Возбуждении уголовного дела

Основания и порядок возбуждения уголовного дела

Возбуждении уголовного дела

Время чтения 8 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Возбуждение уголовного дела – одно из возможных решений по результатам проверки сообщения о преступлении. Для этого необходимо наличие поводов и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ. Порядок возбуждения уголовного дела зависит от квалификации преступления и, соответственно, подведомственности (подследственности) его расследования.

Поводы и основания

Уголовное дело может быть возбуждено исключительно в одном случае – есть и поводы, и основания для этого.

Все возможные поводы для возбуждения уголовного дела перечислены в ч. 1 ст. 140 УПК РФ:

  1. Заявление о преступлении. Как правило, заявление делает непосредственно потерпевшая сторона. Оно может иметь как письменную (документ), так и устную (заносится в протокол) форму. Заявление регистрируется по месту обращения (в частности, в дежурной части отдела полиции), и далее отписывается конкретному должностному лицу, которое будет проводить доследственную проверку и принимать дальнейшее решение о движении материала. При подаче заявления обратившееся лицо обязательно предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ – стандартная процедура. Анонимные заявления принятию и рассмотрению не подлежат.
  2. Явка с повинной. Так же, как и заявление о преступлении, может иметь письменную или устную форму. Классическая явка с повинной подразумевает личное и добровольное сообщение виновным лицом о совершенном им преступлении до того, как об этом стало известно правоохранительным органам. Аналогичным образом расценивается явка с повинной об известном, но не раскрытом преступлении. Часто в качестве явки с повинной оформляется чистосердечное признание о преступлении, которое уже известно правоохранительным органам и, более того, фактически раскрыто. Такое признание не может рассматриваться как повод для возбуждения дела. В части оформления явки с повинной к ней предъявляются такие же требования, как и в отношении заявления о преступлении.
  3. Сообщение о преступлении, поступившее не от потерпевшей или виновной стороны. Лицо, принявшее такое сообщение, должно оформить рапорт об обнаружении признаков преступления, который в дальнейшем регистрируется точно так же, как заявление или явка с повинной. Зачастую таким образом оформляются материалы оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых выявлено и зафиксировано преступление. Как сообщение о преступлении могут расцениваться сведения из публикаций в СМИ или соцсетях. Порой рапорт составляется лицом, ведущим расследование, если в его ходе выявляется новое преступление. Возможны и иные варианты поступления, принятия и оформления сообщений.
  4. Постановление прокурора о направлении материалов в следственные органы или органы дознания для принятия решения о возбуждении уголовного дела и (или) уголовного преследования. Как правило, такое бывает по результатам проверки поступившего в прокуратуру заявления (явки с повинной) или прокурорской проверки организаций и предпринимателей. Состав преступления может быть выявлен прокуратурой и в других случаях – в рамках осуществления функций прокурорского надзора за соблюдением законов.

Согласно статистике, основными поводами для возбуждения уголовных дел становятся заявления потерпевших и материалы, оформленные рапортом об обнаружении признаков преступления.

Существует только одно основание для возбуждения дела – достаточные сведения, указывающие на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). В данном случае необязательно, чтобы состав преступления был налицо.

Например, по нераскрытым преступлениям дело все равно возбуждается, хотя субъект не установлен и им может оказаться лицо, которое в силу возраста не подлежит ответственности. Не требуется и точная квалификация преступления.

Но важно, чтобы была информация о неком преступном факте, даже если не установлены все обстоятельства преступления и (или) лицо, его совершившее, и даже если есть масса версий произошедшего. Все это будет выясняться, отрабатываться и проверяться уже в ходе расследования (следствия или дознания).

Если есть поводы, но нет основания для возбуждения дела – оно не может быть возбуждено. Есть основание, но нет поводов – аналогично.

Могут ли из гражданского дела возбудить уголовное дело? В целом препятствий для этого нет. Если суд выявит признаки преступления, он направит материалы для организации проверки в прокуратуру, ФСБ или МВД.

Порядок возбуждения уголовного дела

На порядок возбуждения уголовного дела влияют:

  • Категория дела согласно квалификации преступления – публичное обвинение, частное и частно-публичное.
  • Подведомственность (органы следствия/дознания или суд) и подследственность (СК, МВД, ФСБ и др.) уголовного дела.

Дела публичного обвинения – основная категория. К ней относятся все преступления, которые не являются делами частного или частно-публичного обвинения.

Дела частного обвинения возбуждаются исключительно по заявлению потерпевшего. К ним относятся ч. 1 ст. 115 (легкий вред здоровью), ст. 116.1 (побои) и ч. 1 ст. 128.1 (клевета) УК РФ.

Дела частно-публичного обвинения также возбуждаются только при наличии заявления потерпевшего. Но, в отличие от дел частного обвинения, их нельзя прекратить в связи с примирением сторон. То есть, как говорится, передумать и забрать заявление не получится.

Преступлений, относящихся к категории дел частно-публичного обвинения, достаточно много. Все они перечислены в ч. 3 ст. 20 УК РФ. Одно из самых, пожалуй, известных – изнасилование без отягчающих признаков (ч. 1 ст. 131 УК РФ).

Относятся к этой категории и некоторые преступления против собственности и в сфере коммерческой деятельности.

Несмотря на необходимость наличия заявления, дела частного и частно-публичного обвинения могут быть возбуждены и при отсутствии такового. Для этого достаточно установить, что потерпевший зависим от виновного лица или находится в беспомощном состоянии и поэтому не может сам защитить свои права.

Есть и альтернативный вариант – заявление может сделать законный представитель потерпевшего. Обычно в этом случае речь идет о родителях (опекунах, попечителях) несовершеннолетнего или недееспособного гражданина.

При этом согласие или несогласие последних не влияет на возможность их законных представителей обратиться с заявлением.

Подведомственность и подследственность влияют на порядок возбуждения уголовных дел в меньшей степени. Здесь важно только учесть, что дела частного обвинения может возбудить только суд (мировой судья).

Но при этом, предварительную проверку, как правило, все равно проводят на уровне полиции, следствия или дознания, и уже потом отправляют материалы в суд или уведомляют потерпевшего о необходимости обращения в суд. Нарушение правил подследственности не влияет на возможность возбуждения уголовного дела.

Просто в этом случае орган, возбудивший уголовное дело, обязан как можно быстрее передать материалы по подследственности. Как правило, этот вопрос решается на уровне межведомственного взаимодействия еще на стадии проведения доследственной проверки или сразу же на момент возбуждения дела.

Стандартная практика – на место происшествия выезжает или работает по заявлению (сообщению) тот орган, к подследственности которого относится преступление. В крупных населенных пунктах работает дежурная следственно-оперативная группа, которая затем передает материалы по подследственности. По мелким преступлениям зачастую первичная работа возлагается на участковых.

Уголовное дело вправе возбудить:

  1. Начальник следственного органа.
  2. Следователь.
  3. Дознаватель с согласия прокурора.

Решение оформляется постановлением. Дознаватель должен завизировать его (получить отметку «согласен») у надзирающего прокурора.

Как правило, для подготовки постановления используется стандартный образец (процессуальная форма документа).

Если дело не подследственно следователю (дознавателю) определенного органа, он обязан передать дело прокурору для передачи по подследственности, о чем делается указание в постановлении. 

На принятие решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела отводится трое суток. Срок может быть продлен до 10 суток. Решение об этом принимает начальник соответствующего следственного органа (для следователей) или органа дознания (для дознавателей).

Формально дополнительный срок требуется для более тщательной проверки, но нередко причина продления – волокита. В исключительных случаях (экспертиза, ревизия, ОРМ и т.п.) срок проверки может быть продлен до 30 суток.

Решение принимает начальник следственного органа (для следователей) или прокурор (для дознания).

О принятом решении о возбуждении уголовного дела уведомляются лицо, в отношении которого возбуждено уголовное преследование (если оно есть), и потерпевшая сторона. Копия постановления направляется прокурору.

Если говорить о практической стороне вопроса, то обычно дела возбуждают следующим образом:

  • Регистрируется заявление (явка с повинной, рапорт). В случае регистрации рапорта по итогам ОРМ к нему стандартно прикладываются материалы оперативно-розыскных мероприятий. Имеющиеся материалы также могут быть приложены и к заявлению потерпевшего.
  • Обращение рассматривается, с потерпевшего и свидетелей (если они есть) берутся письменные объяснения.
  • При необходимости делаются запросы сведений, проводятся исследования (экспертизы), ревизии, ОРМ и другие проверочные действия.
  • По завершении проверки принимается решение – возбуждать уголовное дело или отказать в возбуждении.

Когда преступление очевидно (например, убийство), уголовное дело возбуждается незамедлительно, что крайне важно для возможности производства оперативных следственных действий. Дело может быть возбуждено сразу же на месте происшествия, куда следственно-оперативная группа выехала по устному, в том числе телефонному, или письменному обращению.

Источник: https://law03.ru/crime/article/vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela

Уголовное дело не возбуждают: что делать?

Возбуждении уголовного дела

Помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Зазулин Анатолий Игоревич
Старший юрист

Достаточно часто в юридической практике встречаются случаи, когда при всей очевидности факта совершения какого-либо преступления правоохранительные органы не торопятся возбуждать уголовное дело.

Особенно сильна данная тенденция при полицейской проверке заявлений о преступлениях, не касающихся жизни и здоровья граждан, – таких, как, например, мошенничество, вымогательство, интернет-хищения и т.п.

В каждом подобном случае пострадавшим приходиться потратить время и силы на то, чтобы убедить правоохранителей в том, что их действительно обманули, а имущество – похитили.

Причина возникновения подобных ситуаций кроется в специфике отечественного уголовного процесса: любое нераскрытое уголовное дело негативно отражается на статистике следствия, в связи с чем еще на стадии проверки заявления о преступлении оно пытается заранее отсеять «бесперспективные» дела. Как говорится, нет дела – нет проблем.

Между тем, законодательством предусмотрен ряд механизмов (не всегда очевидных), позволяющих преодолеть подобное сопротивление. Однако прежде чем к ним перейти, необходимо немного поговорить о том, каким образом проводится проверка заявления о преступлении.

Проверка сообщений о преступлении: общий порядок

Уголовно-процессуальный кодекс РФ посвящает стадии проверки сообщения о преступлении катастрофически мало текста – всего несколько статей (ст.ст. 140-145 УПК РФ). Большая часть регулирования осуществляется подзаконными инструкциями и приказами МВД, Прокуратуры и Следственного комитета.

Отсюда произрастает самое распространенное заблуждение в том, что проверкой поступившего заявления о преступлении занимается следователь. Действительно, сообщения об особо опасных преступлениях отправляются в разработку напрямую к следователю.

В то же время большинство обращений граждан и организаций направляется для проверки в оперативно-розыскной отдел, обслуживающий район предполагаемого места происшествия.

Оперативный сотрудник (участковый или оперативник специального отдела) проводит проверку указанных в заявлении фактов, осуществляя оперативные мероприятия: опрос лиц, осмотр места происшествия и т.п.

По истечении установленного законом срока на проверку (3 дня как общее правило либо 10 дней для более сложных случаев), оперативный сотрудник представляет собранные им данные вместе с первоначальным заявлением пострадавшего (материал проверки) следователю.

Последний, изучив собранные материалы, принимает решение: либо возбудить уголовное дело, либо отправить его обратно оперативнику на доработку или попросту потому, что не видит состава преступления.

Во втором случае именно оперативник выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя фактически данный вопрос решается следствием. В связи с этим, обжалуя подобный отказ, необходимо понимать, что, по сути, решение было принято не самовольно оперативным сотрудником (который лишь проводит проверочные мероприятия), а стоящим над ним следствием.

Далее отказ в возбуждении уголовного дела направляется оперативным сотрудником в прокуратуру для проверки на обоснованность.

Если следствием были выявлены недостатки в проведенной работе оперативника и материал был возвращен ему на доработку, однако сроки на проведение проверки истекли, то он также ходатайствует перед прокуратурой об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и просит возвратить ему материал на доработку, продлив срок проведения проверки. Если же следствие не установило наличия в установленных фактах состава преступления, то такое ходатайство не составляется.

Прокурор вправе отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или признать его законным. В большинстве случаев прокуратура отменяет такие постановления, если они были вынесены в первый раз по отдельному материалу проверки.

Зачастую материал начинает «вечное хождение» между оперативным сотрудником, следствием и прокуратурой, которые только выносят постоянно отменяемые постановления.

Как не допустить подобного замкнутого бюрократического круга? И если он уже есть, как разорвать его?

Суд или прокурор?

Статья 123 УПК РФ предлагает обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в суд или прокурору. Какой из этих двух способов будет более действенным? Логика подсказывает, что судебный порядок является более эффективным при обжаловании решений правоохранителей.

Но необходимо помнить, что суд не может предрешать вопросы виновности или невиновности лица, а также констатировать наличие или отсутствие каких-либо обстоятельств на стадии предварительного расследования (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2007 №482п07пр).

То есть при проверке постановления суд не имеет правомочий судить о его содержании и не соглашаться с выводами, указанными в нем, – он обязан проверить только, был ли надлежащим образом соблюден процессуальный порядок его вынесения.

В связи с этим надежды на то, что суд отменит постановление и обяжет органы возбудить уголовное дело, беспочвенны.

В данном аспекте более эффективным будет являться обращение в прокуратуру с соответствующей жалобой. В жалобе необходимо указать:

  • какое постановление обжалуется. В качестве идентификатора постановления используется номер КУСП (книги учета сообщений о происшествиях), который указывается в талоне при приеме сообщения о преступлении;
  • с какими выводами, изложенными в постановлении, не согласен заявитель;
  • какие еще проверочные мероприятия необходимо, по мнению заявителя, провести для того, чтобы не возникло сомнений в факте совершенного преступления. Не бойтесь предложить подробный план работы по проверке заявления – он может быть в дальнейшем использован прокуратурой при даче указаний правоохранительным органам.

Если у пострадавшего возникли подозрения в обусловленности отказа в возбуждении уголовного дела коррупционной составляющей или личной заинтересованностью проверяющего должностного лица, то подобные сомнения в беспристрастности также нужно отразить в тексте жалобы.

В таком случае, кроме отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, указывается требование о поручении проведения проверки сообщения о преступлении другому должностному лицу.

Этот принцип справедлив и в том случае, если заявитель считает, что оперативный сотрудник не обладает достаточной квалификацией для обнаружения признаков преступления: например, при проверке компьютерных преступлений.

Тогда от прокурора можно потребовать поручить проверку сообщения специализированному оперативному отделу (возвращаясь к примеру – отделы «К» при региональных управлениях МВД занимаются оперативной разработкой компьютерных преступлений).

К жалобе также можно приложить дополнительные документы, которые доказывают наличие преступления и причиненного вреда. Жалоба подается в районную прокуратуру по месту происшествия (ее наименование обычно указывается также в самом постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела).

Привлекаем внимание

Отмена очередного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не поможет прекратить бесконечный обмен материалом проверки между правоохранительными органами. Нужно не только добиться отмены, но и привлечь внимание к проблеме.

В этом направлении может помочь запись на личный прием к прокурору, где можно обратить более пристальное внимание надзорного органа на сложившуюся проблему. Также будет полезным записаться и изложить факты на приеме у начальства Управления МВД по городу или области:

  • Порядок записи и даты приемных дней публикуются на сайтах соответствующих прокуратур и органов МВД или предоставляются по справочным телефонам.
  • Явиться на прием необходимо с уже подготовленным письменным обращением: так будет легче обстоятельно рассказать о проблеме, а на сданный письменный экземпляр чиновнику будет легче ответить качественно и по делу.
  • Если существуют еще пострадавшие от аналогичных действий, необходимо постараться объединиться, записавшись и явившись на прием вместе (либо делегацией, если пострадавших больше пяти, – как, например, при мошенничествах в сфере строительства).

Порядок подачи и рассмотрения таких обращений регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан». Согласно ст. 12 указанного закона, должностное лицо, которому подано обращение, обязано ответить на него в течение 30 дней.

Подобный подход позволит привлечь внимание начальствующего состава к бездействию сотрудников правоохранительных органов и увеличит эффективность проводимых проверочных мероприятий вплоть до возбуждения уголовного дела: ведь правоохранители будут знать, что любое необоснованное желание «спустить все на тормозах» будет обнаружено и доведено до непосредственного руководства и далее.

Важно: при обжаловании действий правоохранительных органов или подаче письменных обращений стоит учитывать принцип иерархии рассмотрения обращений. Это означает, что вышестоящее должностное лицо не обязано ответить по существу обращения или жалобы, если до этого они не были рассмотрены нижестоящими инстанциями.

Так, например, обращения в центральные аппараты Следственного комитета или МВД, а также к Генеральному Прокурору останутся без ответа по существу, если до этого заявитель не обращался к руководителям данных государственных структур на региональном уровне.

В таком случае обращение просто «спустят» в соответствующий региональный орган, что только продлит сроки его рассмотрения по существу.

Если прокурор отменил возбуждение уголовного дела

Более редкими являются случаи отмены вынесенного следователем постановления о возбуждении уголовного дела прокурором. Согласно ч. 4 ст.

146 УПК РФ, копия постановления о возбуждении уголовного дела направляется прокурору, который в течение суток после получения акта может его отменить.

Обычно прокурор отменяет постановление о возбуждении уголовного дела в связи с нарушением процессуального порядка вынесения постановления либо специальным статусом лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело (например, депутатский, адвокатский, судейский статус).

Между тем, конкретного перечня оснований отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела УПК РФ не содержит, в связи с чем бывают случаи необоснованной отмены возбужденного дела.

Как и в ситуации с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, перед пострадавшим возникает дилемма ст. 125 УПК РФ: обжаловать отмену прокурора в суд или же вышестоящему прокурору.

К сожалению, необходимо помнить, что в данном случае обращение в суд невозможно, так как в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 «О практике рассмотрения жалоб в порядке ст.

125 УПК РФ», не подлежат обжалованию в суд решения прокурора, принятые им на стадии досудебного производства по делу. При подаче подобной жалобы суд возвратит ее, не принимая к производству.

Таким образом, единственным законным способом обжалования подобного решения прокуратуры является подача жалобы в порядке подчиненности: если постановление было вынесено заместителем прокурора – прокурору, если прокурором – вышестоящему прокурору.

В жалобе на постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела необходимо:

  • указать на обстоятельства, в соответствии с которыми принятое прокурором решение является необоснованным и незаконным;
  • отметить, что оснований для отмены возбуждения уголовного дела не имеется, а все вопросы могут быть решены уже в рамках расследования уголовного дела;
  • подчеркнуть, что принятое решение нарушает права пострадавшего, в том числе право на доступ к правосудию (ст. 46 Конституции РФ) и право на уголовно-процессуальную защиту лица, пострадавшего от преступления (ст. 6 УПК РФ).

Столкнувшись с отказом в возбуждении уголовного дела необходимо действовать и упорно защищать свои права как пострадавшего от преступления. Всецело полагаясь на возможности полиции и следователей, помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Поэтому вместе с заявлением о преступлении в полицию могут быть сданы дополнительные материалы (таблицы предполагаемых подозреваемых с контактными телефонами, данные личных средств аудио- и видеофиксации и т.п.).

Указанные материалы можно предоставлять и на стадии обжалования постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в качестве дополнительного аргумента необходимости возбуждения дела.

Как уже было указано ранее, в ходе обжалования незаконного отказа в возбуждении уголовного дела обращение к вышестоящим должностным лицам и прокурору является более эффективным способом отмены такого решения, чем судебная жалоба. При этом необходимо использовать все возможности привлечения внимания к преступлению, дабы не допустить «бюрократического круговорота» постоянных отказов возбуждении уголовного дела и их отмен.

Источник: статья Анатолия Зазулина, ИНТЕЛЛЕКТ-С, в газете «Наше право» (март 2019)

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

полицейские проверки, уголовное право, экономические преступления

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/ugolovnoe_delo_ne_vozbuzhdayut_chto_delat/

Статья 146 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

Возбуждении уголовного дела

1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

2. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

3. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

4. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

5. Уголовные дела в отношении лиц, указанных в статье 447 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья предусматривает порядок возбуждения дела публичного обвинения. Актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием , осуществляемое следователем, органом дознания и дознавателем.

Суд как независимый от обвинения орган не имеет права возбуждать дела публичного обвинения. Установив в ходе судопроизводства признаки общественно опасного деяния, суд вправе вынести об этом частное определение (ч. 4 ст.

29 УПК) и направить материал прокурору (руководителю СО) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (например, в случае установления заведомой ложности показаний свидетеля). Порядок возбуждения дел частного обвинения установлен ст. 318.

——————————–

См.: Постановление КС РФ от 14 января 2000 г. N 1-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений УПК РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой гр. И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда РФ” // РГ. 2000. 2 февр. N 23.

2. Правом возбудить уголовное дело наделены орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь и руководитель СО (при принятии дела к своему производству).

При этом от имени органа дознания постановление составляет должностное лицо органа дознания. Такое постановление требует утверждения начальником органа дознания.

Напротив, постановление дознавателя в согласовании с начальником органа дознания не нуждается.

3. Если уголовное дело возбуждается в отношении лица, то в постановлении дополнительно указываются доказательства причастности лица к совершению преступления, его фамилия, имя и отчество. Фамилию подозреваемого необходимо указывать в постановлении о возбуждения дела, когда он предположительно установлен, т.е.

имеются данные о его участии в совершении преступления, например, в заявлении о преступлении есть указание на конкретного преступника. В противном случае дело может возбуждаться по факту, чтобы ограничить право подозреваемого на защиту.

В постановлении о возбуждении дела пункт, часть, статья УК (результат квалификации деяния) указываются так точно, как это возможно в условиях недостатка информации в стадии возбуждения дела.

Недопустимо квалифицировать деяние “с запасом” – по более тяжкому преступлению, чем это вытекает из установленных признаков. Завышенная квалификация может привести к необоснованному применению мер процессуального принуждения и к неверному определению родовой подследственности (см. коммент. к ст. 151).

Квалификация преступления, указанная в постановлении о возбуждения дела, имеет предварительный характер и может быть изменена на другую при привлечении в качестве обвиняемого (см. коммент. к ст. 171).

4. Часть 3 коммент. статьи с учетом п. 2 ч. 2 ст. 38 в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ страдает неполнотой. Уголовное дело для определения подследственности направляется дознавателем и органом дознания прокурору, а следователем – руководителю СО. В случае возникновения спора о подследственности его разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151).

5. Основанием для отмены постановления о возбуждении дела прокурором является его незаконность и (или) необоснованность. В некоторых случаях эти основания в силу их очевидности могут быть установлены прокурором путем изучения копии самого постановления (в нем не указана информация, предусмотренная ч. 2 ст.

146; оно вынесено ненадлежащим лицом, например, подлежащим отводу, или постановление органа дознания не утверждено начальником органа дознания; допущена грубая ошибка в квалификации преступления по нормам УК, истекли сроки давности уголовного преследования – п. 3 ч. 1 ст.

24 УПК; не соблюден порядок возбуждения дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом, – ст. ст. 447, 448 УПК). Однако содержательная оценка законности и обоснованности решения о возбуждении дела, в частности выяснение наличия большинства оснований для отказа в возбуждении дела (ст.

24 УПК), требует изучения материалов предварительной проверки: повода для возбуждения дела, объяснений заявителя, пострадавшего, очевидцев, протокола осмотра места происшествия, заключения специалиста и др.

Уголовно-процессуальный закон прямо предусматривает обязанность следователя предоставить прокурору лишь те материалы, которые послужили основанием для возбуждения дела.

Однако систематическое толкование позволяет сделать вывод о том, что прокурор уполномочен на изучение всех материалов предварительной проверки сообщений о преступлениях. Согласно п. 1 ч. 2 ст.

37 прокурор вправе проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; часть 2 ст. 6 ФЗ “О прокуратуре РФ” и ч. 4 ст. 21 УПК закрепляет право прокурора истребовать информацию, справки, документы и их копии.

По буквальному смыслу комментируемой нормы “с момента получения материалов” прокурор изучает не только копию постановления, но и материалы проверки. Именно такие предписания содержит п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г.

N 136 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”. Данный Приказ обязывает прокуратуру вести учет в специальных книгах копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов к ним и постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел.

6. Комментируемая норма устанавливает срок для отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела – 24 часа.

Ограничение срока в данном случае обеспечивает стабильность предварительного расследования и судебного разбирательства, так как отмена решения о возбуждении дела делает юридически ничтожными все результаты расследования.

Вместе с тем сравнительно малый срок не позволяет произвести содержательную проверку законности и обоснованности данного решения.

Представляется, что данное ограничение времени для отмены постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенное в отношении конкретного лица, не является оправданным. Такое постановление может быть обжаловано заинтересованными лицами непосредственно в суд в порядке ст. 125 УПК (Определение КС РФ от 27 декабря 2002 г. N 300-О.

Подробнее об этом см. коммент. к ч. 2 ст. 145). По результатам рассмотрения жалобы суд вправе признать решение о возбуждении дела незаконным и необоснованным. По буквальному смыслу комментируемой нормы началом исчисления данного срока является получение прокурором не копии постановления о возбуждении дела, а материалов.

Это означает, что, получив копию постановления, прокурор истребует обосновывающие его материалы, с момента получения которых начинает течь 24-часовой срок . См.: п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г.

N 136 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”.

——————————–

См.: п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ N 136 от 6 сентября 2007 г. “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”.

7. Постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении дела не указано в числе оснований для прекращения будущего уголовного преследования в отношении конкретных лиц по тому же самому подозрению (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК).

Однако повторное возбуждение уголовного дела по тому же самому факту и в отношении тех же лиц возможно при наличии дополнительных оснований (о них см. коммент. к ч. 2 ст. 140).

Указанное постановление может быть обжаловано вышестоящему прокурору, а потенциальными потерпевшим, гражданским истцом – в суд.

8. Уголовно-процессуальным законом предусмотрен особый порядок возбуждения уголовного дела по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (см. коммент. к ст. 459) и в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (см. коммент. к ст. 448).

9.

В судебной и следственной практике возникает вопрос: надо ли возбуждать уголовное дело, когда в процессе предварительного расследования выявляются новые эпизоды преступной деятельности или новые лица, причастные к совершению преступлений? ВС РФ в ряде своих решений указал, что процессуальный закон не предусматривает обязанности органов предварительного расследования выносить каждый раз новое постановление о возбуждении уголовного дела в случаях, когда по делу будет установлено, что к совершенному преступлению причастно и другое лицо, или установлено совершение других преступлений лицом, в отношении которого возбуждено уголовное дело . Однако КС РФ занял несколько иную позицию , отметив, что уголовно-процессуальный закон не содержит норм, позволяющих привлекать лицо в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также изменять и дополнять ранее предъявленное обвинение в связи с совершением лицом преступления, по признакам которого уголовное дело не возбуждалось. Напротив, УПК предполагает необходимость соблюдения общих положений его статей 140, 146 и 153, в силу которых при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, должно быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, которое при наличии других уголовных дел о совершенных тем же лицом преступлениях может быть соединено с ними в одном производстве. Вместе с тем КС РФ указал, что к компетенции правоприменительных органов относится определение того, является ли вновь обнаруженное преступное деяние составной частью преступлений, по которым ранее уже было уголовное дело возбуждено, или оно образует самостоятельное преступление, по признакам которого должно быть возбуждено новое уголовное дело. Представляется, что для решения вопроса о тождественности или различии деяний необходимо учитывать их локализацию в пространстве и во времени, общность родового объекта посягательства, круг пострадавших, настаивающих на отдельном рассмотрении их заявлений о совершении преступлений. Более подробно см. об этом п. 4 коммент. к ст. 448 настоящего Кодекса.

——————————–

Источник: https://RuLaws.ru/upk-rf/CHAST-VTORAYA/Razdel-VII/Glava-20/Statya-146/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.