Выдача преступников

Экстрадиция в уголовном праве: понятие, виды и условия

Выдача преступников

В попытках избежать наказания, преступник может воспользоваться возможностью скрыться, эмигрировав в страну, находящуюся в политической конфронтации со страной, где он совершил само преступление.

Но, в некоторых развитых государствах существует такое понятие в уголовном праве, как экстрадиция. О том, что же это означает и в каких странах этой экстрадиции пока ещё нет, вы узнаете, прочитав нашу статью.

Что такое экстрадиция

Экстрадиция является одной из форм сотрудничества на международном уровне между государствами, помогающая им бороться с преступностью.

Простыми словами, это арест и последующая передача (по запросу) преступника или подозреваемого в совершении преступного деяния одним государством какому-либо другому.

В случае США экстрадиция существует и между самими штатами этой страны.

В наше время у Российской Федерации есть порядка трёхсот международных договоров о юридической взаимопомощи с другими государствами. И как раз одним из этих соглашения и является экстрадиция. Помимо этого, в помощь входят следующие меры:

В каких странах нет экстрадиции

Давайте посмотрим, в каких же странах экстрадиции в Россию пока ещё нет. Итак, когда лицо является подданным нижеперечисленных государств, России бессмысленно подавать запросы другому государству о выдачи какого-либо преступника гражданина:

  • Швеции;
  • Великобритании;
  • Америки;
  • Белоруссии;
  • Китая;
  • Украины;
  • Японии;
  • Польши.

Особенности экстрадиции

Стоит отметить, что особенностью экстрадиции является то, что она распространяется только на уголовников, то есть, людей, совершивших преступления, за которые предусмотрена исключительно уголовная ответственность. И для самой экстрадиции не имеют значения преступные деяния, связанные с гражданским либо административным видом ответственности.

Процедуру выдачи преступников нашему государству лёгкой не назовешь. Данную ситуацию усложняет очень низкий уровень доверия к нашему правосудию.

Западные страны чаще остальных стран во всём видят исключительно политический контекст и ставят под сомнение достоверность предоставляемых им фактов, если речь идёт о нашей стране. Такая картина имеет место быть даже в случае очевидности вины запрашиваемого преступника. Вот так, из-за недостаточного уровня доверия между странами, в экстрадиции может быть отказано.

Но, когда преступление и доказательства достаточно серьёзные, и государствами заключено соответствующее соглашение, то в этой ситуации другая сторона не имеет права отказать в выдаче беглеца. В общем, это всё, что касается особенностей обмена преступниками, совершившими уголовно-наказуемые деяния, между разными государствами.

Экстрадиция в РФ

Согласно нормам, прописанным в ст. 13 УК России, граждане этой страны, совершив преступление на территории другой какой-либо страны, не подлежат выдаче этой стране. Но данное положение не отменяет уголовной ответственности и соответствующего ей наказания. По ст. 12 УК РФ данный гражданин подвергнется наказанию в соответствии с законодательством нашей страны.

В 13-ой статье УК РФ также прописано, что выдача касается только преступников, не имеющих определенного гражданства либо иностранных граждан, преступивших закон за пределами территории Российской Федерации, но пребывающих в РФ на момент запроса об экстрадиции.

Как мы видим, наше государство пока лишь частично приняло такой институт, как экстрадиция. Это основное отличие в этом плане России от стран, входящих в Евросоюз, между которыми действует взаимная обязанность по выдаче преступников.

Условия экстрадиции

Выдача преступников является правом, но не обязанностью государства. Обязанностью же она может стать только, если есть двусторонний договор о взаимной правовой помощи в уголовных делах. Экстрадиция осуществляется в отношении преступлений, определённых самим договором, в котором также прописаны все их критерии.

По традиции должно соблюдаться правило, называемое «двойной подсудностью». Иными словами, преступное деяние, из-за которого и запрашивается экстрадиция, должно признаваться таковым законодательствами обеих стран: запрашиваемой и запрашивающей.

Помимо этого, в соглашении прописываются условия, позволяющие отказать в выдаче преступника. К таковым, в основном, относятся обоснованные сомнения правительства запрашиваемой страны в том, что преследование происходит исключительно по мотивам политического характера.

Также могут отказать в выдаче, например, в том случае, если преступник после этого может быть казнён или же подвергнут каким-либо пыткам и неприемлемым унижениям.

Полный список причин для отказа мы приведём чуть позже, в отдельном пункте данной статьи. А пока перечислим все условия, которые должны быть соблюдены в случае экстрадиции при участии, непосредственно, нашей страны:

  1. Наличие двухстороннего соглашения между Россией и иной страной об экстрадиции.
  2. Отсутствие гражданства РФ у лица, которое просят выдать. Подданные нашей страны, которые совершили уголовно наказуемое деяние в другой стране, но в момент запроса о выдачи находятся на территории РФ, выдаче подлежать не будут (ч. 1 ст. 13 УК ст. 61 ч.1 Конституции РФ).
  3. Наличие у преступника гражданства запросившей его экстрадицию страны. В случае наличия у него двойного гражданства могут возникнуть определённые сложности. В качестве примера можно вспомнить случай экстрадиции в прошлом году из Минского СИЗО блогера с российско-израильским гражданством.
  4. Наличие неоспоримой доказательной базы того, что данное лицо совершило уголовное деяние, в котором его обвиняют.
  5. Преступление, в котором данное лицо обвиняется также должно быть уголовно наказуемым деянием, согласно законам обоих государств.
  6. За данное преступное деяние должна предусматриваться мера наказания в виде лишения свободы не менее, чем на год, а для того, чтобы приговор был исполнен – преступника должны лишить свободы не менее чем на полгода.
  7. Со стороны другого государства должны быть гарантии того, что выдаваемое лицо будет преследоваться исключительно за указанный в запросе вид совершённого преступления и сможет покинуть территорию данного государства по завершению уголовно-процессуальных действий, и не будет передаваться никакому третьему государству.
  8. Должны быть также и гарантии того, что к преступнику не будут применяться пытки, какие-либо унижающие процедуры или же смертная казнь.
  9. Представитель государства, которое запрашивает выдачу преступника, имеет неопровержимые доказательства, указывающие на вину данного лица.

Отказы

Основными причинами для отказа в выдаче могут быть:

  1. Отсутствие доказательной базы виновности данного человека.
  2. Нарушение установленного регламента подачи самого запроса о выдачи.
  3. Лицо, выдачу которого запрашивают, не является подданным государства, которое это запрос подаёт.
  4. Экстрадиция нарушает условия, рассмотренные нами в отдельном пункте.

Для передачи лица властям другого государства необходимо наличие решения Генеральной прокуратуры. И лишь в этом случае международная экстрадиция возможна.

Как принимается решение

Когда доказана вина и все условия экстрадиции соблюдены, принимается решение о выдаче. В нашей стране такое решение принимает, главным образом, генеральный прокурор либо же иное лицо, исполняющее обязанности его заместителя.

О том, что решение об экстрадиции принято, в обязательном порядке, сообщается субъекту выдачи. Также ему в этот момент разъясняются его права, включая право на обжалование данного определения генерального прокурора Российской Федерации.

Обжалование

Согласно ст. 463 уголовно-процессуального кодекса РФ, решение об экстрадиции подлежит обжалованию. Подать жалобу можно через 10 дней с момента принятия данного решения о выдачи ген. прокурором либо же его заместителем.

Когда подобная жалоба поступает непосредственно в судебную инстанцию, то в течение одного месяца необходимо предоставить все возможные доказательства и абсолютно все необходимые материалы по данному вопросу.

И уже основываясь на предоставленную информацию и документацию и выносят одно из двух следующих определений:

  1. Жалоба признаётся обоснованной, а прежнее решение генпрокурора аннулируется.
  2. Принятое ранее прокурором решение остаётся в силе, а жалоба не удовлетворяется. В этом случае начинается процедура экстрадиции лица, совершившего преступление, органам власти России соответствующим органам другой страны.

Ну а что касается первого случая, когда определение об экстрадиции отменяется, преступника освобождают далеко не всегда. Отказ совсем не означает, что его вдруг признали невиновным. Возможно, в ходе самого судебного разбирательства были обнаружены какие-то условия, препятствующие этой выдаче, в то время как виновность самого человека очевидна и вполне доказана.

И в этом случае, судебное делопроизводство будет проходить по законам РФ и наказание будет назначено также в соответствии с этими законами. Ну и само собой, отбывать своё наказание преступник также будет на территории Российской Федерации. Об этом прописано в Конституции нашей страны, а также в отдельных пунктах различных международных соглашений.

Процедура экстрадиции

Как мы уже говорили ранее, для осуществления экстрадиции, для начала необходимо, чтобы между самими государствами было соответствующее двустороннее соглашение. Но, помимо этого есть еще и порядок о выдачи преступника или же только подозреваемого правоохранительным органам другой страны. Рассмотрим весь процесс пошагово:

  1. Подаётся запрос другому государству. На его рассмотрение отведено около сорока дней с момента произведённого задержания подозреваемого лица.
  2. Производится экстрадиция, но пока только в местную прокуратуру либо другую предназначенную для этого структуру. Именно там и будет выбираться мера наказания в будущем.
  3. На этом шаге сторона, передающая подозреваемого, проверяет все основания, способные разрешить либо запретить осуществление данной процедуры.
  4. После первых трёх шагов, принимается определение удовлетворить или отклонить заявку на выдачу.
  5. В случае разрешения экстрадиции, это определение закрепляется специальным постановлением.
  6. И только теперь обвиняемого человека ставят в известность об экстрадиции. Как мы уже говорили ранее, у него также есть возможность обжалования этого решения в течение десятидневного срока.
  7. В том случае, если запрос об экстрадиции отклонён, встречная сторона также может подать кассационную жалобу в течение одной недели.

Заключение

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (495) 935-86-36
+7 (812) 449-55-12
+7 (800) 700-39-98 

Это быстро и бесплатно!

Из этой статьи вы узнали об условиях и специфики процесса экстрадиции. Но, стоит отметить, что в наше время далеко не все государства в достаточной степени доверяют друг другу.

И по этой причине, сам институт экстрадиции развит пока не в полной мере.

Но, учёные умы и аналитики уверяют, что такая нехорошая тенденция будет сломлена уже в обозримом будущем, в силу постоянного роста преступности международного масштаба.

Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/ekstraditsiya.html

Принципы экстрадиции в международном праве

Выдача преступников

Экстрадиция в международном праве представляет собой важный аспект межгосударственных отношений.

Данная процедура позволяет более эффективно бороться с преступностью на международном уровне в глобальном масштабе и кооперировать свои действия между странами с разной правовой базой.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам бесплатной консультации:

Определение

Что такое экстрадиция? Это одна из форм международного сотрудничества различных государств в борьбе с преступностью.

Экстрадиция подразумевает передачу одного государства другому подозреваемых, обвиняемых или осужденных для судебных разбирательств внутренними органами другого государства, в том числе для исполнения приговора.

По субъектному основанию выделяют следующие виды:

  • лица без гражданства;
  • лица с двойным гражданством;
  • иностранные граждане;
  • граждане РФ (для РФ).

В зависимости от преследуемый цели экстрадиция бывает:

  • с целью уголовного преследования;
  • с целью исполнения приговора;
  • с целью правосудия.

Есть ли в России смертная казнь? Ответ узнайте прямо сейчас.

Фрагмент лекции «Международное уголовное право»:

Принципы в международном праве

При вынесении решения по выдаче лиц государственные органы придерживаются следующих принципов:

  1. Обязанность защищать своих граждан.
  2. Государство не имеет права наказывать за преступления вне своей территории.
  3. Первоочередным фактором является соблюдение законов и порядка внутри страны, а не за ее пределами.
  4. Подданные должны привлекаться к уголовной ответственности согласно кодексу их страны.
  5. Позиция противиться выдаче своих граждан для обеспечения собственной независимости и престижа страны.
  6. Поводом для просьбы о выдаче должны быть преступления по статье со сроком лишения свободы на 1 год и более.
  7. Приоритетными запросами являются те, по которым лицо совершило преступления на территории обеих стран.
  8. Уголовное преследование должно осуществляться только по тому преступлению, которое стало основанием для запроса о выдаче.

Основные принципы экстрадиции в международном праве сформулированы на Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и дополнены Генеральной Ассамблей ООН на 45-м съезде (декабрь 1990 г.).

Некоторые принципы могут изменять форму в зависимости от заключенных между государствами договорами в данной сфере.

Список стран с двусторонней договорённостью

Согласно конституции РФ (ст.61, ч.1), граждане России не могут быть выданы другими государствам за пределы РФ.

А в соответствии с УК РФ (ст.12, ч.1), уголовное преследование должно проводиться по российским законам.

Выдача возможна только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, которые совершили преступления за пределами РФ.

Однако РФ имеет двусторонние договора с некоторыми странами. Например, участники СНГ приняли условия Минской Конвенции 1993 г. о правовой помощи в отношении граждан внутри союза.

Согласно условиям конвенции, государственные органы могут рассматривать вопрос о выдаче даже собственных граждан, но только если они совершили преступления на территории стран СНГ.

Россия имеет двусторонние договора со следующими странами (кроме стран СНГ):

  • Монголия;
  • Индия;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Польша;
  • Греция;
  • Вьетнам;
  • Эстония;
  • Куба;
  • КНДР;
  • Тунис;
  • Румыния;
  • Канада;
  • Ирак;
  • Болгария;
  • Иран;
  • Венгрия;
  • и др.

В договорах обычно указывается, что выдача может быть осуществлена, если совершенное преступление также наказуемо согласно законодательству РФ. Или в документах описаны степени тяжести преступления, к примеру, срок лишения свободы не менее 6 месяцев или года.

Согласно статье 61 Конституции РФ, не допускается выдача лиц, которые преследуются по политическим мотивам.

Необходимо уточнить, что большинство случаев регулируются межгосударственными договорами. Если же их нет, то государственные органы рассматривают каждый случай индивидуально.

Какие органы участвуют в процедуре?

Вопрос о выдаче лиц рассматривается Генеральной прокуратурой РФ, а затем согласовывается с МИДом.

Условия выдачи преступника

Процедура выдачи может быть осуществлена при выполнении одного или нескольких условий:

  • наличие гражданства запрашиваемой стороны у преступника;
  • гарантии не применения пыток и насилия над выдаваемым лицом;
  • наличие доказательств причастности к преступлению;
  • наличие гарантий о достойных условия содержания;
  • объективность оценки совершенного преступления;
  • отсутствие российского подданства у преступника;
  • наличие двусторонних договоренностей между странами.

Как добиться суда присяжных в России? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основания для отказа

Существует несколько причин для отказа:

  • отсутствуют доказательства причастности к преступлению;
  • неправильно оформлены документы или нарушен регламент запроса;
  • преступник не является гражданином государства, сделавшего запрос о выдаче;
  • запрашиваемое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • срок давности преступления истек;
  • экстрадиция станет причиной нарушения условий о выдаче преступника.

Порядок исполнения

Запрос на экстрадицию должен быть осуществлен в течение 40 дней с момента задержания.

Запрашиваемая сторона готовит пакет всех необходимых документов и отправляет их в Генеральную прокуратуру.

Вопрос рассматривается генпрокурором или его заместителем. Затем принимается решение о выдаче или отказе, и выносится постановление.

В случае положительного решения, задержанного информируют о его экстрадиции другому государству. Также согласовываются условия передачи с запрашивающей стороной (сроки, даты, исполнители и т.д.).

Задержанный может обжаловать решение в течение 10 суток. В случае отказа можно подать кассационную жалобу в течение 7 суток.

Иногда возможна отсрочка, или проводится временная экстрадиция.

Такое случается под влиянием некоторых факторов, например, для проведения следственных мероприятий или рассмотрении вопроса о политическом убежище.

Какие страны не выдают правонарушителей?

По разным причинам некоторые страны категорически отказываются передавать преступников в Россию:

  1. Бутан – это маленькая страна расположенная среди Гималаев рядом с Индией и Китаем. Государство не имеет дипломатических отношений с РФ, поэтому даже не рассматривает вопрос о выдаче преступников. Это закрытое для внешнего мира государство, которое не придерживается международных норм.
  2. Северный Кипр – непризнанное или частично признанное государство на севере острова Кипр. Населено в основном турками. Официальный Кипр данную территорию не контролирует, а своего правительства как такового нет. К тому же, РФ не признает Северный Кипр. Поэтому обращаться за выдачей бессмысленно.
  3. Косово – бывший регион Сербии, а сегодня независимая республика. Россия не признает ее независимость, как и еще 85 государств на планете. Отсюда и 100%-й отказ на любой запрос.
  4. Грузия – в результате военного конфликта в Южной Осетии (август-сентябрь 2008 года) Грузия разорвала дипломатические отношения с РФ. Это значит, что подписанная Грузией Минская конвенция 1993 г. больше не действует. С тех пор произошла смена власти в стране, но дипломатические отношения до сих пор не восстановлены.
  5. Кашмир – это спорная территория между Пакистаном и Индией. Там вообще не действуют никакие международные законы. На самом деле там есть свое независимое правительство, но оно не имеет никаких отношений с другими странами.

    Для этого нужно признать независимость региона, чего Россия не делает.

  6. Западная Сахара – никем не управляемая территория на берегу Атлантического океана. На нее претендует Марокко, а сам регион хочет независимости. Там нет официального руководство, поэтому и запросы принимать некому.
  7. Ниуэ и острова Кука – это несколько небольших остров в Тихом океане, находящихся в свободной ассоциации с Новой Зеландией. Россия не установила с государством дипломатические отношения, а в местном законодательстве нет вообще такого понятия “экстрадиция”.
  8. Соломоновы острова – еще одно островное государство в Тихом океане. С Россией дипломатические отношения не установлены. Причины невозможности экстрадиции аналогичны островам Кука.
  9. Великобритания – официально государство принимает любые запросы на выдачу преступников. Однако получить положительный ответ практически невозможно из-за особенностей законодательства и вообще трактования законов.

Своих граждан никогда не выдают следующие страны:

  • Беларусь;
  • США;
  • Украина;
  • Китай;
  • Польша;
  • Швеция;
  • Великобритания;
  • Япония.

Есть ли в России пожизненное заключение? Читайте об этом здесь.

Примеры

Рассмотрим несколько известных событий, связанных с экстрадицией:

  1. Дело Сноудена – В США было возбуждено уголовное дело в отношении одного из сотрудников спецлужб, который обнародовал секретную информацию. Речь идет об Эдварде Сноудене. Он попытался бежать и полетел в Россию. В аэропорту Домодедово произошло его задержание, после чего США подали запрос о его выдаче на родину, чтобы предстать в суде по выдвинутым обвинениям. Однако Сноуден попросил политическое убежище, а Россия отказалась выдавать обвиняемого. На данный момент его местоположение неизвестно.
  2. Дело Виктора Бута – это гражданин РФ, который долгое время проживал в Тайланде, где его и задержали местные органы правопорядка. Причиной стали подозрения в незаконной торговле оружием. Ему был вынесен приговор: 5 лет лишения свободы. После этого США подали прошение о выдаче преступника за аналогичные преступления на территории его страны. Тайланд отверг запрос, однако повторная апелляция была удовлетворена, и Виктор Бут был передан США, где получил 25 лет лишения свободы. Во время судебного процесса запросы о выдаче также делала РФ, однако Тайланд их все отверг.
  3. Дело Ассанжа – это история о легендарном создателе ВикиЛикс, который обнародовал большое количество секретной информации правительства США. Джулиан Ассанж имеет австралийское подданство. Сперва он прилетел в Великобританию и попросил там политическое убежище. Британские власти не решились на это, чтобы не портить отношения с США и позволили ему скрыться на территории посольства Эквадора. После чего запрос США о выдаче был удовлетворен. Яркий пример того, как Великобритания ведет себя в таких ситуациях. Получается, Ассанж оказался отрезан от мира в небольшом доме в Лондоне, который юридически является территорией Эквадора. Если он выйдет на улицу, то его арестуют власти Великобритании и передадут США.

    Эта история до сих пор ничем не закончилась. США пытается получить разрешение на выдачу уже у властей Эквадора, однако они пока отказываются делать это.

Обмен преступниками или их выдача является нормой в современной модели международных отношений.

Это один из самых действенных методов борьбы с криминалом, который позволяет наказать практически любого преступника, совершившего противоправные действия и скрывшегося за границей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно!

Источник: https://ugkod.com/nakazanie/ekstraditsiya-v-mezhdunarodnom-prave.html

ВЫ́ДАЧА ПРЕСТУ́ПНИКОВ

Выдача преступников

Авторы: К. С. Родионов

ВЫ́ДАЧА ПРЕСТУ́ПНИКОВ (экс­т­ра­ди­ция), фор­ма ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вой по­мо­щи по уго­лов­ным де­лам; про­це­ду­ра, с со­блю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний ко­то­рой од­но го­су­дар­ст­во за­пра­ши­ва­ет, а дру­гое на ус­ло­ви­ях объ­е­ди­няю­ще­го их ме­ж­ду­нар.

до­го­во­ра вы­да­ёт че­ло­ве­ка, об­ви­няе­мо­го в со­вер­ше­нии дея­ния, при­зна­вае­мо­го в том и дру­гом го­су­дар­ст­вах пре­сту­п­ле­ни­ем (на­ка­зы­вае­мым ли­ше­ни­ем сво­бо­ды не ни­же оп­ре­де­лён­но­го до­го­во­ром сро­ка), для пре­да­ния су­ду или для ис­пол­не­ния су­деб­но­го при­го­во­ра.

В Древ­нем Ри­ме вы­да­ча пра­во­на­ру­ши­те­ля на­зы­ва­лась deditio, букв. – вы­да­ча (с го­ло­вой). Тер­мин «экс­т­ра­ди­ция» (ex­tradition – от лат.

при­став­ки ex- и tra­dition – пе­ре­да­ча) в зна­че­нии «вы­да­ча» впер­вые был ис­поль­зо­ван в уго­лов­но-про­цес­су­аль­ном ко­дек­се Фран­ции (1808). Этот тер­мин по­лу­чил ме­ж­ду­нар.

рас­про­стра­не­ние (кро­ме не­мец­ко­го­во­ря­щих стран).

В Рос­сии тра­ди­ци­он­но ис­поль­зу­ет­ся тер­мин «вы­да­ча» (Кон­сти­ту­ция РФ, ста­тьи 61 и 63). Ещё в Рос. им­пе­рии был при­нят За­кон о вы­да­че пре­ступ­ни­ков по тре­бо­ва­нию иностр. го­су­дарств (1911), и Рос­сия бы­ла од­ной из не­мно­гих стран, имев­ших за­кон о вы­да­че.

Вы­да­ча – ком­плекс­ный пра­во­вой ин­сти­тут, сфор­ми­ро­ван­ный из норм ме­ж­ду­нар. и внут­ри­го­су­дарств. пра­ва, вклю­чая кон­сти­ту­ци­он­ное, уго­лов­но-про­цес­су­аль­ное, уго­лов­ное, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное. Ме­ж­ду­нар. ком­плекс норм на­зы­ва­ют экс­т­ра­ди­ци­он­ным пра­вом. К не­му от­но­сят­ся спец. мно­го­сто­рон­ние и дву­сто­рон­ние до­го­во­ры о вы­да­че (напр.

, Ев­роп. кон­вен­ция об экс­т­ра­ди­ции, 1957, до­го­во­ры о вы­да­че – РФ с Ки­тай­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­кой, 1995, и с Рес­пуб­ли­кой Ин­дия, 1998); мно­го­сто­рон­ние и дву­сто­рон­ние до­го­во­ры об ока­за­нии пра­во­вой по­мо­щи по уго­лов­ным де­лам (напр.

, Мин­ская кон­вен­ция о пра­во­вой по­мо­щи и пра­во­вых от­но­ше­ни­ях по гра­ж­дан­ским, се­мей­ным и уго­лов­ным де­лам, 1993); кон­вен­ции о борь­бе с пре­сту­п­ле­ния­ми отд. ви­дов (Ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция по борь­бе с под­дел­кой де­неж­ных зна­ков, 1929, Га­аг­ская кон­вен­ция о борь­бе с не­за­кон­ным за­хва­том возд. су­дов, 1970, и др.). К нац.

за­ко­нам го­су­дарств, со­дер­жа­щим отд. нор­мы о вы­да­че и обес­пе­чи­ваю­щим их го­тов­ность к раз­ре­ше­нию во­про­сов кон­крет­ной вы­да­чи, от­но­сят­ся кон­сти­ту­ция, уго­лов­ный, уго­лов­но-про­цес­су­аль­ный ко­дек­сы и др., а так­же спец. нац.

за­ко­ны о вы­да­че (экс­т­ра­ди­ции), в ко­то­рых при­ни­маю­щие их сто­ро­ны фор­му­ли­ру­ют экс­т­ра­ди­ци­он­ную по­ли­ти­ку и прак­ти­ку, напр. за­ко­ны Фран­ции (1927), Шве­ции (1957), Да­нии (1967), Япо­нии (1953), Ка­на­ды (1970), Ве­ли­ко­бри­та­нии (1989), Из­раи­ля (1990).

Вы­да­ча – со­вме­ст­ная про­це­ду­ра, уча­стие в ко­то­рой при­ни­ма­ют ор­га­ны ад­мини­ст­ра­тив­ной (ис­пол­ни­тель­ной) и су­деб­ной вла­сти (МИД, про­ку­ра­ту­ра, суд, по­ли­ция) как со сто­ро­ны за­пра­ши­ваю­ще­го, так и со сто­ро­ны за­пра­ши­вае­мо­го го­су­дар­ст­ва.

В про­це­ду­ре вы­да­чи, как пра­ви­ло, уча­ст­ву­ют два го­су­дар­ст­ва, но мо­гут три и бо­лее. Га­ран­ти­ей ус­пеш­но­сти вы­да­чи счи­та­ет­ся объ­е­ди­няю­щий их ме­ж­ду­нар. до­го­вор. При его от­сут­ст­вии вы­да­ча (на ус­ло­вии вза­им­но­сти) бы­ва­ет край­не ред­ко и толь­ко ес­ли вза­им­ность пре­ду­смот­ре­на нац. за­ко­на­ми обо­их го­су­дарств.

В за­клю­чае­мых до­го­во­рах го­су­дар­ст­ва за­яв­ля­ют о сво­ей го­тов­но­сти вы­да­вать за­пра­ши­вае­мых лиц.

Но эта го­тов­ность не яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ст­вом го­су­дар­ст­ва вы­да­вать ка­ж­до­го за­пра­ши­вае­мо­го, а толь­ко пра­вом сде­лать это или от­ка­зать в вы­да­че кон­крет­но­го об­ви­няе­мо­го или осу­ж­дён­но­го, на­хо­дя­ще­го­ся в пре­де­лах его тер­ри­то­ри­аль­ной юрис­дик­ции.

Да­вая со­гла­сие на вы­да­чу кон­крет­но­го ли­ца, го­су­дар­ст­во от­ка­зы­ва­ет­ся от сво­ей юрис­дик­ции в от­но­ше­нии пре­ступ­ни­ка. В по­ряд­ке ком­пен­са­ции этой ут­ра­ты го­су­дар­ст­ва стре­мят­ся со­хра­нить кон­троль над са­мой вы­да­чей, ус­лож­нив её ря­дом ус­ло­вий, со­блю­де­ние ко­то­рых ого­ва­ри­ва­ет­ся как в до­го­во­рах, так и нор­ма­ми их нац. пра­ва:

1) соб­ст­вен­ные гра­ж­да­не не вы­да­ют­ся. Это­му прин­ци­пу сле­ду­ет боль­шин­ст­во го­су­дарств. В не­ко­то­рых стра­нах (Ав­ст­рия, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Из­ра­иль, Ин­дия, Ка­на­да, США) до­пус­ка­ет­ся воз­мож­ность вы­да­чи соб­ст­вен­ных гра­ж­дан на ус­ло­ви­ях вза­им­но­сти.

От­каз в вы­да­че соб­ст­вен­но­го гра­ж­да­ни­на не оз­на­ча­ет его без­на­ка­зан­но­сти. От­ка­зы­ваю­щее в вы­да­че го­су­дар­ст­во в этом слу­чае долж­но при­влечь за­пра­ши­вае­мо­го к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти за пре­сту­п­ле­ние, со­вер­шён­ное за гра­ни­цей, по сво­ему нац.

за­ко­ну;

2) прось­ба о вы­да­че долж­на быть мо­ти­ви­ро­ва­на со­вер­ше­ни­ем пре­сту­п­ле­ния, ко­то­рое: долж­но но­сить об­ще­уго­лов­ный ха­рак­тер, а не быть дея­ни­ем по­ли­ти­ческим, во­ен­ным или со­вер­шён­ным на ра­со­вой или ре­лиг.

поч­ве; долж­но быть дос­та­точ­но тяж­ким и на­ка­зы­вать­ся ли­ше­ни­ем сво­бо­ды не ме­нее, чем на обу­слов­лен­ный в до­го­во­ре срок; долж­но быть пре­ду­смот­ре­но за­ко­но­да­тель­ст­вом как за­пра­ши­ваю­ще­го, так и за­пра­ши­вае­мо­го го­су­дар­ст­ва (пра­ви­ло «двой­ной ин­кри­ми­на­ции»); не бы­ло и не яв­ля­ет­ся пред­ме­том су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ст­ва или уго­лов­но­го пре­сле­до­ва­ния в за­пра­ши­вае­мом го­су­дар­ст­ве;

3) срок дав­но­сти для пре­сле­до­ва­ния по за­ко­ну за­пра­ши­вае­мой стра­ны не ис­тёк;

4) в за­пра­ши­вае­мой стра­не не объ­яв­ля­лась ам­ни­стия, кос­нув­шая­ся и то­го ви­да пре­сту­п­ле­ния, ко­то­рым мо­ти­ви­ро­ва­на В. п.

В боль­шин­ст­ве до­го­во­ров о вы­да­че пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся ус­ло­вие, со­глас­но ко­то­ро­му вы­дан­ное ли­цо не мо­жет пре­сле­до­вать­ся или быть осу­ж­де­но за дея­ние, ко­то­рое не упо­ми­на­лось в прось­бе о вы­да­че, да­же ес­ли это дея­ние пред­ше­ст­во­ва­ло про­це­ду­ре вы­да­чи.

В не­ко­то­рых до­го­во­рах ука­зы­ва­ет­ся на воз­мож­ность от­ка­за в вы­да­че, ес­ли вме­няе­мое вы­да­вае­мо­му ли­цу пре­сту­п­ле­ние пре­ду­смат­ри­ва­ет выс­шую ме­ру на­ка­за­ния. Прось­ба о вы­да­че мо­жет быть удов­ле­тво­ре­на толь­ко при письм.

за­ве­ре­нии про­ся­щей сто­ро­ны о не­при­ме­не­нии смерт­ной каз­ни к вы­да­вае­мо­му ли­цу.

Источник: https://bigenc.ru/law/text/2336427

Выдача преступников

Выдача преступников

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников, совершивших преступления на территорииодного государства, но находящихся на территории другого.

Выдача преступников — это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или для применения к нему наказания

Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой предоставления убежища иностранцам, преследуемым в другом государстве.

Проблемы выдачи преступников и предоставления убежища возникли еще в древности и неоднозначно решались в различные исторические периоды. Особенно остро эти вопросы стояли в период холодной войны между государствами двух систем.

В современном международном праве утвердилась позиция, что убежище может предоставляться только лицам, совершившим политические преступления в другом государстве. Лица, совершившие общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища.

Однако единого понятия политического преступления выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого оно находится.

Конституция Российской Федерации содержит принципиальные положения о выдаче преступников и предоставлении права убежища. Так, в ст. 61 Конституции говорится, что “гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству”.

В соответствии с Конституцией в ч. 1 ст. 13 УК указано: “Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству”. Действующий же Уголовный кодекс не содержит положений о выдаче преступников.

Позиция о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к ответственности разделяется многими современными государствами.

Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международных договоров о юридической помощи или путем дипломатических переговоров.

Россия заключила ряд договоров о правовой помощи со странами ближнего зарубежья, например с Азербайджаном. На основе этого договора некоторые преступники, скрывавшиеся на территории Азербайджана, были переданы правоохранительным органам Российской Федерации.

Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против этой страны находится в другой стране. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника предъявляет государство в следующих случаях:

1) когда преступление совершено на его территории;

2) когда преступник является гражданином этого государства;

3) когда преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

В случаях, когда преступник совершил преступления на территориях нескольких государств, вопрос о его выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права.

При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах.

Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:

преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаться преступлением по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности);

если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств при выдаче лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку некоторые из этих стран отменили смертную казнь, а другие ее сохраняют.

Требование о выдаче преступника может быть заявлено для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.

Выдача преступника может преследовать цель применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.

Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, гражданином которого он не является, для отбывания наказания на родине.

Однако в соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению для осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу.

Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившие выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служит основанием выдачи этого лица.

В Конституции (ч. 2 ст. 63) говорится: “Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации“.

В Уголовном кодексе вопрос о выдаче преступников решается в ст.

13 следующим образом: “Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации“. Представляется правильным развернутое определение выдачи преступников, данное В.К. Звирбулем и В.П. Шупиловым: “Это акт правовой помощи, осуществляемой в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для привидения в исполнение вынесенного приговора

Источник: https://studopedia.su/16_119028_vidacha-prestupnikov.html

Что такое экстрадиция? Когда возможна экстрадиция? Как проходит процедура экстрадиции?

Выдача преступников

Экстрадиция — это инструмент правовой взаимопомощи государств. Логика проста: если гражданин совершил преступление в своей стране и пытается избежать наказания, скрываясь в другой, то такое государство вправе выдать нарушителя по запросу пострадавшей стороны.

При этом выдача возможна только в строго определенных случаях и в отношении конкретных преступников. Нельзя просто так взять и экстрадировать человека, основываясь на голословных (пусть и официально предъявленных) обвинениях.

Все нарушения должны быть подтверждены и доказаны — только тогда возможна экстрадиция.

И еще — абсолютно все имеют право на юридическую помощь и защиту. Неважно, справедливы ли обвинения в адрес иностранного гражданина.

Если он (или вы) попал в ситуацию, когда ему грозит экстрадиция, адвокат потребуется незамедлительно.

Слаженная работа со специалистом облегчит ситуацию и, возможно, приведет к смягчению или даже снятию обвинений (если они действительно были безосновательны) и отказу в экстрадиции.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 13 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что означает и как регулируется экстрадиция

Для граждан России первостепенными являются законы Российской Федерации.

Российских правонарушителей судят по внутренним нормативно-правовым актам, наказание и его исполнение также основываются на кодексах и законах РФ.

Но что же делают с иностранным гражданином или человеком, не имеющим гражданства, в случае совершения им уголовного преступления? Нарушителя выдают в ту страну, гражданином которой он является — экстрадируют.

Экстрадиция — это выдача преступников. В русской правовой терминологии понятие «экстрадиция» не применяется. У нас речь идет именно о выдаче лица, совершившего преступление (ст. 13 УК РФ). Суть этих понятий едина, и подразумевает она передачу иностранного гражданина, совершившего преступление, под правовую ответственность той страны, на территории которой зафиксировано правонарушение.

Другой вариант — экстрадиция в родную страну преступника с целью осуждения и приведения в исполнение приговора по законам родины правонарушителя. Выдача касается только тех людей, которые совершили уголовные преступления. Административные и гражданские нарушения не являются основанием для экстрадиции.

Выдача преступников проводится при строгом соблюдении внутренних правил и законов. Во-первых, экстрадиция — это право, а не обязанность сторон.

Государство вполне может отказать в выдворении правонарушителя, если сочтет запросы принимающей стороны неправомерными и незаконными. Во-вторых, есть серьезное ограничение. Большинство стран не выдает своих граждан.

Правонарушителей судят и наказывают по своим законам. Касается это и Российской Федерации.

Если в Россию поступит запрос об экстрадиции русского гражданина, то запрашивающая сторона получит однозначный отказ — нарушителя будут судить по законам РФ. Выдача российского гражданина — это прямое нарушение Конституции Российской Федерации (ст. 61 Конституции РФ).

Если же россиянин совершает уголовное преступление за пределами РФ, то наша сторона потребует его экстрадиции. Отвечать за свои противоправные действия нарушитель будет уже в России (ст. 12 УК РФ).

Экстрадиция существует в рамках правовой помощи стран. Это подтверждает право, а не обязанность сторон выдавать преступников.

Свободная выдача возможна только в случае заключения соответствующего двустороннего соглашения между сторонами или же участия в международной конвенции. У России такие соглашения заключены с 65 государствами.

Если между странами нет договоренности об экстрадиции, то выдача производится по запросу и только после того, как экстрадирующая сторона тщательно изучит материалы дела. Более того, для выдачи необходимо соблюдение определенных условий:

  • правовое — двух- или многостороннее соглашение о правовой помощи;
  • очевидное — преступление совершено на территории государства, требующего экстрадицию;
  • логичное — тождественность преступления для всех сторон («двойная подсудность»).

Вывод таков: экстрадировать можно только иностранных граждан, которые совершили преступление в стране, требующей выдачу правонарушителя.

Причем рассматриваются преступления государственного характера, а не частные обвинения. Страны, участвующие в экстрадиции, соблюдают принцип «двойной подсудности».

Это значит, что преступления, совершенные в одном государстве, должны классифицироваться как преступления и в другом.

И еще один (очень важный) нюанс: гарантия неприменения смертной казни. В России смертная казнь запрещена, поэтому к преступникам, выдаваемым российским государством, применять такую меру наказания нельзя. Если же в обменивающихся странах мораторий снят, то применять подобное наказание не запрещается.

Каков порядок экстрадиции иностранного гражданина

Экстрадиция возможна только тогда, когда вина преступника доказана. Это значит, что запрашивающая сторона должна предоставить все подтверждения и доказательства совершения преступления.

Если же правонарушитель уже был осужден за преследуемое деяние, то основанием для выдачи будет вынесенный приговор.

Не допускается экстрадиция тех лиц, вина которых не была доказана и которые подвергаются безосновательному преследованию и ограничению свободы.

Есть законные основания, по которым российские органы могут отказать в экстрадиции. Вот основные причины:

  • страна требует выдачи правонарушителя, который не является ее гражданином;
  • нарушителю предъявляется частное (а не государственное) обвинение;
  • прошел срок давности по нарушению;
  • гражданина нельзя привлечь к уголовной ответственности;
  • РФ (или любая другая страна) предоставила убежище обвиняемому человеку.

Как же проходит сама процедура экстрадиции? Есть два направления экстрадиции — выдача жителей России для судебных разбирательств внутри страны и выдворение иностранных граждан (и лиц без гражданства) для наказания в рамках правого поля другого государства.

Более того, разделяют и действия исполнителей в зависимости от цели экстрадиции. Российские органы экстрадируют нарушителей как для возбуждения уголовного дела и осуждения, так и для исполнения наказания иностранным гражданам, уже осужденным в России.

Во втором случае подразумевается, что отбывать наказание преступник будет в своей стране.

Решение о выдаче правонарушителя принимает Генеральный прокурор РФ или же его заместитель (ст. 462 УПК РФ). Сама процедура экстрадиции проходит так:
  1. В Генпрокуратуру приходит запрос на выдачу гражданина, нарушившего закон. Такое прошение действует 40 дней (суток) с того момента, как преступник был задержан.
  2. Правонарушителя переводят в территориальную прокуратуру.
  3. Правоохранители избирают меру пресечения.
  4. Специалисты прокуратуры изучают дело и проверяют возможность выдачи нарушителя в другую страну. Этот процесс называется экстрадиционная проверка.
  5. Орган прокуратуры принимает положительное или отрицательное решение о выдворении. Если решение положительное, то выносится соответствующее постановление.
  6. Прокурор информирует заключенного о том, что его экстрадируют.
  7. Нарушителю дается 10 дней на обжалование решения о выдаче.

Передача правонарушителя принимающей стороне производится только по поручению Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Исполнители, в свою очередь, ждут решения от Генерального прокурора РФ.

В некоторых случаях возможна отсрочка выдачи (недостаточно доказательств для признания вины) или же временная экстрадиция.

Выдача преступника производится не навсегда, а лишь для участия в следственных экспериментах или в судебном процессе.

Источники:

О невозможности экстрадиции российских граждан

О выдаче лиц, совершивших преступление

О действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

Об исполнении запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/chto-takoe-ekstraditsiya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.