Возбуждение уголовного дела прокуратурой

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела?

Возбуждение уголовного дела прокуратурой

В уголовном производстве присутствуют несколько представителей власти, которые имеют право представлять обвинительную сторону процесса.

Одним из таких представителей является прокурор, на которого возлагается определенная ответственность за проведением судебного процесса.

Чтобы понять функции прокурора в уголовном судопроизводстве и его роль в процессе, необходимо знать некоторые особенности.

Кто такой прокурор?

Определение прокурора установлено в законе «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1 ФЗ, в нем прописаны также полномочия, обязанности уполномоченного лица, структура прокуратуры и условия службы должностного лица.

Прокурор является должностным лицом, который уполномочен осуществлять преследование виновного в ходе судопроизводства, надзор за процессами дознания над обвиняемыми и органов предварительного следствия.

Пока прокурор не предъявит обвинение подсудимому предполагается презумпция невиновности. Служба в прокуратуре является государственной.

Существует несколько подразделений прокуратуры:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Прокуратуры других городов и регионов Российской Федерации;
  • подразделения Прокуратуры военного назначения;
  • организации науки и образования;
  • редакции печатной продукции;
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации.

Основные функции юриста

Генеральный прокурор исполняет несколько основных функций в ходе своей службы:

  • регламентирует численность штата и структуру подразделений прокуратуры;
  • издает указания и приказы, регулирующие деятельность сотрудников Прокуратуры;
  • назначает и освобождает ректоров и проректоров от должностей, которые ведут деятельность в организациях специального назначения;
  • на прокурора возлагается ответственность за соответствующее исполнение всех задач, что возложены на сотрудников.

Свою профессиональную карьеру чаще всего юрист начинает с помощника прокурора, и в результате достойной службы может претендовать на более высокое звание. Существуют также специальные подразделения прокуратуры по областям природной охраны, защиты экологии.

СПРАВКА!На территории страны не могут действовать органы прокуратуры, не входящие в ее единую систему.

Имеет ли полномочия прокурор возбуждать уголовные дела?

В некоторых случаях прокурор имеет право на возбуждение уголовного дела, но для данного права должны быть предоставлены суду веские основания для возбуждения уголовного преследования. При таких обстоятельствах гражданское дело может приобрести статус уголовного, если у прокурора будут доказательства содеянного преступления.

Участие прокурора в досудебном производстве

Прокуратура контролирует весь процесс преследования и дознания в ходе досудебного разбирательства. Прокурор имеет право осуществлять надзор за законностью деятельности органов полиции и дознания и контролировать правомерность их действий.

Также при определенной необходимости служащий может вмешаться в ход расследования в любой момент и на любой стадии следствия.

Если выявляется промедление досудебного производства, которое становится причиной жертв или иных негативных последствий, то прокурор имеет право назначить проверку деятельности правоохранительных органов.

Для получения документов по уголовному расследованию, прокурору необходимо направить письменный запрос следователям.

Каковы полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу?

Согласно статье 37 УПК РФ при расследовании уголовного дела прокурор имеет следующие права:

  • делать перерыв в расследовании при наличии веских причин;
  • прекращать расследование, предоставив серьезные основания;
  • прокурор имеет право давать указания при возврате уголовных дел при необходимости в дополнительных мероприятиях расследования;
  • утверждать акты обвинения или заключения;
  • отправлять уголовные дела в суды для дальнейших разбирательств;
  • контроль получения копий актов обвинения подсудимым;
  • ставить подпись на различных документах процессуального характера;
  • осуществлять продление предварительного расследования;
  • при нарушениях или ошибках должностными лицами, прокурор имеет право освободить их от обязанностей;
  • при наличии серьезных оснований прокурор имеет право сменить следователя, передав дело ему;
  • принятие или отвержение самоотводов от должностных лиц;
  • принимать решения о вопросах отводов органов правопорядка;
  • одобрение возбуждение дел уголовного назначения следствием или процедурой дознания;
  • осуществлять контроль соблюдения пунктов законодательства при деятельности органов правопорядка.

ВАЖНО!Уполномоченный сотрудник не имеет право прекращать преследование, только утверждать постановление о прекращении.

Каковы полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу?

В уголовном процессе прокурор имеет право давать поручения работникам следствия и дознания. Данные поручения обязательны к исполнению, даже если в конце процесса установится, что они были незаконными.

За незаконность поручений несет ответственность служащий, который дал данные указания. При рассмотрении дел, касающихся частного обвинения, прокурор участвует в процессе судебного разбирательства.

Участие служащего осуществляется на двух стадиях уголовного процесса:

  • процесс уголовного следствия;
  • прения сторон защиты и обвинения.

В конце судебного процесса, если сторона обвинения не удовлетворена вынесенным приговором, то прокурор может подать апелляцию, если на то есть серьезные основания.

Полномочия прокурора при судебном разбирательстве:

  • представляет сторону обвинения, доказывая вину обвиняемого;
  • озвучивает обвинительный акт;
  • осуществляет допрос свидетелей в процессе обвинения;
  • задает вопросы для уточнения деталей судебного процесса участникам следствия;
  • предоставляет суду и стороне защиты доказательства обвинения подсудимого;
  • заявляет ходатайства об экспертизах, проведении запросов для следствия, приобщении определенных документов;
  • в ходе прений сторон озвучивает обвинение и заслуженное наказание для подсудимого;

Прокурор обязан являться на судебное заседание, если сотрудник отсутствует по веским причинам, то заседание должно быть отложено на необходимый срок. Уведомление о назначенном месте и времени проведения судебного процесса направляется лично в руки, повестка должна быть подписана.

Если в зал суда не является потерпевший при наличии веских причин, включая нахождение в клинике, должностное лицо обязано запросить ходатайство о переносе дела на иной срок, удовлетворяющий возможности появления потерпевшего.

В ходе судебного разбирательства возможна смена уполномоченных с оформлением заявлений на отвод.

Смена обвинительной стороны может быть принята решением одной из сторон, также судьей, если есть подозрение, что обвиняемая сторона заинтересована в определенном исходе процесса.

Обжалование путем апелляции невозможно при двух случаях:

  • при вынесении оправдательного приговора;
  • приговор, который не предусматривает наказания.

Обжалование прокуратурой на практике были редкостью в 2019 году, поскольку суд назначал такое же наказание, если обвинение было доказано. Существовали лишь незначительные смягчения наказания.

ВАЖНО! Обвинительная сторона обязана присутствовать на вынесении приговора. Отсутствие считается нарушением законодательства.

Какими полномочиями обладает прокурор в уголовном процессе?

Различные стадии уголовного процесса включают в себя определенные полномочия, которым обладает должностное лицо в ходе судебного разбирательства:

  • контролирование соблюдений правовых интересов и защиты потерпевшей стороны;
  • контроль за исполнением полномочий определенных органов;
  • соблюдение всех сроков рассмотрения расследования;
  • контроль за проведением всех следственных действий;
  • координирование действий органов правопорядка и дознания;
  • охрана конституционных прав участников;
  • контролирование соблюдений всех статей и пунктов законодательства;
  • раскрытие незаконных действий.

ВАЖНО!Все функции должностного лица прописаны в законодательстве и указываются в должностной инструкции.

Какие органы и должностные лица имеют право на возбуждение уголовного дела?

На основании п. 1. статьи 146 УПК РФ возбуждение уголовного дела осуществляется правоохранительными органами, если они уполномочены на осуществление таких функций.

Также данное право имеют следователь, дознаватель, правоохранительные органы и орган дознания.

Для начала уголовного дела требуется постановление, в котором указываются:

  • дата, время и место;
  • данные того, кем вынесено обвинение;
  • основание и повод для возбуждения уголовного дела, при наличии веских причин;
  • пункты и статьи уголовного кодекса, на которые опирается обвинение.

После оформления постановления документ направляется в прокуратуру для утверждения.

Сотрудник также имеет право на возбуждение судебного производства с соблюдением всех правил оформление постановления, копия постановления также направляется в прокуратуру для дальнейшего следствия.

Если в постановлении имеются недочеты, прокуратура имеет право вернуть материалы для разъяснения определенных моментов.

Прокурор – обязательная фигура для проведения уголовного процесса, чтобы судебное разбирательство проходило по всем нормам и правилам.

Без присутствия прокурора обвиняемый может уйти от наказания, а интересы стороны потерпевшего могут быть ущемлены.

На служителе закона лежит ответственность за законность действий многих участников судебного процесса, фактически, без данного сотрудника проведение заседания невозможно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/mojet-li-prokuror-vozbujdat-ugolovnye-dela-5d6f93adbc251400afef6b2f

Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела прокуратурой

Алиева, А. Ю. Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела / А. Ю. Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74918/ (дата обращения: 13.11.2020).



В статье с учетом имеющихся нормативно-процессуальных источников и научных трудов проведен анализ полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. Рассмотрены определенные проблемы и вопросы его как участника уголовного процесса

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, уголовный процесс, возбуждение уголовного дела, прокурор, следственный орган, соблюдение законности, исполнительная власть

В уголовном судопроизводстве надзорная деятельность прокурора начинается со стадии возбуждения уголовного дела. Здесь осуществляется надзор за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки, поступающих из установленных законом источников информации о преступлении, что позволяет своевременно предупреждать и устранять выявленные нарушения законов.

Согласно ч.4 ст. 146 УПК РФ прокурор наделен исключительным полномочием по отмене постановления о возбуждении уголовного дела при признании его незаконным или необоснованным

Прокурор, установив при изучении материалов в рамках реализации этих полномочий, что следствием нарушен предусмотренный уголовно-процессуальным законом порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела, в течение 24 часов с момента поступления материалов, послуживших основанием к возбуждению уголовного дела, вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела.

Право прокурора отменять постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, кем бы они ни были приняты, не означает возможность руководить в полном объеме уголовным преследованием. Руководить — значит участвовать, в том числе и самому выполнять следственные действия, давать обязательные для исполнения указания.

В результате реформы прокурорских и следственных органов функции прокуратуры теперь ограничиваются надзором за соблюдением законности.

В настоящее время самостоятельно прокурор не может возбудить уголовное дело, что является существенным недостатком статьи 37 УПК РФ. Данного права прокурор был лишен в соответствии с Федеральным законом от 05.06.

2007 № 87-ФЗ, а все его полномочия по руководству предварительным следствием были переданы руководителям следственных органов независимо от их ведомственной принадлежности.

Этих полномочий прокурору не хватает для восстановления нарушенного права.

Например, если после поступления жалобы прокурору выясняется незаконность постановления об отказе уголовного дела, то прокурор обращается к следователю с требованием отменить постановление и возбудить уголовное дело.

Затем вновь проводится доследственная проверка и следователем вновь выносится решение об отказе. Инициировать уголовные дела и обязать провести его расследование прокурор не может.

В результате реформирования прокуроры, таким образом, лишились позиции руководителей.

Часть 6 ст. 37 УПК дает прокурору право в случае несогласия руководителя следственного органа, либо следователя с его требованиями об устранении нарушений федерального законодательства обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

При несогласии руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора, последний может обратиться к Председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).

И только после этого прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

А. Кругликов говорит: «из приведенных положений закона вытекает, что в названых случаях законность и обоснованность требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства проверяют в первую очередь, причем неоднократно, соответствующие руководители следственных органов» [8, с.12].

Руководствуясь благими намерениями освободить прокурора от процессуального руководства предварительным следствием, а следователя от излишней опеки со стороны прокурора (хотя в результате следователь попал под еще большую опеку со стороны руководителя следственного органа), законодатель упустил из виду, что осуществление прокурором функции уголовного преследования, прокурорский надзор и процессуальное руководство тесно взаимосвязаны. [7, с.201]

Прокурор в настоящее время законодателем лишен права возбуждать уголовное дело, а следователь в соответствии с ч. 1 ст.

146 УПК РФ имеет право самостоятельно в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело, о чем он выносит соответствующее постановление. При этом ч. 4 ст.

146 УПК РФ требует, чтобы следователь копию постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направил прокурору.

Необходимо взвешенно подойти к вопросу о том, возвращать или нет прокурору право самостоятельно возбуждать уголовные дела.

На служителе закона лежит ответственность за законность действий многих участников судебного процесса, фактически, без данного сотрудника проведение заседания невозможно.

Отсутствие у прокурора права на возбуждение уголовного дела не соответствует классическому представлению о его роли в уголовном процессе, лишает его действенных средств реагирования при выявлении нарушений закона.

Прокурор, обладая объективными и достоверными сведениями по тому или иному факту, выступает гарантом исполнения закона и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стадии возбуждения уголовного дела в части защиты от необоснованного уголовного преследования.

В настоящее время прокуратура осуществляет надзор за следственными органами и обладает правом отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела, если сочтет его незаконным.

Прокурор — обязательная фигура для проведения уголовного процесса, чтобы судебное разбирательство проходило по всем нормам и правилам. Без его присутствия обвиняемый может уйти от наказания, а интересы стороны потерпевшего могут быть ущемлены.

Хорошим вариантом станет расширение полномочий прокуратуры в плане дополнительного надзора над следствием, чтобы ее слово было непреложным. Также разумно добиться усиления ответственности самих прокуроров за незаконное бездействие и незаконные действия.

Возвращение полномочий возбуждать уголовные дела отразится позитивно на соблюдении законности в целом, поскольку в органах прокуратуры работают профессиональные специалисты, имеющие большой опыт.

Процесс возбуждения этих дел будет обдуманнее, более профессиональным и последовательным. На стадии предварительного расследования на сегодняшний момент у органов прокуратуры полномочия весьма скудные.

В то же время многое будет зависеть от того, как будет сформулированы эти новые полномочия органов прокуратуры.

Считаю, что возможность возникновения конфликтов между Следственным комитетом и прокуратурой минимальна, потому как их деятельность нацелена на надлежащее расследование уголовных дел и соблюдение законности при рассмотрении их разрешения. Такие полномочия должны быть, безусловно, возвращены.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/335/74918/

Статья 448. Возбуждение уголовного дела | ГАРАНТ

Возбуждение уголовного дела прокуратурой

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;

2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;

2.

1) в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации – исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда, районного суда, мирового судьи – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

5) в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

8) в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов – Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации – Председателем Следственного комитета Российской Федерации;

13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы – в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – в соответствии со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.

2.

Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.

3. По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

4.

При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при ании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

5.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

6. Утратила силу.

См. текст части 6 статьи 448

7. В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности.

В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 54-ФЗ статья 448 настоящего Кодекса дополнена частью 8

8. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 305 Уголовного кодекса Российской Федерации, в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.

Источник: https://base.garant.ru/12125178/e8aac28ac19d694e350650f5aceaae14/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.