Виды ситуаций совершения преступлений

Классификация криминологических ситуаций по виктимологическим характеристикам

Виды ситуаций совершения преступлений

Во многих случаях потенциальная жертва своим поведением формирует ситуацию, в которой повышается вероятность причинения ей вреда. Такие ситуации могут возникать в результате:

а) неправомерных, неэтичных действий, носящих провокационный характер;

б) действий, снижающих критическое восприятие окружающей обстановки алкогольное или наркотическое опьянение);

в) неосторожного поведения, создающего благоприятные условия для реализации преступных намерений причинителя вреда;

г) подстрекающих действий;

д) правомерных поступков, но вызывающих преступную реакцию у потенциального причинителя вреда.

В зависимости от криминологического значения поведения по­терпевшего, его вклада в механизм преступления и следует класси­фицировать ситуации, которые, в конечном счете, привели к причи­нению ему вреда.

Виктимологические ситуации, в зависимости от поведения потерпевшего,делятся на:

а) ситуации толчкового характера, объективно провоцирующие, толкающие преступника на совершение преступления. В случае реа­лизации они выступают в виде повода к совершению преступления. В этих ситуациях поведение потерпевшего заключается в нападе­нии, оскорблении, причинении обиды, унижении, провокации, подстрекательстве, просьбе, угрозе и т. д.;

б) ситуации толчкового характера, в которых поведение потер­певшего положительное, т. е. не провоцирующее, однако связанное с поворотом на него насильственных действий преступника (например, действие работника милиции, пострадавшего при задержании преступника или защите третьего лица);

в) ситуации, в которых поведение потерпевшего создает объективную возможность совершения преступления, хотя и не выступает как толчок. К этим ситуациям следует отнести, например,

– действия потерпевшего, создающего аварийную обстановку на транспорте;

– «всепрощение», позволяющее преступнику продолжать и дальнейшую преступную деятельность;

– некритичность, без которой были бы невозможны мошенничества;

г) замкнутые ситуации, в которых действия потерпевшего направлены на причинение вреда самому себе без непосредственного вмешательства другого лица. Например, причинение себе увечья с целью уклонения от воинской службы, уничтожение своего имуще­ства с целью неуплаты налогов и т. д.;

д) ситуации, в которых поведение потерпевшего совершенно нейтрально с точки зрения влияния на поведение преступника и причинение вреда.

Криминологические ситуации следует различать по раз­витию их во времени. В указанном отношении их можно разде­лить на ситуации разового характера, однофактные (один факт) и ситуации-системы (многофактные), в которых много эпизодов пове­дения, определенная их совокупность.

Ситуации следует также различать по характеру взаимодейст­вия потерпевшего и преступника.

В этом плане можно выделить ситуации столкновения, в кото­рых потерпевший и преступник находятся в конфликтных отноше­ниях, а их действия реализуются в одностороннем или обоюдном причинении вреда.

Ситуации столкновения могут быть:

— последовательными (столкновение имеет место с момента возникновения, завязки ситуации);

— непоследовательными (когда первоначально отношения и действия потерпевшего и преступника не носят конфликтного характера, но в дальнейшем приобретают его).

Примерами непоследовательной ситуации столкновения могут быть совместное употребление спиртных напитков, которое закан­чивается дракой, причинением телесных повреждений; либо откро­венное демонстрирование своей доступности женщиной, которая в дальнейшем отказывается от совершения полового акта, но стано­вится жертвой насильника.

Второй вид ситуаций — это ситуации сотрудничества, в кото­рых действия потерпевшего и преступника направлены на достиже­ние одного результата, и они не связаны конфликтом. Например, незаконное производство аборта, сожительство с лицом, не достиг­шим половой зрелости.

Эти ситуации могут быть как последовательными, когда от на­чала до конца действия и отношения не носят конфликтного харак­тера, так и непоследовательными, в которых первоначально кон­фликтные действия и отношения перерастают в согласованные, со­труднические.

Сожительство с лицом, не достигшим половой зрело­сти, с его согласия, если ранее это лицо возражало против такого сожительства, а потом под влиянием уговоров, соблазнившись по­дарками, согласилось на это, — пример непоследовательной ситуа­ции сотрудничества.

По степени и характеру понимания потерпевшим динамики и перспективы развития ситуации следует различать:

а) закрытые ситуации, в которых потерпевший совершенно не представляет, какой вред ему может быть причинен, и не допускает

такой возможности;

б) относительно закрытые ситуации, в которых потерпевший допускает возможность причинения ему вреда, но заблуждается относительно его характера, или даже рассчитывает на причинение вреда, но не того, который в действительности оказался причинен­ным;

в) открытые ситуации, в которых потерпевший предвидит возможность причинения ему вреда и понимает, каков этот вред;

г) открытые ситуации самонадеянности, в которых потерпевший понимает, какой вред ему грозит, но необоснованно рассчитывает его предотвратить. Примером такой ситуации является, в частности, попытка потерпевшего обезоружить преступника в расчете на знание приемов самбо, если переоценка своих возможностей привела к причинению вреда.

По глубине предвидения и представления о возможности актив­ного вмешательства с целью недопущения вреда возможны и сме­шанные варианты, включающие признаки различных видов ситуа­ций.

В зависимости от отношения потерпевшего к последствиям своих и преступника действий (отношение к результату) ситуации могут быть разделены:

—на негативные, когда потерпевший, независимо от цели своих действий, не желает наступления того вреда, который в конечном итоге имеет место;

—на позитивные, когда потерпевший желает наступления объективно вредного для него результата.

В зависимости от отношения жертвы к исходным об­стоятельствам ситуации,ее завязке ситуации могут быть разде­лены на выбранные и невыбранные.

В выбранных ситуациях жертва осознанно включается в механизм развития событий, по собствен­ной воле и своим поведением (толчковым, пассивным или иным) создает возможность причинения себе вреда.

Невыбранные — такие ситуации, в которые потерпевший, не имея выбора, попадает поми­мо своей воли и вынужден принять всю сумму обстоятельств, со­ставляющих обстановку, проявляющую его личные качества в опре­деленном поведении.

Без знания этих обстоятельств невозможно предупреждать пре­ступления, так как преступник во многих ситуациях выступает во «взаимодействии» с конкретным потерпевшим, на которого, как и на преступника, должно направляться индивидуальное профилактиче­ское воздействие.

3. Формы отрицательного поведения потерпевших и их влияние на общественную опасность преступления.

Судебная практика фиксирует и оценивает множество форм отрицательного поведения потерпевших. Попытка перечислить все возможные формы бесполезна. Наша задача состоит в том, чтобы выяснить лишь некие типичные с точки зрения социального содержания формы отрицательного поведения для того, чтобы познать их влияние на развитие взаимоотношений.

В наиболее общем виде под формами отрицательного поведения потерпевших понимаются любые виды отрицательного с точки зрения общества поведения потерпевшего.

По результатам проведенного анализа уголовных дел о преступлениях, на совершение которых повлияло отрицательное поведение потерпевшего, были выявлены основные формы такого поведения:

– применение насилия – 18,1%;

– попытка применения насилия, угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества виновному или его близким – 27,5%;

– содействие потерпевшей созданию обстановки, способствующей возбуждению половой страсти – 31,5% (по делам об изнасиловании);

– учинение ссоры, в том числе по мотивам ревности – 7,7%;

– нарушение супружеской верности – 3,4%;

– необоснованные имущественные притязания потерпевшего – 10,7%.

Некоторые формы отрицательного поведения потерпевшего нашли закрепление и в уголовном законодательстве: общественно опасное посягательство (ст. 37 УК РФ), совершение преступления (ст. 38), насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, противоправные действия, аморальные действия (ст. 107).

Насилие может заключаться в нанесении ударов, побоев, ранений и тому подобных действий, вызвавших состояние сильного душевного волнения.

Однако следует помнить о том, что если лицо, совершая убийство в состоянии аффекта, осуществляет свое право на необходимую оборону, то оно либо освобождается от уголовной ответственности на основании ст.

37 УК, либо отвечает за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ст. 108 УК).

Поскольку закон не конкретизирует вид насилия, то надо полагать, что аффект может быть вызван и психическим насилием. Практика и доктрина уголовного права исходят из того, что насилие в данном случае может быть любой тяжести. Оно должно быть лишь достаточным для возникновения сильного душевного волнения. При этом такое насилие может носить как преступный, так и не преступный характер.

Насилие может быть как физическим, так и психическим. Физическое насилие может выражаться в посягательстве на физическую неприкосновенность человека путем причинения вреда здоровью, нанесения ударов, ограничения свободы передвижения, связывания и т.д.

Одной из форм отрицательного поведения потерпевшего является оскорбление. В ст. 107 УК РФ используется термин «тяжкое оскорбление». Под тяжким оскорблением принято понимать особо грубое унижение чести и достоинства человека, которое можно считать достаточной причиной для возникновения аффекта.

При оценке тяжести оскорбления необходимо руководствоваться общепризнанными нормами морали, но учитывать и индивидуальные особенности личности самого виновного, реальное наличие аффекта.

Издевательство может выражаться также в насильственных или оскорбительных действиях, отличающихся особым цинизмом или продолжительностью. В судебной практике тяжким оскорблением признается необоснованное обвинение в преступлении или аморальном проступке, указание на физические недостатки лица и т.д.

в отличие от оскорбления, предусмотренного ст. 130 УК РФ, данные действия могут быть совершены в отношении неопределенного круга лиц.

Под издевательством понимается циничные насмешки, глумление и иные действия, которые способны вызвать моральные страдания потерпевшего. Такие действия могут быть направлены как на самого потерпевшего, так и на его близких.

Уголовный закон для характеристики поведения потерпевшего использует и такие широкие по содержанию понятия, как аморальные и противоправные действия.

Под противоправными действиями могут являться как преступными (шантаж, клевета, уничтожение имущества), так и непреступными (отказ от выполнения гражданских обязательств).

Под аморальными действиями следует понимать безнравственные поступки, которые могут ранить честь и достоинство (грубый обман, супружеская измена).

С точки зрения уголовного права и виктимологии все рассматриваемы формы рассматриваются как провоцирующее поведение.

Вышесказанное приводит к тому выводу, что нарушение норм права представляет значительно большую общественную опасность, чем нарушение норм морали.

В зависимости от того, какая социальная норма нарушена поведением потерпевшего, оно более или менее опасно для общества, в большей или меньшей степени может влиять на степень общественной опасности преступления и ответственность виновного.

Поэтому классификация отрицательного поведения потерпевшего в зависимости от степени его общественной опасности прежде всего позволяет определить влияние такого поведения на степень общественной опасности преступного деяния.

При этом поведение потерпевшего можно разделить на три группы: преступные действия, противоправное поведение, нарушение норм нравственности. Можно сказать, что отрицательное поведение потерпевшего в некой мере «забирает» на себя долю общественной опасности преступления.

При исследовании убийств.

Совершенных в результате отрицательного поведения потерпевших было установлено, что наиболее частой формой такого поведения является оскорбление (в 41% случаев потерпевший словесно унизил честь и достоинство виновного или его близких, в 45,5% случаев было совершено оскорбление действием).

На втором месте находятся насильственные действия (в 43% случаев – нападение без оружия, в 17% – вооруженное нападение). Менее всего в этом случае распространены предпреступные ссоры на почве имущественных отношений (15%), угрозы распространения позорящих сведений (7%).

Как видно из приведенных данных, рассмотренные формы отрицательного поведения потерпевших практически не встречаются в чистом виде.

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

______________

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

Дисциплина

«Виктимология»

Рабочая лекция

Тема 10. « Ювенальная виктимология »

Подготовил.

Профессор кафедры

уголовно-правовых дисциплин

Дубоносов Е.С.

Тула 2010

П Л А Н

1. Особенности виктимного поведения несовершеннолетних.

2. Виктимологический анализ насильственных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних.

3. Особенности профилактики виктимного поведения несовершеннолетних.



Источник: https://infopedia.su/18x6644.html

Понятие ситуации совершения преступления, разновидности ситуации

Виды ситуаций совершения преступлений

Подкриминологической ситуацией понимаетсясобытие или состояние вызвавшего у лицарешимость совершить преступление, иначеговоря это совокупность обстоятельств,в которых оказывается человек передсовершением преступления, воздействующихна его сознание, чувство и волю и всоответствии с нравственными качествамиданного лица непосредственнообуславливающих его намерения и решимостьсовершить уголовно-наказуемые деяния.

Поисточникам возникновения криминогенныеситуации можно разделить:

  1. Заранее создаваемые самим преступником

  2. Создаваемые им же но не преднамеренно

  3. Возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц

  4. Создаваемые потерпевшими от преступлений

  5. Вызванные стихийными силами природы

  6. Возникшие по стечению случайных обстоятельств

Повремени возникновения:

  1. Кратковременные возникающие в момент совершения преступлений

  2. Длительные возникающие задолго до преступления

Попространственной распространенности:

  1. Распространяющиеся на обширную территорию (общие)

  2. Концентрирующиеся на ограниченной территории (локальные)

Похарактеру воздействия на виновного:

  1. Провоцирующий

  2. Сопутствующий

  3. Соблазняющий

  4. Разряжающие

  5. Затрудняющие

Поуровню действия:

  1. Затрагивающие только данное лицо

  2. Касающиеся многих лиц

Мотивация преступного поведения

Родоначальникомтеории человеческой мотивации считаетсяангло-американский ученый ВильямМак-Дауглл (1891-1938). Он первым систематизировалсистему человеческих потребностейкоторая побуждает человека к активнойдеятельности. Эти внутренние силы онназывал склонностями, влечениями,желаниями.

Первымкто назвал эти внутренние побужденияпотребностями был американский психологГенри Мюррей (1893-1988). Большой вклад ванализ иерархии потребностей внесАбрахам Маслоу. Он считал, что потребностиявляются основой мотивации человеческогоповедения, он все потребности делит на5 видов, которые в своей совокупностисоставляют своеобразную иерархию.

  1. Физиологические потребности

  2. Потребности безопасности защиты. Выражают заинтересованность человека в долговременном выживании

  3. Потребности в принадлежности и любви.

  4. Потребности в уважении со стороны других (престиж, признание, репутация, статус, оценка)

  5. Потребности в самоактуализации или потребности личного самоусовершенствования. Эти потребности выражаются в желании человека стать всем чем он способен стать, стремление реализовать полностью потенциальные возможности.

Жизньчеловека определяется тем, что людипостоянно к чему-то стремятся, чего тохотят. Более того он сформулировалсвоеобразный закон. Если одна потребность,как правило низшая удовлетворена то наповерхность выходит другая. Высшейпотребностью по его мнению считаетсясамоактуализация.

Мотивационныйблок – это блок в совокупности своихэлементов и является тем объединяющимвнутренним импульсом, который и побуждаетчеловека на целеустремленные действия и конкретные поступки.

Мотивацияпонятие более широкое, чем мотив. Модельпреступной мотивации состоит из следующихкомпонентов:
  1. потребности – это первичная побудительная сила, первичный уровень мотивации, основа, база формирования определенной направленности поведения человека, побуждаемые какой либо врожденной или социально-сформированной нуждой.

Потребностибывают:

  1. биологические

  2. социальные

  3. материальные

  4. духовные потребности

  5. потребности в искусственной симуляции энергетики.

  1. Интересы – непосредственное выражение потребностей, они связаны с конкретными целями и направлены на конкретные предметы, объекты. Интересы возникают на почве осознания своих потребностей и выражаются в виде предметных устремлений и конкретных запросов.

  2. Социальные ценности, жизненные ориентации. Те объекты социальной жизни, реальной действительности, которые являются наиболее престижными, привлекательными.

    Ценностные ориентации выявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности и формируются при усвоении человеком социального опыта.

    В процессе формирования личности у каждого вырабатываются свои собственные ориентации на основные стороны жизни человека: на труд, на учебу, на сферу досуга, к нравственным нормам, к социальному статусу, к материальным и духовным ценностям.

Ценностнаяориентация – это духовная основаличности. Ценности тоже имеют своюиерархию. Все эти ценности имеютстимулирующие силу. Они активизируютвнутренний потенциал человека, которыйстремится к тому что является дляценностью. юля дурочка написано носом

  1. Цель – это лишь тот результат к которому стремился преступником, могут быть не только результативными, но и мотивационными. Цель как мысленный предмет желаний и устремлений преступника обладает мотивационным и побудительным свойством.

Источник: https://studfile.net/preview/15494514/page:7/

Понятие, роль и виды ситуаций совершения преступлений

Виды ситуаций совершения преступлений

Оглавление

Введение 3 1. Общетеоретическая характеристика понятий ситуации совершения преступления 5 1.1. Ситуация совершения преступления 5 1.2. Классификация ситуаций совершения преступлений 8 2.

Практические аспекты ситуации совершения преступлений на примере дорожно-транспортных преступлений 11 2.1. Место ситуации в механизме совершения дорожно-транспортных преступлений 11 2.2.

Разновидности практических ситуаций, способствующих совершению дорожно-транспортных преступлений на практике15 Заключение 24 Список использованных источников 26 Приложения 28

Введение

Актуальность темы исследования. В комплексе причин совершения того или иного преступного посягательства всегда значительное место уделено криминогенной ситуации, роль которой нельзя недооценивать. Проблемные аспекты в изучении взаимодействия субъективного поведения человека и конкретной жизненной ситуации имеют весьма важное место в рамках уголовно-правовой науки.

Справедливым будет высказывание о том, что на любое поведение человека существенное влияние оказывает сознательное намерение, а кроме того, и в целях достижения желаемого результата, определяющего как способ, так и характер конкретных действий, совершаемых человеком, которым он подчиняет свою волю.

При этом не стоит забывать, что в случае, когда складываются одинаковые обстоятельства, граждане могут поступать весьма разнообразно. На это непосредственное влияние оказывают их моральные качества и принципы, образующиеся вследствие накопления информации, которая поступает индивиду из среды, окружающей его.

Кроме того, криминологическое исследование роли непосредственной ситуации в совершении того или иного конкретного преступления надлежит базировать как на проведении анализа психологических свойств личности, так и брать во внимание его этические характеристики.

Следует отметить, что, несмотря на существенное значение, оказываемое со стороны конкретной жизненной ситуации на причины совершения преступного посягательства, ее различные аспекты не имеют в науке криминологии достаточно широкого освящения, что также вызывает необходимость ее более детального изучения.

В связи с изложенным, изучение именно криминогенной ситуации в связи с совершением преступлений, определения ее места и видов, является весьма актуальным, так как дает такие знания, которые могут применять в последствии на практике. Актуальность настоящего исследования предопределила тему и цель настоящей курсовой работы.

Исходя из этого цель исследования заключается в изучении понятийного аппарата, определения видов и роли криминогенных ситуаций в причинном механизме совершения преступного посягательства.

Достижению поставленной цели будет способствовать разрешение следующих задач исследования: – раскрыть определение термина «ситуация совершения преступления»; – рассмотреть разновидности криминогенных ситуаций; – охарактеризовать место ситуации в механизме совершения такого вида преступлений как дорожно-транспортное; – изучить разновидности практических ситуаций, способствующих совершению преступлений на практике на примере дорожно-транспортных происшествий. В качестве объекта настоящего исследования выступают научные и правовые основы криминологической науки в части изучения криминогенных ситуаций. Предметом исследования выступает обширный научный материал по предмету «криминология». Теоретической основой для написания настоящей курсовой работы послужили научно-монографические работы, а также учебных и специальных юридических работ по криминологии. Методологическая основа настоящего исследования включает в себя комплекс общенаучных методов исследования. Определение фундаментальных проблемных аспектов в характеристике криминогенной ситуации обусловило использование частно-научных методов логического анализа; сравнительно-правового метода исследования. С учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней проблем структура настоящей работы включает: введение, две главы, разделенные параграфы, заключение, список используемой литературы.

Заключение

В завершении хотелось бы еще раз акцентировать внимание на следующих аспектах. В качестве непосредственно криминогенной ситуации надлежит понимать такое состояние либо событие, которое вызывает у субъекта решимость совершения преступного посягательства.

Иными словами существо криминогенной ситуации можно также выразить как общность различных обстоятельств, возникающих для личности перед непосредственным совершением преступного посягательства, которые непосредственно оказывают воздействие на сознание, волю и чувства человека, и исходя из имеющих место нравственных качеств конкретного человека, они непосредственно обусловливают его намерения и способствуют развитию решимости, необходимой для совершения уголовно-наказуемого деяния как в умышленной форме, так и в форме неосторожной. Также надлежит отметить, что любая криминогенная ситуация, не может выступать в качестве непосредственной причины, способствующей совершению преступления, а занимает в определенной степени промежуточное место между окружающей средой, личностью конкретного субъекта и самим преступлением. В качестве весьма важного свойства для любой ситуации выступает ее конкретность, которая выражается в том, что такая ситуация имеет место с учетом определенных пространственно-временных рамок. Для ситуаций характерным также выступает охват больших территорий и сохраняемость на продолжении длительных временных промежутков или, наоборот, они могут быть ограничены незначительным территориальным пространством и длиться по продолжительности все несколько секунд. В качестве иного свойства для ситуации выступает ее систематичность и в известной степени повторяемость, способствующие развития необходимые гносеологических и логических оснований для ее предвидения ее появления в последующем времени жизни. Рассмотренное существо криминогенной ситуации, способствующей развитию преступного поведения того или иного человека, позволило определить роль такого рода ситуации в совершении преступлений, а также с учетом ее отдельных свойств провести классификацию по различным основанием, способствующею развитию представлений о существовании многообразия видов криминогенных ситуаций в современном мире.

Список литературы

Источник: https://www.Work5.ru/gotovye-raboty/124239

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.