Виды толкования закона

Содержание

Толкование закона: виды, значение и применение

Виды толкования закона

Толкование закона в современной юриспруденции несет большое значение.

Ведь это помогает разобраться в многообразии норм не только гражданам государства, но и глубже понять суть правотворческой деятельности профессиональным юристам.

А для того чтобы навсегда разложить информацию «по полочкам» в голове, необходимо знать четкое определение толкования закона, его виды, типы, способы и значение, что весьма немаловажно!

Об объекте и предмете

В качестве объекта толкования в юридическом смысле всегда выступают нормативно-правовые акты. Иными словами, их совокупность или отдельно взятая норма закона.

Так как теория государства и права является весьма сложной и многогранной наукой, читателю необходимо обратить внимание на такой элемент, как предмет толкования права, в роли которого выступает мыслительная деятельность и воля законодателя.

Именно интеллектуальный посыл должен быть отражен в правовой норме и подвергаться детальному толкованию.

Понятие и структурные элементы

Толкование законов РФ представляет собой деятельность субъектов права интеллектуально-волевого характера, которая направлена, в первую очередь, на уяснение смысла субъектом, а затем, разъяснение нормы закона иным лицам. Обязательный признак толкования заключается в издании особого юридического акта.

Так, исходя из вышеприведенного определения, стоит отметить основные элементы:

  • Уяснение. Это мыслительная деятельность, не выходящая за рамки сознания одного субъекта (толкующего).
  • Разъяснение. Является следствием уяснения, смысл которого заключается в более подробном разъяснении смысла воли и посыла законодателя другим субъектам права, то есть выражается в обычном объяснении смысла нормы на основании выводов толкующего лица.

Таким образом, процесс толкования закона направлен на формирование внутреннего понимания, а уже в последующем – подробное объяснение воли законодателя.

Важно помнить, что рассматриваемое действие в обязательном порядке состоит из двух элементов.

Значение толкования уголовного закона, гражданского права, административной сферы, а также иных отраслей заключается в качественном результате, который возможен только после глубокого уяснения и осмысления, а затем подробного разъяснения.

О способах осмысления законодательства: общая характеристика и виды

Далеко не каждый профессионал в юридической сфере может заниматься толкованием закона, что уж и говорить о гражданах, которые не сталкивались с областью права. Узкая направленность и специфика деятельности порождают многочисленные ошибки и неточности в разъяснении смысла закона. Именно поэтому в мире существует так много юридических ошибок.

Тем не менее, профессиональными юристами-практиками, а также мастодонтами научного мира были созданы приемы толкования, которые используются при выяснении смысла нормы. Сюда стоит отнести филологический, систематический, а также логический и исторический. Перечисленные «схемы» являются наиболее часто используемыми способами толкования норм закона.

Филология и грамматика: русскоязычное разъяснение норм

Первым и наиболее понятным среди видов толкования закона является филологический способ, который также носит второе название – грамматический.

Он подразумевает уяснение воли законодателя путем изучения внутреннего строения слова, его структуры, а также синтаксического анализа предложения.

Прежде всего, компетентным лицом осуществляется внутренний разбор слова или фразы, а затем определяется зависимость словосочетаний друг от друга, выделяются главные и второстепенные члены предложения, обращается особое внимание на окончания и множественность.

При филологическом разборе статьи закона важно учитывать юридическую специфику. Именно поэтому специалисты делают акцент на употребление союзов (соединительных и раздельных), а также детально анализируют формы глаголов и причастий. Здесь впору приводить примеры с фразой «казнить-помиловать», где поставленная запятая вокруг слова «нельзя» определяет смысл.

Взаимосвязь и системность

Толкование закона – процесс сложный и многогранный. При издании какой-либо нормы или буквы нормативного акта, законодатель в обязательном порядке должен соблюдать принцип системности. Только так можно определить взаимосвязь с другими статьями и положениями.

Систематический вид толкования определяет анализ фразы законодателя только во взаимосвязи с другими нормами. Так, во внимание берется не только структура отдельного документа, но и вся юридическая база.

Например, смысл статьи, определяющей уголовную ответственность за нанесение тяжкого вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, понятен только после изучения ПДД.

А это уже отдельный документ административного характера.

Систематическое толкование федерального закона, подзаконных актов возможно путем обращения к одной из тем теории государства и права, посвященной ссылочным и бланкетным нормам. Кроме того, происходит анализ общих и специальных положений, где юридической силой обладают исключительно последние.

Ярким примером выступает ст. 80 Семейного кодекса, определяющая обязанность родителей о материальном содержании детей. Однако ст. 120 этого закона выделяет исключение из этого правила. Так, ст. 80 не действует в случае обретения несовершеннолетними полной дееспособности, например, при выходе замуж или женитьбе ребенка.

Логика – основа основ

Виды толкования закона, рассмотренные ранее, являются весьма понятными, так как предполагают использование конкретных приемов и способов.

Например, филологи прекрасно разбираются в разделах грамматики, а юристы осведомлены о действиях норм.

На фоне этого ярко выделяется логический способ толкования права, который подразумевает использование философских и научных приемов для уяснения смысла буквы закона.

Компетентных специалистов в данной области найти весьма непросто. Посудите сами, понимаете ли вы смысл таких приемов, как логическое преобразование, синтез, анализ, умозаключение, аналогия, доведение до абсурда и так далее. Как правило, асами в логическом толковании выступают философы, а также научные деятели, которые обязаны в своих работах указывать используемые приемы.

Обращаем внимание на историю!

Понятие и толкование закона осуществляются не только в моменте «здесь и сейчас». Так, исторический способ включает в себя обращение и анализ предпосылок возникновения нормы. Интерпретатор в обязательном порядке изучает исторические условия, в результате появления которых была издана та или иная норма.

Другой стороной исторического толкования выступает необходимость поиска проекта нормативного акта, поиск пояснительных записок, стенограмм, а также обсуждений в средствах массовой информации.

Виды толкования: официальная информация

Наравне со способами, существуют также несколько категорий уяснения и разъяснения смысла. Понятие и толкование закона может быть официальным. Это значит, что разъяснение норм дается уполномоченными на то представителями государственных органов. Информация публикуется в официальных источниках.

Официальное толкование подразделяется на два вида:

В первом случае отсутствует конкретный случай или ситуация. Нормативное толкование представляет собой типовую модель поведения, которая распространяется на все общественные отношения, регулируемые нормой или законом. Подобный вид толкования не дает новых норм, лишь краткое и понятное разъяснение действующих.

Кардинальное отличие казуального толкования заключается в анализе единичного случая, произошедшего на практике.

Если при нормативном виде анализируется исключительно модель, созданная законодателем на бумаге, то во втором виде происходит разбор ситуативных общественных отношений.

Цель казуального толкования состоит в анализе ситуации с целью недопущения ошибок в будущем, а также правильного и справедливого разрешения спорной проблемы. Как правило, это необходимо при участии двух физических лиц, реже – при взаимодействии с административными органами.

Нормативное и казуальное толкование закона судом является наиболее часто встречающимся, например, при издании Постановлений Пленумов.

Кто во что горазд: неофициальное разъяснение буквы закона

В рассмотренных ранее видах разъяснение является официальным и обязательным. Помимо этого, в юридическом мире существует такой вид толкования, как неофициальный.

Такое разъяснение не является обязательным, выражаться может как в виде устной речи, так и в форме письменного документа. Яркими примерами являются разъяснения, предоставляемые адвокатами, судьями, прокурорами в ходе консультативного приема граждан.

Неофициальное толкование, в свою очередь, также подразделяется на несколько подвидов:

  1. Профессиональное – может предоставляться только лицами, имеющими специальную юридическую подготовку: адвокатами, прокурорами, сотрудниками государственных органов, юрисконсультами.
  2. Обыденное – дается обычными гражданами, как правило, основывается на личной точке зрения и зависит от мировосприятия.
  3. Доктринальное – содержит рассуждения научных деятелей. Выражается в статьях, монографиях, книга, учебниках, брошюрах и так далее.

Уровни разъяснения законодательства

Наравне с видами и способами толкования закона существует такая категория, как типы подобной деятельности. Они полностью совпадают с видами официального разъяснения (нормативное и казуальное). Однако отличаются по уровню правового регулирования.

Так, к нормативному толкованию относят разъяснения Высших судов (Верховного и Конституционного). Разъяснительные документы не обладают юридической силой, однако, являются обязательными для исполнения всеми подчиненными органами.

Казуальное толкование осуществляется исключительно подчиненными судами или иными административными органами по определенным случаям.

Значение толкования права

Рассматриваемая деятельность пропитывает юриспруденцию не только в Российской Федерации, но и практически в каждой стране мира. Первостепенное значение для публикуемой нормы заключается в толковании законов. Понятие, виды и типы подобной деятельности определены с целью систематизации разъяснения права, а также обеспечения единого понимания воли законодателя.

Необходимость постоянного толкования заключается в следующем:

  1. Возможность применения установленной нормы в жизни, а также определение возможности ее использования в конкретных ситуациях.
  2. Детальное разъяснение научных терминов, понятий, определений и положений для граждан, не обладающих специальными юридическими познаниями и подготовкой.
  3. Часто незнание логических и грамматических приемов приводит к двусмысленности нормы, ее неясности и неопределенности. Толкование призвано искоренить подобные случаи.
  4. Воля законодателя, отраженная в правовой норме не всегда совпадает с текстовым смыслом закона. Так, приведение нормативных положений к «единому знаменателю», а также разбор общих и специальных положений, выявление возможных противоречий возможно только посредством грамотного уяснения и разъяснения законодательства.

Наравне с вышеизложенным, стоит отметить, что деятельность по толкованию выступает в качестве одного из средств правового воспитания граждан, поднимает уровень образования и правовой культуры, а также заставляет проводить глубокий анализ не только лицами, попавшими в конкретную ситуацию, но и должностными лицами, занимающимися правотворчеством.

Источник: https://FB.ru/article/461500/tolkovanie-zakona-vidyi-znachenie-i-primenenie

Толкование права: понятие, объект, факторы и способы

Виды толкования закона
Определение 1

Толкование права – это интеллектуально-волевая активность исполняемая субъектом права, который занимается разбирательством и совершенствованием актов и правовых норм.

Расшифровывается это толкование интеллектуально-волевого процесса по организаци, которая содержит в себе такие компоненты как: разъяснение и уяснение.

Определение 2

Уяснение — это процесс осознания и понимания процесса правовых актов, про него говорят, что это процесс «для себя».

Определение 3

Разъяснение — это процесс передачи усвоенного содержания «для других».

Очень важно помнить, что эти элементы нельзя противопоставлять.

Что касается использования правовых норм, то стоит отметить, что они тесно взаимосвязаны. И прежде чем пытаться объяснить содержание другим, необходимо самому разобраться с субъектом.

В тоже время необходимо и объяснить другим субъектам, для понимания содержания.

При этом основной субъект занимающийся толкование правовых актов занимается лишь уяснением ее содержания, а не реализацией ее норм.

Рисунок 1. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей. Применение правовых норм

Чаще всего объектом толкования являются правовые акты. Например, в литературных изданиях очень часто поднимаются вопросы о толковании норм права.

Замечание 1

Но такой трактовкой порой сильно занижают роль, а также значение толкования, забывая, что разъяснению подлежат все правовые акты, не только отдельные вроде нормативных и содержащих правовые нормы.

Виды толкований

Юридическое толкование – это важная деятельность основывающаяся на цели по реализации или совершенствованию толкования актов. И это верно, ведь без верного пояснения правового акта не получится его реализовать. Толкование в этом случае осуществляется не для обычного познания или же изучения норм права, а в целях реализации.

Если углубиться в это явление, то можно получить более четкую характеристику и толкования права. Оно выступает как особое социальное явление, представляющее из себя фактор правовой культуры, развитие ее права, которое является важным условием правового регулирования.

Замечание 2

Такое толкование как юридическое явление обуславливается необходимым толкованием под средством ряда факторов.

Первый из них связан с особенностями самого права, как явления. Ведь,как известно, право имеет достаточно своеобразные признаки: особая нормативность, общеобязательность, формальная определенность, системность, государственная гарантированность. Среди всех выше перечисленных признаков каждый своим содержанием вызывает потребность разъяснения норм.

Фактор под номером два исходит из особенностей правового регулирования, но имеет явное отличие от других форм социального регулирования.

Это регулирование подразумевает под собой разного вида методы, типы, способы, режимы, юридические конструкции и включает не одну стадию.

Именно поэтому правовые акты не могут реализовываться «автоматически», «сами собой», а нуждаются в мыслительных процессах для разъяснения правовых актов и особенностей, которые в них входят, а также правового регулирования в целом.

Третий фактор отвечает за все возможные конфликты между формой и содержанием права. права очень часто выражается в правовых актах, которые, к сожалению, не всегда верно отражают волю законодателя. Например низкий уровень юридической техники, технические недостатки приводят к проблемам противоречия и содержания права.

Последний фактор находящийся под номером четыре обуславливается противоречием между стабильностью права, правовыми подписания, которые характеризуются вовсе формально и динамикой отношений между людьми. Часто получается, что остающийся неизменным закон преобразуется в совершенно изменившийся по сравнению с первоначальным экземпляром.

Замечание 3

Основываясь на всей этой информации можно сказать, о специфическом юридическом толковании, оно имеет отличительные черты от других видов толкования (например, если текст написан на одном языке, то его можно перевести).

Что касается юридического толкования, то оно со своей особой спецификой требует специальные технологии, способы и процедуры.

Определение 4

Под самими способами толкования понимается общая совокупность приемов и средств, которые используются для установления содержания правовых актов.

Например, в практике и юридической науке есть разные способы, которые при этом различаются (среди авторов эти трюки называют «приемами») толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический и функциональный.

Грамматическое толкование

Любой правовой акт представляет из себя выраженную словами мыcль законодателя. Именно поэтому при толковании закона сначала очень важно выяснить терминологическую или грамматическую составляющую содержания отдельных понятий, из которых после и будет складываться все содержание текста.

Для того чтобы это осуществить нужно сопоставить грамматические формы слов такие как: род, число и падеж, найти общие связи между словами и предложениями, построить скелет морфологической и синтаксической структуры предложения (знаки препинания, соединительные и разделительные союзы и др.).

В этом смысле толкование правового акта очень близко по структуре с уяснением смысла любым письменных источников (газетных или журнальных статей, художественных произведений и т.д.).

Логическое толкование

Основывается на смысле использования законов логики правовым актом, с помощью чего устанавливается весь объем содержания нормы, также устраняются все недочеты.

Главной целью логического толкования является использование правил формальной логики для того чтобы выявить, на что именно законодатель хотел обратить внимание в тексте закона, но не обратил.

При этом вместе с правилами формальной логики интерпретатор должен пользоваться и законами диалектической логики.

Систематическое толкование

Определяется системностью самого права. Указанное толкование заключается в понимании основного смысла той или иной конкретной нормы, сопоставляя ее с другими нормами или другими нормативными актами.

Сами по себе правовые нормы не могут существовать независимо друг от друга, именно из-за этого и не будет достаточно просто текстуального анализа для полного и правильного уяснения смысла конкретной нормы, а потребуется гораздо больше, исследовать эту норму на всевозможные связи с другими предписаниями. Часто в самом тексте толкования нормативного акта есть причины способствующие систематическому разъяснению. Например, Конституционный Суд РФ смог вывести целый ряд полномочий нашего президента из его функций (гаранта Конституции, обеспечения прав и свобод граждан и др.), закрепленных в Основном законе Российской Федерации.

Историко-политическое толкование

Предполагает учет исторической (экономической, социально-политической) обстановки в стране на момент издания норм, и на момент самой реализации. Тем более это толкование является необходимым в случаях, когда закон уже устарел и не может показать всю объективность временных условий для своего применения.

Специально-юридическое толкование

Базируется на специальных профессиональных знаниях в области правовой науки и юридической техники.

Формируя правовые предписания законодателю необходимо использовать разнообразные юридико-технические методы, а также средства, приемы, типы и способы правового регулирования, все это в совокупности подчеркивает необходимость интерпретатора в особенных юридических (в первую очередь научно-практических) знаниях. Но в первую очередь это необходимо для толкования именно специальных терминов («траст», «комитент», «акцепт» и др.).

Замечание 4

Однако такой метод толкования не опирается только на понимание таких терминов, ведь тогда он бы сравнивался с грамматическим толкованием.

Интерпретатору необходимо обладать специальными научно-теоретическими знаниями, пользуясь при этом такими категориями, как «правовое регулирование и его типы», «правовой режим», «конструкции в юриспруденции» и другие.

Теологическое целевое толкование

Имеет основную направленность на понимание с какой целью издавался правовой акт, но такое толкование используется не всегда. Однако в случаях, когда в стране происходят быстрые перемены в общественно-политических обстановках, спецификой обстоятельств дела, без выяснения целей становится невозможность принятие верного решения.

Так, Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю», который действовал до момента принятия Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, имел целью обеспечение и защиту конституционных прав граждан на землю.

Учитывая названные цели субъекты права обязаны применять положения указа, опираясь на главные цели по защите интересов именно физических лиц (а не организаций).

Функциональное толкование

Говорит о том, что интерпретатор показывает нам содержание нормы учитывая ее конкретные особенности (места,время,личность).

Но больше всего это затрагивает разъяснения так называемых оценочных терминов таких как: «уважительные причины», «значительный ущерб», «крайняя необходимость», «неблагоприятные условия» и т.д.

Даже при учете конкретных условий одни и те же обстоятельства вполне могут быть признаны уважительными или не уважительными.

Замечание 5

Бывает итак, что нередко законодатель обязывает правоприменителя соблюдать конкретные условия, что означает обращаться именно к функциональному толкованию.

Поэтому, согласно т. 81, 83 СК РФ размеры алиментов на содержание детей суд определяет «с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств». В качестве оценки терминов критириев толкования выступаю нравственные, политические и общесоциальные критерии.

Очень важно, что для уяснения содержания нормы порой просто нет необходимости во всевозможных способах толкования. Ведь в некоторых случаях можно ограничиться лишь грамматическим или же логическим разъяснением.

Но тем не менее, это не дает нам оснований для игнорирования какого-либо из вышеперечисленных способов, потому что бывает так, что именно тот способ на который вовсе не возлагали надежды, понимает правильно понять, или как говорится «поставить точку» в понимании содержания нормы, а также правильно воспользоваться ей в практическом смысле.

Субъекты толкования

Обычно все нормативные предписание имеют возможность толковаться любыми субъектами и даже их реализующими. Однако юридическое понятие трактовки отличается в зависимости от лица, которое толкует эту норму. Именно поэтому очень важно разделять эти виды разъяснения по субъектам, ведь на этих основаниях можно отличить официальное от неофициального толкования.

  • Официальное толкование осуществляется под влиянием компетентных органов, результаты которого очень важны для субъектов права. В это время, оно разделяется на легальное, аутентическое и правоприменительное.
  • Аутентичекое толкование занимается производством органа, которые издает уже закрепленную норму акта. Какого-либо специального разрешения для этого ему вовсе не нужно, ведь он делает такие операции в силу своей правотворческой компетенции. Его толкование может представляться, как в тексте самого акта, так и в отдельном самостоятельном акте разъяснения.
  • Легальное толкование исполняет уставы органа, который имеет все необходимые для этого полномочия на законной основе. Так, ст. 126 Конституции Российской Федерации говорит, что Верховный Суд РФ «дает объяснения относящиеся к вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения согласно ст. 127 Конституции РФ дает и Высший Арбитражный Суд РФ. Исключительная компетенция Конституционного Суда РФ толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ. Дает он трактование и норм самой Конституции (ст. 125 Конституции РФ). Правом официального объяснения положений избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия РФ.

Указанные виды толкования предполагают характер нормативного типа, т.е. Объектом толкования будут являться нормативные акты никак не относясь к случаями их конкретного применения.

Стоит отметить, что есть и ненормативное т.е. правоприменительное толкование.

Определение 5

Это разъяснение, которое исполняется правоприменителем на второй стадии которого применяются процессы норм права.

Важно помнить, что именно вторая стадия — это стадия во время которой выбираются, а после анализируются нормы права. В этом случае процесс толкования очень тесно связан с процессом применения.

Есть и другой вид толкования по субъектам это неофициальное толкование. Это толкование действует под влиянием различных субъектов, но результаты его не имеют общезначимого характера. Его часто делят на профессиональные, обычные и доктринальные.

Обычное разъяснение дается любыми субъектами права. Точность такого субъекта напрямую зависит от уровнях его правосознания. При чем от характера его трактовки во многом зависит насколько он будет законным, ведь это разъяснение представляет из себя основание для юридической деятельности граждан и их правомерного поведения.

Профессиональное толкование осуществляется специалистами-юристами. Основным критерием для выделения этого вида служит не степень знания права, а профессиональная деятельность.

Один из лучших примеров толкования этого права, это разъяснение исполняемое прокурором или адвокатом в судебном процессе.

Но так как его результат не имеют необходимости для суда, это толкование будет являться неофициальным, тем не менее необходимость его использования и порядок закреплены нормативно.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/tolkovanie-prava/

Виды толкования норм права

Виды толкования закона

Существует несколько видов толкования. В юридической литературе различают толкование по объему и толкование по субъекту.

Толкование по объему. Заметим, объемом толкования принято называть результат соотношения буквального текста и действительного содержания юридической нормы.

На основании результатов анализа правовой нормы лицо, осуществляющее толкование, приходит к определенному выводу, в частности, к пониманию того, что изложение воли законодателя может не всегда совпадать с ее «буквальным», текстовым содержанием.

В этой связи различают буквальное, распространительное и ограничительное толкование.

Буквальное (адекватное) толкование – это самый распространенный вид толкования, имеющий место тогда, когда «дух» и «буква» закона совпадают. Здесь воля законодателя устанавливается в полном смысле с нормой права.

Иными словами, такое толкование полностью (точно) соответствует тексту нормы, ее смыслу.

Это значит, что применение после грамматического анализа всех иных способов толкования приводит к таким же выводам, какие вытекают из буквального текста [58].

Таких норм, достаточно отчетливо выражающих волю законодателя, абсолютное большинство. Например, в ст. 399 ГК РФ сказано: «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме». Или в ст. 32 Конституции РФ четко зафиксировано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут избирать только граждане России.

Как видно, действительное содержание (смысл) этих правовых положений точно соответствует их текстуальному выражению. Именно в этой связи говорят о совпадении «духа» (смысла) и «буквы» (текстуальной формы) закона и соответственно о буквальном толковании официального текста.

Буквальное толкование не порождает споров, разногласий, что свидетельствует о том, что, как правило, воля, цели и интересы законодателя достаточно точно формулируются в законе.

Распространительное толкование – толкование, применяемое при несоответствии выражения нормы права и ее смысла, когда действительное содержание нормы оказывается шире словесного (текстуального) оформления.

https://www.youtube.com/watch?v=jwjWrpSHtdQ

Главное в этом виде толкования – результат, констатация того, что действительное содержание нормы права значительно шире (объемнее) ее текстуального выражения («буквы» закона). Так, ст.

1069 ГК РФ предусматривает ответственность за «вред, причиненный гражданину … в результате незаконных действий государственных органов…».

Здесь слову «гражданин» следует давать распространительное толкование, учитывая то, что в такой ситуации вред должен быть возмещен и иностранному лицу и лицу без гражданства.

Обратим также внимание на содержание ст. 19 Конституции РФ, в которой говорится: «все равны перед законом и судом».

Вместе с тем здесь слово «закон» необходимо трактовать распространительно, поскольку кроме законов есть и другие нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.

), предписания которых в равной мере распространяются на всех или определенные категории граждан и иных лиц.

В учебной литературе отмечается, что все нормы, содержащие слова «другие», «и т.д.», «иные», «прочие», т.е. формирующие определенный перечень, предполагают распространительное толкование[59].

Ограничительное толкование основано на установлении того, что смысл нормы понимается уже, чем это прямо выражено в буквальной ее формулировке.

В процессе такого толкования трактовка законодательного текста сужается и доводится до ее действительного смысла. Например, в ст. 87 Семейного кодекса РФ устанавливаются обязанности совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных родителей.

Очевидно, не все дети обязаны следовать этому предписанию. От такой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали или были лишены родительских прав. Или: в ч. 1 ст.

32 Конституции РФ предусмотрено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Понятно, что термином «граждане» в данном случае обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди.

Главное здесь в том, что по смыслу указанных правовых предписаний видна необходимость ограничить действие правовой нормы более узкими рамками.

Отметим, что ни расширительное, ни ограничительное толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл нормы права, поскольку в процессе толкования устанавливается воля законодателя.

При использовании любой из названных разновидностей толкования (буквального и др.) должна быть ясность, определенность относительно анализируемых норм, прежде всего, в представлении лица, осуществляющего толкование.

Соответственно должен сформироваться вполне определенный вывод, предшествующий принятию определенного решения.

Толкование по субъекту. В зависимости от субъекта, дающего соответствующее разъяснение правовых норм, выделяют официальное и неофициальное толкование.

1. Официальное толкование – исходящее от компетентного государственного органа (должностного лица) разъяснение содержания правовой нормы, имеющее обязательное значение для тех лиц, к которым оно обращено.

Особенности официального толкования:

1) дается уполномоченными государственными органами или должностными лицами, причем данные полномочия закрепляются в специальных актах;

2) имеет обязательный характер для исполнителей толкуемой нормы;

3) облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и др.);

4) является юридически значимым, так как ориентирует на единообразное понимание юридической нормы;

5) разъясняет действующие нормы и никаких новых не создает.

Можно сказать, что такое толкование, по сути, официальная «установка» относительно того, как правильно понимать конкретную норму. Подобная «установка» может содержаться, например, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ или в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, обязательных для нижестоящих судов.

С учетом этого категория «официальное толкование» позволяет обратить внимание на следующее:

а) официальное толкование в Российской Федерации осуществляют только государственные органы, определенные законодательством. Это – высшие представительные органы, высшие судебные органы, Правительство РФ и др. (Президент РФ, Правительство РФ в порядке исполнения законов издают подзаконные акты, в которых могут содержаться и разъяснительные (истолковательные) положения);

б) основная цель официального толкования-разъяснения – обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения;

в) оно имеет обязательный характер для исполнения толкуемой нормы даже тогда, когда лица, реализующие юридическую норму не согласны с представленным толкованием-разъяснением;

г) в процессе толкования орган, разъясняющий норму права, издает акт толкования – интерпретационный акт. Нередко такой акт имеет ту же форму, что и иные нормативные документы государственных органов (постановление и др.).

Официальное толкование, в свою очередь, разделяется на нормативное (общее) толкование и казуальное (индивидуальное) толкование.

Нормативное (общее) толкование не связывается с конкретным случаем, а обладает общим характером, распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Его цель – обеспечение единообразного понимания и целесообразного применения правовых предписаний.

Необходимость в таком толковании может объясняться неясностью текста нормы законодательного акта, неправильной или противоречивой практикой применения правовых предписаний и иными причинами.

В этой связи нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны при применении определенных норм права. Например, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ нижестоящим судам по применению того или иного закона.

К актам нормативного толкования также относят: акты-разъяснения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Такое толкование неотделимо от самой нормы права, практикой ее реализации.

Официальное нормативное толкование может быть дано либо правотворческим органом по нормативным правовым актам, принятым им, либо иным государственным органом. Поэтому нормативное толкование подразделяется на аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Аутентичное толкование – разъяснение, исходящее от того же самого органа, который издал толкуемую норму. Специального полномочия на такое толкование не требуется. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные правовые акты, то он обладает возможностью давать разъяснение этим актам.

Подобные разъяснения могут даваться Государственной Думой РФ, Правительством РФ и другими правотворческими органами. Например, в статьях главы 30 Особенной части УК РФ в качестве субъекта преступлений признается должностное лицо. Что под ним следует подразумевать? Соответствующее определение содержится в примечании к ст.

285 УК РФ, раскрывающей смысл этого понятия.

Акты аутентического толкования общеобязательны и обладают соответствующей юридической силой. Они обязательны для тех, кто реализует разъясненный нормативный правовой акт.

Легальное толкование (разрешенное, делегированное) – осуществляемое не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами по специальному на то полномочию, делегированному им государством.

Такое толкование подзаконно и осуществляется теми субъектами, которым это разрешено, поручено. Так, Конституционный Суд РФ, не являясь правотворческим органом, осуществляет толкование Конституции Российской Федерации, содержащееся в его решениях.

Согласно статье 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Акты легального толкования обязательны лишь для тех лиц и объединений, на которых распространяется юрисдикция органа, осуществляющего толкование. Это могут быть налоговые, финансовые и иные органы. Официальное толкование может быть не только нормативным, но казуальным.

Казуальное (индивидуальное) толкование также относится к официальному виду. Такое толкование, судя по названию, не имеет общеобязательного значения; дается применительно к данному случаю; обращено к конкретным субъектам.

Известно, что слово «казус» означает случай, отдельную ситуацию. В этой связи можно сказать так: казуальное толкование – официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентными органами по конкретному случаю.

Также толкование подразделяется на два подвида: судебное и административное.

Судебное толкование норм права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемые судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них.

Например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются не соответствующими закону, неправильными.

Назначение такого толкования наиболее отчетливо проявляется при рассмотрении дел в кассационной инстанции или в порядке надзора. Результаты казуального толкования находят выражение в мотивировочной части судебного решения.

Административное толкование норм права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов и др.

Итак, цель судебного и административного казуального толкования-разъяснения – правильное рассмотрение определенной правовой ситуации.

Поэтому признается, что оно ограничивается рамками конкретного дела, имеет разовое значение. Однако, значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими судебными инстанциями, гораздо шире.

Эти акты выступают для нижестоящих судебных органов в качестве образцов понимания и применения закона.

В отечественном правоведении преобладает мнение о том, что официальные акты толкования не создают новых правовых норм и не признаются источниками права. Их функциональное значение определяется вспомогательным, уточняющим характером.

Неофициальное толкование – толкование, исходящее от органов и лиц, не наделенных специальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм.

Такое толкование осуществляется общественными организациями, научными, учебными заведениями, практическими работниками. Обычно оно выступает в форме советов, рекомендаций, суждений.

Особенность этого вида толкования в том, что оно не носит обязательного характера, его рекомендации не вызывают формально-юридических последствий.

Отмечается, что влияние неофициального толкования на правовое регулирование зависит главным образом от его правильности и убедительности (компетентности). Некоторые разновидности неофициального толкования оказывают существенное влияние на практику применения норм права.[60]

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное (компетентное) и доктринальное (научно-теоретическое).

Обыденное толкование – это неофициальное разъяснение смысла правовой нормы лицами, не имеющими специальных познаний в сфере права, правового регулирования.

Это обычно разъяснения, даваемые гражданами в повседневной жизни, в быту, а также публичными изданиями неюридического профиля. В таком толковании могут быть заблуждения, поверхностные суждения, опрометчивые выводы.

Вместе с тем в подобном разъяснении может быть здравый смысл, ориентирующий на положительное отношение к праву, правовым предписаниям.

Профессиональное толкование – предполагает наличие у субъектов, дающих разъяснение, специальных правовых знаний.

Имеется в виду толкование, осуществляемое прокурорами или адвокатами в судебном процессе, судьями на приеме граждан, работниками юридических служб, редакциями юридических журналов в специальных консультациях и обзорах.

Несмотря на значимость, компетентность, обоснованность таких разъяснений, они не являются юридически обязательными и не влекут каких бы то ни было юридических последствий[61].

Доктринальное толкование

Источник: https://studopedia.ru/3_49459_vidi-tolkovaniya-norm-prava.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.