило поведения субъектов уголовно-исполнительных отношений, выраженное в виде их прав и обязанностей.

В зависимости от издавшего их органа нормы уголовно-исполнительного права могут быть

· нормами закона

· нормами подзаконного,

· и нормами ведомственного нормативного акта.

Классификация норм уголовно-исполнительного права в зависимости от характера устанавливаемого правила. То они подразделяются на:

· регулятивные (обязывающие, управомочивающие и запрещающие, или запретительные),

· поощрительные

· и правоохранительные.

Воздействие регулятивных нормативных предписаний направлено прежде всего на установление субъективных прав и юридических обязанностей участников уголовно-исполнительных правоотношений.

В зависимости от выполняемых ими социально-правовых задач регулятивные нормы делятся на

· обязывающие,

· управомочивающие

· и запрещающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные положительные действия и не предоставляют ему альтернативы. Так, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться, а администрация исправительных учреждений – обеспечивать привлечение осужденных к общественно полезному труду (ст. 103 УИК РФ).

Действие обязывающей нормы призвано обеспечить интересы другого субъекта правоотношения, в данном случае исправительного учреждения, исполняющего наказания.

Однако осужденный, например, получая заработную плату за свой труд, пользуясь дополнительной суммой денег за перевыполнение норм выработки, получая иные как материальные, так и моральные поощрения, может удовлетворять и свои интересы, но в пределах данного правоотношения.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам уголовно-испол­нительных правоотношений определенные права и в то же время возможность выбора вариантов поведения в рамках закона.

Так, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в суд, органы прокуратуры, органы государственной власти, общественные объединения, а также межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 12 УИК РФ).

Разумеется, выраженная в этой статье норма предполагает, что осужденные по своему усмотрению могут воспользоваться или не воспользоваться предоставленным им правом.

Запрещающие нормы (запреты) устанавливают обязанность лиц воздерживаться от определенных действий, признаваемых законом неправомерными. Правовые запреты в уголовно-исполнительном законодательстве проявляются в формах конкретизированных запрещающих нормативных предписаний, прямо выраженных в тексте юридических актов, и общих запретов, содержащихся в комплексе норм.

Конкретизированные нормы-запреты выражаются при помощи слов «запрещается», «запрещено», «не допускается», «не могут». Например, лицам, осужденным к ограничению свободы, запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством РФ (ч. 6 ст.

50 УИК РФ); не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения осужденных при особо опасном рецидиве преступлений (ч. 2 ст. 96); в тюрьме на строгом режиме не могут содержаться осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы (ч. 4 ст.

130 УИК РФ).

Следует также заметить, что характер запрещающих норм во многом зависит от двух основных способов правового регулирования, один из которых в юридической литературе принято называть разрешительным, а другой -дозволительным. Для уголовно-исполнительного права характерен как разрешительный, так и дозволительный порядок правового регулирования.

Разрешительный – это такой способ регулирования, в соответствии с которым в конкретных уголовно-исполнительных правоотношениях дозволены лишь действия, прямо предусмотренные нормативными предписаниями.

Дозволительный способ регулирования противоположен первому – дозволено все, что прямо не запрещено.

Поощрительные нормы являются особой разновидностью норм уголовно-исполнительного права.

Поощрительной можно считать лишь ту норму, которая не просто смягчает ответственность и наказание, а поощряет субъекта за активное поведение, являющееся позитивным.

На этом основании в научной литературе предложено следующееподразделение поощрительных норм в уголовном и уголовно-исполнительном праве:

1) поощряющие социальную активность личности (освобождение от уголовной ответственности при необходимой обороне, крайней необходимости и т.п.);

2) поощряющие отказ от дальнейшей преступной деятельности (добровольный отказ от совершения преступления и др.);

3) поощряющие исправление и перевоспитание осужденных.

Поощрительные нормы третьего вида имеются в уголовно-исполнительном праве. Их социальное назначение выражается в стимулировании различных форм социальной активности лиц, отбывающих уголовное наказание.

Так, поощрительная норма, содержащаяся в ч. 4 ст.

88 УИК РФ, предусматривает, что осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе повышать размер средств, разрешенных для расходования. В приведенном примере у осужденного возникает право на приобретение предусмотренных законом дополнительных прав. Тем не менее требовать их предоставления он не может. Создавшуюся ситуацию обязан оценить орган государственной власти и решить, предоставлять осужденному указанные права или нет. При положительном решении вопроса орган государственной власти своим актом поощряет осужденного, предоставляя ему эти права.

Воздействие правоохранительных норм в основном направлено на охрану отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания, и носит, как правило, государственно-принудительный характер.

В уголовно-исполнительном законодательстве содержатся нормы, предусматривающие дисциплинарную и материальную ответственность за нарушение его отдельных нормативных предписаний. К таким нормам, например, относятся «меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы» (ст.

115 УИК РФ); «ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ» (ст. 46); «материальная ответственность осужденных к лишению свободы» (ст. 102 УИК РФ) и др.

Эти нормы, устанавливая дисциплинарную и материальную ответственность осужденных, берут, таким образом, под охрану целый ряд правил поведения, закрепленных в нормативных предписаниях уголовно-исполнительного законодательства.

Структура нормы уголовно-исполнительного права.

Структуры норма уголовно-исполнительного права состоит из

гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза представляет собой условие, при наличии которого данная норма может применяться, и зачастую лежит за пределами текста нормативных актов по уголовно-исполнительному праву. В этом случае она формируется в уголовно-процессуальных юридических актах. Но гипотеза может быть выражена и в тексте нормативных актов по уголовно-исполнительному праву.

Диспозициюнормы образует само правило поведения, выражающееся в наделении субъектов правами и корреспондирующими этим правам обязанностями.

Санкцией следует считать предусмотренное нормой право последствие нарушения правила, выраженного в диспозиции.

Нарушение нормы уголовно-исполнительного права может влечь за собой санкцию, относящуюся к сфере дисциплинарной, уголовной или материальной ответственности.

Рассмотренная структура придает норме права, в том числе и норме уголовно-исполнительного права, целостность и своего рода неделимость.

Это значит, что компоненты содержания правового предписания (гипотеза, диспозиция или санкция) органически связаны между собой в единое целое и в то же врем каждый из них в отдельности не является самостоятельным правовым образованием.

Тем не менее анализ текста норм названной отрасли права показывает, что не всегда в нем выражена трехчленная структура в ее “чистом” виде. Встречаются нормативные предписания, имеющие двухчленную и даже одночленную структуру: диспозицию и гипотезу либо санкцию или только диспозицию.

Но в этих случаях все равно имеется норма права, ибо есть главный элемент ее содержания – диспозиция (правило поведения). Гипотеза, т.е. условие применения диспозиции, нередко предусмотрена другой нормой права, поскольку она является общей по отношению ко многим правилам поведения. Условием действия всех норм, устанавливающих так называемые специфические права осужденных, является их нахождение в исправительном учреждении.

Процессуальные нормы уголовно-исполнительного права.В системе данной отрасли права взаимодействуют два основных вида нормативных предписаний –

Источник: https://studopedia.su/5_50395_normi-ugolovno-ispolnitelnogo-prava-delyatsya-na-vidi-sushchestvuet-neskolko-takih-deleniy-v-zavisimosti-ot-postavlennih-zadach-i-izbrannih-osnovaniy.html

1.2.1 Предмет, методы и нормы уголовно-исполнительного права

Виды норм уголовно исполнительного права

Уголовно-исполнительное право РФ (УИК РФ) представляет собой самостоятельную отрасль российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

Уголовно-исполнительное право относится к ведению Федерации.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) уголовных наказаний всех видов, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия. Предмет уголовно-исполнительного права составляют различные группы общественных отношений. В соответствии со ст. 2 УИК РФ к ним можно отнести регулирование общественных отношений, связанных со следующим:

1) исполнением всех видов наказаний (включая специальные воинские) и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (УК РФ) (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;

2) применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

3) регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

4) порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

5) процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.

Самостоятельность отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений.

Поскольку уголовное наказание представляет собой наиболее строгую форму государственного принуждения, его исполнение характеризуется основным методом императивного, властного приказа, предполагающего неравенство субъектов правоотношения.

Это не исключает применение и других известных праву методов между различными участниками уголовно-исполнительных отношений – диспозитивного, поощрения и т.д.

В зависимости от применяемых методов и исходя из иных критериев осуществляется разнообразная классификация норм уголовно-исполнительного права.

Норма уголовно-исполнительного права есть общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов и участников правоотношений (государственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединения, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан), направленное на урегулирование общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия. Структура уголовно-исполнительной нормы состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и обладает определенными особенностями.

Так, гипотеза может быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 УИК РФ) или содержаться в самой норме (ст. 51, 85, 96, 97 УИК РФ). Санкции норм уголовно-исполнительного права, присутствующие в отдельных статьях (ст.

57, 71, 113, 115 УИК РФ), применяются за нарушения либо за добросовестное выполнение правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме этого, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту – осужденному.

Другие субъекты и участники правоотношений несут ответственность либо поощряются в соответствии с положениями других отраслей права.

Нормы уголовно-исполнительного права можно подразделить на виды по различным основаниям:

1) по функциональной роли;

2) по виду правового регулирования;

3) по правовой природе.

По функциональной роли различают:

· исходные нормы (нормы-задачи (ст. 1 УИК РФ);

· нормы-принципы (ст. 8 УИК РФ);

· нормы-дефиниции (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ);

· нормы-правила поведения, составляющие большую часть норм уголовно-исполнительного права;

По виду правового регулирования нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на:

· общие, т.е. предписания, которые указаны в Общей части уголовно-исполнительного права и распространяют свое действие на все или большую часть институтов данной отрасли (ст. 6, 11 УИК РФ);

· специальные, указанные в Особенной части уголовно-исполнительного права и относящиеся к его отдельным институтам (ч. 1 ст. 73 УИК РФ).

Нормы-правила поведения уголовно-исполнительного права в зависимости от характераустанавливаемого правила поведения классифицируются следующим образом:

· регулятивные нормы – устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных отношений. Они подразделяются на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия, предписывают им тот или иной вариант должного поведения (ст. 34, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 112 УИК РФ и другие).

Уполномочивающие (управомочивающие) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них позитивных действий, определяют выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 103 УИК РФ и другие).

Запрещающие нормы содержат запрет, устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые признаются неправомерными (ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 95, ч. 6 ст. 103 УИК РФ и другие);

· поощрительные нормы – направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения осужденных, заключающегося в добросовестном выполнении ими своих юридических и общественных обязанностей (ст. 57, ч. 1 ст. 71, ч. 2 ст. 78,ч. 5 ст. 104, ст. 113 УИК РФ и другие);

· охранительные нормы – призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 29, 38, 46, 102, 115 УИК РФ).

Значительная часть норм уголовно-исполнительного права относится:

· к бланкетным, которые отсылают правоприменителя к нормативным правовым актам других отраслей права;

· и ссылочным, отсылающим к другим статьям УИК РФ (ч. 7 ст. 12, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 105 и ч. 8 ст. 74, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 107, ч. 3 ст. 113 УИК РФ соответственно).

По правовой природе нормы уголовно-исполнительного права подразделяются:

· на материальные нормы, которые закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов и участников регулируемых уголовно-исполнительных отношений;

· на процессуальные нормы, которые определяют общий порядок, процедуру реализации материальных норм.

В связи с тем, что при исполнении уголовных наказаний существенно ограничиваются права и свободы осужденных и иных лиц, вовлеченных в общественные отношения в этой области, право регулирует большинство из них. Эти правоотношения носят публичный характер. Они возникают со вступлением приговора в законную силу и продолжаются до момента отбытия осужденным уголовного наказания.

Источник: http://libraryno.ru/1-2-1-predmet-metody-i-normy-ugolovno-ispolnitel-nogo-prava-ug_isp_pravo_latushkina_2010/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.