Виды осуществления правосудия

Понятие и виды правосудия

Виды осуществления правосудия

Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции. Они предопределяются функциями государства, под которыми понимаются направления его деятельности, обусловленные объективными потребностями общественной жизни и задачами, стоящими перед государством.

Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства. Если в функциях государства выражается содержание его деятельности в целом, то в функциях отдельного государственного органа – содержание относительно обособленной части государственного механизма.

Правоохранительную функцию государства осуществляют все государственные органы.

Чтобы не возникло сомнений, в какой мере тот или иной государственный орган отражает ту или иную сторону правоохранительной функции государства, необходимо четкое законодательное закрепление за ними их функций.

В отношении судов так и сделано. В ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» сказано, что суды осуществляют правосудие.

Указание в законодательстве на то, что правосудие осуществляется только судом, является органически необходимым.

Его отсутствие свидетельствовали бы о том, что органы законодательной власти не провели до конца тот подход, который они использовали в отношении других государственных органов, например, органов исполнительной власти.

Наличие в законе нормы о том, что правосудие осуществляется только судом, означает, что правосудие включено в систему государственных функций; для его реализации государство специально создает суды; государство гарантирует не возлагать функцию правосудия на другие специально созданные государственные органы; наиболее важные с точки зрения государства юридические конфликты будут разрешаться судом, вне желания сторон рассмотреть возникший конфликт другим государственным органом, а не судом.

Правосудие – это функция суда. Но чтобы эта функция была реализована, суды должны быть наделены компетенцией. Компетенция (от лат. competo – добиваюсь, соответствую) означает: 1) круг полномочий, предоставленных законом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области.

Компетенции суда присущ объективно-субъективный характер.

Объективный – поскольку компетенция суда зависит от экономического состояния общества, а субъективный – потому что проходит через сознание человека и закрепляется в нормативно-правовых актах.

Наделение суда компетенцией, отвечающей политическим, экономическим и социальным условиям жизни общества, является одной из важнейших предпосылок эффективного использования всех возможностей государства в руководстве социальными процессами.

Устанавливая компетенцию судов, государство тем самым определяет место судов в системе органов государственной власти.

Причем, для разрешения стоящих перед судами задач, необходимо, по возможности, устанавливать стабильную компетенцию. Однако это не означает, что компетенция суда не должна меняться на протяжении длительного времени.

Механизм осуществления функции правосудия должен быть гибким, способным реагировать на меняющиеся общественные отношения.

Компетенция суда устанавливается в законодательстве. Суд не только вправе, но и обязан осуществлять ту компетенцию, которая на него возложена государством.

Он не должен уклоняться от выполнения своей компетенции, равно как и выходить за ее пределы, а также перелагать ее на другие государственные органы и общественные организации.

В своей деятельности суды не вправе подменять друг друга, иначе это явится нарушением их компетенции.

Компетенция суда проявляется в деятельности суда. Всякая деятельность, в том числе и судебная, включает в себя определенные компоненты. Судебная деятельность – это совокупность действий суда, совершаемых в определенной последовательности и образующих судебный процесс, который можно разделить на конкретные стадии (части).

Таким образом, правосудие – это правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основу судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленность.

Правовые нормы являются основным, фундаментальным регулятором правосудия. Право в наибольшей мере вторгается в деятельность по реализации правосудия. Оно упорядочивает поведение субъектов как носителей общественных отношений.

В законодательстве последовательно проводится идея, что правосудие – правоприменительная деятельность суда. Так, в ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. сказано: «Суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством», а в ст. 9 говорится, что судьи подчиняются только закону.

Итак, при рассмотрении и разрешении судом дел осуществляется правоприменительная деятельность. Но лишь наиболее важные стороны правосудия подвергнуты правовому регулированию. В остальном государство доверяет суду действовать по своему усмотрению, опираясь на индивидуальное сознание судьи. Каждый шаг суда невозможно подробно регламентировать.

Именно поэтому в ряде случаев в законе содержатся лишь общие рекомендации о его деятельности. Тем самым ему предоставляется определенная свобода в выборе варианта поведения. В таких случаях суд использует свое усмотрение.

Причем решение, принятое судом исходя из своего усмотрения, влечет те же правовые последствия, что и решение, принятое на основе конкретного правового предписания.

Судебное усмотрение базируется на нормах права. Для обеспечения целесообразного и справедливого судебного решения необходимо сочетание норм права и судебного усмотрения, ограниченного их пределами.

Роль судебного усмотрения при осуществлении правосудия определяется уровнем детализации правового регулирования, который избрал законодатель.

Этот уровень будет неодинаков и зависит от важности той или иной сферы общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию.

Судебное усмотрение выступает, по крайней мере, в двух формах: 1) когда суд из нескольких конкретных правовых норм выбирает одну и применяет ее; 2) когда конкретных правовых норм нет, а существует только общая норма и задача суда состоит в том, чтобы, применив ее, не выйти за пределы регулятивных возможностей этой нормы.

Вместе с тем, от того что суд использует судебное усмотрение, правосудие не перестает быть правоприменительной деятельностью.

Следует отметить, что судебная власть в государстве распространяется или, по крайней мере, должна распространяться на все юридические конфликты, которые объективно требуют ее вмешательства.

Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия. Внешне это проявляется в определенном порядке рассмотрения дела. Характер дела и порядок его разрешения образуют вид правосудия.

В итоге правосудие – это деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции.

Исходя из уровня развития действующего законодательства существуют следующие виды правосудия:

– по уголовным делам;

– по гражданским делам;

– по хозяйственным делам;

– по делам об административных правонарушениях;

– по конституционным делам.

Уголовные дела – это дела о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными органами и должностными лицами.

Гражданские дела – это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, патентных правоотношений и др.

Дела об административных правонарушениях разнообразны. Они рассматриваются многими административными органами государства (органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и др.).

Некоторые из административных правонарушений рассматривают суды: о мелком хулиганстве, о мелком хищении государственного имущества и др.

Только суд может применять арест в качестве меры административного взыскания.

Все эти дела рассматривают суды общей юрисдикции. Рассмотрение дел осуществляется в судебных заседаниях, порядок проведения которых определен в законе. Важной особенностью этих заседаний является участие в них конфликтующих сторон.

В гражданском процессе они называются – истец и ответчик, в уголовном процессе – обвиняемый и потерпевший. Кроме них есть еще другие участники судебного процесса: свидетели, эксперты, переводчики и др. Они не заинтересованы в исходе дела. В исходе дела заинтересованы конфликтующие стороны.

Для отстаивания своих интересов они не только наделены правами, но имеют и обязанности.

В результате рассмотрения уголовного дела суд выносит обвинительный или оправдательный приговор, по гражданскому делу – решение, а по делам об административных правонарушениях – постановление о наложении административного взыскания.

Для рассмотрения хозяйственных дел (дел, возникающих в сфере экономических отношений) созданы хозяйственные суды.

Конституционные дела – это дела о том, соответствуют ли Конституции Республики Беларусь другие нормативно-правовые акты. Такие дела рассматриваются Конституционным Судом.

Положение Конституционного Суда и хозяйственных судов в судебной системе Республики Беларусь своеобразно: при рассмотрении ими дел представители народа (народные заседатели или присяжные заседатели) не участвуют.

Правосудие всегда осуществляется по конкретному делу.

Формой правосудия является судопроизводство, под которым следует понимать последовательность действий суда, направленных на выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемому делу и вынесению судом соответствующего письменного документа, в котором фиксируются результаты рассмотрения дела. Существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное, административное, хозяйственное. Понятие «судопроизводство» идентично понятию «судебный процесс».

Необходимо различать понятие “судебная власть” и понятие “правосудие”.

Понятие “судебная власть” применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда же судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела, она превращается в функцию правосудия, которая осуществляется только судом. В этом смысле необходимо использовать понятие “правосудие”.

Источник: https://studopedia.ru/18_12279_ponyatie-i-vidi-pravosudiya.html

Судебная власть. Понятие и виды правосудия. Принципы правосудия

Виды осуществления правосудия

Для современных государств характерно то, что в основе их функционирования лежит принцип разделения властей.

Судебная власть принадлежит судам и осуществляется самостоятельно и независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть разрешает возникающие между людьми юридические конфликты, приводит в балланс законодательную и исполнительную власти, не позволяя им выходить за пределы своего предназначения.

Судебной властью является та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.

Государственной власти присуще такое свойство как легитимность. Судебная власть является частью государственной власти. Поэтому ей также свойственна легитимность. Легитимная судебная власть оправдывает социальные ожидания народа от нее.

Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции. Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства. В ст. 4 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что суды осуществляют правосудие.

Правосудие – это функция суда, правоприменительная деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции (круг полномочий, предоставляемый законом).

Итак, при рассмотрении и разрешении судом дел осуществляется правоприменительная деятельность.

Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия.

Существуют следующие виды правосудия:

-по конституционным делам (о соответствии Конституции Республики Беларусь других нормативных актов);

по гражданским делам (возникающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений);

-по уголовным делам (о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными должностными лицами);

-по делам об административных правонарушениях (рассматриваются многими административными органами государства: органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и т.п.; лишь некоторые из административных правонарушений рассматривают суды: о мелком хулиганстве, о мелком хищении государственного имущества и т.п.);

-по хозяйственным делам (возникающим в сфере экономических отношений, по спорам хозяйствующих субъектов).

Гражданские, уголовные и административные дела рассматривают суды общей юрисдикции в судебных заседаниях.

Особенностью заседаний по этим делам является участие конфликтующих сторон, заинтересованных в исходе дела. В гражданском процессе – истец и ответчик.

В уголовном процессе – обвиняемый, потерпевший, и другие участники процесса (свидетели, эксперты, переводчики и др.), не заинтересованные в исходе дела.

Судебный процесс (судопроизводство) – последовательность действий суда, направленных на выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемому делу и вынесению судом соответствующего письменного документа, в котором фиксируются результаты рассмотрения дела.

В результате уголовного дела суд выносит обвинительный или оправдательный приговор, по гражданскому делу – решение, по делам об административных правонарушениях – постановление.

Необходимо различать понятия «судебная власть» и «правосудие». Понятие «судебная власть» применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела необходимо говорить о функции правосудия, которая осуществляется только судом.

Правосудие осуществляется на основе следующих принципов:

– осуществления правосудия только судом;

– независимости судей при осуществлении правосудия;

-равенства участников судебного процесса перед законом и судом;

– публичности правосудия;

-состязательности при осуществлении правосудия;

– обеспечения обвиняемому права на защиту при осуществлении правосудия;

-всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия;

-использования государственного языка;

-гласности правосудия;

-участия в судебном заседании народных заседателей.

§2. Судебная система в Республике Беларусь

Судебная система – это совокупность судов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» и иными нормативными правовыми актами.

В ст. 109 Конституции Республики Беларусь сказано, что система судов строится на принципах территориальности (областные, районные, городские суды) и специализации (суды общей и специальной юрисдикции).

В ст. 1 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» перечислены суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь, к которым относят: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской суд, военные суды, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска, а также специальные суды.

Законодательство Республики Беларусь не говорит о том, какие суды относить к судам специальной юрисдикции, но из смысла вытекает, что это хозяйственные суды.

Каждый суд рассматривает определенный круг дел, отнесенных законом к его компетенции. Определению того, к ведению какого суда относится дело, служит подсудность.

Подсудность – свойство юридического дела, совокупность характеризующих его признаков, определяющих какой именно суд вправе и обязан рассматривать и разрешать это дело. Так, например, дела о преступлениях военнослужащих подсудны только военным судам.

Различают вышестоящие и нижестоящие суды. Так вышестоящим по отношению к районному суду будет областной суд, который в свою очередь будет нижестоящим по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

В судебной системе судов общей юрисдикции действуют суды I и II инстанции. Суды I инстанции рассматривают дело в первый раз. До него это дело никакой суд не рассматривал. Суд I инстанции, вынесший судебный акт, не может сам его изменить или отменить. Решение суда по гражданскому делу и приговор по уголовному делу вступают в силу через 10 дней.

В течение этого времени стороны могут обжаловать (подать жалобу), а прокурор подать протест (опротестовать) в вышестоящий суд. Если подана жалоба или протест, то приговор или решение не вступают в силу до тех пор, пока вышестоящий суд не вынесет по ним судебный акт – определение. Судами I инстанции могут быть все суды общей юрисдикции.

Суды II инстанции проверяют законность и обоснованность судебных актов, вынесенных судами I инстанции. Судами II инстанции могут быть все суды общей юрисдикции, за исключением районных (городских) судов.

Источник: https://studopedia.su/1_43548_sudebnaya-vlast-ponyatie-i-vidi-pravosudiya-printsipi-pravosudiya.html

Понятие правосудия и его признаки | Студент-Сервис

Виды осуществления правосудия

Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. О правосудии говорится в Конституции РФ неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями:

  • часть 5 статьи 32 Конституции России устанавливает право граждан «участвовать в отправлении правосудия»;
  • часть 2 статьи 50 запрещает при осуществлении правосудия «использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона»;
  • статья 52 посвящена охране прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью и гласит: «Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба»;
  • часть 1 статьи 118 Конституции содержит важнейшее для судебной власти правовое установление: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Знатоки русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют «правосудие как деятельность судебных органов; справедливое решение дела, спора».

Понятие правосудия – понятие, прежде всего, правовое. Поэтому его определение и основные элементы должны опираться на соответствующие правовые нормы и институты.

Правосудие – одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной, относится к числу важнейших полномочий судебной власти.

И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Отправление правосудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и общественных институтов.

Правосудие осуществляется только судом (судьёй) и, следовательно, представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия – исключительная компетенция суда. Только правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным и назначении ему меры наказания.

Правосудию присущ особый процессуальный порядок, этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, с соблюдением особого порядка (процедуры), подробно регламентированного законом, устанавливающим процедуру деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, решения по которым вправе принимать только суд. Этот порядок обеспечивает права и охраняемые законом интересы тех, кого касается деятельность суда, кто участвует в данном судебном деле. Правосудие – правоприменительная деятельность, основанная на строгом соблюдении законов. Осуществляющие правосудие судьи независимы, они подчиняются Конституции РФ и законам. Правосудие в его подлинном смысле имеет место тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв на этой основе справедливое решение. Если суд принимает решение, противоречащее закону (к примеру, осуждает невиновного в преступлении), то это не правосудие, а беззаконие, произвол.

Правосудие, с точки зрения правовой и нравственной, – основанная на законе справедливость. Разбирательство и разрешение дел в судебном заседании есть способ осуществления правосудия.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» суды общей юрисдикции рассматривают:

  • все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами;
  • все уголовные дела;
  • иные дела, отнесённые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Эта статья наиболее правильно определяет способы (пути) осуществления правосудия по гражданским и уголовным делам в настоящее время.

Правосудие осуществляется путём рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях и принятия судом соответствующих решений. Судебное заседание суд проводит под руководством профессионального судьи.

В нём участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела – стороны, пользующиеся равными процессуальными правами. В судебном заседании исследуются доказательства с целью установления истинных обстоятельств дела.

Судебное заседание заканчивается принятием решения по гражданскому делу или приговора по уголовному делу. Эти решения суда принято называть актами правосудия. Акты правосудия – решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной силой.

Они (по терминологии процессуального законодательства) вступают в законную силу по истечении срока на обжалование (10 суток) или после подтверждения правильности вышестоящим судом.

Решение по гражданскому делу, приговор по уголовному делу с точки зрения их обязательности приравниваются к закону.

Исполнение приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам обеспечивается, в частности, возможностью применения мер государственного принуждения.

Акты правосудия, в соответствии с законодательством, наделяются особыми свойствами, одно из них – общеобязательность для всех и на всей территории России, неисполнение их или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом, вплоть до лишения свободы.

Традиционное понятие правосудия, основанное на нормах законодательства о судоустройстве, включало только деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел.

Однако в настоящее время в связи с возрастанием роли судебной власти в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных правонарушениях, высказываются весьма противоположные взгляды.

Необходимо отметить, что круг дел об административных правонарушениях, подведомственных судьям, весьма узок, а процедура их рассмотрения судьёй упрощена.

Поэтому вопрос об административном правосудии требовало соответствующего законодательного решения. При этом надо учитывать положение ст. 118 Конституции РФ, где говорится об административном судопроизводстве.

В связи с этим с 15 сентября 2015 г. введён в действие Кодекс административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды осуществляют правосудие путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к их компетенции соответствующими законами.

Арбитражные суды – судебные органы, которые входят в судебную систему РФ, они руководствуются Арбитражным процессуальным кодексом РФ, применяют материальное право, руководствуясь принципом законности, рассматривают арбитражные дела с участием сторон в судебных заседаниях; судебные акты этих судов обладают общеобязательной силой.

Таким образом, деятельность арбитражных судов представляет собой осуществление правосудия и обладает всеми его признаками.

С учётом указанных отличительных признаков правосудие можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

В связи с положениями ст. 118 ч.

2 Конституции РФ, где говорится об осуществлении судебной власти «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства», возникает вопрос о наличии такого вида правосудия, как конституционное правосудие.

Употребление этого понятия представляется правомерным, но с учётом того, что компетенция Конституционного Суда РФ и его акты по своему содержанию существенно отличаются от правоприменительных актов всех других судов.

Судопроизводство и правосудие – понятия близкие, но не совпадающие, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия.

Качественное отличие содержания деятельности Конституционного Суда РФ от деятельности других судов, осуществляющих правосудие, состоит в том, что последние применяют законы к конкретным ситуациям, исходя из их конституционности, а Конституционный Суд РФ контролирует соответствие нормативных актов Конституции России или проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению при производстве по конкретному делу – ст. 125 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ не может считаться вышестоящей судебной инстанцией, быть отнесённым к какомулибо звену судебной системы. Но полномочия его распространяются на сферу деятельности всех судов.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-pravosudiya-i-ego-priznaki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.