Виды военных преступлений

Содержание

Понятие, виды военных преступлений в международном праве и ответственность за их совершение

Виды военных преступлений

Военное преступление в международном праве – особо тяжкое правонарушение, совершенное в ходе боевых действий, сопряженное с массовым уничтожением людей.

Впервые международное сообщество заговорило о преступности в ходе вооруженных конфликтов после Первой мировой войны.

После принятия ряда международных нормативных актов, регулирующих порядок ведения боевых действий, военные преступления не прекратились. Примеры таких правонарушений встречаются и по сей день.

Характеристика военных преступлений

Появление категории военных преступлений в международном праве обусловлено двумя главными факторами: техническим развитием и стремлением полностью уничтожить ресурсы противника.

Появление новых типов вооружений, связанных с нанесением мучительной смерти, и оружия массового поражения привело к значительному повышению боевой мощи.

Военные правонарушения получили окраску преступлений против человечности, поскольку уничтожение людей, бесчеловечное отношение и причинение страданий не должны становиться целями вооруженного конфликта.

Международная защита прав человека во время военных действий

Стремление уничтожить противника привело к появлению особых методов ведения войны. Разрушение гражданских построек, жилища, атаки на гражданское население, убийство военнопленных подрывают обороноспособность государства. Тем не менее деяния являются не оправданными с военной точки зрения, поскольку наносят ущерб не участвующим в конфликте людям.

Система международного гуманитарного права предусматривает исчерпывающий перечень военных преступлений во всех проявлениях. Они делятся на две крупных категории:

  1. Серьезные нарушения Женевских конвенций.
  2. Серьезные нарушения иных норм международного права.

Женевская конвенция «Об обращении с военнопленными»

Первая категория образует группу преступлений против человечности. Правонарушения связаны с умышленными действиями военнослужащих и распространяются на вооруженные силы противника. Женевская конвенция выделяет 8 наиболее тяжких военных преступлений в международном праве:

  • бесчеловечное отношение (пытки, эксперименты биологического характера, истязания и увод в рабство);
  • захват людей в качестве заложников;
  • причинение мучений, страданий, в том числе путем телесных повреждений (отрезание конечностей, ввод ядов в организм, психологическое насилие);
  • умышленное убийство (проявления действий убийства, не связанных с атакой противника или обороной);
  • перевод военнопленных, гражданского населения противника на службу в собственных войсках;
  • массовое уничтожение имущества, не связанное с ведением боевых действий;
  • лишение военнопленных, иных лиц нормального судопроизводства (вынесение решений формата «без суда и следствия»);
  • депортация, лишение свободы лиц, не связанные с законными основаниями.

Категория правонарушений, связанных с нарушением норм иных актов международного права, более разносторонняя. Среди такого рода деяний выделяют следующие группы преступлений:

Особенности применения уголовных и административных наказаний к военнослужащим.

  • нападение на гражданское население (отдельные убийства, массовые, геноцид);
  • нападение на гражданские объекты (школы, поликлиники, продовольственные места и т.п.);
  • удары по объектам, людям, транспорту гуманитарных организаций, действующих под эгидой ООН («Красный крест»);
  • нападения при условии, что преступник знал о риске причинения случайной гибели гражданским лицам и объектам и о несоразмерном ущербе;
  • удары по незащищенным объектам, которые не могут быть целями военных операций.

Важно! Преступления, совершенные в боевых условиях, не имеют сроков давности. Известны случаи, как военачальники привлекались спустя 50-60 лет после событий, когда имело место преступное деяние.

Международно-правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование военной преступности обеспечивается специализированными международными актами.

Основным актом общего содержания является Римский статут Международного уголовного суда.

Это документ, включающий понятие, классификацию военных преступлений, описывающий особенности уголовной ответственности и одновременно устанавливающих порядок производства по делам преступников.

Закон 1-ФКЗ «О военном положении» на страже безопасности страны

Детализация правонарушений в зависимости от сферы и направленности содержится в Гаагских и Женевских конвенциях. Первая группа документов принята до Первой мировой войны – в 1899 и 1907 годах.

Они регулируют порядок ведения боевых действий, разрешает и запрещает использование определенных типов оружия, методов, средств. Женевские конвенции составляют группу из 11 документов, принятых в период с 1864 по 1949 годы.

Нормативные акты регламентируют преступления против раненых, больных, военнопленных, гражданского населения.

Вопросам регулирования военных преступлений посвящены другие документы. Они направлены на детализацию установленных в упомянутых выше конвенциях преступлениях, в том числе к условиям современных реалий вооруженных конфликтов. Условно документы можно разделить на следующие группы:

  • Дополнительные протоколы к Гаагским и Женевским конвенциям;
  • Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН;
  • Уставы Нюрнбергского, Токийского трибуналов, Международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии);
  • иные документы (отраслевые конвенции, пакты).

Правоведы особую роль придают Закону № 10 Контрольного Совета в Германии, в который входили высшие военные начальники США, СССР, Великобритании и Франции.

Документ стал первым нормативным актом внутреннего права, регулирующим положения о военных преступлениях. В § 1 ст.

2 Закона впервые была закреплена классификация преступлений, совершаемых в ходе вооруженных конфликтов, а в § 2 – круг субъектов, подлежащих привлечению к ответственности.

Особенности правового режима при военной оккупации

Ответственность за совершение военных преступлений

Ответом на совершение правонарушений в ходе вооруженных конфликтов является привлечение к уголовной ответственности.

Долгое время главными юрисдикционными органами, принимавшими решения в отношении военных преступников, являлись трибуналы.

Подобного рода органы создавались с целью расследования преступных деяний и наказания виновных в рамках определенных военных действий. Наиболее яркими примерами являются:

  • Нюрнбергский трибунал (над предводителями Третьего Рейха);
  • Токийских трибунал (над японскими военачальниками после Второй мировой войны);
  • Трибунал по Руанде (геноцид в 1994 году);
  • Трибунал по бывшей Югославии (гражданская война 1991-2001 года).

Римским статутом 1998 года был утвержден единый юрисдикционный судебный орган, действующий на постоянной основе. Международный уголовный суд начал работу в 2002 году, но первое дело было рассмотрено в 2005 году. С тех пор суд вынес приговоры в отношении порядка 30 лиц. Наказаниями могут быть только тюремное заключение, хотя трибуналы активно использовали смертную казнь.

Права и обязанности военнослужащих Российской Федерации

Внимание! Консультативная служба МККК по международному гуманитарному праву известна лишь в узких кругах. Тем не менее орган является одним из важнейших в вопросе об уголовной ответственности за военные преступления. Служба содействует государствами, преступникам в выполнении обязательств, которые были назначены в качестве наказания судом или трибуналом.

Какими обязанностями и правами военный прокурор наделен по закону?

Источник: https://sprosi-urista.ru/ponyatie-vidy-voennyh-prestuplenij-v-mezhdunarodnom-prave-i-otvetstvennost-za-ih-sovershenie.html

Преступления против военной службы

Виды военных преступлений

Одной из важнейших задач, стоящих перед правительством Российской Федерации, является усиление правопорядка и законности в рядах российской армии.

Это позволит обеспечить соблюдение воинской дисциплины и обороноспособности страны в целом.

Важное место среди мер по обеспечению дисциплины занимает законодательство, предусматривающее ответственность за совершение преступлений против военной службы.

Какие действия военнослужащего признаются преступлением против воинской службы?

Воинские преступления представляют собой действия военнослужащих, направленные против установленного армейского порядка и имеющие потенциальную опасность для воинской деятельности в целом.

При этом данный вид преступлений подробно описан в уголовном законодательстве – одноименная глава содержится в Уголовном кодексе Российской Федерации. Статья 331 Уголовного кодекса гласит, что данное преступление характеризуется такими признаками, как общественная опасность, уголовная противоправность, виновность и наказуемость.

Таковыми преступлениями могут считаться:

  • Несоблюдение правил уставных взаимоотношений между военнослужащими, например неподчинение и другие.
  • Нарушение порядка несения воинской службы, например уклонение от нее.
  • Нарушение правил исполнения воинской службы.
  • Причинение вреда боеспособности российских войск, то есть порча военного имущества.

Также к одному из видов преступлений данного вида относится нарушение правил использования военного транспорта и техники.

Какая ответственность за совершение воинских преступлений?

Описанные в Главе 33 Уголовного кодекса РФ преступления охватывают разные аспекты прохождения службы в армии, а уголовная или административная ответственность за их совершение основана на принципах равенства перед законом, справедливости и гуманизма.

Степень ответственности и мера наказания за преступление также зависят от его характера и от того, насколько опасно оно для общественности. Однако если военнослужащий на добровольной основе отказался от совершения правонарушения или доведения его до конца, его нельзя привлечь к уголовной ответственности.

Если определенное правонарушение не повторилось и не повлекло тяжких последствий, то наказание может быть условным.

Несоблюдение уставных взаимоотношений

Примером преступления, связанного с нарушением уставных взаимоотношений, считается известная всем «дедовщина», то есть жестокое или грубое отношение военнослужащих к новичкам.

Если такое отношение к сослуживцам привело к телесным повреждениям и ухудшению здоровья потерпевшего, то ответственность может предусматривать лишение свободы сроком от 3 до 10 лет.

В случае сопротивления военнослужащего приказу сослуживца, на которого возложено исполнение прямых обязанностей, ответственность может быть выражена в ограничении по службе или лишением свободы до 5 лет.

При нарушении порядка пребывания на воинской службе

Нарушение правил порядка пребывания на службе может наказываться по закону путем ограничения по службе или содержанием в дисциплинарной части до 2 лет.

Если данное правонарушение привело к тяжелым последствиям, то срок увеличивается до 5 лет.

В случае нарушения правил несения службы

Одним из примеров такого вида преступления считается дезертирство, которое выражается в уклонении от несения воинской службы. Неявка или отсутствие на месте службы в течение 3 дней, подделка документов, а также прямое уклонение от призыва в армию может быть поводом для несения уголовной ответственности.

Она выражается в лишении свободы сроком до 7 лет. Если при совершении подобного правонарушения военнослужащий взял с собой оружие или применил его в целях, не предусмотренных уставом, то срок лишения свободы увеличивается до 10 лет.

При порче или уничтожении военного имущества

Такое преступление может предусматривать разные виды ответственности. Согласно статье 346 Уголовного кодекса РФ в случае умышленной порчи военного имущества может быть назначен штраф в размере до 80 тысяч рублей или лишение свободы до 2 лет.

При этом также учитывается размер вреда, нанесенного при совершении преступления. Если оно совершено по неосторожности, то предусматривается административная ответственность в виде наложения штрафа или уголовная ответственность в виде ареста на разные сроки.

Если же данное преступление повлекло за собой тяжкие последствия, срок лишения свободы увеличивается до 5 лет.

К солдатам срочной службы административная ответственность не применяется, а штраф заменяется на содержание на гауптвахте.

При нарушении правил использования военной техники

Если нарушены правила использования оружия, боеприпасов и транспорта, а их применение причинило вред здоровью человека, то данное правонарушение может быть наказано ограничением по службе, арестом на несколько месяцев или лишением свободы на срок до 2 лет.

Если же результатом данного преступления стала смерть одного или более людей, то ответственность предполагает лишение свободы от 5 до 10 лет.

Алгоритм и правила расследования военных преступлений

Порядок расследования преступлений против воинской службы во многом зависит от их конкретного вида.

Но для расследования большинства из них необходимо соблюдать следующий порядок действий:

  • Все эти преступления подлежат предварительному следствию.
  • Командир части должен сообщить о совершении правонарушения вышестоящим органам.
  • Создается специальная комиссия для проведения дознания и изучения материалов по делу.
  • Далее изучаются документы, являющиеся основанием для возбуждения уголовного дела.
  • Для начала нужно определить состав преступления.
  • Выявить военнослужащих, имеющих какое-либо отношение к данному правонарушению, и произвести их допрос.
  • Определить вину преступника, выявить связь между правонарушением и его результатом.
  • Произвести осмотр места преступления в случае необходимости.

Чаще всего дело может закончиться изменением его квалификации или наказанием по нескольким статьям Уголовного кодекса РФ, так как данный проступок подразумевает нарушение порядка прохождения военной службы.

Преступления против военной службы считаются основанием для уголовной ответственности, поэтому к прохождению и несению этой службы следует отнестись со всей серьезностью.

Немаловажное значение для определения уголовного наказания имеет состав совершенного преступления и степень опасности, которую оно представляет для окружающих.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/prestupleniia-protiv-voennoi-slujby-5c5c69fa443b6200af08f967

11. Некоторые виды военных преступлений

Виды военных преступлений

11.1 Военное преступление в виде убийства

11.2. Военное преступление в виде пытки

11.3. Военное преступление в виде жестокого и бесчеловечного обращения

11.4. Военное преступление в виде нанесения увечий

11.5. Военное преступление в виде посягательства на человеческое достоинство

11.6. Военное преступление в виде изнасилования

11.7 Военное преступление в виде сексуального насилия

11.8. Военное преступление в виде захвата заложников

11.9. Военное преступление в виде вынесения приговоров или приведения их в исполнение без соблюдения процессуальных требований

11.10. Военное преступление в виде нападения на гражданское население

11.11. Военное преступление в виде нанесения ударов по объектам и лицам, использующим отличительные эмблемы, предусмотренные женевскими конвенциями

11.12. Военное преступление в виде нападения на персонал и объекты, задействованные в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира

11.13. Военное преступление в виде нанесения ударов по охраняемым объектам

11.14. Военное преступление в виде разграбления

11.15. Военное преступление в виде перемещения гражданских лиц

11.16. Военное преступление в виде заявления о том, что пощады не будет

11.17. Военное преступление в виде набадения неизбирательного или непропорционального характера

11.17.1. Преступление неизбирательного нападения в контексте международного вооруженного конфликта

11.17.2. Преступление неизбирательного нападения в контексте вооруженного конфликта немеждународного характера

11.17.3. Критерии незаконности нападения

11.18. Военное преступление в виде использования живого щита

11.19. Военное преступление в виде действий, подвергающих гражданское население голоду

11.20. Военное преступление в виде коллективных наказаний

11.21. Военное преступление в виде насильственного исчезновения

11.22. Военное преступление в виде терроризма

Как уже неоднократно нами подчеркивалось, в международном праве отсутствует какой-либо исчерпывающий перечень военных преступлений.

Настоящая глава представляет собою иллюстративный обзор некоторых составов военных преступлений. Особое внимание уделяется действию расстраиваемых уголовно-правовых норм в контексте вооруженных конфликтов немеждународного характера.

11.1 Военное преступление в виде убийства

Запрещение убийства устанавливается в качестве нормы обычного международного права, применяемой во время как международных, так и внутренних конфликтов. Во всех четырех Женевских конвенциях «преднамеренное убийство» покровительствуемых лиц числится  в ряду «серьезных нарушений»[1].

В договорном гуманитарном праве источником запрещения убийства защищенных лиц в условиях внутреннего конфликта является ст. 3(1)(а), общая для четырех Женевских конвенций, и ст. 4(2)(б) Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям, принятая на основе консенсуса.

«Убийство гражданских лиц и лиц, вышедших из строя, также запрещается в соответствии с международным правом прав человека, хотя и другими выражениями. Договоры по правам человека запрещают «произвольное лишение права на жизнь»[2]. Согласно этим договорам, от данного запрещения невозможны отступления, следовательно, оно применяется всегда[3].

Запрещение «произвольного лишения права на жизнь» в соответствии с правом прав человека также относится к незаконному убийству при ведении боевых действий, т.е. убийству гражданских лиц и лиц, вышедших из строя , которое не оправдано нормами ведения военных действий.

В своем консультативном заключении о ядерном оружии Международный суд заявил, что «понятие произвольного лишения жизни определяется в таком случае lex specialis, а именно правом, применимым в период вооруженного конфликта и предназначенным регулировать порядок ведения военных действий»[4]»[5].

«Незаконные убийства могут стать следствием, например, непосредственного нападения на гражданское лицо, нападения неизбирательного характера или нападения на военные объекты, вызвавшего чрезмерные потери среди гражданского населения. Все эти нападения запрещены нормами военных действий»[6].

Убийство характера является военным преступлением в соответствии со ст. 8(2)(а)(i) (для международного вооруженного конфликта) и 8(2)(c)(i) (для вооруженного конфликта немеждународного характера) Римского Статута. «Элементы преступлений» Международного уголовного суда описывают данный состав следующим образом:

Для статьи 8(2)(а)(i) —

1. Исполнитель убил одно или нескольких лиц.

2. Такое лицо или такие лица находились под защитой одной или нескольких Женевских конвенций 1949 года.

3. Исполнитель сознавал фактические обстоятельства, свидетельствовавшие об этом защищаемом статусе.

4. Деяние имело место в контексте международного вооруженного конфликта и было связано с ним.

5. Исполнитель сознавал фактические обстоятельства, свидетельствовавшие о существовании вооруженного конфликта.

Для статьи 8(2)(c)(i) —

1. Исполнитель убил одно или несколько лиц.

2. Такое лицо или лица либо перестали принимать участие в военных действиях, либо являлись гражданскими лицами, либо членами медицинского или духовного персонала, не принимавшими непосредственного участия в военных действиях.

3. Исполнитель сознавал фактические обстоятельства, свидетельствовавшие об этом статусе.

4. Деяние имело место в контексте вооруженного конфликта немеждународного характера и было связано с ним.

5. Исполнитель сознавал фактические обстоятельства, свидетельствовавшие о существовании вооруженного конфликта.

Элементы объективной стороны убийства совпадают как для дефиниции военного преступления, так и для дефиниции преступления против человечности и преступления геноцида[7].

Международный Трибунал по Руанде определил, что акт убийства состоит из двух материальных элементов:

  • жертва мертва;
  • смерть последовала из незаконного действия или упущения обвиняемого или его подчиненного[8].

Субъективный элемент выражается в намерении обвиняемого или его подчиненного «убить, или причинить покойному серьезное телесное повреждение, при его знании, что такое телесное повреждение, вероятно, вызовет смерть жертвы, или при его безразличии относительно того, вызовет оно смерть или нет»[9].

Сходным образом, Международный Трибунал по бывшей Югославии определяет, что «для материального элемента преступления должно быть доказано, что смерть жертвы стала результатом действий обвиняемого (…).

Вина может считаться доказанной в случае, когда установлено преступление преднамеренного убийства, то есть когда обвиняемый намеревался вызвать смертельные или серьезные телесные повреждения, и когда, как можно разумно предположить, он должен был понимать, что они, вероятно, приведут к смерти»[10].

Источник: https://mup-info.com/some-kinds/

Военные преступления

Виды военных преступлений

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 51Следующая ⇒

Военные преступления – международные преступления, представляющие собой преступные деяния, которые посягают на законы или обычаи войны. Военные преступления являются сложными и разнообразными по характеру деяния, осуществ­ляющиеся специальными субъектами – военнослужащими, от верховного командования до рядового солдата.

Военные преступления как группу следует отличать от пре­ступлений против военной службы. Основное отличие отражено в объекте.

Применительно к преступлениям против военной службы родовым объектом являются общественные отношения по охране установленного порядка прохождения военной служ­бы.

Родовой же объект военных преступлений – это общественные отношения по охране установленного в международном гумани­тарном праве порядка ведения вооруженных конфликтов междуна­родного и не международного характера (правил ведения войны).

Военные преступления совершаются в рамках целенаправ­ленного плана или политики.

Определение военных преступлений впервые было дано в Уставе Международного военного трибунала (Нюрнбергского) в 1945 г. Впоследствии эти нормы получили свое развитие благо­даря деятельности ООН путем последующего принятия различ­ных международных документов.

Источники правового регулирования: Устав Нюрнберг­ского трибунала 1945 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.

: об улучшении участи раненных и больных в дей­ствующих армиях; об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданско­го населения во время войны.

Дополнительный протокол II к Же­невским Конвенциям, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г.; Конвенция ООН «о неприменимости сроков давности к военным преступле­ниям и преступлениям против человечества» 1968 г. и др.

Естественно, что военные преступления могут быть совер­шены в период ведения военных действий или нахождения госу­дарства, группы государств в состоянии войны (вооруженного конфликта).

Международное право уже давно имеет большое ко­личество международных соглашений, регламентирующих раз­личные правила ведения войны.

Как уже было отмечено, именно международное гуманитарное право, как отрасль, устанавливает правила ведения военных действий в вооруженных конфликтах двух типов:

международный вооруженный конфликт – военные дейст­вия между государствами, между государством и группой госу­дарств. К ним также относят вооруженная борьба против колони­ального господства и иностранной оккупации, и против расист­ского режима в борьбе за свое право на самоопределение (Ирак и Кувейт).

вооруженные конфликты немеждународного характера – внутренние конфликты (Югославия, Чечня).

Последние имеют место на территории государства, когда идет длительное вооруженное противостояние между правитель­ственным вооруженными силами и организованными вооружен­ными группами; либо между такими группами, которые находят­ся под ответственным командованием, осуществляют контроль над частью ее территории. Это позволяет данным группам осу­ществлять непрерывные и согласованные военные действия.

Прежде чем перейти к непосредственному изучению видов военных преступлений следует остановиться на их общей харак­теристике с позиции элементов составов военных преступлений.

Основным объектом посягательства всей группы военных пре­ступлений является установленный в основополагающих прин­ципах международного права и международном гуманитарном праве порядок ведения вооруженных конфликтов международно­го и немеждународного характера.

Дополнительным объектом может выступать безопасность, права и интересы лиц, прини­мающих участие в боевых действиях, а также лиц, не принимаю­щих непосредственного участия в вооруженном конфликте.

Объективная сторона военного преступления представляет собой внешний акт общественно опасного посягательства и ха­рактеризуется совокупностью юридически значимых признаков: деянием, последствием, причинной связью между ними, спосо­бом, местом, временем, обстановкой, средствами и орудиями со­вершения преступления. Особенность данных признаков прояв­ляется исходя из специфики объекта посягательства.

Субъектом военного преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 18 лет на момент соверше­ния преступления. Виновный обладает признаками специального субъекта, т. е. это комбатант (военнослужащий вооруженных сил одной из противоборствующих сторон). Статус комбатанта опре­делен Женевскими конвенциями 1949 г.

Субъективная сторона военных преступлений характеризу­ется внутренним, психическим отношением виновного к совер­шенному общественно опасному деянию и наступившим послед­ствиям.

Лицо осознает общественную опасность своих действий, желает наступления общественно опасных последствий либо соз­нательно допускает их наступление.

Таким образом, военные преступления, как и все международные преступления, характе­ризуются виной в форме только умысла.

https://www.youtube.com/watch?v=bXNYSuKssPo\u0026list=PLCHKkUDxioKvsqKOWq9NjdLkuSa_A93zJ

На сегодняшний день наиболее детальная классификация военных преступлений закреплена в Статуте МУС. Данный до­кумент выделяет четыре группы с учетом вида вооруженного конфликта. Конечно, существуют определенные лексические особенности в закреплении составов военных преступлений в зависимости от вооруженного конфликта.

В отношении каждого вида вооруженного конфликта в Статуте МУС к военным пре­ступлениям отнесены две группы: серьезные нарушения Женев­ских конвенций 1949 г. и другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, применимых в установленных рамках междуна­родного права.

Рассмотрим составы военных преступлений именно с учетом нарушения ими определенной группы междуна­родно-правовых норм.

1. Серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.:

умышленное убийство;

пытки или бесчеловечное обращение;

умышленное причинение сильных страданий или серьез­ных телесных повреждений или ущерба здоровью;

незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтоже­ние или присвоение имущества, не вызванное необходимостью;

умышленное лишение военнопленного или другого охраняе­мого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство;

незаконная депортация или перемещение, незаконное ли­шение свободы, взятие заложников;

принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы. И другие составы преступлений.

Разберем для примера один из данных составов преступле­ний группы.

Умышленное убийство. Умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам. Объект – общественные отноше­ния по охране жизни в период ведения военных действий. Объ­ективная сторона преступления выражена в общественно опас­ном деянии в форме причинения смерти.

Потерпевший должен находиться под защитой одной или нескольких Женевских кон­венций 1949 г. (комбатанты – представители вооруженных сил государства, медицинский персонал, гражданское население) и принадлежать к противоположной стороне в вооруженном кон­фликте.

Субъект должен знать, что причиняет смерть лицу, нахо­дящемуся под защитой Женевских конвенций 1949 г. Обязатель­ным признаком является обстановка совершения данного престу­пления – вооруженный конфликт, как международного, так и не международного характера, военная оккупация также относится к периоду военного конфликта.

Время совершения преступления – деяние должно быть совершено в период военных действий (на­ступление, атака и т. п.).

Субъект преступления — физическое, вменяемое лицо, дос­тигшее к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности – 18 лет. Признаки специального субъекта – комбатант, т. е. военнослужащий. Субъективная сторона – вина выражена в форме умысла.

2. Другие серьезные нарушения законов и обычаев войны, применимых в установленных рамках международного права:

нападение на гражданское население или отдельных его лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

умышленные нападения на гражданские объекты;

нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН;

-умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба ОПС, который будет явно несоиз­мерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим во­енным превосходством;

нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания, либо их обстрел с применением каких бы то ни было средств. И другие составы преступлений.

Следует отметить, что в вооруженном конфликте в соответ­ствии с нормами международного гуманитарного права должно соблюдаться требование соизмеримости, оно обязательно долж­но учитываться при определении правомерности любых военных действий во время вооруженного конфликта. Так, в соответствии с нормами МГП гражданское население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью. Стороны конфликта должны заботиться о том, чтобы щадить гражданские объекты от причинения вреда и разрушения.

https://www.youtube.com/watch?v=5DZq_WY94GQ\u0026list=PLCHKkUDxioKvsqKOWq9NjdLkuSa_A93zJ

В целом, Статут МУС раскрывает основные разновидности серьезных нарушений законов и обычаев войны, применимых в вооруженных конфликтах в установленных международно- правовых рамках. Статут содержит свыше 50 составов военных преступлений.

С учетом выше представленной классификации военных преступлений и их особенностей можно выделить ряд признаков состава преступления, которые приобретают обязательное значе­ние и позволяют отличать военные преступления от иных схожих международных преступлений:

особенности объекта преступления;

обстановка и время совершения преступления;

специальный субъект преступления.

УК России содержит один состав международного преступ­ления, который можно отнести к группе военных преступлений – ст. 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ве­дения войны».

Данное преступление раскрывается в УК РФ пу­тем перечисления способов осуществления объективной стороны преступления, т. е.

объективная сторона носит альтернативный характер, поскольку уголовную ответственность несет любое из следующих деяний:

жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;

депортация гражданского населения;

разграбление национального имущества на оккупирован­ной территории;

применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

В соответствии с последним способом совершить данное преступление можно в любой форме, предусмотренной Гаагски­ми и Женевскими конвенциями, а также другими соглашениями России.

Применение запрещенных средств и методов ведения войны в рамках Статута выступает как определенная подгруппа составов военных преступлений, существующая же трактовка диспозиции состава в УК РФ позволяет расширительно толковать данное общественно опасное деяние и дает возможность отнести все военные международные преступления к регламентации ст. 356 УК РФ.

Именно такой позиции придерживаются многие спе­циалисты, анализируя данную норму и ее соответствие междуна­родному гуманитарному праву. Норма является бланкетной, поскольку требует обращения к различным международным до­кументам.

Исходя из названия статьи, можно выделить:

запрещенные средства ведения войны – запрет применять определенные виды оружия;

запрещенные методы ведения войны — применение раз­личных ухищрений для достижения поставленной цели, таких как запугивание гражданского населения, незаконное использо­вание эмблемы противной стороны и т. п.

Следует отметить, что норма УК РФ не содержит ставшего уже традиционным способа разделения военных преступлений на нарушения Женевских конвенций 1949 г. и другие серьезные на­рушения правил и обычаев ведения войны.

Также в норме нет указания на обстановку совершения преступления, а именно пе­риод вооруженного конфликта международного или немеждуна­родного характера.

Данные обстоятельства в результате требуют тщательного изучения и сопоставления способов совершения преступления, закрепленных в диспозиции, с нормами междуна­родного гуманитарного права.

Часть 2 ст. 356 УК РФ предусматривает квалифицированный способ совершения преступления – применение оружия массово­го поражения, запрещенного международным договором РФ.

Следует отметить, что международными соглашениями за­прещено применять химическое, биологическое и токсическое оружие. Однако запрет на применение ядерного оружия в между­народном праве отсутствует.

Ряд ученых, анализируя положения Статута МУС, говорят о наличии нескольких составов, содержа­щих в качестве признаков запрет на применение оружия, схожего с оружием массового поражения. Однако сам термин ОМП в Ста­туте не употребляется, а встречаются лишь фразы о токсичном ору­жии, к которому нельзя отнести все виды оружия массового пора­жения.

Таким образом, закрепление ч. 2 ст. 356 в УК РФ именно в таком изложении рассматривается как новелла российского законо­дателя, пока не имеющая схожей международной нормы.

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Date: 2015-08-15; view: 2528; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/4-85286.html

Военные преступления. Виды и характеристика военных преступлений

Виды военных преступлений

Введение

Тема данной работы это военные преступления. цель работы – рассмотреть все виды военных преступлений, и попытаться сделать какие-то выводы, с помощью которых можно было бы предотвратить основную часть преступлений со стороны военнослужащих.

Тема военных преступлений довольно актуальна в наше время, можно вспомнить множество нашумевших дел касающихся преступлений со стороны военных.

Ниже мной будут рассмотрены виды преступлений со стороны военнослужащих, будет представлена некая теория по предупреждению случаев военных преступления.

Военные преступления. Виды и характеристика военных преступлений

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В целях обороны страны создаются Вооруженные Силы РФ и устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации.

Порядок прохождения воинской службы устанавливается Конституцией РФ, законами об обороне, о воинской обязанности и воинской службе, о статусе военнослужащих, воинскими уставами.

Нарушение порядка прохождения военной службы (воинского правопорядка), установленного в Вооруженных силах РФ, войсках, воинских формированиях и органах, является преступлением (ст. 331 УК РФ). Особенности преступления против военной службы обусловлены спецификой объекта посягательства и его субъекта.

Родовым объектом преступления против военной службы является порядок прохождения военной службы, установленной Конституцией РФ, законами об обороне, о воинской обязанности и воинской службе, о статусе военнослужащих и общевоинскими уставами.

Строгое соблюдение этого порядка составляет существо воинской дисциплины и направлено на обеспечение военной безопасности государства.

Субъектами преступления против военной службы могут быть граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего. К ним относятся военнослужащие, несущие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Началом службы для военнослужащих по призыву считается день убытия призванного из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы, для военнослужащих по контракту – день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончание военной службы – день исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части.

Лица, не являющиеся военнослужащими (в т.ч. гражданский персонал воинских частей и учреждений, учащихся суворовских и нахимовских училищ, сотрудники органов внутренних дел и т.д.), не могут быть субъектами (исполнителями) преступлений против военной службы.

Закон устанавливает уголовную ответственность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов за преступления против установленного порядка прохождения военной службы (ч. 1 ст. 331 УК РФ). Согласно ч.2 ст.

331 УК РФ, уголовную ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Минобороны России, других министерств и ведомств РФ.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени (ч. 3 ст. 331 УК РФ).

Уголовная ответственность военнослужащих за совершение общеуголовных преступлений наступает на общих основаниях по соответствующим статьям УК РФ.

Основными принципом организации и внутреннего построения Вооруженных Сил и других войск РФ единоначалие. Оно реализуется посредством отдания подчиненным приказов, которые служат средством управления личным составом.

Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в уставном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, в соответствии со ст. 332 УК РФ признается преступлением.

Наказание за такие действия следует в виде ограничения по военной службе на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо содержания в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет (ч.1 ст. 332 УК РФ).

Приказ, за неисполнение которого установлена уголовная ответственность, представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненному и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение. По форме приказ может отдаваться устно, письменно или по техническим средствам. Правом отдачи приказа наделены командиры (начальники) по службе и по воинскому званию.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшие тяжкие последствия (ч.2 ст. 332 УК РФ), наказываются лишением свободы на срок до 5 лет.

За неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия (ч.3 ст. 332 УК РФ), следует наказание в виде ограничения по военной службе на срок до 1 года, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо содержание в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет.

Командир несет ответственность за отданные приказ и его последствия, за соответствие приказа закону. За неисполнение приказа, противоречащего закону или не относящегося к военной службе, подчиненный не несет ответственности. В тоже время за умышленное совершение преступления по заведомо незаконному приказу он подлежит ответственности.

Воспрепятствование выполнению обязанностей военной службы является преступлением и может происходить в различных формах.

За сопротивления начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждения его к нарушению этих обязанностей, сопряженное с насилием или угрозой его применения военнослужащими, ст.333 УК РФ установлена уголовная ответственность.

За это предусматривается наказание в виде ограничения по военной службе на срок до 1 года, либо содержание в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет (ч. 1 ст. 333 УК РФ).

Сопротивление состоит в воспрепятствовании исполнению начальником или иным лицом возложенных на него обязанностей военной службы. Под принуждение понимаются действия, направленные на то, чтобы заставить, понудить начальника или иное лицо нарушить обязанности по военной службе.

Квалифицирующими признаками преступления признаются совершения деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с применение оружия или с причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий (ч. 2 ст.

333 УК РФ), что влечет наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет.

Уголовной ответственности подлежат лица, совершившие насильственные действия в отношении начальника по служебному положению или начальника по воинскому званию. Ответственность подчиненного за насильственные действия в отношении начальника без признаков сопротивления или принуждения предусмотрена в ст. 334 УК РФ.

С объективной стороны это преступление состоит в нанесении побоев или применении иного насилия к начальнику во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей и наказывается ограничением по военной службе на срок до 2 лет, либо содержанием в дисциплинарной военной части на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет (ч. 1 ст. 334 УК РФ).

Квалифицирующими признаками преступления также является совершения деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с применение оружия, с применение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий (ч. 2 ст. 334 УК РФ). Такие действия наказываются лишением свобода на срок от 3 до 8 лет.

К иным тяжким последствиям данного преступления могут быть отнесены срыв выполнения боевого задания или иной военной задачи, создание реальной опасности для жизни и здоровья личного состава.

Одним из опасных преступлений против военной службы является нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ).

Под нарушение уставных правил взаимоотношений понимаются различные виды насилия одних военнослужащих над другими, унижение их чести и достоинства, издевательство над ними, совершаемые, как правило, в целях обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, подчинения своей воле сослуживцев, а также из других, в т.ч.

хулиганских побуждений. Субъектами преступления выступают военнослужащие, равные с потерпевшим по служебному положению и воинскому званию или старшие либо младшие по воинскому званию, но не состоящие в отношениях подчиненности. Согласно ч. 1 ст.

335 УК РФ, такие действия наказываются содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет или лишением свободы на срок до 3 лет.

В качестве квалифицирующих признаков преступления предусмотрены совершение деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с применение оружия, с причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 335 УК РФ), за что следует наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

Особо квалифицирующим обстоятельством (ч. 3 ст. 335 УК РФ) является наступление тяжких последствий, что наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

К тяжким последствиям нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими могут быть отнесены причинение смерти по неосторожности, доведение до самоубийства или покушения на него, причинение тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств.

Уставы ВС РФ содержит четкие требования об уважении личности военнослужащих, недопустимости унижения их личного достоинства, о соблюдении правил воинской вежливости и отдания чести.

Унижение чести и достоинства в неприличной форме является оскорбление. Оно будет являться воинским преступление только в том случае (ст.

336 УК РФ), если оно нанесено одним военнослужащим другому во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (виновным или потерпевшим).

Установлена ответственность за оскорбление одним военнослужащим другого при отсутствии между ними отношений подчиненности, наказание следует в виде ограничения по военной службе на срок до 6 месяцев или содержания в дисциплинарной воинской части на тот же срок (ч. 1 ст.336 УК РФ).

Если же подчиненный оскорбил начальника либо начальник подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы, то следует наказание в виде ограничения по военной службе на срок до 1 года или содержания в дисциплинарной воинской части на тот же срок (ч. 2 ст.

336 УК РФ).

Оставление военнослужащим территории расположения воинской части или места службы без разрешения командира (начальника) считается самовольным (ст. 337 УК РФ).

За такой поступок, а равно за неявку в срок без уважительной причины на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток военнослужащие рядового и сержантского состава, проходящие военную службу по призыву, подлежат уголовной ответственности по ч. 1 ст. 337 УК РФ и наказываются арестом на срок до 6 месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 1 года.

Повышенная ответственность устанавливается за самовольное оставление части военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части (ч.2 ст.337 УК РФ), в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

3. Психологические аспекты военных преступлений

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 1318 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/14-71940.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.