Взятка ук рб

Об уголовной ответственности за экономические правонарушения и коррупцию

Взятка ук рб

Под коррупцией понимается умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества и др.

Соглашением о сотрудничестве генеральных прокуратур государств – участников СНГ в борьбе с коррупцией, заключенное в г. Астане 25.04.2007, к коррупционным преступлениям отнесены:

  • получение взятки;
  • дача взятки;
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями;
  • служебный (должностной) подлог;
  • хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно присвоение или растрата чужого имущества, совершенные с использованием своего служебного положения.

В числе преступлений коррупционного характера к наиболее опасным и имеющим тенденцию к распространению относятся:

1) получение взятки (ст. 430 УК);

2) злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК);

3) хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

В УК предусмотрена также ответственность и за инсценировку получения взятки или коммерческого подкупа (ст. 396).

Уголовный кодекс Республики Беларусь в зависимости от субъекта подкупа выделяет такие виды преступлений как:

1) коммерческий подкуп (статья 252 УК);

2) получение взятки (статья 430 УК);

3) дачу взятки (статья 431 УК):

4) посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);

5) получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (статья 433 УК).

Статья 210. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями

1.

Завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), – наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2.

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, – наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. Действия, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 424. Злоупотребление властью или служебными полномочиями

1.

Исключена.

2.

Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), –

наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3.

Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 426. Превышение власти или служебных полномочий

1.

Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение власти или служебных полномочий), –

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2.

Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, –

наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 430. Получение взятки

1.

Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки), – наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2.

Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере –

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

https://www.youtube.com/watch?v=YSR0qnacftM

Статья 431. Дача взятки

1.

Дача взятки – наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

2.

Дача взятки повторно либо в крупном размере – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.

3.

Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 432. Посредничество во взяточничестве

1.

Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) –

наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

2.

Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, –

наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

3.

Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 433. Принятие незаконного вознаграждения

1.

Принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда –

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2.

Те же действия, совершенные повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, –

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3.

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Информация из официальных источников:

  1. Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 165-3 «О борьбе с коррупцией»;
  2. Уголовный кодекс Республики Беларусь (текст кодекса по состоянию на октябрь 2009 года).

Источник: https://ipp.by/ideologicheskaya-rabota/profilakticheskaya-rabota/administrativnaya-i-ugolovnaya-otvestvennost/ob-ugolovnoj-otvetstvennosti-za-ekonomicheskie-pravonarusheniya-i-korruptsiyu

«ПОДАРОК» И «ВЗЯТКА»: как не переступить черту

Взятка ук рб

Актуальные правовые вопросы разбираем в беседе с заместителем прокурора Бобруйска Геннадием Сергеевичем ЯРМАКОМ.

Что же такое взятка?

— Сегодня хотелось бы поговорить прежде всего не о «чистых», обдуманных и осознанных фактах получения и дачи взяток, а о «пограничных» тонкостях и нюансах. Для успешного старта — такой вопрос: существует ли юридически точное определение понятию «взятка»? И далее — где с точки зрения закона пролегает граница между понятиями «взятка» и «подарок»?

— Однозначного определения отдельно взятого понятия «взятка» нет. Зато есть вполне четкое определение действия «Получение взятки» — оно закреплено в статье 430 Уголовного кодекса.

(Из статьи 430 УК РБ)

Получение взятки — принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий

Если говорить проще, то в данном случае мы имеем ряд квалифицирующих признаков. Во-первых, получатель взятки — должностное лицо. Во-вторых, он принимает презент в обмен на действия, напрямую связанные с его служебными обязанностями.

Подарок — совсем другое дело: здесь никак не участвует статус или должность его получателя, и факт дарения не предусматривает каких-либо ответных действий.

Понятие «дача взятки» предусматривает те же признаки, что и получение, только, скажем так, в зеркальном отражении, с другой стороны.

Лимит на презент

— В некоторых странах существуют закрепленные законодательно лимиты на стоимость подарков должностному лицу. Например, во Франции предельная стоимость подарка, который не считается взяткой, составляет 35 евро, в США — 50 долларов. Есть ли такой лимит в Беларуси? И — можно ли считать презентом денежную сумму, пусть она и укладывается в этот «норматив»?

— У нас все однозначно: руководящим работникам, тем более находящимся на госслужбе, никаких подарков принимать нельзя. Это закреплено в статье 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Она в частности сообщает, что «государственное должностное лицо не вправе принимать подарки, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных или иных официальных мероприятий».

Это же касается и супругов государственных должностных лиц, его близких родственников и свойственников, совместно проживающих с ним.

— «Протокольный» сувенир может быть разным: например, можно преподнести чиновнику, скажем, дорогие часы, снабдив их соответствующей случаю дарственной надписью…

— Эти нюансы позволяет регулировать 22-я статья Закона «О государственной службе».

Она отчасти дублирует статью 17 Закона о борьбе с коррупцией, но уточняет: «Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает должность».

— Говоря о возможных нюансах, приведу конкретный пример. Допустим, в ходе деловых переговоров с должностным лицом его собеседник предлагает ему продолжить общение в ближайшем ресторане — тем более что как раз время обеда подошло. После сытного обеда, когда приходит время расчета, собеседник говорит: «Не беспокойтесь, я все оплачу сам». Как трактовать такой поступок?

— Как попытку дачи взятки. Здесь ведь есть все характеризующие признаки: лицо при должности и деловой интерес.

«ДОРОГОЙ НАШ… ВЗЯТОЧНИК»

— В приведенных фрагментах статей законов рефреном звучит определение «государственный служащий». А что же насчет представителей частных предприятий?

— В соответствующих статьях Уголовного кодекса говорится о должностных лицах без указания формы собственности предприятий или организаций.

Следовательно, соответствующие действия руководящих работников частного сектора будут трактоваться аналогично поступкам их коллег из госструктур.

Другое дело, что частник едва ли будет брать взятку в обмен на действия, которые могут нанести вред его же предприятию.

— Естественно. Но вот одна из возможных ситуаций: к руководителю фирмы по производству, допустим, окон ПВХ, по очереди приходят два представителя фирм, которые производят стекла к этим окнам, и по очереди пытаются склонить «оконщика» к заключению контракта на поставку стекол, обещая ему подношение…

— Однозначно — это взятка.

— Меняется ли трактовка поступка в зависимости от времени: например, дорогой подарок педагогу после окончания учебы — это подарок, а во время учебы — уже взятка?

— Понятие срока в данном случае не привязано в теории уголовного права, и на квалификацию действий никак не повлияет. Основным квалифицирующим признаком является мотив.

Если студент придет с подношением к педагогу, который, нарушив свои должностные обязанности, завысил ему оценку, то абсолютно не важно, сделает он это до или после экзамена.

А вот если он, вручая подарок педагогу, который адекватно оценил его знания, скажет: «Вы замечательно отчитали курс лекций, я проникся вашим предметом и собираюсь посвятить этой науке всю свою жизнь», то это будет просто жест благодарности.

(Из статьи 433 УК)

Принятие незаконного вознаграждения — принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда».

— Еще одна достаточно частая ситуация: может ли считаться взяткой дорогой подарок начальнику от коллектива на день рождения или профессиональный праздник?

— Не откроем тайну, если скажем, что такие вот подарки часто — или скорее «как правило» — предусматривают желание дарящих увидеть ответную реакцию. В виде получения премии, или отпуска в июле, а не в феврале, или чего-то подобного.

То есть как раз то самое «покровительство по службе», о котором говорится в статье 430 УК. Так что не следует этого делать. Я знаю многих руководителей, которые в день рождения берут отгул и отключают телефон, чтобы не принимать таких вот подарков.

А членам коллектива в вашем примере в свою очередь следует помнить о статье 431 — «Дача взятки».

Горечь дареной шоколадки

— Чаевые официанту, таксисту, горничной в отеле могут считаться взяткой?

— Вот здесь нам стоит обратиться к тексту статьи 433 УК «Принятие незаконного вознаграждения». Появление этой статьи в Уголовном кодексе обусловлено необходимостью противодействия всем этим «шоколадкам секретарше», «пакетам врачу» и так далее.

Здесь все просто: госслужащие получают за свою работу зарплату, и какие-то бонусы за выполнение непосредственных служебных обязанностей априори не предусмотрены. Да, эта статья применяется у нас нечасто. Но бывает и такое. Например, недавно по ней был осужден врач-нарколог, принимавший презенты за оказание услуг по кодированию граждан, страдающих алкогольной зависимостью.

А санкции этой статьи весьма серьезные: часть 3 предусматривает наказание до восьми лет лишения свободы. Но — в данном случае это касается исключительно госслужащих. Следовательно, чаевые таксисту или официанту в частном ресторане могут быть уместны: что не запрещено, то разрешено.

А вот подарки врачам, учителям… Если вы хотите помочь школе — перечислите деньги на счет попечительского совета. А все эти часы и вазы — это то, что называется «бытовой коррупцией».

Да, сейчас правоохранительные органы прежде всего работают над выявлением коррупционных преступлений в других сферах — там, где проходят крупные финансовые потоки, где может быть нанесен существенный ущерб государству. Но если вектор работы будет перенаправлен на выявление бытовой коррупции, то это будет чревато неприятностями для многих. То же касается и взаимоотношений нанимателя и работника: они регламентированы контрактом и Трудовым кодексом, и усложнять их «подарками» не следует.

Беседовал Андрей ЧИЖИК

Фото Виктора ШЕЙКИНА

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Источник: https://komkur.info/proisshestvija/podarok-i-vzyatka-kak-ne-perestupit-chertu

Ответственность за взяточничество

Взятка ук рб

Ответственность за коррупционные преступления «взяточничество»

Ответственность за взяточничество наступает независимо от времени передачи взятки: до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц.

Статья 430 УК. Получение взятки

  1. Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки), –

наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

  1. Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере –

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

  1. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Статья 431 УК. Дача взятки

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

  1. Дача взятки повторно либо в крупном размере –

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.

  1. Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Статья 432 УК. Посредничество во взяточничестве

  1. Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) –

наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

  1. Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

  1. Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Примечание. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном.

Статья 433. Принятие незаконного вознаграждения

  1. Принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда –

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

  1. Те же действия, совершенные повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, –
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
  1. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Статья 396 УК. Инсценировка получения взятки, незаконного вознаграждения или коммерческого подкупа

Передача должностному лицу, работнику государственного органа либо иной государственной организации, не являющемуся должностным лицом, или работнику индивидуального предпринимателя либо юридического лица денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказание услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией»

Статья 39. Гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции

Физическое лицо, сообщившее о факте правонарушения, создающего условия для коррупции, коррупционного правонарушения или иным образом способствующее выявлению коррупции, находится под защитой государства.

Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам при наличии достаточных данных, указывающих на то, что в отношении их имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий, гарантируется применение мер по обеспечению безопасности в порядке, установленном законодательными актами.

Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, выплачиваются вознаграждение и другие выплаты, которые не указываются в декларации о доходах и имуществе.

Внимание!

«Телефон доверия» учреждения здравоохранения «Минский клинический консультативно-диагностический центр» 8(017)277-04-45 организован для приема анонимных обращений об имеющихся случаях коррупционных правонарушений в учреждении здравоохранения «Минский клинический консультативно-диагностический центр». Режим работы телефона – круглосуточный в режиме автоответчика».

Источник: https://mkdc-minsk.by/ru/poleznaya-informatsiya-dlya-patsientov/antikorruptsionnaya-rabota/otvetstvennost-za-vzyatochnichestvo.html

Что такое коррупционные преступления и что к ним относится

Взятка ук рб

Важным направлением деятельности ОВД в нашей стране является борьба с коррупцией и всеми ее проявлениями. В УК РБ за коррупционные преступления отвечают разные статьи и по ним предусмотрены наказания от штрафов до уголовной ответственности. В этой статье разберем ответы на все основные вопросы, касающиеся коррупционных преступлений.

Что такое взятка

Взятка – это противозаконная оплата деятельности должностного лица любой организации, в независимости от формы деятельности, т.е. как государственных, так и частных юридических лиц.

Предметом взятки могут быть как деньги, так и любые другие материальные ценности или имущество. Предмет взятки не обязательно должен быть передан напрямую должностному лицу. В случае, если она будет передана близким должностного лица и он против этого не возражал, то взяткополучатель понесет ответственность согласно УК РБ.

Законодательство Республики Беларусь не устанавливает минимальный размер взятки, при котором не наступает уголовная ответственность. Даже при ее размере в один белорусский рубль, ответственность будет согласно УК РБ.

Какие статьи относятся к коррупционным

К коррупционным преступлениям относятся не только получение или дача взятки, но и другие должностные преступления, указанные в Уголовном Кодексе РБ:

  1. Ст. 430 – получение взятки. Получением взятки считается, когда должностное лицо для себя лично или своих близких принимает материальные ценности или имущество, как вознаграждение за положительное решение вопросов в пользу лица, либо осуществление или неосуществление каких-либо действий в пользу взяткодателя, которые взяткополучатель мог бы совершить при помощи превышения служебных полномочий.
  2. Ст. 431 – дача взятки. Взяткодатель несет уголовную ответственность и наказывается от штрафа до 10 лет лишения свободы, в зависимости, был ли он ранее судим по коррупционным статьям или нет.

Важно! Если взяткодатель добровольно рассказал о преступлении и активно участвовал в его расследовании, то он освобождается от уголовной ответственности. Также, если присутствовало вымогание взятки должностным лицом, то взяткодатель будет освобожден от ответственности.

  1. Ст. 432 – посредничество во взяточничестве. Если вы передаете взятку по поручению лица, давшего или получающего взятку, то вы будете привлечены по 432 ст. Уголовного Кодекса РБ, что грозит штрафом или лишением свободы до 7 лет, в зависимости от ранних судимостей.
  2. Ст. 455 – бездействие, превышение или злоупотребление властью, которое вызвано корыстной или личной заинтересованностью. Наказание от 2 до 12 лет лишения свободы, может быть как со штрафом, так и без него.
  3. Часть 2 и 3 ст. 425 – бездействие лица, осуществляющего должностные обязанности, вызванные корыстной или личной заинтересованностью. Наказание может быть в виде штрафа, ограничения по службе или лишения свободы до 7 лет.

Если вы обвиняетесь в причастии или совершении преступления по одной из выше перечисленных статей, то за помощью сможете обратиться к адвокату по уголовным делам в Минске Коноплянникову Д. А.. Я вам помогу.

Изменения по коррупционным преступлениям

С 4 декабря 2019 года вступили следующие изменения:

  • По ст. 90 добавлен пункт, в котором указано, что лица, осужденные по коррупционным статьям, не подлежат условно-досрочному освобождению.
  • По ст. 91 добавлен пункт, в котором указано, что к лицам, отбывающим наказание по коррупционным преступлениям, не применяется замена неотбытой части наказания более мягким наказанием.

После этих изменений, помимо вышеуказанных, к коррупционным добавили статьи 210, 235 часть 2 и 3, 424, 426 часть 2 и 3.

Исходя из этих изменений, мы видим, что отношение к коррупции в нашей стране ужесточается и не стоит надеяться на снисхождение. В такой ситуации, обращение за помощью к адвокату по коррупционным преступлениям, становится единственно верным решением.

В каких случаях лицо освобождается от ответственности

Если вы оказались вовлечены каким-то образом в преступления, то даже в таком случае можно избежать уголовной ответственности.

Вам необходимо самостоятельно признаться в его совершении, рассказать обо всех обстоятельствах, оказать помощь в раскрытии коррупционного преступления.

Если вас вынудили к совершению преступления и это будет доказано, то в таком случае вы будете освобождены от уголовной ответственности.

Разграничение получение взятки от незаконного вознаграждения

Главным разграничительным признаком является признак субъекта указанных преступлений. Субъектом незаконного вознаграждения может быть любой работник, не являющийся должностным лицом, субъектом получения взятки – только должностное лицо.

Должностным лицом считается физическое лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.

В зависимости от того как будет квалифицировано преступление, как получение взятки или как незаконное вознаграждение, будет зависеть наказание. Самостоятельно не всегда получится разобраться во всех нюансах разграничения этих преступлений, в таком случае за помощью лучше обратиться к адвокату.

Адвокат в Минске Коноплянников Д. А. – это надежная защита ваших интересов и уверенность в полном юридическом сопровождении.

20.12.2019

Источник: https://advokatybelarus.by/info/chto-takoe-korrupcionnye-prestupleniya-i-chto-k-nim-otnositsya/

Адвокат по делам о взятках

Взятка ук рб

В последнее время количество уголовных дел по  взяткам постоянно и неуклонно увеличивается. Уголовной ответственности подлежат следующие действия – получение взятки (ст. 430 УК)), дача взятки (ст.

431 УК), посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).

Ответственность за указанные преступления достаточно суровая – например, получение взятки в размере свыше 1000 базовых величин наказывается лишением свободы сроком от 5 до 15 лет с конфискацией имущества.

Получение взятки

Взяткополучателями могут быть только должностные лица. « термина «должностное лицо» конкретизировано в частях 4 и 5 статьи 4 УК. Безусловно, что руководитель предприятия относится к этой категории, поскольку обладает организационно-распорядительными функциями.

К категории «должностное лицо» относятся лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий в связи с занимаемой должностью, а также лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, то есть по сути должности руководящего характера.

Многие склонны думать, что должностные лица – это только работники государственных органов и предприятий. Но это не так. Должностными лицами могут быть сотрудники организаций независимо от того, является она частной либо государственной.

Какого-то конкретного закрепленного перечня таких должностей не существует, каждый случай является уникальным, и вопрос отнесения лица к категории должностным решается судом исходя из должностных обязанностей лица.

Предметом взятки, как ошибочно часто считают, могут являться не только деньги – это может быть и услуга, какие-либо выгоды, подарки, то есть фактически предметом взятки могут выступать любые материальные ценности или выгоды имущественного характера. При этом минимальный размер взятки уголовным кодексом не установлен. Она может составлять и один рубль, и уже ее передача и получение будут являться уголовно-наказуемыми. Размер взятки может лишь влиять на часть статьи уголовного кодекса.

Кроме стоимости передаваемых должностному лицу предметов нужно учитывать их назначение. Так, грань между подарком и взяткой очень тонкая. Подарок может вручаться должностному лицу например, при проведении каких-либо официальных мероприятий, в связи с праздничными датами, присвоением званий и др. Взятка же передается за какие-либо действия.

Взятка передается за действия, которые лицо уполномочено совершать. Такие действия должны быть предусмотрены, например, должностной инструкцией либо трудовым договором. Если лицо получает вознаграждение за какие-либо действия, которые в круг его должностных обязанностей не входят, это не может считаться взяткой.

На практике часто случается, когда лицо получает денежные средства якобы за совершение каких-либо действий по службе (благоприятное решение какого-либо вопроса и т.д.), которое оно в принципе выполнить не может из-за отсутствия полномочий. Такие действия должны квалифицироваться как мошенничество – статья 209 УК.

Также следует учитывать, что должностные лица, как правило, кроме своих должностных функций выполняют и профессиональные. Например, врач, когда лечит людей, выполняет профессиональные функции, и в связи с этим не является должностным лицом и субъектом получения взятки – например, получая подарок от больного в качестве благодарности.

Но когда врач выписывает больничный лист, либо как член МРЭК устанавливает наличие инвалидности – он является должностным лицом и следовательно субъектом получения взятки.

Действия, совершаемые за вознаграждение – взятку – могут быть как законными, так и противоправными. Во втором случае  лицо несет ответственность за получение взятки, а также за противоправное деяние, совершаемое им в интересах взяткодателя.

Дела, связанные с получение и дачей взяток, достаточно сложные.

Поводами для возбуждения уголовного дела обычно являются сообщения граждан о преступлении либо явки с повинной, а также данные, обнаруженные в ходе оперативно-розыскной деятельности.

В процессе расследования нужно установить и доказать факт передачи вознаграждения, время, место, размер, способ передачи взятки и другие обстоятельства, содержание самого служебного действия, которое должностное лицо должно было совершить за вознаграждение, полномочия лица на совершения таких действий.

Кроме этого, как и по любому другому уголовному делу, необходимо установить все смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Для этого необходимо установить в том числе и ответить на вопросы, не занимает ли должностное лицо ответственное положение, не имело ли оно судимости за взяточничество, имело ли место вымогательство взятки со стороны должностного лица.

Также необходимо проработать и иные версии случившегося – возможно, взятка не давалась, а заявитель оговорил лицо либо добросовестно заблуждается.

Либо, например, денежные средства действительно передавались, но не как взятка, а как возвращение долга.

Бывают и такие ситуации, когда взяткодатель ошибочно принимает должностное лицо за другое, либо служебные действия совершаются не за взятку. Все эти версии должны быть проработаны.

Обычно при расследовании дел о взятках проводятся следующие следственные действия: проведение обыска в жилом помещении у взяткополучателя и по месту работы, наложение ареста на имущество (в целях обеспечения возможной конфискации), осмотр и выемка документов, допросы подозреваемых, свидетелей и иные.

Особое внимание следует уделить допросу подозреваемого. Уже до самого первого допроса очень важно побеседовать с адвокатом.

Внезапный допрос лишает подозреваемого возможности продумать свой ответ, и в таком случае не лишним будет и вовсе отказаться от дачи показаний, воспользовавшись своим законным правом, предусмотренным статьей 27 Конституции Республики Беларусь.

При допросе подозреваемого, который не признает свою вину, следователи используют различные тактические приемы. Например, предъявляют собранные по делу доказательства.

Важное значение имеет допрос на очных ставках, которые проводятся для устранения противоречий в показаниях подозреваемых и свидетелей.

Желательно сотрудничать с адвокатом с самого начала предварительного расследования, так как доказательства, собранные на первоначальном этапе, будут иметь решающее значение.

В практике адвокатов Адвокатского бюро «Маслов, Гашинский и партнеры» имеется положительная практика по делам о взятках.

В практике адвоката Гашинского А.В. было следующее дело:

Приговором районного суда, оставленным апелляционной инстанцией без изменения, К. и С. осуждены по ч.3 ст.430 УК, наказание назначено в виде лишения свободы сроком на 10 лет с конфискацией имущества.

К. и С. признаны виновными в получении взятки в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору за проведение оценки и занижение стоимости базы отдыха с целью последующей реализации.

Адвокатом Гашинским А.В. была подготовлена надзорная жалоба, в которой он указал на следующие обстоятельства:

Согласно статье 430 УК, к ответственности за получение взятки лицо можно привлечь только за такие действия, которые оно должно было или могло выполнить с использованием своих служебных полномочий.

Данное преступление будет считаться совершенным группой лиц по предварительному сговору тогда, когда в нем участвовало два или более должностных лица, которые ЗАРАНЕЕ договорились о совершении какого-либо действия в интересах взяткодателя.

Из должностной инструкции К. видно, что в круг ее полномочий не входят вопросы оценки и реализации имущество.

На вопрос свидетеля И. «возможно ли снизить цену базы отдыха» К. пояснила, что решение таких вопросов входит в компетенцию директора завода С.

В соответствии с контрактом директор завода С. среди своих трудовых обязанностей имел в том числе и произведение реализации имущества, обеспечение эффективного использования государственного имущества и устойчивое финансовое положение предприятия.

Из показаний свидетелей видно, что К. занималась организацией встреч с покупателями, в ее присутствии обсуждались вопросы приобретения базы отдыха по заниженной стоимости и получения за это материального вознаграждения, а затем она приехала к С., и по его указания положила к себе в сумку переданные В. в качестве взятки денежные средства.

Таким образом, вывод суда о получении взятки К. и С. группой лиц по предварительному сговору и об участии К. в совершении данного преступления в качестве исполнителя не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Исследованные обстоятельства свидетельствуют о том, что К. являлась не соисполнителем, а пособником получения С. взятки в особо крупном размере.

В результате президиумом областного суда из приговора было исключено указание о получении К. и С. взятки группой лиц по предварительному сговору, а действия К. переквалифицированы с ч.3 ст430 УК на ч.6 ст.16 ст.430 УК. Срок лишения свободы уменьшен до 6,5 лет лишения свободы.

Источник: http://advokatpro.by/advokat-po-delam-o-vzyatkax

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.