Возбуждение дела по факту

Содержание

Основания и порядок возбуждения уголовного дела

Возбуждение дела по факту

Уголовные дела должны заводиться по обоснованным причинам. Это не удивительно, ведь речь идет о серьезных наказаниях.

Поэтому закон четко определяет поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

Оперативное возбуждение способствует успешному расследованию. Своевременность действий и законность на этом этапе призваны обеспечивать защиту прав потерпевшего от противозаконного деяния.

Порядок возбуждения уголовного дела

Стадия возбуждения является первой в уголовном процессе. Согласно ст. 144 УПК РФ уполномоченные лица должны принять и проверить все сообщения о любых преступлениях.

Решение по нему принимают в течение 3 суток с момента поступления заявления. Быстрое реагирование правоохранительных органов на сообщения и принятие по ним решений имеет большое воспитательное значение.

Срок возбуждения уголовного дела возможно продлить до 10 дней по мотивированному ходатайству дознавателя и следователя. Если надо произвести документальные проверки, экспертизы, ревизии, различные исследования и оперативно-розыскные мероприятия то срок может быть до 30 суток.

Порядок возбуждения уголовного дела напрямую зависит от вида преследования и должностного положения подозреваемого. Также существуют отличия в полномочиях лиц, которые могут возбуждать такого рода дела.

Согласно ст. 50 Конституции РФ нарушение порядка влечет признание недействительными всех дальнейших процессуальных действий.

Уголовное дело должно возбуждаться по факту совершения противоправного действия и в отношении определенного человека. В последнем случае указываются деяния конкретного лица (к примеру, информация о злоупотреблении должностным положением, взятке и пр.).

Ст. 20 УПК РФ говорит, что уголовное преследование зависит от степени тяжести и характера преступления. Преследование может быть осуществлено в частном, частно-публичном и публичном порядках.

Следовательно, процедура возбуждения дела тоже различается. В случае частного и частно-публичного обвинения необходимо написать заявление о возбуждении уголовного дела.

Особенности дел публичного обвинения

В соответствии со ст. 146 УПК РФ уголовные дела публичного обвинения имеют право возбуждать:

  • следователь;
  • руководитель следственного органа;
  • дознаватель;
  • орган дознания;
  • капитаны речных, морских судов дальнего плавания;
  • руководители зимовок и геологических разведочных партий;
  • начальники сезонных полевых баз и антарктических станций;
  • главы консульских учреждений и дипломатических представительств России.

Должностные компетентные лица должны принять все сообщения о преступлении. Но уголовные дела они могут возбуждать исключительно в пределах своей компетенции и только с согласия прокурора.

Это одна из новшеств Уголовно-процессуального кодекса в редакции от 01.09.2016. Данное правило введено с целью предотвращения беспричинного и противоправного возбуждения уголовного дела.

Указанные лица должны выносить постановление о возбуждении уголовного дела, где указываются:

  • время, дата и место вынесения;
  • кем оно составлено;
  • основание или повод возбуждения уголовного дела;
  • статья УК, на основании которой возбуждается дело.

Копия постановления сразу же должна быть направлена прокурору. Он решает возбуждать дело или нет. Его решение можно обжаловать в указанном законом порядке.

Поводы к возбуждению уголовного дела

Под такими поводами понимают источники сведений о преступлении, которые закон воспринимает как юридический факт.

Ст. 140 УПК выделяет всего 4 повода:

  1. Заявление о совершенном или готовящемся преступлении.
  2. Явка преступника с повинной.
  3. Сообщение о преступлении, полученное из других источников.
  4. Постановление прокурора о направлении материалов в соответствующие органы для решения вопроса об уголовном преследовании.

Заявление о преступлении

Заявление о преступлении — часто встречающийся повод для возбуждения дела. Под ним понимается сообщение о преступлении независимо от того, пострадал заявитель или нет. Оно может быть сделано в двух видах: устном и письменном. Письменное заявление обязательно подписывается заявителем.

Устное заявление должно заносится в протокол, которые также подписывается заявителем и принявшим его лицом. Там содержатся сведения о заявителе и данные удостоверяющих личность документов.

Если устное сообщение было сделано во время следственного действия или судебного разбирательства, то оно сразу же заносится в соответствующие протокола.

Заявитель заранее предупреждается согласно ст. 306 УК РФ об уголовной ответственности за ложный донос. Это фиксируется в протоколе и закрепляется подписью заявителя. О преступлении можно сообщить анонимно.

Но это не является поводом к возбуждению дела. В такой ситуации возможны лишь проверки сведений, которые содержатся в анонимном заявлении.

Явка с повинной

Представляет собой добровольное признание лица прокурору, следователю, дознавателю о совершенном им противоправном действии.

Явка с повинной должна обладать двумя обязательными признаками:

  • добровольность;
  • указание о своих преступных действиях.

Заявление можно сделать в устном и письменном виде. Устное заявление протоколируется согласно ч. 3 ст. 141 УПК.

Сообщение о преступлении

Сообщение о преступлении, полученное из других источников, — это различные сведения о противоправном деянии, которые были получены компетентными должностными лицами в ходе исполнения своих служебных обязанностей.

К этому виду поводов относятся сообщения, содержащиеся в разных СМИ и иных источниках, о преступлении, которые уже произошли или готовятся к совершению. Эти сообщения органам следствия, дознания и прокуратуры не адресуются. Но несмотря на это их работники обязаны проверить содержащиеся в них сведения.

Лицо, которое обнаружило признаки состава преступления, обязано составить рапорт об этом. В соответствии со ст. 143 УПК именно этот рапорт служит поводом для возбуждения уголовного дела.

Постановление прокурора

Постановление прокурора выступает поводом, которое способно возбудить уголовное дело, в случае выявления им преступных деяний в ходе прокурорско-надзорной деятельности. Сюда же относятся объяснения, акты, рапорты, которые были оформлены в результате личного наблюдения прокурора.

С момента приобретения статуса самостоятельного повода, которое предназначено для возбуждения дела, постановление прокурора стало юридическим фактом. С ним закон связывает возникновение у следователя, дознавателя юридической обязанности принять решение о возбуждении уголовного дела или отказе в этом.

Данное постановление вызывает уголовно-процессуальные отношения. С его появлением начинается процессуальная деятельность по принятию решения о возбуждении дела и начинают исчисляться сроки.

Основания для возбуждения уголовного дела

Под этим понятием принято считать наличие обоснованных данных, которые свидетельствуют о преступлении.

Само понятие В УПК не раскрыто.

О нем содержится упоминание в ч. 2 ст. 144.

Во время определения основания для возбуждения дела следует учитывать:

  • обстоятельства, о которых стало известно;
  • уровень знаний об этом, то есть о вероятности совершения преступления.

Само понятие «основания возбуждения уголовного дела» подразумевает данные о событии и его признаках уголовно-правового характера. Как правило, это сведения об объективной стороне и объекте преступления.

Имеющиеся данные о преступлении следует рассматривать относительно их объема и характера. Если их достаточно и по ним можно определить вид наказания, то определенно возбуждается уголовное дело.

Вывод о сделанном преступлении, его квалификация в постановлении о возбуждении дела носят лишь предположительный характер. В дальнейшем они могут измениться.

При возбуждении уголовного дела обязательно следует проверить наличие обстоятельств, которые исключают возбуждение дела. Для их проверки иногда требуется производство следственного действия (например, экспертизы).

В этом случае уголовное дело возбуждается всегда. Таким образом, основания для возбуждения уголовного дела – это достаточные и необходимые данные о наличии признаков преступления и отсутствии тех обстоятельств, которые исключают производство по уголовному делу.

Отказ в возбуждении уголовного дела

При отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, то уполномоченные на то лица должны вынести постановление об отказе.

Ст. 24 УПК перечисляет следующие основания для отказа:

  1. Отсутствие факта преступления.
  2. Отсутствие состава преступления.
  3. Истечение срока давности преследования.
  4. Смерть обвиняемого или подозреваемого. Исключение составляет производство по делу, которое нужно для реабилитации умершего человека.
  5. Отсутствие заявления от потерпевшего.
  6. Отсутствие заключения судьи о наличии признаков преступного деяния в действиях тех лиц, которые указанны в ч. 2 ст. 448 УПК.

Вместе с уголовным делом прекращается и уголовное преследование. Копия постановления об отказе в возбуждении дела должно быть направлено прокурору и заявителю в течение 24 часов со времени его вынесения.

При этом заявитель имеет право написать жалобу на отказ. Он может быть обжалован руководителю следственного органа, прокурору или в суде согласно статьям 124-125 УПК.

Порядок возбуждения уголовного дела регулируется уголовно-процессуальным законодательством. В кодексе четко определены поводы и основания для возбуждения. Важным моментом является то, что все уголовные дела должны возбуждаться только с разрешения прокурора. Это призвано обеспечивать соблюдение прав граждан.

: Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/povody-i-osnovaniya-dlya-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/

Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Возбуждение дела по факту

В работе руководителя встречаются ситуации, когда приходится обращаться в милицию. Однако далеко не всегда вас там встретят с распростертыми объятиями: могут отказать в приеме заявления из-за неточностей, допущенных в этом документе, или просто из-за плохого настроения.

К сожалению, такие случаи не редкость. Практикующий адвокат рассказывает, когда сотрудники ОВД делают это обоснованно, а когда – незаконно.

Он рекомендует, как грамотно составить заявление; советует, на какие действия людей в погонах нужно обращать внимание; когда следует требовать скорейшего рассмотрения заявления, а когда стоит подождать.

Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.

Визит к Минотавру

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений.

А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально.

С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей.

Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки».

Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит.

А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает.

Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура».

И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место.

Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

https://www.youtube.com/watch?v=cFYT7W9DFqA

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан.

Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении).

Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ.

Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:

  • приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;

Источник: https://delo-press.ru/journals/law/lichnyy-interes/35895-vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela-posobie-dlya-chaynikov/

Возбуждение уголовного дела, как первая стадия уголовного процесса: понятие, поводы и основания

Возбуждение дела по факту

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия.

Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении.  

В этом и заключается сущность данной стадии. 

Возбуждение уголовного дела  – это не только решение процессуального характера, не только институт права, хотя, безусловно, и таковые могут именоваться  возбуждением уголовного дела, это, в первую очередь, этап, который всегда существует, если имеет место уголовное судопроизводство.

Расследование осуществляется только за возбуждением уголовного дела. Это означает, что возбуждение уголовного дела обязано предшествовать проведению дознания и предварительного следствия и не может образовывать его этапа.

Независимый характер стадии возбуждения уголовного дела устанавливается тем, что она представляет из себя целый этап деятельности уголовно-процессуального характера и соответствующих правоотношений, притом ни одно уголовное дело не может миновать данный этап, образоваться вне этого этапа.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в исследовании и разрешении сообщений и заявлений о преступлении и производстве, в определенных случаях, действий процессуального характера (получение объяснений, производство ревизий и проверок документов, истребование определенных материалов), которые направлены на установление характерных признаков преступления для того, чтобы принять законное и обоснованное решение, связанное с возбуждением либо отказом в возбуждении уголовного дела.

Поводы для возбуждения уголовного дела

Для того чтобы вполне обоснованно принять решение о начале производства по конкретному уголовному делу, требуется наличие правомерного повода и достаточного основания.

Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается регламентированный уголовно-процессуальным законодательством источник, из которого уполномоченные органы и должностные лица получают сведения о преступном деянии, что обязывает их разрешить вопрос, связанный с возбуждением дела.

Все уголовные дела практически делятся на две категории – это дела, которые возбуждаются по факту совершенного преступления (напр., обнаружен труп или проникновение в квартиру, хищение и т.

д), то есть имеются фактические возбуждение уголовного дела в отношении какого-либо лица, подозреваемого в совершении преступления, в другом случае – возбуждается уголовное дело по факту, то есть по наличию признаков состава преступления.

Вместе с тем следует отметить, что проверка заявлений о сообщениях и преступлениях не выступает в качестве обязательного элемента деятельности процессуального характера на стадии возбуждения уголовного дела.

Ее необходимо проводить лишь в исключительных случаях, когда в самом сообщении (заявлении) не усматриваются достаточные сведения, прямо указывающие на признаки совершенного преступления.

Если же подобные признаки налицо, то уполномоченные органы и должностные лица согласно законодательству должны возбудить уголовное дело незамедлительно.

Но если у следователя существуют хоть малейшие сомнения по поводу того криминальный труп или нет, следователь проводит следственное действие в виде детального осмотр места происшествия включая труп, фиксации всех предметов, а также местности, окружности и т. д. Все это фиксируется в протокол, то есть закрепляются доказательства. Все предметы, которые имеют на себе какие-либо следы преступления изымаются, упаковываются, в протоколе делается соответствующая отметка. 

Согласно ч.1ст.140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела принято считать:

Заявление о совершенном преступлении

Заявление о преступном деянии – это юридическое средство, призванное обеспечивать практическую реализацию заинтересованными лицами их субъективного права на доступ к правосудию.

Явка с повинной

Явка с повинной также признается юридическим средством обеспечения интересов лиц, которые причастны к совершению преступного деяния, направленным на смягчение возможного уголовного наказания.

Сообщения организаций и должностных лиц, которые были получены из других источников, также считаются юридическим средством защиты нарушенных прав и законных интересов.

В действительности, явка с повинной признается действием, а не источником фактических сведений. Однако данное действие обладает целью – доведением до сведения компетентных органов и должностных лиц конкретной по своему содержанию информации. В данном плане явка с повинной по собственной информационной сущности не отличается от иных определенных в законодательстве поводов.

Все поводы, установленные в статье 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ, обладая общей информационной сущностью, казалось бы, могут в собственной совокупности пониматься в качестве системы.

Одновременно довольно очевидно, что данные поводы отличаются по собственной природе в качестве юридических явлений, что, как представляется, не дает возможности исследовать их в целом как определенную систему.

Сообщение о готовящемся или уже совершенном преступлении из других источников 

Оно оформляется в виде рапорта об обнаружении признаков преступления должностным лицом, получившим данное сообщение.

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании

Постановление прокурора об отправлении соответствующих материалов в орган дознания либо следственный орган для дальнейшего решения вопроса об уголовном преследовании по фактам установленных нарушений признается актом применения норм уголовного законодательства. Оно обладает универсальным характером, так как пригодно в роли поводи по всем преступным деяниям, за исключением тех, что определены статьями 198-199.2 УК РФ. 

Именно данное обстоятельство дает возможность установить подследственность, соответственно, и определенный орган предварительного расследования, куда передается постановление прокурора.

Понятно, что по этой причине, а также вследствие прямого указания уголовно-процессуального законодательства (пункт 3 части 2 статьи 37, пункт 4 статьи 1 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ) данное постановление признается актом уголовно-процессуального значения.

В пункте 2 статьи 27 ФЗ «О прокуратуре в РФ» регламентируется, что  при наличии достаточных оснований предполагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина обладает характером преступного деяния, прокурор предпринимает все необходимые меры для того, чтобы лица, которые его совершили, были привлечены к уголовной ответственности согласно действующему законодательству.

Значение данного акта состоит в том, что он преобразует образовавшиеся отношения по прокурорскому надзору в уголовно-процессуальные правоотношения, что обуславливается общим предназначением прокуратуры производить от имени РФ такое направление деятельности прокуратуры, как уголовное преследование.

Однако подобное преобразование не безосновательное: прокурорские выводы основываются на собранных по итогам прокурорской проверки доказательств, которыми определяются событие преступного деяния, причины наступивших негативных последствий, иные обстоятельства, которые предопределяют объективную сторону преступного деяния.

Прокурор в качестве субъекта деятельности уголовно-процессуального характера сохранил собственное полномочие по отмене неправомерных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ничто не мешает прокурору отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по отправленным им материалам, даже если решение, связанное с отказом в возбуждении уголовного дела по данным материалам принято с непосредственного согласия руководителя следственного органа.

Основания для отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения уголовного преследования

В соответствии со статьей 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ,  уголовное дело не подлежит возбуждению, а возбужденное уголовное дело должно быть прекращено при следующих обстоятельствах:

  1. за отсутствием события преступного деяния – это значит, что самого преступления не было (к примеру, было совершено не убийство, а самоубийство);
  2. за отсутствием в деянии состава преступного деяния, то есть событие имело место, однако деяние не содержит состава преступного деяния (к примеру, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны);
  3. за истечением сроков давности уголовного преследования (статья 78 Уголовного кодекса РФ). Вместе с тем следует отметить, что данные сроки принимаются во внимание в том случае, если виновное лицо не скрывалось от уголовного преследования, то есть сроки давности истекли не по его вине и обвиняемый не имеет возражений против прекращения преследования по этому основанию, при наличии возражений, расследование и исследование дела продолжается в обычном порядке);
  4. в отношении умершего лица, то есть уголовное дело нельзя возбудить по отношению к умершему лицу, помимо случаев, когда это требуется для реабилитации умершего;
  5. за отсутствием заявления со стороны потерпевшего по делам частно-публичного и частного обвинения (помимо случаев возбуждения уголовных дел этой категории прокурором, а также следователем либо дознавателем с согласия прокурора части 4 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ);
  6. отсутствие судебного заключения о наличии характерных признаков преступного деяния в действиях члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы РФ, следователя, судьи, адвоката либо прокурора или отсутствие согласия соответственно Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела либо привлечение в качестве обвиняемого депутата Государственной Думы РФ, члена Совета Федерации РФ, или судьи.Также уголовное дело должно быть прекращено при принятии нового уголовного законодательства, которое устраняет преступность деяния, если он был принят до вступления приговора по делу в юридическую силу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela/

Возбуждение уголовного дела и процессуальные моменты

Возбуждение дела по факту

Уголовное преследование негативно влияет на судьбу гражданина. А Конституцией РФ каждому человеку гарантированы определенные равные права. Поэтому возбуждение уголовного дела производится в точном соответствии с нормами законодательства. Построен таковой механизм с двумя целями. Они таковы:

  • недопущение произвола со стороны процессуальных лиц, принимающих постановления о начале уголовного производства;
  • защита конституционных прав людей.

Разберем, как происходит процесс начала уголовного преследования, каковы его этапы и какие нормы закона защищают человека от неправомерных постановлений следователя.

Возбуждение уголовного дела проводится на основании норм и правил, описанных в статье 144 УПК. В тексте указываются сроки проведения соответствующих мероприятий, а также методика работы. В таковой принимают участие следующие процессуальные лица:

  • дознаватели и следователи;
  • их руководители;
  • прокурор;
  • гражданин или другой процессуальный объект, обладающий правом информировать о правонарушении.

Порядок возбуждения уголовного дела схематически выглядит таким образом:

  1. Регистрация сведений о случившемся нарушении закона. Таковую, как правило, предоставляют потерпевшие или другие люди (свидетели, представители) в форме письменного заявления.
  2. Изучение информации дознавателем. На это отводится три дня. При необходимости продлевается на 10 суток. А если требуется проведение дополнительных мероприятий – на 30.
  3. Издание постановления о начале уголовного производства.

Описанная выше процедура изобилует множеством формальностей и тонкостей. Таковые возникают на каждом этапе проведения и регулируются отдельными нормами законов (не только УПК). Разберем каждый по порядку.

Важно: инициировать процесс возбуждения уголовного преследования может только лицо, которому закон предоставил таковое право. В перечень под первым номером включены граждане РФ без учета возраста.

О заявлении

Стадии возбуждения уголовного дела законодатель полностью раскрыл в разделе VII УПК. Тонкостям процедуры посвящено две главы закона девятнадцатая и двадцатая. Старт процессуальным действиям дает информация о проступке подозреваемого или факте нарушения законодательства. Источники таковой исчерпывающе названы в 140 статье УПК и раскрыты в 19-й главе.

В кодексе причины начала процедуры перечислены в статье 140. Они таковы:

  • заявление, предоставленное в правоохранительную систему;
  • признание преступника (повинная);
  • сообщение о подготовке или совершении нарушения закона, переданное теми лицами, в обязанности которых входит такая работа;
  • прокурорское постановление.

Описывая процессуальный порядок возбуждения отдельного уголовного дела, по факту фальсификации регистрационных документов финансового учреждения, законодатель указал конкретные источники информирования, отличающиеся от основных. Так, стартом для возбуждения производства по статье 172.1 УК РФ может стать документ:

  • Центробанка РФ;
  • юрлица, осуществляющего ликвидацию соответствующего субъекта экономических отношений.

Чаще всего поводом к уголовному производству является заявление о нарушении соответствующего раздела законодательства. Подается таковое в нескольких формах:

  1. Письменно (приоритетно). Заявитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий личность. В тексте заявления приводятся полные персональные данные. Бумага подписывается гражданином.
  2. Устно. УПК допускает подачу устного заявления о происшествии, имеющем признаки преступного деяния. Данные вносятся в протокол. Отвечает за такую работу сотрудник дежурной части. При этом заявитель также должен представиться и показать документ.
  3. Во время судебного разбирательства. Сообщение также вносится в соответствующий протокол. При этом дополнительной авторизации заявителя не требуется, так как все участники судебного заседания предоставляют документы.

В любой ситуации заявителя предупреждают под подпись об ответственности за предоставление ложных данных, порочащих иного человека.

Анонимные письма, описывающие проступки иных людей, запрещено использовать как основания для начала процедуры уголовного производства, однако таковые регистрируются. Их передают в отдел розыска для учета в работе.

Явка с признанием – это также первая стадия возбуждения уголовного дела. По правовой силе она равна сообщению. На уровне законодательства в РФ запрещено обвинять человека только на основании его собственных показаний. То есть признание не гарантирует уголовного преследования. Сделать таковое разрешено в письменной и устной форме. Алгоритм такой же, как при подаче заявления.

Отличие состоит в том, что признание должно обладать двумя обязательными признаками. Они таковы:

  1. Добровольность. Запрещено вынуждать человека признаваться в содеянном.
  2. Описание преступной деятельности.

Под сообщениями о нарушении норм уголовного законодательства из других источников подразумевают широкий круг последних. Так, проинформировать о преступлении компетентные органы обязаны государственные служащие, получившие соответствующие сведения в ходе исполнения должностных полномочий. Такие же обязанности вменены сотрудникам контролирующих организаций регионального уровня.

Получить информацию о нарушении законодательства дознаватели, прокуроры и следователи могут из СМИ или сети Интернет. Таковая проходит процедуру проверки на достоверность. В частности, сотрудник обязан написать рапорт и получить распоряжение руководителя.

Последний повод для начала первой стадии возбуждения уголовного дела – постановление прокурора. Таковое издается на основании материалов проверок, осуществляемых этим правоохранительным органом.

Следует различать заявление гражданина, поданное в прокуратуру, и самостоятельное выявление случаев нарушения закона сотрудниками госструктуры.

Первое передается в дознание, по поводу второго издается постановление.

Основания для начала производства

Раскрывая понятие и значение первой стадии возбуждения уголовного дела, законодатель уделил минимум внимания основаниям. О таковых сказано во втором пункте 144-й статьи УПК. А именно, для старта процесса необходимо достаточно сведений, указывающих на совершение преступления.

Расшифровывается данный пункт на уровне криминалистики так:

  • сообщение должно отражать суть совершенного правонарушения;
  • в нем необходимо выделить объект и субъект (при возможности);
  • описать объективные характеристики проступка.

В статьях УПК описаны особенности возбуждения уголовного дела по разного рода данным. Они состоят в следующем:

  • если субъекты отношений неизвестны, то производство открывается по факту;
  • если в информации указано конкретное лицо, то дело открывается после проверки в его отношении.

Важно: для начала уголовного производства не обязательно знать преступника.

Если событие содержит все признаки преступной деятельности, то виновного устанавливают в процессе расследования. В такой ситуации дело возбуждается по факту.

Как проходит рассмотрение сообщений об уголовных правонарушениях

Возбуждение уголовного дела как процедура начинается с получения информации. Это такая же стадия уголовного процесса, подчиняющаяся процессуальным нормам. Занимается данной работой, как правило, дежурный районного отделения. В его обязанности входит:

  • прием информации тем способом, который удобен заявителю;
  • регистрация заявления;
  • первичная проверка и принятие соответствующего решения.

Принять и зарегистрировать дежурный должен любые сведения. Недопустим отказ, основанный на несоответствии вида деяния, места совершения или полноты предоставленных сведений. Заявление проходит процедуру регистрации, а гражданину выдается талон, содержащий номер, дату и время приема.

Заявление передается в орган дознания. На таковой возложена обязанность по проведению проверочных мероприятий. То есть задачи дознания, в разрезе второй стадии возбуждения уголовного дела, сводятся к сбору подтверждающих или опровергающих суть заявления сведений. Методы и содержание работы зависят от полноты первоначальной информации.

Орган дознания при первичной проверке применяет непринудительные способы сбора сведений. К ним относятся:

  • получение разъяснений у заявителя и свидетелей;
  • заказ справок или образцов (по ситуации);
  • направление требования об организации ревизии (при необходимости);
  • работа с документами;
  • иные мероприятия, не связанные с принуждением.

Проблемы возбуждения уголовного дела по информации, распространенной через СМИ, разбираются в статье 21 УПК. Так, дознаватель обязан связаться с редакцией соответствующего СМИ и запросить сведения о личности информатора. Однако руководителю издания дано право отказаться раскрывать персональную информацию, если таковое требование было условием сделки.

При первоначальной проверке составляется общая характеристика правонарушения. На данной стадии возбуждения уголовного дела необходимо решить вопрос о наличии признаков преступления в событии, указанном в заявлении. Точная квалификация проступка не требуется. Конкретную статью по ходу расследования могут поменять (переквалифицировать).

После окончания проверочных мероприятий выносится постановление:

  • о возбуждении дела в отношении лица или по факту;
  • о мотивированном отказе;
  • о передаче материалов по подследственности или подсудности.

Подсказка: заявитель информируется о принятом решении в письменной форме.

Процессуальные моменты

Возбуждение уголовного дела в обязательном порядке проходит третий этап, понятие и значение связано с необходимостью отслеживания законности деятельности правоохранительной системы. Такую работу выполняет прокуратура, в рамках реализации надзорной функции. Методика взаимоотношений такова:

  1. Соответствующее постановление передается в адрес трех процессуальных лиц: прокурора, автора заявления и подозреваемого незамедлительно.
  2. Прокуратура проводит проверку данных, содержащихся в документе на предмет выявления процессуальных и законодательных нарушений. В частности, проверяется наличие таких данных: даты, времени и места вынесения, повода и основания, правовой квалификации.

На изучение текста и мотивирующей части отказа в начале уголовного производства работникам прокуратуры отводится 24 часа.

При выявлении нарушений данный орган защиты правопорядка имеет право отменить постановление о начале уголовного преследования (статья 37 УПК).

Кроме того, прокурор может затребовать материалы первичной проверки, если таковое требуется для принятия соответствующего решения.

Некоторые уголовные дела разбираются в частном порядке. Таковой предусматривает прямое обращение к мировому судье. Частное обвинение предъявляется по проступкам, не имеющим квалифицирующих признаков.

Пример таковых – это легкие побои, оскорбления и прочее (статья 20 УПК). Причем уголовное преследование, основанием для которого стало частное обвинение, подлежит прекращению в случае примирения сторон.

Проверка обстоятельств, описанных в заявлении, может привести к отказу от уголовной процедуры. Таковое решение принимается по следующим основаниям (статья 24 УПК):

  • данные, указанные в заявлении, не имели места в действительности;
  • деяние не подпадает под описание преступления;
  • истек срок давности по указанному виду нарушения законодательства;
  • подозреваемый умер (есть исключения);
  • пострадавший отказался подать заявление (если таковое требуется законом);
  • компетентный орган отказал в даче согласия на преследование лица, обладающего служебным иммунитетом.

Процессуально отказ в возбуждении уголовного преследования имеет следующие последствия:

  • констатируется постановлением, содержащим мотивирующую часть (объяснение);
  • приводит к рассмотрению вопроса о возбуждении преследования по факту ложного доноса;
  • требует опубликования информации в том СМИ, в отношении которого подавалось заявление;
  • направление копии документа в прокуратуру в течение 24 часов.

Законодательство требует от работников дознания и следствия проводить с подозреваемыми и иными участниками процесса разъяснительную работу. Им сообщается о законных правах и обязанностях под подпись.

 Паняева Надежда

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/ugolovnyj-process/protsess-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.