Виды правосудия в рб

Понятие, виды и принципы правосудия

Виды правосудия в рб

  1. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  2. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  3. III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.
  4. III. Принципы взаимодействия государства и других общественных институтов
  5. III. Принципы лечения ГСЗ
  6. III.Приставы, осуществляющие дознание по уголовным делам и производство по административнымправонарушениям (по преступлениям и правонарушениям против интересов правосудия)
  7. IV. Принципы организации и осуществления государственной власти
  8. SMART-ПРИНЦИПЫМЕНЕДЖМЕНТА
  9. V2: 1.1. Денежная система: понятие, структура и типы
  10. Адвокатура. Понятие, задачи и виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Правосу́дие- форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел – об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др.

Виды правосудия — конституционное, арбитражное, гражданское, уголовное, административное судопроизвод­ство, различающиеся предметом и процессуальной фор­мой осуществления.

Принципы: Принцип законности, справедливости, осуществления правосудия только судом, независимости судей, Принцип равенства всех перед судом и законом, Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту, Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту, Национальный язык судопроизводства,

Принцип состязательности сторон, Принцип участия граждан в осуществлении правосудия, Принцип открытого разбирательства дел: Гласность, Устность ,Публичность, Принцип презумпции невиновности, Принципы законности и компетенции суда, Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, Принцип обязательности судебных решений.

27.Судебная власть в РБ принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

В соответствии с Законом РБ «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», судебную систему РБ составляют: Верховный Суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, а также хозяйственные суды городов и районов. Образование чрезвычайных судов в РБ запрещается. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Первичным звеном системы общих судов РБ являются районные (городские) суды. Он образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе. Районный (городской) суд рассматривает все гражданские, уголовные и административные дела, за исключением дел, отнесенных законом к компетенции иных судов. Второй уровень судебной системы общей юрисдикции образуют областные суды и приравненный к ним Минский городской суд. Эти суды рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда кассационной инстанции. Высшей судебной инстанцией в системе общих судов является Верховный Суд РБ. Он осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов РБ в порядке, устанавливаемом законами РБ. Систему специальных хозяйственных судов в РБ составляют Высший Хозяйственный суд и хозяйственные суды областей. Они решают споры юридических и физических лиц, в том числе иностранных, возникающих при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров или осуществлении другой хозяйственной деятельности, а также споры о признании недействительными актов государственных и других органов, которые не соответствуют законодательству и затрагивают интересы субъектов хозяйствования. Конституционным Судом РБ осуществляется контроль за конституционностью нормативных актов в РБ. Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и в правоприменении.

Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-103602.html

Понятие, функции и система правоохранительных органов

Виды правосудия в рб

Конституционные основы судебной власти и судебной системы Республики Беларусь

Конституция РБ провозгласила принцип разделения властей (статья 6), закрепляет конституционные основы судебной власти.

Судебная система РБ – это совокупность действующих на его территории госорганов, судов, призванных осуществлять в стране судебную власть

Судебной властью является та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.

Конституционные законы судебной власти – это содержащиеся в Конституции РБ руководящие правовые положения, закрепляющие основные принципы организации и деятельности всей судебной системы.

Они условно делятся на:

§ Судоустройственные (организационные).

§ Судопроизводственные (процессуальные).

Организационные определяют построение судебной власти, а процессуальные – порядок рассмотрения дел в судах.

В соответствии с Конституцией РБ основы (принципы) судебной власти составляют следующие руководящие начала (выборочно):

§ Судебная власть принадлежит судам (статья 109). Он означает, что образование чрезвычайных судов на территории РБ запрещено без суда не может быть правосудия и не может быть судебной власти. Конституция содержит лишь исходные начала построения судебной власти, не перечисляя все действующие на территории РБ суды. В ней лишь указывается, что судоустройство в РБ определяется законом.

Кодекс о судоустройстве и статусе судей в соответствии с Конституцией и на основе концепции о судебно-правовой реформе регулирует всю систему построения судов, общие принципы их деятельности и организации. Более детализирована деятельность судов в уголовно-процессуальном кодексе и гражданско-процессуальном кодексе.

§ Судьи при осуществлении правосудия не зависимы и подчиняются только закону (статья 110 Конституции). Какое-либо вмешательство в деятельность судей не допустимо и влечет ответственность по закону.

§ Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей». Судебная власть самостоятельна и взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

§ В ст. 2 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия народных заседателей.

Понятие, виды и система принципов правосудия.

Правосудие – это функция суда, правоприменительная деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции (круг полномочий, предоставляемый законом).

Правосудие осуществляется на основе следующих принципов:

– осуществления правосудия только судом;

– независимости судей при осуществлении правосудия;

– равенства участников судебного процесса перед законом и судом;

– состязательности при осуществлении правосудия;

– обеспечения обвиняемому права на защиту при осуществлении правосудия;

– всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия;

– использования государственного языка;

– гласности правосудия;

– участия граждан в осуществлении правосудия;

– обязательности судебных постановлений и требований судьи.

Необходимо различать понятия «судебная власть» и «правосудие». Понятие «судебная власть» применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела, необходимо говорить о функции правосудия, которая осуществляется только судом.

При рассмотрении и разрешении судом дел осуществляется правоприменительная деятельность.

Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия.

Существуют следующие виды правосудия:

– по конституционным делам (о соответствии Конституции Республики Беларусь другим нормативным актам);

– по гражданским делам (возникающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений);

Понятие, функции и система правоохранительных органов.

К правоохранительным органам относятся не только государственные, но и общественные организации, которые выполняют правоохранительные функции.

К государственным правоохранительным органам относятся:

§ Конституционный суд, осуществляющий контроль за соответствием законов и других нормативных актов конституции РБ.

§ Суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие путем рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел.

§ Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области экономических отношений между юридическими лицами.

§ Органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами на территории РБ. Прокуратура требует устранения всех нарушений закона, восстановления нарушенных прав и привлечение виновных лиц к ответственности.

она осуществляет надзор за органами дознания и предварительного следствия при рассмотрении дел в судах. По уголовным делам прокурорвыступает как государственный обвинитель.

Решение по всем делам принимает только суд и прокурор может только опротестовать решение суда, если считает, что оно не законно.

§ Министерство юстиций способствует защите прав и интересов граждан, обеспечивает организационное руководство деятельностью судов общей юрисдикции.

§ МВД и его органы осуществляет защиту интересов граждан, честь и достоинства здоровья граждан, все формы собственности от посягательств, ведут борьбу с правонарушениями и преступлениями.

§ Нотариат обеспечивает правильное оформление сделок и договоров. Документы, противоречащие закону, не могут быть нотариально удостоверены. Используются подтверждение закона интересов граждан при рассмотрении дел в судах.

К общественным организациям, выполняющих функции правоохранительных органов относятся:

§ Товарищеский суд создается на предприятиях, учреждениях, организациях.

§ Комиссии по делам несовершеннолетних.

§ Добровольные народные дружины.

§ Наблюдательные комиссии местных органов власти.

Адвокатура является самостоятельным правовым институтом, занимается правозащитной деятельностью путем дачи консультации по правовым вопросам, составлению деловых бумаг, защиты по уголовным делам и представительство в уголовном и гражданском судоустройстве.

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности.

К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: -конституционный контроль; -правосудие; -организационное обеспечение деятельности судов; -прокурорский надзор; -выявление и расследование преступлений;

-оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Источник: https://poisk-ru.ru/s8500t2.html

Понятие и виды правосудия

Виды правосудия в рб

Правоохранительная деятельность и ее признаки.

В широком смысле — это деятельность всех государственных органов обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле — это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.

признаки:1) орган уполномочивается нормативным правовым актом для осуществления правоохранительной деятельности;2) орган осуществляет свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур;3) орган в процессе своей деятельности имеет право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;4) решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

Правоохранительная деятельность – это деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными на то органами, путём применения юрид. мер воздействия в строгом соответствии с законом и при соблюдении установленного процессуального порядка.

Предмет и система курса «Судоустройство».

Предмет: устройство органов суда, прокуратуры, юстиции и иных правоохранительных органов Республики Беларусь. Предмет составляет круг вопросов, связанные с образованием, устройством, назначением, системой и структурой всех правоохранительных органов – суда, прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и т.д.

данный курс находится в постоянном взаимодействии с другими отраслями права,

Систему курса «Судоустройство» составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, изучаемых в последовательности осуществления правоохранительной деятельности: а) предмет, система и законодательные источники курса; б) общая характеристика органов, осуществляющих правосудие и правоохранительную деятельность; в) понятие судебной власти, правосудия; г) организация и деятельность судебных учреждений в Республике Беларусь; д) органы юстиции Республики Беларусь; е) органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

Источники курса «Судоустройства».

к нормативно-правовым источникам курса «Судоустройство» можно отнести:1) Конституцию Республики Беларусь. Ст: 6, 22, 26, 60, 62 и гл. 6 и 7.

2) Декреты, Указы Президента Республики Беларусь (Указ Президента «Об утверждении положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь»; Указ Президента «О некоторых вопросах таможенных органов», положения об прохождении службы в ОВД);3) Кодексы Республики Беларусь ( «О судоустройстве и статусе судей»; ,кодекс чести судей, кодекс чести прокурор. работника;4) Законы Республики Беларусь ( «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»; «О прокуратуре Республики Беларусь»; «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»; «О конституционном Суде Республики Беларусь»; «Об адвокатуре»; «О нотариате и нотариальной деятельности»; 5) постановления Совета Министров Республики Беларусь (постановление «О лицензировании видов деятельности, выдачу специальных разрешений (лицензий) на которые осуществляет Министерство юстиции»);6) постановления Министерства юстиции Республики Беларусь (постановление «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству»; постановление «Об утверждении правил профессиональной этики адвоката»);

Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Республикой Беларусь.

Судебная власть как вид государственной власти.

Судебная власть— разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

Судебная власть одна из трех ветвей власти, которые определены в статье 6 Конституции Республики Беларусь. Перед судебными органами стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти, которая строится на принципах территориальности и специализации.

В судебную систему Республики Беларусь входят Конституционный Суд, общие суды (во главе — Верховный Суд), хозяйственные суды (во главе —Высший Хозяйственный Суд).

Понятие и виды правосудия.

Правосудие – это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и применению на основе закона мер государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.

Виды: по уголовным делам, по хозяйственным, по гражданским и административным.

Некоторые выделяют конституционное правосудие, но др. считают, что это вид судопроизводства.

Отличительные черты: осуществляется только судом; осущ. способом указанным в законе( проведение суд. заседаний)

Правосудие – рассмотрение дел в первой инстанции, но так же и рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанции.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s20834t9.html

Судебная система Республики Беларусь

Виды правосудия в рб

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

  • социально-экономические и политические права граждан;
  • конституционный строй Республики Беларусь;
  • государственные и общественные интересы;
  • права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

  1. Системы судов общей юрисдикции.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из:

  1. Верховного Суда Республики Беларусь;
  2. областных (Минского городского) судов;
  3. экономических судов областей (города Минска);
  4. районных (городских) судов.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

Он состоит из:

  • первого заместителя Председателя;
  • заместителей Председателя;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь

и действует в составе:

  • судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • судебной коллегии по экономическим делам; 
  • судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • Президиума Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь:

  1. Рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях.
  2. Рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке.
  3. Вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь.
  4. Изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства.
  5. Осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  6. Оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства.
  7. Разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства.
  8. Изучает деятельность судов общей юрисдикции, заслушивает информацию председателей, первых заместителей, заместителей председателей и судей судов общей юрисдикции о деятельности соответствующих судов.
  9. Осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества.
  10. Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями.
  11. Осуществляет иные полномочия.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

  1. Рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, уголовные и экономические дела.
  2. Рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства.
  3. Обеспечивает приведение постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, признанных Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь.
  4. Рассматривает представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству.
  5. Рассматривает вопросы о внесении предложений о совершенствовании законодательства.
  6. Заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий, сообщения председателей нижестоящих судов о практике применения судами законодательства, исполнения постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по применению законодательства.
  7. Избирает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь секретаря Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности.
  8. Утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Регламент Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  9. Избирает Высшую квалификационную коллегию судей Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь, представителей государственных органов, ученых-юристов, иных специалистов в области права, а также председателя и заместителя председателя Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь из числа членов этой коллегии, заслушивает информацию о деятельности Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь.
  10. Утверждает порядок формирования и организации работы с резервом кадров на должности заместителей председателей, судей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), председателей, заместителей председателей, судей районных (городских), специализированных судов.
  11. Осуществляет иные полномочия.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

  • Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
  • первого заместителя Председателя;
  • заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

  1. Рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, уголовные и экономические дела.
  2. Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, выносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  3. Рассматривает ходатайства о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок со дня принятия соответствующих решений обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь.
  4. Рассматривает инициативные обращения в порядке, предусмотренном Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.
  5. Рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь, председателей и судей нижестоящих судов.
  6. Заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, председателей нижестоящих судов о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, судов.
  7. Рассматривает и утверждает резерв кадров на должности заместителей председателей, судей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), председателей, заместителей председателей районных (городских), специализированных судов.
  8. Рассматривает материалы о представлении к назначению на должности судей судов общей юрисдикции.
  9. Осуществляет иные полномочия.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.

Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Судам общей юрисдикции подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

К числу гражданских дел относятся:

  • дела по спорам, возникающим из отношений:
    • отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,  если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин;
  • дела, возникающие из административно-правовых отношений;
  • дела особого производства;
  • дела приказного производства;
  • иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Источник: https://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/sudebnaya-sistema/sudebnaya-sistema-respubliki-belarus/

Судебная власть. Понятие и виды правосудия. Принципы правосудия

Виды правосудия в рб

Для современных государств характерно то, что в основе их функционирования лежит принцип разделения властей.

Судебная власть принадлежит судам и осуществляется самостоятельно и независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть разрешает возникающие между людьми юридические конфликты, приводит в балланс законодательную и исполнительную власти, не позволяя им выходить за пределы своего предназначения.

Судебной властью является та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.

Государственной власти присуще такое свойство как легитимность. Судебная власть является частью государственной власти. Поэтому ей также свойственна легитимность. Легитимная судебная власть оправдывает социальные ожидания народа от нее.

Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции. Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства. В ст. 4 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что суды осуществляют правосудие.

Правосудие – это функция суда, правоприменительная деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции (круг полномочий, предоставляемый законом).

Итак, при рассмотрении и разрешении судом дел осуществляется правоприменительная деятельность.

Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия.

Существуют следующие виды правосудия:

-по конституционным делам (о соответствии Конституции Республики Беларусь других нормативных актов);

по гражданским делам (возникающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений);

-по уголовным делам (о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными должностными лицами);

-по делам об административных правонарушениях (рассматриваются многими административными органами государства: органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и т.п.; лишь некоторые из административных правонарушений рассматривают суды: о мелком хулиганстве, о мелком хищении государственного имущества и т.п.);

-по хозяйственным делам (возникающим в сфере экономических отношений, по спорам хозяйствующих субъектов).

Гражданские, уголовные и административные дела рассматривают суды общей юрисдикции в судебных заседаниях.

Особенностью заседаний по этим делам является участие конфликтующих сторон, заинтересованных в исходе дела. В гражданском процессе – истец и ответчик.

В уголовном процессе – обвиняемый, потерпевший, и другие участники процесса (свидетели, эксперты, переводчики и др.), не заинтересованные в исходе дела.

Судебный процесс (судопроизводство) – последовательность действий суда, направленных на выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемому делу и вынесению судом соответствующего письменного документа, в котором фиксируются результаты рассмотрения дела.

В результате уголовного дела суд выносит обвинительный или оправдательный приговор, по гражданскому делу – решение, по делам об административных правонарушениях – постановление.

Необходимо различать понятия «судебная власть» и «правосудие». Понятие «судебная власть» применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела необходимо говорить о функции правосудия, которая осуществляется только судом.

Правосудие осуществляется на основе следующих принципов:

– осуществления правосудия только судом;

– независимости судей при осуществлении правосудия;

-равенства участников судебного процесса перед законом и судом;

– публичности правосудия;

-состязательности при осуществлении правосудия;

– обеспечения обвиняемому права на защиту при осуществлении правосудия;

-всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия;

-использования государственного языка;

-гласности правосудия;

-участия в судебном заседании народных заседателей.

§2. Судебная система в Республике Беларусь

Судебная система – это совокупность судов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» и иными нормативными правовыми актами.

В ст. 109 Конституции Республики Беларусь сказано, что система судов строится на принципах территориальности (областные, районные, городские суды) и специализации (суды общей и специальной юрисдикции).

В ст. 1 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» перечислены суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь, к которым относят: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской суд, военные суды, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска, а также специальные суды.

Законодательство Республики Беларусь не говорит о том, какие суды относить к судам специальной юрисдикции, но из смысла вытекает, что это хозяйственные суды.

Каждый суд рассматривает определенный круг дел, отнесенных законом к его компетенции. Определению того, к ведению какого суда относится дело, служит подсудность.

Подсудность – свойство юридического дела, совокупность характеризующих его признаков, определяющих какой именно суд вправе и обязан рассматривать и разрешать это дело. Так, например, дела о преступлениях военнослужащих подсудны только военным судам.

Различают вышестоящие и нижестоящие суды. Так вышестоящим по отношению к районному суду будет областной суд, который в свою очередь будет нижестоящим по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

В судебной системе судов общей юрисдикции действуют суды I и II инстанции. Суды I инстанции рассматривают дело в первый раз. До него это дело никакой суд не рассматривал. Суд I инстанции, вынесший судебный акт, не может сам его изменить или отменить. Решение суда по гражданскому делу и приговор по уголовному делу вступают в силу через 10 дней.

В течение этого времени стороны могут обжаловать (подать жалобу), а прокурор подать протест (опротестовать) в вышестоящий суд. Если подана жалоба или протест, то приговор или решение не вступают в силу до тех пор, пока вышестоящий суд не вынесет по ним судебный акт – определение. Судами I инстанции могут быть все суды общей юрисдикции.

Суды II инстанции проверяют законность и обоснованность судебных актов, вынесенных судами I инстанции. Судами II инстанции могут быть все суды общей юрисдикции, за исключением районных (городских) судов.

Источник: https://studopedia.su/1_43548_sudebnaya-vlast-ponyatie-i-vidi-pravosudiya-printsipi-pravosudiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.