Виды судебно психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения

Виды судебно психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – один из видов судебных экспертиз и, следовательно, – одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств.

Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

К компетенции эксперта-психолога относятся:

    1. определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений;
    2. ис­следование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления (к их числу, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п.).

Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:

    • СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими.

Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, она может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. “diagnos” — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. “valid” — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.

Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены законом (например, ст. 57 УПК РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

Основания назначения СПЭ

К поводам обязательного назначения судебно-психологической экспертизы относятся (ст. 196 УПК РФ):

    1. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
    2. если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
    3. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
    4. если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
    5. если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

СПЭ, связанная с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например:

    • имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений,
    • обладает ли лицо повышенной внушаемостью,
    • может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям).

СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

Спэ при расследовании половых преступлений

При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. Это является квалифицирующим признаком данного состава преступления.

Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:

    1. находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;
    2. могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этим обстоятельствами, их принятия.

Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможость сопротивления.

Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

    1. хроническим психическим заболеванием;
    2. временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматическим заболеванием, состояние фрустрации, аффекта, стресса);
    3. отставанием психического развития;
    4. возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой. Обстоятельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой.

СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходимостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.

Спэ в связи с аффектом

Поводом для проведения Спэ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.

Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания.

Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия.

Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос:

    • находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии физиологического аффекта?

Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом и анализом остаточных, следовых явлений.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-osnovaniya-naznacheniya

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

Виды судебно психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе – изучение психологических черт личности или различных психических состояний, способствующих обнаружению новых обстоятельств и получению важной для судебного дела информации, требующее специальных знаний в сфере психологии.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Задачи исследований

Судебно-психологические исследования формируются и развиваются в пределах правовых дисциплин (юридической психологии). Главными задачами являются: организация процесса, разработка методов, подготовка теоретической базы для эксперта, который не только исследует предмет, но и является частью судебного производства.

Важно понимать, что такой вид психологического обследования не относится напрямую к медицинским исследованиям, а лишь косвенно затрагивает медицину. Тем не менее психология – это самостоятельная наука, которая имеет более 60 направлений и предоставляет необходимые данные, которые помогают участникам уголовного процесса составить правильную картину происходящих событий.

Современные компьютерные возможности позволяют проводить психодиагностику в кратчайшие сроки: мобильность при изучении личности подозреваемого повышает эффективность работы правоохранительных органов и сокращает время предварительного расследования.

Благодаря результатам психодиагностики можно определить:

  • комплексный портрет подозреваемого, уточнить информацию о нём и жертве;
  • привычки и навыки личности.

Подобная информация позволяет подготовиться к организации таких мероприятий, как следственный эксперимент или очная ставка, скорректировать ход расследования или провести качественную проверку по криминалистическим базам.

Иногда проводится посмертная экспертиза, которая помогает установить факт самоубийства.

Разделяют несколько видов экспертизы в уголовном процессе:

  1. Первичная и повторная.
  2. В зависимости от числа исследователей: один эксперт или несколько.
  3. Однородная и комплексная (например, только психологическая –однородная, психолого-психиатрическая – комплексная).

Судебно-психологическую диагностику нельзя путать с судебно-психиатрической: последняя исследует психически нездоровых людей, первая нацелена на изучение психических состояний здоровых людей. Эти разновидности диагностики предполагают разные задачи, предметы, методики, условия проведения, ставят перед собой разные вопросы.

Основания для назначения экспертизы

Юридическое основание для осуществления судебно-психологического обследования –процессуальный документ-постановление от таких субъектов уголовного процесса, как следователь, судья или дознаватель. Днём назначения считается день вынесения соответствующего постановления.

Основанием к обследованию служит ситуация, при которой необходимая для уголовного дела информация не может быть получена при изучении доказательной базы или из показаний подсудимого, свидетеля (или других участников уголовного процесса).Невозможность определить психологические особенности личности из-за противоречий в материалах уголовного дела.

Различают два основания для психологической проверки: фактическое и специальное. В первом случае, это информация о личности, исследование которой со стороны психологии приводит к обнаружению новых доказательств по делу.

Во втором случае учитываются обстоятельства, изложенные в уголовно-процессуальном кодексе в ст.196: определение психических состояний личности, способность правильно оценивать обстоятельства, давать правильные показания.

Конкретный пример: информация об использовании психологического давления со стороны субъекта уголовного дела, неадекватная оценка преступления.

Существуют различные юридические поводы для назначения обследования: стрессовая ситуация, некоторые характерные черты человека (агрессивность, жестокость), психическое состояние человека в конкретной ситуации. Порядок проведения исследовательского процесса определён в ст.195 главы 27 УПК РФ.

При ходатайстве следователя перед судом о проведении исследования, ему необходимо соблюсти требования к постановлению:

  • назвать причины;
  • указать Ф. И. О. исследователя или название учреждения;
  • обозначить вопросы, на которые нужно получить ответ;
  • определить материалы, которыми будет располагать эксперт.

В данной главе закреплены права объектов судебно-психологической экспертизы и указан алгоритм передачи материалов по делу для использования в дальнейшем исследовании.
Главный повод, необходимость для проведения обследования – значение результатов для дела, т.е. обнаружение весомых обстоятельств, помогающих раскрытию преступления.

Роль судебного эксперта

Роль и функции правоприменителей установлены законом и не включают в себя обязанности судебного эксперта. Изучить и ответить на необходимые вопросы может только человек, обладающий специальными знаниями и полномочиями.
Внимание необходимо уделить специализации работника, проводящего обследование:

  • можно привлечь психолога-педагога (нет гарантий в предоставленной оценке);
  • юридический психолог. Данные, полученные от учёного с юридической специализацией более релевантны и объективны.

Наличие у сотрудников правоохранительных органов специальной подготовки не позволяет им проводить объективные специальные исследования, результаты которых могли бы быть применимы в рамках судопроизводства.

Логика в том, что функционал субъектов-правоприменителей предполагает назначение ими психологической диагностики, но не её проведение. Они – получатели заключений психолога, помогающих обнаружить неизвестные ранее доказательства по делу, но никак не могут быть источниками таких доказательств.

Определение условий производства судебного психологического обследования зависит от того, проводится ли оно добровольно или по принуждению.

По ст.28. Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности» УПК РФ определяются лица, которые можно принудительно привлечь к судебно-психологической диагностике. Точные условия обязательного прохождения указаны в ст.196 УПК РФ.

Исходя из смысла данной статьи, принудительная психодиагностика проводится когда:

  • совершено преступление насильственного характера в отношении ребёнка (до 14 лет) – необходимость определения педофилии;
  • при появлении сомнений в адекватном восприятии обстоятельств потерпевшим и в его способности давать показания.

Для обследования в добровольном порядке нужно письменное согласие человека, являющегося объектом обследования.

Согласно 35 статье вышеуказанного федерального закона запрещается применение методик, связанных с сильными болями, способными нанести вред здоровью человека. По закону психолог информирует объект обследования (либо законного представителя) о проводимых методах и побочных эффектах в понятной форме.

Начало процесса осуществления обследования – получение психологом постановления о необходимости психологической диагностики.

Процесс делится на этапы:

  1. Подготовка. Ознакомление с постановлением, материалами дела, осмотр предоставленных доказательств. Позволяет построить картину будущего процесса: определить план работ, выбрать подходящие методы, прикинуть сроки, необходимые для осуществления диагностики, скачать нужную информацию, объём и характер работ. При необходимости исследователь делает запрос на получение дополнительной информации по делу.
  2. Аналитический этап. Психолог изучает особенности психики личности и выявляет психологические обстоятельства, которые могли оказать влияние на человека в конкретной исследуемой ситуации.
  3. Сравнительный этап. Сопоставление полученной из различных источников информации, которая помогает сформировать выводы по вопросам, указанным в постановлении.
  4. Синтез. Психолог формирует заключение. Для этого результаты предыдущих этапов рассматриваются на соответствие экспертным оценкам. После оценки необходимо убедиться в правильности сделанных выводов.

К заключению предъявляются два обязательных требования, обоснованных судебной и следственной практикой: результаты диагностики доказывают тот факт, что заключение исследователя выполнено с применением научно обоснованных, специальных знаний. Презентация экспертизы понятным и доступным языком, ясным участникам дела, не обладающими специальными знаниями.

Хотя практикуются надёжные методы организации психологических обследований, важно понимать, что эксперты используют разнообразные приёмы и методики.

Это обусловлено развитием науки и эволюцией различных подходов для решения, стоящих перед психологами задач. При этом каждый специалист может иметь собственное мнение по поводу использования различных методических приёмов.

Такая ситуация приводит к тому, что несколько психологов делают разные выводы относительно одного и того же вопроса.

В этом случае лицу, назначившему психологическую диагностику и оценивающему заключение эксперта, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Не учитывать выводы, сделанные при применении методик, не согласующихся с действующим законом.
  2. Организовать допрос исследователей, в случае расхождения во мнении, вызванном применением разных методических подходов.
  3. Уделять пристальное внимание отработанным методам, проверенным различными испытаниями.
  4. Использование нестандартных методик, сильно отличающихся от методов, которые широко практикуются, должно получить обоснование.
  5. Необходимость применения указывается экспертом в заключение.
  6. Назначение повторной проверки.

 При применении результатов экспертизы субъекты уголовного процесса могут ссылаться на ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ, исходя из которой, показания эксперта являются доказательствами по уголовному делу.

Определение заключения и показания эксперта и специалиста содержатся в ст. 80 УПК РФ. Исходя из смысла статьи, заключение –это ответ исследователя на вопросы, которые ставит перед ним следователь, суд или дознаватель, а показания – информация, полученная в ходе допроса.

Проблемы при использовании заключений экспертов

Производство судебной экспертизы сильно сопряжено с риском неправильной трактовки заключения в связи со следующими аспектами:

  1. Недостатком у субъектов уголовного дела специальных знаний, из-за чего результаты исследования трактуются неправильно.
  2. Специфическими чертами текста заключения.
  3. Обоснованностью применяемых методических подходов.
  4. Правильностью выводов, сделанных на основе исследовательской части.
  5. Конкретными ожиданиями представителей правоохранительных органов по поводу проводимой экспертизы.
  6. Проблемой подготовки экспертных кадров (т.е. когда специалиста можно обвинить в неверном использовании методик).
  7. Выводами, носящими вероятный характер, не дающими точного ответа на вопросы по делу. Иногда даже повторная диагностика не даст результата. Проблема при проведении процесса исследования: использование выводов, носящих вероятный характер, не закреплено законодательно, хотя определение степени допустимости использования вероятной информации как доказательства по делу, могло бы помочь грамотно использовать результаты исследования.

Иногда правоприменитель даёт неверную оценку использованных методик, так как не обладает знаниями об эффективности применяемых методов, что мешает правильно соотнести исследовательскую часть с выводами эксперта.

Из этих факторов вытекает необходимость контроля процесса исследования и его результатов, установление чётких требований к экспертам, а также разъяснение итогов исследования и консультации для правоприменителей, получение рецензий на работу исследователя. Это позволит правильно пользоваться полученной экспертной информацией и использовать её в ходе уголовного дела.

Проблемы и особенности проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних

Психологическая экспертиза несовершеннолетних, связанная с подростковой преступностью, имеет ряд серьёзных недоработок со стороны законодателя.

Например, не определён перечень разрешённых методов, которые учитывали бы возраст и состояние психики, не существует конкретных требований к психологу, нет правовых механизмов, гарантирующих качество проведения исследования частными психологами, нет никакой другой уверенности, кроме убеждений суда в отношении компетенции психолога, работающего с малолетними преступниками.

При этом заключение эксперта является одним из основных доказательств по преступлениям, связанным с половым насилием в отношении детей и подростков.
Если сравнивать опыт других стран, то в США ведётся подробный протокол, проводится видеосъемка интервью психолога с несовершеннолетним.

При этом интервьюер обладает специальными знаниями именно по проведению экспертизы в отношении несовершеннолетних и работает в жёстких границах, выясняя картину произошедшего. Результат исследования не является решающим доказательством, определяющим было преступление или нет, оно составляет один из элементов доказательной базы.

Некоторые эксперты придерживаются такого мнения о согласии законного представителя на психологическое обследование: оно способно ограничивать права ребёнка, а его присутствие при работе психолога может отрицательно сказаться на результатах экспертизы.

Ребёнок в силу особого личного отношения к представителю может скрыть часть информации:

  • бояться говорить о случившемся;
  • испытывать стеснение, что сведет усилия психолога на нет.

Суд вправе назначить комплексную психолого-психиатрическую проверку, если правоприменитель подозревает наличие психических патологий, но результативность такой разновидности диагностики можно поставить под сомнение, так как она сильно увеличивает границы объекта исследования.

Ряд специалистов рекомендует последовательно осуществлять экспертизы, не объединяя их в рамках одного процесса. Логично проводить вначале психиатрическую проверку и, исключив наличие психических патологий, заняться изучением психологии несовершеннолетнего. Минус: проведение двух проверок увеличивает сроки предварительного следствия.

Психологическая проверка несовершеннолетних правонарушителей предоставляет информацию о чертах характера, способности обдумывать действия, склонность к девиантному поведению, способности подпадать под влияние других людей – тем факторам, влияющим на поведение человека в конкретной правовой ситуации, адекватное восприятие обстоятельств, обстановки и дачу показаний.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/protsess/psihologicheskaya-ekspertiza

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.