Выдача лица иностранному государству

Содержание

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 5 марта 2018 г. № 116/35 “О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора”

Выдача лица иностранному государству

В целях обеспечения выполнения международных обязательств и реализации прав Российской Федерации, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, соблюдения при этом прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:

1.

Установить следующий порядок рассмотрения поступающих в Генеральную прокуратуру Российской Федерации из компетентных органов иностранных государств, а также подготовки и направления в компетентные органы иностранных государств запросов о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора, о выдаче на время, о продлении срока выдачи на время, о даче дополнительного согласия на привлечение выданного лица к уголовной ответственности, о транзите выданного лица и других запросов, связанных с выдачей (далее – запросы по вопросам выдачи):

1.

1. Организацию работы по исполнению и направлению запросов по вопросам выдачи и общий контроль за её осуществлением возложить на Главное управление международно-правового сотрудничества.

1.

2. Прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам:

1.

2.1. В течение 24 часов после задержания или установления местонахождения лица (военным прокурорам только в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов), разыскиваемого компетентным органом иностранного государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора, заполнять лист экспресс-опроса (по форме согласно приложению).

Заполненный лист экспресс-опроса в указанный срок по каналам быстрой связи направлять в Главное управление международно-правового сотрудничества, а военным прокурорам, кроме того, в Главную военную прокуратуру, за исключением случаев установления лиц, в отношении которых компетентным органом иностранного государства избрана мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей, и от инициатора розыска получено подтверждение, что эта мера пресечения не изменена на заключение под стражу.

1.

2.2. При отсутствии на момент задержания (установления местонахождения) данных, исключающих выдачу лиц иностранному государству, обеспечить их задержание на 48 часов.

В целях соблюдения прав лиц указанной категории следует обеспечить составление протокола задержания в соответствии с требованиями статьи 92 УПК РФ, с отметкой о разъяснении задержанному лицу его прав, а также уведомления о задержании согласно статье 96 УПК РФ.

При этом необходимо разъяснить лицу основания задержания, право получить копию протокола задержания, давать объяснения по вопросам, связанным с процедурой выдачи, или отказаться от дачи объяснений, заявлять о препятствиях к выдаче, предусмотренных применимыми международными договорами Российской Федерации и статьей 464 УПК РФ, пользоваться помощью защитника с момента фактического задержания и помощью переводчика, приносить жалобы на действия (бездействие) прокуроров, других должностных лиц и решения суда, защищаться иными средствами и способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

Обеспечить ознакомление задержанного с решением компетентного органа иностранного государства о заключении под стражу и (или) с обвинительным приговором, вступившим в законную силу (выпиской из приговора).

В случае подтверждения инициатором розыска намерения направить запрос о выдаче лица и представления (в том числе средствами быстрой связи) постановления о заключении под стражу, просьбы о временном задержании, о взятии под стражу до получения запроса о выдаче, принимать меры к заключению задержанного под стражу в порядке, предусмотренном статьей 108 УПК РФ, на основании соответствующего ходатайства прокурора.

При непоступлении указанных документов в срок, установленный законодательством Российской Федерации для задержания, освобождать задержанных лиц, уведомляя об этом прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров.

Применение согласно части 1 статьи 466 УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу к лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, если не представлено решение судебного органа этого государства об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, допускается лишь по судебному постановлению.

Если к запросу о выдаче прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор в соответствии с частью 2 статьи 466 УПК РФ вправе подвергнуть его домашнему аресту или заключить под стражу без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации на срок, не превышающий 2 месяцев (часть 2 статьи 107, часть 1 статьи 109 УПК РФ). При этом постановление прокурора должно содержать указание на разъяснение задержанному права на обжалование такого решения вышестоящему прокурору (статья 124 УПК РФ) или в суд (статья 125 УПК РФ).

Мотивированное ходатайство уполномоченного прокурора о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей лица, в отношении которого решается вопрос о выдаче по запросу иностранного государства, представлять в суд не позднее чем за 7 суток до истечения указанного срока.

В случае отказа суда в удовлетворении ходатайства прокурора при наличии оснований принимать меры к обжалованию этого решения в установленном законом порядке.

В течение суток информировать прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров о решении, принятом судом по результатам рассмотрения ходатайства прокурора об избрании или продлении меры пресечения, и об обжаловании лицом, выдача которого запрашивается, судебного решения об избрании или о продлении меры пресечения.

1.

2.3. Получать у задержанного или установленного лица объяснение о цели его прибытия в Российскую Федерацию, месте, времени проживания и регистрации, гражданстве, наличии или намерении получить статус беженца, временное или политическое убежище на территории Российской Федерации, об обстоятельствах и о мотивах уголовного преследования или осуждения в иностранном государстве, возможных препятствиях для его выдачи. Кроме того, при получении объяснения выяснять у задержанного или установленного лица сведения о гражданстве его родителей с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

При получении объяснения у задержанного или установленного лица учитывать положения статьи 51 УПК РФ об обязательном участии защитника и статьи 59 УПК РФ об участии переводчика.

Устанавливать личность и гражданство задержанного или установленного лица, проверять достоверность имеющихся у него документов, истребовать заключения соответствующих подразделений органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, где проживало или находилось задержанное лицо, и консульских учреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации о принадлежности задержанного к гражданству Российской Федерации.

1.

2.4. Проверять наличие данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано или выдача может быть отсрочена.

1.

2.5. Материалы экстрадиционной проверки с соответствующим мотивированным заключением об обоснованности задержания, избрания меры пресечения, о наличии или об отсутствии гражданства Российской Федерации у разыскиваемого лица и о возможности его выдачи представлять в течение 3 суток после задержания или установления местонахождения этого лица прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам.

1.

2.6. При установлении обстоятельств, исключающих выдачу лиц, принимать меры к их освобождению, о чем докладывать прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам с направлением соответствующих материалов и заключения.

1.

2.7. Незамедлительно отменять меры пресечения лицам, в отношении которых приняты решения об отказе в выдаче, лицам, в отношении которых в установленный международным договором Российской Федерации срок не поступил запрос о выдаче.

1.

2.8. При получении соответствующего поручения прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной или иной специализированной прокуратуры незамедлительно передавать под роспись лицу письменное уведомление и копию решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче иностранному государству. При наличии оснований обеспечивать перевод указанных документов на родной язык лица, в отношении которого принято решение о выдаче, или на язык, которым владеет это лицо.

1.

2.9. В случае обжалования лицом решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче в течение суток уведомлять об этом прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров в целях обеспечения своевременного представления в суд материалов, подтверждающих законность и обоснованность решения.

1.

2.10. При получении информации о задержании или об установлении разыскиваемого российскими правоохранительными органами лица на территории иностранного государства сообщать в течение 48 часов (в том числе по каналам быстрой связи) прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему военному или иному специализированному прокурору, а также в Главное управление международно-правового сотрудничества (военным прокурорам, кроме того, в Главную военную прокуратуру) о наличии или об отсутствии оснований запрашивать выдачу.

1.

2.11. Не позднее 5 суток с момента получения информации о задержании или об установлении лица на территории иностранного государства представлять прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему военному или иному специализированному прокурору материалы, необходимые для направления в иностранное государство запроса о выдаче, с заключением о законности и об обоснованности уголовного преследования, с подтверждением намерения запрашивать выдачу лица и обоснованием такого намерения. При этом исходить из того, что пакет документов должен содержать материалы, предусмотренные пунктами 1.4.9.1 или 1.4.9.2 настоящего указания (в зависимости от характера запроса).

1.

2.12. О поступлении в учреждение уголовно-исполнительной системы лица, выданного иностранным государством, не позднее чем через 72 часа уведомлять прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему военного или иного специализированного прокурора.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71807992/

Где укрывают преступников? Понятие экстрадиции, список стран 2020 года без выдачи нарушителей закона в Россию и США

Выдача лица иностранному государству

Чтобы уклониться от уголовного наказания, нарушители покидают страну, в которой ведется преследование. Для свершения правосудия государство должно вернуть преступника на родину. Одним из способов избежать судебного процесса является эмиграция преследуемого в те страны, откуда не осуществляется выдача преступников. Чтобы наказать виновного по закону, используется экстрадиция.

Экстрадиция – это выдача преступника из государства, где он находится, государству, в котором он совершил преступление.

Экстрадицию вправе затребовать государство в случае, если:

  • преступник – это гражданин государства, подавшего запрос на выдачу;
  • иностранное лицо совершило преступление на его территории;
  • причинен ущерб непосредственно стране.

Текущие нормы международного права характеризуют экстрадицию как право, но не обязанность, если между странами не заключен соответствующий договор о взаимном сотрудничестве по борьбе с уголовными преступлениями.

Конституция Российской Федерации категорически запрещает экстрадицию своих граждан.

Выдача иностранцев и лиц без гражданства РФ возможна при наличии подписанных соглашений между заинтересованной стороной и Россией. Также в выдаче будет непременно отказано, если преступнику на родине после экстрадиции будет грозить:

  • смертная казнь;
  • пытки;
  • иные нечеловеческие условия содержания под стражей.

Виды и их классификация

Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:

  • субъективная;
  • нормативно-правовая;
  • целевая;
  • регулятивная.

Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:

  • иностранных граждан;
  • граждан РФ;
  • лиц без гражданства;
  • лиц с двойным гражданством.

Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:

  • международных законов;
  • национальных законов;
  • взаимного сотрудничества.

Цели экстрадиции выражаются в:

  • свершении правосудия;
  • вынесении наказания;
  • отбывании наказания.

Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:

  • экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
  • экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.

Условия выдачи преступника

Экстрадиция применяется только в отношении лица, совершившего преступление из списка в договоре о взаимном сотрудничестве между странами. Главный критерий признания нарушителя виновным – принцип, при котором преступление влечет за собой наказание в обеих странах.

Выдача нарушителя, преступившего закон сразу в нескольких странах, регламентируется дипломатическими переговорами и международными соглашениями. Государство, запрашивающее экстрадицию, должно представить неопровержимые доказательства вины преступника. Если на родине нарушителю уже вынесен приговор, решение о выдаче принимается исходя из материалов дела.

Весомым аргументом отказа в экстрадиции может послужить политическая составляющая преследования.

Согласно Европейской конвенции от 1957 года запрещена выдача для последующего политического преследования. Такие лица поступают под защиту государства, откуда запрашивается экстрадиция. Гражданин, выданный по запросу, не должен подвергаться наказанию за преступления, не заявленные при запросе на выдачу.

В каких случаях возможна?

Выдача преступника возможна в случаях, если:

  • по закону нарушитель получит за преступление не менее одного года заключения или оно классифицируется, как особо тяжкое и подлежит уголовной юрисдикции;
  • выдаваемое лицо уже осуждено на срок не менее полугода на территории государства, не являющегося родиной преступника;
  • заинтересованное государство гарантирует, что нарушитель будет преследоваться и наказываться только за то преступление, которое указано на момент запроса;
  • заинтересованное государство гарантирует, что после освобождения из-под стражи выданный гражданин сможет беспрепятственно покинуть страну;
  • заинтересованное государство гарантирует, что правонарушитель не будет насильно выслан из страны или передан другому государству без разрешения страны, осуществившей экстрадицию.

Когда не предусмотрена?

В России запрос на выдачу не будет рассмотрен положительно, если:

  • нарушитель – это гражданин РФ;
  • запрашиваемому лицу предоставлено убежище в России;
  • преступник уже осужден на территории РФ или дело закрыто;
  • наличествуют законные препятствия для выдачи;
  • истек срок давности преступления;
  • Россия не признает содеянное нарушение преступлением;
  • преступление совершено на территории РФ или против ее интересов.

Порядок исполнения

Выдаваемое лицо вправе воспользоваться услугами адвоката по международным делам. Его опыт в подобного рода делах позволит избежать нарушений прав человека при передаче гражданина другому государству.

Для осуществления экстрадиции заинтересованному государству необходимо подать запрос в страну, где находится преступник. После этого в течение 40 дней начнется рассмотрение дела о выдаче. Государство, выдающее затребованное лицо, действует согласно следующим пунктам:

  • передает нарушителя прокуратуре по адресу пребывания;
  • избирает меру пресечения;
  • осуществляет экстрадиционную проверку;
  • принимает решение по выдаче;
  • выносит постановление;
  • уведомляет лицо о принятом решении;
  • передает лицо запросившему государству.

Согласно п. 6 ст. 462 УПК РФ гражданин вправе обжаловать решение не позднее 10 дней с момента уведомления его об этом.

Кассационная жалоба подается в срок до 7 суток от дня получения отказа. В ряде случаев Генеральная прокуратура может отсрочить экстрадицию или выдать лицо на определенное время для его участия в судебном процессе.

Вопрос в российском уголовном праве

  • П. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещает экстрадицию граждан своей страны.
  • Согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ не выдаются граждане, совершившие преступления, которые не признаются таковыми на территории России, а также преследуемые по политическим мотивам.
  • Экстрадицию иностранных граждан и лиц без гражданства регулирует ст. 13 УК РФ.
  • Решение по вопросу об экстрадиции рассматривает генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с п.7 ст. 462 УПК РФ.

Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба.

Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.

Также не выдают своих граждан такие страны, как:

  • Япония.
  • Франция.
  • Беларусь.
  • Украина.
  • Китай.

А вот страны Евросоюза, напротив, охотно передают преступников в руки правосудия внутри объединения. Но при выдаче за пределы Союза они будут руководствоваться уже персональными обстоятельствами дела.

Когда могут отказать?

Основаниями для отказа в экстрадиции являются:

  • нарушения при подаче запроса;
  • отсутствие доказательств вины;
  • запрашиваемое лицо не является гражданином страны;
  • срок наказания не превышает 6 месяцев;
  • на родине нарушителю грозит смертная казнь или пытки;
  • условия содержания заключенных не соответствуют нормам международного права.

В случаях, когда заинтересованное в экстрадиции государство запрашивает выдать уже осужденное лицо для отбывания наказания на родине, основаниями для отказа могут послужить следующие условия:

  • преступник осужден за нарушения, которые не являются таковыми в родной стране;
  • наказание будет отменено на родине из-за срока давности или по решению суда;
  • между государствами не подписан международный договор о выдаче;
  • осужденное лицо живет в РФ на постоянной основе.

Государства, в которых нет этого понятия

Стоит оговориться, что стран, которые никогда не выдают преступников запрашивающей стороне, не существует.

Любое государство под давлением мирового сообщества рано или поздно осуществит экстрадицию нарушителя на родину. Вопрос заключается только в том, насколько активными будут действия заинтересованной державы.

Есть страны, которые из-за обостренных отношений с соседями или любой другой страной не осуществляют туда выдачу преступников. Но у них есть и партнеры или верховенствующие государства, с которыми налажен процесс экстрадиции по международным соглашениям и договорам.

Несмотря на все это существует ряд государств, от которых добиться выдачи практически невозможно. Так, например, ни при каких обстоятельствах не выдают своих граждан, если они не убийцы или члены ОПГ, следующие страны:

  • Великобритания;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Израиль;
  • Королевство Бутан;
  • Соломоновы Острова.

Схожей политики придерживаются самопровозглашенные и частично признанные страны. Они рассуждают так: раз их не признает мировое сообщество, то и разговора о выдаче преступников с их территории быть не может. К таким государствам относятся:

  • Острова Кука.
  • Остров Ниуэ.
  • Сахарская Арабская Демократическая Республика.
  • Свободный Кашмир.
  • Республика Косово.
  • Турецкая Республика Северного Кипра.

Где не отправят злоумышленника в Россию?

Российской Федерации нет смысла ждать выдачи преступника из стран, которые:

  • не являются участником международных конвенций о взаимном сотрудничестве;
  • не заключили с Россией договор о взаимной помощи в борьбе с международной преступностью;
  • не признают нарушение преступлением;
  • находятся в геополитической конфронтации с Россией.

К таким странам относятся:

  • США;
  • Канада;
  • Япония;
  • Китай;
  • Польша;
  • Швеция;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Грузия;
  • Австрия;
  • Южная Корея;
  • Беларусь.

В каких государствах не выдадут преступника в США: список

Экстрадицию в США не осуществляют такие страны, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Беларусь;
  • Молдавия;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Узбекистан;
  • Китай;
  • Сирия;
  • Хорватия;
  • Черногория;
  • Босния и Герцеговина;
  • Азербайджан;
  • Грузия;
  • Киргизия;
  • КНДР;
  • Марокко;
  • Сербия;
  • Тунис;
  • Таджикистан.

Отличие от депортации

Термины экстрадиция и депортация означают схожие по смыслу действия – выселение человека из страны. Но при этом есть ряд условий, которые влияют на результат данного процесса.

Депортация — это принудительное изгнание иностранного гражданина или лица без гражданства, у которых закончились законные полномочия на пребывание в стране.

Для депортации не нужен запрос от другого государства. Решение о ней принимает миграционная служба страны. Если экстрадиция – это высылка из страны преступника, то депортация – тот же процесс, но по отношению к рядовому гражданину, находящемуся на территории страны нелегально.

Еще одно фундаментальное отличие заключается в том, что на родине депортируемый не будет подвержен преследованию и наказанию.

За депортацию даже штраф не предусмотрен, а перелет оплатит государство, которое ее осуществляет. Правда, въезд в страну будет закрыт минимум на 5 лет.

Общее между терминами в том, что депортация наравне с экстрадицией запрещена в отношении своих граждан.

Применение экстрадиции не гарантирует справедливого правосудия и снижения уровня международной преступности. Нередко она действенна только на бумаге, а на деле даже опасные преступники вольготно себя чувствуют на территории государства-укрывателя. Но в 2019 году в международном праве наметились положительные тенденции в этом направлении, которые позволят упростить процедуру выдачи.

Источник: https://vne-berega.ru/articles/1/chto-takoe-ekstradiciya.html

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), и передача лица, осужденного к лишению свободы, без отбывания наказания в другое государство

Выдача лица иностранному государству

На основании ст. 63 Конституции РФ и ст. 13 УК граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов России и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — передача по запросу при соблюдении определенных условий одним государством другому государству или международному уголовному суду находящегося на его территории лица для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения обвинительного приговора.

Россия не допускает выдачи другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в ней преступлением (ст. 63 Конституции РФ).

Следовательно, в России действует принцип двойной криминальности, означающий, что лицо может быть выдано другому государству при следующем условии: деяние считается преступлением по законам как запрашиваемой, так и запрашивающей сторон.

В Конвенции СНГ (ст. 57) указано на то, что выдача не производится, если:

  1. лицо, подлежащее выдаче, является гражданином запрашиваемого государства (ст. 61 Конституции РФ);
  2. на момент получения запроса по законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено уголовное преследование или приговор не может быть исполнен (например, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 5 УПК);
  3. в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства имеются решения, вступившие в законную силу;
  4. преступление согласно законодательству запрашиваемого и запрашивающего государства преследуется в порядке частного обвинения.

При подписании Европейской конвенции о выдаче Россия оставила за собой право отказа в выдаче в случаях, когда:

  1. выдача лица преследует цели привлечения его в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного производства либо исполнения приговора, вынесенного указанным судом или в указанном порядке; имеются основания полагать, что в ходе судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены гарантии, установленные ст. 14 Международного пакта о политических и гражданских правах;
  2. имеются основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос, было или будет подвергнуто пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания или что этому лицу не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные ст. 14 Международного пакта о политических и гражданских правах;
  3. исходя из соображений гуманности, имеются достаточные основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.

Европейская конвенция содержит и другие основания, по которым запрашиваемое государство может отказать в выдаче. В частности, в силу правила «поп bis in idem» («нельзя за одно дважды») выдача не производится, если органы, осуществляющие судопроизводство, вынесли окончательное решение в отношении лица, требуемого в связи с преступлением, по поводу которого запрашивается выдача.

Конвенцией установлено, что обвинение в убийстве или попытке убийства главы государства или члена его семьи не препятствует выдаче.

Запрос о выдаче должен содержать: а) наименование запрашиваемого учреждения; б) описание деяния и текст закона запрашивающего государства, признающего деяние преступлением;

в) фамилию, имя и отчество лица, выдача которого запрашивается, его гражданство и другие сведения, обеспечивающие идентификацию личности, указание на причиненный деянием размер ущерба.

К запросу о выдаче лица для уголовного его преследования прилагается заверенная копия решения о заключении под стражу, а к запросу о выдаче для приведения приговора к исполнению — заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст закона, на основании которого лицо осуждено. При необходимости сообщаются другие сведения. Запрос о выдаче и приложенные документы сопровождаются переводом на язык, указанный в договоре.

При получении запроса о выдаче запрашиваемое государство немедленно принимает меры к обеспечению возможной выдачи.
Сношения по вопросам выдачи осуществляются генеральными прокурорами стран — участниц конвенции.

Решение о выдаче, принятое Генеральным прокурором РФ или его заместителем, может быть обжаловано в судебном порядке (ст. 46 Конституции РФ).

Запрашиваемое государство уведомляет запрашивающее о месте и времени выдачи. Если запрашивающее государство не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после указанной даты, это лицо должно быть освобождено из-под стражи. В некоторых договорах предусмотрена возможность продления срока выдачи по просьбе запрашивающей стороны.

Поступившие от других государств ходатайства о возбуждении уголовного преследования в отношении российских граждан, совершивших преступления на территории этих государств, рассматриваются Генеральной прокуратурой РФ.

Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в другое государство — передача иностранного гражданина государством, в котором он осужден вступившим в законную силу приговором к лишению свободы, другому государству, гражданином которого он является или в котором он постоянно проживает, для дальнейшего отбывания наказания.

Этот институт — сравнительно новое направление в международном сотрудничестве в области правосудия на основе федерального закона России или международного договора РФ.

Поскольку закон до настоящего времени не принят, то основную роль играют международные договоры и ведомственные нормативные акты.
Среди них основное место занимают:

  1. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются (Берлин, 1978);
  2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1979 года «О порядке выполнения обязательств, вытекающих для СССР из Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются»;
  3. Инструкция от 25 октября 1979 года о порядке применения Указа ПВС СССР от 10 августа 1979 года.

Инициатива применения этого института может исходить как от государства, суд которого приговорил подсудимого к лишению свободы, так и от государства, гражданином которого он является.

Предложение государства вынесения приговора о передаче осужденного составляется в письменной форме. К нему прилагаются:

  1. удостоверенные копии приговора и иных судебных решений, документы, указывающие на вступление приговора в законную силу;
  2. документ о части наказания, подлежащей дальнейшему отбыванию;
  3. документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было исполнено;
  4. текст статьи закона, на основании которой лицо осуждено;
  5. документ, указывающий на гражданство осужденного;
  6. письменное согласие осужденного на его передачу;
  7. другие документы;
  8. при необходимости заверенный перевод обращения и прилагаемых документов.

Сторона, к которой обращаются с предложением, может запросить дополнительные документы.

Просьба иностранного государства о передаче ему осужденного, а также ходатайства осужденного и его родственников о такой передаче рассматриваются Генеральной прокуратурой РФ в месячный срок.

В передаче осужденного может быть отказано, если:

  1. отсутствует согласие осужденного на такую передачу;
  2. по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние не является преступлением;
  3. в государстве исполнения приговора за совершенное деяние осужденный понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания;
  4. наказание не может быть исполнено на законных основаниях, предусмотренных законодательством государства исполнения приговора;
  5. осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства вынесения приговора;
  6. не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных договором.

Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора. При этом положение осужденного, переданного государству для отбывания наказания, не может ухудшаться.

При изменении приговора или принятии других решений по делу государство вынесения приговора обязано уведомлять об этом государство исполнения приговора. Указание об исполнении таких решений в нашем государстве дает Генеральная прокуратура РФ.

Источник: https://studopedia.ru/view_ugolovproces.php?id=85

Российское уголовное право

Выдача лица иностранному государству

Понятие института выдачи лиц, совершивших преступление. Будучи давно известным и хорошо апробированным в международной практике,. институт выдачи лиц, совершивших преступление (или институт экстрадиции), является новеллой для отечественного уголовного законодательства, ибо впервые закреплен в ст. 13 УК РФ 1996 г.

В теории права под институтом экстрадиции принято понимать совокупность нормативных предписаний, регламентирующий передачу лица, совершившего преступление, одним (запрашиваемым) государством другому (запрашивающему) государству для привлечения к уголовной ответственности и (или) отбывания наказания.

Нормативная база указанного института имеет двухуровневую структуру:

  1. внутригосударственное (в частности, конституционное, уголовное, уголовно-процессуальное);
  2. международное законодательство (в частности, многосторонние и двусторонние межгосударственные соглашения, заключенные с участием РФ).

Решение вопроса об экстрадиции напрямую зависит от государственно- правового статуса лица, совершившего преступление: является ли оно гражданином РФ либо иностранным гражданином или лицом без гражданства. Часть 1 ст.

61 Конституции РФ провозглашает, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Конкретизируя данное предписание, ч. 1 ст.

13 УК устанавливает: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Изложенное правило распространяется и на лиц с двойным гражданством (бипатридов), т.е.

граждан РФ, имеющих также гражданство (подданство) иностранного государства. Такой подход российского законодателя основывается на незыблемости суверенитета РФ и служит дополнительной гарантией реализации закрепленного в ч. 1 ст. 12 УК принципа гражданства.

Иначе регламентируется вопрос о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства. Исходной в этом отношении является ч. 2 ст. 63 Конституции РФ: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации».

Свое дальнейшее развитие данное конституционное предписание получило в ч. 2 ст.

13 УК: «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации». Подробная детализация решения данного вопроса содержится в соответствующих международных договорах РФ.

Главенствующее место среди них занимают многосторонние международные соглашения, специально посвященные вопросам экстрадиции либо правовой помощи. В этой связи необходимо назвать прежде всего Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г. и два Дополнительных протокола к ней от 15 октября 1975 г. и от 17 марта 1978 г.

, Конвенцию СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Конвенцию о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г.

, а также имеющий рекомендательный характер Типовой договор о выдаче, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.

Далее следуют многосторонние конвенции, посвященные борьбе с отдельными видами международных преступлений и попутно регламентирующие связанные с ними вопросы экстрадиции: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.

, Конвенция о борьбе с захватами заложников от 18 декабря 1979 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г. и др.

Замыкают рассматриваемую систему договоров многочисленные (их более 50) двусторонние межгосударственные договоры Российской Федерации об экстрадиции либо о правовой помощи: Договор с Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.

, Договор с Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 4 марта 1993 г., Договор с Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г. и т.д.

Следует особо подчеркнуть, что в ст. 28 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. закреплен принцип приоритета названной Конвенции по отношению к положениям любых двусторонних соглашений о выдаче (за исключением случаев, когда выдача каждым из государств-участников таких соглашений осуществляется на основе унифицированных норм).

Основания и условия выдачи лиц, совершивших преступление . Анализ перечисленных международно-правовых актов позволяет сделать вывод, что единственным основанием выдачи выступает совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства экстрадиционного, т.е. влекущего выдачу, преступления.

Исходя из принципа «тождественности» («двойной криминальности») экстрадиционным признается преступление, наказуемое в соответствии с уголовным законодательством запрашивающего и запрашиваемого государства лишением свободы на срок не менее 1 года или более строгим наказанием (п. 1 ст. 2 Европейской конвенции о выдаче 1957 г., п. 2 ст.

56 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.).

В рассматриваемую категорию преступлений не включаются политические, воинские и финансовые преступления (ст. 3-5 Европейской конвенции о выдаче 1957 г., ст. 1 Первого Дополнительного протокола 1975 г. и ст. 2 Второго Дополнительного протокола 1978 г. к этой Конвенции).

Кроме того, любая договаривающаяся сторона, закон которой не предусматривает выдачу за некоторые другие преступления, уполномочена исключить такие преступления из сферы применения Европейской конвенции о выдаче 1957 г. (п. 3 ст. 2).

Для этого нужно передать Генеральному Секретарю Совета Европы в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении к Конвенции список преступлений, в отношении которых выдача разрешается или исключается (п. 4 ст. 2).

Воспользовавшись этим правом, Российская Федерация, к примеру, не включила в категорию политических преступления, предусмотренные Конвенцией о борьбе с захватом заложников 1979 г.

Важно также подчеркнуть, что субъектом рассматриваемых преступлений наряду с иностранным гражданином может выступать любое лицо без гражданства, независимо от того, постоянно или временно оно проживает на территории РФ.

В этом убеждает сопоставительный анализ ч. 1,3 ст. 12 и ч. 2 ст. 13 УК РФ.

Помимо наличия указанного основания экстрадиция предполагает выполнение целого ряда условий:

  • преступление совершено на территории запрашивающего государства либо направлено против интересов этого государства, либо преступник является гражданином этого государства;
  • лицо, совершившее преступление, находится на территории запрашиваемого государства;
  • запрашиваемое и запрашивающее государства, как правило, являются участниками соответствующего международного договора о выдаче;
  • соблюдается принцип «non bis in idem», запрещающий дважды привлекать к уголовной ответственности за одно и то же преступление;
  • не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление;
  • предоставление запрашиваемому государству, законодательство которого в

  • отличие от законодательства запрашивающего государства не предусматривает за совершенное преступление смертную казнь, достаточных гарантий того, что данный вид наказания к выданному лицу применен не будет;
  • преступление не преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего) и т.д.

Отказ в выдаче лиц, совершивших преступление. Из буквального толкования ч. 2 ст. 13 УК можно сделать вывод, что экстрадиция — это право, а не обязанность государства. В каждом конкретном случае компетентные органы должны рассматривать данный вопрос индивидуально.

Однако при отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных условий экстрадиция по общему правилу не производится, т.е. следует отказ в выдаче. Кроме того, Российская Федерация при ратификации Конвенции 1957 г.

оговорила сохранение за собой права дополнительного отказа в экстрадиции в следующих случаях:

  • если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные общепризнанными нормами международного права;
  • если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо, что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные общепризнанными нормами международного права;
  • исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;
  • если выдача лица может нанести ущерб суверенитету, безопасности РФ, общественному порядку или другим существенно важным интересам.

Следует отметить, что отказ в выдаче вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает обязанность РФ осуществлять уголовное преследование в соответствии с собственным законодательством, руководствуясь универсальным или реальным принципом действия его в пространстве (ч. 3 ст. 12 УК).

Такой вывод не распространяется на отказ в выдаче, обусловленный реализацией конституционного права на политическое убежище. Согласно ч. 1 ст.

63 Конституции РФ, «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

«В Российской Федерации, — гласит ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, — не допускается выдача другим государством лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением».

Подробная регламентация реализации указанного права содержится в Положении о порядке предоставления в Российской Федерации политического убежища, утвержденном Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 1417 (с изменениями от 1 декабря 2003 г.).

В названном Положении предусматривается, в частности, что политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций (п. 5).

В соответствии с п.

7 данного Положения лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Источник: https://isfic.info/koms/criml19.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.