Высшая судебная инстанция по уголовным делам

Инстанции судов: виды инстанций, описание, понятие, особенности

Высшая судебная инстанция по уголовным делам

Последнее обновление: 03.03.2020

При обращении в суд каждая из сторон надеется, что положительное решение их спора будет принято на первом же заседании. В реальности таких дел не так много, как хотелось бы всем участникам процесса. Значительная часть споров пересматривается сначала в апелляционном порядке, а иногда даже передается в суд кассационной инстанции.

Что такое судебная инстанция?

По своей сути судебная инстанция – это не орган или подразделение судебной системы РФ, а функция, которую они уполномочены исполнять. В России действует четыре инстанции, закон №1-ФКЗ от 1996 года:

  • первая;
  • апелляционная;
  • кассационная;
  • надзорная.

Исходя из правил судопроизводства в РФ, дела должны рассматриваться в строгой последовательности:

  1. В первой инстанции по существу (в обязательном порядке).
  2. В апелляционном, а затем кассационном порядке (если соблюдены сроки обращения с апелляцией). Если апелляцию не подавали, то остается возможность обращения с кассацией.
  3. В порядке надзора. Оценку законности проводит Президиум ВС РФ.

Функции и градация судебных инстанций

Виды и отличия судебных инстанций

Человеку, впервые обращающемуся в суд, нужно четко разделять понятия юрисдикции, подсудности и инстанции:

  • юрисдикция – полномочия отдельного суда рассматривать дела разной направленности (гражданские споры, уголовные деяния, разбор разногласий между субъектами хозяйствования);
  • подсудность – иск должен быть направлен по территориальности (в некоторых делах это только место нахождения ответчика, а в отдельных – допускается обращаться по адресу регистрации истца);
  • инстанция – иск, жалоба или представление могут быть направлены в суды разной юрисдикции, если они имеют право выполнять ту функцию, которая необходима заявителю (рассматривать апелляцию, кассационную или надзорную жалобу).

Один и тот же судебный орган может выполнять роль одновременно нескольких инстанций (к примеру, Верховный Суд России совмещает сразу четыре функции). Для того чтобы разобраться в полномочиях разных ступеней в инстанционной судебной иерархии, нужно понимать общую суть каждой и различия между ними.

В зависимости от вида рассматриваемого дела, один и тот же орган может выступать как судом первой инстанции, так и апелляционной или кассационной инстанцией

Первая инстанция

Первая инстанция – начало любого судебного разбирательства. Заявление о предъявлении иска или о вынесении судебного приказа рассматривается судьей на предмет:

  • обстоятельств дела;
  • наличия либо отсутствия признаков преступления или правонарушения;
  • установления виновности конкретного ответчика.

Судьи рассматривают и изучают доказательства, оценивают возможность их процессуального применения, вызывают свидетелей, экспертов, прочих участников дела.

Важно! В различных случаях судом первой инстанции может выступать даже Верховный Суд России, ст. 2 закона №3-ФКЗ.

Вторая инстанция

Вторым этапом рассмотрения спора является апелляция – повторное разбирательство по делу, по которому уже вынесено решение. Начать апелляционное обжалование необходимо до момента вступления в силу постановления суда первой инстанции (обычно это происходит в течение месяца).

При апелляционном обжаловании суд второй инстанции заново рассматривает все детали и доказательства

Порядок подачи апелляционного представления определяется в соответствии с процессуальными нормативами РФ:

В 2019 году судебные органы общей юрисдикции были реформированы в части порядка рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб. В частности, законом №1-ФКЗ от 2011 (глава 2.2) года введены в действие Апелляционные суды общей юрисдикции. В их компетенцию входят представления и жалобы по спорам, проигранным в верховных судах субъектов федерации.

Как и прежде, в полномочии суда апелляционной инстанции в уголовном, гражданском и уголовном процессах осталось право:

  • отменить первое решение;
  • оставить его без изменений;
  • отменить постановление или приговор частично;
  • оставить обращение без рассмотрения (к примеру, если срок для подачи жалобы уже пропущен, и решение вступило в законную силу).

Важно! В процессе апелляционного обжалования происходит повторное рассмотрение дела, с изучением вещественных доказательств и подробностей дела. С октября 2019 года вновь образованные Апелляционные суды могут рассматривать также дела по вновь открывшимся свидетельствам и обстоятельствам.

Третья инстанция

В отношении постановлений и приговоров, вступивших в законную силу, может быть инициировано кассационное разбирательство. Податель жалобы может пропустить процесс апелляционного разбирательства.

Кассация затрагивает исключительно вопросы законности и справедливости решения, вынесенного в судах первой и второй инстанций. Изучение доказательств по делу и опрос участников процесса не производится. Изучаются только выводы суда и правильность применения правовых норм.

В кассационной жалобе можно указать:

  • на ошибку в применении норма права, которая имела существенное влияние на исход дела (с приведением убедительных доводов);
  • на нарушение прав третьих лиц, не участвовавших ранее в процессе.

Кассационный суд не может оценивать или основываться на обстоятельствах и доказательствах, которые не были представлены судье первой инстанции (или во время апелляции).

С 2019 года в России действует 9 Кассационных судебных подразделений, глава 2.1 закона №1-ФКЗ от 2011 года.

Их обязанность – рассматривать жалобы по делам общей юрисдикции в порядке кассации, а также по вновь представленным или раскрывшимся обстоятельствам.

Данная реформа позволила избежать ситуаций, когда апелляционную и кассационную жалобы по одному делу рассматривает один и тот же судебный орган.

Четвёртая инстанция

Верховный суд является наивысшей инстанцией

Наивысшей и исключительной ступенью судебного производства принято считать надзорную инстанцию. В порядке надзора решения и приговоры, вступившие в силу, рассматриваются Президиумом Верховного Суда РФ. Надзорная функция может распространяться на дела практически любой юрисдикции:

  • на уголовные – в порядке, предусмотренном главой 48.1 УПК (по приговорам, вынесенным Апелляционной коллегией ВС, кассационным решениям Судебных коллегий по уголовным делам и делам военнослужащих, постановления Президиума ВС);
  • на гражданские – согласно главе 41.1 ГПК (надзору подлежат определения ВС РФ, если дело рассматривалось в нем изначально, определения Судебных коллегий ВС по гражданским спорам и делам военных, Апелляционной коллегии ВС);
  • на арбитражные – в порядке, описанном в главе 36.1 АПК (Президиум ВС рассматривает решения Судебных коллегий, принятые в порядке первого рассмотрения, апелляционного или кассационного обжалования);
  • на административные – в соответствии с главой 36 КАС (по определениям Судебной коллегии по административным правонарушениям, принятые в первичном рассмотрении, в порядке апелляции или кассации).

Порядок рассмотрения дел судами разных инстанций

Особенности функционирования каждой инстанции

В схеме судов общей юрисдикции одно и то же структурное подразделение может выступать в роли разных инстанций.

Подразделение судебной системыРассматривают споры в качестве и порядке
первой инстанцииапелляционного обжалованиякассационного рассмотрения
Мировой судьяО разводе (без детей), имущественные споры (цена иска менее 50 000 руб.), выдача приказов до 500 000 руб, об административных нарушениях и уголовных проступках (если максимальное наказание не более 3 лет заключения)Нет полномочий
Районный судГражданские неимущественные и имущественные споры, уголовные дела, вопросы наследства и разводы (если есть дети), административные и трудовые спорыПересматривают решения мировых судейНет полномочий
Суды областные, субъектов федерации, краев, автономных округов и областейВсе гражданские споры, дела о сохранности гостайны, часть вопросов об админнарушенияхВ отношении решений районных судов по территориальностиПолномочия переданы в Кассационные суды, ст. 23.2 закона №1-ФКЗ
Верховный судЭкономические споры между федеральными властями и органами субъектов России, а также высшими органами госуправления РФВ Апелляционной палате рассматриваются решения, принятые ВС РФ, если дела изначально рассматривались в одной из Судебных коллегий ВСВ отношении решений, принятых высшими судебными органами субъектов РФ, а также решений других судов, если другие способы обжалования уже исчерпаны

Решения арбитражных судов первой инстанции проходят свой путь обжалования. По данной категории дел работают свои Арбтражные апелляционные суды (ст. 33.1 закона №1-ФКЗ от 1995 года), а кассации рассматриваются в Арбитражных судах округов (всего их 10 по всей России, ст. 24 закона №1-ФКЗ от 1995 года).

Для обжалования решений арбитражных судов предусмотрен отдельный порядок

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/sudebnaya-instanciya/

Инстанции судов: понятие, виды и описание

Высшая судебная инстанция по уголовным делам

Время чтения 7 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Инстанции судов – структурные подразделения судов или специальные суды, которые выполняют функции рассмотрения дел по существу и пересмотра судебных решений нижестоящих инстанций.

Российская судебная система представлена 4 инстанциями:

  1. Первая инстанция – рассмотрение дела и принятие решения по существу.
  2. Вторая инстанция – апелляционная, пересматривающая не вступившие в силу судебные акты.
  3. Третья инстанция – кассационная, пересматривающая судебные акты, вступившие в силу.
  4. Четвертая инстанция – надзорная, пересматривающая  судебные акты, принятые судами первой, апелляционной и (или) кассационной инстанции при наличии исключительных для этого оснований.

Некоторые специалисты в качестве отдельной инстанции выделяют также суды, уполномоченные рассматривать дела по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам.

Но такие суды не образуют какую-либо специальную категорию и не представлены особыми структурными подразделениями.

Дела по вновь открывшимся обстоятельствам пересматривает тот же самый суд, который принял или изменил подлежащий пересмотру судебный акт. То есть, в данном случае дело, по сути, рассматривается заново прежним судом.

Вышеперечисленные виды судебных инстанций есть практически во всех видах судопроизводств: гражданском (ГПК), арбитражном (АПК), административном (КАС) и уголовном (УПК). Исключение – рассмотрение дел об административных правонарушениях (КоАП) и обращений в Конституционный суд РФ (КС РФ).

В первом случае обжалование и пересмотр решений также возможны, но здесь не выделяется как таковых апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

В случае с Конституционным судом все объясняется особым статусом и специальным судопроизводством – решения КС РФ являются окончательными и не подлежат обжалованию.

Суды первой инстанции

Любое судебное разбирательство начинается с обращения в суд первой инстанции. Именно этот суд первично рассматривает дело и принимает решение по существу поступившего обращения. Этот уровень – основной.

Подавляющее большинство гражданских, административных и уголовных дел в первой инстанции – это дела, рассматриваемые на уровне мировых судей и районных судов.

В системе арбитражного судопроизводства им соответствуют суды субъектов федерации – на местном уровне арбитражных судов нет.

Вместе с тем, процессуальное законодательство предусматривает и такие ситуации, когда первой инстанцией являются суды более высокого уровня.

Подсудность гражданских дел, рассматриваемых в первой инстанции, определяется по правилам Главы 3 ГПК РФ:

  • мировые судьи – ст. 23 ГПК;
  • районные суды – ст. 24 ГПК;
  • военные суды – ст. 25 ГПК;
  • суд субъекта федерации – ст. 26 ГПК;
  • Верховный суд – ст. 27 ГПК.

Подсудность уголовных дел, рассматриваемых в первой инстанции, определяется ст. 31 УПК РФ. Мировые судьи, как правило, осуществляют судопроизводство по преступлениям небольшой тяжести. Районные суды считаются основным уровнем рассмотрения уголовных дел.

На уровне судов субъектов федерации ведется разбирательство по особо тяжким преступлениям, по делам, связанным с гостайной, а также в связи с уголовным преследованием лиц, обладающих особым статусом (депутат Госдумы, член Совфеда, судья).

Для рассмотрения дел о военных преступлениях и преступлениях, совершенных военнослужащими, предусмотрена своя специальная система военных судов.

Подсудность по административным делам, которые рассматриваются в соответствии с КАС РФ (публичные правоотношения), определяется Главой 2 КАС РФ:

  • мировые судьи – ст. 17.1 КАС;
  • районные суды – ст. 19 КАС;
  • военные суды – ст. 18 КАС;
  • суд субъекта федерации – ст. 20 КАС;
  • Верховный суд – ст. 21 КАС.

По иным административным делам – всем, что рассматриваются по правилам КоАП РФ, – устанавливается, во-первых, подведомственность (далеко не все дела разбираются в судах) и, во-вторых, подсудность.

Кто именно уполномочен рассматривать то или иное административное дело, определяется в соответствии с положениями Глав 22-23 КоАП РФ. Подсудность дел установлена ст. 23.1 КоАП РФ.

В этой статье перечисляются все правонарушения, которые рассматриваются судьями, а также определяется подсудность дел по таким правонарушениям – мировые судьи, районные, военные, арбитражные суды.

Итогом судебного разбирательства в суде первой инстанция становится определенное решение, которое ставит в деле точку. Если участники разбирательства (его стороны) или иные заинтересованные лица не согласны с вынесенным решением, они вправе его обжаловать. Вот здесь и появляется необходимость обращения в апелляционную инстанцию, а затем, возможно, и кассационную.

Вторая судебная инстанция

Вторая (апелляционная) инстанция – это суд  или структурное подразделение суда, которые в судебной иерархии стоят выше, чем суд (структурное подразделение), решение которого необходимо обжаловать.

Свои апелляционные инстанции предусмотрены для пересмотра решений:

  • по уголовным делам (процедура установлена УПК РФ);
  • по гражданским делам (ГПК РФ);
  • по арбитражным делам (АПК РФ);
  • административным делам, вытекающим из публичных правоотношений (КАС РФ).

Для рассмотрения дел в апелляционном порядке в зависимости от процесса предусмотрены либо специальные суды (в системе арбитражных судов), либо специальные структурные подразделения судов, которые уполномочены, среди прочего, рассматривать апелляционные жалобы (во всех остальных судах).

Куда подается апелляционная жалоба (представление):

  1. В системе арбитражного судопроизводства действуют специальные апелляционные суды, работающие по окружному (территориальному) принципу – ст. 33.1 ФКЗ от 28.04.1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  2. По гражданским делам суд апелляционной инстанции определяется в соответствии со ст. 320.1 ГПК РФ.
  3. По уголовным делам инстанция для подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) устанавливается по правилам, предусмотренным ст. 389.3 УПК РФ.
  4. Суды, рассматривающие апелляционные жалобы или представления по административным делам, вытекающим из публичных правоотношений, определяются согласно ст. 296 КАС РФ.

По делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном КоАП РФ, апелляционной и кассационной инстанций нет. Однако возможность обжалования все-таки предусмотрена.

В соответствии со ст. 30.

1 КоАП РФ, жалоба на постановление суда подается в вышестоящий суд: на решение мирового судьи – в районный суд, на решение районного суда – в суд субъекта федерации, на решение арбитражного суда – в окружной суд.

https://www.youtube.com/watch?v=Z0A43EUFM2o

В апелляционной инстанции обжалуются судебные акты, которые не вступили в законную силу. Если апелляция не дала нужного результата либо привела к негативному результату, далее возможно кассационное обжалование.

Кассационная инстанция

В кассационном порядке обжалуются судебные акты, которые уже вступили в силу. Как правило, обращение в кассационную инстанцию возможно только при условии, что уже был пройден апелляционный этап.

Суд кассационной инстанции – это вышестоящий суд или вышестоящее структурное подразделение суда по отношению к суду, решение которого обжалуется, в том числе по отношению к суду апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции определяется:

  1. По арбитражным делам – в соответствии со ст. 274 АПК РФ и ст. 24 ФКЗ от 28.04.1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  2. По гражданским делам – в соответствии со ст. 377 ГПК РФ.
  3. По уголовным делам – в соответствии со ст. 401.3 УПК РФ.
  4. По административным делам, вытекающим из публичных правоотношений – в соответствии со ст. 319 КАС РФ.

В арбитражном судопроизводстве действуют специальные кассационные суды. В судах общей юрисдикции кассационная инстанция – суд уровня субъекта федерации (первая кассация) и судебные коллегии Верховного суда (вторая кассация).

2018-2019 гг. – период реформирования институтов апелляции и кассации в системе судов общей юрисдикции. Здесь планируется создание апелляционных и кассационных судов наподобие системы, действующей в арбитражных судах.

Надзор

Четвертая (надзорная) инстанция – Верховный суд РФ (Президиум). Здесь могут пересматриваться решения нижестоящих судов только при наличии исключительных оснований, в частности, при нарушении публичных интересов, прав человека и гражданина, закрепленных международными нормами и (или) Конституцией РФ, либо нарушения единообразия применения и толкования норм права. 

Источник: https://law03.ru/society/article/instancii-sudov

Судебные звенья, судебные инстанции, подсудность дел судам общей юрисдикции по уголовным делам в Российской Федерации

Высшая судебная инстанция по уголовным делам

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению уголовного правосудия присяжных заседателей (ст. 1 Закона о судебной системе; ч. 1 ст. 1 Закона о статусе судей).

Суд — специально созданный орган государственной власти, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских, уголовных и иных дел, а также реализующий другие полномочия, принадлежащие судебной власти, в порядке, установленном законом.

Суды, составляющие систему судов общей юрисдикции, различаются объемом компетенции. В связи с этим они подразделяются на звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое положение в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы.

Суды общей юрисдикции, исходя из федеративного и административно-территориального устройства страны, подразделяются на четыре звена:

—первое звено (низшее) — мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривающие судебные дела только по существу (это суды субъектов РФ). Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

К компетенции мировых судей относится рассмотрение уголовных дел о менее опасных преступлениях (с мерой наказания до трех лет лишении свободы);

— второе (основное) — районные (городские в городах без районного деления) суды (это федеральные суды). Эти районные (городские) суды в пределах своих полномочий рассматривают дела по существу и в апелляционном порядке пересматривают судебные решения мировых судей.

— третье (среднее) — верховные суды республик, краевые областные, суды городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), суды автономной области, автономных округов (это федеральные суды). Эти суды в пределах своих полномочий пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке;

—четвертое звено (высшее) — Верховный Суд РФ (это федеральный суд), который является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Военные суды (это федеральные суды) подразделяются на три звена.

— первое звено (основное) — гарнизонные военные суды;

— второе (среднее) — окружные (флотские) военные суды;

— третье (высшее) — Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ. В системе военных судов нет мировых судей. Дела, подсудные мировым судьям в системе военных судов, рассматривают гарнизонные военные суды.

Районные (городские) и гарнизонные военные суды относятся к основному звену федеральных судов общей юрисдикции, поскольку они рассматривают большинство судебных дел.

Областные и им равные суды являются «непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации» (ст. 24 Закона о судах общей юрисдикции).

Помимо подразделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

— суды первой инстанции;

— суды второй (апелляционной) инстанции;

— суды кассационной инстанции;

— суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд, выполняющий определенную конкретную процессуальную функцию по разрешению судебных дел (вынесение первичного решения по делу, проверка законности и обоснованности вступившего или не вступившего в законную силу судебного решения).

Судом первой инстанции является тот суд, который выносит первичное решение по делу, разрешает судебное дело по существу. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).

В системе судов общей юрисдикции в качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена, но каждое звено имеет свою подсудность дел. Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: УПК РФ.

Различаются предметный, территориальный и персональный признаки подсудности.

Предметный признак подсудности означает, что звенья судебной системы имеют строго определенные полномочия по рассмотрению конкретных дел по первой инстанции. В основе этой дифференциации лежит сложность рассматриваемого дела, которая определяется видом и характером спора или правонарушения.

Территориальная подсудность означает, что каждый суд вправе рассматривать дела о правонарушениях и спорах, имевших место в границах определенной территории. Например, уголовное дело подлежит рассмотрению по первой инстанции тем судом, на территории действия которого совершено преступление (ст. 32 УПК РФ).

Территориальная подсудность дел может быть изменена в случаях, предусмотренных ст. 35 УПК РФ.

Персональная подсудность уголовных дел установлена ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в соответствии с которой дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда и мирового судьи подсудны областным и им равным судам по ходатайству названных лиц, заявленному до начала судебного разбирательства.

Суд второй инстанции рассматривает дела по жалобам и по представлениям прокурора на решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу. Суды этой инстанции составляют обычно второе звено судебной системы и называются апелляционными.

Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств и вынесением нового (апелляционного) приговора по уголовному делу.

В системе судов общей юрисдикции функцию апелляционной инстанции выполняют районные суды — по отношению к мировым судьям; областные и им равные суды — по отношению к районным и им равным судам; Верховный Суд РФ по отношению к областным и им равным судам.

Порядок апелляционного производства по обжалованию судебных решений по уголовным делам — гл. 45.1 УПК РФ. Поводом для апелляционного производства является апелляционная жалоба заинтересованного лица (участника процесса) или представление прокурора.

Апелляционный порядок обжалования судебных решений в судах общей юрисдикции установлен Законом о судах обшей юрисдикции (ст. 9, 10, 17, 20, 25, 28, 34) по уголовным делам с 1 января 2013 г.

С учетом этого внесены соответствующие изменения в УПК РФ – Законом № 433-Ф3.

Следует отметить, что в судах общей юрисдикции областные (и им равные) суды рассматривают в пределах своих полномочий дела по первой инстанции, в апелляционном и в кассационном порядке.

Порядок обжалования судебных решений, вступивших в законную силу, в судах общей юрисдикции и производства и суде кассационной инстанции по уголовным делам — гл. 47.1 УПК РФ.

Вступившие в законную силу судебные решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции.

Необходимость пересмотра судебных решений в порядке надзора вызывается тем, что не все нарушения закона, допущенные судом первой инстанции, устраняются в апелляционном и кассационном порядке. Суды этих инстанций и сами иногда допускают нарушение закона.

Таким образом, надзорная стадия является дополнительной гарантией обеспечения законности в судопроизводстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Производство в суде надзорной инстанции — это самостоятельная стадия уголовного судопроизводства.

Порядок пересмотра судебных решений в надзорном порядке в арбитражном процессе установлен в уголовном процессе гл. 48.1 УПК РФ.

В надзорном порядке суд может оставить оспариваемый судебный акт без изменения, изменить его или отменить полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд.

При проверке надзорными инстанциями судебных решений установлено две процедуры. Одну из них называют «производством в надзорной инстанции», а другую — «производством ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств».

Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств, а также порядок возобновления судопроизводства в связи с этими обстоятельствами указаны в процессуальном законодательстве (гл. 49 УПК РФ).

Таким образом, в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, которые составляют единую судебную систему

Органы прокуратура РФ

Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратура РФ. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Генеральный прокурор РФ руководит всей системой органов прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.

В связи с этими административными преобразованиями в структуре управления государственной властью на основании приказа Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» в этих федеральных округах были созданы самостоятельные управления Генеральной прокуратуры.

На управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах возложены, в том числе следующие полномочия:

1) координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

2) надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД России;

3) расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

Территориальные прокуратуры. Прокуратуры субъектов РФ образованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством Российской Федерации. Существуют прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, автономных округов и автономной области.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и иных административно-территориальных единиц. Они уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами.

Прокуратуры районов и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров

Специализированные прокуратуры.

Систему органов военной прокуратуры составляют: военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Природоохранные прокуратуры созданы в целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.

На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура – Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура, которая осуществляет уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне реки Волги.

Транспортные прокуратуры действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте.

Транспортные прокуратуры расследуют преступления, совершенные на транспортных объектах. Одновременно транспортные прокуратуры осуществляют надзор за законностью оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной полиции.

Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обслуживающих их режим и непосредственное функционирование, подчиняются территориальным прокуратурам субъектов РФ.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/18342.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.