Выдача преступников экстрадиция

Соотношение понятий «экстрадиция» и «выдача» преступника

Выдача преступников экстрадиция

Сердюк, Е. С. Соотношение понятий «экстрадиция» и «выдача» преступника / Е. С. Сердюк. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8427/ (дата обращения: 13.11.2020).

Соотношение понятий «экстрадиция» и «выдача» преступника

Сердюк Екатерина Сергеевна, магистрант

Научный руководитель: Н. А. Никиташина, кандидат юридических наук, доцент

Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова

В настоящее время интерес к исследованию института экстрадиции возрос.Так, актуальным теоретическим и практическим вопросам этого института, его истории, современному состоянию и перспективам развития посвящены не только многочисленные научные статьи, но и фундаментальные исследования, выполненные на монографическом уровне [1] [2].

В юридической литературе термин «экстрадиция» принято рассматривать как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле он является синонимом понятия «выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора», а в широком — выступает как обобщающий термин, охватывающий не только выдачу для уголовного преследования, но и смежный с ней подинститут передачи лиц международным судебным органам, а также институт передачи лиц в целях отбывания наказания [3].

При этом в последнем случае употребление данного термина основывается на лингвистическом его толковании: «ex traditia» в переводе с латыни означает всякую передачу лица вовне [4]. Однако по вопросу соотношения терминов «экстрадиция» и «выдача», по этому вопросу существуют различные точки зрения.

Согласно международным положениям выдача (экстрадиция) заключается в передаче лица, совершившего преступление государством, на территории которого оно находится, запросившему государству.

Однако авторы А. К. Романов и О. Б. Лысягин полагают,что «экстрадицию нельзя сводить к выдаче и объяснять ее выдачей, прежде всего потому, что в современных условиях выдачей преступников экстрадиция не ограничивается. Процедура экстрадиции может завершаться и отказом в выдаче» [5].

Авторы полагают, что институт экстрадиции вырос из института выдачи и претерпел много изменений, в данный период времени он становится на новый уровень развития.

По мнению данных авторов, институт экстрадиции расширил свои границы, и ставить на один уровень два таких понятия как экстрадиция и выдача не целесообразно, так как нормы, относящиеся к институту экстрадиции, явно не вписываются в те границы, которыми располагает выдача.

А. К. Романов и О. Б. Лысягин, разъясняют, что институт экстрадиции, как самостоятельный институт права, является относительно новым явлением как в международной практике государств, так и уголовном праве.

Правовыми основаниями экстрадиции являются многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами международных преступлений и преступлений международного характера (например, Конвенция Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г., Конвенция Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.).

Для осуществления выдачи необходимо установить состав преступления в действиях лица, в отношении которого поступило такое требование.

При этом в национальном законодательстве ряда государств действует положение о том, предшествует процедура выяснения установлению судом наличия состава преступления, предусмотрена ли запрашивающим государством выдача преступников в аналогичных случаях в отношении государства, к которому предъявлено данное требование.

Исследование экстрадиции осложняется еще и тем, что это институт международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, а также отправления правосудия, имеет межотраслевой характер.

Экстрадиционная деятельность, как уже отмечалось в научной литературе, не может быть отнесена только к одной отрасли права, так как она взаимосвязана с целым рядом институтов права (уголовного, уголовно-процессуального, международного, государственного), непосредственно затрагивающих не только права личности, но и суверенитет государств, вопросы гражданства, убежища, межгосударственного сотрудничества и др.

Правоведы еще до реформы российского законодательства, в начале 90-х годов прошлого столетия полагали, что выдача должна регламентироваться нормами уголовно-процессуального закона, а в преддверии принятия нового российского УПК указывали, что «во внутреннем праве нашей страны вопросы экстрадиции лишь обозначены, а правоприменительная практика показывает необходимость закрепления подробно прописанных норм в первую очередь в Уголовно-процессуальном кодексе».

Поэтому впоследствии положения, регламентирующие выдачу лица для уголовного преследования или исполнения приговора, и были выделены законодателем в отдельную 54 главу Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вступившего в законную силу с 01 июля 2002 года.

Тем не менее, принятие в 2001 г. УПК РФ, в котором выдаче посвящена специальная глава 54 (ст. 460–473), разрешило спор о месте института экстрадиции в системе права в пользу уголовно-процессуального права.

Проанализировав указанные точки зрения ученых по соотношению понятий, экстрадиция и выдача, приходим к выводу, что институт экстрадиции и выдачи понятия не тождественные, а соотносящиеся между собой как целое и часть:

        во-первых, слово экстрадиция происходит отлат.ех — «из», «вне» и traditio — «передача» (т. е. имеет общий корень со словом «выдача»);

        во-вторых, экстрадиция более широкое понятие, чем выдача, которое включающее в себя передачу иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие экстрадиция является родовым понятием, а выдача — видовым понятием.

Литература:

  1.                Сафаров Н. А. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. М., 2005. 86 с.;
  2.                Бойцов А. И. Выдача преступников. СПб., 2004. 115 с.;
  3.                Ижнина Л. П. Соотношение терминов «правовая помощь по уголовным делам», «экстрадиция» и «выдача преступников» в российском уголовном процессе // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1. 370 с.;
  4.                Дадынский Ф. М. Латинско-русский словарь к источникам римского права. М., 1998. 534 с.;
  5.                Романов.А.К., Лысягин.О.Б Институт экстрадиции: понятие, концепция, практика // Право и политика. 2005. № 3. 125 с.

Основные термины(генерируются автоматически): институт экстрадиции, выдача, уголовное преследование, экстрадиция, выдача лица, Конвенция Совета Европы, передача лица, Уголовно-процессуальный кодекс.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8427/

Выдача преступников (экстрадиция)

Выдача преступников экстрадиция

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников, совершивших преступления на территории одного государства, но находящихся на территории другого.

Выдача преступников — это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или для применения к нему наказания.

Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой предоставления убежища иностранцам, преследуемым в другом государстве.

Проблемы выдачи преступников и предоставления убежища возникли еще в древности и неоднозначно решались в различные исторические периоды. Особенно остро эти вопросы стояли в период холодной войны между государствами двух систем.

В современном международном праве утвердилась позиция, что убежище может предоставляться только лицам, совершившим политические преступления в другом государстве. Лица, совершившие общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища.

Однако единого понятия политического преступления выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого оно находится.

Конституция Российской Федерации содержит принципиальные положения о выдаче преступников и предоставлении права убежища. Так, в ст. 61 Конституции говорится, что “гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству”.

В соответствии с Конституцией в ч. 1 ст. 13 УК указано: “Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству”. Действующий же Уголовный кодекс не содержит положений о выдаче преступников.

Позиция о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к ответственности разделяется многими современными государствами.

Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международных договоров о юридической помощи или путем дипломатических переговоров.

Россия заключила ряд договоров о правовой помощи со странами ближнего зарубежья, например с Азербайджаном. На основе этого договора некоторые преступники, скрывавшиеся на территории Азербайджана, были переданы правоохранительным органам Российской Федерации.

Италия обратилась к властям Туниса о выдаче бывшего премьер-министра Кракси, обвиняемого в серьезных преступлениях и связи с мафией.

До настоящего времени не потерял актуальности вопрос о выдаче военных преступников второй мировой войны, совершивших тяжкие злодеяния на оккупированных территориях

Проблема выдачи преступников приобретает особенное значение из-за возможности быстро переместиться из одной страны в другую, а также в связи с увеличением числа случаев терроризма, захвата и угона самолетов, захвата заложников, торговли женщинами, оружием, наркотиками на территориях различных государств Необходимость усиления борьбы с такими опасными преступлениями заставляет все государства объединять усилия и взаимодействовать.

Известны случаи, когда даже при отсутствии специальных договоров о правовой помощи осуществлялась выдача преступников. Так, Израиль выдал Советскому Союзу преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали большую сумму денег, самолет и улетели в Израиль, хотя в тот период между Израилем и Советским Союзом не были установлены дипломатические отношения.

В борьбе с преступлениями, признаваемыми всеми государствами, действует принцип “Выдать или наказать”. Так, бежавшие из мест заключения России преступники, захватившие заложников, улетели в Пакистан. Пакистан не выдал преступников Советскому Союзу, но пакистанский суд осудил их по своим законам к пожизненному заключению.

Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против этой страны находится в другой стране. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника предъявляет государство в следующих случаях:

  1. когда преступление совершено на его территории;
  2. когда преступник является гражданином этого государства;
  3. когда преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

В случаях, когда преступник совершил преступления на территориях нескольких государств, вопрос о его выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права.

При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:

преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаться преступлением по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности);

если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств при выдаче лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку некоторые из этих стран отменили смертную казнь, а другие ее сохраняют.

Требование о выдаче преступника может быть заявлено для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.

Выдача преступника может преследовать цель применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.

Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, гражданином которого он не является, для отбывания наказания на родине.

Однако в соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению для осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу.

Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившие выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служит основанием выдачи этого лица.

В Конституции (ч. 2 ст. 63) говорится: “Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации”.

В Уголовном кодексе вопрос о выдаче преступников решается в ст.

13 следующим образом: “Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации”. Представляется правильным развернутое определение выдачи преступников, данное В.К. Звирбулем и В.П. Шупиловым: “Это акт правовой помощи, осуществляемой в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для привидения в исполнение вынесенного приговора”.

Положение о предоставлении политического убежища, как правило, регламентируется в конституциях современных государств.

Статья 63 Конституции Российской Федерации гласит:

“1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением”.

Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, которое вступило в силу 1 августа 1995 г.

В этом Положении декларируется: “Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом” (ст. 2).

В ст. 5 этого Положения указывается, что “политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо преследуется за пределами Российской Федерации за действие (или бездействие), признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций”.

Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется Указом Президента Российской Федерации (ст. 3).

Ранее, в период противостояния двух систем, право политического убежища обеими сторонами использовалось в политических целях, когда даже лица, совершившие общеуголовные преступления, например убийство, не выдавались стране, в которой было совершено преступление. В современных международных условиях институты выдачи преступников и предоставления политического убежища приобретают правовой характер, служат целям взаимодействия государств в борьбе с преступностью и соблюдения прав человека.

Источник: https://konspekt.biz/index.php?text=48046

Самые известные случаи экстрадиции

Выдача преступников экстрадиция

Экстрадиция (выдача преступников) — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осуждённого преступника.

В этом выпуске мы расскажем вам о самых известных случаях экстрадиции за последние несколько лет.

(Всего 15 фото)

Новости Казани: Деловые новости Казани и Татарстана

1.

Банкир Ник Лиссон пустился в бега в 1995 году, когда выяснилось, что этот мошенник нанес старейшему коммерческому банку Великобритании – банку Barings убытки в размере более 800000 миллионов фунтов стерлингов.

Впоследствии он был обнаружен в Германии, откуда его депортировали в Сингапур. Здесь, на фото, он прибывает в аэропорт Хитроу после того, как отбыл четырехлетний тюремный срок.

2. В 2007 году бывший президент Перу Альберто Фухимори был экстрадирован из Чили, чтобы предстать перед судом за ряд преступлений. Ему вменялось незаконное прослушивание телефонных разговоров, взяточничество, а также организация «эскадронов смерти». В настоящее время находится в тюрьме.

3. Трое сотрудников британской инвестиционной компании Natwest были экстрадированы из Великобритании в США в 2004 году, несмотря на призывы быть услышанными в своей стране и попытки обратиться в британскую Палату Лордов. Они обвинялись в мошенничестве, которое привело к распаду энергетического гиганта Enron. Были освобождены из тюрьмы в августе 2010 года.

4. Бывший в 1960-х годах хиппи-активистом, Айра Эйнхорн в 1981 году бежал из Штатов после того, как против него были выдвинуты обвинения в убийстве его бывшей подруги. Он провел в бегах почти два десятилетия, но в конечном итоге был экстрадирован из Франции.

Сейчас отбывает пожизненное заключение.

5. Жак Медсан, изображенный на этом снимке во время Каннского кинофестиваля, был французским политиком и бывшим мэром Ниццы. В 1990 году он бежал из Франции, после того, как был обвинен в коррупции.

Три года спустя его арестовали в Уругвае и экстрадировали на родину.

6. Огромное число нацистских военных преступников, бежавших за границу после Второй Мировой войны, были впоследствии успешно экстрадированы.

Одной из самых известных экстрадиций за последние годы стала выдача бывшего охранника концлагеря Ивана Демьянюка. Для суда его перевезли из США в Германию. Он был приговорен к пяти годам тюрьмы.

После вынесения приговора ему позволили остаться в доме для престарелых, так как он ожидает результата апелляции.

7. Лай Чансин был одним из наиболее крупных бизнесменов Китая, но подался в бега после того, как китайские власти обвинили его, канадского резидента, в причастности к многомиллиардной контрабандной сделке.

12 лет он боролся, пытаясь избежать экстрадиции. Лай Чансин заявлял, что на родине он подвергнется опасности, что его могут пытать или даже убить.

Но в июле минувшего года бизнесмена все же депортировали в Поднебесную.

8. Бывший президент Югославии Слободан Милошевич был выдан в 2001 году, после чего предстал перед судом в Гааге за военные преступления. Но Милошевич умер прежде, чем был вынесен приговор.

9. Хирург Джаянт Патель по прозвищу «Доктор смерть» был экстрадирован из США в 2008 году. Его обвинили в непредумышленном убийстве и причинении тяжких телесных повреждений в тот период, когда он работал в одной из больниц Австралии. Проведенное расследование показало, что незаконные действия Пателя, который сейчас находится в тюрьме, привели к смерти 87 человек.

10. Мануэль Норьега, бывший военный диктатор Панамы, был экстрадирован в Париж в 2010 году, чтобы предстать перед судом по обвинению в отмывании денег. В течение 1980-х годов диктатор перевел на счет во французском банке миллионы фунтов стерлингов прибыли, полученной от продажи наркотиков.

11. Герри Келли, бывший член ИРА, участвовал в 1973 году в подрывах автомобилей в Лондоне. Пустился в бега в 1983 году, после того, как сбежал из тюрьмы. Он был арестован в Амстердаме три года спустя, и экстрадирован на вертолете обратно в Великобританию.

12. Прозванный «торговцем смертью», Виктор Бут, русский торговец оружием, был экстрадирован из Таиланда в США в 2010 году. Это произошло после того, как американские агенты под видом колумбийских повстанцев заманили его в Бангкок.

13. Представитель индонезийской полиции держит в руках фотографию Умара Патека, предполагаемого вдохновителя взрывов на Бали в 2002 году. Один из самых разыскиваемых людей в Азии, Патека в августе экстрадировали из Пакистана в Индонезию.

14. Симон Манн, бывший офицер британской армии, был экстрадирован в Экваториальную Гвинею из Зимбабве в 2008 году. Он обвинялся за попытку организации неудавшегося государственного переворота в стране в 2004 году. Его приговорили к 34 годам лишения свободы, но уже через год освободили по «гуманным соображениям».

15. В минувшем году несколько видных деятелей — в том числе Джулиан Ассанж, основатель Wikileaks, выступали против экстрадиций. Однако в конце года власти Великобритании одобрили выдачу Шриена Девани, британского бизнесмена, обвиненного в организации убийства своей жены во время медового месяца в Южной Африке.

Напоминаем, что Bigpicture.ru есть в , , , Одноклассниках, Google + и ЖЖ. Подписаться на RSS можно здесь.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=221741

Выдача лиц, совершивших преступление

Выдача преступников экстрадиция

Выдача лиц, совершивших преступление — экстрадиция. Это передача лица, совершившего преступление, одним государством другому для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении него обвинительного приговора.

Гражданин РФ не может быть выдан другому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть выданы на основе международных соглашений и договоров.

ВЫДАЧА ПРЕСТУПНИКОВ – ЭТО АКТ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОГОВОРОВ И НОРМ НАЦИОНАЛЬНОГО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО и УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ПЕРЕДАЧЕ ПРЕСТУПНИКА ДРУГОМУ ГОСУДАРСТВУ ДЛЯ СУДА НАД НИМ ИЛИ ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИЕ ВЫНЕСЕННОГО ПРИГОВОРА.

Под интересом России следует понимать не только государственные интересы, но и интересы личности российских граждан. Применяя реальный принцип, Россия, как и ряд зарубежных государств, наиболее полно защищает свои интересы и интересы своих граждан.

В соответствии с современными условиями правового сотрудничества и взаимодействия государств в борьбе с преступностью, если иностранцы, совершившие преступление против России за ее пределами, понесли уголовную ответственность за границей, они не могут повторно привлекаться к ответственности по УК РФ.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбытия наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда они находятся на территории другого государства.

Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся, в частности, в ст. 61 конституции, которая гласит: “Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству”.

Эта же позиция закреплена в ст. 13 УК РФ.

В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим и религиозным мотивам.

Люди, совершившие не политические, а общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось.

(Как всегда) Поэтому практически вопрос о выдаче человека или предоставления ему политического убежища решается исходя из политической оценки и правовых установлений государства, на территории которого этот человек находится.

Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется указом Президента Российской Федерации. УК РФ в ст.

13 устанавливает возможность выдачи находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступление в иностранном государстве в соответствии с международным договором Российской Федерации. Такие договоры о правовой помощи Россия заключила с рядом стран СНГ.

При отсутствии международного договора вопрос о выдаче преступников может решаться дипломатическим путем. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда:

1. преступление совершено на его территории;

2. преступник является гражданином этого государства;

3. преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:

Первое – преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности);

Второе – если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусматривается смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

Требование о выдаче преступника может иметь место для привлечения его к ответственности. в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.

Выдача преступника может преследовать цель и применение к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.

Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбытия наказания.

В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившего выдачи человека, связаны формулой обвинения, которая служила основанием выдачи этого лица.

Понятие и признаки преступления. Категории преступлений. Понятие квалификации и её значение. (Статьи 14 — 15).

Понятие преступление.

Развитие понятия „преступление“ шло по двум путям:

1) Связано с терминологией (развитие термина).

Ещё на Руси „обида“ обозначала нарушение чьих-либо прав (а также „Лихое дело“, „Татьба“, „Разбой“ и т.д.). Появление термина „преступление“ связано с Петром I. (Указ о фискалах, 17 марта 1714 года).

Статья 1 этого указа предписывала фискалам дознавать, проведывать, доносить о всех нарушениях закона, то есть, преступлениях. Использовался и термин „злодеяние“, что означало все нарушения закона. Окончательно термин „преступление“ закрепился в России в 1845 году в „Уложении о наказаниях уголовных и исправительных“.

2) Развитие содержания преступления.

Прошло 3 этапа:

— до 1919 года понятие преступления было формальным, под преступлением понимали нарушение нормы закона (неважны мотивы, причины);

— в 1919 г. После революции были предприняты попытки создать новое уголовное законодательство. Понятие преступления стало формальным: преступление — это деяние, опасное для общества;

— сейчас мы пришли к формально-материальному понятию преступления: в соответствии с частью 1 статьи 14 УК — это виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Преступление = деяние = поведение человека (внешнее проявление человеческой воли). Пока воля не проявляется, уголовный закон не обращает внимания. До конца 19 века к преступлению относились и намерения, мысли, чувства.

Поведение человека может быть выражено как в форме действия (активного поведения человека), так и в форме бездействия (не совершения или ненадлежащего совершения юридически важных действий). Чтобы деяние назвать преступлением, необходимы 4 признака преступления:

1) Общественная опасность

Авторы предлагают несколько определений общественной опасности.

Кудрявцев: вред, который причиняется государству и обществу;

Кузнецова: причинение вреда общественным отношениям;

Федотов: объективное свойство деяния, это его способность причинить вред или создавать угрозу причинения вреда.

Общественная опасность не является юридической категорией. Это оценка поведения (как возможности причинить вред с точки зрения опасности для общества).

В понятие общественной опасности входит и угроза. Общественная опасность имеет 2 характеристики:

— степень. Зависит от размера причинённого вреда: больше ущерб — выше и степень опасности, строже наказание;

— характер. Зависит от объекта посягательства, то есть, от вида общественных отношений, которым причиняется вред (посягательство на личность опаснее, чем посягательство на собственность).

В зависимости от характера и степени опасности различают 4 категории преступлений. Они определены в статье 15 УК. Критерии — форма вины и срок наказания.

1) Небольшой степени тяжести, т.е. умышленные или неосторожные деяния, наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы.

2) Средней степени тяжести, которых 2 вида:

— умышленные деяния, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы;

— неосторожные преступления, наказание за которые превышает два года лишения свободы.

3) Тяжкие преступления, т.е. только умышленные преступления, наказание за которые — до десяти лет лишения свободы.

4) Особо тяжкие преступления, т.е. только умышленные преступления, наказание за которые превышает десять лет лишения свободы.

Значение этого деления в том, что это влияет на вид исправительного учреждения, на вид рецидива, на назначение наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров. Влияет на освобождение от уголовной ответственности и важно при решении вопроса о погашении судимости.

2) Противоправность

Юридическое выражение общественной опасности. Противоправность — запрещённость деяния уголовно-правовой нормой. Обстоятельства, которые учитываются для придания деянию признака противоправности:

— оценивается общественная опасность (уголовная или административная ответственность);

— типичность, распространённость опасного поведения;

— законодатель учитывает целесообразность именно уголовно-правовых средств (экономия).

3) Наказуемость

Означает, что за нарушение нормы следует наказание. Наказуемость — потенциальная возможность назначить человеку наказание. Взаимосвязь противоправности и наказуемости прослеживается в УК, в особенной части: диспозиция — противоправность, санкция — наказуемость.

4) Виновность

Этот признак вытекает из положения о субъективном вменении. Виновность — это осознанное поведение человека (психический и волевой контроль человека над своим поведением).

Таким образом, преступным поведение можно назвать, если оно осознанно и контролируемо. Значение признаков преступления в том, что по признакам решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Для этого исследуются все 4 признака.



Источник: https://infopedia.su/1x5a58.html

Экстрадиция в уголовном праве

Выдача преступников экстрадиция

Особо сообразительные преступники после совершения противоправного деяния «делают ноги».

Как многие из них полагают, побег за пределы границ Российской Федерации сможет обеспечить им неприкосновенность и защиту от властей. Однако, с этим все не так просто.

Даже если преступнику удалось незаметно покинуть границы страны до того момента, как его объявили в розыск, это вовсе не означает, что после немногих попыток поисков правоохранители и следственные органы о нем забудут и простят ему его злодеяния.

В соответствии с мировыми тенденциями борьбы с уголовными преступлениями большая часть стран мира обязана выдавать преступников тем странам, подданными которых они являются.

Такой процесс имеет название – экстрадиция. В данной статье мы подробно расскажем, что такое экстрадиция, и куда лучше бежать, чтобы скрыться от закона.

Экстрадиция: уголовно-правовое и уголовно-процессуальное регулирование

Экстрадиция – это, если придерживаться буквального перевода, выдача или передача.

Передаче в данном процессе подлежат субъекты, которые выступают в статусе обвиняемых или подозреваемых по уголовным преступлениям, или уже осуждены судами другого государства.

Чтобы передача преступников стала именоваться экстрадицией, необходима выдача преступника из одной страны в другую.

В США экстрадицией признается передача преступников между штатами.

Нормативная база

Право и обязанность на экстрадицию должны быть прописаны в международных двусторонних договорах между странами.

Также допускается многостороннее сотрудничество в виде присоединения к международной Конвенции. Так, большинство отношений регулируется в рамках Конвенции о выдаче 1957 года.

Россия, хоть и подписала данную Конвенцию, и по сути, является ее участником, оговорки, внесенные в нее страной, говорят о том, что Россия не выдает своих граждан.

Кроме международной Конвенции запрет на выдачу граждан иностранным странам прописан также в других нормативно-правовых документах страны:

  • Конституция РФ – статья 61;
  • УК РФ – статья 13;
  • УПК РФ – глава 54.

УПК РФ, в частности, подробно описывает процедуру выдачи Россией иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории или на территории других государств. Своих граждан мы не выдаем.

В УПК РФ даже имеется отдельная часть 5, которая носит название «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», в которой подробно описаны требования к международным запросам об экстрадиции и варианты сотрудничества между странами.

Правовые особенности экстрадиции

Граждане РФ, которые совершили преступные действия за пределами территории страны, подлежат привлечению к уголовной ответственности по отечественным нормам законодательства.

Обычно в международных договорах об экстрадиции указывается, что выдача осуществляется в отношении тех лиц, которые совершили тяжкие преступления, или наказание по которым составляет более 1 года лишения свободы.

Кроме выше обозначенного условия выдаче подлежат преступники в следующих ситуациях:

  • Лицо уже осуждено на лишение свободы минимум на 6 месяцев или имеет более тяжкое наказание;
  • При условии, что иностранное государство будет судить экстрадированного только за конкретное преступление, после чего он сможет покинуть страну, не будет из нее выслан или передан другой стране без согласия РФ.

Эти условия прописаны в ст. 462 УПК РФ.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче в России принимается Генеральным Прокурором страны или его заместителями.

При получении статуса политического беженца иностранные граждане или лица без гражданства имеют те же права и обязанности в России, что и обычные граждане.

Если в России Вы получили политическое убежище, Вас никто не экстрадирует.

Но не все так просто. Для того, чтобы иностранного гражданина, ставшего беженцем, не выдали на Родину, нужно, чтобы его действия не были признаны в России преступлением и не противоречили принципам и целям ООН.

Процедура выдачи лиц, совершивших преступление

Процедура экстрадиции строго регламентирована. Любые ошибки в действиях одной из стран могут привести к тому, что преступник не будет выдан.

Итак, алгоритм экстрадиции представлен следующим образом:

  • Когда злоумышленник задержан, у страны, в которой он совершил преступление, есть 40 дней на направление запроса в ту страну, в которой он находится.
  • В отношении задержанного избирается мера пресечения.
  • Оценивается ситуация на предмет потенциальной экстрадиции преступника.
  • Вынесение обоснованного отказа в экстрадиции или ее удовлетворение.
  • Документальное оформление положительного решения по запросу на экстрадицию.
  • Информирование задержанного о его экстрадиции.

Решение об экстрадиции может быть обжаловано задержанным в течение 10 дней.

Возможна ситуация, когда право на определенного осужденного одновременно могут заявить несколько заинтересованных в нем стран.

В такой ситуации решение о том, в какую страну будет экстрадирован интересующий субъект, принимает Генеральный Прокурор России. Это право закреплено за ним в ст. 462 УПК РФ.

Генеральный Прокурор обязан уведомить об экстрадиции то лицо, в отношении которого принято решение, в течение 24 часов.

В экстрадиции может быть отказано в следующих ситуациях:

  • Нарушены правила оформления и подачи запроса;
  • Нет доказательств виновности лица, требуемого к экстрадиции;
  • Преступник не является гражданином той страны, которая запрашивает его выдачу.

Страны без экстрадиции

В Европейском союзе почти все страны имеют между собой договоры, разрешающие экстрадицию преступников. Такая же ситуация и в США.

Не высылают граждан своей страны Белоруссия, Украина, Китай, Япония и Франция.

Япония не только не выдает своих граждан, но и отказывает в экстрадиции граждан других стран, являющихся этническими японцами.

Страны, где нет экстрадиции в России в 2020 году, представлены следующим списком:

  • Швеция;
  • Япония;
  • Китай;
  • Израиль;
  • Украина;
  • Белоруссия;
  • Великобритания;
  • Польша;
  • США;
  • Венесуэла и др.

На самом деле таких стран более сотни. Между Россией и этими странами не заключены договоры об экстрадиции.

То есть, ни по просьбе России ее граждан не вышлют из этих стран, ни в обратной ситуации – Россия не выдаст их подданных.

Далеко не каждый преступник может позволить себе скрываться в развитых европейских странах, таких как Франция, Англия или Швеция.

В основном, скрываясь от местного правосудия, беженцы отправляются в неразвитые далекие страны. Это, к примеру, Камбоджа, Тринидад и Тобаго, Гайана, Белиз и всевозможные маленькие острова в Тихом или Атлантическом океане.

Такие страны крайне заинтересованы в притоке иностранного капитала, закрывая глаза на источники его происхождения.

Все помнят Сергея Полонского, известного застройщика по договору долевого строительства, сбежавшего в Камбоджу. Согласия на его выдачу Россия так и не получила, Сергей был отпущен под залог и вернулся самостоятельно в страну.

Экстрадиция преступников в уголовном праве – сложный процесс, в котором задействованы, как минимум, две страны, каждая из которых отстаивает только свои интересы.

Порой договориться между собой становится очень непросто, и человек, представляющий ценность для каждой из стран, становится разменной монетой в серьезных политических играх.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/chto-takoe-ekstradiciya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.