Врач как должностное лицо по ук рф

О врачах, как субъектах получения взятки

Врач как должностное лицо по ук рф
On the doctors, as the subjects receiving a bribe

московский адвокат О.В.Назаров.  

Moscow lawyer Oleg Nazarov.

 

Ключевые слова:медицинские работники, взятка, субъект получения взятки.

 

Keywords:health care workers, a bribe, a subject receiving a bribe.

 

Аннотация

Статья посвящена проблеме признания субъектами получения взятки медицинских работников, трудящихся в государственных учреждениях. О преподавателях государственных вузов, как о субъектах получения взятки, я уже писал в опубликованной на сайте статье. Обеим публикациям стремлюсь придать прикладной характер – обеспечить коллег аргументацией в процессуальных документах относительно непризнания врачей и преподавателей субъектами получения взятки. Буду рад оказаться полезным.  

Annotation

This article is devoted to the recognition of the subjects receiving a bribe of health workers, workers in public institutions. About teachers of state universities, as the subjects receiving a bribe, I've already written in the article published on the website. Both publications aim to give an applied nature — to provide colleagues arguments in court documents regarding the non-recognition of doctors and teachers subjects receiving bribes. I would be glad to be helpful.

***

В виду распространенности, как в советское (в меньшей степени), так и в постсоветское время (в неимоверной степени), получения мзды при решении всех и всяческих проблем; вследствие ожидания усиления борьбы с коррупцией со стороны общества и начальства, находящегося под давлением общественного мнения; в результате господства «палочной системы» учета «успехов» в этой борьбе; вследствие игнорирования при использовании бланкетных уголовно-правовых норм о взятках конституционного, а также иного отраслевого законодательства; существует проблема признания субъектами получения взятки указанных лиц. В публикации в газете «Коммерсант», №31 (5026) от 20 февраля 2013 года, по данным Председателя Верховного Суда РФ В.М.Лебедева, в 2012 году за все составы коррупционной направленности осуждены 5,5 тысяч лиц. При этом, как следовало из доклада главы ВС, более 80% подсудимых – в основном работники сферы здравоохранения и образования – обвинялись в получении взяток в размере от 5 тыс. до 50 тыс. рублей.

В интервью от 23 февраля 2013 года в ТВ-программе «Вести», опубликованном на официальном сайте Верховного Суда РФ по адресу: http://www.vesti.ru/videos?vid=488233&cid=1620, Председатель Верховного Суда РФ В.М.Лебедев пояснил, что в 2012 году из числа осужденных за взятки 22 процента, или каждый пятый – это работник здравоохранения.

Получается, что только на двух этих категориях работников (преподавателях вузов, а также медработниках), и основаны статистические показатели правоохранителей о борьбе с взяточничеством… *** проблема, касающаяся признания преподавателей и медработников субъектами преступления, состоит в неизменности в УК РФ по сравнению с прежним УК РСФСР бланкетных уголовно-правовых нормы о субъектах получения взятки. Между тем изменились имеющие приоритетное значение конституционные положения, не воспринятые этими нормами. Претерпели существенные изменения и нормы иного отраслевого назначения, применение которых при наличии бланкетных норм, является необходимым. Другим стал по наименованию в законе и объект, на который посягают преступления в виде получения взятки. Наконец, появились законодательные нормы, прямо противоречащие примечаниям к статье 285 УК РФ, в которых содержится понятие должностного лица — субъекта получения взятки. Все это уничтожило правовые основания признания преподавателей и медиков субъектами получения взятки. Несмотря на всё это, как и прежде, по инерции, а также в силу умысла на демонстрацию якобы имеющихся успехов в борьбе с коррупцией, эти категории работников противоправно продолжают фигурировать, как субъекты получения взятки. Статья 290 УК РФ фактически применяется, как к преподавателям государственных вузов, так и к медицинским работникам в государственных учреждениях, по аналогии[1]. *** Субъекты получения взятки по действующему закону могут трудиться в государственных учреждениях (пункт 1 примечаний к статье 285 УК РФ). Так было и согласно примечанию к статье 170 прежнего УК РСФСР. В период действия УК РСФСР все лица, работавшие в государственных учреждениях, по определению были государственными служащими, а выполнявшие в них организационно-распорядительные функции – должностными лицами и субъектами получения взятки. С принятием в 1993 году Конституции РФ, а конкретнее — части третьей статьи 97,  вся оплачиваемая деятельность была разделена на деятельность в качестве депутата Государственной Думы РФ и члена Совета Федерации, на государственную службу, а также на иную оплачиваемую деятельность. В этой связи претерпело изменение и уголовное законодательство. Часть субъектов получения взятки, ранее признававшихся государственными служащими и должностными лицами,  «перекочевала» в новый состав коммерческого подкупа, предусмотренный статьей 204 УК. Теперь они уже перестали быть государственными служащими. Стали называться не должностными лицами, выполняющими организационно-распорядительные функции, а лицами, выполняющими управленческие функции. Из числа субъектов получения взятки (примечание к статье 170 УК РСФСР), выбыли руководители общественных организаций и учреждений, а также предприятий, которые приравнивались к государственным служащим, работавшим в государственных учреждениях. Как и прежде, в пункте 1 примечаний к статье 285 УК РФ, в числе субъектов получения взятки остались должностные лица в государственных учреждениях. В прежнем УК РСФСР это было логически обусловлено нахождением состава получения взятки в главе седьмой, которая называлась «Должностные преступления». Там значились преступления, которые могли быть совершены в государственных и других учреждениях субъектами, характеризующимися одним лишь признаком выполнения организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, свойственных должностным лицам. Тогда надо было для признания субъектом получения взятки установить лишь место работы виновного, указанное в примечании к статье 170 УК РСФСР (государственное учреждение), а также фактическое выполнение им организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, характеризующих лицо, как должностное. В новом уголовном законе вместо главы седьмой прежнего УК РСФСР появилась глава 30 УК РФ, в которой объектами посягательства обозначены государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Субъектами совершения преступлений, указанных в этой главе, также являются должностные лица. Одного только должностного положения для признания субъектом получения взятки, как это видно из содержания главы 30 нового УК РФ, уже стало недостаточно. Субъект получения взятки должен быть и государственным служащим, поскольку посягать на интересы государственной службы могут только они. В советский период все государственные учреждения, состоящие на государственном бюджете, могли функционировать только в системе государственной службы. Об этом свидетельствует статья 24 ГК РСФСР, согласно которой государственные учреждения, состоящие на государственном бюджете, …действовали от имени соответственно Союза ССР или РСФСР (в ред. Указа ПВС РСФСР от 24 февраля 1987 г.- Ведомости ВС РСФСР, 1987, № 9, ст. 250). Иная ситуация сложилась в настоящее время.

В частях 3, 8 и 9 статьи 8 закона «О противодействии коррупции» государственная служба противопоставлена работе в государственныхучреждениях. Следовательно, работающие там лица, по этому закону не могут быть субъектами коррупционных преступлений, предусмотренных ст.ст.285, 290 УК РФ, как не посягающие своими действиями на интересы государственной службы.

Вопреки положениям этого закона, в примечаниях 1 к ст.285 УК РФ указанные преступления, предусмотренные ст.ст.285, 290 УК РФ, посягающие на интересы государственной службы, могут совершаться лицами, работающими в государственныхучреждениях

Источник: https://oleg-nazarov.pravorub.ru/personal/40971.html

Должностные преступления в здравоохранении

Врач как должностное лицо по ук рф

Должностное преступление – это общественно опасное деяние, совершенное должностным лицом в связи с его служебным положением и причинившее либо создавшее угрозу причинения существенного вреда, либо нарушения прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как совершение деяний вопреки интересам службы, т.е.

находящихся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован данный орган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которых возложено на должностное лицо, и наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями. Субъектами должностных преступления могут быть только должностные лица (п.1 примечание к ст.

285 УК РФ), которыми постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляются организационно-распорядительные , административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, учреждениях, Вооруженных силах РФ и т.д.

В УК РФ указано, что субъектом преступления может быть лицо, обладающее специальными оговоренными в законе качествами – специальный субъект преступления. Таким специальным субъектом преступления могут считаться работники здравоохранения при выполнении ими профессиональных обязанностей, т.е.

занимающие постоянно или временно должности в учреждениях здравоохранения и имеющие по закону определенные права и обязанности, полномочия в осуществлении административных, хозяйственных и других задач.

Невыполнение или недобросовестное выполнение в таких случаях профессиональных функций, злоупотребление ими в корыстных интересах могут привести к нарушениям прав пациентов, причинению вреда здоровью, интересам государства и т.д.

В связи с этим очень важно определить уголовно-правовое положение медицинского работника, в основе которого лежит сложный вопрос о признании или непризнании медицинского работника должностным лицом или специальным субъектом преступления. Это имеет большое практическое значение для квалификации должностных преступлений, совершенных в сфере здравоохранения.

В разъяснениях ст.285 УК РФ указано, что рядовые медицинские, фармацевтические и санитарные работники (врачи, фельдшеры, медицинские сестры, провизоры и т.д.

) при исполнении своих профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи больным не обладают ни административно-хозяйственными, ни организационно-распорядительными полномочиями, присущими должностным лицам.

То есть они осуществляют чисто профессиональные функции по лечению пациентов.

Главный врач, заместители главного врача, заведующие отделами, лабораториями, главная, старшая медицинская сестра, дежурный врач и т.д. считаются должностными лицами.

Наиболее часто в сфере здравоохранения встречаются следующие должностные преступления: «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст.285), «Получение взятки» (ст.290), «Служебный подлог» (ст.292) и «Халатность» (ст.293).

Рассмотрим основные моменты вышеперечисленных статей Уголовного Кодекса РФ. Статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями». Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков:

а) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

б) совершение деяния из корыстной или иной заинтересованности;

в) наступление конкретных последствий деяния (нарушение прав и интересов граждан, организаций и т.д.);

г) наличие причинной связи между действием должностного лица и последствиями.

Отсутствие вреда как необходимого признака состава преступления исключает уголовную ответственность по данной статье.

Формы и способы злоупотреблений должностными лицами могут быть разными: издание приказов, распоряжений, противоречащих закону, нормативному правовому акту, повлекших последствия; необоснованное расходование денежных и других ресурсов без признаков хищения, сокрытие хищений, недостач в ЛПУ, попустительство совершению преступлений иными лицами (например, должностное лицо, в полномочия которого входит контроль за хранением и расходованием наркотических средств, сознательно не выполняет этой обязанности, ответственность наступает при наличии у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности).

В практике здравоохранении чаще привлекаются к уголовной ответственности должностные лица по ч.1 ст.285 УК РФ. Она предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, либо лишение права занимать определенные должности на срок до 5 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 4 лет.

Статья 290 УК РФ «Получение взятки» – один из наиболее опасных видов должностных преступлений.

Особенностью данного преступления является то, что взятка может быть получена как за незаконные действия должностного лица, так и за действия, которые входят в его компетенцию.

В случае взяточничества в системе здравоохранения речь идет о действиях, которые должностное лицо осуществляет в силу своего служебного положения, а не о действиях профессионального характера недолжностных лиц.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента ее принятия получателем независимо от того, совершены ли действия, обещанные за взятку, или их предполагается совершить в будущем. Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Отягчающим обстоятельством при ее получении является совершение

Преступления по предварительному сговору группой лиц, многократность получения взятки, вымогательство.

Крупный размер взятки. Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.

Термин «взятка» спорен в медицинских кругах, где многими сознательно ассоциируется с благодарностью пациента врачу, который своими действиями восстановил здоровье, трудоспособность, спас жизнь и т.д.

Уголовный кодекс РФ предусматривает за получение взятки следующее наказание:

а) штраф в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до года; либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением занимать определенные должности на срок до 3 лет (в случае получения взятки лично или через посредника в виде днег, ценных бумаг, иного имущества и т.д. и если действия должностного лица входят в служебные полномочия);

б) лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет (в случае получения взятки за незаконные действия);

в) лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой ( в случае получения взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с вымогательством взятки, в крупном размере).

Статья 292 УК РФ «Служебный подлог».

Для применения данной статьи необходимы следующие условия:

а) внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений;

б) внесение исправлений, искажающих их действительные.

Официальным документом признается письменный акт, устанавливающий событие или факт, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия . Субъектом является только лицо, деяние может быть совершено только с прямым умыслом.

В отношении медицинских работников (должностных лиц) она применяется в следующих случаях: выдача официального документа об освобождении от работы заведомо здоровому человеку, подделка, подчистка, внесение исправлений в медицинские документы или полная их замена (амбулаторная карта, история болезни), выдача справок о якобы имеющихся заболеваниях, о смерти и т.д. Как показывает судебно-следственная практика, большинство уголовных дел относится к выдаче заведомо ложных больничных листов о нетрудоспособности, ложных справок о состоянии беременности и заболеваниях, оформление ложных медицинских документов при страховании от несчастного случая и др. В данных случаях субъектом преступления может быть как должностное лицо (главный врач, замы, заведующие отделениями и т.д.), так и недолжностное (врач, медсестра, провизор и т.д.), преследующие корыстные цели (получение вознаграждения в виде денег, имущества, товаров и др.) или другую какую-либо личную заинтересованность (родственники, близкие).

Статья 292 УК РФ «Служебный подлог» предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Статья 293 УК РФ «Халатность» – это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, ели это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и др.

Ответственность за халатность наступает только при существенном нарушении прав и законных интересов граждан, если это повлекло за собой смерть человека или иные тяжкие последствия. При этом по делу обязательно должна быть установлена причинная связь между противоправными действиями должностного лица и наступившими последствиями.

Медицинские работники (недолжностные лица) не подлежат наказанию по данной статье.

Как показывает судебно-следственная практика, чаще всего привлекаются по это статье дежурные врачи ЛПУ, действии которых самые разнообразные: чрезмерно поспешный, невнимательный опрос больного или его родственников с целью получения анамнестических данных, заболеваниях и т.д.

, неполное заполнение медицинской документации, недостаточное обследование, непроведение консилиумов, дефекты организации (отсутствие рентген-пленки, бумаги дл записи ЭКГ, ЭХОГ, ЭЭГ, неподготовленность операций, отсутствие инструментов и т.д.), неправомерный отказ в госпитализации больных и т.д.

Уголовно наказуемая халатность предполагает в обязательном порядке, что исполнение соответствующих действий входило в круг обязанностей должностного лица ( в т.ч. дежурного врача), и закрепленных в должностных инструкциях, приказах, распоряжениях. Отсутствие надлежаще оформленного правового акта о круге обязанностей должностного лица исключает ответственность за халатность.

Уголовный кодекс предусматривает за это преступление наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо обязательными работами от 120 до 80 часов, либо работами на срок от 6 до 12 месяцев, либо арестом на срок до 3 месяцев. В случае смерти или тяжких последствиях – лишением свободы на срок до 5 лет.

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Под эту статью подпадает совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и интересов граждан, организаций, учреждений и т.д. Наказание по этой статье предусмотрено то же, что и в ч.1 ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями».

Источник: http://www.noav.ru/?p=43

Врач должностное лицо

Врач как должностное лицо по ук рф

Разновидности вреда как результата противоправного медицинского вмешательства.

ВРЕД – это материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего пациента и (или) умалении его нематериального блага (жизнь, здоровье).

В качестве разновидностей вреда как результата противоправного медицинского вмешательства нужно отметить следующие:

физический (повреждение здоровья);

имущественный (реальные потери, неполученные доходы, затраты на питание, лечение, уход и т. д.);

моральный (физические и нравственные переживания пациента, пострадавшего в результате медицинского вмешательства).

ФИЗИЧЕСКИЙ ВРЕД определяется при проведении судебно-медицинской экспертизы.

ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВРЕД определяется в результате подсчетов утраченного заработка, расходов на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, уход и т. д. Иными словами – это все те расходы, которые у пациента возникли в связи с нанесением ему вреда, а также все доходы, которые пострадавший мог бы определенно иметь. Эти обстоятельства должны быть подтверждены документально.

МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье и т. д.

ПРИНЦИПЫ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

действительное наличие нарушения или посягательства на личные неимущественные права (блага) пациентов;

наличие вины в действиях (бездействии) медицинского работника (за исключением причинения вреда жизни и здоровью источником повышенной опасности);

пациент сам должен представлять доказательства наличия физических и (или) нравственных страданий;

моральный вред компенсируется независимо от возмещения

имущественного вреда;пациент не имеет верхних или нижних пределов требований по

размеру компенсации морального вреда, однако окончательное решение принимает суд.

ВИНА ПРИЧИНИТЕЛЯ ВРЕДА характеризуется особенностями, присущими медицинской деятельности. Лечебное учреждение признается виновным, если установлена вина его работников в нанесении вреда здоровью пациента.

Вина может быть выражена в виде умысла или неосторожности. Об умысле речь идет в случаях, когда медицинский работник осознавал совершаемые противоправные действия и желал наступления связанного с этими действиями результата.

Неосторожная форма вины заключается в том, что медицинский работник:

а) предвидел наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение;

б) не предвидел наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

В соответствии с гражданским законодательством действует принцип презумпции вины причинителя вреда при оказании медицинской помощи, поэтому отсутствие вины доказывается лицом, совершившим правонарушение.

Правовым основанием такого положения является ст. 401 ГК РФ, где отмечено, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство».

Важность определения вины подтверждается тем, что размер компенсации морального вреда зависит в том числе и от степени вины ответчика.

Понятие должностного лица в медицине

Российское законодательство предусматривает строгую уголовную ответственность за совершение должностных преступлений.

Таковыми уголовным законодательством признаются нарушения должностным лицом обусловленных его служебным положением обязанностей, причинившие существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества и государства.

В действующем УК РФ такие преступления включены в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Субъектами должностных преступлений могут быть только должностные лица.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, а также административно-хозяйственные функции в государственных или муниципальных организациях и учреждениях.

К представителям власти относятся депутаты всех уровней, руководители различных государственных администраций (городов, областей, краев и т.д.), работники правоохранительных и контролирующих органов и др.

Организационно-распорядительные функции заключаются в руководстве деятельностью учреждения, его подразделений и людей, подчиненных по службе (работе), в подборе и расстановке кадров, наложении дисциплинарных взысканий и т.п.

Административно-хозяйственные функции выражаются в управлении и распоряжении государственным или муниципальным имуществом, денежными средствами, материальными ценностями и т.п.

Таким образом, под должностным лицом в сфере здравоохранения следует понимать лицо, обладающее властными полномочиями в сфере медицинской деятельности, осуществляющее организационно-распоря-дительные и (или) административно-хозяйственные функции в органах управления здравоохранением, лечебно-профилактических, санитарногигиенических и других учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

К должностным лицам в сфере медицинской деятельности относятся: работники Минздравсоцразвития РФ, департаментов и управлений здравоохранения, главные врачи ЛПУ и их заместители, руководители структурных подразделений, заведующие отделами, отделениями, аптеками, лабораториями, клиниками, кафедрами, главные (старшие) медицинские сестры.

Является ли врач должностным лицом

1. Является ли врач-лаборант, заведующий лабораторией в муниципальной больнице должностным лицом?

1.1. Ну если только договором или должностной инструкцией на него возложено выполнение административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций.

2. Является ли врач ординатор должностным лицом.

2.1. Нет не является а главврач является.

3. Подскадите, пожалуйста, участковый врач-психиатр является ли должностным лицом?

3.1.

Сам по себе врач не является должностным лицом, но если выполняет организационно-распорядительным функции к которым относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии) — «Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19», то он является должностным лицом.

4. Является ли врач должностным лицом и может ли нести ответственность по ст. 293 УК РФ?

Источник: https://zullus.ru/vrach-dolzhnostnoe-litso/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.