Выделение денег из бюджета

Как жители в регионах решают, на что потратить бюджетные деньги

Выделение денег из бюджета

Жители многих регионов уже давно сами решают, на что потратить бюджетные деньги. Такую инициативу решено закрепить на законодательном уровне. И в четверг Госдума приступила к обсуждению закона о народном бюджете. Это когда на проект, придуманный и одобренный жителями города, поселка, деревни, дают деньги региональный и муниципальный бюджеты, добавляет бизнес и сами люди.

И тогда асфальтом покрывают пешеходные дорожки, ремонтируют школы, фонтаны, набережные и даже развивают сельскую кооперацию.

Сейчас правила выделения казенных денег по принципу “народного бюджета” (или по-чиновничьи – инициативного бюджетирования) каждый регион устанавливает по-своему. Новый закон должен ввести единые требования.

Корреспонденты “Российской газеты” разузнали, как это делается сегодня и что обязательно надо предусмотреть в этом законе.

Голосуем за фонтан

В Пензе народный бюджет работает уже более десяти лет. Именно тогда начало действовать положение о наказах депутатам. И каждый избирательный округ, а их в Пензе 25, стал получать из городского бюджета по два миллиона рублей в год на народные проекты.

На ремонт дорог и мостов в ДФО за пять лет выделят 35 млрд рублей

Деньги можно потратить на благоустройство улиц или ремонт детсадов и школ. На что конкретно – решают сами жители.

В одном округе все пустили на асфальтирование пешеходных дорожек и за пять лет решили эту проблему. Они появились там, где люди их уже протоптали – к остановкам, магазинам, школе, детсаду.

Другие округа полностью заменили старые окна на пластиковые в детсадах и школах.

Как принимают решение? Сначала проводят сход, потом отправляют протокол своему депутату, а тот уже формирует “программу реальных дел”. По благоустройству общественных пространств (это парки, скверы, площади, набережные, тротуары) проводят всеобщее ание.

В нем можно принять участие с 14 лет. Так была отремонтирована набережная реки Суры, центральная площадь имени Ленина. В этом году народный бюджет решили потратить на реконструкцию Фонтанной площади.

На избирательные участки проать за это пришли более 45 тысяч горожан.

Также у жителей есть возможность вложить личные деньги в благоустройство своих дворов. “Хотя такой задачи специально никто не ставит”, – уточнил губернатор Пензенской области Иван Белозерцев.

А в Якутии сначала это было одним из условий реализации проекта по республиканской программе – требовалось трехпроцентное личное софинансирование (это 30-45 тысяч рублей в год). Однако потом от него отказались.

Остановка в складчину

В Якутии действуют две программы народного бюджета. По республиканской – добавлять деньги на реализацию проектов обязаны не жители, а муниципальные бюджеты – по 5 процентов.

Получается “на брата” максимум 50-75 тысяч рублей, поскольку на один проект из республиканского бюджета выделяют не более миллиона рублей, а в Арктике – полтора миллиона.

Сейчас, правда, лимиты пересматривают в сторону увеличения. Но дело даже не в размере этой суммы. Без инициативного бюджетирования многие идеи вообще не были бы реализованы. Поскольку при формировании республиканского бюджета такую “мелочь”, как благоустройство сельского скверика, депутаты не заметят даже под микроскопом. А в сельском бюджете денег на это, понятно, не хватает.

Время от времени появляются желающие попилить народный бюджет. Цена вопроса высокая. Однако финансовый контроль пока остается слабым местом

В одном селе может быть поддержан только один проект народного бюджета в год, в райцентрах – по три, в Якутске – до 10. Есть и другие ограничения.

Нельзя просить деньги на коммерческие и культовые объекты, на нужды муниципальных администраций, общественных организаций и садоводческих товариществ, на проекты, ухудшающие экологию, либо создающие риск межэтнических конфликтов. На все остальное – пожалуйста!

Кроме республиканской программы инициативного бюджетирования, которая стартовала три года назад, есть еще муниципальная – в Якутске. Ей пять лет.

Она отличается от региональной главным условием предоставления бюджетных средств: участие населения и спонсоров должно составлять не менее 20 процентов от общей стоимости народной инициативы.

Это могут быть деньги, труд, материалы, оборудование или что-то другое. Заявки на участие в конкурсном отборе проектов могут подать жители города, а также общественные организации.

Мишустин поручил подготовить программы развития отстающих регионов

Ежегодно из городской казны на несколько десятков проектов выделяют около 30 миллионов рублей. В нынешнем году из-за сложностей с наполнением бюджета финансирование сокращено до 12 миллионов.

На эти деньги в Якутске строят теплые автобусные остановки, прокладывают летние водопроводы на окраинах, облагораживают общественные пространства, оказывают помощь инвалидам и семьям, попавшим в трудную ситуацию.

В Башкирии работает еще больше моделей народного бюджета – их пять. И одна из них уникальна.

И дороги, и молоко

До сих пор мы рассказывали о проектах, которые так или иначе связаны с благоустройством городов и поселков. И так во всех регионах. А в Башкирии есть особая программа – экономическая.

Это “Доходогенерирующие проекты в сельском хозяйстве”. Ее цель – развитие сельскохозяйственной кооперации. Сельчане предлагают проекты, на одобренные из республиканского бюджета дают гранты. Плюс средства инициативных групп. В основном это молочные хозяйства. Потому и проекты чаще всего связаны со сбором, хранением, перевозкой, очисткой и охлаждением молока для переработки.

Остальные четыре программы народного бюджета, как и везде, касаются ремонта школ и детсадов, клубов и домов культуры, дорог, водопроводов, благоустройства кладбищ, территорий, детских площадок. Для Программа поддержки местных инициатив проекты выбирают на общем собрании жителей. Максимально из республиканского бюджета на каждый из них дают по миллиону рублей.

Вот исполнится парню 14 лет – сможет ать за проекты народного бюджета. Тогда денег хватит и на площадку во дворе, и на клумбы.

К нему добавляют средства местные бюджеты. Для села или района – 5 процентов от суммы субсидии и не менее 15 процентов – для городов. То есть не более 50-150 тысяч рублей соответственно.

Население вносит не менее 10 процентов (100 тысяч рублей). Столько же – спонсоры, которыми могут стать предприниматели, частные лица или организации, кроме бюджетных.

Как собирают деньги у жителей? “Из самых активных и авторитетных людей выбирают инициативную группу из 5-10 человек.

Она и собирает с односельчан требуемую сумму, – рассказала “РГ” руководитель Центра изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований Академии наук Башкирии Лия Насретдинова.

– Затем вносит деньги на субсчет поселения или района. И как только на него поступят деньги от населения и спонсоров, республиканский бюджет выдает субсидию”.

Когда вся сумма собрана, начинаются торги, затем реализация проекта. Инициативная группа совместно с администрацией муниципалитета принимает работу. Она же подводит и финансовые итоги. При экономии средств, что бывает нередко, оставшиеся от субсидии деньги возвращают в бюджет. Как использовать сэкономленные народные деньги, решают на собрании жителей.

Также в складчину работает программа по комплексному благоустройству придомовых территорий “Башкирские дворики”. А в проекте “Наше село” республиканский бюджет уже не участвует. Используются только средства района, сельского поселения и жителей.

Но народный бюджет способен и на большее, например, создать в своем поселении новые рабочие места.

Хорошо развитое старое

В Архангельской области один из первых комитетов народного бюджета был создан в деревне Заозерье Мезенского района. Люди решили открыть у себя дом-интернат для престарелых, в котором могли бы поселиться одинокие старики из окрестных деревень.

Начали с нуля. И вытянули. Интернат стал “градообразующим” предприятием, в Заозерье потянулись новые жители.

Время от времени появляются желающие попилить народный бюджет. Цена вопроса высокая. Однако финансовый контроль пока остается слабым местом

Кроме того, в Архангельске работает проект “Бюджет твоих возможностей”, который позволяет внедрять креативные идеи горожан по развитию столицы Поморья. Предложить свой проект может любой желающий. В прошлом году поступило более ста инициатив. Их обсудили на общественных советах в округах.

А потом вынесли 20 лучших идей на общегородское онлайн-ание, в котором приняли участие более 32 тысяч горожан. На реализацию четырех инициатив, набравших большинство , муниципалитет выделил семь миллионов рублей.

Все проекты-победители связаны с обустройством спортивных площадок, в том числе на окраинах города.

Обсудим

Как выяснила “РГ”, у каждого народного бюджета в регионах – свои нюансы, проверенные временем с учетом местных обстоятельств. Чем же новый федеральный закон может помочь этой работе?

Проблемы есть. Об одной из них “РГ” рассказали в Якутии (кстати, это волнует не только Якутию). Время от времени появляются желающие попилить народный бюджет. Цена вопроса высокая, поскольку проектов много.

Сейчас городские власти Якутска пересматривают положение о “народном бюджете”, чтобы усилить контроль и отчетность. Ведь общественные контролеры, как правило, не специалисты. А содержать спецов для народного бюджета – накладно. Ловкачей, конечно, ловили за руку, и не раз.

Но это происходило тогда, когда деньги потрачены на другие цели.

Проблемные регионы Сибири получат средства из федерального бюджета

Слово специалистам и экспертам, опрошенным “Российской газетой”.

Евдокия Евсикова, первый заместитель председателя Якутской гордумы:

– В законе надо четко прописать все, что касается контроля за реализацией проектов народного бюджета и отчетности получателей денег.

Мы пытаемся найти нужные решения, но, к сожалению, не всегда удачно. Регионы и муниципалитеты могут и сами устанавливать, к примеру, правила отбора проектов и объемы финансирования. Но контроль должен осуществляться по правилам, введенным на федеральном уровне.

Владимир Климанов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС:

– Новый закон должен быть реальным форматом, вписывающимся в Бюджетный кодекс. Там большая часть рамочных требований уже прописана. Поэтому в этот кодекс должны быть внесены поправки, как и в закон об общих принципах организации местного самоуправления, чтобы дополнить их положениями о полномочиях и процедурах.

Если же говорить о том, чего в нем не должно быть, то это излишняя детализация, допустим, на какие направления расходовать средства. Скорее, надо прописать проекты, которые нельзя инициировать. То есть действовать по принципу не разрешительного, а запретительного характера. Например, тратить деньги на увеличение зарплат чиновникам или на какие-то учреждения.

Профицит бюджетов субъектов РФ сократился более чем в сто раз

Что касается государственного финансового контроля, то я не думаю, что тут нужно что-то вводить дополнительно. Вполне можно действовать в рамках существующих правил. Другое дело – необходимо будет закреплять в законодательстве новые формы контроля с учетом технологических новаций.

Но это не входит в задачу закона о народном бюджете.

Илья Ножечкин, председатель Ульяновской гордумы:

– На мой взгляд, нужно руководствоваться следующими принципами. Первый – открытость процесса отбора участников для вхождения в бюджетную комиссию.

Второе – открытое ание за проект при заседании комиссии. Третье – четкое определение суммы, которая закреплена в бюджете. Четвертое – обязательность к исполнению, что является залогом успешной реализации проекта.

Источник: https://rg.ru/2020/03/05/reg-pfo/kak-zhiteli-v-regionah-reshaiut-na-chto-potratit-biudzhetnye-dengi.html

Письмо Минфина России от 16 марта 2020 г. N 06-04-12/03/19887 О перечислении средств из бюджета одного гражданина и экономической основе обеспечения качества жизни, утверждении бюджетной сметы гражданина, получении гражданами доходов от использования природных ресурсов

Выделение денег из бюджета

Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросам перечисления средств из “бюджета одного гражданина” и экономической основы обеспечения качества жизни, утверждения бюджетной сметы гражданина, получение гражданами доходов от использования природных ресурсов и сообщает.

О перечислении средств из “бюджета одного гражданина” и экономической основы обеспечения качества жизни.

Отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс).

Так, статьей 6 Кодекса определено, что бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В соответствии со статьей 65 Кодекса формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Исполнение бюджетных обязательств обеспечивается путем направления бюджетных ассигнований в соответствии со статьей 69 Кодекса.

Расходование средств бюджета может осуществляться только в формах, которые прямо установлены Кодексом. При этом указанная в обращении форма выделения денежных средств из бюджета не предусмотрена.

Кроме того, граждане Российской Федерации не являются участниками бюджетного процесса (статья 152 Кодекса) и, соответственно, получателями средств соответствующего бюджета (статья 6 Кодекса).

Учитывая изложенное, бюджетным законодательством Российской Федерации не предусматривается возможность направления бюджетных ассигнований непосредственно гражданину в той форме, которая указана в обращении.

О получении гражданами доходов от использования природных ресурсов.

В соответствии с конституционными нормами природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Соответственно, каждый гражданин имеет право на часть доходов от использования природных ресурсов.

Такое право реализуется бюджетными правоотношениями и самой бюджетной системой Российской Федерации. В соответствии с нормами Кодекса доходы бюджетов формируются, в том числе, за счет налоговых и неналоговых доходов от использования природных ресурсов, зачисляемых в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.

Направление доходов от взимания рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов на выплату доходов гражданам предполагает реализацию уравнительного принципа расходования этих государственных средств, независимо от уровня благосостояния граждан.

Реализация такого подхода приведет к сокращению возможностей государства направлять дополнительные доходы от эксплуатации природных ресурсов, находящихся в его собственности, которые могут быть получены при введении рентных платежей, на реализацию программ социально-экономического развития страны и социальную поддержку малообеспеченных граждан.

Кроме того, часть доходов от пользования природных ресурсов расходуется на обеспечение всех функций государства, в том числе на оборону страны и безопасность государства, мобилизационную подготовку, реализацию государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, охрану прав и свобод гражданина, обеспечение политической стабильности, обеспечение правопорядка, организацию, координацию и регулирование экономических процессов, формирование государственной культурной политики, осуществление контроля за исполнением законов, обеспечение демократизации образования, установление режима природопользования и обеспечение здоровой среды обитания.

Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется вышеперечисленными расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством Российской Федерации. При этом перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Об утверждении бюджетной сметы.

Федеральный закон от 06.10.

2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерацией (далее – Конституция) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

При этом Конституцией и данным законом не предусмотрено установление бюджетной сметы гражданина.

Так, в соответствии со статьей 52 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно с соблюдением требований, установленных Кодексом.

Статьей 6 Кодекса установлено, что бюджетная смета является документом, устанавливающим в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Так, на основании бюджетной сметы осуществляется финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (пункт 2 статьи 161 Кодекса).

При этом бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа (пункт 1 статьи 221 Кодекса).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что граждане Российской Федерации не являются участниками бюджетного процесса (статья 152 Кодекса), и, соответственно, получателями средств соответствующего бюджета (статья 6 Кодекса), утверждение бюджетной сметы гражданина Российской Федерации бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Что касается статьи 131 Кодекса, то пункт 6 данной статьи касается уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации при предоставлении дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Данный уровень определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Указанное положение не распространяется на предоставление средств бюджетов бюджетной системы гражданам.
Учитывая изложенное, бюджетным законодательством Российской Федерации не предусматривается возможность направления бюджетных ассигнований непосредственно гражданину в той форме, которая указана в обращении.

Позиция Минфина России по вопросу “бюджета одного гражданина” размещена на официальном сайте Минфина России в разделе “Документы”, тип документа “Информационное сообщение”, дата документа 18.07.2011, прямая ссылка:

https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=13409&order_4=P_DATE&dir_4=DESC&page_ 4=495

Данная информация содержит разъяснение в части необоснованности предложений по предоставлению средств федерального бюджета отдельным гражданам и несоответствия таких требований законодательству Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Д.С. Хворостухина

Граждане России не являются участниками бюджетного процесса и получателями средств бюджета.

Бюджетное законодательство не позволяет направлять бюджетные ассигнования непосредственно гражданину на формирование “бюджета одного гражданина” и утверждать бюджетную смету гражданина.

Право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством. Межбюджетные трансферты предоставляются только между бюджетами бюджетной системы.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73926864/

Тратили мало и бесконтрольно: как расходовались деньги Резервного фонда

Выделение денег из бюджета

Счетная палата РФ отчиталась о том, как правительство тратило свой Резервный фонд за два последних года, и насколько эти траты соответствовали «национальным целям и стратегическим задачам РФ».

Резервный фонд правительства пополнялся за счет выделенных на госпрограммы, но неиспользованных средств бюджета, говорится в докладе СП. Возвращенные средства, например, в 2018 году достигали 81% от всех имеющихся в фонде средств.

Иными словами, фонд тратили очень скупо, в то время как в стране было немало чрезвычайных ситуаций, а фонд был создан, в том числе, для того, чтобы оперативно решать возникающие проблемы.

Он предназначен не только для финансовой поддержки федеральных целевых программ и нацпроектов, но и на компенсации пострадавшим гражданам, на субсидии региональным бюджетам, оказавшимся в форс-мажорных обстоятельствах.

Например, он мог быть потрачен на устранение последствий пожаров, наводнений, стихийных бедствий, на закупку медицинского оборудования и лекарств в случае возникновения их дефицита.

Как выяснила Счетная палата, фонд с каждым годом увеличивался в размерах, и в первом полугодии 2020 года в него было зачислено 2,1 трлн рублей. Это 10,7 % от общего объема расходов федерального бюджета в текущем году (19,6 трлн рублей).

Ранее глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин говорил, что объем неисполненных расходов федерального бюджета по итогам прошлого года может составить 1 трлн руб. В итоге Резервный фонд правительства в 2020 году был увеличен на 169,4 млрд руб. за счет неиспользованных средств, предназначавшихся для госпрограмм и госконтрактов.

Счетная палата также отметила нарушения порядка выделения средств. Деньги из фонда можно получить, как правило, по распоряжению премьера (в изученные годы правительство возглавлял Дмитрий Медведев). Необходимо обоснование, как эти средства помогут решить ту или иную проблему.

Как выяснили аудиторы СП, средства из Резервного фонда брались по заявкам вице-премьеров, а в пояснительных записках никто из чиновников не приводил расчеты, как повлияют госинвестиции на решение проблемы или на выполнение федеральной целевой программы.

В 2018 году правительство приняло 150 решений о необходимости использовать Резервный фонд, и только в 16 решениях приводились финансовые расчеты о влиянии выделенных средств на достижение целей госпрограмм. В 2019 году было 197 решений об использовании Резервного фонда и только 34 финансово-экономических обоснований этих решений.

Даже когда обоснования были детально проработаны, чиновники не обозначали, как финансирование повлияет на те цели, которые поставлены в госпрограмме или в нацпроекте.

Например, Минобрнауки в сентябре 2019 года получило из Резервного фонда более 1 млрд рублей на «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».

Как этот миллиард улучшил приоритетные разработки чиновники сохранили в тайне.

Бери, сколько хочешь

Аудиторы обнаружили также, что распорядители бюджетных средств (министерства) запрашивали дополнительные средства из фонда.

При этом оставляли в неизменном виде те задачи, которые было необходимо решить. То есть, денег брали больше, а работать интенсивнее и предъявить улучшенный результат не обещали.

«Материалы бóльшей части решений правительства (300 из 481) о выделении бюджетных ассигнований из Резервного фонда не содержат каких-либо сведений о влиянии (отсутствии влияния) предлагаемых решений на достижение целей госпрограмм или ФЦП», — вынесли вердикт аудиторы СП о качестве госменеджмента.

Например, для стимулирования продаж автотехники, использующей природный газ, Минпромторгу было выделено 4 млрд рублей для продажи 4 тысяч автомобилей (1 млн рублей на субсидирование продажи 1 автомобиля).

Но при этом были поставлены очень скромные задачи по обновлению парка сельхозтехники.

К 2025 году с учетом государственной поддержки обновить предполагалось всего 3,4% тракторов, зерноуборочных комбайнов – на 5,2%, кормоуборочных комбайнов — 4,8%.

Минтрансу было выделено 97 млн рублей на приобретение 17 автобусов для Республики Карелия. Однако эти деньги были потрачены на «уплату членских взносов международным организациям, участие в которых возложено на Минтранс России».

«Контрольное ведомство проинформировало Минфин и правительство о том, что в период 2018 — первое полугодие 2020 годов главные распорядители бюджетных средств не в полной мере соблюдали одну из обязательных норм законодательства», — ответили в Счетной палате на запрос «Газеты.Ru» о предложениях для улучшения ситуации с неэффективным расходованием госсредств.

Одновременно с проектами решений о выделении средств из Резервного фонда распорядители бюджетных средств должны представлять в правительство пояснительную записку, содержащую в том числе сведения о влиянии или отсутствии влияния этих ассигнований на достижение показателей (индикаторов) государственных программ, уточнили в СП.

Не прозрачно, бесконтрольно

То, что средства Резервного фонда правительства расходуются неэффективно – это свидетельство низкого качества государственного управления, считает главный экономист компании «Арикапитал» Сергей Суверов.

«Госфинансам не хватает прозрачности, контроля.

Так, Счётная палата проверяет распоряжение средствами фонда лишь задним числом, а контроль над деятельностью Минфина со стороны профильного комитета Госдумы недостаточный», — говорит Суверов.

Эффективность госрасходов можно поднять очень просто, отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. «Не выполнены цели, не достигнут результат — увольнение с «волчьим билетом». Либо укажите реальные, а не фиктивные причины, по которым целевых показателей достичь не удалось», — говорит Кричевский.

За госфинансами необходим не только постконтроль со стороны Счетной палаты или отчет правительства в Гослуме за прошлый год, но и периодический и выборочный контроль на разных стадиях освоения бюджетных ассигнований, добавляет шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2020/11/11/13357129.shtml

Цена эпидемии: Минфин РФ раскрыл размер антикризисной поддержки экономики

Выделение денег из бюджета

На поддержку экономики России в 2020–2021 годах будет направлено 9% ВВП. Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов. В переводе на рубли речь идёт о сумме порядка 10 трлн.

Деньги большие, отмечают эксперты, но проблема не в размере, а в том, кому и как эти средства будут выделяться.

Одно дело поддерживать предприятия, реально в них нуждающиеся, и совсем другое — решать финансовые проблемы тех, кто оказался ближе к власти.

Пандемия COVID-19 потребовала от властей всех без исключения стран принятия беспрецедентных шагов для поддержки забуксовавшей экономики. Россия не стала исключением.

Если говорить в целом, сколько денег государство затратит в этом году и следующем, то это около 9% ВВП, потому что мы перешли от профицитного бюджета к дефицитному, резко снижены доходы бюджета, и всё это потребовало изыскивать дополнительные финансовые возможности, — сказал Антон Силуанов в интервью, показанном на телеканале «Россия 24».

Министр также добавил, что из заявленных 9% ВВП 4,5% пойдут на реализацию мер, содержащихся в общенациональном плане по ликвидации последствий коронавирусной инфекции, и на поддержку тех граждан и отраслей, которые нуждаются в государственной помощи.

В прошлом году объём ВВП России составил 110 трлн рублей. В 2020-м сумма будет меньше, тем не менее общую стоимость антикризисной поддержки правительства можно оценить примерно в 10 трлн рублей.

Сумма достаточно большая, но вопрос заключается в деталях — на что пойдут эти деньги, отмечает завкафедрой общей и прикладной экономики Института экономики ГАУГН, член-корреспондент РАН Георгий Клейнер.

Государство — это абсолютный игрок, потому что оно не только играет, но и устанавливает правила. Его основная задача — провести водораздел между избыточным и необходимым регулированием в нашей экономике, основанный на научных исследованиях.

Современная экономическая наука должна предложить соответствующую модель будущего. Средства поддержки государства, а также цели и методы поддержки должны быть согласованы с этой моделью.

Только в этом случае деньги будут истрачены во благо развития страны.

Государственную поддержку следует направить на все составляющие экономики — производство, потребление, распределение и обмен, считает эксперт.

Особо можно выделить необходимость поддержки производственного спроса, который демонстрирует сейчас наибольший провал.

Экономист считает, что для его стимулирования следует ослабить налоговое бремя производителей, то есть направить заявленные правительством средства на покрытие выпадающих доходов государства.

Сергей Булкин/NEWS.ru

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец, в свою очередь, отмечает, что так много денег на поддержку экономики просто не нужно. Он исходит из того, что прогнозируемое падение ВВП России в этом году должно составить 4%, а значит, 9% — слишком большая сумма.

Конечно, можно взять деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и их потратить. Но это уже будет инструмент развития, а не поддержания на плаву.

Для удержания на плаву денег нужно меньше или вообще не нужно, так как никаких серьёзных угроз для благополучия страны на сегодняшний день не видно.

У нас стабильная ситуация в экономике, потребительская активность на довольно высоком уровне, а по многим позициям (автомобили, крупная бытовая техника и т. д.) стремление людей покупать товары и услуги выше, чем в прошлом году.

При этом меры поддержки, которые принимались весной этого года, практически не сработали, отмечает специалист. За исключением поддержки семей — пособий по безработице и выплат на детей. Можно предположить, что и в этот раз речь пойдёт о лоббизме отдельных отраслей, которые хотят получить деньги из бюджета, отметил эксперт.

Кому деньги

В начале октября правительство утвердило общенациональный план восстановления экономики. Он разбит на три этапа и будет считаться достигнутым, если на конец 2021 года уровень безработицы упадет ниже 5%, а ВВП вырастет не менее чем на 3%. Затраты на реализацию плана составляют 6,4 трлн рублей, из которых более 4 трлн уже потрачено, сообщила «Российская газета».

Напомним, что во время весенней волны коронавируса правительство принято два антикризисных пакета мер для поддержки экономики и населения. В тот момент на эти цели предполагалось выделить 2,1 трлн рублей.

Меры включали в себя отсрочку по уплате ряда налогов для малого и среднего бизнеса, предоставление предприятиям беспроцентных кредитов на выплату зарплат, отсрочки по погашению кредитов и ряд других шагов.

Для населения были увеличены пособия по безработице до размера одного МРОТ — 12 130 рублей в месяц.

На бумаге всё выглядит хорошо, но эксперты ставят под сомнение реальную эффективность и исполнение заявленных мер. Одна из проблем состоит в том, чтобы выделяемые деньги вовремя дошли до адресата, отметил эксперт Объединённого экспертного совета комитета по экономической политике и предпринимательству Нисим Рувинов.

Производства, работающие в непрерывном режиме, в целом продолжают функционировать. Но средний и малый бизнес — от строительства до гостиничного бизнеса — пережил очень большие потери за эти полгода.

Причём, по моим сведениям, гостиницам федеральный бюджет в той же Москве, например, так ничего и не компенсировал. Абсурд, но те, у кого по ОКВЭД была записана строка «торговля алкогольными напитками», компенсации так и не дождались.

До большинства индивидуальных предпринимателей деньги также не дошли и не дойдут.

Заявленная Антоном Силуановым сумма большая, но многие помощь не получат, а дойдёт она до тех, кто так или иначе ближе к власти, сетует эксперт.
Сергей Булкин/NEWS.ru

Предложения министра финансов касаются стимуляции макроэкономики, но не граждан, отмечает специалист по производным финансовым инструментам Вячеслав Зайченко.

Настоящая помощь — это снижение налогового бремени для населения и заморозка тарифов, например при оплате услуг ЖКХ. Тем не менее любая форма поддержки — это лучше, чем ничего, и заявленная главой Минфина поддержка на 100% реализуема. Хотя любая помощь — это впоследствии возможный рост инфляции и болезненное обеднение населения.

Антон Силуанов также отметил, что средств ФНБ достаточно, чтобы финансировать расходы бюджета в течение трёх лет при падении цены на нефть до $20 за баррель. По словам министра, в настоящее время объём Фонда национального благосостояния несколько превышает 7% ВВП.

На сегодняшний день нефть марки Brent на мировом рынке торгуется чуть выше $40 за баррель. Что касается российской экспортной марки Urals, Банк России недавно повысил прогноз её средней цены в 2020 году до $41. В 2021-м средняя стоимость сырья ожидается на уровне $45 за баррель.

Текущий уровень цен на нефть не грозит России никакой катастрофой, считает Алексей Зубец. Дальнейшая ситуация будет зависеть от того, как вторая волна коронавируса скажется на спросе на нефтепродукты, особенно на автомобильное и авиационное топливо, пояснил эксперт.

Источник: https://news.ru/economics/pandemiya-obojdyotsya-rossii-v-9-vvp-stolko-potratyat-na-podderzhku-ekonomiki/

Рост изобилия: ГД рассмотрит более тысячи поправок в бюджет

Выделение денег из бюджета

Выделить дополнительные деньги на субсидии для оплаты ЖКХ, увеличить выплаты медработникам из-за COVID-19, а также повысить финансирование сельского хозяйства и дорожного строительства предлагают фракции Госдумы в рамках второго чтения бюджета на 2021-ый и плановый период 2022-2023 годов. Как выяснили «Известия», в документ предложено внести рекордное количество поправок — более тысячи. Общая сумма всех финансовых изменений может превысить несколько триллионов рублей.

В Общественной палате обеспокоены сокращением финансирования нацпроектов, поэтому предлагают пойти на корректировку бюджетного правила, чтобы дать возможность дополнительного использования средств ФНБ. В Минфине «Известиям» сообщили, что парламент сам должен принять решение о целесообразности тех или иных изменений.

По каждой отрасли

Как рассказал «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Валентин Шурчанов, парламент завершил прием поправок в проект финансового плана на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

— По сравнению с предыдущими годами их гораздо больше, чем обычно. Можно сказать, что мы получили их рекордное количество: более тысячи. Уже в следующий понедельник, 16-го числа, наш комитет начнет их рассмотрение. Нет отрасли, которой они бы не касались, — пояснил парламентарий.

В комитете «Известиям» сообщили, что свыше 600 поправок предложил Минфин, остальные — другие субъекты законодательной инициативы, в том числе парламентские фракции.

Общая сумма всех финансовых изменений может превысить несколько триллионов рублей.

Однако самые высокие шансы быть принятыми имеют предложения «Единой России», которая, как сообщили «Известиям» в партии, провела предварительные консультации с кабмином.

— Для нас при разработке поправок главной стала их социальная направленность. Все они были очень серьезно проработаны с правительством и регионами и направлены на решение конкретных проблем граждан, а также на защиту их прав, — рассказал «Известиям» первый зампред фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев.

По его словам, речь идет о выделении дополнительных средств на улучшение инфраструктуры и качества жизни людей на селе и в городах, о программе переселения из аварийного жилья, а также о решении проблемы «цифрового неравенства»: обеспечении связью и интернетом малых населенных пунктов. Для реализации этих изменений потребуется 14 млрд рублей. По мнению единороссов, в масштабах бюджета эта сумма некритична.

Как выяснили «Известия», ЛДПР также провела консультации с правительством. Партия представит поправки по трем блокам: национальная экономика, социальная политика и помощь субъектам.

— Мы предлагаем дополнительно направить 50 млрд рублей на межбюджетные трансферты регионам, которые получали деньги из-за COVID в этом году. Эту помощь надо сохранить.

Во-вторых, 64 млрд рублей — на экономическое развитие, в том числе на поддержку промышленности, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, — пояснил «Известиям» представитель фракции, первый зампред комитета по бюджету и налогам Сергей Катасонов.

В социальной сфере, по его словам, важно заложить в бюджете дополнительные 10 млрд рублей на субсидии по оплате населением ЖКХ и выплаты медработникам, а также еще более 14 млрд рублей зарезервировать на различные субсидии, включая маткапитал.

— Наши поправки касаются увеличения финансирования соцсферы, поддержки отдельных отраслей промышленности, стимулирования медицинских работников, которые борются с коронавирусом, а также выделения средств на лечение от него.

Кроме того, мы предлагаем повысить зарплаты учителям, которые работают в условиях удаленки, и выделить деньги на поддержку гражданской авиации, особенно самолетостроения, — рассказал «Известиям» первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

В КПРФ считают необходимым увеличить финансирование программы сельских территорий, а также дополнительно выделить средства на развитие реального сектора экономики, субсидирование авиаперелетов на Дальний Восток и переселение с Крайнего Севера. Кроме того, коммунисты хотят усилить поддержку здравоохранения и региональных бюджетов.

— Но вряд ли наши поправки будут приняты, только если что-то по мелочам. Всё уже предрешено «Единой Россией», — пояснил «Известиям» член фракции, глава комитета по региональной политике Николай Харитонов.

Бюджетное одеяло

В Общественной палате, которая направила в Госдуму свое заключение на проект бюджета, серьезным его недостатком называют сокращение финансирования нацпроектов.

«Объемы финансового обеспечения большинства национальных проектов подверглись существенным секвестрам. Участники общественной экспертизы особое внимание акцентировали на том, что отказ от реализации этих мер либо их сокращение с высокой вероятностью будут негативно восприняты обществом», — говорится в заключении ОП, которое имеется в распоряжении «Известий».

В документе подчеркивается, что это может привести к невыполнению целей, которые поставил президент России: увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания.

В связи с этим общественники предлагают скорректировать бюджетное правило, чтобы дать возможность дополнительно использовать средства ФНБ. Тем более что, по оценкам правительства, к 2023 году его объем достигнет 12,6 трлн рублей.

Первый вице-президент бизнес-ассоциации «Опора России», эксперт ОНФ Владислав Корочкин назвал предложение Общественной палаты логичным.

— Всё просто, в ФНБ есть деньги, которые можно использовать в различных чрезвычайных случаях. В данный момент именно такой случай. Для того чтобы дать правильный импульс развитию экономики, часть средств вполне можно было бы потратить, — пояснил он «Известиям».

С этой точкой зрения согласен эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. По его мнению, и за майские указы, и за нацпроекты, и за восстановление экономики после пандемии различным министерствам придется отчитываться.

Каждый тянет бюджетное одеяло на себя, а денег на всё не хватает. Поэтому в условиях кризиса за эти средства будет очень жесткая конкуренция, считает эксперт.

Он также допускает, что Минфин в сложившейся ситуации не понимает — с выполнения каких задач нужно начинать.

В Минфине на просьбу «Известий» прокомментировать предложения ОП и фракций заявили, что принимать решение о том или ином изменении будет парламент.

«Поправки к проекту бюджета на предстоящую трехлетку вносятся в ответственный комитет — комитет Госдумы по бюджету и налогам. Итоговое решение о поправках принимает Госдума на пленарном заседании, во время рассмотрения проекта бюджета во втором чтении. Таким образом, именно Госдума, а не Минфин принимает или отклоняет поправки», — сообщили в пресс-службе ведомства.

Источник: https://iz.ru/1086246/natalia-bashlykova/rost-izobiliia-gd-rassmotrit-bolee-tysiachi-popravok-v-biudzhet

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.