Виды уголовного преследования осуществляемые таможенными органами

Таможня дает уголовные дела

Виды уголовного преследования осуществляемые таможенными органами

Даже добросовестные участники ВЭД, не занижающие реальную стоимость товара, не скрывающие грузы и предоставляющие достоверную информацию, могут стать объектом проверки таможенного органа.

Несмотря на публичное декларирование необходимости увеличения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, промышленного производства, защищенность участников рынка внешнеэкономической деятельности от неправомерного вмешательства государственных органов представляется сомнительной.

Более того, не занимающиеся ввозом товаров в Россию самостоятельно и приобретающие товары на внутреннем рынке страны компании могут также стать объектами проверок таможни, в том числе в уголовно-процессуальном порядке.

Незаметные

Сложился стереотип, что таможенные органы осуществляют лишь контрольные и надзорные функции в области таможенного дела.

Действительно, в структуре таможен превалируют подразделения, деятельность которых, в первую очередь, направлена на выполнение данных функций: таможенные посты, отделы контроля таможенной стоимости, таможенных процедур, таможенного контроля после выпуска товара и др.

При этом многие подразделения наделены широким кругом полномочий по проведению проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД и других лиц.

Но необходимо учитывать, что такие подразделения таможен в своей деятельности могут выявить не только правонарушения, ответственность за которые установлена таможенным кодексом ЕАЭС и кодексом об административных правонарушениях РФ, но и деяния, отнесенные Уголовным кодексом РФ к преступлениям. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты взимаемых с организации таможенных платежей предусмотрена ст. 194 УК. Расследование уголовных дел производится дознавателями таможенных органов (ч. 1 и 2) и следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 и 4 ст. 194 УК).

Согласно данным ФТС России по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в 2018 году возбуждено 359 уголовных дел (без учета дел Следственного комитета), при этом общий размер неуплаченных таможенных платежей составил 4,3 млрд руб., в первом полугодии 2019 года – 163 уголовных дела. Помимо этого, таможня выявляет и возбуждает уголовные дела о различных видах контрабанды, невозвращении из-за границы денежных средств и некоторые другие. 

Среди множества функциональных подразделений таможенной службы для многих незаметными остаются те, непосредственными задачами которых являются выявление и расследование преступлений: осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и дознание по уголовным делам. 

Как выявляются таможней такие преступления? 

Как уже сказано выше, признаки преступления в таможенной сфере (и не только) могут выявить контрольно-надзорные подразделения таможни и направить соответствующие материалы в подразделение дознания.

Например, по результатам проверки отдела по таможенному контролю после выпуска товаров может быть установлена неуплата или неполная уплата таможенных платежей на сумму, образующую крупный размер (свыше двух миллионов рублей согласно примечанию к ст. 194 УК), что может являться уголовно-наказуемым деянием.

Теперь проверяемому лицу при несогласии с решениями таможни уже придется защищаться не только путем оспаривания результатов проверки и требований об уплате таможенных платежей, но и уголовно-процессуальными средствами, а у таможенного органа появляется больше полномочий для дальнейшей проверки деятельности организации в ходе расследования уголовного дела.

Также популярна ситуация выявления признаков преступления при проведении административного расследования, в ходе которого устанавливается неуплата таможенных платежей на сумму свыше двух миллионов рублей, и материалы направляются в подразделение дознания таможни.

При этом стоит иметь в виду, что привлечение юридического лица к административной ответственности в области таможенного дела не препятствует проведению по тому же факту дознавателем проверки в порядке уголовно-процессуального законодательства, возбуждению уголовного дела и привлечению физических лиц к уголовной ответственности. 

Типичным является выявление признаков преступления в ходе оперативно-розыскной деятельности. Данная сфера работы не доступна для глаз участников ВЭД в связи с ее конспиративным характером.

Проверяемые лица могут длительное время не знать (а могут вообще не узнать) о проведении в отношении них оперативно-розыскных мероприятий.

Лишь при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий участнику ВЭД или иным лицам может стать известно о попадании в поле зрения таможенного органа (вызов для опроса, проведение гласного обследования и др.

), при этом права проверяемого лица ограничены спецификой оперативно-розыскной деятельности (фактическая невозможность ознакомиться с основаниями проведения мероприятий, поводами заведения соответствующего дела или материала и др.). Необходимо также учитывать наличие в структуре ФТС собственных оперативно-технических подразделений. 

При выявлении признаков преступления результаты оперативно-розыскной деятельности также могут быть направлены дознавателю или следователю для принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Также основанием проведения «правоохранительным блоком» таможни проверки в отношении участника ВЭД может стать любое обращение, в том числе от недобросовестного конкурента.

При этом проведение проверки и применение мер уголовно-процессуального воздействия (запросы документации, вызовы на опрос и др.

) могут продолжаться длительное время, что создает неудобство и напряжение в деятельности организации, а порой даже негативно влиять на ее деловую репутацию (органы таможни зачастую запрашивают документацию от контрагентов, вызывают их руководителей для дачи объяснений и др.).

Все многообразие поводов для проверки в уголовно-процессуальном порядке свидетельствует о возможности ее начала в отношении любого участника ВЭД и не только. Проверке может подвергнуться каждая организация, участвующая в товарообороте, включая тех, кто приобретает товары исключительно на внутреннем рынке.

Каковы основания для начала проведения процессуальной проверки? Фактически любые – каждое сообщение может быть воспринято дознавателем и следователем как содержащее сведения об уклонении от уплаты таможенных платежей.

Также отсутствуют обязательные критерии для возбуждения уголовного дела – законодательно не закреплено наличие, например, акта проверки или требования об уплате таможенных платежей.

На практике же на данной стадии, как правило, все вращается вокруг расчета суммы неуплаченных таможенных платежей, но для дознавателя нет обязательной формы расчета – это может быть справка специалиста, заключение, требование и др.

Единственным закрепленным законом основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, что зачастую субъективно.

Как не перевести взаимодействие с таможней в уголовно-правовую сферу? 

Мною перечислены лишь некоторые аспекты работы таможенных органов по выявлению преступлений, предусмотренных ст. 194 УК.

К сожалению, в нашей стране использование уголовно-правовых инструментов для устранения конкурентов или из корыстной заинтересованности недобросовестных сотрудников правоохранительных органов – не новшество.

Подобные риски отбивают у предпринимателей желание участвовать во внешнеэкономической деятельности и даже внутреннем товарообороте.

Тем руководителям, кто планирует или продолжает добросовестно участвовать во внешнеэкономическом товарообмене, позволю себе дать несколько рекомендаций:

1. Внимательно отнеситесь к подготовке документов, декларированию товаров, организации их доставки, не забывая, что таможенное оформление – довольно сложная процедура, требующая обязательное участия специалистов в таможенном деле.

Сохраняйте таможенные декларации, товаросопроводительные документы, переписку с зарубежными и иными контрагентами, перевозчиками и таможенными представителями (брокерами).

Контролируйте достоверность товаросопроводительных и иных документов, предоставляемых непосредственно в таможенный орган, брокеру либо контрагентам.

2. Пользуйтесь услугами только проверенных и зарекомендовавших себя таможенных представителей (брокеров), не соглашайтесь на сомнительные схемы уменьшения бремени таможенных платежей.

3. Не реагируйте на предложения о наличии связей в таможенных органах и возможности решить возникшие проблемы «непроцессуальным» путем.

Проверки могут коснуться всех, так как инициированы могут быть различными многочисленными подразделениями (а зачастую в автоматическом режиме путем случайной выборки), а органы ФСБ и подразделения собственной безопасности ФТС активно борются с коррупционными проявлениями внутри таможни. При этом из-за специфики деятельности таможни внимание спецслужб к ней значительно пристальнее, чем к большинству иных органов. 

4. При проведении каких-либо проверочных мероприятий, даже пока не связанных с уголовным преследованием, привлекайте к участию специалистов, компетентных в различных сферах: таможенном деле, производстве по делам об административных правонарушениях и уголовно-процессуальном производстве, чтобы прогнозировать риски и пресечь развитие дальнейших неблагоприятных последствий.

5. Отстаивайте интересы организации с момента первых претензий со стороны таможенных органов (запросов документов, корректировки таможенной стоимости, изменении кода ТН ВЭД, возбуждении дела об административном правонарушении и др.) в целях выяснения оснований и пресечения дальнейшего развития ситуации в уголовно-процессуальном русле.

В заключение отмечу, что и при возбуждении уголовного дела добросовестным предпринимателям не стоит отчаиваться, так как доказывание по делам рассматриваемой категории крайне скрупулёзный и сложный процесс, сопряженный с проведением большого объема следственных действий и анализом специфичной таможенной документации. Последовательная и активная защита зачастую убеждает правоохранительные органы в отсутствии оснований для уголовного преследования.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/10/1/tamozhnya_daet_ugolovnye_dela

2.7.2 Правоохранительная и иная деятельность таможенных органов Российской Федерации

Виды уголовного преследования осуществляемые таможенными органами

Таможенные органы как органы дознания уполномочены в соответствии с УПК РФ осуществлять функцию уголовного преследования. Так, в соответствии с нормами УПК РФ они производят дознание и другие процессуальные полномочия. Согласно ст.

222 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) таможенные органы являются органа­ми дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможен­ного дела, а также по делам об иных преступлениях, производ­ство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов РФ. Например, под иными преступлениями подразуме­вается: незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья и материалов, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).

Таможенные органы как органы дознания в пределах своей компетенции вправе производить уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и иную деятельность.

Уголовно-процессуальная деятельность включает:

· проверку заявлений и сообщений о преступлениях и при­нятие по ним решений;

· выполнение неотложных следственных действий по уго­ловным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

· дознание по уголовным делам, по которым производ­ство предварительного следствия необязательно;

· исполнение поручений и указаний следователя и про­курора.

При этом таможенные органы как органы дознания обяза­ны:

· принимать, рассматривать и разрешать заявления и сооб­щения о преступлениях;

· выдавать заявителю документ о при­нятии сообщения о преступлении, указав данные о лице, его принявшим, дату и время его принятия;

· регистрировать заяв­ления и сообщения;

· по поступившему заявлению или сообще­нию в зависимости от оснований возбуждать или отказывать в возбуждении уголовного дела или направлять заявления, со­общения по подследственности или подсудности.

Одно из направлений уголовно-процессуальной деятельно­сти таможенных органов как органа дознания – производство дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В соответствии с ч. 3 ст.

150 УПК РФ по уголов­ным делам, по которым производство предварительного след­ствия не обязательно, применяется общий порядок дознания со следствием, за некоторым исключением. Дознание по этим делам возбуждается в отношении конкретного лица.

Срок рас­следования устанавливается в пределах 20 суток со дня возбуж­дения уголовного дела до направления его прокурору. Прокурор вправе продлить данный срок до 10 суток.

Если подозрева­емый заключен под стражу, то производство дознания должно быть закончено не позднее 10 суток со дня избрания указанной меры пресечения или предъявления подозреваемому обвинения.

Дознание по делам, по которым производство предвари­тельного следствия не обязательно, завершается составлением обвинительного акта вместо обвинительного заключения.

Об­винительный акт заменяет сразу два документа предварительного следствия: постановление о привлечение лица в качестве обвиняемого и обвинительное заключение, поэтому при на­хождении подозреваемого под стражей обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения под стражу.

Копия данного документа вручается только обви­няемому и его защитнику. По окончании дознания материалы уголовного дела для ознакомления не предъявляются граж­данскому истцу и гражданскому ответчику.

При проведении дознания по уголовным делам данной категории дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью, присущей сле­дователю. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора или следователя не приостанавливает его испол­нение.

Материалы дознания по делам, по которым предваритель­ное следствие не обязательно, служат основанием для рассмот­рения этих дел в суде и обладают одинаковой доказательствен­ной силой с материалами, добытыми на предварительном след­ствии.

Кроме этого, таможенные органы как органы дознания в соответствии п. 19 ч. 1 ст. 5 УПК РФ производят неотложные следственные действия.

Эти действия осуществляются таможенными органами как органами дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации сле­дов преступления, а также доказательств, требующих незамед­лительного закрепления, изъятия и исследования. Перечень, их не определен, поэтому дознаватель ФТС вправе произвести любые предусмотренные УПК РФ следственные действия, ко­торые сочтет неотложными.

Производство неотложных след­ственных действий должно быть завершено в течении 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит.

Из смысла закона вытекает, что орган дознания может направить дело прокурору и раньше 10-дневного срока, но при условии выполнения всех неотложных следственных действий. Прокурор также вправе дать указания органу дознания о направлении дела следователю до истечения 10-дневного срока.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ после направления уголовного дела прокурора орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Если же в результате произведенного дознания лицо, совершившее преступление, обнаружено не было, то орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия, уведомляя

следователя об их результатах. Следствен­ные действия и в этих случаях орган дознания может производить только по письменному поручению следователя.

Правоохранительная деятельность таможенных органов направлена и на производство оперативно-розыскной деятель­ности. Согласно ст. 6 федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия:

· опрос;

· наведение справок;

· сбор образцов для сравнительного исследования;

· проверочную закупку;

· исследование предметов и документов;

· наблюдение;

· отождествление личности;

· обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

· контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

· прослушивание телефонных переговоров;

· снятие информации с технических каналов связи;

· оперативное внедрение;

· контролируемую поставку;

· оперативный эксперимент.

Право применять оперативно-розыскные мероприятия предоставлено не всем таможенным органам, а только его оперативным подразделе­ниям.

Источник: http://libraryno.ru/2-7-2-pravoohranitel-naya-i-inaya-deyatel-nost-tamozhennyh-organov-rossiyskoy-federacii-pravooxr/

Виды уголовного преследования

Виды уголовного преследования осуществляемые таможенными органами

1) по делам частного обвинения.

Возбуждаются только по заявлению потерпевшего, его законного представителя и прекращаются в связи с примирением сторон, которое допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции – до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.

2) по делам частно-публичного обвинения.

К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 116, 131 частью первой, 132 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 145, 146 частью первой, 147 частью первой УК РФ, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 – 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 УК РФ (при определенных условиях)

Уголовное преследование возбуждается по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением сторон не подлежит.

Исключение:суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях,если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

3) по делам публичного обвинения. Уголовное преследование возбуждается без всяких заявлений потерпевшего, которые могут иметь значение лишь при назначении наказания.

Прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить дело частного или частно-публичного обвинения и без заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, не способного воспользоваться своими правами по каким-либо причинам.

Субъекты, осуществляющие уголовное преследование:1) прокурор; 2) следователь; 3) дознаватель; 4) частный обвинитель; 5) потерпевший, его законный представитель либо представитель.

Уголовное преследование – это деятельность, связанная с преследованием конкретного лица, уже поставленного в положение подозреваемого и обвиняемого.

Уголовное преследование осуществляется в целях изобличения подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления.Поэтому, строго говоря, если в качестве подозреваемого или обвиняемого фигурирует лицо, не причастное к преступлению, то деятельность по его “изобличению” нельзя назвать уголовным преследованиям.

В УПКопределяется круг лиц, по заявлению которых может быть возбуждено уголовное дело частного или частно-публичного обвинения.

Коль скоро ни одно из этих лиц с заявлением не обращалось, а уголовное дело было возбуждено прокурором (либо следователем или дознавателем с согласия прокурора) по собственной инициативе, то данное дело прекращению за примирением потерпевшего с лицом, в отношении которого оно было возбуждено, не подлежит.

Однако в указанной норме есть одно неясное положение. Сначала говорится, что возбудить производство по делу частного и частно-публичного обвинения может не только прокурор, но также следователь или дознаватель с согласия прокурора, а потом сказано, что осуществлять уголовное преследование по этим делам вправе только прокурор.

В литературе высказывалось мнение, что и возбуждать уголовное дело, и вести уголовное преследование правомочны не только прокурор, но и следователь, и дознаватель.

Но возможно и иное суждение:возбудить уголовное дело, преследуемое в порядке частного или частно-публичного обвинения, может и прокурор, и следователь, и дознаватель (два последних участника процесса вправе принять такое решение лишь с согласия прокурора), а вести по нему расследование – только прокурор.Вообще по данному вопросу требуется разъяснение самого законодателя.

Прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель в каждом случае обнаружения признаков преступленияпринимают предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении.

Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий,обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Отсюда следует, что соответствующие органы и лица, которым адресованы эти процессуальные документы, должны выполнить содержащиеся в них поручения.

Потерпевший, его законный представитель и (или) представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения – выдвигать и поддерживать это обвинение. Думается, что указанные лица могут участвовать не только в уголовном преследовании обвиняемого, но и подозреваемого.

Если деяние, предусмотренное гл.

23 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело в этом случае возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.Как правильно отмечается в литературе, дело о данном преступлении, по существу, является делом частно-публичного обвинения, поскольку подлежит возбуждению только на основании заявления (или с согласия) руководителя данной организации.

Источник: https://studopedia.ru/20_12771_vidi-ugolovnogo-presledovaniya.html

Приказ ФТС России от 26.08.2014 № 1646 . Таможенные документы

Виды уголовного преследования осуществляемые таможенными органами

В целях обеспечения законности при производстве дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальникам таможенных органов, являющихся органами дознания, заместителям начальников таможен, курирующим подразделения дознания:

1) исключить случаи преждевременного, необоснованного возбуждения уголовных дел;

2) исключить факты возбуждения уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. 1), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27 (ч. 1), ст.

2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2007, N 24, ст. 2830; 2011, N 50, ст. 7362; 2013, N 26, ст. 3207; 2014, N 6, ст. 558, N 30 (ч. 1), ст.

4278) (далее – УПК РФ), при отсутствии необходимости производства неотложных следственных действий, направленных на обнаружение и фиксацию следов преступлений, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления;

3) при выявлении факта принятия необоснованного и незаконного решения о возбуждении (приостановлении, прекращении) уголовного дела безотлагательно принимать исчерпывающие меры по его отмене;

4) обеспечить составление по каждому уголовному делу в день его возбуждения плана расследования, содержащего сроки производства следственных и иных процессуальных действий, подписываемого дознавателем, начальником подразделения дознания и утверждаемого начальником органа дознания. Запланированные мероприятия и сроки их исполнения корректировать только по решению начальника органа дознания на основании мотивированного рапорта дознавателя, согласованного с начальником подразделения дознания;

5) обеспечить неукоснительное соблюдение требований законодательства при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также при решении вопроса об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу;

6) в случае задержания в порядке статьи 91 УПК РФ лица, подозреваемого в совершении преступления, оперативным таможням и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, а иным таможенным органам – в соответствующие оперативные таможни в течение 12 часов с момента задержания направлять по факсу либо электронной почте без досылки по почте копию соответствующего протокола;

7) в случае принятия судом решения об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу оперативным таможням и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, а иным таможенным органам – в соответствующие оперативные таможни направлять по факсу либо электронной почте без досыла по почте копию соответствующего постановления суда в течение 24 часов после его вынесения. По телефонной связи о решении суда сообщать незамедлительно;

8) по каждому уголовному делу, возбужденному по частям 1, 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2003, N 50, ст. 4848; 2011, N 50, ст. 7362; 2013, N 26, ст. 3207; 2014, N 30 (ч. 1), ст.

4278), в кратчайшие сроки принимать неотложные меры по установлению точного размера ущерба, причиненного преступлением (суммы неуплаченных таможенных платежей), обеспечивая в дальнейшем при наличии задолженности по уплате таможенных платежей предъявление гражданского иска в соответствии со статьей 44 УПК РФ;

9) в целях обеспечения исполнения приговора в части предъявленного гражданского иска принимать меры по аресту имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия;

10) организовать работу по своевременному получению подразделением дознания сведений о постановлении судами приговоров по уголовным делам, по которым дознание проводилось таможенными органами, и вступлении данных приговоров в законную силу;

11) организовать работу по получению подразделением дознания копий приговоров суда по уголовным делам, по которым дознание проводилось таможенными органами, в трехдневный срок со дня вступления их в законную силу.

Полученные приговоры суда, в которых удовлетворен заявленный гражданский иск, незамедлительно направлять в подразделение распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов (далее – ОРИиИПУО);

12) обеспечить взаимодействие ОРИиИПУО с судами и территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по вопросам организации исполнения приговоров суда по уголовным делам, по которым дознание проводилось таможенными органами, в части гражданского иска;

13) при вынесении дознавателями постановлений о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении сроков производства дознания свыше двух месяцев лично изучать материалы уголовных дел, давая конкретные письменные указания о дальнейшем ходе расследования с внесением соответствующих изменений в план расследования;

14) обеспечить надлежащее взаимодействие подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений, постоянно контролировать своевременность и полноту исполнения поручений подразделений дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий и производстве отдельных следственных действий по уголовным делам;

15) по находящимся в производстве уголовным делам о преступлениях, отнесенных в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 151 УПК РФ к компетенции таможенных органов, возбужденным в отношении неустановленных лиц, а также по уголовным делам, дознание по которым приостановлено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 208 УПК РФ, не реже двух раз в месяц проводить заслушивания начальников оперативных подразделений и подразделений дознания о мерах, принятых для установления лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности. По результатам заслушивания давать письменные указания по организации дальнейшей работы;

16) исключить случаи необоснованного и преждевременного приостановления дознания, когда не исчерпаны все возможности для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию;

17) исключить случаи необоснованного и незаконного прекращения уголовных дел. При вынесении дознавателями постановлений о прекращении уголовного дела лично изучать материалы уголовных дел, оценивая обоснованность и законность принятого решения;

18) исключить случаи составления дознавателями обвинительных актов (постановлений) при неполноте проведенного расследования. Утверждая обвинительные акты (постановления), изучать материалы уголовных дел, оценивая обоснованность и правомерность принятого дознавателем решения;

19) информацию о решении прокурора, принятом по уголовному делу в соответствии со статьями 226, 226.

8 УПК РФ, направленному ему с обвинительным актом (постановлением), составленным дознавателем оперативной таможни и таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, направлять в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, дознавателем иного таможенного органа – в соответствующую оперативную таможню с сопроводительным письмом по факсу либо электронной почте без досылки по почте в течение 24 часов с момента поступления данной информации в таможенный орган;

20) безотлагательно принимать меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, допущенных при производстве дознания и неотложных следственных действий.

По каждому выявленному факту нарушений требований законодательства выяснять причины, способствовавшие их совершению, и принимать меры по недопущению их впредь, решая при этом в установленном порядке вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности;

21) при направлении уголовных дел по подследственности обеспечить передачу по принадлежности изъятых вещественных доказательств;

22) копии постановлений о возбуждении (приостановлении, прекращении) уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных приказом ФТС России от 22 июля 2013 г.

N 1355 “Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за уголовными делами особой важности”, дознавателей оперативных таможен и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, направлять в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, дознавателей иных таможенных органов – в соответствующие оперативные таможни с сопроводительным письмом по факсу либо электронной почте без досылки по почте в течение 24 часов с момента принятия процессуального решения;

23) материалы уголовных дел, по которым приняты решения об их прекращении, в течение трех суток после возврата надзирающим прокурором оперативным таможням и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, направлять в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, иным таможенным органам – в соответствующие оперативные таможни.

2. Начальникам подразделений дознания таможенных органов:

1) изучать на постоянной основе материалы уголовных дел и при необходимости давать письменные указания дознавателю по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, с внесением соответствующих изменений в план расследования уголовного дела;

2) на постоянной основе контролировать полноту и своевременность выполнения мероприятий, указанных в плане расследования уголовного дела;

3) безотлагательно отменять необоснованные и незаконные решения дознавателей о приостановлении производства по уголовному делу;

4) незамедлительно принимать меры по отмене необоснованных и незаконных решений о возбуждении (прекращении) уголовного дела;

5) обеспечить неукоснительное соблюдение дознавателем процессуальных сроков, установленных УПК РФ, при производстве дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам;

6) принимать меры, направленные на получение сведений о результатах расследования всех уголовных дел, переданных таможенными органами по подследственности.

3. При отсутствии в структуре таможенного органа должности начальника подразделения дознания обязанности, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4, 5, 6 пункта 2 настоящего приказа, а также по обеспечению отмены необоснованных и незаконных решений дознавателей о приостановлении производства по уголовному делу исполнять начальнику органа дознания.

4. Управлению таможенных расследований и дознания ФТС России (А.П.Кизлык), начальникам оперативных таможен:

1) обеспечить контроль за соблюдением подчиненными таможенными органами законодательства при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и решении вопроса об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) осуществлять контроль за работой подчиненных таможенных органов по возмещению ущерба, причиненного преступлениями;

3) обеспечить изучение уголовных дел, по которым дознавателями подчиненных таможенных органов приняты решения о прекращении дознания, в срок, не превышающий 15 суток с момента их поступления;

4) обеспечить ежеквартальное изучение уголовных дел, по которым дознавателями подчиненных таможенных органов приняты решения о приостановлении дознания;

5) при выявлении фактов принятия необоснованных и незаконных решений о возбуждении (прекращении, приостановлении) дознания по уголовным делам ходатайствовать об их отмене перед соответствующими надзирающими прокурорами;

6) при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации, допущенных при возбуждении и расследовании уголовных дел, а также фактов непринятия в ходе дознания по уголовному делу мер, направленных на возмещение ущерба, причиненного преступлением, решать вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности;

7) обеспечить проведение не менее двух раз в год анализа результатов работы по осуществлению контроля за производством дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам и соблюдением требований законодательства Российской Федерации при принятии решений о возбуждении (прекращении, приостановлении) уголовного дела, соблюдением законодательства при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и заключении их под стражу, а также возмещением ущерба, причиненного преступлениями.

5. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 6 февраля 2006 г. N 83 “О мерах по усилению ведомственного контроля за производством дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам в таможенных органах”.

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Источник: https://www.alta.ru/tamdoc/14pr1646/

Федеральная таможенная служба

Виды уголовного преследования осуществляемые таможенными органами

I. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по производству неотложных следственных действий и предварительному расследованию в форме дознания

В 2018 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 2 054 уголовных дела. Из них в отношении конкретных лиц возбуждено 1 358 уголовных дел.

Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Северо-Западного (499), Сибирского (447) и Дальневосточного (290) таможенных управлений.

Из общего числа уголовных дел по статье 229.

1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ) возбуждено 303 дела; по статье 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного  оружия  или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения,  средств  его  доставки,  иного  вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов) – 586 дел.

По статье 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) – 52 дела; по статье 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных  средств и (или) денежных инструментов) – 90 дел.

Доля  контрабанды  от  общего количества возбужденных  уголовных дел в 2018 году составила 50%.

По статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица) возбуждено 359 уголовных дел. Удельный вес уголовных дел данной категории от общего количества возбужденных таможенными органами дел составил 17,5%.

По статье 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) возбуждено 246 дел.

По статье 193.1 УК РФ (совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета  нерезидентов с использованием подложных документов) возбуждено 171 дело.

По статьям 190 УК РФ (невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей) и 189 УК РФ (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники) возбуждено по одному уголовному делу.

По статье 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления) возбуждено 3 уголовных дела.

По статье 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица) возбуждено 163 уголовных дела; по статье 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) –79 дел.

Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС товаров, в том числе стратегически важных товаров и ресурсов (статья 226.1 УК РФ), составила около 4,2 млрд. руб.

Сумма неуплаченных таможенных платежей (статья 194 УК РФ) составила 4,3 млрд. руб.

Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации (статья 193 УК РФ) на сумму 29,6 млрд. руб.

Переведено денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (статья 193.1 УК РФ) на сумму 17,9 млрд. руб.

Размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (статья 200.1 УК РФ) составил около 224,2 млн. руб.

Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и (или) табачных изделий составила 406,8 млн. руб.
(статья 200.2 УК РФ).

В результате мер, направленных на возмещение причиненного преступлениями ущерба, до возбуждения уголовных дел и в ходе их расследования в федеральный бюджет перечислено 821,4 млн. руб.

Из незаконного оборота изъято около 82 кг наркотических средств и психотропных веществ, более 3 кг прекурсоров, свыше 68 кг сильнодействующих веществ.

По подозрению в совершении преступлений в порядке статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации задержано 72 лица. Из них по ходатайству таможенных органов 26 подозреваемых заключено судом под стражу.

В суды с обвинительными актами/постановлениями направлено 109 уголовных дел. Судами по 75 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры, 13 уголовных дел прекращены. Остальные дела до настоящего времени судами не рассмотрены.

II. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства

За январь-декабрь 2018 года таможенными органами Российской Федерации  возбуждено 143 148 дел об административных  правонарушениях (далее – АП).

Из  общего  количества  дел, возбужденных в 2018 году, 52,2% (74 781 дело) приходится на юридических лиц, 34,3% (49 150 дел) – на физических лиц, 9,1% (12 894 дела) – на должностных лиц, 4,3% (6 147 дел) – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, 0,1% (176 дел) – на неустановленных лиц.

Наибольшее количество дел об АП возбуждено в связи с нарушениями, предусмотренными главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – 73 464 дела. Из них      32 212 дел (22,5% от общего количества возбужденных дел об АП) – по статье 16.

2 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров), 14 026 дел (9,8%) – по статье 16.3 КоАП РФ (несоблюдение запретов или ограничений на ввоз/вывоз товаров).

По составам, не относящимся к нарушениям таможенных правил, наибольшее количество дел об АП возбуждено за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (статья 19.7.

13 КоАП РФ) – 44 036 дел (30,7%), за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (статья 15.25 КоАП РФ) – 13 939 дел (9,7%).

Предметами административных правонарушений чаще всего являлись валюта, табак, продукция растительного происхождения, текстильные материалы и изделия, древесина и изделия из неё, а также алкогольная продукция.

В отчетный период по делам об АП принято 145 244 решения, из них должностными лицами таможенных органов 115 497 решений, судом или уполномоченным органом  29 747 решений.

В том числе в отношении:

– юридических лиц – 76 759 решений;

– физических лиц – 49 283 решения;

– должностных лиц – 12 790 решений;

– лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – 6 396 решений.

Назначено наказаний по 142 536  делам об АП на сумму 215,6 млрд. руб., из которых:

– должностными лицами таможенных органов – по 113 624 делам об АП на сумму 138,8 млрд. руб.;

– судом или уполномоченным органом – по 28 912 делам об АП на сумму 76,8 млрд. руб.

Виды назначенных наказаний:

– предупреждения – по 47 831 делу;

– административные штрафы – по 75 240 делам на сумму 212,2 млрд. руб.;

– конфискация орудий совершения и/или предметов АП – по 17 282 делам на сумму около 1,8 млрд. руб.;

– административный штраф с конфискацией орудий совершения и/или предметов АП – по 2 099 делам на сумму 1,6 млрд. руб.;

– предупреждения с конфискацией орудия совершения или предмета АП – по 28 делам на сумму 4,8 млн. руб.;

– административное приостановление деятельности – по 3 делам;

– административный арест – по 6 делам;

– обязательные работы применялись по 47 делам.

Взыскано денежных средств по административным штрафам на общую сумму более 1,7 млрд. руб.

Исполнено 19 947 постановлений об обращении в федеральную собственность, в уполномоченные органы передано имущество общей стоимостью 12,3 млрд. руб.

Источник: https://customs.gov.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/informacziya-upravleniya-tamozhennyx-rassledovanij-i-doznaniya/document/171637

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.